Картезианский монастырь плетерье. Руины монастыря картезианцев в березе Картезианский монастырь в березе

является Картезианский монастырь (Ла Картуха) . Задуман он был как дворец для короля Санса и построен в 1310 году по приказу короля Хайме II для своего сына. Больной астмой Санс подолгу жил здесь в молодости.

Позже дворец долгое время пустовал, а в 1398 году монахи попросили у короля занять пустующий дворец и сделать из него монастырь. В 1399 году король Марти л’Ума отдал Картезианскому монашескому ордену сам дворец и все окружающие его земли.

До наших дней дошли далеко не все постройки архитектурного комплекса, сейчас он состоит из построек XVIII – XIX веков.

В 1835 году министр Хуан Альварес Мендисобаль провел национализацию земель, принадлежащих церкви. Это перевело монастырь Ла Картуха в ведение государства. Картезианский монастырь стал летней резиденций, а позднее монашеские кельи были выставлены на продажу и перешли в частные руки.

В книге Жорж Санд «Зима на Майорке» написано, что согласно декрету светских властей, в 1836 году на Майорке закрыли все монастыри, в общины которых входило меньше 13 человек. Несмотря на то, что Картезианский монастырь насчитывал 13 монахов он тоже был закрыт. Став собственностью государства, помещения в нем начали сдаваться в аренду богатым майоркинцам, приезжавшим туда на лето.

Ла Картуха на Майорке стала уникальным явлением. Для его покупки пришлось сложиться всей деревней, так как ни у одного жителя Вальдемоссы не нашлось необходимой суммы.

В 1838 году Майорку посетила известная своей экстравагантностью пара: баронесса Дупин Дудевант – Аврора, известная под своим литературным псевдонимом Жорж Санд, и Федерико Шопен . Скандальной паре пришлось остановиться в монастыре из-за того, что никто из благоверных жителей Майорки не пожелал сдать им жилье.

Так получилось, что Майорка не оправдала ожидания знаменитых путешественников. Вместо благоприятного климата для больного туберкулезом Фредерико Шопена, их пребывание сопровождалось холодом, дождями и абсолютной изоляцией от местных жителей.

В книге «Зима на Майорке» Жорж Санд описала собственные впечатления о жизни на острове. Несмотря на неприветливую погоду во время пребывания Шопена на острове, там он написал ряд известных пьес и прелюдий, среди них и знаменитая «Капли дождя».

При посещении монастыря обязательно нужно заглянуть в келью настоятеля и в кельи под номерами 2 и 4. В них стоит пианино Pleyel, на этом инструменте Шопен создал большинство своих произведений, и личные архивы Шопена и Жорж Санд. Посетителям представлены два рояля, на которых играл Шопен. Первый был куплен на Майорке, но Фредерико Шопену не понравилось звучание инструмента, и он заказал другой в Париже. Сделанный на заказ рояль доставили музыканту почти перед самым его отъездом с . Все остальные экспонаты музея подарены позже потомками известной пары.

Каждый год в деревне Вальдемосса проходит интернациональный фестиваль Шопена .

Стену Картезианского монастыря в Вальдемоссе украшает памятная доска. Посвящена она Рубену Дарио, жившему здесь в 1913 и 1916 годах.

Одна из самых значимых экспозиций музея – старинная библиотека. В ней встречаются книги, изданные в XVI веке. В том числе здесь хранится редчайшая многотомная энциклопедия Майорки, принадлежавшая аристократу Луису Сальвадору и написанная им собственноручно.

В Картезианском монастыре сохранилась старинная келья аптекаря. В экспозицию входят 135 старинных керамических и стеклянных емкостей для трав, сами травы, старинные весы и другие приспособления, предназначенные для их обработки.

Также в музее представлены коллекции картин на которых в основном изображены горы Транмунтана . Здесь же в соседних кельях расположена коллекция современного искусства.

В городе Береза Брестской области есть руины удивительного комплекса зданий - картезианского монастыря (1648 год). С первого класса школы я интересовался руинами этого монастыря, лазил по его подвалам изучил все руины. Сейчас многие подвалы и подземные ходы завалены, но до сих пор я помню это удивительное чувство тайны и загадки, скрытое в этих стенах. Поэтому хочется, чтобы и вы коснулись этого чуда. И рассказ свой я начну с самого католического ордена картезианцев. Это самый древний христианский орден, а в Березе находится единственный в ВКЛ монастырь - Березовский. Затем я расскажу как выглядел монастырь раньше и какая его судьба сегодня. Ну, и что его ждет в будущем))




Для того, чтобы понять архитектуру монастыря, нужно познакомится с его законами, потому что они воплощены в камне. Картезианский орден – самый загадочный, аскетичный и мистический монашеский орден. Его основатель Святой Бруно родился в Кельне около 1030 года. Еще юношей он оставил отечество и отбыл во Францию для обучения в одном из центров тогдашней европейской науки — прославленной Реймсской школе.

Герб картезианцев

Примерно в возрасте двадцати пяти лет Бруно получил докторскую степень, был рукоположен в священники, стал каноником Кафедрального Собора, а через год — ректором университета. Он начал реформу, основные пункты которой были направлены на искоренение пороков, угнездившихся к тому времени в монастырях, а именно — утверждение сурового монашеского Правила, в основу которого ложились аскеза и послушание, запрет симонии, введение обязательного целибата для священников, провозглашение независимости монастырей в частности и всей Церкви в целом от каких бы то ни было светских властителей. Девиз ордена — «Крест стоит, пока вращается мир» (Stat crux dum volvitur orbis).

В 2005 году вышел фильм Into Great Silence

Великое безмолвие" - документальный фильм о монахах картузианцах. Обитель Гранд-Шартрёз, французские Альпы, повествующий о жизни картезианцев, который вызвал массовый интерес к ним. Трехчасовая документальная картина о монашеском ордене, члены которого хранят обет молчания. Действие фильма происходит в картезианском монастыре Гранд Шартрез, затерянном во французских Альпах. На всем протяжении этой ленты зрители почти не слышат человеческой речи; тишину прерывает только звон колоколов. Фильм отображает каждодневную жизнь монахов, живущих в полумраке: кельи монастыря освещаются лишь свечами. Спят они на лавках, застеленных соломой, а свои жилища обогревают лишь небольшими жестяными печками. Покрытые снегом альпийские горы служат величественным фоном их духовным поискам. По ночам монахи собираются в каменной часовне, где царит пронизывающий холод, садятся на пол и поют грегорианские песнопения.

Тишина. Повторение. Ритм. Фильм представляет собой аскетическое, почти безмолвное размышление о монашеской жизни. Никакой музыки кроме песнопений в монастыре, никаких интервью, никаких комментариев, никаких дополнительных материалов. Смена дня и ночи, времён года и вечно повторяющийся распорядок, молитва.

Устав и распорядок дня ордена.

Исторически картезианцы уделяют много внимания физическому и интеллектуальному труду, содержат при монастырях великолепные библиотеки.

Картезианцы ведут полуотшельническую и строго созерцательную жизнь. В их уставе, написанном в 1127 Домом Гигесом, закрепляются правила, установленные св. Бруно. Вдохновленные опытом отцов-пустынножителей, картезианцы, осуществив некий синтез отшельнической и общежительной жизни, соединили преимущества обоих этих путей, смягчив суровость абсолютного уединения общинным укладом. Однако их жизнь остается по преимуществу уединенной.

Каждая келья состоит из амбулатория (крытой галереи), отдельного садика, мастерской, туалета и кубикула, или жилой комнаты, где монах спит, ест, занимается и молится. Оставаясь изолированными друг от друга, все кельи имеют выход в общую галерею, соединяющуюся с церковью. Богослужения занимают у картезианца большую часть дня и ночи. Картезианцы не едят мяса даже в случае болезни, а раз в неделю постятся, питаясь хлебом и водой. На протяжении большей части года они едят только раз в день, получая пищу через особое оконце амбулатория. Картезианцы строжайшим образом соблюдают безмолвие, однако во время еженедельного «спатимента», энергичной трех- или четырехчасовой прогулки, братья свободно беседуют друг с другом. Монахи никогда не покидают окрестностей своего монастыря и не участвуют ни в каком деятельном служении. На протяжении почти девятивековой истории ордена их образ жизни практически не претерпел изменений.


Братья-миряне, посвятившие себя служению братьям-затворникам, разделяют тот же идеал единения с Богом. Заботясь об удовлетворении материальных нужд монастыря, они делают возможной уединенную жизнь отцов, которые не могут покидать свои кельи для работы. Тем не менее братья-миряне обычно работают в одиночестве и тоже ведут преимущественно уединенную жизнь.

Настоящий человеческий череп монах картезианец постоянно держал в руках мистическим образом общаясь с душой умершего учителя.


Раздача еды через окошко

Основу картезианской духовности составляют полный уход от мира, созерцательная жизнь в великом, почти вечном безмолвии, уединение, суровый аскетизм и постоянное молитвенное служение.

Братья-священники получают еду дважды в день через маленькое оконце, а во время поста (с 14 сентября до Пасхи) — единожды в день. В случае необходимости в каком-либо предмете монах оставляет в оконце записочку и в случае удовлетворения его просьбы на следующий день забирает предмет через это оконце. По древней традиции картезианцы не едят мяса, а во время поста — молочных продуктов. Братья-монахи посвящают больше времени физической работе, потому их питание несколько лучше, а количество обязательных богослужений — меньше. Тем не менее, их распорядок составлен так, чтоб и они могли жить уединенно. Кроме того, иногда в картезиях есть донаты — люди, которые не приносят обетов, но живут как монахи, аналог средневековых конверзов. Обычно им поручают работу, которая может нарушить одиночество братьев.

Келья

Келья — это двухэтажный домик с прилегающим небольшим садиком. Обустройство садика оставляется на волю монаха. Кто-то устраивает здесь огород, кто-то — настоящий сад с цветами и деревьями, кто-то предпочитает видеть за окном дикий кустарник и заросли высокой травы.

На первом этаже находятся дровяной склад и мастерская с необходимым оборудованием и инструментами, ибо монахи-священники тоже занимаются физическим трудом, вид которого, при этом, выбирают они сами. На втором этаже находится передняя под названием «Аve Maria», маленькая ванная с туалетом и спальная комната (кубикулум), в которой монах проводит почти все свое время: здесь он молится, выполняет духовные упражнения, занимается, ест и спит.

Питание и пост

Монах получает еду через маленькое отверстие в стене рядом с входной дверью Кельи. Если монаху требуется какая-либо книга или что-нибудь еще, он оставляет записку на полочке под этим окошком и через какое-то время здесь же находит требуемое. С братом, разносящим пищу и запрашиваемые вещи, монах не общается. Пищу разносят дважды в день. По отшельнической традиции монахи отказываются от мяса, но блюда из рыбы дозволены. В картезианский пост — с 14 сентября до Пасхи — вечерняя трапеза заменяется хлебом и напитком. По пятницам картезианцы постятся и питаются только хлебом и водой. Во время Адвента и Великого поста из рациона исключаются молоко и молочные продукты.

Принципы картезианского ордена.

Цель

Картезианский орден был учрежден ради прославления Бога, искания Его и воссоединения с Ним. Такова общая цель жизни всех Христиан. Особенность Ордена в том, что у его членов нет других целей. Весь их жизненный уклад подчинен этой одной единственной цели, дабы они могли «усердно искать, скоро найти и обрести Господа Бога», придя таким образом «к совершенной любви» (Правила). Поэтому картезианец отрекается от всего, что не ведет его к этой единственной, главной цели.

Уединение

«Наше общество, в сущности, учреждено ради созерцательной жизни, поэтому должно добросовестно соблюдать изоляцию от внешнего мира. Мы освобождены от обычных священнических обязанностей — даже если бы требовалось апостольское служение — для того, чтобы совершать нашу собственную миссию в мистическом теле Христовом» (Правила).

Молитва

Картезианцы не пользуются какими-то специфическими молитвенными практиками, памятуя о том, что единственным путем к Отцу является Его Сын. Созерцательная жизнь не интересуется деятельностью самого человека, она обращена к тому, какое действие производит в этом человеке Господь Бог. Миссия картезианцев — очищение помыслов от всего, что не Бог, «отворение дверей и окон души Богу» (Правила), полное поручение себя Его любви, какие бы формы она не обретала.

Духовная свобода — неотъемлемый принцип нашего сообщества. Правила Картезианского Ордена определяют лишь несколько молитв или духовных упражнений помимо святой Литургии. Сверх этого каждый монах-картезианец волен по наставлению Святого Духа и с помощью Приора или Духовника избрать необходимые для себя средства достижения единственной цели всех членов Ордена.

Послушание

Самой большой преградой на пути в поисках Бога, безусловно, является собственная воля человека, его «я». Посредством послушания картезианцы пытаются принести свое «я» в жертву, избавиться от него. Полное самоотречение дает возможность со смирением и кротостью малого ребенка открыться действию Святого Духа, при этом оберегая душу монаха от суетного беспокойства о самом себе.

Вера

Жизнь картезианца проходит во мраке уединения при нетленном сиянии веры. Отказавшись от всего, что не связано с верой, картезианец способен совершенным образом постичь ее глубину и свет, наполняющие его сердце.

Радость

«Сколько пользы и Божественного ликования доставляют уединение и покой пустыни стремящимся к ним, — знают лишь испытавшие это на собственном опыте. Мужи сильные могут здесь исследовать себя, оставаясь в себе; настойчиво искать добродетели и пользоваться плодами благодати Небесной. Здесь взгляд становится настолько острым, что может разглядеть Жениха; взгляд, ясно и скоро обращающийся к Богу. Здесь пребывают в деятельном покое и отдыхают в покойной деятельности. Здесь Бог после тяжкой битвы награждает сильных своих заветной наградой: покоем, которого не знает мир, и радостью в Духе Святом» (Святой Бруно, основатель картезианского ордена).

Скрытое апостольство

Вместе с этим, картезианцы исполняют миссию, врученную им Церковью: подобно кровеносным венам, Орден распространяет жизненную силу по всему мистическому телу Христову. «Удаленные от всех, но в связи со всеми пребывающие, мы стоим от имени всех пред Богом Живым» (Правила).

Церковь монастыря

В пригороде мавританской Гранады, где находилась усадьба богатого мусульманина, именуемая «Айнадамар» или «фонтан слез» сегодня возвышается храмовый монастырский комплекс. В XIII-XV веках на возвышенности около города цвели сады, струились фонтаны, давали обильный урожай фруктовые деревья. Проникшие на территорию королевства кастильские солдаты во время осады Гранады были приятно удивлены столь зеленым садам. Здесь их ожидало чудесное спасение от столкновения с большим отрядом мавров, отправленных навстречу.

Позднее данное событие послужило причиной постройки обители. Среди зеленого изобилия монахи картезианского ордена в начале XVI века начинают строительство. По законам своего ордена им предстояло жить в полной тишине, работать в безмолвии и самим возводить монастырские стены. Строительство продолжалось почти три столетия. Церковь монастыря — настоящая жемчужина барочной декоративной работы мастеров XVII века храмовой архитектуры Андалусии.

Картезианский монашеский орден

Картезианский монашеский орден католической церкви возник во Франции в Гренобле в XI столетии. Основал первый монастырь в горах Шартрезы Бруно Кельнский, германских монах, канонизированный в 1623 году. В Средние века картезианские обители распространились по всей Европе. Духовность ордена очень аскетична: полный уход от мира, уединение, безмолвие, постоянная молитва, труд в одиночестве, вегетарианство. В наше время живут около 400 монахов.

Как и многие храмы в Испании, постройка картезианских монахов Гранады пострадала при наполеоновском вторжении, потом грянули государственные реформы 1837 года, и комплекс закрыли. Исчезли кельи и хозяйственные пристройки.

Трапезная и капеллы

Строгое, даже аскетичное с наружи, храмовый комплекс заставит испытать искреннее восхищение внутренним убранством. Сохранившиеся строения — клуатр и коммунальные залы. Внутренний двор с фонтаном, растительные изгороди, аркадные галереи с колоннами когда-то охраняли монашеский покой. В Трапезной и капеллах демонстрируются картины Хуана Санчеса Котана, рассказывающих об истории и персонажах ордена. Художник был светским монахом, много времени проводил в творческом уединении, украшал многочисленными живописными творениями.

Клуатр монастыря
Монастырская трапезная

В бывшей церкви и капелле посетителя знакомятся с работами итальянского художника Висенте Кардучо, соперника Веласкеса при мадридском дворе. Замечу, что работы обоих мастеров представлены и в музее Прадо в Мадриде.

Церковь обители

В церкви скромность и покой превращаются в сказочные украшения, давая волю фантазии мастеров-декораторов XVII века. Во всей красе и праздном величии предстает перед посетителем андалузское барокко. Пространство стен и потолочных сводов церкви украшает разной причудливой формы гипсовая лепнина, за что храм получил название — христианская Альгамбра.

Церковь
Балдахин скульптура Святой Девы

В верхней части помещения размещены 7 полотен из жизни Девы Марии, написанных Атанасио Воканегра. Алтарная часть украшает гипсовая лепнина, покрытая полихромией. Украшением церкви стал деревянный балдахин, покрытый позолотой и декорированный зеркалами, работы Франсиско Уртадо Искьердо. Украшение зеркалами в храмах встречается только в Южной Испании, в Андалусии.

Святая Святых

За перегородкой, выполненной из венецианского стекла расположена Святая Святых, работы Франсиско Уртадо Искьердо, законченная к 1720 года, исполненная в стиле барокко с элементами рококо. Центральный балдахин сотворен из различных сортов мрамора, добытого в окрестностях Гранады. Скульптурное творение из мрамора украшают четыре женских образа, символизирующих христианские благодетели — Справедливость, Благоразумие, Мужество и Умеренность. В центрально части балдахина расположена дарохранилица их ценных пород дерева в 1816 году.

Статуя Иоана Крестителя
Статуя Иоана Крестителя

Четыре статуи из дерева по углам передают образы Иоана Крестителя, Святого Бруно, Святого Иосифа с младенцем Иисусом и Марии Магдалены, исполнены в человеческий рост. Венчает Святую Святых купол, расписанный фресками. Нанесенные на куполе фрески принадлежат художникам Антонио Паломино и Хосе Рисуэньо, передают Царство Небесное и его жителей. Среди небесных обитателей центральное место отведено Святому Бруно, держащим Землю.

Ризница

Барочное изобилие продолжается в ризнице беспрецедентной композицией, начатой в 1732 году, спроектированной Франсиско Уртадо Искьердо. Музыка из гипса, украшенная цоколем из мрамора и декорированная мавританской техникой тарасеа. Гипсовая витая лепнина представляет такое великолепие, что «захватывает дух» от подобной гармонии и красоты. Название декоративного стиля — чурригереско, встречающееся в Испании в храмовых украшениях. Создание стиля принадлежит архитектору и скульптору Хосе де Чурригера и его братьям в XVII веке. Созданная витая красота из стукко исполнителем Луисом Кабейо.

Цоколи из мрамора, представляющее каменное творение природы, только усиливают художественное воздействие на взор посетителей. Ретабло ризницы вырезано из этого же мрамора, добытого в Ланхароне, скульптура Святого Бруно скромно дополняет заалтарный ансамбль. Мраморное великолепие — творение камнетеса Луиса де Аревало и природы. Среди разнообразия переплетающихся и проникаующих мраморных узоров удается различить шустрого котенка или молодого барашка.

Ретабло из мрамора в ризнице
Мавританская техника тарасеа

Церковная мебель ризницы инкрустирована ценными материалами, соединяющимися в правильном геометрическом узоре. Украшение выполнено из дорогостоящих пород черного и красного деревьев, перламутра, раковин, серебра. Мавританская техника — тарасеа, мастер Мануэль Васкес трудился долгих 34 года.

Обязательно выделите время из своего путешествия для посещения Картезианского монастыря Гранады, чтобы увидеть неисчерпаемое артистическое воображение, воссозданное в декоративном украшении.

На заметку туристу

Стоимость входного билета 5 евро, прилагается аудиогид на испанском и английском языках.
Расписание: понедельник — воскресение с 10.00 до 18.00
Каждую субботу с 13.00 до 15.00 церковь резервируется для проведения обряда венчания.
Проезд на такси от Кафедрального собора 6-8 евро El Monasretio de Cartuja Монастерио де Картуха
Маршрутный автобус U3.

Это тоже интересно:

Мавританский рынок Алькасерия в Гранаде

Товары на рынке Мавританский рынок Алькасерия в Гранаде - следующая достопримечательность в Гранаде. У большого сувенирного магазина "Медина", располагаются не очень...

Описание

Разрушенное могущество

Руины картезианского монастыря в Березе впечатляют до сих пор: сразу видно, что это место знало времена подъема, которые потом сменились полным разрушением и запустением. Увы, но такова судьба многих архитектурных памятников Беларуси. А ведь когда-то монастырь картезианцев был одним из самых богатых и влиятельных в Речи Посполитой.

Строительство монастыря в Березе связано с одним из самых известных родов Беларуси - Сапегами. Именно на их землях монахи-картезианцы построили свое прибежище. Произошло это с согласия Казимира Льва Сапеги, сына знаменитого Льва Сапеги. Казимир был очень набожным, вот и подарил часть своих земель монастырю. Вернее, предложил монахам самим выбрать понравившиеся земли. Те решили строить монастырь рядом с местечком Березой. Там, где, по преданию, когда-то явился деревянный крест с изображением распятого Христа. В 1648 году произошла закладка первого камня в фундамент будущего памятника архитектуры. Строительством руководил итальянский архитектор Джованни Батисто Джислени.

Монастырь строили около сорока лет, закончилось строительство в 1689 году. Правда, главный костел монастыря был готов гораздо раньше: он был освящен уже в 1666 году. В состав комплекса входили еще жилые корпуса, библиотека, госпиталь, столовая, аптека и различные хозяйственные постройки. Вокруг монастыря раскинулся большой сад с озером. В центре монастырского дворца расположилась звонница с толстыми стенами и ярусами для пушек. Весь комплекс был окружен толстыми стенами, попасть внутрь можно было через массивную браму с бойницами. Этот монастырь считался одним из лучших в Рейнской провинции ордена картезианцев, куда входили земли Речи Посполитой.

Покровитель монахов Казимир Лев Сапега не дождался конца строительства, он умер гораздо раньше. Его прах упокоился в монастырском костеле, там же нашли успокоение еще восемь поколений знаменитого рода.

Подробности легендарного строительства хорошо известны, ведь в куполе костела был найден подробный отчет. Фигурирует там и сумма, потраченная на возведение монастыря - 300 тысяч червонцев.

Монахи-картезианцы были затворниками и аскетами, поэтому и планировка монастыря была необычной. Много внимания уделялось обороноспособности комплекса, он был обнесен шестиугольным валом, крепостной каменной стеной. Кроме того по периметру были расположены пять башен, в одной из них была создана каплица Святого Бруно, который был основателем ордена. Сам комплекс делился на две части: центральную и внешнюю. В центральной части жили монахи-отшельники, а внешняя была предназначена для монахов, которые не порвали все связи с миром.



Правила ордена картезианцев предусматривали аскетизм, доведенный до крайней степени. Каждая келья была изолирована, имела свой маленький двор и огород. Монахи практически не общались между собой. Только по воскресеньям они выходили в монастырский сад и общую трапезную, только в эти дни им разрешалось говорить. Все остальное время они не должны были общаться ни с кем. Пищу им подавали через зигзагообразный канал, который был сделан так, чтобы отшельники не видели даже рук того, кто приносил еду.

Монастырь гордился своей библиотекой, там насчитывалось 39 рукописных и 2314 печатных книг.

Орден картезианцев принимал живое участие в политических делах, поэтому монастырь в Березе видел много важных событий и влиятельных людей. Во время Северной войны (1700-1721 гг.) здесь встречались русский царь Петр I и король Речи Посполитой Август II Сильный. На территории монастыря они обсуждали планы по совместному ведению войны против шведского короля Карла XII. Правда, этот факт можно отнести скорее к легендам, потому что он документально не подтвержден. Точно известно, что в апреле 1708 года близ Березы шли ожесточенные бои, а сам Карл XII пробыл в монастыре два дня. Шведские войска не тронули пристанище картезианцев, потому что те дали им богатый выкуп.

Могущество ордена картезианцев на этих землях было недолгим. После раздела Речи Посполитой все картезианские монастыри были закрыты, обитель в Березе была последней. Но и ее закрыли после восстания 1830-1831 годов. Собственность монахов передали кадетскому корпусу в Полоцке. В жилых корпусах монастыря разместили казармы, костел отдали приходу, а монахов отправили по другим монастырям.

После восстания 1863-64 годов здания величественного комплекса стали разбирать на кирпичи, из которых строили новые казармы. Позже эти казармы получили название «красные», потому что в 30-е годы XX века польские власти использовали их для создания концентрационного лагеря, в котором находились политзаключенные Западной Беларуси.

В 1915 году оставшиеся здания монастыря сгорели во время пожара. От былого величия остались только руины, которые постепенно разрушались. В наше время можно увидеть лишь браму, башню-звонницу, корпус госпиталя и часть стены одной из угловой башен. Но даже эти руины позволяют составить правильное впечатление о впечатляющей мощи монастыря. Комплекс отчаянно нуждается в реконструкции, ведь он мог бы стать одной из главных туристических фишек Брестчины.

Место расположения. Город Берёза Брестской области. 245 км юго-западнее Минска.

Историко-культурная значимость. Памятник архитектуры XVII века. Самый крупный и богатый монастырь в Великом княжестве Литовском.

История. Младший сын знаменитого канцлера Великого княжества Литовского Льва Сапеги - Казимир Лев Сапега, отличавшийся особой набожностью и приверженностью к католицизму - пожертвовал монахам ордена картезианцев место в своих владениях под строительство монастыря. Монахи выбрали участок недалеко от местечка Берёза, где, согласно преданиям, когда-то произошло явление деревянного креста с изображением распятого Христа, и в 1648 году заложили здесь первый камень в фундамент нового монастыря. Строительство под руководством итальянского архитектора, предположительно Джованни Батисто Джислени, шло почти сорок лет и завершилось в 1689 году. Главный монастырский костел был освящен в 1666 году, а отделочные работы не прекращались до середины ХVІІІ века. Помимо костела здесь были жилые корпуса, библиотека, госпиталь, столовая, аптека и различные хозяйственные постройки, к которым прилегал большой сад с озером. В середине монастырского двора находилась звонница с толстыми стенами и ярусами для пушек. Окружала комплекс каменная стена с башнями, а входом служила массивная брама с бойницами. Недалеко от брамы располагался двухэтажный дворец Сапег. Монастырь в Берёзе считался одним из лучших в Рейнской провинции ордена картезианцев, куда входили земли Речи Посполитой.

По преданиям, во время Северной войны (1700-1721 гг.) в монастыре картезианцев встречались русский царь Петр І и король Речи Посполитой Август ІІ Сильный, чтобы обсудить планы по совместному ведению войны против шведского короля Карла XII . Однако этот факт не подтверждается никакими документальными свидетельствами. Достоверно известно лишь, что в апреле 1706 года под Берёзой прошли бои между шведами и русскими войсками. Сам Карл ХІІ задержался в монастыре на два дня, а шведские солдаты, уходя, собрали с монахов богатый выкуп, благодаря чему стены монастыря остались целы.

Вскоре после разделов Речи Посполитой на польских землях были закрыты все картезианские монастыри, и Берёзовская обитель осталась последним действующим монастырем ордена на территории былой Речи Посполитой. После восстания 1830-1831 годов монастырь в Берёзе все-таки закрыли, а вся его собственность была передана кадетскому корпусу в Полоцке.

Монастырь картезианцев в Берёзе. Гравюра Наполеона Орды

После этого в жилых корпусах разместили казармы, костел стал приходским, а монахов отправили в другие монастыри. После восстания 1863-1864 годов здания, входившие ранее в монастырь картезианцев, стали разбирать на кирпич, из которого строили новые казармы в окрестностях Берёзы. В 30-е годы ХХ века эти казармы, получившие название "красные", стали печально известны как концентрационный лагерь, созданный польскими властями для политзаключенных Западной Беларуси.

В 1915 году здания монастыря сгорели. Оставшиеся руины продолжали постепенно разрушаться на протяжении всего ХХ века.

Современное состояние. От монастыря до наших дней уцелели брама, башня-звонница, корпус госпиталя и часть стены с одной из угловых башен.


Руины монастыря картезианцев в Берёзе. Современное состояние. Фото Сергея Плыткевича

Перспективы. Даже то, что мы можем видеть сегодня, поражает своей величественностью. Монастырь срочно нуждается в реконструкции. Это не только интереснейший памятник архитектуры, но и место, которое играло существенную роль в политической и культурной жизни на белорусских землях. Восстановленный и открытый для посещений монастырь картезианцев мог бы стать туристической жемчужиной Беларуси наравне с православными монастырями в Жировичах и Полоцке.

Сегодня мы публикуем последний материал о разрушающихся памятниках архитектуры и истории. Наш проект продолжается: портал TIO.BY, белорусский филиал Международного совета по памятникам и историческим местам (ICOMOS) и МОО "Гісторыка" объявляют о начале конкурса исторического фотоколлажа "Исчезающее наследие Беларуси". Подробности ищите на сайте TIO.BY.
Завершится проект 18 апреля, когда во всем мире будут отмечать День памятников и исторических мест. В Беларуси в этот день пройдет "Фэст экскурсаводаў", главным организатором которого выступает МОО "Гісторыка". Приглашаем всех неравнодушных к судьбе нашего наследия присоединиться к проекту.