В полночь на Лысой горе. Шабаш на лысой горе Кумир участниц шабаша на лысой горе

Сатана появится 1 мая на Лысой горе В эту ночь в прошлом благочестивые обыватели наглухо запирали двери и окна и молились о спасении от происков нечистой силы. Ночь с 1 на 2 мая больше известна, как Вальпургиева ночь. В эту ночь традиционно проходит главный праздник служителей тьмы — Великий Шабаш. Тысячелетия назад эта ночь посвящалась всему сонму богов, и светлых и темных. С приходом христианства служители светлых богов были уничтожены или канули в мглу забвения.

Темные, имевшие и до того многовековой опыт конспирации, остались и, по словам немногих уцелевших волхвов, с которыми мне доводилось встречаться в Архангельской области и в карельском Поморье, стали еще опасн ее. Традиционно Вальпургиева ночь начинается около 23 часов. Ведьмы и колдуны, а также разнообразная нечисть слетаются к традиционным местам шабашей. Самые известные места крупных шабашей в Европе — это гора Брокен в Германии и Лысая гора под Киевом. Судя по свидетельствам очевидцев, в других местах шабаш обычно устраивается на поляне на берегу водоема, где разводится громадный костер, кроме этого обязательная принадлежность места шабашей — черная каменная плита-алтарь. Пару таких плит я видел сам. На них могут сохраниться следы выбитой пентаграммы или семиконечной звезды Мараха, а может уже и ничего не быть.

К полуночи постепенно подтягиваются опоздавшие, и ровно в полночь на плите возникает демон в виде огромного черного козла. Общественное мнение сходится на том, что Великий Шабаш «освящает» своим присутствием Сатана, но я больше склонен доверять мнению одного из черных магов XVII века, который писал, что князь тьмы посещает только 2-3 крупнейших шабаша, где собираются вернейшие его поклонники, остальные сборища посещают демоны более низкого ранга. Дальше следуют сообщения «магистров», прием в свои ряды неофитов. Новичок встает на лежащее на земле Евангелие, под одобрительные крики собравшихся целует козла в зад и передается в обучение к одному из мастеров. Потом следуют пир и бешеная хороводная круговерть вокруг костра. Неожиданно пламя тухнет и начинается оргия.

Около 4 утра, незадолго до первых петухов, собравшиеся начинают разъезжаться по домам. Участь случайных очевидцев Вальпургиевой ночи обычно плачевна. По старинным источникам известно, что если кого-то замечают — жизнь их тут же заканчивается под жертвенным ножом. Если ведьмы ничего не заметили и случайный свидетель шабаша не повредился умом, ему лучше держать язык за зубами — его наверняка попытаются сжить со света. Именно поэтому в это время обыватели запирались на все засовы. Мой совет тем, кого эта ночь застала за городом: если вы заметите, что вокруг начинают происходить непонятные события, не укладывающиеся в рамки обычной логики, — молитесь тому Богу, в которого веруете, и постарайтесь как можно быстрее покинуть нехорошее место. Утешает только одно — почти все известные «нехорошие» места находятся южнее. Самое северное из знакомых мне — на южном берегу Ладожского озера. Правда, двое старых знахарей глухо намекали на то, что Чертов стул — не только образное название… Поэтому идти в поход в это время лучше в какое-нибудь другое место.

Нанадцатого мартобря сего года постонавливаем... э-э... постановляем - Лысую гору как объект несущий пинотец... птенто...
потенци-альную угрозу существованию города Шабашовска и его жителей, срыть до основания и на ее месте разбить парк культуры
имени отдыха - читала постановление мэра старейшая ведьма бабушка Аглая.
- Девки, да что же это деется! - вскочила разбитная ведьма Солоха - гору сроют, а где же мы шабашить будем? В смысле, шабаш
проводить.
- Нет, надо это срочно прекращать - решительно сказала ведьма Кузьминична - ведь дураки на самом деле полезут срывать гору,
тогда городу точно - крышка

Малый шабаш ведьм собрался традиционно на вершине Лысой горы для обсуждения нового постановления властей города о судьбе
Лысой горы. Вообще то повод собраться и поговорить о новых временах и отношении властей к Лысой Горе назрел давно, но
ведьмы - сугубые индивидуалисты и собрать их вместе кроме как на шабаш чтобы похвастаться новой метлой или новым
оригинальным заклинанием практически невозможно. Но сейчас, когда опасность нависла над священным для ведьм местом пришлось
таки собраться и обсудить свои действия. После продолжительных споров было решено идти маршем к дому мэрии и там
требовать оставить гору в покое. Решено также не останавливаться ни перед чем и применять любые средства.

На следующий же день ведьмовская процессия прошла по городу в направлении дома мэра. Их было великое множество, срочно
вызванные по тайным ведьмовским каналам они собрались со всей страны чтобы отстоять свою святыню. Ведьмы шли плотной
толпой, все в черном с решительными лицами и выглядели очень грозно. Вокруг дома мэра стояла цепь стражников. Навстречу
ведьмам вышел молодой лейтенант.
- Прошу прощения, дамы, но всех вас пропустить не могу... приказ мэра.
- Здравствуй Семен - сказала Солоха - Что же ты мирных женщин задерживать будешь?
- Здравствуйте, госпожа Солоха - откликнулся офицер - Понимаете я человек подневольный, на службе, но я вам сочувствую.
- Это хорошо, что сочувствуешь. Как там твой батюшка?
- Спасибо, госпожа Солоха, замечательно, тот отвар, что вы дали очень помог... Знаете, я думаю, что ничего плохого не будет
если ну скажем трое из вас пройдут к мэру, ничего плохого в этом нет, Мы тут с мужиками посоветовались и решили, что
так будет правильно. Вас троих против мэра больше чем достаточно.
- Молодец, хороший мальчик. Ну так мы пройдем, а остальные здесь подождут.
- Зачем же вам во дворе торчать. Прошу всех пройти в зал, чайку отведать, я уже распорядился столы накрыть, прошу вас
дамы, окажите честь.
- Молодец, хвалю.
- Ну что вы, госпожа Солоха, разве ж я могу почтеннейших ведьм на улице держать.

На встречу к мэру отправились втроем: Солоха, Кузьминична и молоденькая ведьма Сьюзан. Ее взяли с собой не для участия в
переговорах а скорее как психологическое оружие. Дело в том, что все (ну, почти все) мужчины при виде Сьюзи стремительно
глупели и не могли от нее взгляд отвести причем безо всякого приворотного зелья.
- Тетя Солоха, как это ты так стражникам головы задурила, что они нас пропустили? - спросила Сьюзан
- Ну что ты, деточка - откликнулась Солоха - никакого задуривания. Ты что, думаешь, кто то из стражников пойдет против
ведьмы? Они ведь простые люди, Даже лейтенант этот из простой семьи, его батюшка обыкновенный сапожник, родители-жены-дети
есть у каждого и все они болеют, всякие неприятности случаются а кто поможет кроме ведьмы. Колдуны эти бесплатно и
пальцем не пошевелят, причем за оень большую плату, а где людям взять столько денег, а ведьма всегда поможет Нет,
простые люди добро помнят и никогда против ведьмы не пойдут. Это простейшая головология, как говорила одна почтенная
ведьма.
Мэр уже ждал, наверное из окна подглядывал. Рядом с ним стоял городской маг. В темно-синей мантии со звездами,
с окладистой бородой он старался выглядеть величественно и независимо, но у него не очень то получалося, маг явно
нервничал. Мэр тоже похоже чувствовал себя не в своей тарелке, он нервно мял в руках листы каких то документов и
казалось готов был спрятаться под стол. И это в своем собственном кабинете!
- Здравия тебе, голова! - торжественно провозгласила Солоха входя в кабинет мэра.
- Зд... здравствуйте дамы - отозвался мэр - Ну сколько можно повторять - не голова, а мэр. Пора уже привыкать к новым
реалиям.
- Да-да. Пришли, понимаешь, темные ведьмы, даже правильно поименовать не могут. Ты скажи, прогрессивный ты наш, зачем
Лысую гору трогаешь? Зачем городу такую диверсию готовишь?
- Какую такую диверсию? Я город защищаю. Вы там каждый месяц сатану вызываете, а ну как он вырвется и на город пойдет?
Вы город защитите?
- Вот скажи мне, ты дурак по субботам, али как? - встрепенулась Кузьминична.
- Ну, не надо мне тут Филатова цитировать, знаем, читали. - и мэр в доказательство похлопал рукой по столу с таким видом,
будто там лежал экземпляр Сказа о Федоте-стельце с автографом автора.
- Так вот, начитанный ты наш - продолжала Кузьминична - вызываем мы ОБРАЗ а не самого темного владыку, да и тот к горе
привязан и уйти с нее не может. А ты если гору потревожишь, знай, что она закрывает выход во владения темного и не дает
ему проникнуть в наш мир а уж если ее убрать то сатана спокойно появится здесь и тогда не только городу, но и всему миру
не поздоровится.
- А у нас есть передовые маги, уж они то точно остановят. Гервасий, скажи им - обратился мэр к колдуну.
А тот полностью отдался созерцанию Сьюзи, глазки его замаслялись, только что слюну не пускал и к содержательному диалогу
явно был не готов.
- Ну... мы это,значит...
- Да ну тебя - возмутился мэр - за что только деньги тебе плачу...
- Так вот, ГОЛОВА - промолвила Солоха - знай, что мы будем гору защищать, никто из горожан туда не пойдет не сомневайся
а тебя, если надо будет то и в петуха преврартить можно.
- Ну, ты мне не очень то угрожай!
- Я ПРЕДУПРЕЖДАЮ. Ведьмы! пошли отсюда.
И троица торжественно покинула кабинет.

Слушай, народ! - провозгласила Солоха появившись на крыльце - Планы городского головы о срытии Лысой горы вредные и
преступные. Ведьмы будут гору охранять. Любыми методами - Тут солоха подняла вверх руку и из нее вырвался столб пламени. -
ну а кто уцелеет, будет лишен главного мужского качества.
- Это какого такого качества - недоверчиво спросил какой то мужичок.
- Какого, какого... Пиво пить не сможет.
Все мужики в ужасе отшатнулись.
- Ты тово... зачем так зверствовать.
- Что поделаешь, крутые времена требуют крутых методов. Все слышали - гомко сказала ведьма - девки! все на Лысую гору!

Скажи, Солоха, а ты действительно смогла бы их пожечь
- Чем пожечь то? Этим? - и Солоха выстрелила внебо языком пламени - так это видимость одна. Иллююзия называется.
- Надо же, а я поверила...
- На это и рассчитано.
- А пиво?
- А что пиво? Бросят - польза одна.
- Так они тебя за это на кусочки разорвут.
- То то и оно. А петух из головы хороший бы получился и не всякий колдун назад расколдует.
- Да. И нового мэра посадить. По моему из этого лейтенантика хороший голова получился бы.
- Конечно, уважительный и понимающий. А ты скажи, продукты то для шабаша все запасли?
- Все, все. И тортики и вино. С утра уж девки все готовят, заждались поди.
И ведьмы вместе со всеми своими подругами весело направились на Лысую гору. Когда еще
выдастся случай расслабится и оттянуться в хорошей компании!

Лысая гора.
Естественно колдунам и ведьмам нужно было место, где можно было бы встречаться, тусоваться, делиться опытом. В Киеве традиционное место сбора нечистой силы - Лысая гора. Аналогичные горы есть и в других местах: «у поляков — это Лысая гора под Сандомиром, у чехов и словенов — Бабьи горы, у литовцев — гора Шатрия, у немцев — гора Броккен или Блоксберг. В Исландии сборище ведьм локализуется на Гекле, в Швеции — на Блаакулле, на Эланде, в Норвегии — на Линдергорне близ Бергена и т. п.»
Аналогичные горы в России: «в Старой Ладоге это гора Городище, расположенная при реке, впадающей в Волхов»; «Лысые горы, каменистые возвышенности, есть на острове Русский Кузов в Белом море, на правом берегу р. Волги, в пяти верстах от Саратова. Лысая гора имеется и в Терской области, на правом берегу Подкумка, в десяти верстах к северо-востоку от Пятигорска. Она же известна и в Рыльском уезде Курской губ. и т. д.»
«Само же слово «Лысая» родственно древнеиндийскому rucan , что означает «светлая, белая». «Горы, как известно, излюбленные места языческих жертвоприношений и обиталища богов».
«Местом ведовского сборища, или, если использовать принятый в Европе термин, шабаша (Hexensabbat), может служить не только гора, но и, скажем, некое вековое, почитаемое в той или иной локальной либо этнической традиции дерево: «Невдалеке там дуб огромный стояу, так что четверым не обхватить, и весь голый, листу на ем нет, усох, и на его слетались стаи сорок, целые тысячи — ведьмы, а под дубом тым убита земля, роуно ток»

Гора на Немецком острове архипелага Кузова в Белом море, известная, как древнее языческое капище.


Время проведения шабашей.
«Ведовские игрища приурочивались к любому переходному времени года. По-видимому, этими обстоятельствами обусловлена их соотнесенность с рябиновыми, или воробьиными, ночами. Согласно некоторым сведениям, таких ночей могло быть три в году: в конце весны, в середине лета, в начале осени. На приведенный факт проливают свет украинские поверья: темными ночами с проливными дождями и громовыми раскатами (в народе эти ночи называются воробьиными) слетаются в леса на свой совет воробьи, возвращаясь около 1/13 сентября. Вариант: в осеннюю воробьиную ночь «очертений» прогоняет ветром провинившихся воробьев на Лысую гору к ведьмам. Совершенно очевидно, что в данном контексте воробьи функционально тождественны сорокам, а те, в свою очередь, служат неизменными спутниками-атрибутами ведьм, их эмблемой и эманацией».
«При этом следует учитывать, что шабаши совершались под самые большие христианские праздники: под Пасху, Троицу, Рождество Иоанна Предтечи. Воздвижение и др., — поскольку последние сами наслоились на языческие празднества. Показательно, что значимость этих праздников подтверждается и мифологическими рассказами: «Волхвы приходят на Чистый четверг, на Егорий. Ивана, на Пасху»


«Вий». Хома и ведьма.
Художник Эдуард Новиков.

Способы полета ведьм на шабаш.
«Из совокупности мифологических рассказов выясняется, что ведьмы прилетают на шабаш, перевоплотившись в сорок или не изменив облика, что в ряде случаев можно расценивать как неполное превращение или же как его трансформацию. Картину дополняют западноевропейские материалы: ведьмы мо¬гут отправиться на шабаш, сидя на козле, баране, быке, собаке, кошке, свинье и даже на волке или медведе, равно как и на метле или помеле. Сюжет о полете ведьм на тайное сборище относится к числу «бродячих». Он состоит из следующих элементов, в большей или меньшей степени варьирующихся.
Прежде чем отправиться на сборище, ведьма ложится спать. Об этом свидетельствуют и материалы ведовских процессов, проходивших в Европе: «Обычно женщины сначала ложились спать, а затем покидали постель, отправляясь на шабаш». Находясь в состоянии сна, ведьма в сущности пре¬терпевала состояние временной смерти, что создавало предпосылки для освобождения ее души от телесной оболочки и обеспечивало возможность обретения новой плоти.
Встав ближе к одиннадцати-двенадцати часам ночи, ведьма предусмотрительно усыпляла всех потенциальных свидетелей своих приготовлений: она клала около мужа веник, т. е. по сути пучок неких растений, который она убирала только по возвращении с шабаша; подсовывала под голову мужа неких три пучка, оказавшихся сильно действующим сонным зельем: собака, подбежавшая к этим пучкам, когда они были выброшены за окно, и обнюхавшая их, крепко уснула.
Теперь ведьма (или множество ведьм, собравшихся в ее избе) достает из-под порога, из подполья, «с падпечча» (это локусы предков и домашних духов) ту или иную емкость: «кукшин», «горщоночек», «пузырек», «флакончик», «бутыль». Ей известно то зелье и снадобье, посредством которого стимулируется отделение души от тела, совершается приобщение к миру предков и обретение новой формы. Для осуществления перевоплощения она бросает «зельля» «на жар» либо «выймаить масти с бутыли» и мажет себе суставы под коленками и под пахами либо обливает себе лицо и руки чем-то жидким и — как результат — улетает, «скидываясь» сорокой или оставаясь в человеческом облике. Этот результат закрепляется вербальной магией, которая находит свое выражение в приговоре: «Лети-лети-лети!». Исследователи, изучавшие состав летательных мазей ведьм, пришли к выводу, что это было сочетание ингредиентов преимущественно растительного наркотического характера. В состав таких мазей мог входить, к примеру, высокотоксичный аконит, который вызывал учащенное сердцебиение; смертоносный паслён (белладонна): в результате его применения внезапно возникало бредовое состояние; болиголов крапчатый: использованием этой травы обусловливаюсь перевозбуждение и т. п. Втирание же подобной мази в кожу усиливало физиологические возможности человеческого организма».

Художник Алла Бобылева.

Ведьмак.
Главный на шабаше ведьм - ведьмак. «Быть может, отнюдь не случайно в некоторых диалектах наименование медведя «ведьмедь» является однокоренным со словами «ведьмак», «ведьма». В украинском варианте аналогичного сюжета председательствует на шабаше «сатана» с буйволовыми рогами и львиным хвостом. Согласно чешским поверьям, подобный персонаж изображен в облике черного кота, петуха или дракона, восседающего на троне или за железным столом. В западноевропейской традиции в этой же роли выступает «дьявол» в виде черного козла, сидящий на камне или гнилом пне (вариант: на троне). В немецких мифологических рассказах такой персонаж может иметь одновременно признаки и человека, и животного: «сатана» в образе козла с черным человеческим лицом важно и торжественно восседает на высоком стуле или на большом каменном столе, стоящем в центре всего собрания. По некоторым западноевропейским материалам, в облике этого мифического существа сочетаются зоо- и тера-томорфные черты: «дьявол» выглядит как страшное чудовище, безрукое, безногое, но с многочисленными рогами на голове; от него исходит слабое сияние; время от времени он издает ослиный рев.»
«Игумен же Елеазар, послание которого цитирует И. М. Снегирев, раскрывает сущность центральной фигуры ведовского (и не только ведовского) сборища: «И в годину ту сатана красуется, яко же сущии древнии идолослужителие бесовский праздник сей празднуют. Сице бо на всяко лето кумиром служебным обычаем сатану призывают, а яко день Рождества Предтечи великого празднуют по своим древним обычаям». Как следует из данного контекста, «сатана» или «бес» — это все тот же идол, кумир, который почитался язычниками».
«Зооморфному или зооантропоморфному облику центральной фигуры ведовского Олимпа соответствует аналогичный облик его участников. А представления о шабаше слились с идеей перевоплощения. Уже А. Н. Афанасьев заметил, что превращения совершаются два раза в год, на Коляду и в Иванову ночь, значит, в те самые сроки, в которые бывают главные ведовские сборища. Причем в то время, когда на Лысой горе гуляют ведуны и ведьмы, в деревнях ходят по улицам ряженые, что свидетельствует о некоем семантическом тождестве одних и других. Согласно материалам, которыми располагал А. Терещенко, именно на Лысой горе, так же как и на горе Броккен или Блоксберг, ведьмы и обретают способность оборотничества».
«В этом свете становится понятным, почему на месте их сборища остаются коровьи или козьи следы. О явных отпечатках раздвоенных копыт на том месте, где танцевали ведьмы с дьяволами, писал еще в 1653 г. Генри Мор, магистр искусств Кембриджского университета, датируя подобные наблюдения 1590 г.»

Шабаш ведьм.
Художник Франсиско де Гойя (Francisco de Goya).

Ведьмино жертвоприношение.
Информации о человеческих жертвоприношениях на шабашах ведьм - нет. «Согласно поверьям, в жертву некогда по этому случаю приносили большого козла или черного быка, черную корову, подчас лошадь». «В момент жертвоприношения ведьмы пляшут вокруг кипящих котлов и «чертова требища». т. е. жреческого алтаря, жертвенника. Жертвоприношение обычно заканчивалось пиршеством: «У их там пир идет...».
«Как говорится в цитируемом мифологическом рассказе, под такую музыку «уси видьмаки пустились у скок». И оказавшийся здесь солдат увидел, что «яго теща скачит праставалосая са стариком биз штанов, биз шапки, бяз поиса». Подобный элемент бывальщины находит себе соответствие в описании танца на шабаше, которое было произведено в Англии в 1603 г.: когда судья выявил место сборища и отправился туда, чтобы арестовать его участников, он увидел там шесть пар мужчин и женщин, танцующих обнаженными, в то время как остальные лежали вокруг. Раздетость, равно как и отсутствие знаков статуса (головного убора, пояса), символизирует пребывание между мирами, положение «ни там ни сям». По сохранившимся фрагментам можно воспроизвести и описание танца: ведьмы, схватившись с «бесами» за руки, прыгают и вертятся в вихре своих плясок с диким весельем и бесстыдными жестами».
«Гульбище заканчивается плотским соитием, в которое вступают ведьмы с нечистыми духами, при совершенном погашении огней». «На Руси еще в начале XVI в. эротические элементы обряда, исполнявшегося в ночь накануне Ивана Купалы, равно как и в другие весенние и летние праздники, продолжали соблюдаться полностью. Вот что свидетельствует по этому поводу игумен Памфил: «туже есть мужем же и отроком великое прелщение и падение, но яко на женское и девическое шатание блудно(е) и(м) възрение, такоже и женам мужатым безаконное осквернение и девам растление».

Художник John Tomas Faed (Джон Томас Фейд).

По материалам книги:
Криничная Н. А. Русская народная мифологическая проза: Истоки и полисемантизм образов. Том второй: Былички. бывальщины, легенды, поверья о людях, обладающих магическими способностями. — Петрозаводск: Карельский научный центр РАН. 2000.

Древние народные верования.

Нечистая сила представляет собой могущественное тайное сообщество. Если сравнить его с силами Света, которые безраздельно властвуют на небесах, то соотношение будет три к одному. Именно 33% ангелов в своё время отринулось от Христа и признало верховную власть Люцифера. Стали их называть падшими ангелами или демонами. Многие народы именуют их бесами, а также чертями .

Вся эта публика имеет строгую иерархию и беспрекословно подчиняется своему главному владыке - Дьяволу (Люциферу). Власть его безраздельна: только ему дано право карать и награждать своих подданных. Подобные вещи он всегда делает наглядно и при всех. Нечистая сила должна знать, кого жалует владыка, а кого жестоко и беспощадно наказывает.

Шабаш ведьм на Лысой горе

Демоны - это духи. У них нет плоти, а принимать они могут любой образ. В отличии от них ведьмы вполне реальные живые люди. От простых смертных их отличает лишь то, что живут они вечно. Только в силах Дьявола оборвать их жизненный путь. Но чтобы такое случилось, ведьма должна совершить очень серьёзный проступок.

Владыка же преисподней наказывает попавших в немилость подданных не где и когда попало, а на специальных сборищах. Носили они во все времена название - шабаш ведьм . Данное мероприятие организовывается Дьяволом не реже трёх раз в год. Именно на шабаше владыка чёрных сил заслушивает отчёты о проделанной работе, кого-то награждает, а кого-то милует. На сборище происходит посвящение в ведьмы, а простые смертные вступают в соглашение с Дьяволом. Они продают ему свои души, а взамен получают власть, богатство или наделяются какими-то чародейскими способностями.

Если брать конкретные даты, то шабаш ведьм чаще всего происходит 26 декабря, 2 февраля, 30 апреля (Вальпургиева ночь), 6 мая (Юрьев день тёплый), 24 июня (праздник Ивана Купала), 31 октября, 9 декабря (Юрьев день холодный). Бывает шабаш и в другие даты. Дьявол может собрать своих подданных в любое время.

Местом сборища нечистой силе служит Лысая гора . Её главное отличие от других гор — большая поляна на вершине и заросшие густым лесом склоны. Лес представляет собой непроходимую чащу. Преодолеть её простой смертный не может. Нечисть же прилетает на Лысую гору по воздуху. В наши дни известно несколько гор. На некоторых из них шабаши ведьм проходили в древности, а на других имеют место и сейчас.

Это Лысая гора под Киевом. Предания гласят, что до принятия христианства на этой горе совершались языческие обряды. Казнили на ней также тех, кто выступал против княжеской власти.

Ещё одна гора - это Брокен . Располагается она практически в центре Германии. Погода на её вершине всегда очень холодная. Дуют сильные ледяные ветра, идёт снег. Для нечистой силы это не помеха. Она всегда собирается на горе в ночь с 30 апреля на 1 мая. Это так называемая Вальпургиева ночь . Исключения бывают лишь в случаях, когда на 30 апреля выпадает суббота: шабаш ведьм никогда не организовывается Дьяволом в ночь с субботы на воскресенье.

Также местом сборища нечистой силы является гора Блокула . Находится она в Швеции, причём со всех сторон её окружает морская вода. У этой горы даже есть постоянный смотритель - демон по имени Антессер. Именно он доставляет гостей на вершину, и только Люцифер является туда сам.

Объективности ради надо заметить, что Лысую гору всегда ассоциировали с Голгофой - местом, где был распят Иисус Христос. Там же его тело было захоронено, а затем Сын Божий воскрес. Именно на этом месте нечистая сила и совершает свои непристойности, лишний раз подчёркивая наплевательское отношение к церковным святыням.

Дьявол предупреждает своих подданных о шабаше заранее. Ровно за 49 часов до начала берёт он в руки специальный гонг и ударяет по нему 6 раз. Раздаётся страшный гул, идущий прямо из преисподней. Простые смертные его не слышат, а вот демоны и ведьмы, а также те, кто продал душу Дьяволу, глохнут от этих страшных громовых звуков. Находящиеся в любой части планеты представители нечистой силы слышат грозный зов, и никакое дело уже не может послужить им причиной не явиться на шабаш ведьм.

Если же кто-то осмеливается игнорировать сборище, то грозный владыка насылает на такого «героя» страшную порчу. Несчастного начинает корёжить, у него выворачиваются все суставы, и, в конце концов, он умирает в страшных муках. Ослушавшихся же демонов, у которых нет плоти, Дьявол может заковать в специальные кандалы и лишить свободы на 1000 лет.

Ведьма на метле

Так что ни у кого даже и мысли никогда не возникает, не появиться на шабаше. Все всегда являются в срок. А вот до места добираются по-разному. Ведьмы сбрасывают с себя бренные одежды и мажут тело специальными мазями, в состав которых обязательно входят такие компоненты как кровь летучей мыши и измельченные в порошок кости лягушки. После этого ведьма берёт в руки метлу и вылетает на ней через дымоход. Оказавшись в небе, она кричит: «Невидима», - и исчезает с чьих-либо глаз.

Иногда ведьмы летают на боровах. Но это не настоящие животные. В таковых ведуньи превращают своих любовников, полностью попавших в зависимость от их чар. Прибыв на Лысую гору, ведьма отдаёт своё транспортное средство чертям. Те его закалывают и зажаривают. В конце шабаша, когда начинается пир, мясо съедается. Душа же несчастного прямиком отправляется в ад.

В ожидании Дьявола ведьмы разбиваются на группы. Причём в каждой насчитывается ровно 13 представительниц нечистой силы. Если же в последней группе нужное число не получается, то ведуньи стоят по отдельности или присоединяются к демонам. Те тоже собираются в группы, но никакой строгой численности в них не соблюдается.

Вся эта публика мирно беседует. Ведьмы обмениваются новостями и дают советы молодым ведуньям. Те же из них, кто впервые появились на Лысой горе, стоят взволнованные с бледными лицами. Ведь им предстоит первый раз в жизни увидеть самого Дьявола.

В сторонке, под присмотром опытной ведуньи, стоит молодая и красивая ведьма. Ей предстоит стать королевой шабаша. Обязательным условием является её девственность, которую она должна подарить владыке преисподней на глазах у всей нечистой силы.

Но вот вдали раздаётся грохот. Он нарастает, заполняет всё небо и неожиданно обрывается. В это же время посреди поляны возникает столб дыма, и из него появляется Дьявол. Обличье владыка преисподней может принять любое. Всё зависит от его настроения. Иногда он является на шабаш ведьм в виде чёрного козла с большими рогами и длинным мохнатым хвостом. Нередко появляется в виде огромного чёрного кота. Бывает, что подданные могут лицезреть его в виде чёрного ворона. Случается также, что Дьявол принимает человечье обличье. Вот только на голове у него всегда растут два больших рога, а сзади находится мохнатый хвост.

При появлении владыки ведьмы и демоны замирают. С трепетом и почтением смотрят они на своего властителя. Тот взмахивает рукой, и появляется высокий помост, а на нём массивный трон с длинной спинкой. Дьявол всходит на помост, а нечистая сила собирается у ступенек.

Затем, по этикету, начинается приветствие. Подданные по очереди поднимаются по ступенькам, подходят к владыке сил тьмы и выражают своё раболепие «постыдным поцелуем». Они прикасаются губами к анусу Дьявола, после чего поспешно спускаются вниз. Продолжается приветствие довольно долго, так как ведьм и демонов всегда великое множество.

Закончив с приветствием, владыка садится на трон, а старая ведунья подводит к нему королеву шабаша. Дьявол приветствует её и сажает по правую руку от себя. Старая ведьма устраивается слева.

После этого начинается отчётный период. Владыка сил тьмы указывает на какую-либо ведьму, та подходит к нему и отчитывается о проделанной работе. Дьявол выражает либо одобрение, либо недовольство. В случае последнего ведунья сереет лицом и ждёт наказания. Оно следует незамедлительно. Проштрафившаяся ведьма может просто исчезнуть с глаз присутствующих. Все знают, что провалилась она в гиену огненную, и душа её уже корёжится в вечных муках.

Если проступок первый, то Дьявол может и простить, но требует, чтобы за ведьму кто-то поручился. Если желающих не находится, то владыка сам назначает кого-нибудь из опытных ведьм присматривать за провинившейся. И выбранная владыкой ведунья очень старается, так как знает, что в следующий раз спрос будет в первую очередь с неё.

После «разбора полётов» наступает следующая официальная часть шабаша. Отводится она молодым ведьмам, которые только-только ступили на эту стезю. Дьявол лично беседует с каждой и даёт отеческие наставления. Это считается как бы посвящением в ведуньи: официально признаётся её статус.

Затем к грозным очам владыки спешат простые смертные, готовые продать ему душу. К их ногам бросается святой крест, и они топчут его. Потом плюют на распятие и признают десять заповедей Люцифера.

Звучат они так :
1. Люби Люцифера и почитай его.
2. Признавай Богом только его.
3. Поноси Иисуса кощунственными словами.
4. Презирай и ненавидь своих родителей.
5. Убивай и грабь.
6. Развратничай и совращай малолетних.
7. Воруй и обманывай.
8. Давай деньги в долг и обирай должников до нитки.
9. Нарушай клятвы и данное слово.
10. Возжелай чужую жену, разврати её и завладей имуществом.

Таким образом, они отрекаются от церкви и обрекают себя на вечные муки после смерти. Дьявол протягивает им договор, и грешники делают на нём оттиск своего большого пальца. На этом процедура купли-продажи заканчивается. Заканчивается и официальная часть шабаша.

Дьявол встаёт, хлопает в ладоши, и кресло превращается в ложе. Именно на нём владыка преисподней и лишает королеву шабаша девственности. Происходит это на глазах у всей нечистой силы. Нужно отметить, что во многих женских глазах при этом светится откровенная зависть.

Дьявол и королева шабаша

Покончив с приятным мероприятием, Люцифер объявляет, что теперь все могут веселиться. Ложе опять превращается в кресло, и владыка уютно устраивается в нём, зорко наблюдая при этом за присутствующими.

Веселье начинаются с танцев и плясок. Затем ведьмы и демоны образовывают большой круг, причём становятся лицом не вовнутрь, а наружу. То есть лиц они друг друга не видят, так как поворачиваются спинами. Затем все начинают двигаться по круг слева направо. Сопровождается всё это музыкой довольно разнузданного характера.

Постепенно нечисть впадает в экстаз. Когда он достигает пика, круг распадается, и ведьмы с демонами начинают беспорядочно спариваться. Насладившись всякими непотребствами, ведьмы и демоны идут к пиршеским столам, уставленным разными яствами и винами. Начинается натуральная пьянка, после которой все опять спариваются. Продолжается всё это много часов, пока у присутствующих не слабеют руки и ноги, и не мутится сознание.

Наконец Дьявол даёт сигнал об окончании шабаша. После этого он исчезает с глаз, а ведьмы и демоны покидают Лысую гору таким же способом, каким на неё попали.

Иногда перед началом непотребств совершаются жертвоприношения. Режут козлов, петухов, а бывает и младенцев. Нечистая сила не испытывает никакой жалости к невинным созданиям. Даже наоборот, старается заполучить чистые и непорочные души в свою собственность. Правда, такое редко удаётся. Дети безгрешны, а потому их души тут же улетают в Свет, где и встречаются ангелами.

В наш прогрессивный XXI век шабаш ведьм никуда не исчез и проводится с той же регулярностью, что и в былые времена . Организуется он в великой тайне от всех живущих, и только простые смертные, продающие душу Дьяволу, бывают на таких мероприятиях. Правда, только один раз - во время подписания договора купли-продажи. Больше их на сборища нечистой силы не приглашают.

Егор Ласкутников

В настоящее время словосочетание «шабаш на Лысой горе» известно и общеупотребляемо в основном благодаря популярности музыкального произведения (симфонической картины) выдающегося русского композитора Модеста Мусоргского под названием «Ночь на Лысой горе». Однако в современной субкультуре и в средневековом европейском фольклоре шабаш на Лысой горе представлял собой важный элемент мистических сказаний и легенд, а также неразрывно был связан с такими персонажами, как ведьмы .

Мусоргский своё произведение, которое музыкальными средствами описывает шабаш ведьм, связывал с вполне конкретным местом, Лысой горой в Киеве. Первоначально эта возвышенность имела вершину, свободную от растительности, и в дохристианские времена здесь был языческий религиозный центр. Языческие жрецы (волхвы) даже создали здесь разветвлённую систему подземных тоннелей, а всевозможные ритуалы (специальные песни пред священным дубом, жертвоприношения, священные костры и так далее) совершались и долгое время после Крещения Руси. В летописях даже сообщается о наказаниях для тех, кто совершал там языческие обряды. Соответствующей репутацией Лысая гора, уже поросшая лесом, пользуется и в наши дни, особенно среди неформалов, неоязычников, сатанистов и так далее.

Однако, когда говорят о шабаше на «лысой» горе, речь в действительности идёт не о конкретном месте в Киеве. Лысая гора в средневековом фольклоре - это понятие не географическое, это понятие мистическое. В Средние века «лысые» горы, то есть, вершины которых были свободны от растительности, воспринимались как места, идеально подходящие для шабашей ведьм и прочей нечисти. Связано это было с тем, что в дохристианские времена здесь обычно совершались языческие ритуалы - в язычестве наиболее высокие, то есть приближенные к небу, места считались «местами силы», где общение с божествами и духами происходит легче и полнее всего. Существует также версия, что «размещение» на лысых горах шабашей имеет более сложную богословскую подоплёку. Якобы это связано с противопоставлением Голгофе, холме в окрестностях Иерусалима, на котором был распят Христос. Таким образом, шабаш на лысой горе является кощунственной пародией дьявольских сил на Голгофу (в переводе «лобное место»).

Самый известный шабаш на лысой горе

Собственно, согласно фольклорным представлениям, шабаш и должен совершаться только на лысых горах. Подобных мест существует множество, только в Восточной Европе несколько десятков холмов и возвышенностей, носящих название «Лысая гора». Однако наиболее знаменитым шабашем, творившимся на лысой горе, является знаменитая Вальпургиева ночь и сборище ведьм и колдунов на горе Брокен в центральной части Германии. Этот объект идеально подходит под определение «лысая гора»: во-первых, это действительно гора (её высота составляет 1141 метр); во-вторых, её вершина находится выше границы существования деревьев, то есть является в прямом смысле лысой.

К тому же гора Брокен с точки зрения средневековых представлений отвечает ещё одному условию идеальной кандидатуры на место проведения шабаша: на её склонах нет человеческих жилищ, а её вершина труднодоступна. Так что если бы ведьмам и прочим приспешникам зла нужно было уединённое место подальше от посторонних, лучше горы Брокен им было бы трудно найти. Что касается непосредственно Вальпургиевой ночи, которая приходится на ночь с 30 апреля на 1 мая, то этот «праздник», традиционно считающийся главным шабашем ведьм в году, то она связана с языческой историей. Хотя само название происходит от имени средневековой католической святой, святой Вальпургии (Вальдбурги), жившей в VIII веке.

Однако ночь на 1 мая в европейском языческом календаре традиционно считалась датой одного из главных праздников. В эту ночь воспевалась весна, её живительная сила, окончательное возрождение после зимнего сна и плодородные силы, которые начинали бурлить именно с данного момента. В связи с этим данный праздник у многих народов был связан с оргиастическими ритуалами, когда снимались сексуальные запреты на внебрачные связи. Именно с этим исследователи связывают то обстоятельство, что шабаш ведьм в глазах людей Средневековья сопровождался обязательными оргиями и даже совокуплениями ведьм с являвшимся дьяволом. В современную же культуру поверье о Вальпургиевой ночи и шабаше ведьм на горе Брокен прочно вошло благодаря Гёте и его «Фаусту», в одной из сцен которого как раз и описывается подобный шабаш в ночь с 30 апреля на 1 мая.

Александр Бабицкий