Толкование послания Филимону святого апостола Павла. Толкование библии, послание к филимону Смотреть что такое "Послание к Филимону" в других словарях

Послание к Филимону -каноническая книга Нового Завета. Написана книга Святым апостолом Павлом и входит в число его Посланий. Это самое краткое из посланий Павла – длина его 25 стихов или 335 слов.

Читать и слушать Послание к Филимону.

1 Павел, узник Иисуса Христа, и Тимофей брат, Филимону возлюбленному и сотруднику нашему,

2 и Апфии, (сестре) возлюбленной, и Архиппу, сподвижнику нашему, и домашней твоей церкви:

3 благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.

4 Благодарю Бога моего, всегда вспоминая о тебе в молитвах моих,

5 слыша о твоей любви и вере, которую имеешь к Господу Иисусу и ко всем святым,

6 дабы общение веры твоей оказалось деятельным в познании всякого у вас добра во Христе Иисусе.

7 Ибо мы имеем великую радость и утешение в любви твоей, потому что тобою, брат, успокоены сердца святых.

8 Посему, имея великое во Христе дерзновение приказывать тебе, что должно,

9 по любви лучше прошу, не иной кто, как я, Павел старец, а теперь и узник Иисуса Христа;

10 прошу тебя о сыне моем Онисиме, которого родил я в узах моих:

11 он был некогда негоден для тебя, а теперь годен тебе и мне; я возвращаю его;

12 ты же прими его, как мое сердце.

13 Я хотел при себе удержать его, дабы он вместо тебя послужил мне в узах за благовествование; 14 но без твоего согласия ничего не хотел сделать, чтобы доброе дело твое было не вынужденно, а добровольно.

15 Ибо, может быть, он для того на время отлучился, чтобы тебе принять его навсегда,

16 не как уже раба, но выше раба, брата возлюбленного, особенно мне, а тем больше тебе, и по плоти и в Господе.

17 Итак, если ты имеешь общение со мною, то прими его, как меня.

18 Если же он чем обидел тебя, или должен, считай это на мне.

19 Я, Павел, написал моею рукою: я заплачу; не говорю тебе о том, что ты и самим собою мне должен.

20 Так, брат, дай мне воспользоваться от тебя в Господе; успокой мое сердце в Господе.

21 Надеясь на послушание твое, я написал к тебе, зная, что ты сделаешь и более, нежели говорю.

22 А вместе приготовь для меня и помещение; ибо надеюсь, что по молитвам вашим я буду дарован вам.

23 Приветствует тебя Епафрас, узник вместе со мною ради Христа Иисуса,

24 Марк, Аристарх, Димас, Лука, сотрудники мои.

25 Благодать Господа нашего Иисуса Христа со духом вашим. Аминь.

Время и место написания.

Послание Павла Филимону написано, вероятно, во время первого заключения Павла в римской тюрьме в 62 - 63 гг. Подлинность послания и авторства на сегодняшний день не вызывают сомнений у исследователей Библеистов. Послание к Филимону входит в цикл «тюремных» посланий Павла. Вероятно, Послание Павла Филимону было написано одновременно с Посланием к Колоссянам .

Толкование на Послание к Филимону.

Послание к Филимону написано по определенному поводу. Во время своего пребывания в Риме Павел крестил некого Онисима – беглого раба. Вероятно, Онисим бежал от своего господина Филимона для того, чтобы встретится с Павлом.

Филимон был богатым жителем города Колоссы, обращенным в христианство апостолом Павлом. Вероятно, Павел и Филимон даже были друзьями. В приветствии и заключении упоминаются некие лица, вероятно, общие знакомые Павла и Филимона, или домочадцы Филимона. Церковь причисляет Филимона к лику 70 апостолов. В большом доме Филимона функционировала христианская церковь. Здесь всегда могли найти приют странники-христиане.

Павел отправляет Онисима с посланием к Филимону, чтобы хозяин принял раба своего и не наказывал оного. Более того, Павел говорит, что Онисим, который принял крещение, стал братом крещеного Филимона – таким образом апостол уповает на братскую любовь во Христе.

В послании святой апостол Павел предстает перед нами как обычный живой человек со своими чаяниями. Имея право приказать Филимону, он этого не делает. Павел ходатайствует за Онисима как обычный человек, а не духовное лицо. Послание к Филимону в определенном смысле уникально. Это единственное частное письмо Павла, которое дошло до наших дней.

Несмотря на краткость послания, оно несет огромный смысл, так как передает отношение раннего христианства к рабовладельческому обществу.

Рабство было неотъемлемой частью античного мира. Даже величайшие умы античности принимали рабство и считали его в порядке вещей – само общество было основано на рабстве. Как свидетельствует Послание к Филимону, апостол Павел также принимал и не порицал институт рабства. Ранние христиане не выступали против рабства, так как это привело бы к их немедленному истреблению. Согласно христианской вере, освобождение должно наступить в свое время. Христианство устанавливало новые отношения, в которых социальные различия не имеют значения.

). Он был другом и сотрудником Ап. Павла. В его доме имелась христианская церковь, и у него находили приют странники-христиане. Повод, по которому Апостол обратился с посланием к Филимону, был следующий. Онисим, раб Филимона (), чем-то не угодил своему господину и, из боязни наказания, бежал от него. В это время он встретился с Ап. Павлом, и последний обратил его ко Христу, а несколько времени спустя послал Онисима, в сопровождении Тихика, к его господину. При сем он обратился к Филимону с посланием, чтобы расположить его к прощению бежавшего раба. Послание это написано, вероятно, в скором времени после написания послания к Колоссянам, именно во время первых римских уз Ап. Павла.

Глава I

Вступление и приветствие (1–3). Похвала Филимону (4–7). Просьба за Онисима (8–12). Павел охотно удержал бы Онисима у себя, но не хочет этого сделать без соизволения Филимона (13–20). Заключительные замечания и приветствия (21–24)

. Павел, узник Иисуса Христа, и Тимофей брат, Филимону воз­люблен­ному и сотруднику нашему,

«Узник Иисуса Христа» – см. посл. к .

. и Апфии, [сестре] воз­люблен­ной, и Архиппу, сподвижнику нашему, и домашней твоей церкви:

«Апфии, [сестре]» . Известна надгробная надпись какой-то Апфии из Колосс на памятнике, находящемся близ Бальбура, в поселке Тримелиском: «Ерм – Апфии, своей жене, дочери Трифона, родом Колоссянки, в память» . – Архип – см. .

. Благодарю Бога моего, всегда вспоминая о тебе в молитвах мо­их, слы­ша о твоей любви и вере, которую имеешь к Го­с­по­ду Иисусу и ко всем святым, дабы обще­ние веры твоей ока­за­лось деятель­ным в по­знании всякого у вас добра во Христе Иисусе. Ибо мы имеем великую радость и утеше­ние в любви твоей, по­тому что тобою, брат, успокоены сердца святых.

Все, что до сих пор Апостол слышал о Филимоне, возбуждало в Апостоле благодарность к Богу и побуждало его молиться за Филимона. Именно до Апостола дошли слухи о "вере" , какую имеет Филимон в Господа Иисуса, и о "любви" , какую он питает ко всем христианам (в 5 ст. имеется фигура, так называемого, хиазма). Поэтому Апостол молится, чтобы вера Филимона, которую он имеет, – такая же твердая, какова и вера Ап. Павла (общение веры твоей» ), – сказалось бы в делах, а именно прежде всего привела бы его к совершеннейшему познанию того, какие великие блага он получил вместе с своею домашнею церковью во Христе Иисусе и вместе для Иисуса Христа, т е. для споспешествования делу Христову (εις Χρ . Ιησ .). При этом () Апостол указывает, почему он называл веру Филимона «общею с его верою» : Апостолу, страдавшему в узах, доставили утешения известия о заботливости, какую проявил Филимон в отношении к другим христианам, находившимся в тяжелых обстоятельствах.

. Посему, имея великое во Христе дерзнове­ние при­казы­вать тебе, что должно, по любви лучше про­шу, не иной кто, как я, Павел старец, а теперь и узник Иисуса Христа; прошу тебя о сыне моем Онисиме, которого родил я в узах мо­их: он был некогда негоден для тебя, а теперь годен тебе и мне; я воз­вращаю его; ты же при­ми его, как мое сердце.

Вследствие этого Апостол обращается к Филимону не с приказаниями, а, как к другу, с просьбою, в духе христианской любви. Пусть Филимон исполнит его просьбу, – просьбу "Павла" (Апостола языков), просьбу "старца" (старцев вообще следует слушать с уважением) и просьбу «узника Христова» (которого нужно всячески утешать). Апостол умоляет Филимона, чтобы он принял своего раба, Онисима, который из негодного сделался полезным и для Филимона, коему теперь будет служить как верный слуга-христианин, и для Апостола, которому он доставил утешение своим обращением ко Христу.

. Я хотел при себе удержать его, дабы он вместо тебя по­служил мне в узах за бла­го­ве­с­т­вование; но без твоего согласия ничего не хотел сделать, чтобы доброе дело твое было не вынужден­но, а добровольно.

Чтобы внушить Филимону самое лучшее чувство и расположение к исполнению просьбы своей, Апостол говорить, что он так был уверен в расположении к нему Филимона, что даже хотел было оставить Онисима при себе, чтобы этот последний заменил Апостолу своего господина, который, если бы это было возможно, наверно не отказался бы послужить Ап. Павлу в узах. Но – прибавляет Апостол – я не хотел, чтобы это сделалось как бы по принуждению с моей стороны.

. Ибо, может быть, он для того на время отлучил­ся, чтобы тебе при­нять его навсегда, не как уже раба, но выше раба, брата воз­люблен­ного, особен­но мне, а тем больше тебе, и по плоти и в Го­с­по­де. Итак, если ты имеешь обще­ние со мною, то при­ми его, как меня. Если же он чем обидел тебя, или должен, считай это на мне. Я, Павел, написал моею рукою: я заплачy; не говорю тебе о том, что ты и самим собою мне должен. Так, брат, дай мне во­с­по­льзо­ваться от тебя в Го­с­по­де; успокой мое сердце в Го­с­по­де.

При том, может быть, и самое разлучение Онисима с Филимоном совершилось для того, чтобы повести за собою их соединение на веки. Итак, Апостол не захотел нарушить прав Филимона, но теперь он убеждает его принять Онисима с такою же дружбою, с какою тот принял бы самого Апостола. При этом он берет на себя возместить тот материальный убыток, какой причинил Онисим своему господину.

. Надеясь на по­слушание твое, я написал к тебе, зная, что ты сделаешь и более, нежели говорю. А вместе при­готовь для меня и по­меще­ние; ибо надеюсь, что по молитвам вашим я буду дарован вам.

Апостол уверен, что Филимон исполнит его просьбу, и, в знак своей благодарности, он поручает Филимону приготовить ему помещение, так как он надеется быть освобожденным из уз и отправиться в долину реки Лика, где жил Филимон.

. Привет­с­т­ву­ет тебя Епафрас, узник вместе со мною ради Христа Иисуса, Марк, Аристарх, Димас, Лука, сотрудники мои.

Ср. Кол. 4и сл. – «Благодать Господа…» см. .

И домашней твоей церкви .

Церковию называет апостол всех верующих в доме (Филимона), включая сюда и рабов. Обрати внимание на смиренномудрие, – он увещевает и их, чтобы они содействовали ему в просьбе.

. Благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа .

Каким образом благодать Божия будет с нами? Если и мы будем прощать своим должникам. А каким образом будет мир? Если и ты помиришься с рабом.

. Благодарю Бога моего, всегда память о тебе творя в молитвах моих .

Всякий раз, говорит, как я вспоминаю о тебе, – а вспоминаю я всегда, когда молюсь, – столько раз я благодарю Бога за твою добродетель. Какая это добродетель, – объясняет дальше.

. Слышав любов твою и веру, юже имаши ко Господу Иисусу и ко всем святым .

Здесь хвалит его за доброту. Из Фригии не было бы слышно в Риме о любви и вере его, если бы она не была велика. Так как ты любишь всех святых, т. е. верных, то должен полюбить и Онисима, ибо и он есть уже верный, – чтобы чрез то явить себя любящим и Господа. Видишь ли, какия понудительныя он собирает в уме его помышления к удовлетворению прошения?

. Яко да общение твоея веры действенно будет в разуме всякаго блага, еже в вас .

Благодарю, говорит апостол, Бога за любовь твою, моляся и о том, чтобы вера твоя, которая у тебя общая с нами, была действенна, – деятельная и живая в познании тобою всякаго добраго дела, т. е. чтобы тебе любить его и в дело производить. Ибо вера тогда жива бывает, когда мы прилежим всякому делу благому, как и мертва, когда бывает без добрых дел. Прибавил: "еже в вас" , чтобы показать, что и теперь Филимон имеет уже всякое благое в себе дело, как бы так говоря: (в познании) всякаго дела благого и теперь в вас, т. е. в тебе уже сущаго. Сказав: «общение веры» , св. Павел соединяет Филимона с собою и едино творит. Общая вера есть и единотворна, так что ты должен и едино со мною мудрствовать. Или общением веры он называет милостыню, бывающую от великой веры. Итак, апостол говорит: память о тебе творю, моляся, да общительное и благоподатливое расположение твое никогда не прекращалось, но более и более да изливаешь ты на нуждающихся всякое благо, "еже в вас" , то есть, которое есть у тебя.

О Христе Иисусе .

К Христу Иисусу, говорит, возносится всякое благо, какое делаешь ты нуждающимся, особенно святым. Так и теперь, если примешь Онисима и сделаешь мне удовольствие, то самому Христу то сделаешь.

. Радость бо имам, многу и утешение о любви твоей .

То есть имеем радость, и не только радость, но и великое утешение в узах по причине твоей любви, т. е. твоего человеколюбиваго и общительнаго расположения сердца.

Яко утробы святых почиша тобою, брате .

Весьма мудро апостол принимается за дело, напоминая ему о его благодеяниях к другим, чтобы более смягчить его, пока он разсудит, что если дает другим, незнакомым, то тем более должен сделать это Павлу, своему учителю. И не просто сказал: даешь святым, но упокоеваешь «утробы святых» , то есть что они вседушевно принимают твое человеколюбие, как щедро и с утешительным радушием предлагаемое им.

. Сего ради многое дерзновение имея во Христе повелевати тебе, еже потребно есть: любве же ради паче молю» .

Так как, говорит, ты таков ко всем святым, что их сердца успокоиваются тобою, тем более я о Христе, т. е. как родивший тебя по Христу, я имел дерзновение повелевать тебе, не как господин твой, но по любви, которую я имею к тебе и ты ко мне. «Еже потребно есть» , или – повелевает тебе потребное, т. е. чтобы ты исполнил то, что мне нужно; или – что ты почитаешь всех святых: посему и я, соответственно тому, что потребно, т. е. что падает на мою долю, я имел дерзновение повелевать тебе, однако я молю. Ибо я имею такое необходимое дело, чтобы умолять (тебя).

Таков сый якоже Павел старец, ныне же и узник Иисуса Христа .

Будучи таковым, говорит, посланником, я достойно должен быть и выслушан, как подобает Павлу старцу, т. е. имеющему авторитет и по учительскому достоинству и по возрасту, а ныне получившему еще другое, более важное преимущество, – это пребывание в узах за Христа. Видишь ли, сколько поводов для убеждения?

. Молю тя о моем чаде, егоже родих во узах моих» .

Еще не упомянул имени того, за кого он ходатайствует. Предварительно смягчает Филимона похвалою слуги, называя его своим сыном. Почему же так называет его? Потому что, говорит, я родил его, т. е. огласил благовестием и уверовавшаго повелел крестить, и это в тесных обстоятельствах: в узах. Смягчивши, таким образом, сердце его, он наконец упоминает имя.

Онисима, иногда тебе непотребна .

Знает, что признание во грехе погашает гнев; поэтому и говорит так.

Ныне же тебе и мне благопотребна .

Так как он стал благочестив и свят, и потому, говорит, обоим нам благопотребен. Если полезен Павлу, требующему столь великой ревности, то конечно и Филимону. Вместе с тем дает понять и то, что если полезен мне, то он должен быть обратно послан ко мне.

Егоже возпослах тебе .

То есть тебе передаю его, пользуйся им, как желаешь. Тем, что передает ему, он еще более утоляет его гнев.

. Ты же его, сиречь мою утробу, приими .

То есть с любовию прими его, скорее не его, а мою утробу, ибо так я люблю его и в душе своей ношу.

. Его же аз хотех у себе держати, да вместо тебе послужит ми во узах благовествования .

Обрати внимание на мудрость (апостола), как он понемногу его (слугу) поставил на место господина. «Да вместо тебе» , говорит «послужит ми» . Показывает также, что он желает пользы господина. Если, говорит, ты обязан послужить мне, а он делает это вместо тебя, то от этого, явно, тебе прибыль.

. Без твоея же воли ничтоже восхотех сотворити .

И этим он более всего смягчает Филимона. Дело было так необходимо: в узах, и притом ради Бога, он намеревался служить ему; однако апостол не хотел этого сделать против воли Филимона. Посему ужели не следует оказать милость тому, кто мог бы и сам пользоваться ею, но не захотел.

Да не аки по нужди благое твое будет, но по воли .

Не сказал: по нужде, но: «аки по нужди» , как бы так говоря: конечно, и против твоей воли удерживая его, я поистине не опечалил бы тебя; однакож многим казалось, что это делается по нужде и против твоей воли. Посему ныне я предпочел, чтобы это ни в каком случае не казалось кому-нибудь подневольным, но, без сомнения, добровольным.

. Негли бо ради сего разлучися на час .

Так как Онисим убежал с злым умыслом, то Павел обращает это бегство в полезное дело. Может быть, говорит, он убежал по устроению Божию. Похвально также он называет бегство разлучением, дабы именем бегства не раздражать господина. И тем, что сокращает время, он успокоивает гнев. "На час" , говорит «разлучися» . Вместе с тем показывает также, что сколько времени он был с Павлом, – был и с Филимоном. Посему он только то время отсутствовал, какое провел до знакомства с Павлом; а это – незначительное время, как бы один час. Посему отныне, если он, отпущенный тобою, будет находиться при мне, то разумей, что он служит тебе.

Да вечна того приимеши .

То есть будешь пользоваться им.

. Не ктому аки раба, но выше раба, брата возлюбленнаго, паче же мне, кольми же паче тебе и по плоти и о Господе .

Много, говорит, пользы принесло бегство: вместо одного часа, ты имеешь его вечно. Ведь и вся жизнь человека, в сравнении с вечностию, ничто; тем более время бегства. Так вместо раба прими брата; вместо непотребнаго – возлюбленнаго; «и по плоти» , т. е. и в мирских вещах – он достоин любви, как услужливый, «и о Господе» , т. е. в делах духовных.

. Аще убо имаши мене общника, приими сего якоже мене .

То есть, если ты сознаешь, что мудрствуешь со мною, то прими его, как меня. Кого не устыдил бы апостол? Кто не пожелал бы принять к себе Павла?

. Аще же в чесом обиде тебе, или должен есть, мне сие вмени .

Не сказал: украл, но – мягче: «обиде, или должен есть» . Правдоподобно, что он истратил украденное. Посему говорит: мне зачисли это в долг, меня считай должником.

. Аз Павел написах рукою моею, аз воздам .

Превосходно говорит это, пиша с духовную благодатию и как бы так говоря: для большей уверенности, что уплачу долг, – служит мое собственноручное письмо.

Да не реку тебе, яко и сам себе ми еси должен .

Чтобы не показалось укорным Филимону, что апостол, будто не надеясь на него, не просит его о рабе-воре просто так, но и дает собственноручную росписку, – ибо это давало знак, что Филимон жестокосерд и к учителю своему невнимателен, – апостол (приведенными словами) дает разуметь, что надеется на него и очень. Ибо не только, говорит, своею собственностию, но сверх того и самим собою ты должен мне.

. Ей, брате, да пользуюся тобою о Господе .

От сердечной речи апостол опять перешел к более важному, умоляя: «да пользуюсь» , говорит, "тобою" , т. е. да наслаждаюсь твоими благодеяниями, не в мирских делах, а в тех, кои о Господе.

Упокой мою утробу о Христе .

Упокой, говорит, мою любовь к тебе, или мое сердце ради Христа. Ибо не мне оказываешь благодеяние, а Христу.

. Надеявся на послушание твое, написах тебе, ведый, яко и паче, еже глаголю, сотвориши .

Я, говорит, написал тебе, не приказывая и не из самолюбия, но надеясь на твое послушание. Какое железо не размягчат эти слова?

. Купно же и уготови ми обитель .

Филимону могло придти на мысль: еслиб не для Онисима, то ты и слова меня не удостоил бы. Апостол наперед врачует это, говоря: не для него только написал, но чтобы попросить тебя приготовить мне обитель; а вместе с тем, чтобы также устрашить его, потому что придет апостол и осудит его, если он не примет Онисима.

Уповаю бо, яко молитвами вашими дарован буду вам .

Двум вещам научаемся из сего: первое, – сколь велика сила молитвы, если и великий Павел нуждается в их помощи; второе, – что должно смиряться, если Павел нуждается в молитвах учеников.

. Целует тя Епафрас спленник мой о Христе Иисусе .

Этот Епафрас был отправлен к Павлу Колоссянами; отсюда ясно, что Филимон был из Колоссян. «Спленником» называет его, показывая, что и Епафрас был в великой скорби, давая этим почувствовать Филимону, что если Епафрас страдает с Павлом, то Филимон ужели не окажет милость для него Онисиму. "Спленник" же, говорит, не ради человеческаго чего-либо, но ради Христа Иисуса, страдая вместе со мною за Евангелие.

. Марко, Аристарх, Димас, Лука споспешницы мои .

Димас сначала пользовался уважением, как здесь и засвидетельствовано о нем, как о сотруднике Павла, после же по легкомыслию он отпал от Павла, как действительно и пишет (об этом) Павел в послании к Тимофею, написанном, очевидно, после этого послания. «Димас бо мене остави, Лука един есть со мною» (). Итак, Лука, поставленный здесь последним, стал первым из всех, когда Димас отпал. Так никому не должно надеяться на самого себя, но, кто, стоит, должен смотреть, как бы не пасть. Сказав: «споспешник» , показывает, что и они вместе со мною просят тебя и достойно есть оказать благосклонное внимание к таким лицам.

Видишь, какую пользу получили мы из этого, кажущагося кратким и не требующаго объяснения послания? Уверься же из сего, что в Писании ничего не следует оставлять без изследования, но во всем, как изреченном от Духа, искать духовнаго некоего смысла и извлекать пользу. И конечно Утешитель, изрекший все Писание, тем, которые добраго ищут, даст и обрести искомое. От Него да будем и мы всегда просвещаемы и руководимы и к истинному боговедению и житию, не увлекаясь лжеучениями и не прельщаясь ложною сластию мира. Кто из нас – раб, да облагородит себя верою и добродетелию, а кто – господин, да возревнует, видя рабов святыми и апостолами, не оказаться ниже их в царствии Владыки, ради нас зрак раба приявшаго, Христа, истиннаго Бога нашего. Ему слава и держава, и честь ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Введение.

Место и время написания.

Павел писал Филимону из Рима, находясь в первом своем заключении там (стих 1, 9), в 61-63 гг. по Р. Х. Поэтому письмо это включено в категорию "тюремные послания".

Кому адресовано.

Его звали Филимон. Судя по тому, что он владел рабами и имел большой дом (достаточно большой, чтобы служить местом собраний для колосских христиан), это был богатый житель города Колоссы. Хотя неизвестно, когда именно услышал Филимон впервые проповедь Павла, не вызывает сомнений, что он был из числа обращенных апостолом (стих 19). Похоже на то, что они стали друзьями во время трехлетнего служения Павла в Ефесе (Деян. 19).

Среди первых читателей послания к Филимону были, конечно, члены его домашней церкви (ст 2). Представляется, что Архипп играл в ней какую-то ответственную роль, а Филимон был рядовым членом, но и в качестве такового - "сотрудником" апостола (обращает на себя внимание разница между "сотрудником" в стихе 1 и "сподвижником" в стихе 2). Возможно даже, что Архипп был пресвитером или работал как миссионер. Не исключено, что он был пастором церкви в Колоссах (Кол. 4:17).

Цель написания.

Онисим, раб Филимона, бежал. Пути беглого раба привели его в Рим, где он, волею Божией, познакомился с Павлом и услышал от него весть о Спасителе. Каким-то образом Онисим даже помог Павлу (стихи 12-13).

Но Павел сознавал меру ответственности Онисима перед Филимоном, поэтому апостол принял решение возвратить Филимону его беглого раба. Тихику было поручено доставить письмо Павла из Рима в Колоссы, и Онисим, по всей видимости, отправился туда с ним (Кол. 4:7-9).

В своем письме Павел объяснял Филимону сложившуюся ситуацию и просил его принять Онисима уже не как беглого раба и вора, а как возлюбленного брата своего во Христе (Филим. 1:15-16; сравните Кол. 4:9). Благодаря этому письму апостола читатели позднейших времен не только получали возможность проникнуть мгновенным взором в устои рабовладельческого общества, существовавшего тогда, но и оценить христианский подход к нему. Сказанное в Гал. 3:28 обретает, так сказать, "зримую плоть" в этом письме к Филимону: "нет уже… раба, ни свободного… во Христе Иисусе". И еще, драгоценную жемчужину евангельской истины предлагает тут Павел в словах: "считай это на мне" (Филим. 1:18).

План книги:

I. Вступительная часть послания; приветствие (стихи 1-7)

Б. Обращение к читателям (стих 1б-2)

В. Собственно приветствие (стих 3)

Г. Вознесение хвалы (стихи 4-7)

1. Благодарение (стихи 4-5)

2. Слова молитвы (стих 6)

3. Свидетельство (стих 7)

А. Просьба (стихи 8-12,17)

1. Просьба, а не повеление (стих 8)

2. Просьба во имя любви (стих 9)

3. Просьба о духовном сыне (стихи 10-11)

4. Просьба от сердца (стих 12)

5. Просьбе товарища и сотрудника (стих 17)

Б. О взаимоотношениях троих (стихи 13-16)

1. О братских взаимоотношениях между Павлом и Онисимом в настоящем (стих 13)

2. Доброе дело да будет добровольным (стих 14)

3. О братских взаимоотношениях между Онисимом и Филимоном в будущем (стихи 15-16)

В. Обязательство Павла (стихи 18-21)

1. Долг Онисима Филимону - на Павле (стихи 18-19а)

2. И Филимон должен Павлу (стих 19б)

3. Павел просит Филимона "успокоить сердце" его (стих 20)

4. Надежда апостола, что Филимон сделает и более (стих 21)

III. Заключение (стихи 22-25)

А. Просьба о жилье (стих 22)

Б. Братские приветствия (стих 23)

В. Благословение (стих 24)

Послание к Филимону

Послание к Филимону, самое краткое из сохранившихся посланий ап. Павла. Оно написано, вероятно, в Риме одноврем. с посланиями к ефесянам и к колоссянам (ср. Флм 1 - Кол 1:1; Флм 10 - Кол 4:9). Раб Онисим, сбежавший от Филимона, состоят. члена Колосской церкви, встретил в Риме Павла и благодаря ему пришел к вере. Павел охотно оставил бы его при себе в качестве помощника (ст. 13 и след.), но не захотел нарушать действующий Закон. Онисим мог получить свободу только в силу добровольного согласия своего господина, а не по приказу апостола. Отказ от владения рабом мог произойти только как акт веры со стороны человека, увидевшего в рабе не свою собственность, а брата по вере. Пребывание в рабстве не препятствует человеку стать христианином. Но может ли христианин продолжать считать рабом человека, к-рого освободил Иисус Христос? Чтобы подчеркнуть это, Павел приравнивает Онисима к себе: "Прими его, как мое сердце", - пишет он Филимону (ст. 12). Он хотел бы видеть этих двух людей равными (ст. 13). Филимон должен понять, что сам он, будучи господином, на самом деле не кто иной, как раб Христа (ср. 1Кор 7:20-22), значит, он и Онисим - братья. Но нарушение закона со стороны раба не может быть оправдано волей Божьей; только слово господина может сделать раба свободным в правовом отношении. В изменившихся обсто-ят-вах Павел преступает рамки установлений ВЗ, согласно к-рым беглого раба нельзя выдавать (Втор 23:16 и след.) . Это послание позволяет по-новому взглянуть на отношения господина и раба, начальника и подчиненного: как один, так и другой несут ответственность перед истинным Хозяином - Господом. Неверность и протест одной стороны повлияет на приговор суда Божьего так же, как и отсутствие заботы о ближнем и братской любви к нему - другой.


Библейская энциклопедия Брокгауза . Ф. Ринекер, Г. Майер . 1994 .

Смотреть что такое "Послание к Филимону" в других словарях:

    Послание к Филимону книга Нового Завета. Входит в число посланий апостола Павла. История Послание написано во время первого римского заключения Павла, в 62 63 гг. Послание к Филимону самое краткое послание апостола Павла,… … Википедия

    Послание к Филимону, - самое краткое из посланий Павла: оно имеет только одну главу. Это послание показывает нам силу Христова Духа и представляет чудный образец христианского письма. Заключенный апостол возвращает беглого раба Онисима его прежнему владельцу Филимону и … Словарь библейских имен

    Приветствие Павла Филимону и его домашней церкви. Ходатайство за Онисима. Послание, приветствия и благословение …

    Павел, узник Иисуса Христа, и Тимофей брат, Филимону возлюбленному и сотруднику нашему … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

    Прошу тебя о сыне моем Онисиме, которого родил я в узах моих: 1Кор.4:15 Кол.4:9 … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

    Он был некогда негоден для тебя, а теперь годен тебе и мне; я возвращаю его; … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

    Ты же прими его, как мое сердце … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

    Я хотел при себе удержать его, дабы он вместо тебя послужил мне в узах [за] благовествование; … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

    Но без твоего согласия ничего не хотел сделать, чтобы доброе дело твое было не вынужденно, а добровольно … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

    Ибо, может быть, он для того на время отлучился, чтобы тебе принять его навсегда … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

Книги

  • Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I-VIII веков. Новый Завет. Том 9. Послание Апостола Павла к Колоссянам, Фессалоникийцам, Тимофею, Титу, Филимону , . 28-томная серия "Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I-VIII веков" знакомит читателя с представителями классической христианской экзегезы, оказавшимирешающее воздействие на…