Место логики в ряду наук о мышлении. Особенности современной логики. Вопросы для повторения


Теоретический вопрос:
ТЕМА: «Предмет логики. Специфика логики и ее место среди других
наук, изучающих мышление».

ПЛАН

План.............................. .............................. .............................. ........ 1

Введение.............................. .............................. .............................. . 2

1. Предмет логики как науки. ………………………..................... . 3

2. Специфика логики как науки …………………....…………...... 9

3. Место логики среди других наук, изучающих мышление...... 11

Заключение.................... .............................. .............................. ........ 13

Список использованной литературы.................... ........................... 14

Упражнения ………………………………………………………....15

ВВЕДЕНИЕ
В системе гуманитарных наук логике принадлежит особое место, её значение невозможно переоценить. Логика помогает доказывать истинные сужения и опровергать ложные, она учит мыслить четко, лаконично, правильно, именно соблюдение ее правил предохраняет нас от ошибочных выводов. По сути дела, логика была создана Аристотелем как наука, позволяющая различать правильные определения и умозаключения от неправильных и тем самым вскрывать ошибки в рассуждениях и публичных речах ораторов. В настоящее время интерес к логике вызван многими обстоятельствами, и в первую очередь значительным расширением сферы логического знания, специфической областью применения которого является право.
Высокие требования к законотворчеству, правоприменительной практике и правовой теории распространяются также на профессиональное мышление юриста и актуальны в современном правовом обществе. При этом, будучи логически подготовленным, юрист сможет точно и аргументировано выстраивать свои доводы, выявлять несогласованность в показаниях потерпевших, свидетелей, подозреваемых, в письменных источниках. Логика поможет ему убедительно опровергать ошибочные доводы оппонентов, правильно составлять план работы, служебные документы, выстраивать следственные версии и т. п.
Очевидно, что изучение логики юристом не может заменить специальных правовых знаний. Однако оно способствует тому, чтобы каждый будущий правовед стал хорошим специалистом в своей области. Недаром известный русский юрист А.Ф. Кони считал, что образованный юрист должен быть человеком, в котором общее образование идет впереди специального. А в системе общего образования одно из ведущих мест принадлежит формально-логической подготовке. Вот почему, по мнению выдающегося отечественного педагога К.Д. Ушинского, логика должна стоять в преддверии всех наук. При этом, знание правил и законов логики не является конечной целью ее изучения. Конечная цель изучения логики - умение применять ее правила и законы в процессе мышления.


1. Предмет логики как науки.
Термин «ЛОГИКА» происходит от древнегреческого слова ?????? - «наука о рассуждении», «искусство рассуждения» - от ????? - что означает «мысль», «разум», «слово», «речь», «рассуждение», «закономерность», и используется в настоящее время в трех основных значениях. Во-первых, для обозначения всякой объективной закономерности во взаимосвязи явлений, например, «логика фактов», «логика вещей», «логика истории» и так далее. Во-вторых, для обозначения закономерности в развитии мысли, например, «логика рассуждений», «логика мышления» и так далее. В-третьих, логикой называют науку о законах правильного мышления. Рассмотрим логику в ее последнем значении.
Мышление изучается многими науками: психологией, кибернетикой, физиологией и другими. Особенностью логики является то, что ее предметом являются формы и способы правильного мышления . Итак, логика - это наука о способах и формах правильного мышления. Основным типом мышления является понятийное (или абстрактно-логическое). Именно его исследует логика, то есть объектом логики является абстрактное мышление.
Абстрактное мышление - это процесс рационального* отражения объективного мира в понятиях, суждениях, умозаключениях, гипотезах, теориях, позволяющий проникать в сущность, в закономерные связи действительности, творчески преобразовывать ее сначала в теории, а затем и на практике.
Как известно, все предметы, явления и процессы имеют как содержание, так и форму. Наши знания о форме достаточно многообразны. Многообразно понимается и логическая форма. Наши мысли слагаются из некоторых содержательных частей. Способ их связи и представляет форму мысли.
Так, различные предметы отражаются в абстрактном мышлении одинаково - как определенная связь их существенных признаков, то есть в форме понятия. В форме суждений отражаются отношения между предметами и их свойствами. Изменение свойств предметов и отношений между ними отражается в форме умозаключений.
* Рациональное (от лат. ratio - разум) - относящееся к разуму, обоснованность разумом, доступное разумному пониманию.
Следовательно, каждая из основных форм абстрактного мышления имеет нечто общее, что не зависит от конкретного содержания мыслей, а именно: способ связи элементов мысли - признаков в понятии, понятий в суждении и суждений в умозаключении. Обусловленное этими связями содержание мыслей существует не само по себе, а в определенных логических формах: понятиях, суждениях и умозаключениях, каждая из которых имеет при этом свою специфическую структуру.
Возьмем, к примеру, два высказывания: «Некоторые юристы - преподаватели» и «Некоторые общественно опасные деяния являются преступлением против личной собственности граждан». Заменим все их содержательные компоненты символами. Скажем, то, о чем мыслим - латинской буквой S, а то, что мыслится об S, - латинской буквой Р. В итоге получим в обоих случаях одни и те же элементы мысли: «Некоторые S есть Р». Это и есть логическая форма приведенных суждений. Она получена в результате отвлечения от конкретного содержания.

Таким образом, логическая форма (или форма абстрактного мышления) - это способ связи элементов мысли, ее строение, благодаря которому содержание существует и отражает действительность.
В реальном процессе мышления содержание и форма мысли существуют в неразрывном единстве. Нет чистого, лишенного формы содержания, нет чистых, бессодержательных логических форм. Например, приведенная выше логическая форма суждений «Некоторые S есть Р» имеет все-таки некоторое содержание. Из нее мы узнаем, что у всякого предмета мысли, обозначаемого буквой S (субъект), есть признак, обозначаемый буквой Р (предикат). Причем слово «некоторые» показывает, что признак Р принадлежит только части элементов, составляющих предмет мысли. Это и есть «формальное содержание».
Однако в целях специального анализа мы можем отвлекчься от конкретного содержания мысли, сделав предметом изучения ее форму. Исследование логических форм безотносительно к их конкретному содержанию и составляет важнейшую задачу науки логики. Отсюда и ее название – формальная.
При этом следует иметь в виду, что формальная логика, исследуя формы мышления, не игнорирует его содержание. Формы, как было уже отменено, наполнены конкретным содержанием, связаны с совершенно определенной, специфической, предметной областью. Вне этого конкретного содержания форма существовать не может, и сама по себе ничего не определяет с практической точки зрения. Форма всегда содержательна, а содержание всегда оформлено. С этими сторонами мышления и связано различение его истинности и правильности. Истинность относится к содержанию мыслей, а правильность - к их форме.
Рассматривая истинность мышления, формальная (двузначная) логика исходит из того, что под истиной понимается такое содержание мысли, которое соответствует самой действительности. Понятие «истина» в правовой сфере тесно связано с понятием «правда» («Обязуюсь говорить правду и только правду!»). Правдивое - это не только истинное, но и правильное, честное, справедливое. Если же мысль по своему содержанию не соответствует действительности, то она является ложной. Отсюда истинность мышления - это его коренное свойство, проявляющееся в способности воспроизводить действительность такой, какова она есть, соответствовать ей по своему содержанию. А ложность - свойство мышления искажать это содержание, извращать его.
Другой важной характеристикой мышления является его правильность. Правильность мышления - это его коренное свойство, которое также проявляется в отношении к действительности. Оно означает способность мышления воспроизводить в структуре мысли объективное строение бытия, соответствовать действительным отношениям предметов и явлений. И наоборот, неправильность мышления означает его способность искажать структурные связи и отношения бытия.
Формальная логика отвлекается от конкретного содержания мыслей, а не от содержания вообще. Поэтому она учитывает истинность или ложность исследуемых суждений. Однако центр тяжести она переносит на правильность мышления. Причем сами логические структуры рассматриваются независимо от составляющего их логического содержания. Поскольку в задачу логики входит анализ именно правильного мышления, то оно по имени этой науки называется еще логичным. Правильное (логичное) мышление имеет следующие существенные признаки или СВОЙСТВА: определенность, непротиворечивость, последовательность и обоснованность.
Определенность - это свойство правильного мышления воспроизводить в структуре мысли реальные признаки и отношения самих предметов и явлений, их относительную устойчивость. Она находит свое выражение в точности и ясности мысли, отсутствии сбивчивости и путаницы в элементах мысли и самих мыслях.
Непротиворечивость - свойство правильного мышления избегать в структуре мысли противоречий, которых нет в отражаемой действительности. Оно проявляется в недопустимости логических противоречий в строгих рассуждениях.
Последовательность - свойство правильного мышления воспроизводить структурой мысли те структурные связи и отношения, которые присущи самой действительности, способность следовать «логике вещей и событий». Она обнаруживается в непротиворечивости мысли самой себе.
Обоснованность есть свойство правильного мышления отражать объективные причинно-следственные связи и отношения предметов и явлений окружающего мира. Оно проявляется в установлении истинности или ложности мысли на основе других мыслей, истинность которых установлена ранее.
Указанные существенные признаки правильного мышления не произвольны. Они представляют собой результат взаимодействия человека с внешним миром. Их нельзя ни отождествлять с коренными свойствами самой действительности, ни отрывать от них. Правильность мышления, отражая, прежде всего, объективные законы мира, возникает и существует стихийно, задолго до возникновения каких бы то ни было правил. Сами логические правила - это лишь вехи на пути постижения особенностей правильного мышления, действующих в них законов, которые неизмеримо богаче любого, пусть даже самого полного, свода таких правил. Но правила вырабатываются на основе этих законов именно для того, чтобы регулировать последующую мыслительную деятельность, обеспечивать ее правильность уже сознательно.
Таким образом, логическая правильность рассуждений обусловлена законами абстрактного мышления. Нарушение вытекающих из них требований ведет к логическим ошибкам. Закон мышления - это необходимая, существенная, устойчивая связь мыслей в процессе рассуждения. Данные законы одинаковы для всех людей, независимо от их социальной и национальной принадлежности. Логические законы действуют независимо от воли людей, не созданы по их желанию. Они являются отражением связей вещей объективного мира. При этом человек не просто включается в сферу действия определенного логического закона, не только пассивно подчиняется его регулирующему влиянию, но и вырабатывает сознательное отношение к объективно протекающим мыслительным процессам. Познание законов логики, определение их объективной основы позволяет выдвинуть и сформулировать ее принципы. Принципы формальной логики, как и принципы любой науки, представляют собой единство объективного и субъективного. С одной стороны, они выражают объективное содержание законов логики, с другой - выступают правилами мыслительной деятельности человека. Именно через осознанное формулирование принципов законы логики становятся регуляторами мыслительной деятельности людей.
Таким образом, формальная логика, чтобы быть средством обнаружения истины, должна, на основе изучения формальных структур абстрактного мышления, сохранять и учитывать логическую правильность рассуждений, обусловленную логическими законами.
Какие же аспекты абстрактного мышления изучает формальная логика? Во-первых, она рассматривает абстрактное мышление как инструмент познания мира, как средство получения формально-истинных знаний.
Во-вторых, ее интересует практическая результативность и правильность опосредованного (выводного) знания, полученного из раннее установленных и проверенных истин без обращения к опыту, а только в результате учета формально-логических законов и применения соответствующих правил абстрактного мышления.
В-третьих, абстрактное мышление рассматривается как формальный процесс, имеющий свою особую структуру, отличающуюся от структуры объективно-истинного содержания мышления.
Вот почему формальная логика позволяет отвлекаться от содержания объекта и сосредоточивать внимание только на формах, в которых протекает тот или иной мыслительный процесс. Эти аспекты взаимозависимости Логики и мышления определяют особенности формальной логики как науки.
И так, формальная логика - это наука об общезначимых формах и средствах мысли, необходимых для рационального познания бытия и его конкретных видов. К общезначимым формам мысли относятся понятия, суждения, умозаключения. Общезначимыми средствами мысли являются правила (принципы), логические операции, приемы и процедуры, формально-логические законы, лежащие в их основе, то есть все то, что служит целям осуществления правильного абстрактного мышления.
Следовательно, предмет формальной логики составляют:
1) формы мыслительного процесса - понятие, суждение, умозаключение, гипотеза, доказательство и др.;
2) законы, которым подчиняется абстрактное мышление в процессе познания объективного мира и самого мышления;
3) методы получения нового выводного знания - сходства, различия, сопутствующих изменений, остатков и др.;
4) способы доказательства истинности или ложности полученных знаний - прямое или косвенное подтверждение, опровержение и т.д.
Таким образом, логика в наиболее широком понимании ее предмета исследует структуру абстрактного мышления, раскрывает лежащие в его основе закономерности. Однако абстрактное мышление, обобщенно, опосредованно и активно отражая действительность, неразрывно связано с языком. Языковые выражения являются той реальностью, строение и способ употребления которой дает нам знание не только о содержании мыслей, но и об их форме, о законах мышления. Поэтому в исследовании языковых выражений и отношений между ними логика видит одну из своих основных задач.

2. Специфика логики как науки
Логика как наука включает в себя такие разделы, как формальная логика, диалектическая, символическая, модальная и другие. Цель данной работы - формальная логика.
Принципы и правила логики имеют универсальный характер, поскольку в любой науке постоянно делаются выводы, определяются и уточняются понятия, формулируются утверждения, обобщаются факты, проверяются гипотезы и т.д. С этой точки зрения каждую науку можно рассматривать как прикладную логику. Но особо тесные связи существуют между логикой и теми науками, которые заняты изучением мыслительной деятельности человека, как в индивидуальном, так и социальном плане.
Четкое разграничение сфер исследования наук о духовной деятельности имеет непосредственное отношение к определению предмета и методов исследования логики.
Взгляд на логику как на технологию мышления также имеет ряд привлекательных черт хотя бы потому, что на практике мы больше всего нуждаемся именно в том, чтобы умело пользоваться правилами рассуждений, рекомендациями, как эффективно находить аргументы (посылки для заключений), строить и проверять гипотезы, – словом, всем тем, что характеризуют как искусство мышления или догадок.
Природа законов логики как науки в том, что они отображают основные, постоянно встречающиеся связи и отношения, существующие в реальном мире. Именно поэтому логика и может применяться для их изучения. Но реальный мир, его специфические закономерности служат предметом исследования конкретных естественных, общественных и технических наук. Через анализ понятий, суждений и умозаключений, применяемых в этих науках, логика играет свою роль – теоретического инструмента, служащего для контроля правильности и обоснованности рассуждений и тем самым способствующего поиску и доказательству истины.
Прикладная роль логики в конкретных науках не ограничивается только непосредственным анализом рассуждений. Её методы широко используются в методологии научного познания для анализа таких форм научного мышления, как гипотеза, закон, теория, а также раскрытия логической структуры объяснения и предсказания, как важнейших функций любой науки. Это направление прикладных исследований в последние десятилетия положило начало логике науки, в которой понятия, законы и методы логики успешно применяются для изучения возникающих в научном познании не только чисто логических, но и методологических проблем.
В современных условиях развития социальных процессов в России, логика, как наука не теряет своей актуальности. Это обусловлено двумя основными обстоятельствами. Одно из них - особенности современного этапа развития самого общества . Этот этап характеризуется все большим возрастанием роли наук в развитии всех сторон общественной жизни, ее проникновением во все поры социального организма. Соответственно этому усиливается и значение логики, исследующей средства и закономерности научного познания. А в условиях модернизации экономики России, требующей осмысления новых, сложных, многообразных экономических и социальных процессов, протекающих в жизни общества, роль науки, а значит, и логики возрастает многократно.
Другое обстоятельство - новый, качественный рывок научно-технического прогресса . В XXI веке наука и техника открывают перед обществом до селе неведомые горизонты познания, а фундаментальные исследования позволяют проникать в тайны мироздания. При этом значение абстрактного мышления, а в этой связи и возрастающее значение логики, исследующей его структуру, формы и законы, переоценить невозможно. В современных условиях развертывания нового этапа научно-технической революции, связанного с глубокими структурно-информационными изменениями производства и управления, внедрения в жизнь достижений кибернетики и наноиндустрии, потребность в логике, особенно символической, становится еще более ощутимой и необходимой.
3. Место логики среди других наук, изучающих мышление.
Логика - сложный, многогранный феномен духовной жизни человечества. В настоящее время существует великое множество самых разных отраслей научного знания. В зависимости от объекта исследования они делятся на науки о природе - естественные науки и науки об обществе - общественные науки. В сравнении с ними своеобразие логики заключается в том, что ее объектом выступает мышление.
Каково же место логики среди других наук, изучающих мышление?
Философия исследует мышление в целом. Она решает фундаментальный философский вопрос, связанный с отношением человека и его мышления к окружающему миру.
Психология изучает мышление как один из психических процессов наряду с эмоциями, волей и т. д. Она раскрывает взаимодействие с ними мышления в ходе практической деятельности и научного познания, анализирует побудительные мотивы мыслительной деятельности человека, выявляет особенности мышления детей, взрослых, психически нормальных людей и лиц с отклонениями.
Физиология раскрывает материальные, физиологические процессы, исследует закономерности этих процессов, их физико-химические и биологические механизмы.
Кибернетика выявляет общие закономерности управления и связи в живом организме, техническом устройстве и в мышлении человека, связанном, прежде всего с его управленческой деятельностью.
Лингвистика показывает неразрывную связь мышления с языком, их единство и различие, их взаимодействие между собой. Она раскрывает способы выражения мыслей с помощью языковых средств.
Своеобразие же логики как науки о мышлении как раз и состоит в том, что она рассматривает этот общий для ряда наук объект под углом зрения его функций и структуры, то есть роли и значения в познании и практической деятельности, и в то же время с точки зрения составляющих его элементов, а также связей и отношений между ними. Это и есть собственный, специфический предмет логики. Поэтому она определяется как наука о формах и законах правильного мышления, ведущего к истине.
Существует мнение, что умение логично рассуждать присуще людям от природы. Оно ошибочно.
Но если логическая культура не дается человеку от природы, то, как, же она формируется?
Логической культурой мышления овладевают в ходе общения, учебы в школе и вузе, в процессе чтения литературы. Встречаясь неоднократно с теми или иными способами рассуждения, мы постепенно их усваиваем и начинаем понимать, какие из них правильные, а какие - нет. Логическая культура юриста повышается в процессе его профессиональной деятельности.
Указанный путь формирования логической культуры можно назвать стихийным. Он не является наилучшим, так как люди, не изучившие логику, как правило, не владеют теми или иными логическими приемами, и, кроме того, у них разная логическая культура, что не способствует взаимопониманию.
Значение логики для юристов.
Специфика работы юриста заключается в постоянном применении особых логических приемов и методов: определений и классификаций, аргументаций и опровержений и др. Степень владения этими приемами, методами и иными логическими средствами - показатель уровня логической культуры юриста.
Знание логики является неотъемлемой частью юридического образования. Оно позволяет правильно строить судебно-следственные версии, составлять четкие планы расследования преступлений, не допускать ошибок при составлении официальных документов, протоколов, обвинительных заключений, решений и постановлений.
Знаменитые юристы всегда использовали знание логики. В суде они обычно не ограничивались простым несогласием, например с доводами обвинения, если видели в них логическую ошибку. Они объясняли, какая ошибка допущена, говорили, что эта ошибка специально рассматривается в логике и имеет особое название. Такой довод оказывал воздействие на всех присутствующих, даже если присутствующие никогда не изучали логики.
Знание правил и законов логики не является конечной целью ее изучения. Конечная цель изучения логики - умение применять ее правила и законы в процессе мышления.
Истина и логика взаимосвязаны, поэтому значение логики невозможно переоценить. Логика помогает доказывать истинные сужения и опровергать ложные, она учит мыслить четко, лаконично, правильно. Логика нужна всем людям, работникам самых различных профессий.
Заключение
Мышление человека подчиняется логическим законам и протекает в логических формах независимо от науки логики. Многие люди мыслят логично, не зная ее правил. Разумеется, можно правильно мыслить, не изучив логику, однако нельзя и недооценивать практического значения этой науки.
Задача логики в том, чтобы научить человека сознательно применять законы и формы мышления и на основе этого логичнее мыслить, правильно сознавать окружающий мир. Знание логики повышает культуру мышления, вырабатывает навык мыслить “грамотно”, развивает критическое отношение к своим и чужим мыслям.
Логика – необходимый инструмент, освобождающий от личных, ненужных запоминаний, помогающий найти в массе информации то ценное, что нужно человеку. Она нужна “любому специалисту, будь он математик, медик, биолог”. (Анохин Н.К.).
Мыслить логично – это значит мыслить точно и последовательно, не допускать противоречий в своих рассуждениях, уметь вскрывать логические ошибки. Эти качества мышления имеют большое значение в любой области научной и практической деятельности, в том числе в работе юриста.
Знание логики помогает юристу подготовить логически стройную, хорошо аргументированную речь, вскрыть противоречия в показаниях и так далее. Все это имеет значение в работе юриста, направленной на укрепление законности и правопорядка.
Список использованной литературы:

1. Гейтманова А.Д. Учебник по логике. Москва 1995г.
2. Демидов И.В. Логика – учебное пособие Москва 2000г.
3. Рузавин Г.И. Логика и аргументация. Москва 1997г.
4. Краткий словарь по логике. Под редакцией Горского. Москва Просвещение 1991г.
5. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. Издание 5-е 2004 г.

Упражнения:
1. Установите содержание и объем следующих понятий: явление природы, стихийное бедствие, землетрясение.
и т.д.................

ЛОГИКА КАК НАУКА


1. Предмет логики

2. Возникновение и развитие логики

3. Язык логики

4. Формы и законы мышления


1. Предмет логики

Ключевые слова: логика, мышление, чувственное познание, абстрактное мышление.

Логика (от греч.: logos – слово, понятие, разум) – наука о формах и законах правильного мышления. Механизм мышления исследуется рядом наук: психологией, гносеологией, кибернетикой и т. п. Предметом научного логического анализа являются формы, приемы и законы мышления, с помощью которых человек познает окружающий мир и себя самого. Мышление – это процесс опосредованного отражения реальности в виде идеальных образов.

Формы и приемы мышления, способствующие познанию истины. Знание о явлениях мира человек приобретает в процессе активного целенаправленного познания: субъект - объектного взаимодействия человека с фрагментами реальности. Познание представлено несколькими уровнями, рядом форм и приемов, приводящих исследователя к правильным выводам, когда истинность исходных знаний предполагает истинность выводов.

Нам известно, что первым уровнем выступает чувственное познание. Оно осуществляется на основе органов чувств, их осмысления и синтеза. Напомним основные формы чувственного познания:

1) ощущение;

2) восприятие;

3) представление.

Этот уровень познания имеет ряд важнейших приемов, среди которых выделяется анализ и систематизация ощущений, выстраивание впечатлений в целостный образ, запоминание и воспоминание ранее усвоенного знания, воображение и др. Чувственное познание дает знание о внешних, отдельных свойствах и качествах явлений. Человек же стремится к познанию глубинных свойств и сущностей вещей и явлений, закономерностей бытия мира и общества. Поэтому он прибегает к исследованию интересующих его проблем на абстрактно-теоретическом уровне. На этом уровне складываются такие формы абстрактного познания как:

а) понятие;

б) суждение;

в) умозаключение.

Прибегая к данным формам познания, человек руководствуется такими приемами как абстрагирование, обобщение, отвлечение от частного, выделение существенного, выведение нового знания из ранее известного и пр.

Отличие абстрактного мышления от чувственно-образного отражения и познания мира. В результате чувственного познания у человека формируются знания, полученные непосредственно из опыта в виде идеальных образов на основании ощущений, переживаний, впечатлений и др. Абстрактное мышление знаменует собой переход от изучения отдельных сторон предметов к постижению законов, общих связей и отношений. На этой стадии познания наступает воспроизведение фрагментов действительности без непосредственного контакта с чувственно-предметным миром путем замещения их абстракциями. Отвлекаясь от единичного предмета и временного состояния, мышление способно выделять в них общее и повторяющееся, существенное и необходимое.

Абстрактное мышление неразрывно связано с языком. Язык – основное средство фиксации мысли. В языковой форме излагаются не только смыслы содержательные, но и логические. С помощью языка человек формулирует, выражает и передает мысли, фиксирует знание.

Важно понять, что наше мышление опосредованно отражает реальность: через ряд взаимосвязанных между собой знаний путем логических следований оказывается возможным прийти к новому знанию, не соприкасаясь непосредственно с предметно-чувственным миром.

Значение логики в познании вытекает из возможностей выведения достоверного знания не только формально-логическим путем, но и диалектическим.

Задача логического действия заключается, в первую очередь, в обнаружении таких правил и форм мышления, которые безотносительно к конкретным смыслам будут всегда приводить к истинным выводам.

Логика изучает структуры мышления, приводящие к последовательному переходу от одних суждений к другим и образующие непротиворечивую систему рассуждений. Она выполняет при этом важную методологическую функцию. Суть ее состоит в разработке исследовательских программ и технологий, пригодных для получения объективного знания. Это способствует вооружению человека основными средствами, методами и способами научно-теоретического познания.

Второй основной функцией логики является аналитико-критическая, реализуя которую, она выступает средством обнаружения ошибок в рассуждениях и контроля над правильностью построения мысли.

Логика способна выполнять и теоретико-познавательные задачи. Не останавливаясь на построении формальных связей и элементов мышления, логическое знание способно адекватно объяснить смысл и значения выражений языка, выражать отношения между познающим субъектом и познавательным объектом, а также обнаруживать логико-диалектическое развитие объективного мира.

Задачи и упражнения

1. Один и тот же кубик, на гранях которого расположены цифры (0, 1, 4, 5, 6, 8), находится в трёх различных положениях.

0
4
0
4
5

С помощью чувственных форм познания (ощущения, восприятия и представления) определите, какая цифра находится в нижней части кубика во всех трёх случаях.

2. Светлана, Лариса и Ирина изучают в вузе разные иностранные языки: немецкий, английский и испанский. На вопрос, какой язык изучает каждая из них, их подруга Марина робко ответила: «Светлана изучает английский, Лариса не изучает английский, а Ирина не изучает немецкий». Оказалось, что в этом ответе лишь одно утверждение является истинным, а два – ложным. Какой язык изучает каждая девушка?

3. Иванов, Петров, Степанов и Сидоров – жители г.Гродно. Их профессии – кассир, врач, инженер и милиционер. Иванов и Пертов – соседи, они всегда ездят на работу вместе на автомобиле. Петров старше Сидорова. Иванов всегда обыгрывает Степанова в шахматы. Кассир всегда ходит на работу пешком. Милиционер не живёт рядом с врачом. Инженер и милиционер встречались единственный раз, когда первый оштрафовал второго за нарушение правил дорожного движения. Милиционер старше врача и инженера. Кто есть кто?

4. Друзья-мушкетёры Атос, Портос, Арамис и д’Артаньян решили позабавиться перетягиванием каната. Портос с д’Артаньяном легко перетянули Атоса с Арамисом. Но когда Портос стал вместе с Атосом, то они одержали более трудную победу над д’Артаньяном и Арамисом. А когда Портос с Арамисом боролись против Атоса с д’Артаньяном, то никто не смог перетянуть канат. Как по силе распределяются мушкетёры?

Составьте логическую схему взаимосвязи уровней и форм познания.

2. Возникновение и развитие логики

Ключевые слова: дедукция, формальная логика, индуктивная логика, математическая логика, диалектическая логика.

Причины и условия зарождения логики. Важнейшей причиной зарождения логики является высокое развитие интеллектуальной культуры уже в древнем мире. Общество на той стадии развития не удовлетворяется существующим мифологическим истолкованием реальности, стремится рационально интерпретировать суть явлений природы. Постепенно складывается система умозрительного, но вместе с тем доказательного и последовательного знания.

Особая роль в процессе становления логического мышления и его теоретического изложения принадлежит научному знанию, которое к тому времени достигает значительных высот. В частности, успехи в математике, астрономии приводят ученых к мысли о необходимости изучения природы самого мышления, установления закономерностей его протекания.

Важнейшими факторами становления логики была потребность в распространении в социальной практике активных и убеждающих средств выражения взглядов в политической сфере, судебном деле, торговых отношениях, воспитании, обучающей деятельности и пр.

Основоположником логики как науки, создателем формальной логики принято считать древнегреческого философа, античного ученого энциклопедического ума Аристотеля (384 – 322 гг. до н.э.). В книгах «Органона»: «Топика», «Аналитики», в «Герменевтике» и др. мыслитель разрабатывает важнейшие категории и законы мышления, создает теорию доказательства, формулирует систему дедуктивных умозаключений. Дедукция (лат.: выведение) позволяет выводить истинное знание о единичных явлениях, исходя из общих закономерностей. Аристотель впервые подвергает исследованию само мышление как активную субстанцию, форму познания и описывает условия, при которых оно адекватно отражает действительность. Логическую систему Аристотеля часто называют традиционной, поскольку в ней содержатся основные теоретические положения о формах, и приемах мыслительной деятельности. Учение Аристотеля включает в себя все основные разделы логики: понятие, суждение, умозаключение, законы логики, доказательство и опровержение. По глубине изложения и общезначимости проблематики его логику называют классической: пройдя испытания на истинность, она и сегодня сохраняет свою актуальность, оказывает мощное воздействие на научную традицию.

Развитие логического знания. Дальнейшим развитием античной логики стало учение философов-стоиков, которые вместе с философско-этической проблематикой логику считают «проистечением мирового логоса», его земной, человеческой формой. Стоики Зенон (333 – 262 гг. до н.э.), Хрисипп (ок.281 – 205 до н.э.) и др. дополняют логику системой высказываний (пропозиций) и выводов из них предложили схемы умозаключений на основе сложных суждений, обогатили категориальный аппарат и язык науки. К этому времени (3 в. До н.э.) относится возникновение самого термина «логика». Логическое знание преподносилось стоиками несколько шире классического воплощения. Оно соединило в себе учение о формах и операциях мышления, искусство ведения дискуссии (диалектика), мастерство публичных выступлений (риторика) и учение о языке.

Логика занимает особое место в системе наук. Особенность положения определяется тем, что логика, как и философия в целом, выполняет по отношению к другим наукам методологическую роль своим учением об общенаучных (общечеловеческих) формах и методах мышления.

В отечественной литературе методология понимается двояко.

Во-первых, как совокупность методов, используемых и той или иной науке. В этом смысле правомерно говорить о методологии физики, химии, биологии и других наук, поскольку каждая наука пользуется той или иной совокупностью методов, не имея в своем содержании специального учения о них. Методы этих наук основываются на тех простейших, которые логикой-то и исследуются, хотя могут формироваться и как комбинации из них; приспособленные же к специфическому предмету своих наук они приобретают своеобразие и видимость независимости от логических.

Во-вторых, как учение о методах. В этом смысле методологией обладают только философия и логика, ибо философия исследует универсальный метод практической и теоретической деятельности человека, а логика исследует основные общечеловеческие и общенаучные интеллектуальные методы. Поскольку метод есть система правил, система нормативных положений, то методологическое в этом смысле - не только имеющее отношение к методам, но и определяющее, указующее, нормативное, метрическое, т.е. сходное с методами. Именно такую роль для всех наук и выполняет логическое учение о формах и методах мышления.

В чем полезность, практическая ценность логики? Конечно, логика может пониматься как определенный интеллектуальный инструментарий, владеть которым полезно при мыслительной деятельности. Но она может пониматься и как конечный результат исследования форм мысли, с которым как с наработанным человечеством опытом полезно познакомиться. Однако, логика не есть ни просто инструмент, ни просто результат. Она содержательно богаче того и другого, она требует полного овладения собой и только тогда дает свободу действий, приносит практическую пользу, демонстрирует методологическую свою ценность. Овладение наукой сложно, интеллектуально трудоемко. Многие же относятся к ней как к некому продукту, результату, инструментарию, который стоит только взять в руки и им уже можно эффективно пользоваться и получать ощутимые плоды. Но это далеко не так. Наука требует большего, но только после этого она может дать своим хозяевам свободу действий, т.е. практическую полезность и ощущение ценности полученных знаний.

Между тем, основная масса молодых людей формируется у нас, все-таки, не как теоретики, не как мыслители, а скорее как практики, экспериментаторы; в теории они в большинстве своем выступают начетниками, умеющими находить из известных источников ответы на заранее сформулированные вопросы. Такая учебная практика мыслителей не формирует. Они появляются в этих условиях лишь в виде исключения, как случайность, иногда же в силу индивидуальных черт характера, заставляющих индивида противопоставлять себя распространенной практике. Большинство боится науки, ибо крепок "гранит" ее для усвоения. Другие, наоборот, не боятся ее, ибо не знают ее и поэтому пренебрежительно относятся к ней, полагая, что стоит только за нее взяться, так она и поддастся. С наукой такого не бывает. За нее следует браться в свое время и не порывать с ней всю жизнь, потому что только в этом случае динамичные ее внутренние изменения не пройдут незамеченными. Иного способа овладения наукой, как только в процессе многолетнего, постоянного, настойчивого и интенсивного интеллектуального труда, нет. Вот поэтому, «школьное» прохождение университетского или вузовского образования дает более значимые, заметные результаты по овладению логикой, чем спонтанные, (наскоковые или атаковые) самодеятельные попытки овладения ею. Поскольку логика есть наука, то дилетантского отношения к себе вряд ли простит. Своим учением об основных формах и методах мышления она методологична как по отношению к другим наукам, так и по отношению ко всем мыслящим.

Еще по теме § 3. МЕТОДОЛОГИЯ ЛОГИКИ:

  1. 2. 3. МЕСТО ЛОГИКИ СТОИКОВ В ИСТОРИИ ЛОГИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ: ОТНОШЕНИЕ К ЛОГИКЕ МЕГАРЦЕВ, АРИСТОТЕЛЯ И К СОВРЕМЕННОЙ ФОРМАЛЬНОЙ ЛОГИКЕ

Московская государственная академия коммунального хозяйства и строительства

(наименование кафедры)

________________________________________________________________

(фамилия, имя, отчество студента)

Факультет______________ курс____________ группа_____________

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине _________________________________________________

На тему __________________________________________________

(наименование темы) ________________________________________________________________

Отметка о зачёте _________________________ __________

(зачтено/не зачтено) (дата)

Руководитель __________________________________ __________________

(ф.и.о., должность, ученая степень, ученое звание) (подпись)

Москва 20__ г.

ТЕКСТЫ ЛЕКЦИЙ

К КУРСУ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ЛОГИКА»

Тема 1. ПРЕДМЕТ И ЗНАЧЕНИЕ ЛОГИКИ

1.1.Понятие «логика», его основные значения. Место логики в системе наук о мышлении.

Термин "логика" происходит от греческого слова logos, что значит "мысль", "слово", "разум", "закономерность", и используется как для обозначения совокупности правил, которым подчиняется процесс мышления, так и для обозначения науки о правилах рассуждения и тех формах, в которых оно осуществляется. Кроме того, данный термин применяется для обозначения любых закономерностей ("логика вещей", "логика событий").

Исследование мышления занимает одно из центральных мест во всех философских учениях как прошлого, так и настоящего. Мышление изучается не только логикой, но и рядом других наук - философией, физиологией, кибернетикой, лингвистикой, каждая выделяет свой аспект изучения:

Философия - изучает соотношение материи и мышления.

Социология - проводит анализ исторического развития в зависимости от социальных структур общества.

Кибернетика - изучает мышление как информационный процесс.

Психология - изучает механизмы реализации мыслительных актов, в том числе мозговые, и понимает мышление как познавательную деятельность.

Роль мышления в познании.

Человек с первых дней своей жизни включается в процесс познания окружающего его мира. Он познает отдельные призна­ки предметов и явлений, которые отражаются в ощущениях; це­лостные предметы и явления в их непосредственной данности человеку представлены в восприятии; видимые и невидимые че­ловеческому глазу связи и отношения между предметами и явле­ниями позволяет открыть мышление. В широком смысле мышление человека понимается как его активная познавательная деятельность с внутренним процессом планирования и регулирования внешней деятельности. Понять, как человек мыслит, значит понять, как он видит (представляет, отражает) окружающий его мир, себя в этом мире и свое место в нем, а также как использует знания о мире и о себе для управ­ления собственным поведением.

Познание есть построение смыслового (идеального) содержания мира в сознании людей. Окружающий мир и его свойства раскрываются в процессе познания. Практика является одним из элементов познания. В практической деятельности люди сталкиваются с различными свойствами предметов и явлений. Познание имеет две основные ступени: чувственную и рациональную .

Весь свой материал мыслительная деятельность получает только из одного источника - из чувственного познания. Чувственное познание имеет три основные формы: ощущение, восприятие и представление . Через ощущения и восприятия мышление непо­средственно связано с внешним миром и является его отраже­нием.Правильность (адекватность) этого отражения непрерывно проверяется в процессе практического преобразования природы и общества.

Ощущение - субъективный образ объективного мира, превращение энергии внешнего раздражения в факт сознания.

Всякое эмпирическое познание начинается с живого созерцания, чувственных восприятий. Формами чувственного восприятия являются отражения отдельных свойств предметов или явлений, непосредственно воздействующих на органы чувств. Каждый предмет имеет не одно, а множество свойств. В ощущениях и отражаются различные свойства предметов.

Восприятие - это отражение в сознании человека целостных комплексов свойств предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств.

Представление - это чувственный образ предмета, в данный момент не воспринимаемого, но который ранее в той или иной форме воспринимался. Представление может быть воспроизводящим (например, у каждого есть сейчас образ своего дома, своего рабочего места, образы некоторых знакомых и родных людей, которых мы сейчас не видим), творческим, в том числе фантастическим. Путем чувственного восприятия человек обнаруживает явление предмета, но не его сущность. Законы мира, сущность предметов и явлений, общее в них человек познает посредством абстрактного мышления, которое представляет мир и его процессы глубже и полнее, чем чувственное восприятие. Переход от чувственного восприятия к абстрактному мышлению представляет собой качественно иной уровень в процессе познания. Это - переход от первичного представления фактов к познанию законов.

Основными формами абстрактного, т.е. отвлеченного от непосредственно данной реальности мышления, являются понятия, суждения и умозаключения.

Понятие - форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженная словом или группой слов. Понятия могут быть общими и единичными, конкретными и абстрактными.

Суждение - форма мышления, отражающая связи между предметами и явлениями; утверждение или отрицание чего-либо. Суждения могут быть истинными и ложными.

Умозаключение - форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод. Представляет собой серию логически связанных высказываний, из которых выводится новое знание.

Пример: Все присутствующие на лекции - студенты. Оля присутствует на лекции (2 суждения). Оля - студентка (умозаключение).

Различают умозаключения индуктивные, дедуктивные и по аналогии .

В процессе логического познания человек стремится достичь истины. Логическая истина, или истинность, есть соответствие умозаключения тем правилам мышления, которые для него установлены. Это и будет означать, что посылки и следующий из них вывод сочетаются логически "корректно", т.е. соответствуют установленному для данной логической системы критерию истинности. Задача любой логической системы - показать, каковы правила сочетания отдельных смыслов и к каким выводам это сочетание приводит. Данные выводы и будут тем, что называется логической истиной.

Существенной особенностью абстрактного мышления является его неразрывная связь с языком, поскольку законы возникновения, сочетания, а также выражения языковых смыслов, тождественны функционированию смыслов логических. Это значит, что любое словосочетание, предложение или сочетание предложений имеет определенный логический смысл.

1.3. Основные этапы развития логики

Возникновению логики, как теории предшествовала уходящая в глубь тысячелетий практика мышления.

История свидетельствует, что отдельные логические проблемы возникают перед мысленным взором человека уже свыше 2,5 тыс. лет назад - сначала в Древней Индии и Древнем Китае. Затем они получают более полную разработку в Древней Греции и Риме. Лишь постепенно они складываются в более или менее стройную систему, оформляются в самостоятельную науку.

Причины возникновения логики . Во-первых, зарождение и первоначальное развитие в Древней Греции наук (VI в. до н.э.), прежде всего, математики. Рождаясь в борьбе с мифологией и религией, наука основывалась на теоретическом мышлении, предполагающем умозаклю­чения и доказательства. Отсюда - необходимость исследования природы самого мышления как формы познания. Логика возникла, прежде всего, как попытка выявить и объяснить требования, которым должно удовлетворять научное мышление, чтобы его результаты соответствовали действительности. Другая причина - это развитие ораторского искусства, в том числе судебного, которое расцвело в условиях древнегреческой полюсной демократии.

Формальная логика в своем развитии прошла два основных этапа.

Первый этап связан с работами древнегреческого философа и ученого Аристотеля (384-322 до н.э.), который впервые дал систематическое изложение логики. Логику Аристотеля и всю доматематическую логику обычно называют "традиционной" формальной логикой.Традиционная формальная логика включала и включает такие разделы, как понятие, суждение, умозаключение (в том числе и индуктивное), законы логики, доказательство и опровержение, гипотеза. Аристотель дал классификацию наиболее общих понятий - классификацию суждений, фундаментальных законов мышления - закон тождества, закон исключенного третьего. Сама логика получила дальнейшее развитие как в Греции, и других странах.

Значительный вклад в разработку логики внесли средневековые схола­сты. До сих пор сохраняется введенная ими ла­тинская терминология.

В эпоху Возрождения логика переживала кризис. Она расценивалась в качестве логики "искусственного мышления", которой противопоставлялось естественное мышление, базирующееся на интуиции и воображении.

Новый этап в развитии логики начинается с XVII в. Это связано с созданием в ее рамках наряду с дедуктивной логикой логики индуктивной.Потребность в получении таких знаний наиболее полно осознал и выразил в своих трудах выдающийся английский философ и естествоиспытатель Френсис Бэкон (1561-1626). Он стал родоначальником индуктивной логики, написав в противовес старому "Органону" Аристотеля "Новый Органон...".

Индуктивная логика была позднее систематизирована и развита английским философом и ученым Джоном Стюартом Миллем (1806-1873) в его двухтомном труде "Система логики силлогистической и индуктивной".

Потребности научного познания не только в индуктивном, но и в дедуктивном методе в XVII в. наиболее полно воплотил французский философ и ученый Рене Декарт (1596-1650). В своем главном труде "Рассуждение о методе...", основываясь на данных, прежде всего математики, он подчеркивает значение рациональной дедукции.

Последователи Декарта из монастыря в Пор-Рояле А. Арно и П. Николь создали труд "Логика, или Искусство мыслить". Он получил известность как "Логика Пор-Рояля" и долгое время использовался в качестве учебника по этой науке.

Второй этап - это появление математической (или символической) логики.

Растущие успехи в развитии математики и проникновение математических методов в другие науки во второй половине XVII в. настоятельно выдвигали две фундаментальные проблемы. С одной стороны, это применение логики для разработки теоретических оснований математики, а с другой - математизация самой логики как науки.

Крупнейший немецкий философ и математик Г. Лейбниц (1646-1716) по праву считается основоположником математической (символической) логики, так как именно он использовал в качестве метода исследования метод формализации. Однако наиболее благоприятные условия для мощного развития математическая (символическая) логика получила в работах Д. Буля, Э. Шредера, П. С. Порецкого, Г. Фреге и других логиков. К этому времени математизация наук достигла значительного прогресса, а в самой математике возникли новые фундаментальные проблемы ее обоснования.

Так открылся новый, современный этап в развитии логических исследований. Пожалуй, наиболее важная отличительная особенность этого этапа состоит в разработке и использовании новых методов решения традиционных логических проблем. Это разработка и применение так называемого формализованного языка - языка символов, т. е. буквенных и других знаков (отсюда и наиболее общее наименование современной логики – «символическая»).

Различают два вида логических исчислений: исчисление высказываний и исчисление предикатов. При первом допускается отвлечение от понятийной структуры суждений, а при втором эта структура учитывается и, соответственно, символический язык обогащается, дополняется новыми знаками.

Становление диалектической логики . В свое время еще Аристотель поставил и попытался решить ряд фундаментальных проблем диалектической логики - проблему отражения реальных противоречий в понятиях, проблему соотношения отдельного и общего, вещи и понятия о ней и т. д. Элементы диалектической логики постепенно накапливались в трудах последующих мыслителей и особенно отчетливо проявились в работах Бэкона, Гоббса, Декарта, Лейбница . Однако как самостоятельная логическая наука, качественно отличная от формальной логики своим подходом к мышлению, диалектичес­кая логика начала оформляться лишь в конце XVIII - начале XIX вв.

Первым, кто попытался ввести диалектику в логику, был немецкий фило­соф И.Кант (1724-1804). Кант считал, что логика есть "наука, обстоятельно излагающая и строго доказывающая одни только формальные правила всякого мышления...".

Но в этом несомненном достоинстве логики Кант обнаружил и ее основной недостаток - ограниченные возможности как средства действительного познания и проверки его результатов. Поэтому наряду с "общей логикой", которую Кант впервые в ее истории назвал также "формальной логикой" (и это название закрепилось за ней вплоть до настоящего времени), необходима специальная, или "трансцендентальная логика". Главную задачу этой логики он усматривал в исследованиях таких, по его мнению, действительно основных форм мышления, как категории: «Мы не можем мыслить ни одного предмета иначе как с помощью категорий...». Они служат условием всякого опыта, поэтому носят априорный, доопытный характер. Таковы категории пространства и времени, количества и качества, причины и следствия, необходимости и случайности и другие диалектические категории, применение которых якобы не подчиняется требованиям законов тождества и противоречия.

Грандиозную попытку выработать целостную систему новой, диалектической логики предпринял другой немецкий философ - Г.Гегель (1770-1831). В своем основополагающем труде "Наука логики" он раскрыл фундаментальное противоречие между наличными логическими теориями и действительной практикой мышления, которое к тому времени достигло значительных высот. Средством разрешения этого противоречия и стало создание им в своеобразной, религиозно-мистической форме системы новой логики. В фокусе ее - диалектика мышления во всей его сложности и противоречивости.

Растущие потребности научно-технического прогресса обусловливают дальнейшее интенсивное развитие современной логики.

Тема 2. Язык логики

Предметом изучения логики являются формы и законы правильного мышления. Мышление есть функция человеческого мозга, которая неразрывно связана с языком.

2.1.Соотношение языка и мышления. Понятие о знаковых системах .

Познающее мышление, изучаемое логикой, всегда выражается в языке, поэтому логика рассматривает мысль в ее языковом выражении. Функции естественного языка многочисленны и многогранны.

Язык - средство повседневного общения людей, средство общения в научной и практической деятельности. Языку свойственны и такие функции: хранить информацию, быть средством выражения эмоций, быть средством познания. Язык является знаковой информационной системой, продуктом духовной деятельности человека. Накопленная информация передается с помощью знаков (слов) языка.

Речь может быть устной или письменной, звуковой или незвуковой (у глухонемых), речью внешней (для других) или внутренней, речью, выраженной с помощью естественного или искусственного языка. С помощью научного языка, в основе которого лежит естественный язык, сформулированы положения всех наук.

На базе естественных языков возникли искусственные языки науки. К ним принадлежат языки математики, символической логики, химии, физики, а также алгоритмические языки программирования для ЭВМ, которые получили широкое применение в современных вычислительных машинах и системах.

Слово и понятие. Имя . Способность познавать внешний мир посредством идей, отражающих предметы в их общих и существенных признаках, создает общезначимую логическую форму мышления – понятие . Без понятия нельзя сформулировать законы и выделить предметную сферу науки. Понятиепомогает выделить определенные классы вещей и отличить их друг от друга. Понятие выступает как результат абстрагирования, то есть мысленного выделения существенных свойств вещей и их обобщения посредством отличительных признаков.

Язык служит для выражения мыслей. Имена не только обозначают те или иные объекты, но выра­жают также ту или иную мысль. Эта мысль (точнее, форма мысли) называется понятием.

Понятие есть форма мысли, выражаемая именем.Наши бытовые и профессиональные разговоры, ре­чи, споры состоят из слов и предложений.

Среди употребляемых нами слов наиболее важ­ными являются имена, так как именно они и со­ставляют большую часть слов.

Имя - это выражение языка, обозначающее отдельный предмет, совокупность предметов, свойство или отношение.

Имена делятся на: 1) простые, сложные, описательные ; 2) собственные ;3) общие . Каждое имя имеет значение,или смысл.Значением, или смыслом имени, является способ, которым имя обозначает предмет, т. е. информация о предмете, содержащаяся в имени. Разные выражения, обозначающие один и тот же предмет, имеют одно и то же значение, или смысл.

В логике различают выражения, которые являются именными функциями, и выражения, являющиеся пропозициональными функциями. Именная функция - это выражение, которое при замене переменных постоянными превращается в обозначение предмета. Так называется выражение, содержащее переменную и превращающееся в истинное или ложное высказывание при подстановке вместо переменной имени предмета из определенной предметной области.

При логическом анализе язык рассматривается как знаковая система.

Знак - это материальный объект, используемый в процессе познания или общения в качестве представителя какого-либо объекта.

Можно выделить знаки следующих трех типов: 1) знаки - индексы; 2) знаки -образцы; 3) знаки - символы.

Знаки-индексы связаны с представляемыми ими объектами или следствия с причинами.

Знаками-образцами являются те знаки, которые сами по себе даютинформацию о представляемых ими объектах (карта местности, карта-чертеж), поскольку они находятся в отношении подобия с обозначаемыми объектами.

Знаки-символы не связаны причинно и не сходны с представление ими объектами. Логика исследует знаки последнего вида.

К основным символам, заменяющим главные понятия логики, понятие субъекта, или предмета мысли (логическое подлежащее) и предиката, т.е. признака предмета мысли, присущего или не присущего ему (логическое сказуемое), относятся S и P . Понятия "субъект" и "предикат" используются и в философии, поэтому с самого начала необходимо установить пусть и не столь уж радикальные, но все же существующие различия между философским и логическим значениями их. В философии «субъект» - это и отдельный человек, и мыслящее человечество, общество в целом, т.е. то, что противостоит «объек­ту» - природе, миру в целом. В логике «субъект» - это предмет мысли, то, на что направлено наше сознание, наше внимание, интеллект, разум, о чем ведется рассуждение, это - логическое подлежащее суждения. Им может быть любое понятие, отражающее любой реальный или мнимый, материальный или идеальный "предмет". Предметом мысли, тем самым, может быть все, что угодно.

"Предикат" в философии и логике почти совпадают по своему значению, это любой признак, присущий или не присущий тому или иному предмету, в логике, конечно же, предмету мысли.

S - символ для обозначения субъекта суждения (предмета мысли, логического подлежащего).

P - символ предиката суждения (логического сказуемого), т.е. понятия, отражающего присущий или не присущий предмету мысли (субъекту), признак.

М - средний термин умозаключения, общее дли исходных суждений понятие.

«Есть» - «не есть» (суть - не суть и пр.) - логическая связка между субъектом и предикатом суждения, выражаемая иногда простым тире между «S» и «Р».

R - символ любого отношения.

А (а) - символ общеутвердительного су­ждения («Все студенты - учащиеся»).

Е (е) - символ общеотрицательного сужде­ния («Все студенты этой группы не являются спортсменами», или, что одно и то же, «Ни один студент этой группы не яв­ляется спортсменом»).

I (i) - символ частноутвердительного су­ждения («Некоторые студенты отличники»).

О (о) - символ частноотрицательного су­ждения («Некоторые студенты не есть отличники»).

V - символ квантора общности (всеобщности), в языке выражается словом "все", «для всякого» и т.п.

I - символ квантора существования, в языке выражается словом «некоторые», «существуют такие», "многие" и т.п.

/\ - символ, или знак соединительного логического союза «и» (конъюнкция).

V - символ (знак) разделительного логиче­ского союза «или» (дизъюнкция).

--> - символ условного логического союза «если.., то...» (импликация).

<--> - символ логического союза тождества, эквивалентности: «если и только если», «тогда и только тогда, когда» (эквиваленция).

«Не» - отрицательная частица, может быть выражена и чертой над знаком, например: В, С.

Символ для обозначения необходимости.

Символ для обозначения возможности.

На базе естественных языков возникли искусственные языки науки. К ним принадлежат языки математики, символической логики, химии, физики, а также алгоритмические языки программирования для ЭВМ, которые получили широкое применение в современных вычислительных машинах и системах.

Именами являются языковые выражения, подстановка которых в формулу "S есть Р" вместо переменных S и Р дает осмысленное предложение.

Именами являются, к примеру, "звездная ночь", "Волга", "Тамбов" и "вечерние сумерки". Подстановка данных выражений в указанную форму дает осмысленные (хотя и необязательно истинные) предложения: "Тамбов есть Волга", "Вечерние сумерки есть звездная ночь", "Звездная ночь есть Волга" и т.п.

Предложение (высказывание) - это языковое выражение, являющееся истинным или ложным.

Функтор - это языковое выражение, не являющееся, ни именем, ни высказыванием и служащее для образования новых имен или высказываний из уже имеющихся.

Тема 3. Основные законы логики

3.1. Понятие «логического закона»

Закон мышления – это внутренняя, необходимая связь между мыслями. Наиболее простые и вместе с тем необходимые связи между мыслями выражаются с помощью основных формально логических законов, подчинение которым обусловливает определенность, последовательность, непротиворечивость и обоснованность мышления. Формальная логика рассматривает четыре основных закона: тождества, непротиворечия, исключенного третьего, достаточного основания. Эти законы выражают наиболее общие свойства всякого правильного мышления и имеют всеобщий и необходимый характер. Без соблюдения этих законов правильное мышление вообще невозможно.

Первые три из этих законов были выявлены и сформулированы Аристотелем, а закон достаточного основания был сформулирован Г. Лейбницем.

Изучение этих законов необходимо и важно для понимания сложных глубинных процессов, протекающих в мышлении естественным образом, независимо от нашего осознания их и воли, а также для использования этих законов в практике мыслительной деятельности. Нарушение законов приводит к логическим противоречиям и невозможности отличить истину от лжи.

3.2.Закон тождества и его логические требования к процессу мышления, а также ошибки из-за их нарушения

Закон тождества устанавливает требование определенности мышления: употребляя в процессе размышлениятермин, мы должны понимать под ним нечто определенное. Поэтому, в рассуждениях необходимо оставлять понятия и суждения теми же самыми по содержанию и смыслу. Это требование сохраняется, если каждое преобразование аннулируется ему обратным образом (нулевое преобразование).

Неизменность мысли в ходе рассуждения фиксируется формулой А есть А или А≡А, или не А есть не А. Объективное основание закона находится во временном равновесии, покое какого-либо тела или процесса.

Даже постоянное движение, изменение позволяет опознавать и идентифицировать объекты. Это объективное свойство вещи, события сохранять тождественность, одно и то же качество, должно быть отражено мышлением, которое должно схватить постоянство предмета. Закон тождества требует, чтобы понятия и суждения носили однозначный характер, без неопределенностей и двусмысленностей.

Из этого краткого обзора видно, что закон тождества универсален в смысле охвата всех без исключения форм мышления, всякой мысли вообще.

Требования закона тождества и логические ошибки из-за их нарушения .

Из объективно действующего в нашем мышлении закона тождества вытекают определенные требования.

Это логические нормы, установки, предписания или правила, которые формулируются самими людьми на основе закона и которые необходимо соблюдать, чтобы мышление было правильным, ведущим к истине. Их можно свести к следующим двум:

1) Каждое понятие, суждение и т. д. должно употребляться в одном и том же определенном смысле и сохранять его в процессе всего рассуждения.

С этим требованием связано следующее.

2) Нельзя отождествлять различные мысли и нельзя тождественные мысли принимать за различные.

Требуя определенности, однозначности мысли, закон тождества в то же время направлен против всякой нечеткости, неточности, размытости наших понятий и т.д.

В тех случаях, когда требования закона тождества нарушаются, возникают многочисленные логические ошибки. Они называются по-разному: «амфиболия » (двусмысленность, т. е., употребление одного и того же слова-омонима одновременно в разных смыслах), "смешение понятий", "путаница в понятиях", "подмена одного понятия другим" (эквивокация ), "подмена тезиса" и т. д.

Значение закона тождества . Знание закона тождества и его использование в практике мышления имеет принципиальное значение, так как позволяет сознательно и четко отделять правильное рассуждение от неправильного, находить логические ошибки - двусмысленность, подмену понятий и т.д. - в рассуждениях других людей и избегать своих собственных.

В любой речи - письменной или устной - следует в соответствии с законом тождества добиваться ясности изложения, а она предполагает использование слов и выражений в одном и том же смысле, понятном для других, и в естественных сочетаниях с другими словами.

Очень важно соблюдать требования закона тождества в дискуссиях, спорах и т. д. Чтобы спор не был беспредметным, необходимо всегда точно определить предмет спора и точно выяснить ключевые понятия в нем. Для равнозначных понятий можно и нужно использовать слова-синонимы. Следует лишь помнить, что синонимия носит относительный характер (слова, являющиеся синонимами в одном отношении, не являются ими в другом). А под видом синонимов иногда употребляются совершенно разные понятия. Если же применяются слова омонимы, то требуется точно выяснить тот смысл, в котором они в данном случае берутся.

3.3. Закон непротиворечия, его конструктивная роль в логическом мышлении

Закон непротиворечия выражает требование непротиворечивости мышления и отражает качественную определенность объектов. С позиции этого замечания объект не может обладать взаимоисключающими свойствами, то есть невозможно, одновременно, наличие и отсутствие у предмета какого-либо свойства.

Формула закона гласит: неверно, что А и не А одновременно истинны.

Закон непротиворечия непосредственно связан с законом тождества. Если закон тождества говорит об определенном равенстве объекта мысли самому себе, то закон непротиворечия указывает, что “этот” объект мысли необходимо должен отличаться от всех других объектов. Тем самым закон непротиворечия имеет свое собственное содержание. Оно выражается в следующем: одному и тому же объекту в одно и то же время и в одном и том же смысле нельзя приписывать противоположные признаки. Если одному и тому же объекту приписываются противоположные признаки, то один из них, во всяком случае, приписан ложно.

Так не могут быть одновременно истины суждения: этот человек хороший специалист – этот человек плохой специалист.

Объективное содержание закона в отражении мышлением особых биномерных признаков самой действительности. Эти противоположные признаки, или конструкты, позволяют классифицировать явления и выделить положительные и отрицательные явления. Не сделав это, нельзя провести различие, с которого начинается умственная деятельность. Логическим источником противоречия являются ошибочная исходная позиция; результат недомыслия и незнания дела; неразвитое, недисциплинированное мышление; невежество и стремление сознательно запутать дело.

В то же время противоположные суждения могут быть истинными в следующих случаях:

1) если речь идет о разных признаках одного предмета;

2) если речь идет о разных предметах с одним признаком;

3) если речь идет об одном предмете, но рассматривается он в разное время и разных отношениях.

Сфера действия закона непротиворечия . Этот закон представляет собой, прежде всего обобщение практики оперирования суждениями. В нем отражается закономерное отношение между двумя суждениями - утвердительным и отрицательным, отношение несовместимости их по истинности: если одно истинно, то другое непременно ложно.

Суждения делятся на утвердительные и отрицательные, а они, в свою очередь, на истинные и ложные, то этим объясняется универсальный характер закона непротиворечия. Поскольку из простых суждений образуются сложные, то закон непротиворечия действует и здесь, если они находятся в отношении отрицания.

Этот закон распространяется также на понятия, а именно на отношения между ними. Это отношения несовместимости.

Так, если лес "хвойный", то он не может быть "лиственным" (отношение соподчинения); если человек "щедрый", то он не может быть в то же время "нещедрым" (отношение противоречия) или "скупым" (отношение противоположности).

Закон непротиворечия обнаруживается и в умозаключениях. На нем основаны, например, непосредственные умозаключения через превращение суждений. Эта операция возможна лишь потому, что предмет мысли не может одновременно принадлежать и не принадлежать к одному и тому же классу предметов. В противном случае будет логическое противоречие. В умозаключениях через отношение суждений в логическом квадрате действие закона непротиворечия сказывается в том, что если какое-либо суждение истинно, то противоречащее или противоположное ему будет ложным. Иными словами, они не могут быть одновременно истинными.

Наконец, закон противоречия действует в доказательстве. Он лежит в основе одного из правил оснований доказательства: они не должны противоречить друг другу. Без действия этого закона было бы невозможным опровержение. Доказав истинность одного тезиса, не возможно заключить ложность противоположного или противоречащего ему тезиса.

Требование непротиворечивости мысли и его нарушения в практике мышления . Действие объективного закона непротиворечия в мышлении предъявляет человеку важное требование - непротиворечивости в его рассуждениях, в связях между мыслями. Чтобы наши мысли были истинными, они должны быть последовательными, непротиворечивыми. Или: в процессе любого рассуждения нельзя противоречить себе, отвергать свои собственные высказывания, признаваемые за истинные.

С нарушением требований закона непротиворечия связаны разнообразные логические ошибки - «логические противоречия».

Значение закона непротиворечия . Особенно важно учитывать действие закона противоречия в науке, так как всякое научное рассуждение - более или менее обстоятельное, подробное, взаимоисключающие мысли могут находиться в разных его местах и их попросту трудно обнаружить. Тем более затруднительно это сделать, если рассуждения разделены во времени: то, что утверждалось в одно время, может незаметно для самого говорящего отрицаться в другое. Но от этого логические противоречия не утрачивают своего вреда. Они представляют собой интеллектуальный "шлак", засоряющий наши рассуждения и требующий постоянного очищения их, чтобы можно было успешно двигаться к истине. Вот почему в науке придается принципиальное значение предупреждению или устранению в ней логических противоречий.

Одно из важнейших условий построения научной системы - это непротиворечивость исходных данных ("непротиворечивость системы аксиом").

Другое условие - непротиворечивость вытекающих из них теоретических построений («непротиворечивость самой теоретической системы»). Если в науке обнаруживается какое-либо противоречие логического порядка, то его всячески стремятся устранить, как помеху на пути познания истины.

Логические противоречия нетерпимы и в повседневной речи. Человека перестают уважать, если он по одному и тому же поводу сегодня говорит одно, а завтра другое. Это человек без принципов.

3.4. Закон исключенного третьего и его значение для определения истинности

Закон исключенного третьего предъявляет более сильные требования к суждениям и требует не уклоняться от признания истинности одного из противоречащих высказываний и не искать между ними нечто третье.

Закон исключенного третьего обозначается формулой А есть или В, или не В. Смысл этой формулы следующий. Каков бы ни был предмет нашей мысли (А), предмет этот либо обладает известным свойством (В), либо не обладает им. Невозможно, чтобы ложным было как то, что предмет А обладает свойством В, так и то, что предмет этим свойством не обладает. Истина обязательно находится в одном из двух противоречащих суждений. Никакое третье суждение об отношении А к В и не В не может быть истинным. Следовательно, здесь имеет место дихотомия, согласно которой, если одно из двух истинно, то другое ложно, и наоборот.

Этот закон и его действие не сводимо к будущему, где событие либо состоится, либо нет. Закон альтернативен в характеристике вещей, гипотез и путей решения проблем, требует выделять различные подходы и определить истинный.

Закон исключенного третьего и закон непротиворечия связаны между собой. Оба они не допускают существования противоречивых мыслей. Но между ними есть и различия. Закон не противоречия выражает отношение между противоположными суждениями. Например: «Эта бумага белая». – «Эта бумага черная». Закон исключенного третьего выражает отношение между противоречащими суждениями. Например: «Эта бумага белая». – «Эта бумага не белая». В силу этого, в случае действия закона не противоречия, оба суждения не могут быть одновременно истинными, но могут быть одновременно ложными, а истинным будет третье суждение - “Эта бумага красная”. В случае действия закона исключенного третьего оба суждения не могут быть одновременно ложными, одно из них будет необходимо истинной, другое – ложным, и невозможно никакое третье, среднее суждение. Если же противоречащие по форме суждения относятся не к единичному предмету, а к классу предметов, когда, что-либо утверждается или отрицается относительно каждого предмета данного класса и это же отрицается относительно каждого предмета данного класса, то отношения истинности между ними устанавливаются по правилам “логического квадрата”. Когда одно из суждений что-либо утверждает относительно всего класса предметов или явлений, а другое суждение это же отрицает относительно части предметов или явлений этого же класса, тогда одно из таких суждений будет обязательно истинно, другое будет ложным, а третьего не дано. Например: “Все рыбы дышат жабрами” и “Некоторые рыбы не дышат жабрами”. Оба эти суждение не могут быть одновременно ни истинными, ни ложными.

Требования закона исключенного третьего и их нарушения . На основе этого закона можно сформулировать определенные требования к мышлению. Перед человеком нередко встает дилемма: выбирать не из одинаковых, а из взаимоотрицающих высказываний. Закон исключенного третьего как раз и предъявляет требование выбора - одного из двух - по принципу «или - или», tetrium non datur (третьего не дано). Он означает, что при решении альтернативного вопроса нельзя уклоняться от определенного ответа; нельзя искать что-то промежуточное, среднее, третье.

Значение закона исключенного третьего . Этот закон не может точно указать, какое именно, из двух противоречащих, суждений истинно. Но его значение состоит в том, что он устанавливает для нас вполне определенные интеллектуальные границы, в которых возможен поиск истины. Эта истина заключена в одном из двух отрицающих друг друга высказываний. За этими пределами искать ее не имеет смысла. Сам же выбор одного из суждений в качестве истинного обеспечивается средствами той или иной науки и практики.

  • III. Образовательный процесс. 29. Общеобразовательное учреждение осуществляет образователь­ный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ трех ступеней образования:
  • III. Образовательный процесс. 3.1. Гимназия реализует общеобразовательные программы основно­го общего, среднего (полного) общего образования
  • III. Требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования
  • III. Уровни языка и разделы науки о современном русском литературном языке