Верны ли следующие суждения об абсолютной истине. А8. Только в состав научного знания входят. В1. Вставьте пропущенное слово

1) установленные факты

2) экспериментально обоснованные выводы

3) логические умозаключения

4) результаты наблюдений

А9. Верны ли суждения о ложном знании? Ложными являются знания.

А. Не соответствующие предмету изучения.

Б. Не проверенные экспериментальным путем.

А10. Верны ли следующие суждения об истине? Истина - это

А. Объективное отражение в сознании человека предметов и явлений.

Б. Результат познания, существующий только в виде понятий, суждений и теорий.

1) верно только А 2) верно только Б

А11. Верны ли следующие суждения?

А. Изучение человеком самого себя может осуществляться в процессе общения, игры, труда.

Б. Самопознание в отдельных ситуациях требует специаль­ных усилий и знаний.

1) верно только А 2) верно только Б

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны.

А12. Человек может определить, каков он есть на самом деле:

1) только изолировав себя от общения с другими людьми

2) не интересуясь мнением других о себе

3) сравнивая себя с другими людьми, узнавая их мнение о себе

4) исключительно на основании мнения о себе других людей

А13. Верны ли следующие суждения о самопознании?

А) Чтобы познать себя, необходимо наблюдать за собой и анализиро­вать свои поступки.

Б) Чтобы познать себя, необходимо следить за отношением к себе со стороны окружающих, их оценками своих действий.

1) верно только А 2) верно только Б

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А14. Что из перечисленного относится к донаучным знаниям?

1) мифы и легенды о сотворении мира

2) теория относительности

3) закон всемирного тяготения

4) закон соответствия спроса и предложения

А15. Что понимают ученые под абсолютной истиной?

1) исчерпывающее, точное знание об объекте исследования

2) объективные знания об объекте, достигнутые на определенном этапе познания

3) знание, осуществляемое только при помощи художественных образов

4) знание, полученное в результате применения только форм рацио­нального познания

А16. Отличительная особенность эстетического (художественного) познания:

1) получение знания при помощи художественных образов

2) приводит к относительным истинам

3) использует только формы чувственного познания

А17. Верны ли следующие суждения о познавательной деятельности? Познавательная деятельность людей:

А) Сопровождается ошибками, заблуждениями, иллюзиями.

Б) Неразрывно связана с работой сознания, волей, памятью, убеждениями.

1) верно только А 2) верно только Б

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны.

А18. Верны ли следующие суждения о познании?

А) В структуру рационального познания входят понятие, суждение, умо­заключение.

Б) Рациональное познание предваряет собой познание чувственное.

1) верно только А 2) верно только Б

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А19. Верны ли следующие суждения о познании?

А) Познание требует наличия познающего субъекта и познаваемого объекта.

Б) В качестве субъекта познания может выступать как отдельный чело­век, так и общество в целом.

1) верно только А 2) верно только Б

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А20. Верны ли следующие суждения о познании?

А) основными формами познания являются чувственное и рациональ­ное познание;

Б) рациональное познание предполагает осмысление сущности позна­ваемого объекта.

1) верно только А 2) верно только Б

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

Часть 2

В1. Вставьте пропущенное слово.

«Особым, присущим только человеку свойством, отличающим его от остальных живых существ, является.............., которое опреде­ляется как процесс отражения мира в понятиях, суждениях, те­ориях, производимых человеческим мозгом».

Занимаюсь в "Пять с плюсом" в группе Гульнур Гатаулловны биологией и химией. Я в восторге, преподаватель умеет заинтересовать предметом, найти подход к ученику. Адекватно объясняет суть своих требований и дает реалистичное по объему домашнее задание(а не как большинство учителей в год ЕГЭ десять параграфов на дом, а один в классе). . Занимаемся строго к ЕГЭ и это очень ценно! Гульнур Гатаулловна искренне интересуется предметами, которые преподает, всегда дает нужную, своевременную и актуальную информацию. Очень рекомендую!

Камилла

Готовлюсь в "Пять с плюсом" к математике (с Даниилом Леонидовичем) и русскому языку (с Заремой Курбановной). Очень довольна! Качество занятий на высоком уровне, в школе по этим предметом теперь одни пятерки и четверки. Пробные экзамены написала на 5, уверена, что ОГЭ сдам отлично. Спасибо вам!

Айрат

Готовился к ЕГЭ по истории и обществознанию с Виталием Сергеевичем. Он чрезвычайно ответственный по отношению к своей работе педагог. Пунктуален, вежлив, приятен в общении. Видно, что человек живет своей работой. Прекрасно разбирается в подростковой психологии, имеет четкую методику подготовки. Спасибо "Пять с плюсом" за работу!

Лейсан

Сдала ЕГЭ по русскому языку на 92 балла, математику на 83, обществозание на 85, считаю это отличным результатом, поступила в ВУЗ на бюджет! Спасибо "Пять с плюсом"! Ваши преподаватели настоящие профессионалы, с ними высокий результат гарантирован, очень рада, что обратилась именно к вам!

Дмитрий

Давид Борисович - замечательный преподаватель! Готовился в его группе к ЕГЭ по математике профильный уровень, сдал на 85 баллов! хотя знания в начале года были не очень. Давид Борисович знает свой предмет, знает требования ЕГЭ, он сам состоит в комиссии по проверке экзаменационных работ. Я очень рад, что смог попасть в его группу. Спасибо "Пять с плюсом" за такую возможность!

Виолетта

"Пять с плюсом" - отличный центр подготовки к экзаменам. Здесь работают профессионалы, уютная атмосфера, приветливый коллектив. Я занималась с Валентиной Викторовной английским и обществознанием, сдала оба предмета на хороший балл, довольная результатом, спасибо вам!

Олеся

В цетре "Пять с плюсом" занималась сразу по двум предметам: математикой с Артемом Маратовичем и литературой с Эльвирой Равильевной. Очень понравились занятия, четкая методика, доступная форма, комфортная обстановка. Я очень довольна результатом: математика - 88 баллов, литература - 83! Спасибо вам! Буду всем рекомендовать ваш образовательный центр!

Артем

Когда я выбирал репетиторов, в центре "Пять с плюсом" меня привлекли хорошие преподаватели, удобный график занятий, наличие пробных бесплатных экзаменов, моих родителей - доступные цены за высокое качество. В итоге мы всей семьей остались очень довольны. Я занимался сразу по трем предметам: математика, обществознание, английский. Сейчас я студент КФУ на бюджетной основе, и все благодаря хорошей подготовке - сдал ЕГЭ на высокие баллы. Спасибо!

Дима

Я очень тщательно подбирал репетитора по обществознанию, хотел сдать экзамен на максимальный балл. "Пять с плюсом" помогли мне в этом вопросе, я занимался в группе Виталия Сергеевича, занятия были супер, все понятно, все четко, при этом весело и непринужденно. Виталий Сергеевич так преподносил материал, что запоминалось само собой. Я очень доволен подготовкой!

А. Путь к абсолютной истине идет через истины относительные.

Б. Относительная истина – это полное, неизменное знание.
Ответ:

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

Верны ли следующие суждения о формах познания?

А. Ощущения – это результат непосредственного воздействия объекта на органы чувств.

Б. Каждое понятие в сознании человека находится в определенной связи с другими.

Эмпирический и теоретический уровни знания присущи

1) любому виду познания

2) научному познанию

3) обыденному познанию

4) рациональному познанию

Дайте определения:

    Познание Знание Две ступени познания Эмпирический уровень познания Теоретический уровень познания

Только в состав научного знания входят:

1) установленные факты

2) экспериментально обоснованные выводы

3) логические умозаключения

4) оценочные суждения

Какая из перечисленных истин опирается на повседневный опыт и не требует развернутых обоснований?

1) «законы, открытые Ньютоном, действуют только в земных условиях»

2) «перед засухой муравьи ищут для жилья затемненные, влажные впадины»

3) «в озоновом слое Земли появились дыры»

4) «при дыхании человек поглощает кислород и выдыхает углекислый газ»

Дайте определения:


· Сенсуализм

· Рационализм

· Познание

Верны ли следующие суждения о критериях истинности знания? Критерием истинности знания является

(-ются)
А. простота, ясность и непротиворечивость знания.

Б. соответствие знания общепринятым представлениям.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

Истина – это знание,

1)

3) добытое только научным путем

4) доступное каждому

Продолжите предложения

Познание проходит две ступени чувственное и ……..

Существуют два типа исследования эмпирический и ……

Критерием истины, читают эмпирики …..

Знание в широком смысле – это….

Какое из приведенных утверждений является научным?

1) Время течет повсюду одинаково и ни от чего не зависит.

2) Судьба человека зависит от расположения на небе звезд в момент его рождения.

3) Электрический ток течет по проводам так же, как вода по трубам.

4) Существует наследственная предрасположенность к отдельным заболеваниям.

Верны ли следующие суждения об истине?

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

Истина – это знание,

1) отражающее объективные свойства предмета

3) добытое только научным путем

4) доступное каждому

Исправьте ошибку

Познание – это результат знания.

Чувственное познание основано на логике

Эмпирический уровень познания опирается на научных теориях.

Что из перечисленного характеризует эмпирический уровень познания?

наблюдение отдельных фактов и явлений

объяснение изучаемых фактов и явлений

фиксация обобщений в форме законов

выдвижение и обоснование гипотез

«Прометей принес людям свет знаний». Данное утверждение является примером знания

Ответ:

житейского

мифологического

научного

«паранаучного»

верно только А

верно только Б

верны оба суждения

оба суждения неверны

Дайте определения:

· Сенсуализм

· Рационализм

· Познание

Ответ:

верно только А

верно только Б

верны оба суждения

оба суждения неверны

Верны ли следующие суждения об истине?

А. Истинные знания всегда добываются экспериментальным путем.

Б. Истинны только те знания, которые соответствуют моральным представлениям людей.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

Ответ:

Ответ:

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Запишите слово, пропущенное в таблице.

МЕТОД

ПОЗНАНИЯ

ХАРАКТЕРИСТИКА

Исследование явлений действительности в

контролируемых и управляемых (изменяемых) условиях

Выдвижение гипотез

Выдвижение догадок, предположений, для объяснения

фактов, не укладывающихся в старые теории.

Тренировочные задания. ПОЗНАНИЕ

Часть 1 (А)

[А] 1, Представление - это

1) чувственное отражение в виде образа предметов или явлений, сохраняющееся з сознании (памяти) после окончания непосредственного воздействия на органы чувств

2) отражение отдельных свойств и качеств предметов окружающего мира, которые непосредственно воздействуют на органы чувств

3) отражение предметов и их свойств, непосредственно

воздействующих на органы чувств з виде целостного образа

4) форма (вид) мысли, которая отражает общие и существенные признаки познаваемых предметов, явлений

Утверждение: «Товар имеет стоимость» является примером

1) представления

2)понятия

3) суждения

4) умозаключения

Верны ли следующие суждения о формах чувственного и рационального познания?

А. Ощущение, восприятие, понятие - это формы чувственного познания.

Б. Представление, суждение, умозаключение - это формы рационального познания.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Что представляет собой слово «цветок» в утверждении: «Вот растут цветы»?

1)восприятие

2) представление

3)понятие

4) суждение

Субъектом познания является

1) мировой разум

2) человек

3)природа

4) любое живое качество

Верны ли следующие суждения о познании?

А. Познание относится к базовым потребностям человека.

Б. Познание всегда носит творческий характер.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Критерием (ями) истины является (ются)

1) соответствие господствующему в обществе учению

2)практика

3) мнение руководства

4) все указанное выше

8. Определение: «Чувственный образ внешних характеристик предметов и процессов материального мира, непосредственно воздействующих на органы чувств» относится к понятию

1) гипотеза

2) представление

3)восприятие 4} ощущение

Верны ли следующие суждения о ступенях познания?

А. Различие между чувственным и рациональным познанием временное: вначале человек воспринимает внешние качества, свойства вещей, предметов, а затем пытается проникнуть в сущность предмета или явления. Б. Чувственное и рациональное познание взаимосвязаны и неразрывны.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Познавательная деятельность, в отличие от трудовой

1) предполагает соответствие цели и средств

2) ориентирована на процесс, а не на результат

3) осуществляется индивидуально

И чувственное, и рациональное познание

1) формирует представления и знания о предмете

2) начинается с ощущения

3) дает наглядный образ предмета

4) использует логическое умозаключение

Верны ли следующие суждения о процессе познания?

А. В процессе познания большую роль играют эмодии и чувства человека.

Б. В процессе познания определенное значение имеет интуиция человека.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Верны ли следующие суждения о социальном познании?

А. В социальном познании его субъект и объект совпадают.

Б. В социальном познании активно используется эксперимент.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Какое суждение строится на образе?

1) научное

2) практическое

3) художественное

4) житейское

Верны ли следующие суждения об абсолютной истине?

А. Ни одна из абсолютных истин не может стать относительной.

Б. Некоторые из абсолютных истин могут стать относительными.

1) верно только А

3) верны оба суждения

2) верно только Б

4) оба суждения неверны

Верны ли следующие суждения об истинности знания?

А. Истинность любого знания имеет свои пределы, поэтому в нем содержатся моменты как абсолютной, так и относительной истины.

Б. Все наши знания только относительно истинны, в них нет никакой абсолютной истины.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Определение: «Процесс получения объективного, истинного знания» относится к понятию

1) житейское познание

2)научное познание

3) художественное познание

4) практическое познание

Утверждение: «Этот дом больше, чем все остальные» является примером

Гипотезы

2) умозаключения

3) суждения

4)понятия

Верны ли следующие суждения об истине?

А. Абсолютной истиной называют знание, с которым все согласны, поскольку это то, что очевидно, что нельзя представить иначе.

Б. Относительная истина представляет собой знание, достаточное для успешного ведения человеком своих дел.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

К формам научного познания относится

1) гипотеза

3) проблема

4) все указанное выше

Какой из перечисленных примеров относится к житейскому познанию?

1) мудрость: «Утро вечера мудреней»

2) миф о Прометее

3) теория естественного отбора

4) наблюдение: при удалении размеры предмета умеыьшаются


  1. А. Истина – это соответствие знаний интересам человека.
    Б. Истина – это соответствие мысли действительности.

    1) верно только А;
    2) верно только Б;
    3) верны оба суждения;
    4) оба суждения неверны.

    2. Верны ли следующие суждения об истине? Истина – это
    А. Объективное отражение в сознании человека предметов и явлений.
    Б. Результат познания, существующий только в виде понятий, суждений и теорий.

    1) верно только А;
    2) верно только Б;
    3) верно и А, и Б;
    4) оба суждения неверны.

3. Верны ли следующие суждения об истине?
А. Истина относительна, потому что мир изменчив и бесконечен.
Б. Истина относительна, потому что возможности познания определяются уровнем развития науки.

1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.

4. Верны ли суждения?
А. Любая истина объективна и относительна.
Б. Абсолютная истина практически недостижима.

1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верно и А, и Б;
4) оба суждения неверны.

5. Верны ли следующие суждения? Относительной истиной называется знание
А. С которым не все согласны.
Б. Неполное, верное лишь в определенных условиях.

1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верно и А, и Б;
4) оба суждения неверны.

6. Верны ли следующие суждения об истинном и ложном в познании?
А. Все явления действительности могут быть оценены с точки зрения истинности или ложности.
Б. Ложное знание, принимаемое за истинное, – это заблуждение.

1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.

7. Верны ли следующие суждения о практике как критерии истины?
А. Практика – это критерий истинности наших знаний о мире.
Б. Практика – это не единственный критерий истины, потому что существуют явления, недоступные для практического воздействия на них.

1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верны и А, и Б;
4) оба суждения неверны.

8. Верны ли следующие суждения о критериях истинности знания?
А. Критерием истинности знания является простота, ясность и непротиворечивость знания.
Б. Критерием истинности знания является практическая направленность знания.

1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.

9. Верны ли следующие суждения о практике как критерии истины? Практика – это относительный критерий истины, потому что
А. Не все явления могут быть оценены как истинные или ложные.
Б. Существуют явления, недоступные для практического воздействия на них.

1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.

10. Верны ли следующие суждения о познании?
А. Познание мира может происходить в процессе повседневной жизни.
Б. Объектом познания может быть человек.

1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.

11. Верны ли следующие суждения о многообразии форм человеческого знания?
А. Опыт повседневной жизни – это один из способов познания мира.
Б. И научным знаниям, и знаниям, полученным в повседневной жизни, свойственна теоретическая обоснованность выводов.

1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.

12. Верны ли следующие суждения о многообразии форм человеческого знания?
А. Функции художественного образа в искусстве подобны функциям понятия в науке.
Б. Художественные образы – это всего лишь результат вымысла, они не отражают действительность.

1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.

13. Верны ли следующие суждения?
А. Наука и религия являются формами познания мира
Б. Религия и наука формируют два разных типа мировоззрения человечества.

1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верно и А, и Б;
4) оба суждения неверны.

14. Верны ли следующие суждения?
А. Особенностью социального познания является влияние позиции исследователя на оценку фактов.
Б. Научное изучение общества требует объективного подхода к фактам.

1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верно и А, и Б;
4) оба суждения неверны.

15. Верны ли следующие суждения о познании?
А. В структуру познания входят цель, средства, результат.
Б. Познание требует наличия объекта и субъекта познания.

1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.

16. Верны ли следующие суждения?
А. Понятие, суждение, умозаключение создают чувственный образ предмета.
Б. Умозаключение – это логическая связь суждений.

1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верно и А, и Б;
4) оба суждения неверны.

17. Верны ли следующие суждения о формах познания?
А. Результаты чувственного познания существуют в форме образов.
Б. Результаты рационального познания закрепляются в знаковых системах и в языке.

1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.

А1. В отличие от других видов познания, в процессе научного познания обязательно происходит

1) отражение внешних признаков познаваемого объекта

2) теоретическое обобщение результатов наблюдений

3) формулировка возможных ответов на возникающие вопросы

4) построение предположений, основанных на опыте

А2. Старшеклассники обучают младших школьников играть в компьютерные игры. Объектом данной деятельности являются

1) игровые умения младших школьников

2) старшеклассники, проводящие занятия

3) компьютеры, за которыми ведется обучение

4) компьютерные игры

А2. Полное, исчерпывающее, точное знание об объекте исследования называется

1) критерием истины

2) объективной истиной

3) относительной истиной

4) абсолютной истиной

А2. Мышление образами обязательная составляющая познания

1) художественного

2) научного

3) мифологического

4) житейского

А2. Опора на объективные факты при аргументации выводов - обязательная составляющая познания

1) художественного 3) мифологического

2) научного 4) житейского

А2. Среди наук о человеке и обществе отдельные социальные институты, процессы, социальные группы и общности являются предметом изучения

1) экономики 3) политологии

2) социологии 4) правоведения

А2. Логическое мышление лежит в основе познания

1) научного 3) религиозного

2) житейского 4) художественного

В6. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Люди, которые сами не занимаются наукой, довольно часто полагают, что_________(А) всегда дают абсолютно достоверные положения. Эти люди считают, что научные работники делают свои _________(Б) на основе неоспоримых _________(В) и безупречных рассуждений и, следовательно, уверенно шагают вперед, причем исключена возможность __________(Г) или __________(Д) назад. Однако состояние современной науки, так же как и __________(Е) наук в прошлом, доказывают, что дело обстоит совершенно не так».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один ,раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

1) факты 6) контакты

2) ошибка 7) возврат

3) психика 8) личность

4) выводы 9) история

5) науки

В данной ниже таблице приведены буквы, указывающие на пропуск слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами ответа.

Ответ: 541279

В7. Найдите в приведенном списке черты, отличающие научное знание от других видов познания мира. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) теоретическое обоснование

2) экспериментальная проверка

4) использование специальных понятий

5) сложность усвоения

Ответ: 1 2 4

2010

Научному здравому смыслу (который я принимаю) ясно, что познана только бесконечно малая часть вселенной, что прошли бесчисленные века, в течение которых вообще не существовало познания, и что, возможно, вновь наступят бесчисленные века, на протяжении которых будет отсутствовать познание. С космической и причинной точек зрения познание есть несущественная черта вселенной; наука, которая забыла упомянуть о его наличии, страдала бы с безличной точки зрения очень тривиальным несовершенством. В описании мира субъективность является пороком...

Но когда мы спрашиваем не о том, "что представляет собой мир, в котором мы живем", а о том, "как мы приходим к познанию мира", субъективность оказывается вполне законной.

Знание каждого человека, в основном, зависит от его собственного индивидуального опыта: он знает то, что он видел и слышал, что он прочел и что ему сообщили, а также то, о чём он, исходя из этих данных, смог заключить.

Со времени Протагора известен тезис, что данные опыта личны и частны. Этот тезис отрицался, потому что считали, как и сам Протагор считал, что если его принять, то он необходимо приведет к заключению, что и всё познание частно и индивидуально. Что же касается меня, то я принимаю тезис, но отрицаю вывод... Научное познание стремится стать абсолютно безличным и пытается утверждать то, что открыто коллективным разумом человечества...

Коллектив знает и больше и меньше, чем индивидуум: он знает, как коллектив, всё содержание энциклопедии и все вклады в труды научных учреждений, но он не знает тех лежащих близко к сердцу и интимных вещей, которые составляют колорит и самую ткань индивидуальной жизни. Когда человек говорит: "Я никогда не смогу передать того ужаса, который я испытал, увидев Бухенвальд" или: "Никакие слова не могут выразить моей радости, когда я снова увидел море после долгих лет тюремного заключения", он говорит нечто такое, что является истинным в самом строгом и точном смысле слова: он обладает через свой опыт познанием, которым не обладают те, чей опыт был другим...

Развитие нашего познания, если оно успешно, имеет сходство с приближением путешественника к горе сквозь туман: сначала он различает только крупные черты, если даже они имеют не вполне определенные контуры, но постепенно он видит всё больше деталей, и очертания становятся резче.

(Бертран Рассел)

Баллы

В правильном ответе должны быть указаны следующие проявления ограниченности познания:

1) познана только бесконечно малая часть вселенной;

2) было (и, возможно, будет) время, когда познание не существовало (не будет существовать).

Указаны два проявления.

Указано одно проявление.

Ответ неправильный.

Максимальный балл

2010. 302

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Баллы

Правильный ответ должен содержать следующие положения:

1) с одной стороны, субъективность является пороком при ответе на вопрос «что представляет собой мир»;

2) с другой стороны, при ответе на вопрос «как мы приходим к познанию мира» субъективность оказывается вполне законной.

Указаны две стороны субъективности.

Указана одна сторона субъективности.

Ответ неправильный.

Максимальный балл

2010. 302.

С3. Как автор оценивает возможности коллективного познания в сравнении с индивидуальным? Используя обществоведческие и исторические знания, материалы СМИ, приведите по одному примеру каждой из этих форм познания.

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Баллы

Правильный ответ должен содержать следующие позиции:

-«Коллектив знает и больше и меньше, чем индивидуум: он знает, как коллектив, все содержание энциклопедии и все вклады в труды научных учреждений, но он не знает тех лежащих близко к сердцу и интимных вещей, которые составляют колорит и самую ткань индивидуальной жизни»;

2) пример коллективного познания, например, разработка актуальной темы большим научным коллективом (средства защиты ядерных реакторов и т.п.)

3) пример индивидуального познания, например, открытие ученым научного закона (периодический закон Менделеева).

ИЛИ Приведен пример одной из форм познания.

Ответ неправильный.

Максимальный балл

2010. 302.

Опираясь на знания курса, назовите любые два других способа (пути) познания мира.

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Баллы

2) подтверждение-положение текста («Знание каждого человека в основном зависит от его собственного индивидуального опыта»);

3) перечисление других способов познания мира, например:

Народная мудрость как обобщение опыта повседневной жизни;

Искусство как специфический путь познания;

Научное познание мира.

В ответе присутствуют три из названных выше элементов.

В ответе отражен один любой элемент из названных выше.

Ответ неправильный.

Максимальный балл

С5. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «научное знание»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о научном знании.

104. 2010.

С7. В искусстве допускается художественный вымысел, привнесение от самого художника того, чего именно в таком виде нет, не было и, возможно, не будет в действительности. Почему же, несмотря на это, искусство считают одной из форм (путей) познания объективного мира?

Опираясь на обществоведческие знания, укажите две особенности этой формы познания.

Элементы ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки, не искажающие смысл)

Баллы

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) ответ на вопрос, например: искусству дано ухватить и выразить такие явления, которые невозможно отразить и понять никакими другими способами;

2) две особенности искусства как формы познания, например:

Образное отображение мира и человека в мире;

Опора на единичное, индивидуальное, неповторимое;

Условный характер создаваемых произведений.

Ответ может быть дан в других формулировках. Могут быть названы иные особенности искусства.

Дан ответ и названы две особенности.

Дан ответ и названа одна особенность.

ИЛИ Ответ не дан, названы две особенности.

Дан ответ, особенности не названы.

ИЛИ Названа одна особенность.

Ответ неправильный.

Максимальный балл

С6. Назовите любые три формы познания мира и проиллюстрируйте примером каждую из них.

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Баллы

В ответе могут быть названы и проиллюстрированы, например, следующие формы познания:

1) научное познание, или наука (теория относительности Эйнштейна);

2) художественное познание, или искусство (информация об исторических сюжетах, переданная средствами литературы, музыки и др.; например, в опере «Князь Игорь», романе «Война и мир»);

3) житейское познание, или опыт повседневной жизни (наблюдение ребенка за падающими предметами, льющейся водой и т.п.).

Могут быть названы другие формы и приведены другие примеры.

Названы и проиллюстрированы три формы.

Названы две-три формы, проиллюстрированы две формы. ИЛИ Названы и проиллюстрированы две формы, третья не названа, но понятна в контексте приведенного примера.

Названы одна-три формы, проиллюстрирована одна форма.

ИЛИ Названа и проиллюстрирована примером одна форма, одна-две другие формы не названы, но понятны в контексте одного-двух приведенных примеров.

ИЛИ Названы только три формы.

ИЛИ Приведены только три примера.

Приведены только один-два примера.

ИЛИ Названы только одна-две формы.

ИЛИ Ответ неправильный.

Максимальный балл