Религии мира. Кратко. Виды мировых религий 4 вида религии

4. Мировые религии

Классификация религий. Религия разделяются по ступеням развития.

1. Древние религиозные представления. Ранние формы религии (40 тыс. лет до н.э. – 15 в. до н.э.)

Анимизм (анима – д уша) – вера в существование души у всего сущего, в духов, в нечистую силу.

Тотемизм (отем – его род) – вера в родственную связь человека с животными, растениями.

Фетишизм вера в магическую силу неодушевлё нных предметов.

Магия вера в способность влиять на окружающий мир и людей с помощью определённых формул.

Манизм – вера в магич ескую способность духов умерших предков влиять на жизнь человека и человеческого коллектива.

2. Языческие (народные) религии (15-7 вв. до н.э.)

Особенности:

1) На место духов встают боги

2) Люди отделяют себя от мира богов

3) Появляе тся жречество – особая категория, исполняющая ритуальные действия; жрецы превращаются в высшее сословие общества

4) Формируются идеи построения мира, его модели

5) Возникает идея фатализма

6) Появляется культ мёртвых и идея подземного мира и посмертной судьбы человека

7) Появление дуализма – два начала, которые всегда противоположны друг другу

8) Рождаются представления о героях, полубогах-полулюдях, которые помогают людям в освоении мира

9) Формируются представления о мировом порядке, т.е. о главном законе. "Что на небе, у богов, то и внизу, в мире человека". Схожи у многих народов. Человеческая жизнь должна стать жертвоприношением богам, любой поступок должен быть ритуален, т.е. отражать жизнь богов

10) Идея жертвы, через которую эти два мира объединяются, общаются. Жертва часто связана с экстатическими культами.

Для языческих религий характерен политеизм (многобожие).

3. Современные религии (с 7 в. до н.э. по наст. вр.). Часто эти религии называют уч ительскими, т.к. во главе, у истоков стояли учителя, конкретные исторические личности. Эти религии требуют личного обращения к богу, к миру священного, освящают всю жизнь человека. Как правило утверждают идею религиозного равенства и личную ответственность человека перед богом. В рамках этих религий большую роль играют священное писание и церковь. Некоторые из них превратились в мировые:

Христианство – ок. 2 млрд. чел.,

Ислам – ок. 1млрд200млн чел.,

Буддизм – ок. 360 млн. чел.

Характеристика мировых религий

1. Буддизм первая мировая религия.

Время

Возник 7-6в до н.э.

Место

В Сев Индии, позже распространяется в Тибете, Монголии, Китае, Японии и Юго-восточной Азии. В России – в Бурятии и Калмыкии.

Народ

Инд усы

Основатель

Учитель Будда – это не имя, это состояние пробужденности или просветления, имя - Сиддхартха ("тот, который полностью выполнил своё предназначение") Гаутама, Шакьямуни. Это реальная историческая личность.

Тип

Учительская религия, религия мистического откровения. Человек сам, путём внутреннего самосовершенствования достигает высших познаний и умений.

Бог

Это религия без Бога, отрицают душу творца. На более поздних этапах стали обожествлять Будду и поклоняться бодхисатвам ("те, кто прошли путём Будды").

Священное писание

Типитака или трипитака ("три корзины ученья").

Символ

Поворот колеса учения, Сантана или Сансара, Нибана или Нирвана, дхарма или дхамма.

Вероучение

В основе буддизма лежит учение о 4х благородных истинах и восьмеричном пути достижения истины.

Истина : жизнь есть страдание, причина страдания – стремление к наслаждению, прекращение страд ания происходит через уничтожение желаний, лечить болезнь нужно при помощи восьмеричного пути.

Восьмеричный путь :

1) правые взгляды, или понимание истин о страдании;

2) пр авильная решимость действовать;

3) правильная речь без лжи, грубости, сплетен;

4) правильное поведение – не убей, не укради, не распутничай, не вреди живому;

5) правильный образ жизни – честно трудиться;

6) правильное усилие, направленное на успокоение души – Дхамма – это мельчайшие частицы, из которых состоит душа. срединный путь (между распутством и аскезой);

7) правильное направление мысли, плохие мысли портят карму – это закон причин и следствий, где причина- мысли и поступки, а следствие – следующее перерождение, реинкарнация, на него влияют в основном мысли;

8) правильное созерцание (медитация). Всё бытие делится на сансару и нирвану.

Нирвана – покой, устойч ивость, из которой вытекают все миры, это огненно творящий космос, для человека это состояние совершенства всех энергий и элементов души; для буддистов нирвана – это конечная цель.

Сансара – поток акти вных элементов, состоит из сансар людей, животных. Для человека сансара определяется Анатмоном (душа) – это связка феноменов, иллюзия единой личности, состоит из пучка дхармм, во время смерти распадается, если её не держит карма.

Карма – накапливание скрытых психических впечатлений между дхармами, то, что переживает душа.

Три принципа буддизма:

1) Отсутствие аттмана у человека и творца

2) Всё пустота, где нет ничего постоянного

3) Всё есть страдание.

В буддизме возник ряд направлений:

1. Хинаяана (узкий путь спасения) – спастись можно только монаху. Идеал – Архат, достигший просветления. Душа Будды распалась, обращаться к ней нечего.

2. Махаяна (широкий путь или большая колесница). Спастись могут все, помогают в этом бодхисатвы. Будда обожествляется.

3. Чен-буддизм (Китай), дзен-буддизм (Япония). Основа – положение о невозможности выразить истину человеческим языком и образами. Просветление (Саттори) может быть достигнуто внезапно, путем внутреннего переживания.

4. Ламаизм (Тибет, Монголия, Калмыкия) – соединение буддизма с местными культами.

5. Тантризм – соединение буддизма с сексуальными культами.

2. Христианство .

Время

Возникло на рубеже 1 в до н.э.

Место

Палест ина, город Иерусалим

Народ

Еврейский народ.

Основатель

Иисус Христос (помазанник божий).

Тип

Религия искупления. Жертва бога способна искупить человеческий грех и восстановить связь человека с богом, утерянную из-за первородного греха.

Бог

Понятие Троицы: Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Дух Святой.

Священное писание

Книга – Библия, состоит из Ветхого завета – это библейская история сотворения мира, и Нового завета - составлен учениками Христа, апостолами, содержит сведения о жизни Христа и его учении. Состоит из 4х Евангелий от Марка, Луки, Матфея, Иоанна. (Евангелие – благая весть о том, что Иисус Христос – бог, и он воскрес. И каждый человек, пройдя его путём, также воскреснет и обретёт жизнь вечную; подобие бога человек должен наработать сам). Также в Новый завет входят "Деяния апостолов", "Послания апостолов", письма, откровения Иоанна Богослова "Апокалипсис".

Символ

Символ – крест. В православии крестятся троеперстием, два пальца, прижатых к ладони, означают двойную сущность бога (бог и человек).

Вероучение

В основе лежит вера в то, что 2000 лет назад бог послал в мир людей своего сына, богочеловека Иисуса Христа.

Христиане верят в греховность человеческого рода, которая искупается кровавой жертвой бога – распятием Христа. Эту греховность они понимают как отделенность человека от бога. Грех отделил человека от бога, разделил друг с другом и посеял сомнения в душе человека. Важную роль играет мистерия (таинство) воскрешения. Иисус воскрес во плоти, равно как и страдал на кресте как человек. Его воскрешение обещает людям вечную жизнь. Христиане верят, что Иисус Христос – бог и человек в одном лице, и эти две природы существуют не слитно и не раздельно. Зло находиться вне человека, побуждает вредить богу, другим людям. Корень зла – эгоизм и себялюбие.

Христианство может существовать только в лоне церкви. Церковь – сообщество верующих, храм, форма веры. Христиане верят в единокрещение в оставление грехов, в конец света, во второе пришествие Христа.

В 1054 г. христианская церковь распадается на православие и католицизм . Православие более жестко относится к человеку. Фелиокве – спор о том, от кого из Троицы исходит святой дух. У католиков более сильный культ богоматери, принят догмат о непогрешимости Папы римского – наместника Бога на Земле.

Протестантизм (16 век) – движение против кат олической церкви. Идеологи – Кальвин, Лютер, Цвингли. Вера в прямую и личную связь верующего с Христом. Священники при этом не нужны. 1. Лишь священное писание истина, библия – единственный источник божественного откровения. 2. Спасение – божий дар, воплощённый в искупительной смерти и воскрешении Христа, достигается только личной верой. 3. Каждый верующий является священником. Орицают власть Папы римского, посредничество девы Марии и святых, и таинство, не преподанное Христом.

3. Ислам.

Время

Самая молодая из религий - возник в 7 в н.э.

Место

Аравийский п-в, Мекка.

Народ

Арабы.

Основатель

Пророк Мухамед (Мухамад, Магомет)

Тип

Строгий монотеизм.

Бог

Аллах (всемогущая сила).

Священное писание

Коран (чтение) – составлен после смерти Мухамеда по его высказываниям. Мусульмане (покорные богу) верят в богоданность Корана.

Символ

Полумесяц.

Вероучение

Основы веры:

1) Существование единого бога аллаха, и в то, что Мухамед –пророк его. Аллах всемогущ (акбар), милостив (рахим), милосерден (рахман).

2) Пятикратная ежедневная молитва – салад.

3) Милостыня в пользу бедных – зайкат

4) Пост в месяц Рамадан (ночь славы)

5) Поломничество в Мекку- Хадж.

Каждый, совершивший Хадж, получает звание Хаджи. Мухаммед был последним пророком Аллаха. Правовая система ислама заложена в своде правил – шариат. Признают бессмертие души, загробную жизнь, обязателен обряд обрезание. Запрет на изображение живых существ.

В 8 в. арабы завоевали Азию до Индии, Палестину, Сев. Африку, Испанию, пытались завоевать Францию. В 13 в. начинается борьба за освобождение гробя господня.

Вера в Бога окружает человека с младенчества. В детстве этот еще неосознанный выбор связан с семейными традициями, существующими в каждом доме. Но позже человек может сознательно сменить конфессию. Чем они похожи и чем отличаются одна от другой?

Понятие религии и предпосылки ее появления

Слово «религия» происходит от латинского religio (благочестие, святыня). Это мироощущение, поведение, действия, основанные на вере в нечто превосходящее понимание человека и сверхъестественное, то есть священное. Началом и смыслом любой религии является вера в Бога, независимо от того, олицетворен он или обезличен.

Известно несколько предпосылок появления религии. Во-первых, испокон веков человек пытается выйти за границы этого мира. Он стремится найти спасение и утешение за его пределами, искренне нуждается в вере.

Во-вторых, человек хочет дать объективную оценку миру. И тогда, когда он не может объяснить только естественными законами происхождение земной жизни, то делает предположение о том, что ко всему этому приложена сверхъестественная сила.

В-третьих, человек полагает, что разные события и происшествия религиозного характера подтверждают существование Бога. Список религий для людей верующих уже служит реальным доказательством существования Бога. Объясняют они это очень просто. Если бы не существовало Бога – не было бы и религии.

Древнейшие виды, формы религии

Зарождение религии произошло еще 40 тысяч лет тому назад. Именно тогда было отмечено появление простейших форм религиозных верований. Узнать о них удалось благодаря обнаруженным захоронениям, а также наскальной и пещерной живописи.

В соответствии с этим выделяют следующие виды древних религий:

  • Тотемизм. Тотем – это растение, животное или предмет, которое считалось священным у той или иной группы людей, племени, рода. В основе этой древнейшей религии была вера в сверхъестественную силу оберега (тотема).
  • Магия. Эта форма религии, основанная на вере в магические способности человека. Маг помощью символических действий способен воздействовать на поведение других людей, естественные явления и предметы с положительной и отрицательной стороны.
  • Фетишизм. Из числа любых предметов (череп животного или человека, камень или кусок дерева, к примеру) выбирался такой, которому приписывались сверхъестественные свойства. Он должен был приносить удачу и оберегать от опасности.
  • Анимизм. Все явления природы, предметы и люди имеют душу. Она бессмертна и продолжает жить вне тела даже после его смерти. Все современные виды религий основаны на вере в существование души и духов.
  • Шаманизм. Считалось, что глава племени или священнослужитель обладает сверхъестественной силой. Он вступал в разговор с духами, слушал их советы и выполнял требования. Вера в силу шамана лежит в основе этой формы религии.

Список религий

В мире насчитывается более ста различных религиозных направлений, включая древнейшие формы и современные течения. Они имеют свое время возникновения и отличаются количеством последователей. Но в основе этого большого списка лежат три самые многочисленные мировые религии: христианство, ислам и буддизм. Каждая из них имеет различные направления.

Мировые религии в виде списка можно представить следующим образом:

1. Христианство (почти 1,5 млрд человек):

  • православие (Россия, Греция, Грузия, Болгария, Сербия);
  • католицизм (государства Западной Европы, Польша Чехия, Литва и другие);
  • протестантизм (США, Великобритания, Канада, ЮАР, Австралия).

2. Ислам (около 1,3 млрд человек):

  • суннизм (Африка, Центральная и Южная Азия);
  • шиизм (Иран, Ирак, Азербайджан).

3.Буддизм (300 млн человек):

  • хинаяна (Мьянма, Лаос, Таиланд);
  • махаяна (Тибет, Монголия, Корея, Вьетнам).

Национальные религии

Кроме того, в каждом уголке мира существуют национальные и традиционные религии, также со своими направлениями. Они возникли или получили особое распространение в определенных странах. По этому признаку различают такие виды религий:

  • индуизм (Индия);
  • конфуцианство (Китай);
  • даосизм (Китай);
  • иудаизм (Израиль);
  • сикхизм (штат Пенджаб в Индии);
  • синтоизм (Япония);
  • язычество (индейские племена, народы Севера и Океании).

Христианство

Эта религия возникла в Палестине в Восточной части Римской Империи в I веке нашей эры. Ее появление связано с верой в рождение Иисуса Христа. В 33 года он принял мученическую смерть на кресте, чтобы искупить грехи людские, после чего воскрес и вознесся на небеса. Таким образом, сын Бога, воплотивший себе сверхъестественную и человеческую природу, стал основателем христианства.

Документальная основа вероучения – Библия (или Священное Писание), состоящая из двух самостоятельных сборников Ветхого и Нового Завета. Написание первого из них тесно связано с иудаизмом, от которого берет свое начало христианство. Новый Завет был написан уже после зарождения религии.

Символы христианства – православный и католический крест. Основные положения веры определены в догматах, которые основаны на вере в Бога, сотворившего мир и самого человека. Объекты поклонения – Бог-Отец, Иисус Христос, Святой дух.

Ислам

Ислам, или мусульманство, зародился среди арабских племен Западной Аравии в начале VII века в Мекке. Основателем религии стал пророк Мухаммед. Этот человек с детства был склонным к одиночеству и часто предавался благочестивым размышлениям. Согласно учению ислама, в 40 лет на горе Хира к нему явился небесный посланник Джабраил (архангел Гавриил), который и оставил в его сердце надпись. Как и многие другие мировые религии, мусульманство основывается на вере в одного Бога, но в мусульманстве его называют Аллах.

Священное писание – Коран. Символами ислама являются звезда и полумесяц. Основные положения мусульманской веры заключены в догматах. Они должны признаваться и беспрекословно выполняться всеми верующими.

Основные виды религии - суннизм и шиизм. Их появление связано с политическими разногласиями между верующими. Так, шииты по сей день считают, что истину несут только прямые потомки пророка Мухаммеда, а сунниты думают, что это должен быть избранный член мусульманской общины.

Буддизм

Буддизм зародился в VI веке до нашей эры. Родина – Индия, после чего учение распространилось в страны Юго-Восточной, Южной, Центральной Азии и на дальний Восток. Учитывая, сколько существуют другие наиболее многочисленные виды религий, можно смело утверждать, что буддизм является самой древней из них.

Основатель духовной традиции – Будда Гаутама. Это был обычный человек, родители которого удостоились видения, что вырастет их сын Великим Учителей. Будда также был одинок и склонен к размышлениям, и очень быстро обратился к религии.

В этой религии нет объекта поклонения. Цель всех верующих – достичь нирваны, блаженного состояния прозрения, освободиться от собственных оков. Будда для них представляет собой некий идеал, на который следует равняться.

В основе буддизма лежит учение о четырех Благородных Истинах: о страдании, о происхождении и причинах страдания, о подлинном прекращении страдания и устранении его источников, об истинном пути к прекращению страдания. Этот путь состоит из нескольких ступеней и делится на три этапа: мудрости, нравственности и сосредоточения.

Новые религиозные течения

Кроме тех религий, которые зародились очень давно, в современном мире до сих пор продолжают появляться новые вероучения. В их основе по-прежнему лежит вера в Бога.

Можно отметить следующие виды современных религий:

  • саентология;
  • неошаманизм;
  • неоязычество;
  • бурханизм;
  • неоиндуизм;
  • раэлиты;
  • оомото;
  • и другие течения.

Этот список постоянно видоизменяется и дополняется. Некоторые виды религий особенно популярны среди звезд шоу-бизнеса. Например, саентологией всерьез увлечены Том Круз, Уилл Смит, Джон Траволта.

Эта религия возникла в 1950 году благодаря писателю-фантасту Л. Р. Хаббарду. Саентологи считают, что любой человек изначально хороший, его успех и душевное равновесие зависят от него самого. Согласно фундаментальным принципам этой религии, люди – бессмертные существа. Их опыт имеет более продолжительный срок, чем одна человеческая жизнь, а способности неограниченны.

Но все не так однозначно в этой религии. Во многих странах считается, что саентология – это секта, псевдорелигия с большим капиталом. Несмотря на это течение очень популярно, особенно в Голливуде.

Рано или поздно перед каждым человеком на Земле встает вопрос о Боге. Тема Бога - главная тема всех времен, всех поколений, всех рас. От ответа на этот вопрос зависело будущее целых народов. «Выбирая богов, мы выбираем судьбу», - сказал кто-то из древних. И в этих словах великая мудрость, так как та или иная концепция бога всегда определяла перспективы человеческого развития.

В юные годы я был атеистом. Коммунистическое воспитание не оставляло места ни для бога, ни для души. Мысли о вечности не напрягали мой разум, ибо какая может быть вечность у плоти, которая из небытия возникает и в небытие возвращается. Я был просто телом в массе таких же тел, которые ели, пили и размножались.

Впервые мысли о Боге посетили меня около тридцати лет. Я вдруг почувствовал дикое одиночество в этом безмерном мире. Вечность окружала меня, маленького бессильного человечка, и я не мог понять, кто я, зачем я, в чем смысл моей жизни. Я ощущал себя чужим и ненужным этому миру. И тогда впервые я почувствовал прикосновение бога. Поток доброй силы спустился на меня с небес, и радость единения наполнила всю мою душу. Бог прикоснулся ко мне, дав знать, что я не одинок в космической бездне.

В нашем сознании идея Бога прочно ассоциируется с Иисусом Христом, и я с головой окунулся в Библию. Но чем глубже я вчитывался в библейские письмена, тем больше мне не нравился этот странный бог, который все время лжет, запугивает и проклинает. И его сын оказался ничем не лучше. Он тоже лгал, запугивал и проклинал, и при этом требовал от всех, чтобы его еще и любили. «Кто любит отца и мать более меня, тот не достоин меня», - возгласил плотник-мессия, и не осталось во мне любви ни к нему, ни к отцу его, а только глубокое омерзение наполнило мою душу. Я не нашел бога в Библии. Но вскоре мне улыбнулась удача, и случай привел меня в школу йоги. Первые же занятия произвели на меня ошеломляющее впечатление. Передо мной открылся совершенно другой мир. Мир неведомый и прекрасный. Со всей страстью я впитывал в себя новые знания. Но вопрос о Боге нашел меня и на занятиях йогой. Пятый пункт ниямы, второй ступени восьмиступенчатой йоги, требует от практикующего почитания Бога.

Какого Бога? В Библии я его не нашел. В Коране повествуется о том же боге, что и в Библии. В «Дхамападе» излагаются изречения Будды, который если и является Богом, то только богочеловеком. В Дао-де цзин говорится о пустоте, в Бхагавадгите о Кришне, воплощении Вишну, одном из богов индуистского пантеона. И всё это - еврейское, индийское, арабское, китайское. А где же наше? Зачем мне, русскому человеку, повторять за арабами «аллах акбар!», упиваться над еврейским «алилуйя», тараторить индийское «хари Кришна!» Все кричат - бог един, бог един, и каждый утверждает, что именно их бог является тем самым единым богом вселенной, а все остальные пребывают в глубоком заблуждении. Каждая из подобных религий готова уничтожить все религии мира, чтобы утвердить на Земле одну, истинную. А под истинной, естественно, понимает свою, собственную.

Все мировые религии являются, по сути дела, национальными религиями тех или иных народов, претендующими на мировое духовное господство. На Земле идет многовековая борьба за доминирование в сфере духа, и наш многострадальный народ стал заложником этой борьбы. Арабы, евреи, индусы, китайцы, даже корейцы, лезут к нам со своими богами, издеваясь над нашими исконными религиозными представлениями, унижая наше национальное религиозное достоинство. Библия, от корки до корки написанная евреями и о евреях, преподносится нам как чуть ли не главное русское национальное достояние. Русские люди одевают индийские национальные одежды и распевают: «Хари Кришна!». Корейская секта Муна вдалбливает в головы русским людям, что их настоящий родной язык - корейский.

Что это, как не попытка уничтожить нас на национальном уровне? Любой народ жив, пока помнит своих богов. Арабы сильны верой в Аллаха, евреи верой в Иегову, индусы в Брахму. Где черпать силу мне, русскому человеку, как не в именах русских богов. Но где они? Где наши национальные храмы? В Японии, наряду с буддийскими храмами, существуют и собственно японские, и сам глава государства считает за великую честь почтить их своим присутствием. У нас же греко-еврейские православные храмы, арабские мечети, даже синагоги, но ни одного храма, посвященного собственно русским богам. И только стоит об этом заговорить, как тут же поднимется вой. А! Пропаганда язычества!

Не язычества! Такой религии никогда не было! А ведизма, религии наших великих предков, которым нечего стыдиться своего прошлого. Нас не смогли победить силой оружия, но с успехом растаскивают по разнообразным религиозным конфессиям, уничтожая нас на национальном уровне.

Любой народ силен в первую очередь своей верой, своей религией, так как именно религия поддерживает связь посюстороннего с потусторонним. С тонким миром, в котором пребывают души наших предков. Все национальные боги являются, по сути дела, обожествленными предками, благоговейная память о которых во все времена была основой национального выживания. Теперь понимаете, чьих предков почитаем мы? И еще удивляемся, что у нас ничего не получается. Мы отдаем энергию нации чужим богам, а это похлеще, чем вывоз капитала. Наши боги, лишенные нашей поддержки, теряют силу и им всё трудней и трудней вытаскивать нас из ям, в которые мы по своей глупости периодически попадаем.

Пусть будет православие, пусть будет ислам, нельзя лишать человека свободы выбора. Но почему меня, русского человека, пытаются лишить этого права? Я нашел тех богов, которым всей душой хочу посвятить плоды своих дел. Тех богов, которым хочу служить до конца своих дней в этой земной жизни, и я не прошу, я требую предоставить мне такое право. Нас так запугали язычеством, что мы, русские люди, стали стыдиться собственных богов.

Ах! Язычники приносили человеческие жертвы. А тринадцать миллионов сожженных на кострах инквизиции, а Варфоломеевская ночь, а сжигание староверов живьем в скитах! Что это, как не самое дикое дремучее язычество. Наши дохристианские предки никогда не убивали за убеждения. Я не оправдываю человеческих жертвоприношений, но в них, в сравнении со сжиганием еретиков, был хоть какой-то смысл. Было понятие малой жертвы. Если на племя надвигалась большая беда, от богов как бы откупались. Принесением в жертву одного покупалось благополучие для многих. Жертва делалась во имя сохранения народа. Инквизиция же действовала во благо религии, и ей было глубоко наплевать на нужды людей. То же впоследствии делали коммунисты. Во имя идеи они убивали десятками миллионов. Так что, не вам, господа, судить! Если бы у вас было хоть немножко совести, вы бы на коленях вымаливали прощения у всех народов Земли, которые вы втянули в свои кровавые религиозные игры.

Нам нечего стыдиться своего прошлого. В истории религии каждого народа есть темные места. Без этого не бывает. Надо очищать свое прошлое, а не отказываться от него. А мы отказались, поверив всяким иноземным проходимцам, что предки наши были дикими и жестокими, а религия их была пустая и бессмысленная. И что именно они, заморские мессии, принесли нам свет истины, насаждая его с беспрецедентной в истории человечества жестокостью.

Истинное знание не совместимо с насилием. Оно уважает свободу выбора, свободу пути. Оно не нуждается в насильственном внедрении. Оно уважает всех богов всех религий Земли. Так и жили наши предки: почитая своих богов и уважая чужих. Так хочу жить и я. И я не знаю на Земле закона, который запретил бы любить и почитать то, что дорого человеческому сердцу.
Я нашел своего Бога! Я нашел русских Богов! И в душе моей стало спокойно и радостно. Я почувствовал, как будто после долгих странствий я снова вернулся домой. У порога моего дома меня встретили мои обожествленные предки, радостно приветствуя блудного сына. Я ощутил тепло их сердец, и понял: я дома. Когда-то меня насильно лишили его. Но память предков помогла мне найти дорогу домой, и теперь никто его у меня не отнимет.

Слава Богу Роду, Творцу всего сущего!
Слава Русским Богам, его бесчисленным детям!
Слава Народу Русскому!
И да пребудет с ним Русский Бог!
Слава! Слава! Слава!

Мировые религии - система убеждений и практик, которая определяет взаимосвязь между божественной сферой, и определенного общества, группы или индивида. Она проявляется в доктринальном виде (доктрина, вера), в религиозных действиях (поклонение, ритуал), в социальной и организационной сфере (религиозная общность, церковь) и в сфере индивидуальной духовности.

Также, религией называется любая культурная система определенных видов поведения, мировоззрения, освященные места, которые связывают человечество со сверхъестественным или трансцендентальным. Но нет никакого научного консенсуса относительно того, что точно составляет религию.

Согласно Цицерону, это название происходит от латинского слова relegere или religere.

Различные виды религий могут содержать или не содержать разные элементы божественных, священных вещей. Религиозные практики включают в себя ритуалы, проповеди, поклонения (божествам, идолам), жертвоприношения, фестивали, праздники, трансы, посвящения, погребальные службы, медитации, молитвы, музыку, искусство, танцы, общественные службы или другие аспекты человеческой культуры. Практически любая религия имеет священные истории и повествования, сохраненные в священных писаниях, а также символы и святые места, чтобы придать смысл жизни. Религии содержат символические истории, направленные на то, чтобы объяснить происхождение жизни, вселенную и т.п. Традиционно вера, помимо разума, считается источником религиозных убеждений.

История религии

Сколько же религий существует в мире ответить никто не сможет, но известных на сегодняшний день – около 10 000 различных течений, хотя, около 84% населения мира связано с одной из пяти крупнейших: христианством, исламом, индуизмом, буддизмом или формами «национальной религии».

Существует ряд теорий относительно истоков появления религиозных практик. По мнению авторитетных антропологов многие из списка религий мира начались как активизирующие, побуждающие к чему-то движения, поскольку видение происхождения мира, людей (и т. д.) харизматичным пророком порождало воображение большого количества людей, ищущих более полный ответ на свои вопросы и проблемы. Мировая религия не характеризуется конкретной средой или этнической принадлежностью и может быть широко распространена. Существуют разные виды мировых религий, и каждая из них несет в себе предрассудки. Сутью этого могут быть, среди прочего, то, что верующие склонны рассматривать свою , а иногда и не признают другие религии или же, как важные.

В XIX и XX веках гуманистическая конфессия разделила религиозную веру на философские определенные категории - «мировые религии».

В пять крупнейших религиозных групп мира входят 5,8 млрд. человек - 84% населения, - это христианство, ислам, буддизм, иудаизм и традиционные народные верования.

Христианство

Христианство основано на жизни и учениях Иисуса из Назарета, который считается основоположником этого течения (1-й век н.э.), его жизнь изложена в Библии (Старый и Новый Заветы). Христианская вера – верование в Иисуса как Сына Божьего, Спасителя и Господа. Почти все христиане верят в Троицу, которая учит единству Отца, Сына (Иисуса Христа) и Святого Духа как трех в одном Божестве. Христиане могут описать свою веру как Никейский символ веры. Как религиозное учение, христианство произошло из Византийской цивилизации в первом тысячелетии и распространилось по Западной Европе во время колонизации и далее по всему миру. Главными ответвлениями христианства становятся (согласно числу приверженцев):

  • – Католическая церковь во главе с епископом;
  • – Восточное христианство, включающее Восточное Православие и Восточную Церковь;
  • – Протестантизм, отделившиеся от католической церкви в протестантской Реформации 16-го века и разделенный на тысячи деноминаций.

К главным ветвям протестантизма относят: англиканство, баптизм, кальвинизм, лютеранство и методизм, каждый из них содержит множество различных конфессий или групп.

Ислам

Основан на Коране - священной книге о пророке Мухаммеде, называемом главным политическим и религиозным деятелем, проживавшем в седьмом столетии нашей эры. Ислам основывается на принципиальном единстве религиозных философий и принимает всех пророков иудаизма, христианства и других Авраамических верований. Это наиболее широко распространенная религия Юго-Восточной Азии, Северной Африки, Западной Азии и Центральной Азии, также мусульманское большинство живет в некоторых частях Южной Азии, Африки к югу от Сахары и Юго-Восточной Европы. Существует несколько исламских республик - Иран, Пакистан, Мавритания и Афганистан.

Ислам подразделяется на следующие толкования:

  1. – Суннитский ислам - самая большая деноминация в Исламе;
  2. – Шиитский ислам - второй по величине;
  3. – Ахмадие.

Есть мусульманские возродительные движения, такие как мувахидизм и салафизм.

Из других конфессий Ислама можно перечислить: Нацию ислама, суфизм, куранизм, не конфессиональные мусульмане и ваххабизм, являющийся доминирующей мусульманской школой в Королевстве Саудовская Аравия.

Буддизм

Охватывает многообразие традиций, верования и духовной практики, в большинстве основанные на учениях, принадлежащих Будде. Буддизм возник в Древней Индии между 6 и 4 веками до н. э., откуда начал простираться по территории Азии. Учеными выделяются два ключевых сохранившихся разветвления буддизма: Тхеравада («Школа старейшин») и Махаяна («Великий корабль»). Буддизм – четвертая религия в мире с более чем 520 миллионами приверженцев - это более 7% мирового населения.

Буддийские школы различаются по точной природе пути к освобождению, важности и каноничности различных учений и писаний, особенно их практик. Практические методы буддизма подразумевают «уход» в Будду, Дхарму и Сангху, постижение Священных Писаний, следованию этических и добродетельных заповедей, отказ от привязанности, практику медитации, культивирование мудрости, милость и сострадание, практика Махаяны - бодхичитты и практики Ваджраяны - стадии зарождения и стадии завершения.

В Тхеравада конечной целью становится прекращение клеши и достижение возвышенного состояния нирваны, достигаемое практикой Благородного Восьмеричного Пути (Срединный Путь). Тхеравада широко распространена в Шри-Ланке и Юго-Восточной Азии.

Махаяна, которая включает в себя традиции Чистой Земли, Дзэн, Ничиренский буддизм, Шингон и Тантай (Тендай), встречается в Восточной Азии. Вместо того чтобы достичь Нирваны, Махаяна стремится к Будде через путь бодхисаттвы - состояния, в котором человек остается в цикле возрождения, особенностью этого становится помощь другим людям в достижении пробуждения.

Ваджраяна - совокупность учений, приписываемых индийским сиддхам, может рассматриваться как третья ветвь или просто часть Махаяны. Тибетский буддизм, который сохраняет учения Ваджраяны, практикуется в районах, окружающих Гималаи, Монголию и Калмыкию.

Иудаизм

– самая древняя по возрасту, авраамская конфессия, зародившаяся в древнем Израиле. Тора становится основополагающим писанием и частью более крупного текста, известного как Танаха или еврейской Библии. Она дополняется традициями, изложенными в письменной форме в более поздних текстах, таких как Мидраш и Талмуд. Иудаизм включает в себя обширный состав писаний, практик, богословских позиций и форм организации. В этой религии существует множество движений, большинство которых вышли из раввинского иудаизма, провозглашающего, что Бог открыл свои законы и заповеди Моисею на Горе Синай в виде надписей на камнях, и устной форме - Торы. Исторически это утверждение оспаривалось различными научными группами. Крупнейшими еврейскими религиозными движениями являются православный иудаизм (Хареди), консервативный и реформаторский.

Шаманизм

Является практикой, которая включает в себя действия, достигающие изменения сознания для того, чтобы воспринимать и взаимодействовать с миром духов.

Шаман - тот, кто имеет доступ к миру добрых и злых духов. Шаман входит в состояние транса во время ритуала и практики прорицания и исцеления. Слово «шаман», вероятно, происходит от эвенкийского языка Северной Азии. Этот термин стал широко известным после того, как русские войска завоевали шаманское ханство Казани в 1552 году.

Термин «шаманизм» впервые применен западными антропологами для древней религии тюрков и монголов, а также соседних тунгусских и самодийских народов. Наблюдая и сравнивая больше религиозных традиций во всем мире, некоторые западные антропологи стали использовать термин в широком смысле, чтобы описать несвязанные магически – религиозные практики, обнаруженные в этнических религиях других частей Азии, Африки, Австралии и даже совершенно несвязанных частей Северной и Южной Америки, поскольку они полагали, что эти практики похожи друг на друга.

Шаманизм включает в себя предположение, что шаманы становятся посредниками или посланниками между человеческим миром и духовным. Там где распространено это явление, люди верят, что шаманы лечат болезни и исцеляют душу, что шаманы могут посещать другие миры (измерения). Шаман действует, прежде всего, который влияет на мир человека. Восстановление баланса приводит к устранению недуга.

Национальные религии

Коренные учения или национальные относятся к широкой категории традиционных религий, которые могут быть охарактеризованы шаманизмом, анимизмом и поклонением предкам, где традиционные средства, коренные или основополагающие, передаются из поколения в поколение. Это религии, которые тесно связаны с определенной группой людей, одной этнической принадлежности или племени, у них часто нет формальных вероучений или священных писаний. Некоторые религии являются синкретическими, объединяющими различные религиозные убеждения и практики.

Новые религиозные течения

Новое религиозное движение – молодая религия или альтернативная духовность, является религиозной группой, имеет современное происхождение и занимает периферийное место в доминирующей религиозной культуре общества. Может быть новой по происхождению или частью более широкой религии, но отличаться от ранее существовавших деноминаций. Учеными было подсчитано, что это новое движение имеет сотни тысяч последователей во всем мире, причем большинство их членов живут в Азии и Африке.

Новые религии часто сталкиваются с враждебным приемом со стороны традиционных религиозных организаций и различных светских учреждений. В настоящее время существует несколько научных организаций и рецензируемых журналов, посвященных этому вопросу. Исследователи связывают рост новых религиозных движений в современности с ответами на современные процессы секуляризации, глобализации, фрагментации, рефлексивности и индивидуализации.

Единых согласованных критериев определения «нового религиозного движения» не существует. Тем не менее этот термин предполагает, что группа недавнего происхождения. Одна из точек зрения заключается в том, что «новое» может означать, что учение более позднее по своему происхождению, чем большинство известных.

Таким образом, в этой статье мы рассмотрели мировые религии от самых «старых» до «молодых», от более значимых до менее известных.

Одной из важнейших черт религии являетсято, что она всё связанное с нею делает священным. Её символы, реликвии, храмы- это святыни, ее положе­ния - святые истины. Её наиболее отличившиеся приверженцы причисляются к лику святых, ее служители, отправляющие религиозные обряды, - священнослужители, священники. Священность, святость есть понятие, которое относится к вещам возвышенным, заветным, исключительно значимым и важным, необычайно почитаемым. Поругание святынь - святотатство - люди считают ужасным грехом, недопу­стимым проявлением безнравственности. Отождествление «религиозного» и «святого» чрезвычайно затрудняет кри­тическое обсуждение вопросов религии. Недаром американцы говорят, что в го­стях не следует беседовать о религии: какое-нибудь случайное высказывание может быть сочтено за оскорбление свя­тыни 10 .

Строгой разграничительной линии между мифологией и религией нет. Многие историки полагают, что уже са­мые древние мифы можно считать пер­вой исторической формой религии. Так, Л. Я. Штернберг выделял три ступени развития религии в первобытные вре­мена: 1) вера в одушевленность приро­ды (аниматизм), 2) вера в духов и богов» 3) вера в существование души как особого бестелесного начала, которое может отделяться от тела и сохранять­ся после его смерти (анимизм). Дру­гие историки предпочитают не назы­вать древнюю мифологию религией, полагая, что этого имени заслуживают только развернутые и систематизиро­ванные мифологические системы.

О древнеегипетской и древнегречес­кой мифологии нередко говорят как о религии древних египтян и греков. Вместе с тем некоторые утверждают, что подлинная религия возникает толь­ко тогда, когда появляется вера в еди­ного, единственного Бога-творца, созда­теля мироздания (единобожие, или мо­нотеизм). В европейской традиции мифологические верования в существо­вание многих богов (многобожие, или политеизм) чаще всего характеризуют как примитивную, языческую религию. Т. Гоббс, один из крупнейших философов Нового времени, считал, что раз­личие между религией и мифологией относительно и зависит от того, какие верования получают государственное признание: «Страх перед неведомой си­лой, придуманной умом или вообража­емой на основании выдумок, допущен­ных государством, называется религи­ей, не допущенных - суеверием».

Пусть человек сам определит, как с его точки зрения нужно отличать ре­лигию от мифологии. Но в любом слу­чае несомненным остается одно: рели­гия исторически вырастает из мифоло­гии и сохраняет в себе многие ее черты. В достаточно развитом обществе она отделяется от мифологических верова­ний и становится самостоятельной и весьма значимой культурной формой. Мифы продолжают жить во вся­кой культуре, но получившая призна­ние в обществе религия, как правило, противопоставляет себя им и осуждает их как «суеверие».

Не вдаваясь в анализ различных подходов к определению религии, рас­смотрим основные элементы, которые имеются в разных религиях и потому, можно думать, характеризуют сущ­ность религии вообще.

1. Вера в Бога (или богов). Это глав­ный признак религии. Без богов рели­гии нет 11 .

2. Эмоциональное отношение к Богу. Посколь­ку Бог есть существо, подобно челове­ку обладающее разумом, с ним можно говорить, к нему можно обращаться с молитвой, его можно просить, убеж­дать, уговаривать. Бог - очень удоб­ный собеседник: он всегда рядом. С ним человек преодолевает чувство одиноче­ства. Вера в Бога - это не просто ра­циональная убежденность в его суще­ствовании: она есть религиозное чув­ство. Она пронизана эмоциями, причем эти эмоции схожи с теми, которые че­ловек испытывает к другому человеку. Верующий относится к Богу с любовью и страхом, с почитанием, восторгом, надеждой, чувствами вины и раскаяния. Эмоциональ­ное общение с Богом образует особого рода «духовный опыт» 12 .

3. Вероучение.Вовсякой религии имеются священные тексты, в кото­рых излагается содержание религиоз­ного верования (христианская Библия, зороастрийская Авеста, мусульманский Коран). В них речь идет о Боге и его деяниях, о пророке-основателе религии, о святых праведниках, о сотворении мира и его устройстве, о правилах жиз­ни общества и человека. Непременным компонентом являются рассказы о чу­десах, которые совершают боги, про­роки, святые. Эти чудеса (которые во всех религиях выглядят очень сходно: исцеление больных, воскрешение мерт­вых, необычайные природные явления) служат свидетельствами Божественно­го могущества. Боги через чудеса «яв­ляют себя».

4. Религиозный культ.Поклонение Богу выражается в посвященных ему обрядах и ритуалах. Они имеют своим источником магическую составляющую мифологии (заклинания и жертвы бо­жествам, волшебство и чародейство, ос­нованные на принципе сопричастнос­ти) и представляют собою не что иное, как религиозную магию. Религиозные обряды и ритуалы очень разнообразны и в каждой религии имеют свою специ­фику. Однако во всех религиях от ве­рующих, как правило, требуется лич­ное, индивидуальное обращение к Богу с молитвами, выражающими любовь, послушание, благодарность и другие чувства, а также просьбы и пожелания. Религиозный культ включает также коллективные богослужения с молени­ями, песнопениями и другими ритуаль­ными действиями - поклонами, омо­вениями, манипуляциями со священны­ми предметами, шествиями и т. п.

Важной стороной религиозного куль­та является символика. Культ служит 13 «мостиком», соединяющим верующих с божеством. Культовые предметы, дей­ствия, жесты - это символический язык, на котором происходит диалог че­ловека с Богом. В символической фор­ме верующий, с одной стороны, выра­жает свои чувства и мысли в освящен­ных» допустимых для обращения к божеству формах, а с другой - приоб­щается к Богу, получает от него под­держку и помощь.

5. Организация верующих.Религия по природе своей коллективна. Она предполагает не только связь индиви­да с Богом, но и связь верующих в это­го Бога индивидов, единоверцев. Ука­зывая, на важность этого элемента ре­лигии, Л. Фейербах подчеркивал, что само слово «религия» происходит от слова «связь». Свои личные и не раз­деляемые ни с кем убеждения человек, конечно, может назвать «своей рели­гией», но это лишь оборот речи. Мо­жет быть индивидуальная личная вера, но не может быть индивидуаль­ной, личной, не находящей поддержки других людей религии. Великие осно­ватели религий - Будда, Христос, Мухаммед - проповедовали свои идеи, и эти идеи становились религией только тогда, когда у них набиралось много сторонников. «Индивидуальных рели­гий» быть не может. Общество призна­ет в качестве религии только достаточ­но распространенную среди людей веру.

Любая религия сплачивает едино­верцев, объединяет их индивидуальные «Я» в некое единое «Мы». Организа­ция нужна единоверцам, чтобы нахо­дить взаимную поддержку в своей вере. Благодаря организации становится возможным коллективное отправление культа, что играет существенную роль во всех религиях, ибо способствует ук­реплению единой веры. 14

Подытоживая вышеуказанное, можно отметить, что «религия - это мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ); она основана на вере в существование бога или богов, сверхъестественного». 15