Воистину верующие. Поистине, верующие – братья. Высказывания ученых и сахабов

« Воистину, верующие - братья » (Худжурат 49/11)

«О люди! Воистину, Мы создали вас из мужчины и женщины и сделали вас народами и племенами, чтобы вы узнавали друг друга, и самый почитаемый перед Аллахом среди вас – наиболее богобоязненный. Воистину, Аллах – Знающий, Ведающий» (Худжурат 49/13)

Первое: Народы, языки и семьи – это знамения Аллаха

Если человек отвергает своих родителей, семью, родственников, игнорирует их, пренебрегает ими - все это совершенно безнравственно.

То, что человек рождает в какой-то семье, растет в какой-то языковой среде и в каком-то обществе, становится зрелым – это совершенно естественно. Как следует из аята «… Мы разделили вас на племена и народы…» каждый народ – знамение Аллаха.

Поддерживание родственных связей, благодеяния родителя – это все вменено нам в обязанность.

Второе: Ислам проклинает национализм

Очевидно, что начинать спор по этому вопросу бессмысленно.

Дозволенное известно, запретное известно. В этих ясных и определенных границах национализм занимает место в разделе запретного. Очевидно, что претендующие на исключительность своей нации подобны рожденным в прелюбодеянии. Это неоспоримая истина.

Третье: «Я думал, он мусульманин, а он, оказывается, грузин…»

Бывает и так, что выказывают национализм в отношении представителей других мусульманских народов. Например, среди нас (турок) встречается пренебрежительное отношение к мусульманам из армян, курдов, греков, этнических евреев, арабов, народа заза, туркменов, юрюков, албанцев, боснийцев, помаков, македонцев, сербов, осетин, абазов, черкесок, чеченцев и т.п.

Если кто-то свои семейные связи и этническую идентичность осознает отдельной от мусульманской общины в целом, старается создать особые отношения, тот, вне всякого сомнения «подобен рожденному в прелюбодеянии». Наш высокочтимый Пророк выказывал предупреждения в отношении именно этого национализма.

Четвертое: люди, занимающие какой-либо пост, предпочитают собирать вокруг себя представителей своей нации…

Будь это какой-либо бюрократ, будь мэр, будь депутат, министр или премьер-министр, каждый человек те полномочия, которые предоставил ему весь народ, видит в качестве средства реализации своего микро-национализма. И если он собирает свою команду, своих министров, депутатов, бюрократов, советников только по национальному признаку, пренебрегая критериями профессионализма и заслуг, то мы объявляем его «подобным рожденному в прелюбодеянии».

По-моему, в Турции наряду с декларацией доходов от политиков надо требовать и генеалогическое древо. Это генеалогическое древо необходимо и для того, чтобы узнать, с кем они сотрудничают в политике и ради каких «подобных рожденным в прелюбодеянии» направлены их политика, речи, лозунги, если они противоречат чаяниям нации. Лично меня очень интересует этнические корни последнего кабинета министров. Лично я очень хотел бы узнать этнические корни и родственные связи высшей бюрократии Стамбульской мэрии. Лично я умираю от любопытства, желая узнать родственные связи, генеалогические древа депутатов нашего парламента.

Если человек получил свои полномочия от всего народа, пусть и старается для всего народа. Пока он не отделится от ратующих о своем личном капитале, о своем микро-национализме, о своих интересах и гордыни, пока не объявит их «подобным рожденным в прелюбодеянии», он не дождется нашей благосклонности.

Вассалям.

Мехмет Йылмаз

Источник: http:// zipciktimyilmaz. blogspot. com/

Связанные с темой аяты :

«Верующие мужчины и женщины являются помощниками и друзьями друг другу» (Тауба 9/71)

«Неужели Мы мусульман приравниваете к грешникам? Что с вами? Как вы судите?» (Калям 68/35-36)

«Если вы станете повиноваться им, то окажетесь многобожниками» (Ан’ам 121)

«Воистину, верующие – братья. Посему примиряйте братьев и бойтесь Аллаха, – быть может вы будете помилованы» (Аль-Худжурат 49/10)

«О люди! Воистину, Мы создали вас из мужчины и женщины и сделали вас народами и племенами, чтобы вы узнавали друг друга, и самый почитаемый перед Аллахом среди вас – наиболее богобоязненный. Воистину, Аллах – Знающий, Ведающий» (аль-Худжурат 49/13)

«Он [Аллах] сказал: “ О Нух (Ной)! Он – не частица твоей семьи, и такой поступок не является праведным. Не проси Меня о том, чего не ведаешь. Воистину, Я призываю тебя не быть одним из невежд ” » (Худ 11/46)

«О те, которые уверовали! Не берите своих отцов и братьев себе в помощники и друзья, если они предпочли вере неверие. А те из вас, которые берут их себе в помощники и друзья, являются беззаконниками» (Тауба 9/23)

«Среди тех, кто верует в Аллаха и в Последний день, ты не найдешь людей, которые любили бы тех, кто враждует с Аллахом и Его Посланником, даже если это будут их отцы, сыновья, братья или родственники. Аллах начертал в их сердцах веру и укрепил их духом от Него. Он введет их в Райские сады, в которых текут реки, и они пребудут там вечно. Аллах доволен ими, и они довольны Им. Они являются партией Аллаха. Воистину, партия Аллаха – это преуспевшие» (Муджадаля 58/22)

Связанные с темой хадисы:

Посланник Аллаха (с.а.в.) сказал: “Кто будет по обычаям времен невежества призывать к национализму, тот из обитателей ада”. Один человек спросил: “О, Посланник Аллаха, да ж е если он будет совершать намаз и поститься?” Посланник Аллаха (с.а.в.) ответил: “Да, даже если он совершал намаз и постился! Вы призвайте [людей] к тому, кем вас назвал Аллах! А Аллах назвал вас мусульманами, верующими и рабами Аллаха. И вы призывайте людей к этому!» («Ат-Таргиб ват-тархиб»)

Посланник Аллаха (с.а.в.) сказал: «Тот, кто призывает к национализму – обычаю времен невежества, тот не из нас» (Насаи).

Посланник Аллаха (с.а.в.) сказал: «Во времена Мусы (а.с.) два человека перечисляли своих предков. Один сказал: “Я сын такого-то, а он сын такого-то, а он сын такого-то… ” И перечислил своих предков до девятого колена, а потом спросил у другого: “А ты кто?” Второй человек сказал: “Я такой-то, сын такого, а он сын сына Ислама”. Тогда Аллах послал такое откровение Мусе: “О, Муса! Скажи тем двоим: ‘О, ты, перечисливший своих предков до девятого колена! Все один девять в аду, а ты десятый с ними! О, ты, который связал род с двумя людьми, попавшими в рай! Ты третий с ними! ’”» (Ахмад, Насаи, Табарани).

Посланник Аллаха сказал: «О, люди! Хвала Аллаху, который избавил вас от грехов и гордыни времен невежества! О, люди, все человечество делится на две группы. Первая группа – это творящие благие дела, благонравные и избегающие грехов. Они возвышены в глазах Аллаха. Вторая группа же – это грешники и непокорные, они не имеют ценности в глазах Аллаха. А так все люди – потомки Адама, а Адама Аллах создал из глины». О том, что нет никакой основы для претензий на превосходство по национальному признаку, говорится и в другом хадисе: «Все вы сыновья Адама. А Адам сотворен из глины. Людям следует отказаться от того, чтобы хвастаться своими отцами и дедами, потому что в глазах Аллаха их ценность меньше ценности муравья» (Тирмизи).

Посланник Аллаха (с.а.в.) сказал: «Думают, что члены моей семьи (ахль аль-байт) ближе ко мне, чем другие люди. Но это не так. Мои друзья это богобоязненные из вас, к какой бы нации они не принадлежали и кем бы ни были» (Ибн Ахи Асим, Сунна).

Посланник Аллаха (с.а.в.) сказал: «Араб может превосходить неараба только богобоязненностью» (Бухари, Муслим).

Также Посланник Аллаха (с.а.в.) сказал: «В Судный день Аллах не будет спрашивать вас о вашем роде-племени. Поистине, самый лучший из вас перед Аллахом тот, кто больше остальных избегает дурного».

Посланник Аллаха (с.а.в.) сказал: «Аллах не смотрит на ваше богатство и одежды, Он смотрит на ваши сердца и деяния» (Муслим, Бирр, 33; Ибн Маджа, Зухд, 9).

(Ş amil Ansiklopedisi , Kavmiyet ç ilik Maddesi )

Перевод Гульсарии Ахметзяновой специально для Исламского портала

– это джамаат, община последнего Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего). Община крепнет, когда все верующие достойно относятся друг к другу, любят друг друга, уважают, помогают и делятся знаниями. Дружба ради довольства Аллаха, вот что отличает искренне верующего человека от других. Объединённые сердца не ограничиваются пребыванием только этой жизнью, но и переходят вместе в вечность.

Для мусульманина друг – это человек, спутник, с которым можно вместе идти по истинному пути Ислама. Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) передал, что однажды спросили у Пророка (мир ему и благословение Аллаха), какой из спутников лучший. Он ответил: «Тот, вид которого напоминает об Аллахе, речь которого увеличивает ваши добрые поступки, и дела которого напоминают о вечной жизни на том свете».

Есть много хадисов и аятов, объясняющих важность и пользу дружбы между мусульманами. Приведём некоторые из них.

Всевышний Аллах сказал: «Верующие мужчины и женщины являются помощниками и друзьями друг другу. Они велят совершать одобряемое и запрещают предосудительное, совершают молитву, выплачивают закят, повинуются Аллаху и Его посланнику. Аллах смилостивится над ними. Воистину, Аллах – Могущественный, Мудрый» (ат-Тауба 9: 71).

Аллах указывает на главные обязанности друзей – побуждать к выполнению обязательств перед Всевышним.

Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, о том, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Человек исповедует ту же религию, что и его ближайший друг, так пусть же каждый из вас обращает внимание на то, с кем он водит дружбу». Этот хадис передали Ахмад 2/303, Абу Дауд 4833, ат-Тирмизи 2378, аль-Хаким 4/171, аль-Байхакъи в «Шу’аб аль-Иман» 9438.

Это означает, что не следует брать себе в друзья людей далёких от Ислама, людей развратных и грешных. Мусульманину должен быть в кругу своих единоверцев, пребывать с праведными и достойными рабами Аллаха.

Зачастую люди остаются одинокими, никто с ними не дружит, и они начинают думать, что весь мир на них озлобился. На самом деле всё зависит от человека. Как он относится к людям, так и они к нему. Мир — это зеркало, отражающее нас самих.

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего) сказал: «Не уверует никто из вас до тех пор, пока не будет желать брату своему того же, чего желает самому себе» (Бухари, 13).

Передают со слов ‘Абдуллы ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Лучшим товарищем пред Аллахом Всевышним является тот, кто лучше всех (относится) к своему товарищу, а лучшим соседом пред Аллахом Всевышним является тот, кто лучше всех (относится) к своему соседу». Этот хадис передали Ахмад (2/167), аль-Бухари в «аль-Адабуль-муфрад» (115), ат-Тирмизи (1944), Ибн Хиббан (518, 519).

Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Когда двое любят друг друга ради Аллаха, более достойным из них всегда является тот, кто больше любит своего товарища”» . Этот хадис передали аль-Бухари в «аль-Адабуль-муфрад» (544), Ибн Хиббан (566), аль-Хаким (4/171)

Высказывания ученых и сахабов

Ибн Абу ‘Имран рассказывал: «Однажды я пришёл к Абу Зарру и нашел его в мечети в одиночестве. Я спросил его: “Почему ты один?” На что он ответил: “Одиночество лучше, чем плохая компания, однако хорошая компания лучше, чем одиночество!”» Абу аш-Шейх, ад-Дайлями, Ибн ‘Асакир. Хафиз Ибн Хаджар назвал иснад сообщения хорошим. См. «Файдуль-Къадир» 7/349.

Абу Суляйман ад-Дарани говорил: «Води дружбу только с двумя: человеком, благодаря ко­торому ты можешь получить пользу в своих мирских делах, и человеком, благодаря которому ты получишь пользу в том, что относится к миру вечному, а иметь дело с другими есть ве­ликая глупость!» См. «аль-Мау’изатуль-муттакъин» 128.

Имам Ибн Джама’а, делая наставление требующим знания, сказал: «Он должен общаться только с теми, кто может обучить его чему-нибудь и у кого он может поучиться сам. Если же он подружится с тем, с кем он попусту теряет свое время, кто ничему его не учит, у кого он ничему не научится, и кто не поддерживает его в том, что он делает, то пусть любезно прервёт с ним отношения с первых же дней знакомства. И это следует сделать сразу же, пока их дружба еще не окрепла, ибо от того, что уже укрепилось, избавиться тяжело. Факъихи говорили: «Легче предотвратить, нежели прекратить”». См. «Тазкирату-с-сами’» 84.

Имам аль-Хаттаби сказал: “Слова «Человек исповедует ту же религию, что и его близкий друг» означают, что дружить можно только с тем, чьей религией и праведностью ты доволен. Твой друг непременно станет склонять тебя к своей религии, на свой путь, и поэтому не обольщайся своей набожностью, не подвергай себя опасности и не бери себе в друзья тех, чьей религией и чьим путем ты не доволен.

Суфьян ибн ‘Уейна сообщил, что относительно этого хадиса говорили: «“Посмотрите на Фараона и на Хамана, который был рядом с ним! Посмотрите на аль-Хаджаджа и на Язида ибн Абу Муслима, который был еще хуже! И посмотрите на Сулеймана ибн ‘Абдуль-Малика и на его соратника Раджу ибн Хайву, который всегда поправлял его”. Говорят, что любовь названа словом “хиллят”, от того что любовь и симпатия проникают в сердце и укореняются в нём, и это ­– высшая форма братских чувств. Люди, как правило, являются чужими друг другу, и если они знакомятся и начинают дружить, то становятся близкими. Если между ними обнаруживается сходство, то они становятся любящими друзьями. Если же эта любовь крепнет, то между ними возникает то, что можно назвать словом “хиллят”». См. «аль-‘Узля» 56.

О джамаате

Временами в жизни каждого человека бывают моменты, когда его вера нестабильна. Что помогает в подобной ситуации? Поддержка других мусульман, хороший джамаат и руководство, которое невозможно иметь в одиночку.

Исламский социум основывался не на простом партнёрстве, а на любви и дружбе всех верующих.

Сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «В своем милосердии, любви и сочувствии по отношению друг к другу верующие подобны единому телу: когда одну из частей его поражает болезнь, все тело отзывается на это бессонницей и горячкой». Этот хадис передали аль-Бухари (6011) и Муслим (2586).

Сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «По отношению друг к другу, верующие подобны строению, отдельные части которого поддерживают друг друга», после чего он переплел между собой пальцы своих рук. Этот хадис передали аль-Бухари (6026) и Муслим (2585).

Ислам – это дорога, по которой не обязательно идти одному, особенно учитывая, что наша религия так высоко ценит дружбу и товарищество. Богобоязненный джамаат сподвигает человека на благие дела, что является прямым путём в Рай.

Права и свободы человека для мусульман имеют своим источником волю Всемогущего Творца и даны человечеству, как необходимое и позитивное средство выполнения воли Творца и достижения спасения в вечной жизни. Основные права и свободы человека установлены Самим Богом, доведены до людей через Его пророков, окончательно сформулированы в последней пророческой книге - священном Къуране. Потому никто из верующих не вправе ни отменять, ни изменять их, ни самолично, ни коллегиально (соборно). Слова Всевышнего "Нет принуждения в религии" создают фундамент для практической реализации права на свободу совести и свободу вероисповедания. Это право является необходимым условием существования мусульман, как в мусульманском государстве, так и в качестве граждан немусульманского государства, ибо только при гарантиях данного права мусульмане могут исполнять в полном объеме установления Аллагьа. "Не убивайте душу, что Аллагь запретной (для убийства) сделал, иначе как по праву, (данному Всевышним)" (Св. Къуран 17:33).
Полюбив Своих рабов, Всевышний Аллагь даровал им множество благ. Пребывание и передвижение по земле, каждый орган тела, пропитание, вдыхаемые глотки воздуха, здоровый образ жизни - все эти блага даны нам от Всевышнего Аллагьа.
Сколько бы мы ни поклонялись Аллагьу душой, телом и имуществом, нашей благодарности за дарованные нам блага нет конца. Поэтому совершать все обязательные и желательные действия, воздерживаться от запрещенных и порицаемых поступков должен каждый совершеннолетний и разумный верующий по мере своих возможностей.
В Хадисе говорится: "Добродетель - это охранная грамота для вас,- грех же заполняет все ваши мысли чувством вины и заставляет вас бояться, что и другие узнают о нем".
В Священном Къуране Всевышний говорит (сура 76):
"Ужель над человеком не прошел тот долгий срок, когда он был ничем? Мы человека сотворили из капли смеси. Чтобы испытать его, Мы одарили его зрением и слухом. И Мы (всевидением Нашим) определили ему путь; быть благодарным (Господу) или неверным. Назначили Мы для неверных ярмо, оковы и пылающий Огонь. А праведные будут пить из чаш напиток с добавлением Кафура. Что из источника служителей Аллагьа струею льется непрерывно".
Признание Всевышнего Аллагьа обязательно для каждого человека, однако наш разум не может постичь Его сущность. Нам дано знать только Его атрибуты (сифаты). У Аллагьа 99 прекрасных сифатов, некоторые из них можно обозначить следующим образом. Всевышний Аллагь - Существующий, Единый, Живой, Знающий, Слышащий, Видящий, Говорящий, Могущественный, Независимый Творец, Наделяющий благами, Справедливый, Прощающий, Милостивый. Аллагь лишен любых недостатков в Своей сущности, во всех атрибутах и действиях.
Человек способен логически прийти к идее существования Бога, открыть для себя Творца, но это открытие еще не будет верой. Идея Бога, возникшая в сознании, должна вызвать перемену духа, укорениться в душе человека не только на уровне разума, но и в сердце. Вера и есть особое состояние души. Она принадлежит внутренней духовной жизни человека, человеческому сердцу.
Есть определенные духовно- нравственные условия развития религиозного чувства. В первую очередь - это чистота ума, души, и сердца человека. В злую душу, в нечистый ум, в сердце, оскверненное грехом, не может войти Божественная премудрость, свет никогда не смешается с тьмой, чистота - с грязью. Не помраченное нравственное чувство, то есть способность отличать добро от зла и подчинять свою жизнь правде, есть непременное условие приближения к Богу. Если мы живем во лжи и в скверне, то не увидим Бога, не почувствуем Его сердцем своим, не прикоснемся к Нему своим разумом.
Мы должны просить Бога помочь нам жить по Его истине, не творить нечестия и грехов, не обманывать людей, не строить свое благополучие на несчастье ближнего, не умножать зла и насилия, в которое и без того погружено общество. Хвала и благодарность должны быть направлены Господу миров. Только у Него мы просим помощи, прощения и указания правильного пути.
Истина мусульманской веры не результат богословских споров, растянувшихся на столетия, обросших хитросплетениями теологической мысли, которые зачастую принимают за глубину, значимость религиозных догматов. Истины мусульманской веры были открыты в качестве Откровения самим Милостивым и Милосердным Аллагьом Святому Пророку МухIаммаду (с.т.гI.в.) в окончательном и полном виде. Основные положения вероучения и культа Ислама содержатся в Священном Коране в виде Божественных, неизменных истин в очень ясной и доступной для верующих форме.
Предназначение Ислама в том, чтобы мусульмане всей душой и сердцем всю жизнь чтили, любили Аллагьа, любили и уважали Его творения, и прежде всего человека. Ислам - это не просто признание каких- то религиозных положений, выполнение определенного круга обрядов, Ислам - весь жизненный путь человека по прямой дороге благочестия.
Истинно верующий человек не будет и не должен быть источником раздора и конфликта в отношениях с другими верующими, да и инаковерующими людьми. Но сегодня то там, то здесь не прекращаются очаги раздора, взрывы, убийства. Очень беспокоят войны, происходящие в мусульманских странах; в Ираке, Сирии, Египте, Палестине.
Всевышний Аллагь говорит:
"Воистину, верующие - братья, так устройте мир между вашими братьями! Будьте богобоязненными, и да будете вы помилованными" (Св. Къуран, 49:10).
Если одна религия противостоит другой, она перестает быть Господним вероучением и лишается благословения Всевышнего.
Священный Къуран учит: каждое откровение, предшествовавшее рождению религиозной структуры, имело пространственное временное и национальное ограничение и по истечении определенного срока исчерпывало свою надобность, оставляя в абсолютной неприкосновенности лишь фундаментальные заповеди направляющего толка. Эти заповеди были введены в канву последнего откровения Всевышнего - Священный Къуран.
Всевышний Аллагь, разъяснив установления религии и закона (шариат), ниспослал пророкам 104 свитка, по которым они призывали народы к вере и благочестию. Из божественных книг Мусе (гI.с.) ниспослан был Таврат, Давуду (гI.с.) Забур, Исе (гI.с.) - Инжил, МухIаммаду (с.т.гI.в.)- Къуран. Последнее писание - Къуран отменил некоторые установления предыдущих священных писаний и усовершенствовал их в соответствии с реалиями времени и народа. Къуран содержит в себе нормы для жизни и поклонения, необходимые для человечества до Конца Света.
В Исламе нет деления народов на лучшие и худшие, отсутствует утверждение об исключительности кого- либо только по происхождению или по половой принадлежности. Сам Пророк (гI.с.в.) учит: "О люди! Разве не один ваш Господь? Разве не один у вас отец? Разве есть у араба преимущество перед не арабом? Разве есть преимущество у не араба перед арабом? Или же у чернокожего перед белокожим и наоборот? Только в богобоязненности и благочестии заключается превосходство!"
Отсюда следует вывод и истина, что все верующие - братья, все мы слуги и рабы Аллагьа и обязаны быть преданными и верными Ему - нашему Создателю, нашему Творцу, единственному и неповторимому нашему Господу! Да хранит нас Аллагь и наставит на путь Истины!

В нашей жизни часто бывают случаи, когда мы наносим обиду, причиняем боль, портим отношения. Порой из-за каких-то недоразумений, из-за неудачной шутки или не поняв шутку, мы ругаемся, стараемся в ответ задеть ещё больнее.

Шайтан подталкивает нас портить отношения с людьми, находиться с братьями по вере в конфликте, не разговаривать с ними, не здороваться. Сделать первый шаг к примирению очень тяжело. Потому каждая сторона конфликта зачастую ждёт этого шага от другой стороны, ведь никто не хочет постоянно конфликтовать.

Поэтому Всевышний Аллах предписал нам выступать в роли миротворцев, примирителей. Всевышний Аллах в Коране сказал:

﴿ إِنَّمَا المُؤْمِنُونَ إِخْوَةٌ فَأَصْلِحُوا بَيْنَ أَخَوَيْكُمْ ﴾ الحجرات:10

«Воистину, верующие – братья. Посему примиряйте братьев (улаживайте же отношения между вашими братьями) ». (сура Аль-Худжурат, аят 10)

Улаживание отношений между участниками спора считается более ценным видом поклонения Всевышнему, чем совершение желательных намазов, потому что тем самым мы связываем родственные узы, укрепляем наше общество, избавляем людей от взаимной вражды и ненависти. Примиряя людей, мы способствуем очищению их сердец от чувства вражды, ненависти. Избавляя всех людей от ненависти друг к другу, мы делаем из них здоровых членов общества. Абу Дарда передаёт от Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха):

قال رسول الله صلى الله عليه وسلم: (ألا أخبركم بأفضل من درجة الصيام والصلاة والصدقة؟ قالوا: بلى، قال: إصلاح ذات البين، وفساد ذات البين الحالقة) رواه أبو داود وصحح ابن حبان

«Не рассказать ли вам о том, что выше по степени, чем соблюдение поста, совершение намазов и раздачи милостыни? » Сподвижники ответили: «Да, конечно, расскажи». Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал : «Примирение между сторонами, так как воистину, разлад их отношений «сбривает» благие деяния » (Абу Дауд и Ибн Хиббан, хадис достоверный).

Также от Пророка (мир ему и благословение Аллаха) приводится:

«Это сбривание. Я не говорю – сбривание волос, но сбривание религии ». (Абу Дауд, Тирмизи).

Из-за важности улаживания отношений Всевышний Аллах разрешил примиряющим то, что запретил остальным. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

ليس الكذاب الذي يصلح بين الناس فَيَنْمِي خيرا أو يقول خيرا متفق عليه

«Не является отъявленным лжецом тот, кто лжёт, стараясь примирить людей друг с другом и сообщая (или: говоря) им нечто благое » (Бухари и Муслим).

Ложь сама по себе является мерзким грехом, и существует множество хадисов, запрещающих лгать. Однако для примирения людей Всевышний разрешил прибегнуть ко лжи, которая будет во благо. Например, сказать одной из сторон конфликта, что другая сторона говорит о них только хорошее, или сказать, что они просят примирения, даже если это на самом деле не так. Или же, если одна из сторон оскорбила в присутствии примиряющего другую сторону, отрицать это, сказать, что оскорбления не было. То есть подобного рода обман допускается ради примирения.

Порой для примиряющего запретно говорить правду, если эта правда приводит к усугублению конфликта. Если он расскажет то, что об одних людях говорят другие, то он становится сплетником, даже если это правда. Разносить сплетни считается большим грехом, и сплетник не войдёт в Рай, как сказано в хадисе.

Примирение конфликтующих сторон имеет большое значение для общества, и многие даже не задумываются о такой деятельности. Некоторые считают, что лучше не вмешиваться в чужие конфликты, даже если легко могут уладить его. В большинстве случаев сами конфликтующие хотят помириться, но из-за гордости или гнева не могут это сделать. Поэтому наиболее мудрые люди с обеих сторон должны взять инициативу на себя и сделать шаг к примирению ради довольства Всевышнего Аллаха. Тот, кто примиряет людей ради Аллаха и ради пользы для общества, получает великую награду от Аллаха.