Прожорливая казнь египетская. Казни египетские. Толкование фразеологизма «Египетские казни»

Десять казней египетских, также называемые десять библейских казней, - десять бедствий, которые, согласно библейской книге , Господь, послал на Египет, чтобы убедить фараона отпустить евреев из рабства. Фараон сдался после десятой казни, что привело к .

В то время, как сторонники библейской археологии утверждают, что история о 10 казнях египетских – правда, многие историки считают их аллегорическими описаниями природных бедствий либо политических конфликтов. По этой причине мы рассмотрим библейское толкование казней египетских, а также иную точку зрения на данные события.

Библейские археологи, трактующие казни египетские как факт, опираются на следующие археологические находки:

  • Найденный Уильямом Ф. Олбрайтом в Эль-Арише сосуд для воды с иероглифическими знаками, описывающими период тьмы;
  • Египетский папирус Ипувера с описанием ряда бедствий, обрушившихся на Египет, в том числе превращение воды в реке в кровь.

Казни египетские - противопоставление силы Бога Израиля силам египетских богов. Известно, что Египет в то время был политеистическим обществом, где царила вера во многих божеств. Египетский пантеон был многочислен и с весьма сложной иерархией. Фараоны Египта также играли важную роль в религии. Они являлись посредниками между людьми и богами, а также верховными жрецами. Египетские Фараоны почитались наравне с богами, поэтому Фараон удивился настойчивости и дерзости просьбы Моисея отпустить народ его. Моисей передавал наказ Бога:

так говорит Господь, Бог Израилев: отпусти народ Мой, чтоб он совершил Мне праздник в пустыне.

Но фараон сказал:

Таким образом, у фараона и египетского пантеона появился «соперник» - Бог Израиля. В этом противостоянии Бог часто повторяет фразу:

И вы узнаете, что Я Господь, Бог ваш

Господь хотел показать народу своему свое могущество: Господь маленького народа способен противостоять всему пантеону Египта - сверхдержавы того времени.

Библейская история о десяти казнях египетский важна с точки зрения укрепления религии . Если Бог Израиля сможет восторжествовать над богами Египта, тогда народ Божий будет укрепляться в вере своей, и не будет у него соблазна следовать за ложными языческими божествами. Десять казней египетских нанесли огромный урон египтянам, однако не коснулись детей Израиля.

Считается, что каждая казнь должна была показать превосходство единого Бога над определенными богами египетского пантеона.

Казнь египетская Боги египетского пантеона
Вода превращается в кровь · Хапи /Апис - бог Нила;· Изида – богиня Нила;

· Кнум - страж Нила;

· Себек – бог рек и озер

Нашествие жаб · Хекет - богиня с головой жабы
Мошки · Сет – бог пустыни
Песьи мухи · Уатшит - бог, представляемый в образе мухи
Падеж скота · Хасор – богиня с головой коровы;· Апис – бог-бык;

· Хнум – бог с головой барана

Язвы · Секмет - богиня врачевания;· Суну - бог эпидемий;

· Изида - богиня, исцеляющая болезни

Град · Нут – богиня неба;· Оcирис – бог урожая;

· Сет – бог бурь

Нашествие саранчи · Осирис - бог урожая;· Апис – бог плодородия

· Сокар – бог растительности

Тьма · Ра – верховный бог солнца;· Атон – один из богов солнца;

· Гор – один из богов солнца;

· Нут – богиня неба;

· Хасор – богиня неба;

· Баст – богиня солнечного света

Смерть первенцев · Мин - бог продолжения рода;· Хекет – богиня, посещающая при родах; Изида - богиня, покровительствующая детям;

· Бэс – покровитель семьи у простолюдинов;

· Месхент – богиня деторождения и детей;

· Нехбет – покровительница детей фараона;

· Рененет – богиня, покровительница детей

Каждая из 10 казней египетских поражала различные аспекты египетской системы религиозных верований. Кульминацией явилась смерть наследного бога - перворожденного сына Фараона. Десять казней египетских следовали одна за другой, пока фараон не решил отпустить народ израильский.

Казни египетские суть.

Мы рассмотрим библейское толкование 10 казней египетским, а также приведем мнение историков о возможных причинах этих событий.

Превращение воды в кровь

И сделали Моисей и Аарон, как повелел [им] Господь. И поднял [Аарон] жезл [свой] и ударил по воде речной пред глазами фараона и пред глазами рабов его, и вся вода в реке превратилась в кровь, и рыба в реке вымерла, и река воссмердела, и Египтяне не могли пить воды из реки; и была кровь по всей земле Египетской. (Исход 7:20-21)

Согласно Библии, Воды Нила превратились в кровь. Все потоки превратились в кровь, и даже вода в сосудах превратилась в кровь. Волхвы египетские смогли повторить превращение воды в кровь, а египтяне начали копать вокруг рек, искать пригодную для питья воду. Фараон только разозлился после первой казни и не согласился отпустить народ Израиля.

Превращение воды в кровь – нередкий мотив в Библии. Бог еще ранее предлагает Моисею превратить воду в кровь в доказательство могущества Господа:

… если же не поверят и двум сим знамениям и не послушают голоса твоего, то возьми воды из реки и вылей на сушу; и вода, взятая из реки, сделается кровью на суше (Исход 4:9)

Историческая версия.

Вероятно, около 3000 лет тому назад в районе города Пи-Рамзес, который в то время был столицей Египта, произошли некоторые изменения климата, которые, возможно, были причинами тех событий, которые в Библии описаны как казни египетские.

Повышение температуры и засуха привели к обмелению Нила, который превратился в мелкий грязный поток, в котором резко возросло число токсичных бактерий Oscillatoria rubescens. Умирая и разлагаясь, Oscillatoria rubescens окрашивают воду в красный цвет.

Нашествие жаб

По прошествии семи дней после первой казни, Бог приказал Моисею, чтобы брат его Аарон простер руку с жезлом на реки и потоки и вывел жаб из воды.

Аарон простер руку свою на воды Египетские [и вывел жаб]; и вышли жабы и покрыли землю Египетскую. (Исход 8:6)

Волхвам египетским удалось повторить и это чудо. Фараон же просил Моисея помолиться Богу о том, чтобы удалить жаб с суши и жилищ, обещая отпустить народ Израиля. Моисей молился Богу и тот удалил жаб, однако, фараон не сдержал слова и еще больше разозлился.

Историческая версия

Большое количество токсических бактерий Oscillatoria rubescens не только окрасило воды измельчавшего Нила в красный цвет, но и привело к нашествию лягушек. Дело в том, что в неблагоприятной ситуации, в отличии от многих других видов, развитие лягушек из головастиков ускоряется.

Нашествие мошек

После очередного отказа фараона, Господь велел Аарону наслать мошек на Египет.

Так они и сделали: Аарон простер руку свою с жезлом своим и ударил в персть земную, и явились мошки на людях и на скоте. Вся персть земная сделалась мошками по всей земле Египетской. (Исход 8:17)

Волхвы не смогли повторить третью казнь, но разгневанный фараон отказывался отпускать евреев.

Историческая версия

Когда вышедшие из вод, зараженных Oscillatoria rubescens, на сушу лягушки погибли, началось засилье насекомых, питавшихся многочисленными трупами земноводных. Таким образом историки объясняют эту и последующую казнь.

Наказание песьими мухами

Следующая казнь была наказание песьими мухами, которые были не страшны евреям, однако терзали египтян и их скот.

Так и сделал Господь: налетело множество песьих мух в дом фараонов, и в домы рабов его, и на всю землю Египетскую: погибала земля от песьих мух. (Исход 8:24)

Четвертая казнь, как и все последующие обошла стороной евреев, которые ещё больше уверовали во всемогущего Бога и богоизбранность народа. Фараон же должен был убедиться, что Господь не просто различает, где Его народ, а где - народ фараона, но и готов защитить народ Израиля от бедствий, от которых фараон не в состоянии защитить народ свой.

Фараон снова обещал отпустить евреев, если господь справится с мухами, и снова не сдержал обещание.

Мор скота

Следующая казнь – мор скота, снова не коснулась народа Израиля.

И сделал это Господь на другой день, и вымер весь скот Египетский; из скота же сынов Израилевых не умерло ничего. (Исход 9:6)

Египетский скот стал гибнуть от моровой язвы. Фараон прогневался, узнав что скот евреев не пострадал и не отпустил народ Израиля.

Историческая версия.

По мнению историков, расплодившиеся вследствие гибели жаб насекомые вызвали пятую и шестую казни - мор скота и язвы. Насекомые, как известно, разносят болезни, возможно, это привело к эпидемии, косившей животных и людей.

Язвы и нарывы

Они взяли пепла из печи и предстали пред лице фараона. Моисей бросил его к небу, и сделалось воспаление с нарывами на людях и на скоте. (Исход 9:10)

Эта казнь не была возвещена фараону. Это была первая казнь, непосредственно угрожавшая жизни людей. Волхвы Египта были поражены болезнью, как и все простолюдины. Это показало несостоятельность волхвов. Они осознали бессилие своих богов. Фараон же не сдавался в своем упорстве.

Гром, молнии и огненный град

Этой казнью начинается завершающий цикл кар Божьих – самых суровых из всех десять казней. Последние казни египетские описаны в Библии подробнее остальных.

…простер Моисей жезл свой к небу, и Господь произвел гром и град, и огонь разливался по земле; и послал Господь град на [всю] землю Египетскую;

и был град и огонь между градом, [град] весьма сильный, какого не было во всей земле Египетской со времени населения ее. (Исход 9:23-24)

Фараон же не раскаялся и после этой кары. После этой казни фараон был готов отпустить всех мужчин, но Моисей не согласился.

Историческая версия.

Вероятно, здесь речь идет о сильнейшем извержении вулкана Тера на греческом острове Санторини. Град же стал результатом столкновения дождевых облаков с облаком вулканического пепла.

Во время раскопок в Египте были обнаружены куски вулканического камня, хотя на территории Египта нет вулканов. Тесты показали, что вулканический камень аналогичен найденному на Санторини.

Нашествие саранчи

В этой казни мы снова видим намерение Бога доказать свое могущество не только фараону, но и народу Израиля. Саранча поразила весь Египет.

… И простер Моисей жезл свой на землю Египетскую, и Господь навел на сию землю восточный ветер, продолжавшийся весь тот день и всю ночь. Настало утро, и восточный ветер нанес саранчу.

И напала саранча на всю землю Египетскую и легла по всей стране Египетской в великом множестве: прежде не бывало такой саранчи, и после сего не будет такой;

она покрыла лице всей земли, так что земли не было видно, и поела всю траву земную и все плоды древесные, уцелевшие от града, и не осталось никакой зелени ни на деревах, ни на траве полевой во всей земле Египетской. (Исх. 10:13-15)

Историческая версия.

Нашествие саранчи могло также быть результатом извержения вулкана. Выпадение пепла могло привести к увеличению влажности, а, следовательно, к росту количества саранчи, для которой были созданы весьма благоприятные условия.

Тьма

Моисей простер руку свою к небу, и была густая тьма по всей земле Египетской три дня; не видели друг друга, и никто не вставал с места своего три дня; у всех же сынов Израилевых был свет в жилищах их. (Исх. 10:22-23)

Объектом этой казни египетской было главное божество египетского пантеона- бог солнца Ра, представителем которого на земле считался фараон.

Историческая версия

Темноту могло вызвать скопление пепельных облаков после все того же извержения. По другой версии это могло быть солнечное затмение, либо песчаная буря.

Смерть первенцев

После 10-ой казни печаль вошла в каждый дом, где были дети. Эта казнь повлекла за собой освобождение еврейского народа.

В полночь Господь поразил всех первенцев в земле Египетской, от первенца фараона, сидевшего на престоле своем, до первенца узника, находившегося в темнице, и все первородное из скота. (Исх. 12:29).

В полночь в каждой египетской семье, в том числе и в семье фараона, должен был умереть первенец. В предыдущих казнях Моисей и Аарон играли важную роль, они предупреждали фараона о казни и осуществляли ее с помощью Господа. Десятая же казнь была совершена Богом единолично.

Историческая версия.

Вероятное объяснение десятой казни- поражение зерна ядовитым грибком или плесенью. Поскольку мальчикам- первенцам доставалась первая порция еды, массово погибли именно они.

Десять казней египетских принято объединять в три цикла + 10-я казнь. Казни первого цикла несли отвращение, второго – боль, а казни третьего цикла имеют природное начало и носят универсальный характер. Вероятно, десять казней египетских происходили в течение 9 месяцев с июля по апрель.

Любопытна также реакция фараона на каждую из казней.


Содержание статьи:

10 казней египетских — описание бедствий которые послал Господь египтянам, чтобы заставить их отпустить народ израильский из Египта.

Согласно книге Исход, ангел смерти, поражая первенцев египетских, прошел мимо домов еврейских, и тем самым отличены были сыны Израиля от египтян.

Можно обратить внимание на то что, первые казни причиняли скорей неприятности и неудобства, нежели страдания (к примеру, кровавая вода или нашествие жаб).

Последующие казни нанесли вред экономике: моровой язвой был уничтожен скот, градом побит урожай, тучи саранчи сожрали остатки уцелевшего после града урожая. 10-я казнь стала кульминацией гнева Божьего.

Толкование фразеологизма «Египетские казни»

Называют любое тяжкое испытание: Бедствия, мучения, тяжелое наказание.

Казни египетские (список)

10 казней египетских шли одна за другой, после каждого отказа фараона отпустить сынов Израилевых:

1. Превращение воды в кровь;
2. Нашествие жаб;
3. Нашествие мошек;
4. Наказание песьими мухами;
5. Мор скота;
6. Язвы и нарывы;
7. Гром, молнии, огненный град;
8. Нашествие саранчи;
9. Тьма египетская;
10. Смерть первенцев.

Все 10 казней египетских нашли отражение в псалмах 77 и 104.

Псалом 77:41-51

«…не помнили руки Его, дня, когда Он избавил их от угнетения, когда сотворил в Египте знамения Свои и чудеса Свои на поле Цоан; и превратил реки их и потоки их в кровь, чтобы они не могли пить; послал на них насекомых, чтобы жалили их, и жаб, чтобы губили их; земные произрастения их отдал гусенице и труд их – саранче; виноград их побил градом и сикоморы их – льдом; скот их предал граду и стада их – молниям; послал на них пламень гнева Своего, и негодование, и ярость и бедствие, посольство злых ангелов; уравнял стезю гневу Своему, не охранял души их от смерти, и скот их предал моровой язве; поразил всякого первенца в Египте, начатки сил в шатрах Хамовых»;

Псалом 104:26-36

«Послал Моисея, раба Своего, Аарона, которого избрал. Они показали между ними слова знамений Его и чудеса Его в земле Хамовой. Послал тьму и сделал мрак, и не воспротивились слову Его. Преложил воду их в кровь, и уморил рыбу их. Земля их произвела множество жаб даже в спальне царей их. Он сказал, и пришли разные насекомые, скнипы во все пределы их. Вместо дождя послал на них град, палящий огонь на землю их, и побил виноград их и смоковницы их, и сокрушил дерева в пределах их. Сказал, и пришла саранча и гусеницы без числа; и съели всю траву на земле их, и съели плоды на полях их. И поразил всякого первенца в земле их, начатки всей силы их».

10 казней египетских (история)

Маленьким Моисей

430 лет жили потомки Иосифа на землях, выделенных фараоном в их пользование, на границе Египта и Аравии. Однако с течением времени, когда позабылись мудрые деяния сына Иакова, а народ его размножился и укоренился, начались на него гонения со стороны египтян.

Цари Египта боялись, что если дело дойдет до войны с соседями, евреи смогут перейти на сторону неприятеля и вооружиться против своих хозяев. Жестокие надсмотрщики изнуряли несчастных людей непосильной работой в полях и в городах, но все это лишь укрепляло веру и смирение мужественных пленников. И тогда фараон велел египтянам: «Всякого новорожденного сына у евреев бросайте в воду, а всякую дочь оставляйте в живых».

В то время одна еврейская женщина родила сына, был он крепок и красив собой, и женщина как только могла скрывала его от исполнения над ним царского указа. В конце концов, когда прятать его стало уже невозможным, она взяла тростниковую корзину, просмолила ее и, уложив туда младенца, оставила в тростнике у реки. А старшая ее дочь начала издалека наблюдать, что будет. Тем временем дочь фараона пришла на реку мыться. Увидав плачущего младенца, она сжалилась над ним, хотя и поняла, что это еврейский ребенок. Тогда ее сестра спросила: «Не позвать ли кормилицу из евреек, чтобы она вскормила тебе младенца?» - «Сходи», - ответила царевна, и девушка привела к ней свою мать. А когда мальчик подрос, то стал воспитываться во дворце, и было дано ему имя Моисей.

Со временем Моисей все больше и больше понимал, какие беды обрушились на его соплеменников, и сочувствовал им всей душой. И Бог, услышавший стоны и плачь израильтян, призвал Моисея и сообщил, что суждено ему стать избавителем, законодателем и великим пророком своего народа.


Моисей у фараона
Возвратился Моисей в Египет. По дороге присоединился к нему его брат Аарон, который за свое красноречие призван был, по Божьему внушению, стать «устами Моисея». Люди поверили не только Аарону, передававшему все, что говорил Господь, но и тем знамениям, которые Моисей сделал по Его воле.

Но фараон велел что бы евреи работали еще больше, чтобы не отвлекались они на пустые речи. И жизнь израильского народа стала и вовсе невыносима. Тогда взмолился Моисей к Господу: «Для чего Ты подверг такому бедствию моих сородичей? С тех пор как пришел я к фараону и стал говорить Твоим именем, тяжкие труды легли на их плечи. Ты же обещал их избавить от плена, но не выполняешь обещания…» И Господь ответил: «Я ожесточу сердце фараона и явлю множество знамений Моих и чудес Моих в земле Египетской. Фараон вас не послушает, но Я наложу руку Мою на Египет и выведу сынов Израилевых».

Вновь отправились Моисей и Аарон к египетскому царю. «Сделайте чудо, - повелел тот, - и я отпущу ваш народ!» Кинул Аарон жезл перед фараоном, и жезл превратился в змея. Тогда фараоном были призваны мудрецы и чародеи, и они сделали то-же самое своими чарами. Сердце фараона ожесточилось, и он выгнал израильских пророков.

Но на другой день они снова явились к фараону. Ударил Аарон жезлом по речной воде, и та сразу же превратилась в кровь, так что вся рыба вымерла, и не могли египтяне пить воду из реки. Однако чародеи египетские чарами своими сделали то-же самое. Возвратился царь в свой дворец и более не стал слушать Моисея и Аарона.

Казни египетские

Тогда явил Господь египетскому царю еще одно страшное знамение: наслал он на всю его землю жаб, так что даже в опочивальне правителя не было от них спасения. Испугался царь и стал просить Моисея и Аарона помолиться Господу, чтобы Он избавил его от этой напасти, и дал обещание отпустить сынов Израилевых. Когда же вымерли все жабы, фараон позабыл о своем обещании и оставил пленников на их изнурительных работах.

Одну за другой насылал Господь на египтян напасти - вначале это были полчища мошек, которые покрывали людей и животных, не давая им даже спокойно вздохнуть после ядовитые песьи мухи, от которых погибала земля. А еще им была послана моровая язва и воспаление, и начался падеж скота. И каждый раз египетский правитель обещал Моисею отпустить его соплеменников, и каждый раз, когда Господь отводил беду, забывал о своем обещании.

Тогда вся земля Египетская была побита жестоким градом, который не пощадил не только траву, но даже деревья, и ни одного живого колоса не осталось в полях. И вновь не смирился фараон перед Господом. Тогда все, то немногое что уцелело от града, поела прожорливая саранча.

А потом на землю опустилась густая тьма, и три дня ни один египтянин не мог встать со своего места. Однако даже после такого испытания фараон не стал отпускать израильтян. «Берегись, - сказал он Моисею, - не приходи ко мне больше. В тот день, когда увидишь мое лицо, ты умрешь!»

И тогда последнюю, 10 казнь египетскую навел Господь на египтян. В полночь Он поразил всех первенцев, не пощадив ни первенца фараона, ни первенца узника, томящегося в темнице. И все египтяне взмолились и начали просить своего правителя, чтобы тот отпустил евреев из Египта.

Это была ночь исхода сынов Израиля. В память о ней установил Моисей, по внушению Господа, празднование Пасхи, которое должно было напоминать евреям об избавлении их от многовекового пленения.

«…стоило бы написать отдельную статью о взгляде современных ученых на рационально-естественноприродные причины… десяти казней… Скажем так: это - дело будущего…»
моё обещание, которое я сейчас выполню

"тематическая" страница из Моравской Агады, 1737 г.
В одной из своих раздач веселых картинок я обещал написать отдельную статью об поистине уникальном явлении Б-жественной силы и Справедливости - о знаменитых десяти казнях египетских!
При этом я никоим образом не хочу пересказывать Пасхальную Агаду: кто грамотен - сам прочитает, тем более, что эта самая Агада переведена на все я зыки мира, включая русский.
В данной статье речь пойдет о том, что в Торе содержится очень много исторически достоверных фактов. Это - тоже факт и о нем писали не раз. Однако до сих пор в Книгу Книг заглядывали в основном историки и археологи, вроде меня (да еще еретики и агностики, чтобы опровергнуть все, что там написано, но сейчас речь не о них). Но недавно за Тору всерьез взялись медики и микробиологи.
Эпидемиологи из университета штата Коннектикут (США) убеждены, что ими найдены вполне научное объяснения знаменитых десяти казней, обрушенных Богом на древний Египет за отказ фараона отпустить рабов-евреев на волю.
Ученые долго не решались познакомить публику со своими исследованиями, но напасти, свалившиеся на человечество в последнее время, изменили их решение. Судите сами: неизвестно откуда появился африканский вирус Эбола, в Британии коровы заболели бешенством, из недр Китая выполз призрак «новой чумы» - атипичной пневмонии, американская пшеница подхватила коварный грибок (о проблеме СПИДа в свете вышесказанного разговор вообще не идет!)… «Все это, - полагает профессор Мар, проведший вместе с коллегами данное исследование, - как две капли воды похоже на библейские десять казней египетских. Ибо и то и другое - одного и того же, естественного, но отнюдь не божественного происхождения».
В книге «Исход», считают ученые, события изложены точно и абсолютно последовательно. Надо только их правильно интерпретировать, поставив себя, современного человека, вооруженного современными же знаниями, на место полудиких бывших кочевников-израильтян и не слишком далеко ушедших вперед цивилизованных египтян.
Итак, первая казнь: по Б-жьему велению, Аарон поднимает жезл брата своего, Моисея, и ударяет им по воде Нила. Вода в реке превращается в кровь. «И рыба в реке вымерла, и река воссмердела, и египтяне не могли пить воду из реки, и была кровь на всей земле Египетской». На фараона, интуитивно чувствовавшего подвох, эта казнь не произвела впечатления, поэтому требования Моисея остались без ответа. Тогда Б-г наслал на египтян вторую казнь - вся река воскишела жабами, которые стали входить в дома, в постели, в печи, и в квашню.
Естественно, ведь обе казни (точнее, напасти) напрямую связаны друг с другом, ибо вторая вытекает из первой, считают исследователи. И обе легко объяснимы вполне естественной причиной: кровь в реке - это микроводоросли (так называемая «красная ряска»), действительно очень опасные, так как они высасывают из воды кислород и выделяют, в качестве продукта обмена веществ, яд, убивающий все живое. Рыбам деваться некуда - они погибли и «воссмердели» (попросту протухли, а уж как воняет тухлая рыба…).
Кстати, о крокодилах, широко распространенных в Ниле, в Торе нет ни слова, значит, они смогли уйти из зараженной красной ряской воды и найти другое пристанище. Ведь и для фараона нашли вскоре чистую воду. Это был, разумеется, не колодец, как написано в Торе, а водоем, возможно озеро, не зараженное внезапно появившимися водорослями. Туда вполне могли мигрировать и крокодилы.
А вот жабам не повезло. В поисках чистой воды, без которой им тоже погибель, они вылезли из уютного и богатого пищей ила, в котором раньше жили, и распространились по окрестностям. Вряд ли они уж так увеличились числом, просто египтяне раньше на них внимания не обращали и не знали их истинного количества (откуда в Древнем Египте взяться натуралистам, тем более ученым-экологам!?)
Обманув евреев во второй раз, фараон, якобы, накликал на свою страну новую казнь - Б-г наслал на Египет мириады мошек. «Этого следовало ожидать, так как вовсе не фараон в этом виноват, - говорят исследователи. - Мошки размножились среди разлагающихся жабьих трупов…». Причем, в Торе есть одна деталь, по которой можно точно определить, что это были за мошки. Когда опять-таки Аарон ударил жезлом в твердь земную, поднявшаяся пыль превратилась в мошек. А значит речь более чем ясно идет о куликоидах. Это необычайно агрессивные маленькие комарики, откладывающие свои яйца в пыли, а их личинки питаются минеральными остатками разлагающихся организмов. Так что ни о каких мошках и тем более вшах речь не идет.
Так как фараон продолжал упорствовать, в Египет пришла новая казнь: моровая язва, погубившая весь скот. Доктор Мар основательно покопался в справочниках на предмет поисков тех болезней, которые могут разноситься комариками-куликоидами. И нашел целых две: африканскую лошадиную болезнь и «синий язык» - тяжелое вирусное заболевание, поражающее кровеносную систему овец и крупного рогато скота. От них и погиб египетский скот, а израильский, напротив, уцелел, так как пасся в «стране Гошен», в 150 км. от земель фараона, так что комарикам на своих крошечных крыльях было просто невозможно преодолеть такое расстояние.
Фараон, однако, все еще упрямился, поэтому на его государство напала шестая казнь - воспаление с нарывами, похожее на обильный фурункулез, но все же таковым не являющееся, так как оно поразило оставшийся скот, а потом перекинулось на людей. «Это был самый обыкновенный, всем известный сап, - не без основания полагают исследователи. - Эту инфекцию можно заполучить и от мух, переносчиков микробов, и от грязной, не продезинфицированной (тем более в Древнем Египте) пищи и воды. Впервые сап был описан Аристотелем в 330 г. до н.э., который, в частности, предупреждал о смертельной опасности для человека поедать мясо больного сапом животного. Болезнь была известна и ранее на Ближнем Востоке и в странах североафриканского Средиземноморья».
Седьмая казнь с предыдущими, правда, не связана, но и в ней нет ничего сверхъестественного. Град, побивший посевы, выпадает и поныне, и не только в Египте. Причем, в Торе приведена интересная подробность - град побил только ранние, успевшие вырасти колосьями. Поздние же, только-только проклевывающиеся из земли, он не затронул.
Итак, законы природы и здесь не нарушены, как и в следующей - девятой казни. Саранча по сей день налетает на южные земли Египта, принося колоссальные убытки землевладельцам. Более того, именно град мог вызвать нашествие саранчи! Как известно, дождей в Египте не бывает, поэтому столь резкое и внезапное изменение климата, породившее град, вызвало непредусмотренную миграцию саранчи, спасавшейся из неблагоприятных районов Египта в места с более привычным климатом. Причиной же града могла стать любая погодная аномалия над водами Средиземного моря, правда, достаточно редкая.
Девятая казнь - густая тьма, длившаяся три дня по всей земле египетской, ученые объясняют грандиозным извержением вулкана где-то поблизости, скажем, на острове Санторин в Эгейском море. Такое извержение действительно имело место 3500 лет тому назад и засыпало пеплом все восточное средиземноморье. Однако, сам Мар предполагает иное объяснение - сверхсильная песчаная буря. Именно такая тьма - по настоящему, скорее рыжая, чем черная, - упоминается в относящихся к тем временам древних папирусах. Кстати, это вполне укладывается в гипотезу о внезапном изменении климата в небе над Египтом. Надо ли говорить, что «тьма», какого бы они ни была цвета, распространилась по всей стране, а не только у египтян, на чем настаивает Тора.
И, наконец, осталось объяснить только десятую казнь - гибель всех детей-первенцев, от сына фараона до сына рабыни - и всего первородного скота. Исследователи берутся и за эту задачу. Они вспоминают внезапную смерть восемнадцати детей в Кливленде несколько лет назад. Причинной смерти стал черный грибок, появившийся в подвале их домов. Аналогичное происшествие вполне могло произойти и в Древнем Египте. Судите сами: изголодавшиеся за три дня тьмы люди пробрались к амбарам, а грибок, распространившийся за это время во тьме, их там уже поджидал. Поразил он в первую очередь, наиболее слабых - младенцев и детей, причем, конечно, не только первородных. Так что вся эта история с прохождение духа смерти по Египту, с мечением кровью косяков дверей и прочее - позднейшая легенда, молва, фольклор, переродившиеся в традицию, - считают исследователи.
Однако может ли столько бед обрушиться на одно государство в течение относительно короткого промежутка времени? Старинное русское слово «поветрие» прямо указывает на связь между стихийными бедствиями и эпидемиями. Именно ветры переносят микробов и, как следствие, источники заразы, из одного места в другое. Тому есть исторические подтверждения. Скажем, в V в. до н.э. в Африке свирепствовали моры, сопровождаемые землетрясениями, наводнениями и засухами. «Все силы мира объединились тогда против человека», - писал античный историк Фогедит. Особенно тяжелым был 427 г. до н.э., когда в Эгейском море ожили вулканы, вызвавшие ценами и затопившие все побережье Эллады…
Ученые все чаще объясняют Тору и события, описанные в ней, с научной точки зрения. И это хорошо. Вот только может не стоит с помощью науки объяснять вещи сверхъестественные? Ведь есть нечто, что не подвластно человеческому разуму: как возник этот мир, в чем смысл жизни (да и есть ли он вообще), бесконечна ли Вселенная?
Может быть, к этой категории относятся и десять казней египетских?

Библейские предания вовсе не стоит оценивать лишь с религиозной и литературной точек зрения. Внезапные научные открытия подтверждают события, которые наши предки считали лишь поэтическими мифами. Та же история произошла с описанием 10 египетских казней. Как это часто встречается, мифическим событиям ученые неожиданно дали вполне научные толкования. Так какие же реальные события могут объяснить 10 египетских казней?

Описание

Описание десяти египетских казней содержится в каноническом библейском тексте - в книге Исход. Эта глава Библии описывает пребывание древних евреев в плену у египтян. Согласно древним хроникам, предводитель евреев Моисей призвал фараона отпустить древний народ, освободить евреев их векового плена. Фараон отказался это сделать, и на государство обрушились неисчислимые бедствия. В историю они вошли, как 10 казней египетских.

Список

Все несчастья египетского народа могут быть собраны в единый список эпидемий и странных стихийных бедствий:

Что же может объяснить 10 казней египетских? Научное объяснение этих феноменов должно базироваться на всех известных в настоящее время научных фактах. Попробуем разобраться с древними текстами, принимая во внимание современные наблюдения и научные открытия.

Кровь и лягушки

Первая из 10 египетских казней - наказание кровью. По библейскому преданию все окрасились в кровавый цвет. Как доказали ученые, это природное явление может встречаться и в наши дни. Например, в 2003 году в Китае река Янзцы на несколько километров окрасилась в красный цвет. Причины этого могут быть разными - от вулканической деятельности, поднимающей в гору много пыли и окрашивающей ею воду, до влияния близко пролетающих комет

Нашествие различных земноводных могло спровоцировать приближение кометы или метеорита. Как выяснили ученые, все амфибии очень чувствительны к изменению магнитного полюса земли - в организме лягушек имеется своеобразный компас, помогающий этим животным ориентироваться в пространстве. Резкое смещение магнитного полюса, спровоцированное кометой, дезориентировало животных, вынудило их внезапно изменить привычный образ жизни.

Нашествие насекомых

Третья, четвертая и восьмая из 10 египетских казней косвенно подтверждают изменение периода вращения Земли. Аномально длительные световые дни привели к всплеску распространения кровососущих насекомых. Возможная радиация изменила популяции известных насекомых, и эти твари стали больше и опаснее. Еще одной причиной появления в Египте подобного нашествия может быть исчезновение предыдущей напасти - лягушек. При отсутствии естественных врагов песьи мухи, комары, мошки, саранча и другие насекомые могут размножаться бесконечно.

Смерть домашних животных. Эпидемия язв и нарывов

Может значительно снизить сопротивляемость живых организмов различным инфекциям. Если учитывать уровень медицины в те времена, то неудивительно, что высокая температура спровоцировала развитие инфекционных болезней - и люди, и животные в одинаковой степени зависят от изменения климатических условий. Резкое потепление и вызвало развитие кожных патологий и мор у скота.

Природные катаклизмы. Абсолютная темнота

Как мы уже выяснили, объяснение 10 казней египетских лежит в изучении движения Земли и в изменении климата. Гром, молнии и град могут объясняться изменениями климата, а огонь по земле может стелиться вследствие плит. Повальная тьма может объясняться вулканической деятельностью. Как известно, при извержениях вулканов и крупных землетрясениях в воздух поднимается огромное количество пыли и пепла. Этих мельчайших частичек может быть настолько много, что завеса из них может препятствовать прохождению солнечных лучей. Скорее всего, именно такая картина наблюдалась в Египте.

Смерти египетских первенцев

Реальные события (10 казней египетских) объясняются при помощи научных гипотез. А вот как объяснить смерть египетских первенцев? Почему таинственный мор не затронул детей евреев и других невольников? Причин может быть несколько. Наиболее правдоподобной гипотезой являются все те же инфекции. Не нужно забывать, что крысы и мыши во все времена являлись распространителями болезней. Но богатые первенцы были особенно уязвимы. Как правило, именно первые сыновья становились главными наследниками, и в их опочивальнях всегда были сладости, вкусная еда и питье. Такое положение вещей нравилось не только первенцам, но и крысам и мышам, которые поедали оставленную еду. Они проникали в дома богатых египетских наследников, оставляя после себя шлейф болезней и детских смертей.

А вот к евреям крысы забегали нечасто - древний народ Израиля находился в Египте на положении рабов, поэтому с едой у них было не очень. Пища в домах не задерживалась, а съедалась сразу. Поэтому бедняки были частично защищены от инфекций. А вот для богатых египтян шансы выжить значительно сокращались.

Возможно, такое объяснение 10 казней египетских будет ошибочным. Но оно имеет право на существование наравне с другими гипотезами. Что из этого правда, а что - нет докажут ученые, такие как геологи, историки, эпидемиологи, медики.

Согласно книге Исход, Моисей именем Бога требует от фараона отпустить его народ, обещая, что в противном случае Бог накажет Египет. Фараон не послушался, и на Египет были обрушены 10 бедствий, причём каждый раз после нового отказа фараона отпустить евреев следовало очередное бедствие:

1.Наказание кровью
2.Казнь лягушками
3.Нашествие мошек
4.Наказание пёсьими мухами
5.Мор скота
6.Язвы и нарывы
7.Гром, молнии и огненный град
8.Нашествие саранчи
9.Необычная темнота (тьма египетская)
10.Смерть первенцев

Наказание кровью.
Первая казнь

И поднял Аарон жезл и ударил по воде речной пред глазами фараона и пред глазами рабов его, и вся вода в реке превратилась в кровь, и рыба в реке вымерла, и река воссмердела, и Египтяне не могли пить воды из реки; и была кровь по всей земле Египетской.

(Исх.7:20,21)

Вся вода в Ниле, других водоемах и емкостях превратилась в кровь, но оставалась прозрачной для иудеев (и даже та, которая была у иудеев, превращалась в кровь, если египтяне пытались ее отобрать). Пить египтяне могли только ту воду, за которую они платили деньги евреям. Тогда, согласно преданию, колдуны фараона купили у евреев воду и стали колдовать над ней, им удалось-таки превратить ее в кровь, и фараон решил, что наказание кровью - не наказание Господне, а всего лишь колдовство, и не отпустил евреев.

Казнь лягушками
Вторая казнь

И сказал Господь Моисею: скажи Аарону: простри руку твою с жезлом твоим на реки, на потоки и на озера и выведи жаб на землю Египетскую. Аарон простер руку свою на воды Египетские; и вышли жабы и покрыли землю Египетскую.

(Исх.8:5,6)

Как было обещано фараону: «они выйдут и войдут в дом твой, и в спальню твою, и на постель твою, и в домы рабов твоих и народа твоего, и в печи твои, и в квашни твои» (Исх.8:3). Жабы наполнили всю землю египетскую.

Египетские колдуны снова принялись колдовать, и им удалось сделать так, что лягушек стало еще больше, однако они сказали фараону, что не знают такого колдовства, которое позволило бы убрать лягушек. Тогда фараон сказал Моисею, что поверит, что Египет наказал Бог и отпустит его народ, если Бог уберет всех лягушек. После исчезновения лягушек, однако, фараон решил отказаться от своего обещания.

Нашествие мошек
Третья казнь

На Египет обрушилось полчище мошек, которые нападали на египтян, облепляли их, лезли в глаза, нос, уши.

…Аарон простер руку свою с жезлом своим и ударил в персть земную, и явились мошки на людях и на скоте. Вся персть земная сделалась мошками по всей земле Египетской. Старались также и волхвы чарами своими произвести мошек, но не могли. И были мошки на людях и на скоте. И сказали волхвы фараону: это перст Божий. Но сердце фараоново ожесточилось, и он не послушал их, как и говорил Господь.

(Исх.8:17-19)

На этот раз колдуны не смогли помочь фараону, и сказали, что не знают такого колдовства, и что, должно быть, это все и впрямь наказание Господне, и следует отпустить евреев. Однако фараон и на этот раз оказался непреклонен.

И тогда Бог обрушил на Египет четвертую казнь:

Наказание песьими мухами
И сказал Господь Моисею: завтра встань рано и явись пред лице фараона. Вот, он пойдет к воде, и ты скажи ему: так говорит Господь: отпусти народ Мой, чтобы он совершил Мне служение. а если не отпустишь народа Моего, то вот, Я пошлю на тебя и на рабов твоих, и на народ твой, и в домы твои песьих мух, и наполнятся домы Египтян песьими мухами и самая земля, на которой они живут; и отделю в тот день землю Гесем, на которой пребывает народ Мой, и там не будет песьих мух, дабы ты знал, что Я Господь среди земли; Я сделаю разделение между народом Моим и между народом твоим. Завтра будет сие знамение. Так и сделал Господь: налетело множество песьих мух в дом фараонов, и в домы рабов его, и на всю землю Египетскую: погибала земля от песьих мух.

(Исх.8:20-25)

Тучи этих мух покрыли людей и наполнили дома египтян. «По словам Филона, насекомое, послужившее орудием четвертой казни, совмещало свойства мух и собак, отличалось лютостью и неотвязчивостью. Издали, как стрела, неслось оно на человека или животное и, стремительно нападая, впивалось жалом в тело и как бы прилипало к нему» (Толковая Библия Лопухина). Скорее всего, под пёсьими мухами подразумеваются оводы, не дававшие покоя египтянам и стадам их животных.

Главный урок этой казни заключался в том, что Бог открыто явил фараону и всем египтянам различие между ними и иудеями. Пёсьи мухи были везде, кроме области Гесем, в которой жили евреи; они были во всех домах, кроме домов израильтян: стихи 22-23 «…отделю в тот день землю Гесем, на которой пребывает народ Мой, и там не будет песьих мух, дабы ты знал, что Я Господь среди земли; Я сделаю разделение между народом Моим и между народом твоим».

Такое разделение между двумя народами и областями их обитания в Египте показало фараону, что Бог Израиля является Господом, наславшим египетские казни, и что именно Он есть Бог над Египтом, превосходя по силе и могуществу всех египетских божеств и идолов. Позвал тогда фараон к себе Моисея и вновь пообещал отпустить иудеев, а после исчезновения диких зверей, вновь нарушил свое обещание.

И постигла Египет пятая казнь
Мор скота

У всех египтян вымер скот, находившийся в поле, напасть не коснулась лишь евреев. И понял тогда фараон, что Бог заботится о евреях, но заупрямился и евреев все же не отпустил. (Исх. 9: 3-11)

Язвы и нарывы
Шестая казнь

После этого Господь повелел Моисею и Аарону взять по пригоршне печной сажи и подбросить ее высоко вверх перед фараоном. Так они и сделали, и покрылись тела египтян и животных их страшными язвами и нарывами.

И испугался фараон, что всю оставшуюся жизнь будет мучиться и чесаться из-за язв и нарывов и решил отпустить-таки евреев. Но Бог укрепил сердце его и дал ему смелость поступать согласно своим убеждениям, ибо хотел, чтобы отпустил фараон евреев не из страха, но из осознания того, что ни один земной царь не может спорить с Богом. И вновь не отпустил иудеев фараон.

Тогда Бог поразил Египет в седьмой раз:

Гром, молнии и огненный град
Началась буря, загремел гром, засверкали молнии и на Египет обрушился огненный град.
Господь произвёл гром и град, и огонь разливался по земле; и послал Господь град на землю Египетскую; и был град и огонь между градом, весьма сильный, какого не было во всей земле Египетской со времени населения ее. И побил град по всей земле Египетской все, что было в поле, от человека до скота, и всю траву полевую побил град, и все деревья в поле поломал

(Исх.9:23-25)

Увидели египтяне, что в каждой градине горит пламя и ужаснулись, так как поняли, что это гнев Того, Кто может менять природу вещей. Повинился тогда фараон перед Моисеем и Аароном, попросил их помолиться Богу, чтобы град прекратился, обещав, что отпустит евреев. Помолился Моисей Богу, и град прекратился. Но вновь не сдержал своего обещания фараон.

И постигла Египет казнь восьмая:

Нашествие саранчи
Подул сильный ветер, а за ветром налетели на Египет полчища саранчи, сожрав всю зелень вплоть до последней травинки на земле египетской.
И вновь просил фараон Моисея вымолить пощаду у Бога, и вновь обещал отпустить евреев. Воззвал Моисей к Богу, и подул ветер в другую сторону, и унес он всю саранчу. Но вновь укрепил Бог сердце фараона, и снова тот не отпустил сынов Израилевых.

И началась девятая казнь:

Необычная темнота
Девятая казнь Моисей простер руку свою к небу, и была густая тьма по всей земле Египетской три дня; не видели друг друга, и никто не вставал с места своего три дня; у всех же сынов Израилевых был свет в жилищах их

(Исх.10:22-23)

Темнота, павшая на Египет была необычной, она была густая и плотная, так что ее можно было даже потрогать; а свечи и факелы не могли рассеять темноту. Лишь у евреев было светло, а египтяне же вынуждены были передвигаться на ощупь. Однако вскоре темнота стала сгущаться, сковывая движения египтян, и вот уже те не могли даже пошевелиться.

И позвал фараон Моисея, и сказал ему, что отпускает евреев, только скот свой те должны оставить. Однако Моисей сказал фараону, что не оставят евреи свой скот. Тогда фараон велел Моисею уйти и не приходить больше, пообещав, что если тот придет, то будет казнен. И сказал тогда Моисей, что не придет он больше, но что постигнет Египет казнь, страшнее всех предыдущих вместе взятых, ибо погибнут в Египте все сыновья первенцы.

Казнь первенцев
Десятая казнь

И не миновала Египет обещанная Моисеем кара, и последовала в полночь повсеместная смерть первенцев.

В полночь Господь поразил всех первенцев в земле Египетской, от первенца фараона, сидевшего на престоле своем, до первенца узника, находившегося в темнице, и все первородное из скота

(Исх.12:29)

После того, как в Египте за одну ночь умерли все первенцы (за исключением еврейских), фараон сдался и разрешил евреям покинуть Египет, так начался Исход.