Спас на крови покушение. Собор Воскресения Христова (Спас-на-Крови). Спас на Крови: история строительства

Предыдущая фотография Следующая фотография

Архитектура исторического центра Санкт-Петербурга - сплошной классицизм, ампир и модерн. И неожиданно посреди этого выверенного талантливейшими зодчими ансамбля взгляд упирается в разноцветные купола, кирпичное узорочье, кокошники и пилястры, живо напоминающие Собор Василия Блаженного на Красной площади. Кто и почему позволил разрушать строгий и величественный образ имперской столицы подобными вольностями? Причина была трагической - на этом месте народоволец-террорист Игнатий Гриневицкий смертельно ранил Александра II Освободителя. Спас на Крови - мемориальный храм, поставленный на месте цареубийства.

Немного истории

В конкурсе на лучший проект собора принимали участие известные архитекторы страны. Основными требованиями нового императора Александра III были русский стиль здания и отдельный придел на месте, где пролилась августейшая кровь. Только с третьей попытки выбрали проект Альфреда Парланда, профессора Академии художеств. Заложили храм в 1883 г., построили быстро, а вот отделывали целых 10 лет и освятили в 1907 г.

После революции, как водится, собор закрыли, какое-то время использовали в качестве овощехранилища, в блокаду - морга, а после войны - как склад театральных декораций. Несколько раз его собирались разрушить, но в 1970 г. начали реставрацию. С 1997 г. обновленный храм открыли для посетителей, в 2004 г. возобновились богослужения.

Поговаривали, что когда со Спаса на Крови снимут строительные леса, то рухнет Советская власть. Их демонтировали перед самым августом 1991 г...

Что посмотреть

Однопрестольный трехапсидный храм возведен в виде традиционного четверика. Вокруг высокого 8-гранного шатра теснятся 4 главки, каждая с особой кровлей из разноцветной черепицы, меди, и смальты. Вплотную стоит колокольня высотой 81 м. Фасады богато и разнообразно украшены поясками, изразцами, наличниками, кокошниками, отделаны гранитом и мрамором. Над входами размещены мозаичные панно по эскизам В. М. Васнецова, М. В. Нестерова, А. А. Парланда, В. В. Беляева и Н. А. Бруни на евангельские сюжеты.

Поразителен интерьер собора, украшенный уральскими самоцветами и разноцветным мрамором. Главная святыня - укрытый толстым стеклом участок мощеной булыжниками мостовой, где принял смерть Александр II. Над ней, на серо-фиолетовых колоннах из алтайской яшмы сооружена сень с крестом из горного хрусталя, изнутри усыпанная звездами из топазов.

Все стены, своды и столбы сплошь покрыты мозаикой общей площадью около 6000 кв. м. Смальтовые образа «Богоматерь с младенцем» и «Спаситель» на мраморном иконостасе по эскизам В. М. Васнецова производят неизгладимое впечатление, хотя и нарушают общепринятые каноны. Восстановление этих шедевров заняло больше времени, чем потребовалось на строительство.

В ходе работ была обнаружена застрявшая в перекрытиях купола неразорвавшаяся немецкая бомба.

Спас на Крови - это одновременно действующий храм Санкт-Петербургской епархии РПЦ и часть музейного комплекса Исаакиевского собора.

Практическая информация

Адрес: Санкт-Петербург, набережная канала Грибоедова, 2. Веб-сайт .

Как добраться: на метро до ст. «Невский проспект», затем пешком по наб. канала Грибоедова.

Время работы: с 10:30 до 18:00, выходной день - среда. Богослужения проводятся по воскресным и праздничным дням, начиная с 7:00; всенощная литургия по субботам с 18:00. Цена билета для взрослых - 250 RUB, учащихся, студентов, пенсионеров - 50 RUB. Цена билета на тематические и вечерние экскурсии - 400 RUB. Цены на странице указаны на октябрь 2018 г.

Храм Спаса на Крови.

На набережной канала Грибоедова — в самом сердце Санкт-Петербурга, возвышается необыкновенной красоты храм, сияя золотом куполов, с пестрыми главками на башенках. Даже ненастные серые дни, столь частые для Северной столицы, не в силах приглушить его яркий аккорд.

Презрев условности градостроительства, он разрывает четкие границы набережной и нависает над водной гладью на фоне строгих классических зданий. Как будто спущенный с небес — стоит на русской земле затейливый и нарядный русский терем.

Историческая справка

Собор Воскресения Христова, или как его называет народ – Храм Спаса на Крови, возведен в знак памяти императора Александра II, получившего смертельное ранение на этом месте от рук террористов 1 марта 1881 года.

Храм Спаса на Крови с высоты птичьего полета.

Александр II вошел в русскую историю как реформатор и освободитель. Вступая на престол страны с разваленной экономикой, ослабленной Крымской войной, он вынужден был проводить преобразования во всех областях, начиная с отмены крепостного права и заканчивая земской, военной, судебной, народного образования реформами. Ложась на плечи граждан тяжелым бременем прогрессивные и необходимые по своей сути перемены, создавали великую державу, поднимали международный престиж России, и одновременно вызывали недовольство во всех слоях населения.

Не случайно этот период характеризуется усилением революционного движения. Считая самодержавие главным злом для России, и полагая, что убийство царя поможет свергнуть власть монархии и установить республиканское правление, члены небольшой, но активной организации «Народная воля» избрали террор главным методом борьбы. Началась настоящая «царская охота», покушения следовали одно за другим, усиливались репрессии, предлагались уступки, жандармы сбивались с ног, но ничто не смогло остановить народовольцев.

Выполнение тщательно подготовленного, имевшего ряд запасных вариантов теракта ускорил арест руководителя организации А. И. Желябова. Карета императора, возвращавшегося после развода караулов из Манежа по воскресным дням, всегда ехала на большой скорости, но притормаживала при повороте на Екатерининский (Грибоедова) канал. Этим обстоятельством и воспользовались заговорщики. По сигналу Софьи Перовской, которая с противоположной стороны канала руководила операцией, первую бомбу бросил революционер Н. Рысаков.

От взрыва император не пострадал, он вышел из кареты, чтобы дать распоряжение о помощи раненым. Тогда второй народоволец И. Гриневицкий появился из укрытия и метнул снаряд прямо ему под ноги. Взрывной волной они оба были отброшены к ограде, упали на камни мостовой. Императора, истекавшего кровью, на санях перевезли во дворец. Ранение оказалось смертельным. Гриневицкий, не приходя в сознание, также скончался от ран в госпитале тем же вечером. Остальные участники были арестованы, пятеро лидеров по решению суда повешены через месяц после событий, другие приговорены к вечной каторге.

На месте трагедии по инициативе Городской думы вскоре установили часовню, которая простояла до начала строительства собора в 1883 году, так как новый император Александр III желал увековечить память отца возведением храма. Был объявлен конкурс. Большинство конкурсных проектов, выполненных лучшими петербургскими архитекторами, представляли византийский стиль.

Император отверг их все.

Он заявил два условия, которые должны быть соблюдены: храм нужно построить в русском стиле XVII столетия и отдельным пределом внутри церкви оформить место, где пролилась августейшая кровь.

По замыслу монарха сооружение должно было служить метафорой приобщения Петербурга к старомосковской Руси — к той эпохе, когда первые Романовы взошли на престол. Новый храм задумывался не только как мемориальный памятник Александру II, но должен был символизировать российское самодержавие в целом.

Высочайшее одобрение получил проект, представленный на второй тур конкурса от двух авторов. Один из них — архимандрит Игнатий (И. В. Малышев), до пострига учился в . Для разработки проекта он обратился к архитектору А. А. Парланду, которого хорошо знал по совместным работам при возведении церкви в Троице-Сергиевой пустыни (мужской монастырь), настоятелем которой являлся. После доработок, существенно изменивших облик храма, окончательный вариант был утвержден в 1887 году. К строительным работам приступили гораздо раньше.

Архимандриту Игнатию также принадлежала идея освятить храм во имя Воскресения Христова. Посвящение несло глубокий смысл преодоления смерти и проводило параллель между кончиной Александра II и искупительной жертвой Спасителя. Такое толкование объясняет, почему храм, возведенный на месте трагических событий в память об убитом императоре, имеет светлый праздничный вид.

Храм Спаса на Крови.

Лучше всего это выразил в стихотворении «1 марта 1881 года» замечательный русский поэт А. А. Фет, описывая Христа на Голгофе:

« … Он крест и свой венец терновый

Земному передал царю.

Бессильны козни фарисейства:

Что было кровь, то стало храм,

И место страшного злодейства —

Святыней вековечной нам».

Архитектура храма Воскресения Христова

Архитектура православного однопрестольного собора относится к позднему этапу «русского стиля» конца XIX века. Она вобрала лучшее из арсенала зодчества допетровской Руси и очень напоминает московский храм Василия Блаженного – один из символов России.

Храм Спаса на Крови.

Вместе с тем, архитектор А. А. Парланд создал оригинальную композицию, в основе которой четверик, увенчанный пятиглавием. Техника покрытия пяти узорных глав эмалью и ее рецептура аналогов не имеет. Эту уникальную работу выполнили на фабрике Постникова. Массивный купол колокольни и три маленькие луковки над алтарными апсидами сверкают позолотой.

Чтобы место, обагренное кровью, оказалось внутри собора, набережную пришлось достраивать. Храм выходит за ее пределы вглубь канала на 8 метров.

Храм Спаса на Крови и канал Грибоедова.

Впервые здание в Петербурге строится не на сваях. Под мощную путиловскую плиту фундамента собора заложено бетонное основание. Но это не единственное техническое новшество. Здесь были установлены паровые котлы и калориферы, защита от молнии, собор освещали более полутора тысяч электрических ламп. Во внешней отделке использовался красный кирпич, гранит и мрамор, различные виды полудрагоценных камней.

Колокольня возвышается непосредственно над местом трагедии и в ее отделке многократно прослеживается мемориальный характер сооружения. Высокий крест на золотом куполе венчает императорская корона, мозаичная икона Александра Невского, покровителя Александра II, расположена над окном, в кокошниках других окон просматриваются лики небесных ангелов семьи Романовых. Летопись, повествующая о деяниях царя-реформатора, высечена на двадцати досках из красного гранита. Над входами – двуглавые орлы, мозаичные панно «Страсти Христовы» по эскизам В. М. Васнецова.

Потрясенные гибелью императора граждане по всей стране собирали средства на строительство храма-памятника. Этот факт отражают изображения гербов городов и губерний, укрывающие нижнюю часть фасада.

Главной святыней собора является своеобразная реликвия — участок булыжной мостовой с гранитными плитами тротуара и фрагмент решетки Екатерининского канала, где принял смерть император Александр II. Над ними — необычайной красоты сооружение. На колоннах из фиолетовой алтайской яшмы возвышается сень с крестом, усыпанным топазами. По установленной традиции рядом с памятным местом служат панихиды.

Неповторимый интерьер собора создан сочетанием каменного и мозаичного убранства и поражает великолепием. Своды храма покрыты сплошным мозаичным ковром, площадь которого превышает 7 тыс. кв. метров. Картины на евангелистские сюжеты представляют настоящий музей мозаики. Центральное место отведено иконам «Спаситель» и «Богоматерь с младенцем» по эскизам В. М. Васнецова.

Живописные эскизы священных изображений и орнаментов создавали 32 художника, с диапазоном творческой манеры от канонов академизма до стилистики модерна, среди них В. М. Васнецов, Н. Н. Харламов, М. В. Нестеров, А. П. Рябушкин. Большую часть мозаик выполнила частная мастерская Фролова, использовавшая технику набора «обратным» способом, что отлично подходит для масштабных композиций. Прототипом подобного письма служили фрески ярославских храмов XVII века. Создание мозаики храма ознаменовало новый этап в российском мозаичном искусстве.

Интерьер храма Спаса на Крови в Санкт-Петербурге.

Шедевром камнерезного мастерства является одноярусный иконостас, выполненный по рисунку А. А. Парланда из итальянского мрамора фирмой Нуови. Тонкие переходы темно-красного цвета к светлому тону создают легкость, а виртуозная резьба поражает разнообразием. Пол храма площадью 600 квадратных метров выложен прекрасным цветным узором из мраморной плитки, изготовленной на той же фирме по рисунку архитектора, но собирали его на месте русские мастера.

Интересные факты, вымыслы и легенды

История храма, входящего в десятку лучших достопримечательностей мира, наполнена интересными фактами с оттенком мистики, что привлекает туристов не меньше, чем великолепие его архитектурных достоинств. Приведем лишь некоторые, наиболее значимые на наш взгляд:

  • Пропорции храма символичны: самый высокий купол – 81 м, высота колокольни 62,5 м, что соответствует дате гибели (1881 год) и возрасту Александра II (погиб на 63 году жизни).
  • С 30-х годов сложилось поверье о неразрушимости храма. Много раз его собирались снести, но исполнение решения откладывалось. Взорвать его планировали летом 1941 года, рассказывают, что уже просверлили стены и заложили взрывчатку, но осуществить замысел помешала война – подрывников призвали на фронт.
  • В купол колокольни во время войны попал немецкий фугас весом в полтора центнера, но не разорвался. Обнаружили его случайно, в 60-х годах. В ходе операции снаряд извлекли и обезвредили в районе Пулковских высот. Саперы под руководством Виктора Демидова рисковали жизнью, спасая храм. Никто не пострадал.
  • В народе прошел слух о том, что храм «заговоренный», а охраняют его символы «крестов в круге», украшающие кокошники окон, что это древний защитный знак. И, действительно, постановление о сносе собора, который мешал строительству транспортной магистрали в годы правления Н. С. Хрущева, чудесным образом отменили. Храм снова выстоял!
  • Наконец, его передали как филиал государственному музею «Исаакиевский собор» и в 1970 году начали реконструкцию, «надели» строительные леса. Шли годы. Храм продолжал стоять в «лесах». В конце 80-х стали поговаривать (шутка или пророчество), что когда снимут леса с храма, советская власть падет. Леса демонтировали летом 1991 года…
  • Существует легенда о том, что кресты с куполов собора жители города спрятали от большевиков на дне канала, а когда началась реставрация – сообщили об этом. Бригада водолазов подняла святыни, и они возвратились на свои места.

По завершении реставрационных работ в 1997 году храм вновь был открыт для посетителей, а в 2004 году в нем отслужили литургию, которая восстановила православную сущность.

Сегодня храм Спаса на Крови – одна из главных достопримечательностей Санкт-Петербурга, действующий храм и одновременно музей, в котором проводятся тематические экскурсии. Здание собора Воскресения Христова является объектом культурного наследия Российской Федерации.

Где находится и как добраться

Храм Спаса на Крови находится в историческом центре Санкт-Петербурга, недалеко от Невского проспекта.

Адрес: Набережная канала Грибоедова, 2 Б, — к нему примыкает Михайловский сад.

От станции метро «Невский проспект» можно пройти пешком вдоль канала Грибоедова — расстояние около 700 метров.

Город Санкт-Петербург Санкт-Петербург , набережная канала Грибоедова , 2 Конфессия Православие Епархия Санкт-Петербургская и Ладожская Тип здания Собор Архитектурный стиль Поздний этап «русского стиля » Автор проекта Альфред Парланд и архимандрит Игнатий (Малышев) . Архитектор Парланд, Альфред Александрович Первое упоминание 1881 год Строительство - 1907 годы , часовня-ризница в 1908 году Статус Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. Рег. № 781520368460006 (ЕГРОКН). Объект № 7810507000 (БД Викигида) Состояние Отличное Сайт cathedral.ru Спас на Крови на Викискладе

Собо́р Воскресе́ния Христо́ва на Крови́ , или храм Спа́са на Крови́ в Санкт-Петербурге - православный мемориальный однопрестольный храм во имя Воскресения Христова ; сооружён в память того, что на этом месте 1 (13 ) марта года в результате покушения был смертельно ранен император Александр II (выражение на крови указывает на кровь царя). Храм был сооружён как памятник царю-мученику на средства, собранные по всей России .

Расположен в историческом центре Санкт-Петербурга на берегу канала Грибоедова рядом с Михайловским садом и Конюшенной площадью . Высота девятиглавого храма 81 м, вместимость до 1600 человек. Является музеем и памятником русской архитектуры.

Храм был возведён по указу императора Александра III в -1907 годах по совместному проекту архитектора Альфреда Парланда и архимандрита Игнатия (Малышева) , который впоследствии от строительства отошёл. Проект выполнен в «русском стиле », несколько напоминает московский собор Василия Блаженного . Строительство длилось 24 года. 6 (19 ) августа года собор был освящён. Имеет статус музея (музейный комплекс «Государственный музей-памятник „Исаакиевский собор“»).

История

Временная часовня

Мозаичные работы на десять лет задержали освящение, которое митрополит Антоний (Вадковский) свершил 6 (19 ) августа года (в день Преображения Господня , известный также как Второй Спас) в присутствии императора Николая II и иных членов императорского Дома . Всё строительство обошлось в 4,6 млн рублей.

С 1909 года клириком, а затем (с 9 августа 1923 года) настоятелем храма был протоиерей профессор Василий Верюжский , ставший в конце 1927 года одним из активистов иосифлянского движения в Ленинграде.

С августа 1923 года, после перехода Казанского и Исаакиевского соборов в ведение обновленцев , храм стал кафедральным собором «староцерковной» («тихоновской») Петроградской епархии .

С конца 1927 года и до закрытия храм был центром иосифлянства в Ленинграде - правого течения в Русской церкви, возникшего как оппозиция заместителю Патриаршего Местоблюстителя митрополиту Сергию после издания им «Декларации » о безоговорочной лояльности «нашему Правительству» (коммунистическому режиму).

Вид на Храм Спаса-на-Крови со стороны канала Грибоедова

Архитектура и внутреннее убранство

Внешние видеофайлы
Храм Спаса на Крови
Храм Спаса на Крови
Аэросъемка Храма
Храм Спаса на Крови

Купола

Вид на южный фасад храма (2011 год)

В основе композиции храма компактный четверик, который увенчан пятиглавием, причём место центральной главы занимает шатёр высотой 81 метр. Всего Спас на Крови венчают 9 глав, создающих асимметричную живописную группу, причём часть глав имеют позолоченное покрытие, а часть - эмалевое.

В основании восьмигранного шатра на его стене имеются восемь продолговатых окон с наличниками в форме кокошников . Вверху шатёр сужается, в нём прорезаны восемь выступов с окошками. Шатёр завершает фонарь , увенчанный луковичной главкой с крестом. Главка покрыта белой, жёлтой и зелёной эмалью в виде обвивающих её цветных полосок. Вокруг шатра расположены четыре луковичных купола , образуя при этом симметричную форму композиции. Все четыре купола покрыты цветной эмалью, но при этом разными рисунками. Эти купола располагаются на невысоких барабанах, имеющих размер, меньший, чем у самих куполов. В западной части собора находится колокольня завершённая куполом, что делает её похожей на

Дом 2 А

Годы постройки: 1883 - 1907

Пожалуй самый популярный собор в Санкт-Петербурге среди иностранных туристов, которые искренне считают его образцом "настоящего русского стиля".

Православный мемориальный однопрестольный храм во имя Воскресения Христова, сооружён в память того, что на этом месте 1 (13) марта 1881 года в результате покушения был смертельно ранен император Александр II.

Расположен в историческом центре Санкт-Петербурга на берегу канала Грибоедова, рядом с Михайловским садом и Конюшенной площадью, неподалёку от Марсова поля. Высота самого высокого купола храма (81 метр) - символизирует год гибели царя, высота колокольни (62 метра) - его возраст. Является музеем и памятником русской архитектуры.

Русская православная традиция - возводить церковные сооружения в честь памятных событий. «Храм во имя воскресения Христова» воздвигнут на месте смертельного ранения императора Александра II , однако в народе его сразу прозвали «Спасом на крови».

На Александра II с 1866 по 1881 было совершено по разным версиям от 6 до 11 покушений. На месте первого у решетки Летнего сада была воздвигнута часовня, разобранная в ХХ веке. Существует легенда, что после шестого покушения Александр, будучи в Париже, посетил некую ясновидящую, предсказавшую ему: будет восемь покушений, последнее из которых будет смертельным. Те, кто склонны верить этой легенде, считают, что покушений было именно 8.

Покушение, приведшее к смерти императора, было совершено 1 марта 1881 года, и уже на следующий день Городская дума просит императора Александра III «разрешить городскому общественному управлению возвести часовню или памятник» погибшему императору.

Временная разборная часовня на месте смертельного ранения Александра II была создана по проекту Леонтия Бенуа за две недели и освящена 15 апреля 1881года. Одновременно был объявлен конкурс на создание храма. Однако ни одна из работ, отмеченная Комиссией, не получила одобрения Александра III. Царь пожелал, чтобы храм был построен в стиле русской архитектуры Моквы и Ярославля XVI-XVII веков и место смертельного ранения находилось внутри храма.

Закладка фундамента храма состоялась в октябре 1883 года, хотя еще не был утвержден окончательный проект собора. А пока был вбит каменный столб в основание будущего престола храма. Были сняты, уложены в ящики и перенесены на хранение в часовню звено решетки Екатерининского канала, плиты тротуара и часть булыжной мостовой с места ранения императора.

Одобрение царя получил проект Альфреда Александровича Парланда 1883 года. который возглавлял творческую группу архитекторов, экспертов по монументальной живописи и православной иконографии. Проект перерабатывался пять раз и был утвержден 1 мая 1887 года. В основу проекта положены переосмысленные Парландом приемы и формы московского и ярославского зодчества. Храм представляет собой четверик с возвышающимся пятиглавием, где центральная глава оформлена в виде шатра высотой 81 метр. С запада к основному объему храма примыкает выдвинутая в русло канала массивная столпообразная колокольня завершенная колокольней и широким шлемовидным куполом. В основании колокольни находится часовенка с образом распятого Христа, расположенным симметрично сени над местом смертельного ранения императора.

При строительстве храма использовались новейшие по тем временам технологии: впервые в Санкт-Петербурге отказались от свайного фундамента. Здание храма покоится на сплошной бетонной подушке толщиной 1,2 м, с отметкой подошвы 2,5 м от уровня ординара в канале. В 1899 – 1907 г в соборе была установлена система воздушного отопления. Освещение в храме с самого начала было электрическим. Парланд заранее продумал, как будут очищать от пыли мозаики, мыть окна, менять электролампы. Также он решил проблему отвода конденсата и систему молниезащиты. Строительство храма велось 24 года.

Снаружи церковь украшают выполненные на гранитных досках золотой вязью тексты «деяний» Александра II. По ним можно проследить за важнейшими событиями истории Российского государства в его царствование.

В наружной отделке храма использован белокаменный декор на фоне коричневато-красного облицовочного кирпича, многочисленные изразцы на фасадах и барабане центрального купола, синяя, желтая, белая и зеленая черепица, покрывающая шатры крылец и скаты апсид. Для отделки четырех крылец собора использовались эстляндский мрамор и серый гранит. Поверхность пяти куполов покрыта цветной ювелирной эмалью, единственный раз в истории строительства использовавшаяся в таких огромных количествах. На фасадах колокольни собора помещены 134 мозаики с гербами русских городов, которые внесли средства на строительство храма.

Внутреннее пространство храма разделено на три нефа; восточные окончания боковых нефов – клиросные киоты, напоминающие своими формами древнерусские невысокие алтарные преграды. Широкий центральный неф от иконостаса и солеи ведет к шатровой сени, установленной над местом смертельного ранения царя. Сень выполнена по рисункам Парланда: в нижней части воспроизведены фрагменты набережной канала, булыжной мостовой, решетки ограждения и три плиты тротуара, на которые пролилась кровь царя. Для сооружения сени использовали ревневскую и и николаевскую яшму и уральский змеевик. Венчает композицию крест из 112 топазов. При создании сени были использованы более тридцати видов камней, она украшена флорентийской мозаикой и бухарской ляпис-лазурью.

В интерьере храма использовано мозаичное покрытие, общей площадью 7065 квадратных метра, которое набиралось 12 лет в мозаичной мастерской Фроловых, победившей на объявленном конкурсе мозаичное отделение академии художеств, немецкую и две известнейшие итальянские фирмы. Чтобы выбрать мастерскую для набора мозаик, участникам конкурса предложили сделать одну работу на пробу, которую оставили на целый год на улице, чтобы проверить, насколько хорошо мозаика перенесет недобрый питерский климат. Работа Фроловых, пролежав всю зиму под снегом, выдержали испытание лучше других мозаик.

Спас на крови был освящен 19 августа 1907 года и не был изначально предназначен для массовых посещений: он находился на государственном содержании и вход в собор осуществлялся по специальным пропускам.

После революции Спас на крови сначала стал обычной приходской церковью, а в 1930 году был закрыт, многократно обсуждался вопрос о его снесении, однако, ввиду сложности решения этой задачи, уже принятое решение так и не было воплощено в жизнь. В разные годы храм использовали как склад овощей, морг (в годы Блокады), склад декораций Михайловского театра. Лишь в 1968 году государство признало «Спас на крови» памятником архитетуры и, поскольку к этому времени храм находился в аварином состоянии, начались долгие работы по восстановлению и реставрации, которые длились 27 лет (больше, чем работы по возведению храма!!!). 19 августа 1997 года (через 90 лет после освящения) «Спас на крови» был открыт для посещений. Сегодня «Спас на крови» является музеем (одним из храмов, входящих в «Музей четырех соборов»), в дни больших церковных праздников там проводятся и богослужения.

Нарядный, как пряничный домик, Спас на Крови или собор Воскресенья Христова на Крови, очень узнаваем и любим как жителями Петербурга, так и туристами.

История храма

Если в названии церкви есть это немного зловещее «на крови», то знайте, возведена она там, где было совершено убийство царя. И пролилась святая для русского человека царская кровь. Ведь в сознании народа царь всегда присутствовал как связующее звено между Богом и Отечеством.

Спас на Крови один из трех таких, построенных на месте пролитой царской крови, храмов. Самый ранний был построен еще в 17 веке на месте загадочной гибели царевича Дмитрия, последнего из наследников Ивана Грозного. Храм Во имя Всех святых в земле Российской просиявших в Екатеринбурге, там, где были расстреляны последний российский император Николай II и его семья, освящен уже в 2003 году.

Храм Спаса на Крови Санкт-Петербург знает, как храм-памятник, поставленный в том месте, где император Александр II был смертельно ранен народовольцами, поэтому нельзя рассказать о храме, не сделав при этом некий краткий экскурс в российское прошлое. Из курса истории известен тот факт, что Александра II, называемого освободителем и реформатором, убили народовольцы, члены партии «Народная воля», тоже стремившиеся к переустройству российских порядков того времени.

Цветные купола Спаса

Почему же они его убили?

Царские реформы носили характер позднего прозрения. Очень многое изменили они, но с опозданием: недовольство властью как бы укоренилось, стало неотъемлемой частью прогрессивной русской жизни. А в среде народовольцев вообще считалось, что средством борьбы за социальные преобразования может быть только убийство, террор.

Только, так называемый, террор индивидуальный: не массовые убийства с целью устрашения, подобно тому, как это делают современные экстремистские организации, а направленный против конкретных представителей власти. С сатрапами надо говорить на их языке, т.е. с позиций силы. Хорошо законспирированная организация фанатично шла к своей цели: устранения императора как символа авторитарной власти, именно посредством убийства.

Но кровавая акция народовольцев не нашла понимания и поддержки у народа: никакого восстания не произошло, наоборот, на место гибели Александра II люди понесли цветы, там появился временный памятник. Сразу же после трагедии Городская петербургская дума просила уже нового царя разрешить возвести на средства города часовню или памятник убитому царю. Александр III повелел построить такую церковь, которая напоминала бы «душе зрителя о мученической кончине покойного императора Александра II и вызывала верноподданические чувства преданности и глубокой скорби русского народа».

На создание храма ушло 26 лет. Храм во имя Воскресения Христова был освящен 19 августа 1907 уже при императоре Николае II, внуке убитого. В таком названии звучит идея торжества жизни, утверждается связь между мученической кончиной царя и искупительной жертвой Христа. Эту мысль отражают слова из Евангелия от Иоанна: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих», которые присутствуют во внутреннем убранстве, как осмысление духовного подвига царя, который освободил крестьян и был казнен своим же народом.

Храм во имя Воскресения Христова

Красно-коричневый кирпич в наружной отделке как символ крови, пролитой Спасителем, наличники из белого мрамора, кокошники и цветочное украшение фасада показывают радость Воскресения Христова. У мраморного мозаичного распятия под золотым навесом проходили церковные службы. Здесь читали проповеди, служили панихиды, проводили службы, посвященные памяти царя-мученика. Однако не крестили и не венчали, так как храм «ввиду особого значения как общенародного памятника» не являлся приходским.

Мозаичное распятие

На специально построенном выступе, как бы выдвинутом в русло канала, стоит колокольня высотой 62,5 метра с крестом и с императорской короной на верху. Колокольня обозначает находящееся внутри храма скорбное место.

Следует знать. Чтобы вода не проникала под здание и чтобы укрепить грунт, впервые при строительстве зданий и сооружений Санкт-Петербурга было сделано бетонное основание под фундамент вместо традиционных свай.

Судьба у этого собора оказалась горькая, непростая. Его не приняли современники: «небывалое архитектурное уродство», «декоративное изуверство» говорил художественный критик Сергей Маковский и даже призывал уничтожить произведение архитектора Парланда. Того же мнения придерживались и его собратья по обществу «Мир искусства». Считалось, что это сооружение не вписывается в классицистические петербургские застройки, и его прозвали «бонбоньерка».

Следует знать. Храм невзлюбила и советская власть: собор неоднократно хотели снести.

Храм со стороны канала

В советское время храм Спаса на крови в Питере рассматривался, как памятник самодержавию в целом, поэтому и художественное значение его оценивали с осторожностью, и даже негативно. Представители власти считали, что городу лучше всего избавиться от собора с таким неоднозначным толкованием: в 30-х годах его хотели не уничтожить, нет — разобрать, мозаичные фрагменты внутреннего убранства передать в музеи, а редкие минералы вновь использовать для строительства.

Колокола были сброшены и в январе 1931 года все 14 колоколов отправлены в переплавку. В конце 30-х советская власть решила, что этот памятник архитектуры лишен всякой художественной и исторической ценности и было принято постановление о взрыве неугодного строения. Уже были сделаны в стенах специальные ниши для взрывчатки, как вдруг начавшаяся война стала спасением. Подрывникам пришлось заняться другой работой, и о разрушении церкви забыли. В городе бытовало поверье: разрушить этот храм невозможно.

Интересно! Во время немецких артобстрелов его не маскировали, не пытались спасти от снарядов, но он «выжил». Чудесная стойкость — характерная черта Спаса на Крови.

Действительно, даже фугас, массой около 150 кг не причинил ему особого вреда и пролежал целых 20 лет в стропилах центральной башни. Он был обнаружен только при реставрации. А в блокадную зиму храм в шутку стал называться «Спас на картошке», поскольку там было овощехранилище. За массивными стенами могли прятаться и живые, и мертвые. Сюда свозили тела ленинградцев, умерших от голода. Бомбы и снаряды каким-то волшебным образом облетали церковь, абсолютно лишенную всякой маскировки.

После войны памятное сооружение на канале Грибоедова опять мешает: его надо убрать с карты города, чтобы построить транспортную магистраль. В 1956 году власти заговорили об уничтожении здания для спрямления автомобильной дороги вдоль канала, но общественные протесты предотвратили снос. И только в 1968 году собор обретает статус памятника архитектуры. Обветшалый, находящийся в аварийном состоянии, он становится филиалом Государственного музея «Исаакиевский собор». Теперь началась новая история возрождения.

Храм в лесах

Сень над местом убийства

Строительные леса стояли возле Спаса на Крови так невозможно долго и так ленинградцы хотели, чтобы их наконец, убрали, и храм засиял прежней красотой, что они стали легендой и достопримечательностью города. За годы запустения и надругательства сильно было разрушено главное место храма — Сень — покров над местом, где лежал смертельно раненый царь. За золоченой решеткой видно булыжную мостовую, плиты тротуара и часть решетки канала. По преданию, до закрытия в 1930-м, здесь еще можно было увидеть следы царской крови. У Сени всегда молились о душе погибшего императора, сейчас эта традиция возобновлена. Здесь читают проповеди, служат панихиды, проводят службы, посвященные памяти царя-мученика.

Самым трудоёмким для реставраторов оказался процесс восстановления мозаики: она была с трещинами, царапинами, потеряла яркость красок, частично утратила смальтовое покрытие. Художники создавали сначала специальные живописные оригиналы для последующего мозаичного воспроизведения. Сами мозаики выполнены в разных стилях такими художниками, как Виктор Васнецов, Михаил Нестеров, Андрей Рябушкин.

Следует знать. В соборе более двухсот изображений святых, наиболее почитаемых на Руси. В своде главного купола лик Господа Вседержителя, его взор устремлен прямо на нас, перед Ним раскрытое Евангелие со словами «Мир вам».

Господь Вседержитель

Мозаичная икона небесного покровителя царя — Святой Александр Невский выполнена по эскизам известного художника Михаила Нестерова. Святой изображён молящимся в домовой церкви. Часть уникальных икон сегодня утрачена, но изображение Александра Невского, благодаря реставраторам, можно видеть на прежнем месте.

Несколько мозаичных орнаментов выполнил сам Парланд. В технике русской мозаики были задуманы и выполненные на фасаде гербы русских городов и уездов, жители которых передавали на возведение храма свои личные сбережения.