Вера православная - житие виталия. Святой преподобный виталий александрийский Где находятся мощи виталия александрийского

СВЯТОЙ Виталий родился во второй половине 6-го столетия. С юности он поступил в монастырь преподобного Серида около города Газы в Святой Земле, и здесь в течение многих лет вел строгую монашескую жизнь. В возрасте 60-ти лет Виталий покинул свою обитель и переселился в Александрию. В то время Александрийскую церковь возглавлял известный своей святой жизнью патриарх Иоанн, прозванный Милостивым (609-620 гг.).

Святой, достигнув старости (ему было 60 лет), дерзнул взять на себя необычайный подвиг: он записал к себе в помянник всех блудниц Александрии и начал усердно молиться о них. Преподобный трудился с утра до вечера и зарабатывал каждый день 12 медных монет. Вечером святой покупал себе один боб, который съедал не ранее заката солнца. Остальные деньги он отдавал одной из блудниц, к которой приходил на ночь и говорил: "Умоляю тебя, за эти деньги соблюди себя в чистоте эту ночь, не греши ни с кем". Затем преподобный запирался с блудницей в ее комнате, и пока блудница спала, старец всю ночь молился, читая псалмы, а утром тихо уходил от нее. И так он делал каждый день, посещая по очереди всех блудниц, причем брал с них клятву, что они сохранят в тайне цель его посещений.

Жители Александрии, не зная правды, возмущались поведением инока, всячески оскорбляли его, а он покорно терпел все насмешки и только просил не осуждать других.

Святые молитвы преподобного Виталия спасли многих падших женщин. Женщины, привыкшие к тому, что все воспринимали их лишь как товар и орудие для удовлетворения собственной похоти, столкнулись с проявлением подлинной христианской любви и святости. Такая встреча не могла не изменить жизнь хотя бы некоторых из них. Кроме того, преподобный Виталий составил помянник, в который записал всех падших женщин Александрии (можно представить, каким длинным был этот список, учитывая огромный размер города) и каждый день горячо молился за них. Одни из них ушли в монастыри, другие вышли замуж, третьи начали честно трудиться. Но рассказать о причине своего исправления и тем снять обвинения с преподобного Виталия они боялись - их связывала клятва, взятая святым. Когда одна из женщин нарушила ее и стала оправдывать монаха, она впала в беснование. Александрийцы после этого не сомневались в греховности преподобного.

Некоторые клирики, соблазнившиеся поведением монаха, донесли на него святому Патриарху Иоанну Милостивому. Но он не поверил доносчикам и сказал: "Перестаньте осуждать, особенно иноков. Разве не знаете, что произошло на Первом Никейском Соборе? Некоторые из епископов и клириков принесли друг на друга письменные доносы блаженной памяти царю Константину Великому. Он повелел принести зажженную свечу и, даже не прочитав писаний, сжег их и сказал: "Если бы я собственными глазами увидел согрешающего епископа, или священника, или инока, то покрыл бы такого своей одеждой, чтобы никто не видел его греха"". Так мудрый святитель пристыдил клеветников.

Преподобный Виталий продолжал свой трудный подвиг: являясь перед людьми грешником и блудником, он приводил заблудших к покаянию.

Однажды, выходя из блудилища, преподобный встретил шедшего туда юношу - блудника, который с бранью ударил его по щеке и закричал, что монах позорит Имя Христа. Преподобный ответил ему: "Поверь мне, что за меня, смиренного, и ты получишь такой удар по щеке, что вся Александрия сбежится на твой крик".

Спустя некоторое время преподобный Виталий поселился в небольшой келлии и в ней ночью скончался. В тот же час перед юношей, ударившим старца, появился страшный бес, ударил его по щеке и закричал: "Вот тебе удар от монаха Виталия". Юноша начал бесноваться. Он в исступлении катался по земле, рвал на себе одежду и кричал так громко, что собрал множество народа.

Когда через несколько часов юноша пришел в себя, то побежал к келлии преподобного, взывая: "Помилуй меня, раб Божий, что я согрешил против тебя". У дверей келлии он окончательно пришел в себя и рассказал собравшимся о своей встрече с преподобным Виталием. Затем юноша постучал в дверь келлии, но не получил ответа. Когда дверь взломали, то увидели, что преподобный преставился к Богу, стоя на коленях перед иконой. В руках у него был свиток со словами: "Мужи александрийские, не осуждайте прежде времени, пока не придет Господь, Праведный Судия".

В это время пришла бесноватая женщина, наказанная преподобным за нарушение тайны его подвига. Прикоснувшись к телу святого, она исцелилась и рассказала народу обо всем, случившемся с нею.

Когда о смерти преподобного Виталия узнали спасенные им женщины, они собрались и рассказали о добродетелях и милости святого.

Святитель Иоанн Милостивый, Патриарх Александрийский.

Святитель Иоанн Милостивый радовался, что не поверил клеветникам и не осудил праведника. Затем при стечении покаявшихся женщин, обращенных преподобным Виталием, святой Патриарх торжественно пронес его останки через весь город и предал их честному погребению. С тех пор многие александрийцы положили себе завет не осуждать никого.

Тропарь преподобному, глас 8: В тебе, отче, известно спасеся еже по образу приим бо крест последовал еси Христу, и дея учил еси презирати убо плоть, приходит бо: прилежати же о души, вещи безсмертней: тем же и со Ангелы срадуется, преподобне Виталие, дух твой.
Кондак преподобному, глас 2: Чистотою душевною Божественно вооружився, и непристанныя молитвы яко копие вручив крепко, пробол еси бесовская ополчения Виталие, моли непрестанно о всех нас.
Величание преподобному: Ублажаем тя, преподобне отче Виталие, и чтем святую память твою, наставниче монахов и собеседниче Ангелов.

Свои именины сегодня совершают христиане, нареченные в честь святых Виталия, Федора, Димитрия, Всеволода, Луки, Платона.

Мир и благословение Божие да пребывает с вами, дорогие именинники. Радости вам и мира о Духе Святом.

Сегодня святая Церковь совершает память преподобного Виталия Александрийского.

Инок монастыря преподобного Серида пришел в Александрию при святителе Иоанне Милостивом, Патриархе Александрийском.

Святой, достигнув старости (ему было 60 лет), дерзнул взять на себя необычайный подвиг: он записал к себе в помянник всех блудниц Александрии и начал усердно молиться о них. Преподобный трудился с утра до вечера, зарабатывал каждый день 12 медных монет. Вечером святой покупал себе один боб, который съедал не ранее заката солнца. Остальные деньги он отдавал одной из блудниц, к которой приходил на ночь и говорил: «Умоляю тебя, за эти деньги соблюди себя в чистоте в эту ночь, не греши ни с кем». Затем преподобный запирался с блудницей в ее комнате, и пока она спала, старец всю ночь молился, читая псалмы, а утром тихо уходил от нее. И так он делал каждый день, посещая по очереди всех блудниц, причем брал с них клятву, что они сохранят в тайне цель его посещений. Жители Александрии, не зная правды, возмущались поведением монаха, всячески оскорбляли его, а он покорно терпел все насмешки и только просил не осуждать других.

Святые молитвы преподобного Виталия спасли многих падших женщин. Одни из них ушли в монастыри, другие вышли замуж, третьи начали честно трудиться. Но рассказать о причине своего исправления и тем снять обвинения с преподобного Виталия они боялись - их связывала клятва, взятая святым. Когда одна из женщин нарушила ее и стала оправдывать монаха, она впала в беснование. Александрийцы после этого не сомневались в греховности преподобного.

Некоторые клирики, соблазнившиеся поведением монаха, донесли на него святому Патриарху Иоанну Милостивому. Но он не поверил доносчикам и сказал: «Перестаньте осуждать, особенно иноков. Разве не знаете, что произошло на Первом Никейском Соборе? Некоторые из епископов и клириков принесли друг на друга письменные доносы блаженной памяти царю Константину Великому. Он повелел принести зажженную свечу и, даже не прочитав писаний, сжег их и сказал: «Если бы я собственными глазами увидел согрешающего епископа, или священника, или инока, то покрыл бы такового своей одеждой, чтобы никто не видел его греха». Так мудрый святитель пристыдил клеветников.

Преподобный Виталий продолжал свой трудный подвиг: являясь перед людьми грешником и блудником, он приводил заблудших к покаянию. Однажды, выходя из блудилища, преподобный встретил шедшего туда юношу - блудника, который с бранью ударил его по щеке и закричал, что монах позорит Имя Христа. Преподобный ответил ему: «Поверь мне, что за меня, смиренного, и ты получишь такой удар по щеке, что вся Александрия сбежится на твой крик».

Спустя некоторое время преподобный Виталий поселился в небольшой келлии и в ней ночью скончался. В тот же час перед юношей, ударившим старца, появился страшный бес, ударил его по щеке и закричал: «Вот тебе удар от монаха Виталия». Юноша начал бесноваться. Он в исступлении катался по земле, рвал на себе одежду и кричал так громко, что собрал множество народа.

Когда через несколько часов юноша пришел в себя, то побежал к келлии преподобного, взывая: «Помилуй меня, раб Божий, что я согрешил против тебя». У дверей келлии он окончательно пришел в себя и рассказал собравшимся о своей встрече с преподобным Виталием. Затем юноша постучал в дверь келлии, но не получил ответа. Когда дверь взломали, то увидели, что преподобный преставился к Богу, стоя на коленях перед иконой. В руках у него был свиток со словами: «Мужи александрийские, не осуждайте прежде времени, пока не придет Господь, Праведный Судия».

В это время пришла бесноватая женщина, наказанная преподобным за нарушение тайны его подвига. Прикоснувшись к телу святого, она исцелилась и рассказала народу обо всем, случившемся с нею.

Когда о смерти преподобного Виталия узнали спасенные им женщины, они собрались и рассказали о добродетелях и милости святого.

Святитель Иоанн Милостивый радовался, что не поверил клеветникам и не осудил праведника. Затем при стечении покаявшихся женщин, обращенных преподобным Виталием, святой Патриарх торжественно пронес его останки через весь город и предал их честному погребению. С тех пор многие александрийцы положили себе завет не осуждать никого.

Одним из важнейших духовных упражнений для укрепления себя в вере, для просвещения своего ума является чтение и изучение Священного Писания. «Изучайте Священное Писание, - говорит Господь, - ибо Вы думаете через него иметь жизнь вечную, а Писание свидетельствует обо Мне. Я пришел не судить мир, но спасти мир. Слово, которое Я сказал вам, оно будет судить вас в последний час». Слово Божие, Евангелие, Благая весть, Священное Писание, - это то, что необходимо знать и любить, напитываться вниканием, вдумыванием, вслушиваением в него.

Вновь хочется предложить некоторые размышления митрополита Антония Сурожского об упражнении в созерцательном подходе, касающемся и внутрисемейных отношений, и каждого человека, встречающегося на нашем пути. Приложимо это не только к людям, но и к Священному Писанию, и к жизни в целом.

«Мы читаем Писание и находим, что оно устаревает, каждый отрывок мы читали так часто, каждый образ привычен, — пока читаются первые слова отрывка, мы уже можем себе представить и пересказать весь дальнейший эпизод. Но устаревает не слово Божие, устаревает наша восприимчивость. Мы не стали новыми, не дали себе возродиться при первом чтении и потому возвращаемся ко второму прочтению немного менее восприимчивыми, немного отяжелевшими.

Если позволите, приведу образ не из Писания и не слишком богословский: я помню, что мой дедушка любил выпить стакан вина; и однажды он сказал: “Когда я выпью стакан вина, то становлюсь другим человеком, и этот другой человек тоже хочет выпить стакан вина”. Не могли бы мы точно так же поступать с Писанием? Разве не потому мы не нуждаемся «во втором стакане вина», что не стали другим человеком? Второй стакан вина — это многовато, но один стакан вина каждому новому человеку — в самый раз. И поэтому существенно важно, чтобы то, что мы читали, стало жизнью, чтобы и молитва воплощалась в жизнь.

Если мы прочли молитву, она должна стать программой действия, а не программой, которую мы представляем Богу выполнять за нас».

Мы не Богу декларируем то, что Ему нужно сделать, мы сами для себя ставим задачи, но их надо выполнять.—

«Если мы прочли отрывок из Писания и он что-то значит для нас, он должен стать жизнью, тогда он изменит нас достаточно, чтобы этот самый отрывок в следующий раз стал абсолютно новым, так же как и еще в следующий раз. Но если мы не изменимся, то нам покажется, что это просто повторение.

Знаете, это все равно что отправиться на прогулку за город. Смотришь на дерево ранним утром, в полдень, на закате; дерево не меняется, и однако какое оно разное! Объективно дерево все время одно и то же, но ваше видение совершенно различно. Таким же образом на фоне происходящих в нас изменений слова Писания приобретают для нас вечно обновляющееся значение. Но для этого требуется читать внимательно, вдумчиво, то есть следует освободиться от предвзятых идей, вникнуть: что же Бог хотел сказать, отбросить подсознательное мнение, будто Он это так часто говорил, и какая от этого польза.

Старайтесь понять очень точно, что именно Он сказал, и относитесь к отрывкам из Писания как к письму от любимого вами человека. Мы не вычитываем ошибки на письме, мы не читаем с красным карандашом в руке, проставляя там и сям точки и запятые, мы не останавливаемся на формальном смысле слов, мы читаем в словах всю душу человека, хотя слова временами так просты и ничего не сказали бы кому-нибудь другому, но мы-то знаем, что за ними стоит. Мы читаем письмо так, как мы смотрим на витраж. Витраж передает нам тему: это может быть поклонение волхвов или Воскресение, он также дает нам ощущение красоты, поскольку у него яркие, живые цвета, прозрачные, сверкающие. Но витраж также заставляет нас думать о свете, который льется в окно и придает смысл картине; без света и картины не было бы, только темное пятно на стене и никакой красоты.

Таким же образом мы должны научиться читать Писание, читать так, чтобы воспринять то, что Святой Дух вложил в данный эпизод. Но чтобы достичь этого, мы не должны набрасываться на текст, мы должны научиться сидеть и смотреть. Смотреть, как мы смотрим на дерево на закате, как смотрим в лицо, от которого не можем оторвать глаз, в витражное окно, на творение великого мастера; слушать, как мы слушаем великую музыку, которая намного превосходит нас и потому обнимает, охватывает нас и делает нас глубже, шире, приобщает нас к богатству мира, иначе оставшемуся бы для нас чуждым.

Все это созерцательный подход. Как это важно для человеческих отношений, как бесконечно важно для устойчивости наших собственных мыслей и нашего внутреннего «я». Если мы приобретем такой подход, то ничто не поколеблет нашу жизнь, не ворвется в нее; все будет возникать перед нами, как дар Божий нам, чтобы мы увидели и поняли; все — человек или ситуация — будет тем, по отношению к чему мы можем быть действием Божиим, если только научимся смотреть так, чтобы видеть, и слушать так, чтобы слышать и понимать.

Есть места в Писании, где в какой-то момент Бог говорит со мной лично. Есть другие места, которые несущественны для меня в данный момент, и это вполне естественно. Подумайте о том, как возникли Евангелия. Христос говорил иногда с одним человеком или с двумя, гораздо чаще с небольшой группой или с толпой людей. Один человек задавал вопрос, и Он говорил с этим человеком. Кто-то в толпе разделял интерес к теме; ответ Христа был обращен и к ним. Большее число людей смутно понимали, о чем вообще идет речь; они слушали и сохраняли то, что могли извлечь из слов Христа, оно должно было принести плоды позже.

Но многие пожимали плечами (именно так говорится в Писании) и говорили: “Не понимаем, о чем Он говорит, что Он имеет в виду?” То, что Он говорил, было выше их, вне сферы их опыта и понимания. То же самое с нами. Когда мы читаем отрывок из Писания, может оказаться, что в этот момент Господь обращается к нам лично; в других случаях я случайно слышу, что Он говорил другому человеку, чьи переживания или опыт так мне близки, что Его слова делаются мне понятны, отвечают на вопрос, который я не задал, но который во мне был. А порой Он обращается не ко мне, и я должен быть готов жить бесконечным богатством уже данным мне, без новых и вечно обновляющихся откровений».

Изучайте Священное Писание, вдумывайтесь, вчитывайтесь, потому что в этих словах открывается Бог. По словам Священного Писания человек может, как по ниточке, выйти из лабиринта лжи, пустоты, бессмыслицы и прийти к глубокой, полноценной открывшейся для души истине. Помогай нам всем Господь!

Священник Евгений Попиченко

Расшифровка: Юлия Подзолова

Икона Святого преподобного Виталия Александрийского
Иконописец:

Святой преподобный Виталий взял на себя непростой и необычный подвиг. Работая и постясь весь день, все заработанные им деньги он отдавал блудницам, умоляя сохранять себя в чистоте, потом молился за них всю ночь. Он спас от греха многих падших женщин, но снискал себе славу грешника и претерпел много насмешек и унижений. Являясь перед людьми блудником, он приводил заблудших к покая нию. Только после смерти святого все спасенные им женщины смогли рассказать о его добродетелях и милости, так как он взял с них клятву - сохранять все в тайне

Как молиться перед иконой

О священная главо, преподобне отче, преблаженне авво Виталие, не забуди убогих твоих до конца, но поминай нас всегда во святых и благоприятных молитвах к Богу: помяни стадо твое, еже сам упасл еси, и не забуди посещати чад твоих моли за ны, отче священный, за дети твоя духовныя, яко имеяй дерзновение к Небесному Царю: не премолчи за ны ко Господу, и не презри нас, верою и любовию чтущих тя: поминай нас недостойных у Престола Вседержителева, и не престай моляся о нас ко Христу Богу, ибо дана тебе бысть благодать за ны молитися. Не мним бо тя суща мертва: аще бо телом и преставился еси от нас, но и по смерти жив сый пребываеши, не отступай от нас духом, сохраняя нас от стрел вражиих и всякия прелести бесовския и козней диавольских, пастырю наш добрый аще бо и мощей твоих рака пред очима нашима видима есть всегда, но святая твоя душа со ангельскими воинствы, со безплотными лики, с небесными силами, у престола Вседержителева предстоящи, достойно веселится, ведуще убо тя воистину и по смерти жива суща, тебе припадаем и тебе молимся: молися о нас Всесильному Богу, о пользе душ наших, и испроси нам время на покая ние, да невозбранно прейдем от земли на небо, от мытарств же горьких, бесов воздушных князей и от вечныя муки да избавимся, и Небеснаго Царствия наследницы да будем со всеми праведными, от века угодившими Господу нашему Иисусу Христу: Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем, и с Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Молитвенное призывание святого, имя которого носишь:

Моли Бога о мне, святый угодниче Божий (имя), яко аз усердно к тебе прибегаю, скорому помощнику и молитвеннику о душе моей.

В эту часть молитвенного правила хорошо также включить тропарь своему святому заступнику, который следует знать и понимать.

Тропарь святому преподобному Виталию

В тебе, отче, известно спасеся еже по образу приим бо крест последовал еси Христу, и дея учил еси презирати убо плоть, приходит бо: прилежати же о души, вещи безсмертней: тем же и со Ангелы срадуется, преподобне Виталие, дух твой .

Виталий Керкирский, мученик
День памяти установлен Православной Церковью 28 апреля/11 мая.

Путь ко Христу святому мученику Виталию открыли апостолы от 70-ти Иасон и Сосипатр, которые с проповедью о Спасителе достигли острова Керкира, что находился в Ионическом море недалеко от берегов Греции. Вместе с другими керкирскими мучениками святой Виталий пострадал за христианскую веру в 63 году.

В некоторых случаях среди одноименных святых есть один наиболее почитаемый и изображаемый на иконах. Для имени Виталий - это .

Виталий Римлянин, мученик
День памяти установлен Православной Церковью 25 января/7 февраля.

Икона Святого мученика Виталия Римлянина Мозаика. Италия VI век.

Святой мученик Виталий Римлянин принял мученическую смерть за христианскую веру вместе со своими братьями и матерью святой мученицей Филицатой в Риме около 164 года.

На нашем сайте имеется икона Виталия преподобный.

Святой Виталий прибыл в город Александрию во времена святителя Иоанна Милостивого и Патриарха Александрийского. Ранее святой Виктор являлся иноком монастыря Серида.
В возрасте 60 лет преподобный Виктор решил сделать необычный подвиг - он записал к себе всех блудниц, которые были на тот момент в Александрии. Когда они все собрались, святой стал молиться о них.

Преподобный Виталий своим трудом зарабатывал 12 медных монет в день. После работы он покупал себе один боб, который съедал до заката солнца. Остальные деньги он отдавал одной из блудниц. Он говорил ей: «Умоляю тебя, за эти деньги соблюди себя в чистоте эту ночь, не греши ни с кем». Запершись в комнате, старец молился. Рано утром святой уходил. Так ежедневно он посещал очередную блудницу. У каждой из них он взял клятву, что никто не узнает о цели его посещений. Все жители Александрии стали насмехаться и оскорблять старца.

Благодаря молитвам святого Виталия многие блудницы были спасены. Некоторые ушли в монастырь, другие удачно вышли замуж, или стали зарабатывать себе на жизнь честным трудом. Они боялись рассказать кому-либо о том, что именно святой Виталий им помог выбрать правильный путь. Когда одна из блудниц нарушила клятву и рассказала о монахе, она заболела беснованием. Святому Патриарху Иоанну Милостивому дошли слухи о Виталии. Но он не поверил доносчикам и сказал, чтобы они не осуждали никого, особенно иноков и пристыдил клеветников.

В то же время мученик Виталий продолжал свой трудный подвиг. Однажды, выходя из блудища, святой Виталий встретил юношу, который собирался туда заходить. Юноша стал кричать, что монах позорит Святое Имя Христа и ударил инока по щеке. Виталий ему ответил, что тот получит такой удар по щеке и все люди из Александрии сбегутся на его крик.

Вскоре святой Виталий решил поселиться в одной из келий и там скончался. Пред юношей, который ударил монаха по щеке, предстал бес и ударил по щеке со словами: «Это тебе удар от монаха Виталия». И юноша стал бесноваться – кричал, качался по земле, что многие люди пришли посмотреть на него. Через несколько часов придя в себя, юноша помчался в келию к монаху. У дверей келии юноша рассказал всем о произошедшем. Когда он постучал в дверь, никто не ответил и, взломав дверь, люди увидели, что преподобный стоя на коленях, преставился к Богу. В его руках был свиток, в котором говорилось, что не стоит осуждать кого-то пока не придет Господь.

Бесноватая блудница, прикоснувшись к телу монаха, исцелилась и рассказала о случившимся с ней. Остальные женщины тоже рассказали о милости святого. Патриарх с почестями пронес тело Виталия по городу и затем предал погребению.
Икона святой мученик Виталий почитается среди людей и многие молятся о спасении.

Подвиг преподобного Виталия был весьма необычен и даже уникален. Вряд ли хоть один духовный наставник посоветовал бы кому-нибудь буквально подражать жизни святого. Тем не менее, столь исключительный пример святости преподобного Виталия может многому научить и каждого человека.

Преподобный Виталий жил в VII веке и с юности до шестидесятилетнего возраста служил Богу в монастыре преподобного Серида (Египет). И вот уже в преклонном возрасте этот известный подвижник совершил странный, почти немыслимый поступок: он покинул монастырь и поселился в Александрии, огромном городе, одном из крупнейших городов того времени. Как и во всех мегаполисах, независимо от эпохи, когда они существовали, нравы жителей Александрии не отличались особенным благочестием. Настоятели знаменитых египетских монастырей только по самой крайней нужде решались посылать монахов в этот город и доверяли это только испытанным подвижникам, которые могли бы противостоять многочисленным и нелегким соблазнам. Да и то в жизнеописаниях египетских отцов часто приводятся случаи, когда даже опытные и известные своим благочестием иноки в Александрии поддавались искушению и совершали тяжкие прегрешения.

Такое, казалось бы, неподходящее место для монашеской жизни избрал преподобный Виталий. Но еще скандальней для окружающих оказался образ жизни старца. Виталий целый день трудился на поденных работах и на заработанные деньги покупал себе немного еды и остальное отдавал какой-нибудь из многочисленных александрийских блудниц, у которой и проводил ночь. Естественно, это вызвало бурю негодования среди жителей города.

Люди обычно видят в других свои собственные грехи. Грешник получает какое-то тайное извращенное наслаждение от сознания, что не он один совершает такие гнусные дела и не один он пленник собственного порока, а в темнице греха у него есть своеобразные подельники и сокамерники. Так он пытается успокоить свою совесть и этим он уподобляется бесам, сделавшим окончательный выбор в пользу зла и поэтому уже обреченным на вечные муки (вне Бога, а зло отлучает от Него, не может быть никакой радости и света). Демоны тоже испытывают особое удовлетворение от духовной гибели человека и всячески его к этому подстрекают.

Многие из жителей Александрии, осуждавших преподобного Виталия, наверное, сами ходили в дома порока и, очевидно, не считали это для себя особо зазорным, - однако монаху, дотоле своею чистою жизнью укорявшему их совесть, они подобных проступков простить не могли. Во все времена (и наше время не исключение) Церковь за безнравственность ее служителей обычно обвиняют люди, сами далекие от праведности или вообще не имеющие к ней никакого отношения. И эти обвинения по большей части бывают несправедливы, как несправедливо оказалось обвинение против преподобного Виталия.

Святой, как узнали потом, запирался в комнате с блудницей и всю ночь молился, давая возможность несчастной женщине хотя бы на это время отдохнуть от своей грязной и грешной работы, поспать или самой украдкой помолиться вместе с преподобным. Святой Виталий никого из тех, с кем он таким образом проводил ночь, не осуждал и не обличал, тем не менее, после такой необычной встречи с ним многие александрийские проститутки оставили свое ремесло: одни из них стали жить честным трудом и вышли замуж, другие ушли в монастырь. Женщины, привыкшие к тому, что все воспринимали их лишь как товар и орудие для удовлетворения собственной похоти, столкнулись с проявлением подлинной христианской любви и святости. Такая встреча не могла не изменить жизнь хотя бы некоторых из них. Кроме того, преподобный Виталий составил помянник, в который записал всех падших женщин Александрии (можно представить, каким длинным был этот список, учитывая огромный размер города) и каждый день горячо молился за них.

С каждой из блудниц преподобный Виталий брал клятву, что они сохранят в тайне цель его посещений. Действительно, подвиг святого, по определению, мог быть только тайным: иначе всё превратилось бы в раздачу пособий определенной группе социальных низов Александрии и скорее еще больше развратило бы этих женщин, чем привело бы их к покаянию. Но анонимность благодеяний преподобного Виталия имела еще одно основание. Христос призывает верующих: «Когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6, 3-4). Любое дело только тогда будет по-настоящему добрым, если те, кто трудятся ради него, ставят своей целью не удовлетворение собственного тщеславия, а действительную помощь ближнему. Святой до предела исполнил эту евангельскую заповедь: он не только не искал славы от людей, а сам добровольно принял бесчестие, чтобы вернуть поруганную честь, может быть, самым несчастным из его ближних.

Тем не менее, то обстоятельство, что преподобный Виталий сам скрывал свои подвиги, не особо оправдывает тех, кто осуждал, а потом и прямо поносил святого. Дело не только в том, что можно было по здравому рассуждению усомниться, что проведший столько времени в монастыре старец вдруг впадет в столь открытый и безудержный разврат. Можно было и обратить внимание на внезапно покаявшихся блудниц, пусть они, связанные клятвой, и боялись рассказать правду о преподобном (одна из женщин нарушила эту клятву и впала в беснование - это чудо может показаться жестоким, но именно через него Бог потом открыл александрийцам святость Виталия). Христос требует от христиан вообще никого не осуждать по той простой причине, что вина каждого перед Богом в несчетное число раз больше тех проступков, которые совершили против нас ближние, - настолько же, насколько бревно больше сучка. «Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, - говорит Христос, - а бревна в твоем глазе не чувствуешь?» (Мф. 7, 3); и: «Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» (Мф. 7, 1-2). Кроме того, только Бог до конца знает сердце человека, люди же часто (или даже чаще всего) ошибаются в своих суждениях о ближних, особенно когда эти суждения переходят в осуждение.

Все же в Александрии нашелся один человек, который не поверил обвинениям против святого. Это был Александрийский Патриарх святитель Иоанн Милостивый (610-619). Естественно, до него дошли слухи о соблазнительном поведении Виталия, а потом появились и прямые доносы. Святитель не поверил доносчикам и привел им пример из жизни равноапостольного императора Константина Великого. Когда на Первом Вселенском Соборе ему принесли письменные обвинения против некоторых епископов и священников, он сжег их, не распечатывая, и сказал, что не дело императору судить священнослужителей, и более того, если был он сам увидел архиерея, иерея или монаха согрешающего с блудницей, то накрыл бы его собственным плащом, чтобы никто не видел этого греха.

Преподобный Виталий до самой смерти нес свой трудный подвиг, и только после нее этот подвиг стал известен людям. За день до кончины святому встретился некий развратный юноша, который, хотя и сам направлялся в дом разврата, ударил выходящего оттуда преподобного и закричал, что монах позорит имя Христа. (Еще одна иллюстрация, из кого бывают обычно обличители мнимых пороков Церкви.) Святой ответил: «Поверь мне, что за меня, смиренного, и ты получишь такой удар по щеке, что вся Александрия сбежится на твой крик».

Вскоре святой скончался. В ту же ночь демон явился развратному юноше, ударил его по щеке и закричал: «Вот тебе удар за монаха Виталия». Юноша начал бесноваться. Он в исступлении катался по земле, рвал на себе одежду и кричал так громко, что собрал множество народа. Несчастный смог исцелиться только тогда, когда явился к жилищу преподобного и перед его честными останками попросил прощения. Там же исцелилась и бывшая блудница, не сохранившая тайну подвигов преподобного Виталия. Преподобный преставился к Богу, стоя на коленях перед иконой. В руках у него был свиток со словами: «Мужи александрийские, не осуждайте прежде времени, пока не придет Господь, Праведный Судия». Больше не связанные клятвой, бывшие блудницы рассказали всю правду о святой жизни монаха Виталия. Святитель Иоанн Милостивый торжественно пронес его останки через весь город и предал их честному погребению. Своей жизнью преподобный Виталий дал пример многим деятельно служить людям, никого не осуждать и не тщеславиться собственными, пусть и добрыми поступками.