Роль конфуцианства в современной политике китая. Конфуцианство и его влияние на социально-политическую жизнь современного китая гэн хайтянь. Сюнь-цзы утверждал, что люди просто вынуждены уживаться друг с другом, но все это только в их собственных интереса

Аннотация. В статье дается авторский обзор влияния конфуцианства на политического руководства в современном Китае. Обосновывается влияние конфуцианства на политическое руководство современного Китая. В этом аспекте анализируется роль руководства Китая. Дается оценка основной политической деятельности Китая.

Конфуцианство и политическое руководство в современном Китае

Превращение Китая в ходе успешной экономической реформы в высокоразвитую мировую державу вызывает неподдельный интерес в мире. Этому способствует современное успешное развитие китайской цивилизации.
Современные синологи считают, что Китай – социоцентричная цивилизация. Он представляет собой совершенно уникальный цивилизационный и этнический монолит. В аграрном Китайском государстве-семье выделяются два взаимосвязанных уровня иерархии и идентичности – организующий «письменный» политический и автономный «устный» клановый, семейный, производительный. Как указывает современный китайский ученый Фан Кэли, между этими уровнями существует третий торговый элемент, который находится между двумя уровнями иерархии и идентичностями, как бы провисая между ними, и оставаясь инородным телом, что отражалось и в конфуцианстве . Поэтому частная собственность не могла приобрести самостоятельной роли и особых социальных функций. Все это не мешало китайской предприимчивости совершенствоваться в рамках стратегии взаимодействия с другими странами, следовательно, экономическая модернизация Китая конца XX – начала XXI в. должна рассматриваться как ее логичное продолжение.
По мнению китайских ученых, большую роль в этом сыграло умелое использование достижений китайской культуры в целом и, в первую очередь, основных ценностей конфуцианства.
Говоря о влиянии китайских культурных традиций на модернизацию китайского общества, нельзя обойти вопрос о конфуцианстве в этом процессе, так как оно составляет фундамент традиционной китайской культуры .
В условиях современного глобального экономического кризиса, порожденного, в частности, крайностями финансового спекулятивного капитала на Западе, происходит дискредитация добросовестного производительного труда в глазах новых поколений. Поэтому назрел новый поворот к Востоку, связанный с творческим использованием традиционной китайской конфуцианской этики, в которой большое значение придается трудовой морали, высоко оценивается честный производительный труд на благо общества.
Китайская культура, бережно сохранявшая традиции, была способна не только по достоинству оценить гениальность древних философов, но и использовать их идеи для практического улучшения жизни. Конфуцианская теория управления позволила преодолеть важнейшие противоречия, которые несут угрозу стабильности общества.
В первую очередь, отбор правящей элиты из всех социальных слоев устранял противоречия между богатыми и бедными, обеспечивал поддержку большинства населения. Кроме того, политическая направленность образования позволяла ликвидировать характерное для других цивилизаций, прежде всего для западной, противостояние интеллигенции и власти. Образованный человек, интеллигент, оказывался включен в государственную систему и направлял свои усилия на ее поддержку и сохранение, а не на критику и разрушение.
В конечном счете, такая система позволяла свести к минимуму глобальное противоречие между личными интересами и общественными, так даже самые глубокие внутренние мысли и переживания человека не входили в противоречие с государственными интересами. Для западной традиции, особенно эпохи Нового времени, было характерно столкновение верхов и низов, интеллигенции и власти, индивидуального и общественного. Все это заканчивалось разрушительными потрясениями.
Китайский язык – ключ к цивилизационной специфике Китая. Он во многом обусловливает форму государства. Специфика конкретно-символического мышления делает возможным программирование сознания населения, социализацию в интересах Коллективного субъекта.
Сегодня ядром демократизации в Китае выступает целостная система: китайский язык – конфуцианская этика – централизованная бюрократическая машина управления. Ни генезис, ни существование данных элементов невозможно представить в отрыве друг от друга. Модернизация в Китае с европейской точки зрения означала бы безвозвратную потерю цивилизации Китая. Это могло бы повергнуть в хаос пятую часть человечества и поставить вопрос о его существовании.
Демократия представляет собой идентификационный и компенсаторный механизм, который берет на себя функции архаического обряда социального рождения и объединяет «рассыпавшееся» западное общество в единое целое. В Китае политическая модернизация, понимаемая как демократизация, не имеет смысла потому, что народ не чувствует себя отчужденным от власти. Данный факт объясняется неискоренимым коллективизмом китайского народа, реальной демонстрацией властью собственного присутствия на постоянной основе. Здесь все население вплоть до высших чиновников является легко заменимым элементом системы, которая существует в едином этико-символическом пространстве. А для китайского менталитета западную демократию трудно понять: поскольку «государство – семья, народ – хозяин, все мы живем в большой семье», а как можно отца выбирать?
Известный современный исследователь неоконфуцианства Ду Вэймин уже с конца 70-х гг. XX в. пытается «посредством идентичности понять современные превращения Китая» . Он считает, что «даже если рыночная экономика и важна для развития государства, если страна стала рыночной и семейные ценности, и общественные идеи расцениваются критериями функционирования в рыночной экономике, этого не достаточно для здорового развития идентичности. В данном смысле кофуцианство может стать полезным для понимания того, что означает быть китайцем» .
В настоящее время в рамках общего курса строительства «социалистической духовной цивилизации» руководство КНР настойчиво пытается использовать творческие подходы в решении современных проблем развития китайского общества, а также некоторые кардинально важные принципы старой китайской культуры. К тому же стараются органично интегрировать их в некоторые области современного внутриполитического курса, что, как полагают, поможет обеспечить стабильность и консолидацию всего китайского общества. Конечно, в современных условиях эти ценности не могут использоваться в своем изначальном виде. Как уже не раз бывало в истории конфуцианского учения, они под влиянием политической практики вновь испытывают на себе вызовы современности и меняют свое содержание. При всех изменениях, важным остается то обстоятельство, что современное руководство Китая пытается именно на конфуцианской основе обновить и обогатить свою идеологическую платформу, обеспечив нормальное функционирование всей государственной доктрины в настоящем и будущем. В глазах политического руководства страны это формирует предпосылки для длительного существования традиционной культурной доктрины, демонстрирует ее преемственность, что всегда было важно в истории политической власти Китая .
В марте 2006 года генеральный секретарь ЦК КПК, председатель КНР Ху Цзиньтао изложил «социалистический взгляд на то, что следует уважать и прославлять, и на то, что следует отвергать и считать позором». Он сформулировал восемь правил нравственного поведения, согласно которым определяются понятия славы или почета и позора или стыда. Он произнес речь о том, чем следует гордиться, что следует считать для себя честью и что следует рассматривать как позор.
В этих восьми правилах находит свое проявление разрыв и даже распад традиционных семейных коллективистских поведенческих моделей, а также резкое усиление индивидуализма и эгоизма. Конфуций применительно к семье ратовал за уважение к родителям, к старшим, учителям, за любовь между людьми. Все это за последние десятилетия сменилось в Китае поклонением единственному чаду (одному ребенку) в семье (речь идет о материально обеспеченных, главным образом, городских семьях). Духовная сущность конфуцианства представляет собой своеобразный акт отрицания или возвращения на новом уровне к старому укладу, учитывающему социальную подоплеку общества для определения духовной сущности . Поэтому, по существу, в политическом мышлении Ху Цзиньтао отражаются традиции конфуцианства.
В середине октября 2007 года в Пекине состоялся XVII Съезд компартии Китая, который подвел итоги первых пяти лет правления нынешнего руководства во главе с председателем КНР Ху Цзиньтао. В отчетный доклад ЦК КПК вошли новые лозунги, в том числе, призывы к созданию «гармоничного общества» внутри Китая и «гармоничного мира» за его пределами . Всего за два года лозунг «гармонии» вошел в официальную идеологию и стал одним из символов правления Ху Цзиньтао. На XVII Съезде этот концепт не только прозвучал в докладе, но и был закреплен в обновленной редакции устава партии. Это гарантирует новому лозунгу устойчивое место среди программных целей КПК и после 2012 года, когда Ху Цзиньтао должен будет уступить партийное руководство преемнику.
Новый лозунг «гармонии» позволил китайским властям увязать внутриполитическую программу строительства «гармоничного общества» с внешнеполитической стратегией создания «гармоничного мира» .
Сегодня концепция «гармоничного мира» – основная внешнеполитическая установка китайского государства. Курс на «мир, развитие, сотрудничество» был определен Пекином как ведущий.
Китайский ученый Фэн Кэли описывает принципы конфуцианской идеологии следующим образом: «В классическом китайском конфуцианстве и его производных формах в Корее, Вьетнаме, Сингапуре, Тайване и (менее ярко и однозначно) в Японии интересы коллектива ставятся выше интересов личности, власть имеет приоритет перед свободой, а обязанности считаются более важными, чем личного права. (…) Самое важное, конфуцианство осуществило слияние общества и государства и поставило вне закона автономные общественные институты на общегосударственном уровне» . В конфуцианской идеологии, таким образом, главной остается центральная идея единства индивидуального и общественного на основе ограничения личностного начала и подчинения его потребностям социального целого.
Исследовав внешнеполитическую доктрину «гармоничного развития», группа китайских ученых-политологов пришла к следующим трем выводам. Во-первых, стратегия КНР состоит в обеспечении условий для мирного развития страны посредством самостоятельного следования по пути социализма с китайской спецификой, участвуя в экономической глобализации, а не самоотстраняясь от нее. Во-вторых, несмотря на стремление опираться прежде всего на собственные силы, Китай нуждается в мирном международном окружении. В-третьих, как считают аналитики, подъем, к которому стремится КНР, будет исключительно мирным: Пекин отвергает путь агрессии и внешней экспансии .
22 января 2010 года в Китае вышел фильм «Конфуций». Он повествует о жизни великого китайского мудреца, охватывая период его жизни с 51 до 73 лет. В свое время фильм был показан на больших экранах Гонконга, Макао, Тайваня, Японии и стран Юго-Восточной Азии и Европы. Ряд специалистов подчеркивают, что фильм «Конфуций» в некоторой степени способствует увеличению популярности китайской культуры за рубежом .
Что касается возрождения конфуцианских идей в Китае, одни исследователи напрямую рассматривают это как способ сохранения культурной идентичности, другие также придают внимание важной роли традиций в становлении современного общества, но в большей степени склоны расценивать реанимацию конфуцианства как политический шаг смягчения и решения социальных и политических проблем, а также как способ строительства духовного и нравственного фундамента жизни китайцев.
Руководство Китая чтит свои древные, духовные традиции. Оно понимает, что уважение к прошлому создает предпосылки для дальнейшего развития общества, поэтому учение конфуцианства, на наш взгляд, внесет неоценимый вклад в будущее развитие Китая.

Литература

1. Хаймурзина М.А. Конфуцианство как основа культурной идентиности китайцев: обзор китайских и западных исследователей // Россия и Китай на дальневосточных рубежах: от конфронтации к сотрудничеству. Сборник материалов научной школы и международной научной конференции / под ред. А.П. Забияко. Вып. 8. Благовещенск, 2009. С. 278–279.
2. Делюсин Л.П. Дэн Сяопин и реформация китайского социализма. М, 2003
3. Моу Цзунсань. Интуиция разума и китайская философия. Тайвань, 1971. С. 99–101.
4. Се Сяодун. Современное неоконфуцианство и либерализм. Пекин, 2008.
5. Аллаберт А.В. Место конфуцианства в модернизации Китая (конец XX – начало XXI века). М, 2008.
6. Ху Цзиньтао. Доклад XVII Съезда КПК // Жэньминь жибао. 2007. 16 октября.
7. Бояркина А.В. «Гармоничный имидж» Китая в концепции построения устойчивого мира // Россия и Китай на дальневосточных рубежах: от конфронтации к сотрудничеству. Сборник материалов научной школы и международной научной конференции / под ред. А.П. Забияко. Вып. 8. Благовещенск, 2009. С. 22–35.
8. Фан Кэли. Современное неоконфуцианство и модернизация Китая. Чанчунь, 2008.
9. Впечатления зрителей о фильме «Конфуций». URL: http:// www.ifeng.com (Дата обращения: 20.02.2010).

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://allbest.ru

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Гуманитарный институт

Факультет искусствоведения и культурологии

Контрольная работа

по курсу: « Философия Востока »

на тему: « Конфуцианство как идеология современного Китая ».

Руководитель Либакова Н.М.,

старший преподаватель

подпись, дата фамилия, инициалы, звание, должность

Студентка гр. ЗИК08-42СС Богданова В.А.

код (номер) группы подпись, дата инициалы, фамилия

Красноярск 2014

Введение

2. Конфуцианство как религия

Заключение

Введение

В современном Китае сегодня существует множество философско-религиозных учений. Одни из них более распространены, другие не нашли своего места среди масс населения. Большое значение в культуре, философии и религии Китая занимает конфуцианство.

Основными категориями конфуцианства являются понятия благородного мужа (цзюнь-цзы), человеколюбия и правил ритуала. Управлять государством, согласно Конфуцию, призваны благородные мужи во главе с государем -- «сыном неба». Благородный муж -- это образец нравственного совершенства, человек, который всем своим поведением утверждает нормы морали. Именно по этим критериям Конфуций предлагал выдвигать людей на государственную службу. Главная задача благородных мужей -- воспитать в себе и распространить повсеместно человеколюбие. Человеколюбие включало в себя: попечение родителей о детях, сыновнюю почтительность к старшим в семье, а также справедливые отношения между теми, кто не связан родственными узами. Перенесенные в сферу политики, эти принципы должны были послужить фундаментом всей системы управления. Воспитание подданных -- важнейшее государственное дело, и осуществлять его надо силой личного примера. «Управлять -- значит поступать правильно». В свою очередь, народ обязан проявлять сыновнюю почтительность к правителям, беспрекословно им повиноваться. Прообразом организации государственной власти для Конфуция служило управление в семейных кланах и родовых общинах (патронимиях).

Конфуций был решительным противником управления на основе законов. Он осуждал правителей, делавших ставку на устрашающие правовые запреты, и выступал за сохранение традиционных религиозно-моральных методов воздействия на поведение китайцев. «Если руководить народом посредством законов и поддерживать порядок при помощи наказаний, народ будет стремиться уклоняться от наказаний и не будет испытывать стыда. Если же руководить народом посредством добродетели и поддерживать порядок при помощи ритуала, народ будет знать стыд, и он исправится».

Актуальность работы . Актуальность темы исследования определяется текущей глобализацией и диалогом культур. Сегодня изучение культуры и философии другого народа зачастую являются залогом успеха международных отношений.

Степень исследования темы . Изучением традиций Востока, занимались такие ученые, как В.П.Васильев, В.ААлексеев., Ф.И.Щербатской, С.Ф.Ольденбург, Н.Я.Бичурин, В.В.Бартольд, А.П.Баранников, Е.А.Бертельс, Б.Я.Владимирцов, В.А.Гордлевский, И.Ю.Крачковский, С.А.Козин, И.А.Орбели, А.Н.Самойлович, В.В.Струве, С.П.Обнорский, Ю.Н.Шуцкий.

Современное исследование вопросов культурных и религиозных традиций Востока рассматривается в работах С.А.Арутюняна, Г.Е.Светлова, Л.С.Васильева, Е.М.Ермакова, В.Н.Горегляда, Е.В.Завадс, А.Н.Мещерякова, В.В.Петрова, Р.Бенедикта (R.Benedict), П. Бодде (P.Bodde), К.Будзютсю (K.Bujutsu), а также И.Тамура (Y.Tamura), обращавших особое внимание на уникальность обычаев восточных стран.

Цель - изучение истоков формирования такой политической культуры и религии древнего Китая, как конфуцианство и его влияния на современное философское мировоззрение Китая.

Задачи:

Изучение истории возникновения конфуцианства;

Исследование влияния конфуцианства на религию и культуру Китая;

Оценка состояния конфуцианства в Китае на современном этапе..

Методология - анализ литературы по теме «Конфуцианство в современном Китае».

1. История развития философии конфуцианства

История конфуцианства идёт рука об руку с историей Китая. На протяжении тысячелетий это учение являлось основой управления государством и обществом, и оставалось им до соприкосновения с западным типом цивилизации.

Конфуцианство в качестве самостоятельной идеологической системы и соответствующей школы связывается с деятельностью определённого человека, который за пределами Китая известен под именем Конфуций.

После смерти Конфуция образовалось много и в III веке до н. э. их было около десяти. Самыми важными его последователями являются два мыслителя: Мэн-цзы и Сюнь-цзы. Конфуцианство превратилось в авторитетную политическую и идейную силу и его последователям пришлось выдерживать репрессии в империи Цинь (221-209 годы до н. э.). Тексты конфуцинских книг уничтожались, учёные-конфуцианцы отстранялись от политической власти.

Дошедшие до наших дней книги были восстановлены по устной передаче уже во II веке до н. э. Этот период в развитии конфуцианства именуется ранним конфуцианством.

Выдержав конкурентную борьбу, конфуцианство при династии Хань во II--I веках до н. э. стало официальной идеологией империи. В этот период произошли качественные изменения в развитии конфуцианства: учение разделилось на ортодоксальное и неортодоксальное.

Представители первого утверждали незыблемость авторитета Конфуция, абсолютную значимость их идей и непреложность заветов, отрицали любые попытки ревизии наследия Учителя.

Представители второго направления, возглавляемого Дун Чжуншу, настаивали на творческом подходе к древним учениям. Дун Чжуншу удалось создать единую доктрину, охватывающую все проявления природы и общества, и обосновать с её помощью теорию общественно-государственного устройства, которая была заложена Конфуцием и Мэн-цзы. Учение Дун Чжуншу в западном китаеведении именуется классическим конфуцианством.

Окончательно конфуцианство стало официальной идеологией империи при императоре Мин-ди, правивший с 58 по 78 годы, поэтому вскоре последовали унификация древних текстов, составление списка канонических книг, которые использовались в системе экзаменов, и создание культа Конфуция с оформлением соответствующих церемоний.

Первый храм Конфуция был воздвигнут в VI веке, а наиболее почитаемый был сооружён в 1017 году на месте рождения Учителя.

В период укрепления имперской государственности, при династии Тан в Китае происходили существенные изменения в области культуры, всё большее влияние в государстве приобретала буддийская религия, ставшая важным фактором в политической и экономической жизни. Это потребовало существенного преобразования конфуцианского учения. Инициатором процесса стал выдающийся политический деятель и учёный Хань Юй (768--824 годы).

Деятельность Хань Юя привела к обновлению и преобразованию конфуцианства, которое в европейской литературе получило название неоконфуцианства. Историк китайской мысли Моу Цзунсань полагал, что разница между конфуцианством и неоконфуцианством такая же, как и между иудаизмом и христианством.

В XIX веке китайская цивилизация пережила крупномасштабный духовный кризис, последствия которого дают о себе знать по сей день. Связано это было с колониальной и культурной экспансией западных держав.

Результатом её стал распад имперского общества. Конфуцианцам, не желавшим отступаться от традиционных ценностей, приходилось совмещать традиционные китайские мысли с достижениями европейской философии и культуры.

В результате, после войн и революций, на рубеже XIX--XX веков сложились следующие направления в развитии китайской мысли:

1. Консервативное, опирающееся на конфуцианскую традицию, и ориентирующееся на Японию.

2. Либерально-западническое, отрицающее конфуцианские ценности, ориентирующееся на США.

3. Радикально-марксистское, русификаторское, также отрицающее конфуцианские ценности.

4. Социально-политический идеализм, или суньятсенизм

5. Социально-культурологический идеализм, или современное неоконфуцианство

В философском отношении мыслители первого направления пытались осмыслить и модернизировать духовное наследие Китая при помощи индийского буддизма, заложив в Китае основы сравнительной культурологии.

Особенностью метода неоконфуцианцев Тайвани и Гонконга было то, что они пытались наладить диалог традиционной китайской и современной западной культуры и философии.

Последнее по времени конфуцианское течение формируется в 1970-е годы в США, в рамках совместной работы американских китаеведов и приехавших из Китая исследователей, учившихся на Западе. Данное направление, призывающее к обновлению конфуцианства с использованием западной мысли, называется «постконфуцианство».

Ярчайшим его представителем является Ду Вэймин, работающий одновременно в Китае, США и на Тайване.

Его влияние на интеллектуальные круги США столь значительно, что американский исследователь Роберт Невилл даже ввёл в употребление полушутливый термин «Бостонское конфуцианство».

В Китае в ХХ веке произошёл самый мощный за всю его историю духовный сдвиг, вызванный культурным шоком от слишком резкого соприкосновения с принципиально чуждыми моделями культуры и образа жизни, и попытки его осмысления, даже ориентированные на китайское культурное наследие, выходят за рамки собственно конфуцианства.

Таким образом, за более чем 2500-летнее существование конфуцианство сильно менялось, оставаясь при этом внутренне цельным комплексом, использующим одинаковый базовый набор ценностей. Малявин В.В. Конфуций. - М.: 2007. С.400

2. Конфуцианство как религия

Поскольку основная часть поучений Конфуция касается чисто светских вещей, многие западные исследователи утверждают, что конфуцианство является не религией, а лишь моральным ученьем. Действительно, Конфуций на первый взгляд мало и неохотно говорил на религиозные темы.

Учитель ответил: «Не зная, что такое жизнь, можно ли узнать смерть?». Можно привести ещё много примеров того, как Конфуций уклонялся от бесед о потустороннем мире. Но это отнюдь не значит, что он был равнодушен к проблемам религии.

Наоборот, он явно считал эти проблемы величественной тайной, непостижимой для смертных и поэтому не подлежащей обсуждению. Не вникая в тонкости религиозной теории, Конфуций в то же время придавал большое значение религиозной практике. Поскольку в Древнем Китае не было жреческой касты как таковой, и отправление религиозного культа входило в обязанности каждого чиновника, естественно цзюнь цзы - идеальный чиновник, должен был в совершенстве знать культовую практику.

Именно религия была, по мнению Конфуция, тем связующим звеном, которое соединяло все нормы поведения в обществе в единую стройную систему, а воля Неба была высшей санкцией этих норм поведения, продиктованных, якобы, совершенно мудрыми правителями древности, сумевшими понять волю Неба.

Сам Конфуций также считал себя проводником воли Неба, который открывает современникам забытые ими «вечные истины».

Таким образом, система упорядоченного общества, созданная Конфуцием, в конечном счете, освящалась волей Неба.

В своде правил (ли) Небо постулировало нормы поведения в идеальном обществе Конфуция. Но эти нормы были лишь исходным пунктом политической практики, конкретных решений, которые должен был принимать правитель, и которые также должны были соответствовать воле Неба.

Истолкователями воли Неба в этом случае должны были быть, по мнению Конфуция, именно цзюнь цзы - мудрые советники правителя, в задачу которых входило не только наставление народа, но и наставление царя.

Практически конфуцианские советники, придя к власти, истолковывали волю Неба на основе «небесных знамений». Если деятельность царя им не нравилась, они объявляли любое астрономическое или природное явление «зловещим».

Если же правитель действовал по указке советников, они «не замечали» даже солнечных затмений, случившихся в их правление. При «добродетельном» императоре Вэнь-ди в 163 г. до н.э. «не была замечена» даже яркая комета Галлея.

Признание конфуцианских сочинений священными, как и сложение культа Конфуция (обожествление личности, храм на месте его жилища, ритуалы и молитвы, обращенные к Конфуцию), произошло через пять столетий после смерти Конфуция - на пороге новой эры. Панкин С.Ф., Основы религиоведения.М, 2011 г., 536 стр.

3. Конфуцианство и современная политическая система Китая

Начиная с 1979 г. в китайском обществе происходят динамичные изменения. На фоне значительной либерализации экономики все более заметным становится разрыв между экономической и политической сферами общества. В кругах аналитиков все чаще звучит мнение о необходимости выравнивания диспропорций, т. е. демократизации политической жизни страны. Кроме того, в Китае осуществляется поиск духовной надстройки, которая смогла бы сочетаться с протекающими процессами модернизации. В этой связи интерес исследователей прикован к изучению современной политической культуры китайцев, выявлению того, что сохранилось в ней от конфуцианства, и выяснению, действительно ли в этом учении могут содержаться ценности, соответствующие духу предпринимательства современного общества и демократии.

На формирование политических традиций китайцев важнейшее влияние оказали три учения: даосизм, легизм и конфуцианство. При этом центральное место аналитики отводят конфуцианству. Данный факт объясняется как сущностью, так и историей развития перечисленных учений.

Так, в основе даосизма положен принцип «дао» (путь, объективно существующие законы природы) и концепция «недействия», которая подразумевает «не ничего неделание», а гармоничное встраивание индивида в «дао». Поскольку указанная концепция стремится минимизировать политическое действие, то даосизм рассматривается как уход от политических реалий. Следует отметить, что и развивался даосизм неоднозначно. После смерти его основателя Лао Цзы наиболее видный представитель школы Цзян Цзы развил учение в сторону мистицизма и агностицизма, что сделало доктрину еще менее совместимой с политикой. Конфуцианство в Китае, проблемы теории и практики. М., 1982.

Полной противоположностью даосизму является легизм -- материалистическое, политико-ориентированное течение, легитимирующее абсолютную власть суверена, а также самые жесткие меры по ее поддержанию. Учение зародилось в эпоху воюющих династий, когда впервые императору Цинь Шихуанди удалось объединить под своей властью весь Китай и установить правление династии Цинь. Однако через 15 лет династия была свергнута, а вместе с ней на второй план отошел и легизм. Тем не менее, определенные элементы этого учения были заимствованы конфуцианством.

Конфуцианство вообще можно рассматривать как некую золотую середину между даосизмом с его аполитизмом и легизмом с его склонностью к четкому позитивизму и реальной политике. Судьба конфуцианства поначалу также складывалась непросто. После смерти Конфуция (479 г. до н. э.) синкретичное учение распалось на восемь течений. И только с приходом к власти второй императорской династии, а точнее императора Ву Цзы, властью было принято на вооружение конфуцианство в изложении Дона Чжоншу. Именно им был составлен канон классических конфуцианских текстов, что заложило основы официального учения. Все остальные конфуцианские течения были запрещены. Поэтому как официальная идеология всех императорских династий конфуцианство оказало большое влияние на китайское общество и рассматривается как центральный элемент традиционной политической культуры китайцев. Конфуцианство в Китае, проблемы теории и практики. М., 1982.

Говоря о современности и конфуцианстве, китайский аналитик Чжао Чуньфу считает, что в конфуцианской этике содержатся постулаты как противоречащие модернизации и демократизации, так и способствующие им. Первое обусловлено тем, что конфуцианская этика является продуктом древней аграрной цивилизации. Это феодальная этика, основанная на принципах жесткой иерархии, противоречащей духу индустриального общества, построенного на товарно-рыночных отношениях при равенстве субъектов. Другой аспект конфуцианства заключается в том, что в течение 2000 лет развития оно вобрало в себя многие положения других учений, философских течений, верований, социальных и политических традиций, которые делают его совместимым с модернизацией. Рассматривая антимодернизационные стороны конфуцианства, Чжао Чуньфу указывает на следующее. конфуцианство китай даосизм

1. Идея иерархии и взаимозависимости (обоюдности) не согласуется с современным принципом равенства и духом демократии.

2. В конфуцианской этике права отделены от обязанностей, что противоречит демократическим принципам: в частности, права императора дарованы небом и в ранг абсолюта возводится то, что страна управляется мудрецом.

3. Возвеличивание семьи, власть императора и культ предков противоречат принципу индивидуализма.

4. Конфуцианское требование почитания старины не соответствует принципу созидательности современного общества.

5. Учение о середине, т. е. конфуцианское требование жесткой социальной справедливости, становится высшим принципом морали, что несовместимо с принципом конкуренции.

6. Кроме того, нравственные ценности в конфуцианстве вообще ставятся выше всякой материальной заинтересованности. Чуньфу, Чжао. Конфуцианская этика и модернизация: конфликт и интеграция // Китай, китайская цивилизация и мир. История, современность, перспективы: материалы X Междунар. науч. конф., Москва, 22--24 сент. 1999 г. Ч. II: Китай на пути модернизации и реформ / Ин-т Дальн. Востока РАН. М., 1999. С. 123--126.

Вместе с тем, Чжао Чуньфу указывает на то, что может способствовать модернизации и демократизации.

1. Сильное чувство социальной ответственности.

2. Энергичное и деятельное отношение к жизни: конфуцианская этика подчеркивает, что добродетельный человек должен постоянно содействовать прогрессу и что ценность жизни заключается в активном созидании.

3. Кроме того, упор на моральные ценности, деятельность и саморегуляцию способствовали развитию духа патриотизма китайского народа.

4. Принцип позитивного отношения к другим «жэнь» (дословно «относиться к другим с любящим сердцем») способствует созданию положительного микроклимата в китайских социальных группах.

5. Дух прагматизма. Чуньфу, Чжао. Конфуцианская этика и модернизация: конфликт и интеграция // Китай, китайская цивилизация и мир. История, современность, перспективы: материалы X Междунар. науч. конф., Москва, 22--24 сент. 1999 г. Ч. II: Китай на пути модернизации и реформ / Ин-т Дальн. Востока РАН. М., 1999. С. 123--126.

Указывая на сложность конфуцианской этики, Чжао Чуньфу говорит о том, что часто ее достоинства и недостатки интегрированы в единое целое, а одно мировоззрение имеет двойное значение, что делает конфуцианство все-таки малоприемлемым в качестве идеологической базы модернизации. Но, по нашему мнению, из противоречивости учения автоматически не вытекает вывод о его несочетаемости с духом модернизации. Ведь несочетаемым с ним, на первый взгляд, может казаться и христианство, в котором также есть внутренние противоречия. Однако достаточно вспомнить протестантскую трудовую этику и ее роль в формировании духа капитализма, и взгляд на конфуцианство, попытки совместимость его с ценностями общества модерна могут измениться.

Полагаем, что Чжао Чуньфу несправедливо игнорирует учение японского экономиста Сибусавы Эйити (1840--1931), которое в определенной степени можно рассматривать в качестве конфуцианского аналога идей кальвинистской трудовой этики. Сибусава Эйити убедительно продемонстрировал, что дух прагматизма и конфуцианство могут хорошо сочетаться. Развивая эту идею, японский мыслитель сумел соединить такие противоположные принципы, как «конфуцианская мораль» и «получение прибыли». Его самым известным трудом по философии предпринимательства является книга "Лунь юй" и бухгалтерский учет» («Лунь юй» -- сборник изречений, в котором излагается моральный кодекс конфуцианца). Книга Сибусавы, изданная в 1928 г., впоследствии неоднократно переиздавалась, что говорит о популярности ее идей. Сибусава на основе своего предпринимательского опыта приводит доказательства того, что мораль и бизнес не противостоят друг другу. Экономист опроверг общепринятое мнение о том, что предпринимательская деятельность базируется лишь на стремлении повысить личное благосостояние. По мнению Сибусавы, при ведении бизнеса нельзя просчитывать исключительно личную выгоду, но важно также думать о том, каким образом выполнить долг перед обществом. Экономист утверждает, что, согласно учению Конфуция, только тот может считаться благородным мужем, кто в своем желании добиться успеха способствует продвижению и успеху другого человека. Деятельность предпринимателя, следующего этим моральным нормам, принесет пользу обществу и в итоге -- ему самому. «Если личная выгода не становится общественной, то ее нельзя назвать настоящей», -- подчеркивает Сибусава. Шнейвас, Д. С. «Философия предпринимательства» Сибусава Эйити // Китай, китайская цивилизация и мир. История, современность, перспективы: материалы XI Междунар. науч. конф., Москва, 27--29 сент. 2000 г. Ч. II: Китай в XXI веке. Шансы, вызовы и перспективы / Ин-т Дальн. Востока РАН. М., 2000. С. 171--175.

В настоящее время в сфере изучения совместимости конфуцианства и западной демократии видное место занимает школа китайских традиционалистов. Ее представители ищут возможности соединения принципов двух концепций. Так, выдающийся представитель данной школы, китайский социолог, ректор Китайского университета в Сянгане, профессор Цзинь Яоцзи, полагает, что китайская политическая культура вполне совместима с такими институтами западной демократии, как всеобщие выборы и политическое участие, поскольку для традиционного конфуцианства форма правления безразлична. Значительно важнее его морально-этическая сущность. Однако, по мнению китайского аналитика, неприемлемыми для конфуцианства являются либерализм и индивидуализм, свойственные, прежде всего, англо-американским демократиям. Бергер, Я. Политическая реформа в Китае // Азия и Африка сегодня. 2007. № 8. С. 44--54.

Тем не менее, такое видение ставится под сомнение исследованиями американского аналитика Чжэньгуана Чжоу, также изучающего степень согласуемости конфуцианства с принципами демократии. Указанный исследователь отмечает, что конфуцианство в большой степени повлияло на формирование современной политической культуры китайцев, которую можно оценить как переходную. По мнению аналитика, основополагающими в конфуцианстве являются два взаимосвязанных принципа: «жэнь» (человеколюбие, гуманность), «ли» (почтительность, ритуал), который необходим для правильного соблюдения законов «дао» (понятие, перешедшее в конфуцианство из даосизма). Конфуцианство отличается от легизма и даосизма значительным гуманизмом, что позволяет говорить о наличии в нем демократических черт. Гуманизм заключается в том, что Конфуций создал картину мира, избавленную от демонов и духов, поставив в центр ее человека и, тем самым, возвысил ценность человеческой личности.

Более того, человек у Конфуция -- это целый мир, который требует воспитания и самовоспитания в целях правильного соблюдения «ли». По мнению Чжоу, идея самовоспитания в значительной степени соотносится с западными представлениями об индивидуальной независимости и автономности личности, даже несмотря на то, что воспитание и самовоспитание индивида в Китае осуществлялось в рамках института «большой семьи» в соответствии со строгими предписаниями «ли». Конфуцианство в Китае, проблемы теории и практики. М., 1982.

По мнению Чжоу, именно неразрывная связь конфуцианства и «большой семьи» оказала большое влияние на современную политическую культуру Китая, главной чертой которой в настоящее время является квазисемейственность.

Под квазисемейственностью Чжоу понимает прежде всего явление «гуанси», которое он определяет как сеть персональных связей индивида, основанных на смеси ценностей, отношений, привычек, практик и т. д.Данный институт возник в эпоху индустриализации и урбанизации, когда «большая семья» стала разрушаться.

Политическая культура китайцев, основанная на квазисемейственности имеет набор следующих характерных качеств.

1. Основу квазисемейственности составляют личные, но, как правило, не родственные связи.

2. Квазисемейственные сети не имеют четкой организации, границ и правил функционирования; это -- неформальные образования; их возникновение зависит от желаний и потребностей индивидов; основанием связи могут стать классовая солидарность и соседские отношения, а также землячество, общие интересы, профессия и т. д.

3. Квазисемейственные отношения не требуют особых предпосылок для их зарождения; это личное дело двух индивидов; однако, возникнув, эти отношения влекут за собой определенные двусторонние обязательства; с возникновением упора на обязательства появляется видение индивида не как отдельной, автономной личности, а как части добровольных сетевых отношений. Конфуцианство в Китае, проблемы теории и практики. М., 1982.

Квазисемейственность оказывает большое влияние на политическое поведение современных китайцев. В частности, в процессе артикуляции своих политических интересов они склонны производить мобилизацию личных ресурсов в рамках «гуанси», а не обращаться в формальные организации.

Квазисемейственное мышление порождает нетерпимость к представителям другого «гуанси». Исследователь Чжоу отмечает, что в настоящее время политическая культура Китая отличается отсутствием толерантности к политическому инакомыслию, особенно в отношении принципа гарантии прав меньшинства. Причем интерес вызывает тот факт, что с повышением уровня образования степень нетерпимости не уменьшается.

Тем не менее, аналитик указывает на определенные черты «гуанси», которые можно рассматривать как предпосылку распространения демократических ценностей и отношений. Так, приоритет взаимных обязанностей может способствовать развитию у китайцев чувства гражданского долга и осознания принадлежности к политическому сообществу (здесь мнение Чжоу имеет много общего со взглядами Сибусавы Эйити). Исследователь делает вывод о том, что политическую культуру «гуанси» в сравнении с традиционным конфуцианством характеризует значительно более высокий уровень индивидуализма, что находит выражение в индивидуальном приспособлении к изменившимся условиям среды, а также в снижении уровня подчинения властям. Конфуцианство в Китае, проблемы теории и практики. М., 1982.

По моему мнению, исследования Чжэньгуана Чжоу ценны тем, что за фасадом конфуцианского института «большой семьи» он сумел рассмотреть присутствие этосов индивидуализма. В современных условиях, когда происходит эрозия старых отношений, индивидуализм китайцев будет только усиливаться. Кроме того, аналитик продемонстрировал, что в Китае складывается социальный институт, в котором сочетаются следы конфуцианства и дух предпринимательства, даже при отсутствии идеологической базы, в виде аналога кальвинистской трудовой этики, где бы подобные ценности были сведены в единое целое. При изучении конфуцианства и его следов в современном политическом сознании китайцев многие исследователи обращают внимание на тот факт, что реалии страны противоречат конфуцианским представлениям о добре и справедливости. Это, на наш взгляд, значительно подрывает доверие к властям со стороны простых китайцев.

Дополнительное понимание причин уменьшения легитимности власти в современном Китае могут дать исследования конфуцианских представлений о небесном мандате, проведенные аналитиком Лью Шинем. Говоря о наличии демократических черт в конфуцианстве, Лью Шинь указывает на горизонтальность его ценностей. Так, с древних времен и до XX в. китайским идеалом общественно политического устройства являлось прошлое, старина. В нем китайские философы видели золотой век, где господствует «большая семья», основанная на принципах полной социальной справедливости. Кобзев А.И. Философия китайского неоконфуцианства. М., 2002. - 606 с.

Указанные представления о справедливости никак не согласуются с современными реалиями Китая. По мнению российского аналитика М. Л. Титаренко, одной из главных проблем страны является регионализм, т. е. диспропорции в развитии отдельных регионов, а именно: приморских (восточных) и внутренних (западных) провинций. Разница среднего уровня материальных доходов в Шанхае и Пекине, с одной стороны, и внутренних регионах -- с другой, составляет в настоящее время 15 раз и более. Кроме того, прослеживаются диспаритеты доходов жителей городских и сельских поселений, что в целом по стране составляет 3--5 раз, а в западных регионах Китая -- 10 раз и более. Титаренко, М. Л. Модернизация Китая: шансы и вызовы времени. М.:, 2000.

Большой интерес для Лью Шиня представляют также взгляды конфуцианцев на легитимность государства. Они тесно связаны с представлением о небесном мандате. Его обладателем является император. Но в противоположность, например, царям Древней Месопотамии он не Бог и не само небо. Император осуществляет свои функции по заданию небес. Только тот достоин быть императором, кто смог своими доблестями и способностями легитимировать себя в глазах неба и соответствовать его воле. Калкаева А., Калкаев Е. Новация и традиция в раннеимперском конфуцианстве (на материале трактата Ян Сюна "Великое Сокровенное") // Проблемы Дальнего Востока. М., 2003. № 1. С.132-142. Условием исполнения данной воли является благоденствие народа. Конфуцианцы обращали внимание правителей на то, что государство существует не в интересах правителя, а в интересах всего народа внутри страны и для установления мира вовне. Кроме того, конфуцианцы утверждают, что небесная воля находит выражение в воле народа. Правитель же перед небесами берет на себя обязательство считаться с народом.Кобзев А.И. Философия китайского неоконфуцианства. М., 2002. - 606 с.

Индивиды, в свою очередь, коррелятивно дополняют государство. Граждане, с одной стороны, извлекают выгоды из преимуществ общежития, а с другой -- несут на себе возложенные на них государством обязательства. Государство предоставляет гражданину защиту и безопасность и обеспечивает гражданскую свободу. Это -- принцип обоюдности. Он гласит, что всякое социальное взаимодействие должно быть вписано в рамки «отдача--получение». Это относится к индивидам, социальным группам, классам, и о справедливости общественного порядка судят по тому, соблюдается ли равновесие между отдачей и получением . Крайняя этичность конфуцианского учения мешала коммунистическому руководству во времена Мао Цзэдуна, стремившегося нещадно эксплуатировать широкие массы китайцев, не давая им ничего взамен и, тем самым, нарушая принцип обоюдности. Исследователь Л. С. Переломов замечает, что именно противники Мао использовали традиционные китайские идеалы для его критики, а Мао, в свою очередь, вместе с оппонентами подверг критике и конфуцианские идеалы . Критика конфуцианцев перешла на критику интеллигенции. По мнению американского исследователя Гу Чжибина, преследование интеллигенции при Мао, а также подавление студенческих демонстраций на площади Тяняньмынь в июне 1989 г. способствовали делегитимации власти в глазах народа. Ведь, согласно многовековой традиции, интеллигенция считается посредником между властью и народом, выразительницей воли небес. Именно интеллигенты доводят до власти информацию об интересах народа, его чаяниях, требованиях, страданиях. Козловский Ю.Б. Конфуцианские школы: философская мысль и авторитарные традиции // Народы Азии и Африки. 1987. № 3. С.67-77.

Кроме того, Мао Цзэдун и его сторонники спроецировали политическую борьбу эпох империи Цинь и становления династии Хань (III--II вв. до н. э.) на середину 70-х гг. XX в. Были возрождены некоторые имперские практики борьбы с конфуцианцами, например системы круговой поруки «бао цзя», которая подразумевала доносы на старших и на родителей. Для оправдания практик «культурной революции» восхвалялся факт сожжения гуманитарной литературы Цинь Шихуанди -- одним из представителей имперской династии Цинь. Так, маоистами разрушались воспеваемые Конфуцием народные обычаи: культ семьи, культ предков, культ образованности, что при сохранении в народе глубокого уважения к конфуцианству и маоизму лишало коммунистическую власть ареола этичности, столь необходимого в Китае для обоснования узаконенности правления. Переломов, Л. С. Конфуцианство и легизм в политической истории Китая. М.: Наука, 1981.

Заключение

Защитники традиционных ценностей китайской культуры и опыта конфуцианства не без основания утверждают, что именно конфуцианская модель ценностей способствовала процессу модернизации страны, потому что в ней делается акцент на нравственном воспитании человека, актуализируется идея сплоченности людей, подчеркивается значимость социального долга и личной ответственности каждого за положение дел в стране.

Одной из главных установок в современном развитии Китая является необходимость сочетания традиций и новаций, восточной и западной моделей развития общества и культуры. Китайское руководство ориентировано на создание условий открытости китайской экономики и китайского общества в целом. Китайская экономика является одной из ключевых и, пожалуй, самой динамично развивающейся в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Таким образом, можно сделать вывод, что Китай достойно ответил на вызов, брошенный временем, реализовав сложнейшие задачи в экономической и социальной сфере и достигнув уровня крупнейших мировых держав. Значительную роль в этом процессе сыграло гармоничное сочетание национальных ценностей традиционной китайской культуры.

Список использованных источников

1. Бергер, Я. Политическая реформа в Китае // Азия и Африка сегодня. 2007. № 8. С. 44--54. Конфуцианство в Китае, проблемы теории и практики. М., 1982.

2. Калкаева А., Калкаев Е. Новация и традиция в раннеимперском конфуцианстве (на материале трактата Ян Сюна "Великое Сокровенное") // Проблемы Дальнего Востока. М., 2003. № 1. С.132-142.

3. Кобзев А.И. Философия китайского неоконфуцианства. М., 2002. - 606 с.

4. Конфуцианство в Китае, проблемы теории и практики. М., 1982.

5. Малявин В.В. Конфуций. - М.: 2007. С.400

6. Панкин С.Ф., Основы религиоведения.М, 2011 г., 536 стр.

7. Титаренко, М. Л. Модернизация Китая: шансы и вызовы времени. М.:, 2000.

8. Чуньфу, Чжао. Конфуцианская этика и модернизация: конфликт и интеграция // Китай, китайская цивилизация и мир. История, современность, перспективы: материалы X Междунар. науч. конф., Москва, 22--24 сент. 1999 г. Ч. II: Китай на пути модернизации и реформ / Ин-т Дальн. Востока РАН. М., 1999. С. 123--126.

9. Шнейвас, Д. С. «Философия предпринимательства» Сибусава Эйити // Китай, китайская цивилизация и мир. История, современность, перспективы: материалы XI Междунар. науч. конф., Москва, 27--29 сент. 2000 г. Ч. II: Китай в XXI веке. Шансы, вызовы и перспективы / Ин-т Дальн. Востока РАН. М., 2000. С. 171--175.

10. Козловский Ю.Б. Конфуцианские школы: философская мысль и авторитарные традиции // Народы Азии и Африки. 1987. № 3. С.67-77.

11. Переломов, Л. С. Конфуцианство и легизм в политической истории Китая. М.: Наука, 1981.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Три великих учения Китая: конфуцианство, даосизм, китайский буддизм. Труды Лао Цзы и Конфуция - фундамент философии древнего Китая. "Жэнь" и "ли" - основные понятия конфуцианства. Ключевые идеи даосизма. Процесс укрепления и развития буддизма в Китае.

    презентация , добавлен 22.04.2012

    Идеология и социально-политическая концепция даосизма. Конфуцианство как наиболее влиятельная доктрина в истории политической и правовой мысли Китая. Роль концепций моизма в китайской политической мысли. Политическое и правовое мировоззрение легизма.

    реферат , добавлен 24.12.2010

    Изучение зарождения философской мысли и направлений философии Древнего Китая как уникальной ветви восточной философской системы. Зарождение и развитие даосизма. Исследование конфуцианства как важнейшего направления философской и этической мысли Китая.

    контрольная работа , добавлен 26.09.2011

    Изучение особенностей и основных этапов развития философии Древнего Китая: легизма, даосизма и конфуцианства. Характеристика составляющих экономической структуры общества по К. Марксу. Обзор специфики представлений о человеке в средневековой философии.

    контрольная работа , добавлен 11.12.2011

    Особенности развития философии в Китае. Развитие философского мышления в странах Востока. Формирование китайской философской школы. Философские, религиозные и идеологические основы конфуцианства. Роль даосизма в китайской культуре и понятие "дао".

    контрольная работа , добавлен 17.10.2014

    Конфуцианство - одно из влиятельных философских и религиозных течений Китая. Человеческая жизнь - главный предмет конфуцианства. Конфуцианство о познании. Поднебесная как главное условие человеческой жизни. Развитие конфуцианства и проблема человека.

    реферат , добавлен 30.09.2010

    Характеристика особенностей основных религиозно-философских учений Китая – конфуцианства и даосизма. Толкование конфуцианством государственной и божественной власти в семейно-родственных категориях. Религиозный даосизм, духовное обновление, энергия ци.

    реферат , добавлен 17.12.2010

    Развитие духовной и политической жизни Китая. Три великих учения: конфуцианство, даосизм, китайский буддизм. Книга перемен. Основные понятия конфуцианства. Основные темы в философии Конфуция. Концепция идеального человека. Судьба человека по Конфуцию.

    презентация , добавлен 23.05.2015

    Уникальность философии и религии Китая. Особенности развития философии, формирование китайской философской школы и ее разновидностей. Философские, религиозные и идеологические основы конфуцианства. Роль даосизма в китайской культуре и понятие "дао".

    реферат , добавлен 14.11.2010

    Древнекитайская религиозная философия. Обзор философских школ древнего Китая. Теократическое государство даосов. Распространение и китаизация буддизма. Общие черты китайской философии. Конфуцианство как регулятор жизни Китая. Социальный идеал Конфуция.

Исследованию политических аспектов конфуцианства, соотношению его принципов и демократии посвящены труды многих ученых. Среди них следует отметить работу российского исследователя Л. С. Переломова. «Конфуцианство и легизм в политической истории Китая», аналитик, среди прочего, представляет детализированный анализ преследования конфуцианства во времена Мао Цзэдуна. Вопросам соотношения принципов конфуцианства и западной демократии посвящено исследование аналитика Я. Бергера. Большой ценностью обладает труд американского ученого Чженьгуана Чжоу, где автор анализирует взгляды западных мыслителей на права человека в сравнении с постулатами традиционных для Китая философских учений. В этом же труде дается характеристика современной политической культуры Китая. Проблеме сравнительной характеристики подходов к правам человека в философских учениях Запада и Китая посвящена докторская диссертация корейского ученого Лью Шиня. Китайский исследователь Чжау Чуньфу, представитель Пекинской школы администрации, при изучении связи модернизации, демократии и конфуцианства делает вывод о переплетенности, неразрывности демократических и антидемократических аспектов в конфуцианском учении. Российский аналитик Д.С.Шнейвас занимается исследованием трудов японского экономиста Сибусавы Эйити, продемонстрировавшего близость ценностей конфуцианства и этики современного предпринимательства. Определенный интерес вызывает труд американского ученого Гу Чжибина, в котором автор делает попытку объяснить с точки зрения конфуцианских ценностей студенческие выступления на площади Тяняньмынь в июне 1989 г.

Говоря о современности и конфуцианстве, китайский аналитик Чжао Чуньфу считает, что в конфуцианской этике содержатся постулаты как противоречащие модернизации и демократизации, так и способствующие им. Первое обусловлено тем, что конфуцианская этика является продуктом древней аграрной цивилизации. Это феодальная этика, основанная на принципах жесткой иерархии, противоречащей духу индустриального общества, построенного на товарно-рыночных отношениях при равенстве субъектов. Другой аспект конфуцианства заключается в том, что в течение 2000 лет развития оно вобрало в себя многие положения других учений, философских течений, верований, социальных и политических традиций, которые делают его совместимым с модернизацией.

Рассматривая антимодернизационные стороны конфуцианства, Чжао Чуньфу указывает на следующее:

  • 1. Идея иерархии и взаимозависимости (обоюдности) не согласуется с современным принципом равенства и духом демократии.
  • 2. В конфуцианской этике права отделены от обязанностей, что противоречит демократическим принципам: в частности, права императора дарованы небом и в ранг абсолюта возводится то, что страна управляется мудрецом.
  • 3. Возвеличивание семьи, власть императора и культ предков противоречат принципу индивидуализма.
  • 4. Конфуцианское требование почитания старины не соответствует принципу созидательности современного общества.
  • 5. Учение о середине, т.е. конфуцианское требование жесткой социальной справедливости, становится высшим принципом морали, что несовместимо с принципом конкуренции.
  • 6. Кроме того, нравственные ценности в конфуцианстве вообще ставятся выше всякой материальной заинтересованности

Вместе с тем, Чжао Чуньфу указывает на то, что может способствовать модернизации и демократизации.

  • 1. Сильное чувство социальной ответственности.
  • 2. Энергичное и деятельное отношение к жизни: конфуцианская этика подчеркивает, что добродетельный человек должен постоянно содействовать прогрессу и что ценность жизни заключается в активном созидании.
  • 3. Кроме того, упор на моральные ценности, деятельность и саморегуляцию способствовали развитию духа патриотизма китайского народа.
  • 4. Принцип позитивного отношения к другим «жэнь» (дословно «относиться к другим с любящим сердцем») способствует созданию положительного микроклимата в китайских социальных группах.
  • 5. Дух прагматизма.

Указывая на сложность конфуцианской этики, Чжао Чуньфу говорит о том, что часто ее достоинства и недостатки интегрированы в единое целое, а одно мировоззрение имеет двойное значение, что делает конфуцианство все-таки малоприемлемым в качестве идеологической базы модернизации. Но, по нашему мнению, из противоречивости учения автоматически не вытекает вывод о его несочетаемости с духом модернизации. Ведь несочетаемым с ним, на первый взгляд, может казаться и христианство, в котором также есть внутренние противоречия. Однако достаточно вспомнить протестантскую трудовую этику и ее роль в формировании духа капитализма и демократии, и взгляд на конфуцианство, попытки совместить его с ценностями западного общества могут измениться.

В настоящее время в сфере изучения совместимости конфуцианства и западной демократии видное место занимает школа китайских традиционалистов. Ее представители ищут возможности соединения принципов двух концепций. Так, выдающийся представитель данной школы, китайский социолог, ректор Китайского университета в Сянгане, профессор Цзинь Яоцзи, полагает, что китайская политическая культура вполне совместима с такими институтами западной демократии, как всеобщие выборы и политическое участие, поскольку для традиционного конфуцианства форма правления безразлична. Значительно важнее его морально-этическая сущность. Однако, по мнению китайского аналитика, неприемлемыми для конфуцианства являются либерализм и индивидуализм, свойственные, прежде всего, англо-американским демократиям.

Тем не менее, по моему мнению, такое видение ставится под сомнение исследованиями американского аналитика Чжэньгуана Чжоу, также изучающего степень согласованности конфуцианства с принципами демократии. Указанный исследователь отмечает, что конфуцианство в большой степени повлияло на формирование современной политической культуры китайцев, которую можно оценить как переходную.

По мнению Чжоу, именно неразрывная связь конфуцианства и «большой семьи» оказала большое влияние на современную политическую культуру Китая, главной чертой которой в настоящее время является квазисемейственность.

Под квазисемейственностью Чжоу понимает прежде всего явление «гуанси», которое он определяет как сеть персональных связей индивида, основанных на смеси ценностей, отношений, привычек, практик и т. д. . Данный институт возник в эпоху индустриализации и урбанизации, когда «большая семья» стала разрушаться.

Политическая культура китайцев, основанная на квазисемейственности имеет набор следующих характерных качеств.

  • 1. Основу квазисемейственности составляют личные, но, как правило, не родственные связи.
  • 2. Квазисемейственные сети не имеют четкой организации, границ и правил функционирования; это -- неформальные образования; их возникновение зависит от желаний и потребностей индивидов; основанием связи могут стать классовая солидарность и соседские отношения, а также землячество, общие интересы, профессия и т. д.
  • 3. Квазисемейственные отношения не требуют особых предпосылок для их зарождения; это личное дело двух индивидов; однако, возникнув, эти отношения влекут за собой определенные двусторонние обязательства; с возникновением упора на обязательства появляется видение индивида не как отдельной, автономной личности, а как части добровольных сетевых отношений.

Квазисемейственность оказывает большое влияние на политическое поведение современных китайцев. В частности, в процессе артикуляции своих политических интересов они склонны производить мобилизацию личных ресурсов в рамках «гуанси», а не обращаться в формальные организации.

Квазисемейственное мышление порождает нетерпимость к представителям другого «гуанси». Исследователь Чжоу отмечает, что в настоящее время политическая культура Китая отличается отсутствием толерантности к политическому инакомыслию, особенно в отношении принципа гарантии прав меньшинства. Причем интерес вызывает тот факт, что с повышением уровня образования степень нетерпимости не уменьшается.

Тем не менее, аналитик указывает на определенные черты «гуанси», которые можно рассматривать как предпосылку распространения демократических ценностей и отношений. Так, приоритет взаимных обязанностей может способствовать развитию у китайцев чувства гражданского долга и осознания принадлежности к политическому сообществу (здесь мнение Чжоу имеет много общего со взглядами Сибусавы Эйити). Исследователь делает вывод о том, что политическую культуру «гуанси» в сравнении с традиционным конфуцианством характеризует значительно более высокий уровень индивидуализма, что находит выражение в индивидуальном приспособлении к изменившимся условиям среды, а также в снижении уровня подчинения властям.

По моему мнению, исследования Чжэньгуана Чжоу ценны тем, что за фасадом конфуцианского института «большой семьи» он сумел рассмотреть присутствие индивидуализма. В современных условиях, когда происходит эрозия старых отношений, индивидуализм китайцев будет только усиливаться. Кроме того, аналитик продемонстрировал, что в Китае складывается социальный институт, в котором сочетаются следы конфуцианства и дух предпринимательства, даже при отсутствии идеологической базы, в виде аналога кальвинистской трудовой этики, где бы подобные ценности были сведены в единое целое.

При изучении конфуцианства и его следов в современном политическом сознании китайцев многие исследователи обращают внимание на тот факт, что реалии страны противоречат конфуцианским представлениям о добре и справедливости. Это, на мой взгляд, значительно подрывает доверие к властям со стороны простых китайцев.

Дополнительное понимание причин уменьшения легитимности власти в современном Китае могут дать исследования конфуцианских представлений о небесном мандате, проведенные аналитиком Лью Шинем.

Говоря о наличии демократических черт в конфуцианстве, Лью Шинь указывает на горизонтальность его ценностей. Так, с древних времен и до XX в. китайским идеалом общественно политического устройства являлось прошлое, старина. В нем китайские философы видели золотой век, где господствует «большая семья», основанная на принципах полной социальной справедливости.

Большой интерес для Лью Шиня представляют также взгляды конфуцианцев на легитимность государства. Они тесно связаны с представлением о небесном мандате. Его обладателем является император. Но в противоположность, например, царям Древней Месопотамии он не Бог и не само небо. Император осуществляет свои функции по заданию небес. Только тот достоин быть императором, кто смог своими доблестями и способностями легитимировать себя в глазах неба и соответствовать его воле. Условием исполнения данной воли является благоденствие народа. Конфуцианцы обращали внимание правителей на то, что государство существует не в интересах правителя, а в интересах всего народа внутри страны и для установления мира вовне. Кроме того, конфуцианцы утверждают, что небесная воля находит выражение в воле народа. Правитель же перед небесами берет на себя обязательство считаться с народом.

Индивиды, в свою очередь, коррелятивно дополняют государство. Граждане, с одной стороны, извлекают выгоды из преимуществ общежития, а с другой -- несут на себе возложенные на них государством обязательства. Государство предоставляет гражданину защиту и безопасность и обеспечивает гражданскую свободу. Это -- принцип обоюдности. Он гласит, что всякое социальное взаимодействие должно быть вписано в рамки «отдача--получение». Это относится к индивидам, социальным группам, классам, и о справедливости общественного порядка судят по тому, соблюдается ли равновесие между отдачей и получением.

Конфуцианство - это этико-политическое учение, возникшее в Древнем Китае и оказавшее огромное влияние на развитие духовной культуры, политической жизни и общественного строя Китая на протяжении свыше двух тысяч лет. Европейское название это учение получило от латинизированной формы фамилии и титула своего основателя - Конфуция. Конфуций (551 - 479 гг. до н.э.) жил в эпоху раздробленности страны и постоянных междоусобиц и в его учении в полной мере отразилась как эта эпоха, так и стремление к преодолению порожденного ею хаоса. Основы конфуцианства были заложены в 6 в. до н. э. и затем развиты его последователями Мэн - цзы, Сюнь - цзы и др. С самого возникновения конфуцианство, выражая интересы господствовавшего класса, было активным участником в социально - политической борьбе. Оно призывало к укреплению общественного строя и сложившихся форм гос. управления путем строгого соблюдения древних традиций, идеализированных конфуцианцами, и определенных принципов взаимоотношений между людьми в семье и обществе. Конфуцианство считало всеобщим законом справедливости, закономерным и оправданным существование эксплуататоров и эксплуатируемых, по его терминологии - людей умственного и физического труда, причем первые господствуют, а вторые подчиняются им содержат их своим трудом. В Древнем Китае существовали различные направления, между которыми велась борьба, являвшаяся отражением острой социальной и политической борьбы различных общественных сил того времени. В связи с этим находятся противоречивые толкования конфуцианскими мыслителями основных проблем конфуцианства (о понятии «небо» и его роли, о природе человека, о связи этических принципов с законом и т. д.).

Главным в конфуцианстве были вопросы этики, морали и управления государством. Основным принципом конфуцианской этики является понятие жэнь («гуманность») как высший закон взаимоотношений людей в обществе и семье. Жэнь достигается путем нравственного самоусовершенствования на основе соблюдения ли («этикета») - норм поведения, базирующихся на почтительности и уважении к старшим по возрасту и положению, почитании родителей, преданностью государю, вежливости и т.д. Согласно конфуцианству, постичь жэнь могут лишь избранные, т. н. цзюнь цзы («благородные мужи»), т. е. представители высших слоев общества; простолюдины же - сяо жэнь (дословно - «мелкие людишки») не в состоянии постичь жэнь. Это противопоставление «благородных» простолюдинам и его последователей, - яркое выражение социальной направленности, классового характера конфуцианства. Большую роль играл в конфуцианстве унаследованный из архаических верований, но переосмысленный им культ предков. Конфуцианство отнюдь не предписывало своим последователям верить в реальное присутствие предков во время жертвенных актов и даже не утверждало о бессмертии их душ. Важно было вести себя так, как если бы (жу цзай) предки действительно присутствовали, демонстрируя этим свою искренность (чэн) и развивая в себе гуманность - сановнюю почтительность и уважение к семейным ценностям, и к древности.

Что касается культа и ритуала, то конфуцианский культ, сохраняя внешне архиерические формы, также в основном имел мемориальное значение (почитание памяти Конфуция и его учеников и т. п.), а отчасти походил на современные государственные и гражданские ритуалы, что хорошо понимали миссионеры - иезуиты XVII - XVIII вв., разрешавшие крещенным китайцам продолжать совершать конфуцианские ритуалы. Не был обожествлен и сам Конфуций, всегда считавшийся только человеком, хотя и совершенным по своей мудрости.

Конфуцианство уделяло большое внимание вопросам т. н. гуманного управления, опираясь на идею обожествления власти правителя, существовавшую в конфуцианстве, но им развитую и обоснованную. Государь объявлялся «сыном неба» (тяньцзы), правившим по появлению неба и выполнявшим его волю. Власть правителя признавалась конфуцианством священной, дарованной свыше, небом. Считая, что "управлять - значит исправлять", конфуцианство придавало большое значение учению чжен мин (об «исправлении имен»), которое призывало ставить всех в обществе на свои места, строго и точно определять обязанности каждого, что было выражено словами Конфуция: "Государь должен быть государем, подданный - подданным, отец - отцом, сын - сыном" . Один из наиболее видных последователей Конфуция - Мэн-цзы (4 - 3 вв. до н. э.) в своих высказываниях допускал даже мысль о том, что народ имеет право свергнуть путем восстания жестокого правителя.

Конфуцианство в дальнейшем эволюционировало, заимствовав многие черты других древне - китайских идеологических течений, в особенности легизма, что являлось необходимостью в условиях создания централизованной империи, для управления которой требовался гибкий и разветвленный административный аппарат. Реформирование конфуцианства эпохи Хань, одним из главных представителей которого был Дун Чжун-шу (2 в. до н. э.), объеденивший конфуцианскую этику с натурфилософией и космологическими взглядами централизованной деспотии. В 136 до н. э. при императоре оно было провозглашено официальной доктриной и после этого оставалось господствующей идеологией на протяжении свыше двух тысяч лет (до буржуазной Синьхайской революции 1911), поддерживая существование феодально-абсолютистской деспотической власти. В конфуцианстве усиливаются религиозно - мистические и реакционные черты. На первый план выдвигаются положения о небе как о предопределяющей божественной силе, о зависимости общества, человека от воли неба, о божественном происхождении власти государя - «сына неба» , о верности подданного государю, о господстве «сына неба» над всеми народами Вселенной. Т.о., конфуцианство как господствующая идеология, веками проповедуя культ императора как исполнителя «воли неба», насаждало в народе фанатическую преданность «сыну неба», китаецентризм, шовинизм и пренебрежительное отношение к другим народам. Конфуцианство как этико-политическая или религиозная система проникло во все поры общественной жизни и в течение многих веков определяло нормы морали, семейные и общественные традиции, научную и философскую мысль, препятствуя их дальнейшему развитиюи и выработав определенные стереотипы в сознании народа, в особенности среди интеллигенции. После создания КНР конфуцианство продолжает оказывать некоторое влияние на определенные слои населения страны, способствуя распространению культа личности и возрождению китаецентризма и национализма.

Конфуцианцы в жизни Китая.

Конфуцианцы и рекрутировавшиеся из их числа чиновники обычно эффективно управляли своей огромной империй за исключением тех периодов, когда Китай находился в состоянии кризиса и центральная власть заметно ослабевала. В периоды кризисов с особой силой проявлялась весьма характерная закономерность: мздоимство коррупция, никогда не исчезавшие, но в периоды эффективного функционирования центральной власти, находившиеся в определенных рамках и официально весьма строго преследовавшиеся, расцветали пышным цветом. Это обычно бывало дополнительным фактором, способствовавшим углублению кризиса. Но именно в периоды глубокого упадка и развала империи в среде чиновничества и шэнь-ши всегда отыскивались популярные деятели, которые находили в себе мужество пойти против течения и резко обличали пороки современного им общества. При этом они руководствовались не только интересами страдающего народа; гораздо более они были озабочены нелегкой задачей спасти готовый рухнуть порядок вечных и священных принципов конфуцианского государства.

Призывы этих «честных чиновников» (они так официально именуются в китайской конфуцианской историографии) обычно не мешали кризису идти своим чередом. Однако их деятельность отнюдь не была бесполезной. Некоторые из них присоединялись к восставшим крестьянам и даже становились во главе движения, а в случае его неудачи - советниками нового императора. Кроме того, сам факт социального протеста со стороны конфуцианцев в суровую для Китая годину немало способствовал процветанию и популярности конфуцианства в целом.

Во-первых, своими обличиями и участием в народных восстаниях они как бы практически реализовывали тезис о добродетельности императора и смене мандата: недостойный правитель, доведший страну до катастрофы, терял власть, которая при их помощи и участии попадала в руки достойного.

Во-вторых, после смерти «честных чиновников», особенно если они становились жертвой репрессий со стороны правителя, деяния и личности их обрастали легендами, а эти легенды поддерживали в народе культ мудрых и добродетельных, справедливых и заботливых конфуцианских ученых-чиновников.

Культ этот всегда был очень заметен в Китае. Не аристократ или священник, не дворянин-рыцарь или офицер-дуэлянт, а именно ученый-чиновник, грамотей-начетчик всегда был социальным идеалом в старом Китае. Вся направленность социальных устремлений, весь импульс жизни, все личные желания каждого честолюбивого китайца концентрировалось на этом: в многочисленных новеллах и романах, драмах и стихах основная сюжетная линия всегда так или иначе была связана с темой бедного студента, который благодаря терпению, труду, стараниям и способностям преодолел все препятствия, успешно сдал экзамены, получил должность и оказался на вершине почета, славы и богатства. При этом речь шла не просто о грамотности, образованности и причастности к власти. Мудрость шэнь-ши опиралась, в конечном счете, на священные конфуцианские каноны, которые в своей сумме считались сокровищницей обожествленных истин. Каждый причастный к этим истинам даже внешне, по формальным признакам, резко отличался от простого народа.

Конфуцианство - регулятор жизни Китая.

Конфуцианское централизованное государство, существовавшее за счет ренты-налога с крестьян, не поощряло чрезмерного развития частного землевладения. Коль скоро усиление частного сектора переходило допустимые границы, это вело к значительному снижению доходов казны и распутству всей административной системы. Возник кризис, и в этот момент начинал действовать конфуцианский тезис об ответственности императоров и их чиновников за дурное управление. Кризис преодолевался, но чаще всего сопровождавшее его восстание развеивало в прах всё, что было достигнуто частным сектором: о какой гарантии прав частных владельцев могла идти речь в дни, когда страна была в пламени войны, а власть осуществлялась крестьянскими вождями или иноплеменными захватчиками, экспроприировавшими всех и вся? После кризиса центральная власть в лице нового императора и его окружения становились сильнее, а частный сектор должен был начинать всё заново.

Примерно такую же роль играло конфуцианство и в социальных процессах. Центральной власти в Китае всегда противостояли различные могущественные кланы и корпорации - ремесленные и торговые объединения, землячества, секты, тайные общества и т. п., которые, в какой то мере нейтрализовывали и ограничивали всемогущество центральной администрации. Они были основаны всё на тех же конфуцианских принципах строгого патернализма, железной дисциплины и строжайшего церемониала (несмотря на то, что многие из этих корпораций, особенно секты и тайные общества, чаще всего были даосско-буддийскими, а не конфуцианскими). Поэтому в периоды кризисов и восстаний, когда центральная власть ослабевала и фактически сходила на нет, они играли немаловажную роль как в выполнении функций местной власти и защиты элементарного порядка, так и в качестве местной основы, на которой сравнительно легко возрождалась новая власть с конфуцианством в качестве её неизменной идеологической и организационной опоры.

Наконец, конфуцианство выступало и как регулятор во взаимоотношениях страны с Небом и - от имени Неба - с различными племенами и народами, населявшими мир. Конфуцианство поддержало и вознесло созданный ещё в иньско-чжоуское время культ правителя, императора, «сыны Неба», управляющего Поднебесной от имени великого Неба. С течением времени сложился подлинный культ Поднебесной, срединного государства, рассматривавшегося как центр Вселенной, вершина мировой цивилизации, средоточие истины, мудрости, знания и культуры, реализация священной воли Неба. Отсюда был только шаг до разделения всего мира на цивилизованный Китай и некультурных варваров, населявших окраины, прозябавших в темноте и невежестве и черпавших знания и культуру из одного только источника - из центра мира, из Китая. Любое прибытие в Китай иностранцев всегда рассматривалось как признание сюзеренитета сына Неба, как готовность принять культурные ценности великого Китая. Многие соседи Китая - гунны, тоба, монголы, маньчжуры, - спорадически завоевывавшие Срединную империю и даже основывавшие свои династии, со временем неизменно окитаевались, что укрепляло у китайцев сознание превосходства их культуры. Оказавшимся на императорском троне варварам-завоевателям всегда приходилось - за неимением альтернативы - принимать конфуцианскую систему администрации, и это же как бы подтверждало концепцию о вечности и совершенстве конфуцианства и регулировавшейся им китайской империи, китайской цивилизации.

Религия ли конфуцианство? В конкретных условиях китайской империи конфуцианство играло роль основной религии, выполняло функции государственной идеологии. Выдвинутая им на первый план и тщательно культивируемая социальная этика с сей ориентацией на моральное усовершенствование индивидов рамках корпораций и в пределах строго фиксированных, освященных авторитетом древности норм была, по существу, эквивалентом той слепой и окрашенной мистикой, порой даже экстазом веры, которая лежит в основе других религий. Эта замена была логичной, естественной именно в Китае, где рациональное начало ещё в древности оттеснило эмоции и мистику, высшим божеством считалось строгое и ориентированное на добродетель Небо и где в качестве великого пророка выступал не вероучитель, склонный к видениям и откровениям (будь то Иисус, Моисей, Мухаммед или Будда), а мудрец-моралист Конфуций.Не будучи религией в полном смысле слова, конфуцианство стало большим, нежели просто религия. Конфуцианство - это также и политика, и административная система, и верховный регулятор экономических и социальных процессов - словом, основа всего китайского образа жизни, принцип организации китайского общества, квинтэссенция китайской цивилизации. В определенном смысле можно сказать, что именно благодаря конфуцианству со всем его культом древности и консерватизмом китайское государство и общество не только просуществовало более двух тысяч лет в почти не менявшемся виде, но и приобрело такую гигантскую силу консервативной инерции, что революционный XX век, покончивший с конфуцианством как официальной идеологией и активно развенчавшей эту доктрину, пока ещё далеко не в праве считать себя победившим все восходящие к конфуцианству и питающиеся его соками консервативные традиции. В течение двух с лишним лет конфуцианство формировало умы и чувства китайцев, влияло на их убеждения, психологию, поведение, мышление, речь, восприятие, на их быт и уклад жизни. В этом смысле конфуцианство не уступает не одной из великих религий мира, а кое в чем и превосходит их. Конфуцианство заметно окрасило в сои тона всю национальную культуру Китая, национальный характер его населения. Оно сумело стать - во всяком случае, для старого Китая незаменимым.