Образ смоленской иконы божьей матери. Смоленская икона Божией Матери «Одигитрия. Где находится икона

Одигитрия – один из самых почитаемых в Православии иконописных образов. Это изображение Богоматери с младенцем, которое получило широкое распространение в русской иконографии. Само слово «Одигитрия» переводится с греческого как «Указывающая путь» или просто – «Путеводительница».

Икона Божией Матери Одигитрии была известна христианам еще в самые первые века. Первоначально она встречалась на территории Палестины, затем получила известность в Византии, Древней Руси и в других православных странах.

Вконтакте

Одноклассники

Сегодня существует множество разновидностей этой иконы, но в России особо почитается Смоленская Одигитрия. Также икона послужила источником вдохновения для других известных образов Богоматери, например, «Неопалимая купина».

Описание иконы

Известно несколько вариантов Одигитрии , однако, у них всех есть характерные черты, которые всегда остаются неизменными.

Традиционно на этой иконе изображен отрок Христос на руках Богородицы. Правая рука Христа обязательно запечатлена в благословляющем жесте, а в другой руке он чаще всего держит книгу или свиток. Обычно Христос обращен лицом к зрителям, однако иногда его изображают и в полупрофиль.

В Одигитрии обычно используется поясное изображение Божией Матери . Но также встречаются и оплечные варианты (например, ), а иногда Богородицу даже рисуют сидящей на троне.

Голова Божией Матери слегка наклонена. Рукой она указывает на Иисуса, словно говоря: «Вот Спаситель всего человечества!». Главное же значение иконы – это поклонение царственному Младенцу, а также приход на Землю небесного Царя и Судии.

Появление Одигитрии

По преданию, автором самой первой иконы был евангелист Лука – ученик и сподвижник апостола Павла. Этот образ он написал еще при жизни Богородицы по просьбе правителя Антиохии Феофила. Также в этой иконе первоначально хранилась частица мафория (ризы) Божией Матери.

В дальнейшем икона Божией Матери Одигитрии попала из Антиохии в Иерусалим, а оттуда византийская императрица Евдокия перевезла ее в Константинополь. Одигитрия была размещена во Влахернском храме, откуда и возникло ее второе название – Влахернская икона.

Что же касается происхождения самого слова «Одигитрия» , то здесь существуют сразу три версии:

  1. После Влахернского храма икона долгое время хранилась в византийском монастыре Одигон, от которого и образовалось ее название.
  2. Согласно преданию, однажды перед двумя слепыми предстала Божия Матерь и чудесным образом провела их в храм во Влахернах. Представ перед ее иконой, они сразу же прозрели, а образ с той поры стали называть Одигитрия, то есть «Путеводительница».
  3. Списком этой иконы император Константин благословил свою дочь Анну, которая выходила замуж за русского князя и должна была отправиться в русские земли. Ее путешествие было долгим и трудным, и лишь благодаря чудотворному образу, царевна смогла добраться до своего будущего мужа.

Долгие годы икона (самая первая) была охранительницей Константинополя . Во время осады города ее выносили на стены и совершали с ней крестные ходы. Однако в 1453 году турки смогли все-таки захватить византийскую столицу и уничтожили Одигитрию. Википедия рассказывает, что османские солдаты разрубили чудотворный образ на части, чтобы добраться до оклада и драгоценных камней.

На территорию Руси икона впервые была привезена в XI столетии царевной Анной , которая вышла замуж за Великого князя Всеволода Черниговского. Образ с самого начала стал почитаться русскими христианами как чудотворный.

После смерти Всеволода, его старший сын, Владимир Мономах, перевез образ в Смоленск, где его разместили в Успенском соборе. С той поры образ стал называться «Одигитрия Смоленская».

С иконой было связано множество чудес . Например, огромную известность получил подвиг смоленского воина Меркурия. По гласу, исходящему от Одигитрии, он ночью напал на монгольский лагерь и перебил множество врагов. Сам же Меркурий принял мученическую смерть и был позднее причислен к лику святых.

В XIV столетии Смоленск перешел к Литовскому княжеству. София, дочь литовского князя Витовта, была выдана замуж за московского князя Василия. В качестве преданного она забрала с собой Одигитрию, которую разместили в Благовещенском соборе Кремля. Однако уже в XV веке, по прошению смолян, образ Богоматери снова вернули в родной город.

Во время войны с Наполеоном , когда солдаты оставляли Смоленск, они захватили с собой Одигитрию. С этой иконой священнослужители обходили русский стан накануне Бородинской битвы, чтобы испросить у Богородицы благословения и ободрить войска.

К сожалению, в годы Великой Отечественной войны икона была вывезена немцами и с тех пор о ней ничего не известно. Сегодня в Успенском соборе Смоленска хранится очень древний список с Одигитрии, который также почитается как чудотворный.

Некоторые другие древние копии иконы хранятся в музеях и храмах Москвы, Владимира и Костромы. Кроме того, в каждом храме сегодня есть свой вариант Одигитрии, а сотни церквей в России были освещены в честь этого образа Богородицы с младенцем.

Некоторые известные варианты Одигитрии

С Одигитрии неоднократно делались списки . А поскольку первоначально никакого иконописного канона еще не существовало, то стали появляться многочисленные вариации образа, которые сохранили лишь общие с Одигитрией черты.

Из них огромную известность получили следующие иконы Богоматери с младенцем:

  • Тихвинская,
  • Казанская,
  • Грузинская,
  • Иверская,

Также есть греческие варианты этого образа – «Психосострия» и константинопольская «Перивлепта».

Наряду со Смоленской Одигитрией на Руси очень почитается и Тихвинская Божия Матерь . По преданию, она первоначально находилась в Константинополе, а после его падения чудесным образом оказалась в городе Тихвине. Во времена СССР, когда закрывались храмы, этот образ вывезли в США. И только в наше время его снова вернули в Тихвинский монастырь.

Другая икона с непростой судьбой – Грузинская . Долгие годы она находилась в Грузии, но в 1622 году, после завоевания страны, ее увезли в Персию. Спустя годы, образ оказался в Архангельске, где и хранился долгое время. Сегодня он считается утраченным, но существует множество его списков. Считается, что этот образ помогает во время эпидемий.

История еще одной почитаемой иконы, Иверской Божией матери , началась в IX веке в Византии. В то время как раз шла эпоха иконоборчества, и одна женщина, чтобы спасти этот образ, опустила его в море. Икона чудесным образом доплыла до знаменитой горы Афон, где ее увидели монахи. Этот образ Богородицы до сих пор хранится на Афоне в Иверском монастыре.

Праздник Смоленской Одигитрии отмечается 10 августа (по старому стилю – 28 июля). Он был установлен после того, как Смоленск в 1525 году вернулся в состав России. Но существуют и другие праздники Одигитрии, установленные в честь известных ее списков.

Значение иконы Божией Матери Одигитрии для православных людей трудно переоценить. Традиционно Богородица почитается выше всех святых и ангелов, а выше нее только сам Христос. Православные христиане любят ее словно родную Мать, и для них она всегда остается источником любви и понимания.

Именно поэтому Одигитрия стала одной из наиболее почитаемых православных святынь, покровительницей и заступницей Русской земли . К образу «Путеводительницы» часто обращаются за помощью христиане. Считается, что искренняя молитва перед Богородицей помогает отвести любую беду и напасть.

Смоленская икона Божией Матери "Одигитрия" причисляется к одному из иконописных типов. Если верить преданию, икона написана в далекие времена евангелистом Лукой. В России "Одигитрия" появилась лишь в XI веке. Только в XII веке она стала именоваться Смоленской, когда была размещена в смоленском храме Успения Богородицы.

О чем молятся иконе?

Молитва Смоленской на протяжении многих веков почитается многими христианами и помогает свершаться невероятным чудесам. Смоленская "Одигитрия" считается покровительницей путешественников, они просят ее уберечь их в пути от неприятных ситуаций, различных болезней, непредвиденных бед. Также ей молятся все страждущие, прося защитить и сохранить свой дом от недоброжелателей и врагов. На протяжении всей истории христиане просили помощи у Смоленской Божьей матери во времена тяжких массовых эпидемий.

Тип иконы

Наименование иконы - Смоленская икона Божией Матери "Одигитрия". Иначе называют ее «Путеводительница». Это не единственная конкретная икона, так называется один из типов писания богородичных композиций.

Иконография разделяется на несколько типов писания:

  • Елеусса - Умиление.
  • Оранта - Молящаяся.
  • Одигитрия - Путеводительница.
  • Панахранта - Пречистая.
  • Агиосоритисса (без Младенца).

Иными словами, все подразделяются на группы, в каждой из которых есть свои характерные особенности написания образов. Чтобы идентифицировать икону, нужно всего лишь определить, как в пространстве на ней изображены лики Младенца-Христа и Божией матери.

Что характерно для иконы "Одигитрия"? Здесь изображение Младенца немного отдалено от изображения Матери. Христос либо сидит на руках ее, либо стоит рядом. Правую руку Младенец-Христос держит приподнятой в благословляющем жесте. Другой рукой он держит книгу или свиток, который символизирует Закон Божий. Одна из версий, почему икона названа «Путеводительницей»: указывает верующим на то, что истинный путь - это путь к Христу. Богородица рукой указывает на Младенца как на «Истину, Путь к жизни», к которому должны стремиться все верующие, желающие спастись.

Описание древней иконы

По церковным преданиям чудотворная икона Смоленской Божьей Материписалась при земной жизни Девы Марии. Шедевр создал святой евангелист Лука. Работу заказал Феофил - древний антиохийский правитель. Из Антиохии икона была доставлена в Иерусалим, а уже потом императрица Евдокия преподнесла ее сестре императора Пульхерии в Константинополь. Здесь икона долгое время хранилась во Влахернском храме.

Доска, которая использовалась для писания иконы, сильно изменилась под гнетом времени. Теперь трудно определить, из какого дерева она выполнена. По весу она очень тяжела. Божья Матерь изображена по пояс. Левой рукой поддерживает она Младенца-Иисуса, правая покоится на груди. Богомладенец в левой руке держит книжный свиток, а правой совершает благословляющий жест. Одежда Девы Марии темно-кофейного цвета, Иисуса - темно-зеленого с позолотой.

Кому помогает Богородица?

Уберечь мир и спокойствие на земле и в каждом доме поможет Смоленская икона Божией Матери "Одигитрия". Молитва, возносимая Святой Деве, уберегает людей, находящихся на военной службе, всех, кто защищает спокойствие Родины. Молятся ей и во время вспышек различных болезней. Оберегает "Одигитрия" и всех, кто находится в пути, защищает от помогает найти верный путь.

Услышав молитвы земные, помогает нам владычица достучаться до Бога, Сына своего, умоляет простить грехи наши, спасти от гнева праведного. Крепка помощница, защитница Одигитрия, но кому она помогает?

Только богобоящимся, богонравным, молящимся помогает Божья Матерь, защищает от страшных напастей и зла. Не имеющим страха перед Господом, развращенным не придет на помощь Богородица. Ничего в этом удивительного. Своими беззакониями, греховными действиями люди вторично распинают Правду Христа. Ну а какая мать станет помогать врагам сына своего? Милосердствует Божья Матерь о раскаявшихся грешниках, о тех, кто с покаянием приходит к Богу, слезами и молитвами просит помощи. Помогает Богородица таким грешникам, всем, кто хочет стать на путь истинный, исправить ошибки свои, начать праведную жизнь. Печется она о кающихся, о тех, кто, как блудный сын, возвращаются в веру Христову, исповедуются и просят прощения и избавления от бремени греховного. О тех же, кто не кается в грехах своих, не печется о душе, не заботится пресвятая Дева Мария.

Смоленская икона Божией Матери. История появления на Руси

В начале второго тысячелетия император византийский Константин IX (1042-1054) отдал свою дочь-красавицу Анну замуж за русского князя Всеволода Ярославича. В долгий путь благословил он ее "Одигитрией" - чудотворною иконою. Сопровождала она в пути царевну от самого Константинополя до Черниговского княжества. По одной из версий и была поэтому икона названа "Одигитрией", то есть Путеводительницей.

Сын Всеволода Ярославича Владимир Мономах всегда считался дальновидным, мудрейшим и дипломатичным государственным деятелем своего времени. Прославился он как миротворец на родной земле. Не надеялся он только на земные силы и обратился с молитвами за помощью к Пресвятой Богородице, просил помощи направить его правление в нужное русло. С огромным благоговением перенес он чудотворную "Одигитрию" в Смоленск из города Чернигова. Там разместили ее в храме Успения Пресвятой Богородицы, который был основан в 1101 году. С того времени и получила "Одигитрия" название - Смоленская икона Божией Матери. С Божьей помощью Владимиру Мономаху удалось смирить князей непокорных и стать великим правителем на Руси, где установился покой и мир.

Чудеса от иконы. Подвиг Меркурия

Много чудес было совершенно от иконы "Одигитрии", но самым замечательным для Смоленска считается спасение его от нашествия татар. В 1239 году именно чудотворная икона Смоленской Божьей Матери спасла город от нашествия врага. Жители понимали, что не смогут отразить грозное нападение татар и с теплыми молитвами, прошениями о мире обратились к Богородице. Услышала их мольбы Великая Заступница. Остановились татары неподалеку от городских стен.

Во времена те в смоленской дружине служил один благочестивый славянин по имени Меркурий. Он и был избран Богородицей для спасения города. В ночь 24 ноября в том Храме, где хранилась Смоленская икона Божией Матери, было пономарю видение. Явилась к нему Богородица и велела передать Меркурию, чтобы он вооруженный смело шел в стан врага и уничтожил их главного исполина.

Услышав слова такие от пономаря, Меркурий тут же поспешил в Храм. Пал он с молитвою перед Святой иконою и услышал Голос. Богородица обратилась с просьбой и наставлениями к Меркурию, чтобы он оградил дом ее смоленский от врага. Герой был предупрежден, что именно в эту ночь ордынский исполин решил напасть на город и разорить его. Богородица умолила Сына и Бога своего защитить и не предать врагу родные земли. Силой Христовой Меркурий должен был победить исполина, но с победой вместе ожидал его и мученический венец, примет который он от Христа своего.

Радостные слезы выступили из глаз Меркурия, страстно помолясь, призывая на помощь силу Господа, отправился он в стан врага и разгромил их исполина. Только на его неведомую силу надеялись татары перед битвой. Враги окружили Меркурия, с невероятной силою боролся он с ними, видя перед собой лик Святой. После утомительного боя герой прилег отдохнуть. Спасшийся татарин, увидев спящего Меркурия, отрубил ему голову.

Господь не позволил оставить на поругание врага тело мученика, дал он ему последние силы. Меркурий, словно еще сам живой, вошел в город и принес свою отрубленную голову. С великими почестями тело его было погребено в соборной церкви. Меркурия же причислили к лику Святых. В память о его подвиге, совершенном при помощи Богородицы во имя спасения города, каждый год в этот день (24 ноября) совершают благодарственный молебен и всенощное бдение перед образом "Одигитрии". В Смоленском Богоявленском соборе по сей день хранятся туфли и железный шишак, которые были на Меркурии в ту роковую ночь.

Прибытие иконы в Москву

Татаро-монгольское иго не до конца еще было побеждено, а новый враг уже теснил Русь с запада. На западной границе Смоленск стал одним из значимых объектов. Смоленская икона Божией Матери "Одигитрия" и в те лихие дни стала покровительницей и защитницей города.

На недолгий период времени в XIV веке Смоленск перешел под управление Литовских князей, "Одигитрия" оказалась у инославных.

Но и тут уберег образ промысел Божий. Дочь одного из Литовских князей Витовта София вышла замуж за Василия Дмитриевича (1398-1425), великого князя Московского. Привезла она с собой в Белокаменную святой образ. Так и оказалась в 1398 году Смоленская икона Божией матери "Одигитрия" в Москве. Установлена она была в Благовещенском Соборе, направо от Царских врат.

Московские жители тут же почувствовали благодать, исходящую от древней "Одигитрии". Больше полувека поклонялись ей и чтили Смоленскую икону Божьей Матери. Но по воле Божьей суждено было вернуться Богородице в дом свой в Смоленск - в храм Успения, чтобы защищать там православных, притесненных литовскими князьями и миссионерами.

Возвращение в Смоленск

В 1456 году вернулась домой икона Божьей Матери Смоленская. Значение для народа своего она имела колоссальное. Все жители ждали ее возвращения как чуда. И вот в Москву направилась делегация, возглавил ее епископ Мисаил. Слезно просили они великого князя, чтобы отпустил он Богородицу Смоленскую домой. Князь с боярами держал совет, после чего решил исполнить просьбу. Перед тем как "Одигитрия" отправилась в Смоленск, снят был с неё точный список.

Много тогда народу собралось в церкви Благовещения. Был сначала совершен молебен и литургия. Вся княжеская семья собралась у иконы: князь, княгиня и дети их - Борис, Иоан и Юрий, маленького Андрея внесли на руках. С благоговением все они приложились к иконе. После этого со слезами на глазах князь с митрополитом вынули святыню из киота, передали ее в руки епископа Мисаила. Отданы были в Смоленск и другие иконы, когда-то привезенные оттуда, хотя епископ и не спрашивал об этом. Одну лишь икону митрополит попросил оставить для княжеской семьи - Богоматерь с предвечным Младенцем. Ею была благословлена вся княжеская семья. С радостью принял князь икону и облобызал ее.

После этого крестный ход проводил Смоленскую икону до монастыря Саввы Освященного, расположен который на Здесь и был совершен последний молебен, после которого икона отправилась в Смоленск.

По велению князя дарованная ему икона была размещена в церкви Благовещения именно на том месте, где долгие годы стояла Смоленская икона Божией Матери "Одигитрия". Каждый день здесь совершался молебен. Список, сделанный со Смоленской иконы, Великий Князь оставил в своей семье.

Точный список со Смоленской иконы был выполнен в 1602 году. В 1666 году его и саму "Одигитрию" для поновления возили в Москву. Список был установлен на (в башне) прямо над Днепровскими воротами. В 1727 году здесь была установлена церковь деревянная. В 1802 году построили каменную церковь. Икона эта долгие годы оберегала город от самых страшных бед и напастей.

Война с Наполеоном 1812 г.

Когда полчища Наполеона напали на землю русскую, чтобы уберечь Святыню от поругания, смоленский епископ Ириней древний греческий образ "Одигитрии" переправил в Москву, там хранилась она в Успенском соборе.

После того как русские войска оставили Смоленск, чудотворный список "Одигитрии", выполненный в 1602 году, был взят ими с собою из города.

Накануне Бородинской битвы Смоленская икона Божией Матери помогла воинам обрести уверенность в своей победе, воодушевиться на подвиг. "Одигитрию" пронесли через стан русской армии, солдаты, взирая, молились на нее и обретали веру и душевные силы.

В тот день, когда состоялась Бородинская битва, Смоленскую икону вместе с Иверской и Владимирской обнесли вокруг Белгорода, и Китай-города, после этого направили в где располагались раненые. Перед тем как оставить Москву, икону переправили на хранение в Ярославль. По окончании войны 5 ноября 1812 года она была возвращена в Смоленск. В память об освобождении врагов день этот праздновать стали ежегодно.

XX век

Минуло чуть более ста лет, и вновь в Россию вторглись иноземные захватчики. Великая Отечественная война унесла жизни миллионов советских людей. На пути врага встал Смоленск. Несмотря на то что в стране велась антирелигиозная пропаганда, тысячи верующих, верных патриотическому долгу, просили помощи у защитницы своей "Одигитрии". Незримо помогала народу Смоленская икона Божией Матери "Одигитрия". Где находитсятеперь древний образ, неизвестно, после оккупации греческая "Одигитрия" канула. На том месте, где она располагалась, по сей день стоит список Божьей матери, выполненный в XVII веке. Он долгие годы защищает город от бед, войн, разрушений, благословляет верующих на праведные дела.

Вновь в Москве

В начале февраля 2015 года находилась Смоленская икона Божией Матери "Одигитрия" в Храме Христа Спасителя. После реставрации, которая длилась почти три года, верующие смогли увидеть образ "Одигитрии" без тяжелого серебряного оклада. Оклад весом в 25 кг был выполнен в 1954 году на пожертвования смолян. В послевоенные тяжелые годы пожертвования для спасения иконы можно было назвать неоценимой помощью народной, поэтому в память об этом оклад будет сохранен и выставлен в Успенском соборе отдельно.

Пробыла икона в Москве до 10 февраля. 15 февраля после долгого отсутствия ее вновь встречали в Смоленске, обновленная она заняла свое прежнее место, чтобы вновь оберегать свой родной город.

Вот такая древняя, интересная история, которую ведает нам Икона Смоленской Божьей Матери. Фото подтверждают множество разновидностей "Одигитрии", все они хранят в себе священное таинство, помогают верующим обрести душевные силы и поверить в Правду Сына Божьего.

Одигитрия (Указующая путь), Путеводительница - один из наиболее распространённых типов изображения Богоматери с Младенцем. Отрок-Христос сидит на руках Богородицы, правой рукой Он благословляет, а левой - держит свиток, реже - книгу, что соответствует иконографическому типу Христа Пантократора (Вседержителя). Как правило, Богородица представлена в поясном изображении, но известны и сокращенные оплечные варианты (Казанская) или изображения в рост.

Отличием от довольно близкого типа Елеусы служит взаимное отношение Матери и Сына: икона выражает уже не безграничную любовь, здесь центром композиции является Христос, обращенный к предстоящему (зрителю), Богородица же, также изображенная фронтально (или с небольшим наклоном головы) указывает рукой на Младенца.

С догматической точки зрения основной смысл этого образа - явление в мир Небесного Царя и Судии и поклонение царственному Младенцу.

По преданию, самая первая Одигитрия была исполнена евангелистом Лукой, привезена из святой земли Евдокией, женой императора Феодосия, около середины V века, а затем помещена во Влахернском храме (по другим источникам - в храме монастыря Одигон, отчего, по одной из версий, и происходит название). Этот тип богородичных икон получил необычайно широкое распространение во всем христианском мире, а особенно в Византии и в России.

История иконы до принесения в Смоленск

Смоленская икона Божией Матери, именуемая «Одигитрия», по Церковному преданию была написана святым евангелистом Лукой во время земной жизни Пресвятой Богородицы. Святитель Димитрий Ростовский предполагает, что этот образ был написан по просьбе антиохийского вельможи Феофила. Из Антиохии святыня была перенесена в Иерусалим, а оттуда императрица Евдокия, супруга Аркадия, передала ее в Константинополь Пульхерии, сестре императора, которая поставила святую икону во Влахернском храме.

Греческий император Константин IХ Мономах (1042-1054), выдавая в 1046 году свою дочь Анну за князя Всеволода Ярославича, сына Ярослава Мудрого, благословил ее в путь этой иконой. После смерти князя Всеволода икона перешла к его сыну Владимиру Мономаху, который перенес икону Одигитрии - благословение своей матери - из Чернигова в Смоленск, где он княжил с 1097 года, и поставил ее в соборном храме Успения Богоматери, заложенном им же 3 мая 1101 года. С этого времени икона Одигитрии стала называться Смоленскою.

Пребывание иконы в Смоленске

Из многочисленных чудес, совершившихся от этой иконы, особенно замечательно избавление Смоленска от татар. В 1239 году, во время нашествия на Русскую землю диких полчищ Батыя, один из татарских отрядов зашел в Смоленскую область, и Смоленск подвергся опасности быть разграбленным. Жители, чувствуя себя не в силах отразить грозного врага, обратились с горячей молитвой к Божией Матери. Богоматерь услышала их молитвы и даровала городу спасение.

Татары остановились в Долгомостье, в 24 верстах от Смоленска, намереваясь внезапно напасть на город. В это время в дружине смоленского князя находился один воин по имени Меркурий, человек благочестивый. Именно его Богоматерь выбрала Своим орудием для спасения города. В ночь на 24 ноября в кафедральном соборе, где стояла чудотворная икона Одигитрии, церковный пономарь получил от Нее повеление сказать Меркурию: «Меркурий! Изыди скоро в броне воинской, ибо тебя зовет Владычица».

Сторож сразу же пошел к Меркурию и рассказал ему все. Тот, надевши воинские доспехи, поспешил в храм к иконе Богоматери и там услышал голос, исходящий от иконы: «Меркурий! Посылаю тебя оградить дом Мой... Изыди в сретение врага тайно от народа, святителя и князя, не ведающих о нападении ратных; Сама Я буду с тобою, помогая рабу Своему. Но там вместе с победою ожидает тебя венец мученический, который приими от Христа».

Со слезами пал Меркурий пред святою иконою и, выполняя волю Богоматери, без страха пошел на врагов. Ночью проник он в стан неприятельский и убил татарского великана, на которого татары надеялись более, чем на весь свой отряд. Окруженный врагами, Меркурий мужественно отражал все их нападения. Враги видели сопровождавших его молниеносных мужей и Светозарную Жену.

Ее величественный лик приводил их в ужас. Поразив множество татар, Меркурий, наконец, сам был сражен ударом в голову и упал мертвым. Тело его с честью погребли в соборной церкви.

Меркурий Смоленский причислен к лику святых мучеников. Его сандалии и доныне хранятся в Смоленском Успенском кафедральном соборе.

В начале XV века икона Одигитрии была перенесена из Смоленска в Москву. В 1456 году прибыл в Москву епископ Смоленский Мисаил в сопровождении наместника города и многих знатных граждан и просил московского великого князя Василия Васильевича Темного вернуть святую икону Одигитрии в Смоленск. По совету митрополита Ионы великий князь исполнил просьбу смоленских послов. Торжественно, с крестным ходом, в воскресенье 18 января провожали Смоленскую икону из Москвы.

В 1666 году Смоленская икона Божией Матери вторично была в Москве для поновления потемневшей от времени живописи.

Икона Божией Матери «Одигитрия» и Отечественная война 1812 года

В 1812 году, во время нашествия французов, икона вынесена была перед Бородинской битвой из Смоленска епископом Иринеем Фальковским и доставлена им же в Москву. Жители Москвы при виде великой святыни падали на колени перед нею, взывая: «Матерь Божия, спаси нас!» В день Бородинской битвы, 26 августа, в крестном ходе Смоленскую икону обносили вокруг Белого города, Китай-города, Кремлевских стен.

После Бородинской битвы икона Одигитрии вместе с Иверской иконой была отнесена в Лефортовский дворец, где лежали раненые воины. Перед взятием Москвы французами Смоленская икона была отправлена епископом Иринеем в Ярославль, где она оставалась до окончания Отечественной войны 1812 года. Из Ярославля икона снова была возвращена в Смоленск и поставлена в кафедральном соборе, где и находилась до 1941 года нашего столетия. Дальнейшая судьба Смоленской святыни неизвестна.

Надвратный образ

Сейчас на ее месте в Успенском кафедральном соборе находится чудотворный список, сделанный в 1602 году. История его такова. После окончания строительства крепостной стены икона была привезена в Смоленск царем Борисом Годуновым для установки над главными - Фроловскими - воротами у Днепровского моста, после чего стала именоваться Надвратной. Списана эта икона с чудотворного образа при царе Иоанне Грозном художником Постником Ростовцем.

К началу войны 1812 года Надвратная икона находилась в Благовещенской церкви, т.к. построенный для нее новый каменный храм не был освящен. В ночь на 6-е августа русские войска оставили Смоленск, и икона из Благовещенской церкви была взята 1-й артиллерийской ротой капитана Глухова. С этого времени и до изгнания французских войск за пределы Смоленской губернии Надвратная икона неотлучно находилась среди войск в 3-й гренадерской дивизии.

25 августа по распоряжению главнокомандующего М. И. Кутузова икона Смоленской Богоматери была обнесена по всем рядам войск, и перед ней в присутствии главнокомандующего и всей армии был совершен молебен с коленопреклонением.

Надвратная икона находилась в войсках до 5 ноября. После победы над французским корпусом генерала Нея под Красным икона по распоряжению Кутузова была перенесена в новую Надвратную церковь Богоматери.

Судьба же древнего образа неизвестна. В каталоге древней русской живописи, изданном Государственной Третьяковской галереей в 1963 году, лишь сказано, что «икона пострадала от войны».

Смоленская икона Пресвятой Богородицы с древнейших времен имеет на Руси великое почитание среди православного народа. Списки с этого образа распространены в огромном количестве. Только чудотворных и особо чтимых списков с этой иконы известно не менее 30. Среди наиболее известных чудотворных списков с этой иконы можно назвать: икону «Одигитрия - Смоленская» над Днепровскими воротами в Смоленске, «Одигитрия - Устюжская» из Великого Устюга, икону «Смоленская» в Белгороде, икону «Смоленская» из Троице-Сергиевой Лавры, икону «Смоленская - Седмиозерная» из Богородицкой Седмиозерной пустыни близь Казани и другие.

Наверное, нет на Смоленщине такого храма, где не было бы списка с главной святыни — Смоленской иконы Божией Матери , именуемой «Одигитрией». Да, собственно, и по всей России затруднительно отыскать церковь, где бы «Одигитрия» отсутствовала. Это самая известная .

Путеводительница

Смоленская икона относится к типу иконографии Пресвятой Богородицы, который называется «Одигитрия», что в переводе с греческого означает «Путеводительница». На иконах этого типа Божия Матерь изображена в торжественной позе с поднятой рукой, обращенной к Своему Сыну, как бы указывающей человечеству путь к спасению.

Икона Пресвятой Богородицы «Одигитрия-Смоленская» известна на Руси еще с древности, но какие-либо достоверные сведения о ее происхождении на сегодня пока что отсутствуют. По церковным же преданиям, Смоленская икона Божией Матери является списком с «Одигитрии-Влахернской», которую написал сам апостол и евангелист Лука.

Когда-то Пресвятая Богородица привела с собой двух незрячих людей в храм Влахерна, одного из пригородов Константинополя. Подведя их к Своей иконе, она вернула слепцам зрение. Отсюда и ведет свое начало название иконы «Одигитрия»: в переводе с греческого оно значит « Путеводительница ».

Икона Божией Матери появилась в Константинополе

Церковное предание гласит, что этот чтимый во всем православном мире образ Божией Матери написал евангелист Лука еще во время Ее земной жизни. Примерно с V века икона находилась в Константинополе, во Влахернском храме. Уже тогда она прославилась как чудотворная. Во времена иконоборчества (VIII — начало IX вв.) благоговейные люди, чтобы спасти икону, замуровали ее в стене храма. Страшные десятилетия миновали, икону открыли вновь, и она вновь согревала сердца людей, щедро отдавая им благословение Божией Матери, «путеводительствуя» их ко Христу. Ведь «Одигитрия» — это «Путеводительница».

Е. Поселянин писал в начале XX века:

«Икона эта изображает Богоматерь в половину роста, по пояс, правая Ее рука лежит на груди, а левая поддерживает Богомладенца, который в левой Своей руке держит свиток, а правой благословляет. Цвет верхней одежды Богоматери — темно-кофейный, нижней — темно-синий; одежда же Младенца Иисуса темно-зеленая с прозолотью... Доска, на которой написана икона, очень тяжела и от времени так изменилась, что теперь трудно определить, из какого она дерева приготовлена. Она нагрунтована мелом на клею и обтянута холстом. Длина иконы 1 аршин и 2 вершка, а ширина 14 вершков».

Икона Божией матери заступница Византии

Жители Константинополя молились перед чудотворным образом обо всех своих нуждах. Молились и тогда, когда под стенами города показывались враги — например, славяне. Византийцы страшились и презирали этих диких язычников, одетых чуть не в звериные шкуры. И прибегали к помощи Божией Матери, чтобы Она избавила Своих верных от варваров. И Она — избавляла, а верные воспевали Ей благодарственную песнь: «Взбранной Воеводе победительная...» Ту самую, которую вот уже много веков подряд воспевает Русская Церковь.

Как икона Божией матери попала на Русь

Должно быть, жаль было ромеям отдавать в далекую, еще так недавно ставшую христианской, страну свою святыню. Но император отпускал на Русь свою дочь Анну (и тоже, должно быть, с сожалением), и икона должна была уйти вместе с ней как родительское благословение. Именно так, согласно преданию, пришла в наши пределы «Одигитрия» — вместе с царевной Анной, сговоренной князю Всеволоду Ярославичу.

Умирая, Анна благословила иконой своего сына Владимира, в русской истории оставшегося как . Он же, начав княжить в Смоленске, взял «Одигитрию» с собой. И с тех пор она — «Одигитрия Смоленская».

Вся древнейшая история Смоленской иконы лежит в области преданий. Важнейшее из них связано с эпохой Батыева нашествия. В 1238 году к Смоленску подошли монгольские полчища. Воин по имени Меркурий, молясь перед образом, получил указание Богородицы сразиться со стоящим у стен врагом. Монголы видели, что Меркурию помогают в бою молниеносные мужи и лучезарная Жена.

Охваченные ужасом, бросая оружие, враги бежали, гонимые неведомой силой. Меркурий принял в бою мученическую кончину и был канонизирован Русской Церковью. Впоследствии он стал одним из самых почитаемых в Смоленске святых.

Из Смоленска в Москву и обратно

В 1398 году дочь великого (а Смоленск находился тогда в составе Литвы) вышла замуж за великого князя Московского Василия Дмитриевича. Как некогда царевна Анна, в благословение на супружескую жизнь она получила древнюю икону Божией Матери. Москвичи с честью встретили чудотворную и поставили ее в Благовещенском соборе Кремля, по правую сторону от Царских врат.

Спустя полвека, в 1456 году, смоляне упросили вернуть их главную святыню. В Москву прибыл епископ Смоленский Мисаил в сопровождении многих знатных граждан, и великий князь Василий Васильевич должен был отпустить «Одигитрию». Он попросил лишь время на то, чтобы снять с нее копию.

С чудотворной иконы был написан точный список, который поместили в башне крепостной стены, над Днепровскими воротами, под специально устроенным шатром. Позже, в 1727 году, там была устроена церковь.

Е. Поселянин в книге «Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон» рассказывает:

«Перед отправлением св. иконы из Москвы, все собрались в церковь Благовещения. После литургии и молебна к Смоленской святыне в последний раз подошли приложиться митрополит, великий князь и княгиня с детьми Иоанном, Юрием и Борисом; младшего сына Андрея принесли на руках. Все с великим благоговением поклонились св. иконе. Великий князь с помощью митрополита Ионы вынул св. икону из киота и передал ее епископу Мисаилу... Торжественно, с крестным ходом, в воскресенье 18 января провожали Смоленскую икону из Москвы до монастыря Саввы Освященного, что на Девичьем поле. Совершив здесь последнее молебствие перед св. иконой, отпустили ее в Смоленск».

А в 1524 году Василий III основал на Девичьем поле, где москвичи «со многими слезами» провожали икону, монастырь, драгоценной святыней которого стал список со Смоленского образа. В ряде источников (и, в частности, у Е. Поселянина) утверждается, что это был список, прежде находившийся в Благовещенском соборе, другие же говорят о втором списке «мера в меру», каковой и поставили в Смоленском соборе Новодевичьей обители.

Два чудотворных образа Божией Матери


Естественно, появлялись копии древней иконы и в самом Смоленске. И иногда они «наследовали» чудотворные свойства первообраза.

В 1602 году, когда строилась в , решили поместить Смоленскую икону Божией Матери в башне над Днепровскими воротами. Но, конечно, не саму икону, а список с нее — причем список «укрупненный», дабы лучше видно было с земли.

В 1729 году вместо собственно воротной башни, пострадавшей и во время взятия Смоленска поляками, и во время «отбития» его москвичами, в стену встроили деревянный Одигитриевский храм. К тому времени смоляне уже знали, что Пресвятая Богородица равно подает помощь страждущим и через старую Свою, и через новую икону. Поэтому богомольцев в Одигитриевском храме было не меньше, чем в Успенском.

В начале XIX века деревянную Одигитриевскую церковь сменила каменная. В начале августа 1812 года, накануне взятия Смоленска наполеоновской армией Смоленскую икону Божией Матери вывезли в Москву. Она находилась в армии во все время кампании.

Спустя почти три недели, в день Бородинского сражения, Смоленскую икону вместе с двумя чудотворными образами - и - обнесли вокруг Кремля и Белого города, моля Богородицу о заступничестве. А немногим ранее, вечером накануне сражения, копию той же иконы, взятую из Смоленской церкви Рождества Богородицы, пронесли перед русскими войсками, готовящимися к бою, и вместе с простыми солдатами молился перед ней.

Трудно было сказать, кто победил, когда закончилась Бородинская битва. Русская армия, по настоянию Кутузова, отступила, и Смоленская святыня была увезена из Москвы в Ярославль. Вскоре расчеты фельдмаршала оправдались, и уже к концу осени разбитая французская армия покинула пределы России. В декабре святыня торжественно возвратилась в Смоленск.

После войны 1812 года Смоленская икона Божией Матери стала особенно почитаться в народе, и многие храмы освящались в ее честь.

Утрата Смоленской иконы Божией Матери

В XX веке Смоленская икона Божией Матери, находившаяся в Успенском соборе, пропала. Когда это произошло — в точности неизвестно. Возможно, сразу после закрытия собора в 1922 году, когда здесь расположился антирелигиозный музей (одним из экспонатов которого, если верить рассказам, было чучело козла в архиерейском облачении). Но есть свидетельства, что якобы в 1941 году, сразу после позволения оккупационных властей проводить богослужения в Успенском соборе, древняя икона находилась на месте. И оставалась здесь до ухода немцев, то есть до 1943 года.

По другим сведениям, в 1941 году «той» иконы уже не нашли и вместо нее поставили надвратную «Одигитрию». Собственно, именно она сейчас и пребывает в Успенском соборе.

Никаких документов, которые подтверждали бы увоз (или, упаси Бог, уничтожение) Смоленской иконы Божией Матери немцами, обнаружить не удалось. А ведь обычно оккупанты скрупулезно описывали и заносили в списки все русские ценности, препровождаемые ими в фатерланд. То есть остается предполагать, что икона либо погибла от рук большевиков, либо — и на это надеются смоляне — уцелела, спрятанная кем-то из верующих. Ведь подобное уже с ней бывало! Несколько десятилетий находилась она в стене Влахернского храма, укрытая от иконоборцев.

Списков с образа Божией Матери «Смоленская» существует огромное количество, из них только чудотворных и особо чтимых - не менее трех десятков. Иконописцы, как правило, изображают Пресвятую Богородицу «Одигитрию Смоленскую» по пояс, при этом левой рукой она поддерживает младенца Спасителя со свитком, а правой - благословляет род человеческий.

Белокаменная гробница Свирской церкви Смоленска

Что касается святынь и иных достопримечательностей, что находились в Свирской церкви Смоленска до 1917 года, то они, разумеется, были изъяты после ее закрытия. Дальнейшая судьба большинства из них темна, но местонахождение одного предмета, хранившегося в , известно совершенно точно.

Речь идет о белокаменной гробнице, которую дореволюционные источники называют «гробницей князя Давида Ростиславича». Ее обнаружили в 1833 году в руинах Смядынского монастыря. Тогда губернатор Н. И. Хмельницкий отчасти по неразумию, отчасти из соображений экономии распорядился брать из древних развалин бут и кирпич для постройки шоссе. Найденную гробницу также ждала участь мостовой, но ее отстоял археолог Н. Н. Мурзакевич. Гробницу перенесли в Михайло-Архангельский храм, а после революции она оказалась в музее и вновь стала жертвой хозяйственного рвения (да еще, по-видимому, посаженного на идеологическую подкладку) — на сей раз директора музея. Ее разбили на куски с целью устройства... кормушки для свиней. И вот так, «фрагментарно», гробница теперь представлена в музейной экспозиции.

Современные авторы в целом согласны с тем, что в гробнице в свое время похоронили Давида Ростиславича. Но высказывают предположение, что у нее был еще один «владелец» — один из . (Осмелимся предположить, что — Глеб, поскольку его крестили с именем Давид, и Давид Ростиславич, возможно, почитал его как своего покровителя, почему и захотел упокоиться в его гробе.) Дело в том, что в Смоленске представителей знати принято было хоронить не в известняковых гробницах, а в склепах, выложенных плинфой. Известняковые саркофаги — традиция южнорусская. Так что киевско-вышгородское происхождение смядынской находки вполне вероятно.

10 августа Церковь празднует память Смоленской иконы Божией Матери. Смоленская Надвратная икона Божией Матери, которая находится сейчас в Кафедральном Успенском соборе города Смоленска -- это список с той, легендарной иконы Одигитрия Смоленская, которую по преданию написал еще в первом веке при жизни Самой Пресвятой Богородицы апостол и евангелист Лука. Эта первая Одигитрия, пройдя долгий путь из Константинополя в Смоленск, таинственно исчезла в годы советской власти.

«Она точно где-то тут. Мы не нашли никаких документов, которые подтвердили бы, что ее продали, отдали или уничтожили», -- рассказывает преподаватель Смоленской духовной академии иеромонах Серафим Амельченков. Он много лет посвятил изучению истории Смоленского Свято-Успенского кафедрального собора и святынь, хранящихся в нем.

Величественный Успенский собор стоит на Соборной горе, возвышаясь над всем городом. В 1922 году, когда началось изъятие церковных ценностей, и в соборе сделали антирелигиозный музей, икону видели в последний раз, но уже не в центре храма, а на хорах. Видимо, ее специально поместили так высоко, чтобы перед ней не могли молиться верующие. Потом икона пропала. В 1941 году, во время немецкой оккупации, собор на некоторое время снова стал действующим, но икону уже не нашли. Тогда и поставили на ее место список середины XVI века. Икона-список не уступала своей предшественнице в количестве чудес и в почитании народном, но Одигитрию апостольского письма все еще ждут в Смоленске, все еще верят, что придет время, и она явит себя из какого-нибудь тайника, где чудесным образом сохранялась все эти годы, как уже это когда-то было.

Чудеса по вторникам

Пятый век после Рождества Христова. Во Влахернском храме Константинополя по вторникам столпотворение. Люди приехали из дальних уголков Византийской или как ее тогда называли Римской империи. Около иконы Божией Матери Одигитрия опять творятся чудеса. Принято считать, что Она Сама, еще при Своей земной жизни, благословила эту икону, обещав что с ней всегда будет Благодать, Родившегося от Нее Сына. Так уж замечено, что Божия Матерь именно по вторникам особенно милостива к просящим. Для многих больных и несчастных эта чудотворная икона стала путеводительницей, по-гречески путеводительница значит «одигитрия», так и назвали икону. Впрочем, возможно, что она так называется, потому что долго была полковой иконой константинопольского полка «Одигон», но в истории ее помнят как исцеляющую и показывающую правильный духовный путь к спасению. Вторник, как день чудес, был отмечен византийцами в своих хрониках. Отец Серафим, изучая византийский и российские архивы, пришел к выводу, что указ Святейшего Синода 1840-х годов об установлении вторника днем чтения акафиста Божией Матери не был случайным.

В период иконоборчества икона явила свое главное чудо – сохранилась от поругания и уничтожения. Многие благочестивые люди тогда старались спрятать иконы. Например, вешали их где-нибудь в храме на самом высоком месте, или замуровывали в стену. Одигитрию замуровали в стене Влахернского храма. Когда страшные времена кончились и открыли нишу в стене, где все это время хранилась икона, с удивлением обнаружили, что икона не только не пострадала, но около нее все еще горит лампадка.

Императорское благословение

На Константинополь то и дело нападали племена Руссов. То в одиночку, то в составе каких-нибудь других, не менее варварских племен. Кстати, песнь Божией Матери «Взбранной Воеводе победительная», была сочинена в честь иконы Одигитрии в 866 году. Перед ней молился константинопольский патриарх Фотий, пока император Михаил III в спешном порядке покидал Малую Азию, чтобы защитить свою столицу от русских войск Аскольда. Тогда икону даже пустили плавать по морю, и она вызвала бурю, которая и устрашила русских, отвадив их от столицы и внушив уважение к христианской вере.

Кто бы мог тогда подумать, что именно русские люди окажутся хранителями иконы, что византийская принцесса Анна в 1046 году выйдет за муж за черниговского князя Всеволода Ярославича и привезет с собой в Чернигов икону Одигитрию как самую дорогую вещь – родительское благословение. Император Константин, отец Анны, видимо сильно переживал, что отдает свою дочь в варварскую страну так далеко от дома, раз дал ей в дорогу такое благословение, величайшую святыню Константинополя. Анна на смертном одре благословила этой иконой своего сына, будущего киевского князя Владимира Мономаха. Когда молодой князь получил в правление свой первый удел Смоленск, он привез икону с собой, и построил для нее храм Успения Божией Матери, в котором Одигитрия с перерывами на войны и нестроения и пробыла все время до Второй мировой войны. По месту своего пребывания икона стала называться Одигитрия Смоленская.

Порубежный город

Смоленск город порубежный, приграничный. Сидя на высоком Соборном смоленском холме, хочется посмотреть в глаза тем безумцам, которые решались атаковать этот город, раскинувшийся на крутых горах. Начиная с 1238 года, в Смоленске побывали татары, литовцы, поляки, французы, немцы.

В 1238 году юноше Меркурию, по происхождению римлянину, было видение Божией Матери, которая сказала ему, что он должен защитить город Смоленск от полчищ татар, причем сам Меркурий при этом погибнет. Велико было доверие Меркурия Богу. В 25 верстах от Смоленска Меркурий принял бой и отразил полки татар. Во время боя на небе появился лик Божией Матери, в который татары стреляли в испуге. Но их стрелы отражались от лика и летели в них самих. Но вот бой окончен, кажется, что все позади, и утомленный воин ищет себе отдых. Меркурий заснул на поле боя. В это время, один из отступавших татар отрубил ему голову.
Сам Меркурий погребен под собором, место точно не известно, а его доспехи остались на сохранение в соборе. Сейчас от них остались одни железные сандали. Копье унес Наполеон, считая, что тот, кто им обладает никогда не потерпит поражения, а шлем украли из собора в 1954 году русские люди.
В начале XV века икону спасали от литовцев в Москве. Пятьдесят лет она оставалась в Благовещенском соборе московского кремля. При великом князе Василии Темном икону вернули, но московские жители оставили у себя память о ней - Новодевичий монастырь, построенный на месте последнего прощания с иконой. В монастыре был оставлен список с иконы, и тогда же было установлено ей празднество 10 августа (по новому стилю). Прощание было не последним. Перед нашествием поляков, в 1609 году, икону опять вовремя отправили в Москву, а затем в Ярославль. Осада Смоленска, которая длилась двадцать месяцев, привела Успенский собор в тяжелое состояние. Защитники Смоленска взорвали пороховой склад, устроенный в горе под собором, в результате чего свод собора рухнул. Поляки устроили в полуразрушенном соборе костел. И только когда Смоленск окончательно присоединился к Московскому государству, по велению царя Алексея Михайловича Одигитрия была возвращена. Свято-Успенского собора тогда уже почти не существовало, так запущенно было его состояние после польской оккупации. Было решено строить для иконы новый собор. Сейчас он виден со всех точек города.
В ночь с 5 на 6 августа 1812 года икону опять вынесли из собора. Опять эвакуация по уже испытанному маршруту Смоленск-Москва-Ярославль. Это было в ночь штурма Смоленска французами. Весь путь иконы сопровождался молебнами. И опять после изгнания врагов Одигитрия возвратилась домой.

Пограничное расположение Смоленска навело царя Федора Иоанновича на мысль построить в 1602 году вокруг Смоленска обороноспособную стену. Руководить строительством был назначен Борис Годунов. Благодаря этому строительству в Смоленске появилась вторая Одигитрия, точный список с первой. Точность копии была во всем, кроме размера.

Список

Ко дню освящения новой смоленской стены Борис Годунов стал царем. Икона-список, которая сейчас находится в Свято-Успенском соборе, была написана в 1535 году для соборов Московского кремля. Та икона, которую по преданию написал апостол Лука, была длиною 81 см, а шириною 63 см. Список оказался гораздо больше оригинала. Местом для иконы-списка была выбрана новая стена над Днепровскими или Фроловскими, по названию надвратной церкви, воротами города, чтобы ее видели все въезжающие в Смоленск люди.

От новой иконы тоже стали совершаться чудеса. Исцелился местный дворянин Федор Богданович Пассик, сильно зараженный вольнодумными идеями XVIII века. Он на службе в храме позволил себе оскорбительно говорить об иконе. Вечером того же дня Федор Богданович сильно заболел. Болезнь его была страшная и неопределенная: паралич, язвы, гниющие раны, которые пытались лечить даже каленым железом. Долго он так страдал, пока однажды не увидел сон, в котором ему какой-то старик монах предсказал смерть, если тот не покается. Тогда же во сне он увидел икону Божией Матери, которую запомнил всю, до последних складочек. Она была точь в точь, как Одигитрия Смоленская, но гораздо больше, из чего он понял, что видел надвратную икону. К ней и поспешил Федор Богданович. В надвратном храме он увидел старика монаха из сна, который оказался смотрителем этого храма. После этого Федор Богданович опять заснул крепким сном так, что все подумали, что он умер. Но этот сон был уже не к смерти, а к выздоровлению.

Новую икону стали называть Одигитрия Надвратная. Всю отечественную войну 1812 года Надвратная Одигитрия прошла вместе с русской армией. Тогда она получила всенародное прославление. Перед Бородинским сражением М. И. Кутузов служил молебен Божией Матери перед этой иконой. Описание этого события есть в романе «Война и мир» Л. Н. Толстого.

Она где-то рядом

В начале XX века две иконы находились в смоленском Свято-Успенском кафедральном соборе. Древний образ из-за старости был очень темный. Доска была тяжелая, и невозможно было определить породу дерева. Цвет верхней одежды Богородицы был коричневый, а нижний – темно-синий. Одежда же Предвечного Младенца была темно-зеленая с золотом. На другой стороне иконы было изображено Распятие Господа и сделана надпись «Василевс еставрофи», что означает «Царь распят». Так выглядела икона до 1941 года, до своего таинственного исчезновения.

С 1922 года в соборе был антирелигиозный музей. На Горнем месте было поставлено чучело козла в епископском облачении, по всем стенам были развешены портреты вождя. Древняя икона находилась на хорах двадцатипятиметрового потолка собора. 6 августа 1941 года началась немецкая оккупация Смоленска. Люди сами открыли Успенский собор, чтобы начать богослужения. Но ни на хорах, ни в пределах, нигде не обнаружили древнюю икону.

Зато нашли большую Надвратную икону-список, подарок Бориса Годунова. Она валялась в мусоре и соре. Ее и поставили для почитания, прикрыв временной парчевой ризой. Первую лютеранскую службу провели немцы, а 10 августа, в праздник иконы Божией Матери Одигитрии, священником Тимофеем Глебовым была совершена первая православная Литургия после долгих лет запустения. С тех пор Успенский собор не закрывался.

Так как никаких документов, подтверждающих уничтожение, продажу или передачу куда-нибудь древней иконы не обнаружено, и в устных рассказах нет никакого об этом упоминания, можно предположить, что Одигитрия Смоленская находится где-то в Смоленске или его окрестностях. Может быть ее спрятали перед оккупацией местные жители, как уже бывало. Может быть она замурована в какой-нибудь стене этого сурового древнего города, и ждет того часа, когда можно будет явить нам Свою любовь во всем блеске чудесного промысла, как тогда во Влахернском храме в 842 году...