Какие услуги оказывала церковь в древней руси. Первый храм древней руси. Спасо-Преображенский собор. Чернигов

Церковь в древней Руси.

По поводу принятия христианства на Руси написано множество исследований, в основе которых лежат как древнерусские летописи, так и иностранные источники. В многочисленных работах отечественных и зарубежных исследователей показан тот сложнейший процесс утверждения христианства на Руси, начатый задолго до Владимира Святого. Однако государственной религией православное христианство стало только в результате принятие Владимиром некоторое политического решения об официальном крещении Руси, положившее начало его административным реформам.

Однако, новая епархия стала составной частью константинопольского патриархата. А поскольку свои клерикальные кадры появились значительно позже, все первые епископы и даже священники были греками. Благо их в Византии было великое множество. Одних только епископов до 6000! Вот эти «излишки» и хлынули на Русь, на новые русские хлеба. Они назначались и управлялись из Византии константинопольским патриархом. Источники свидетельствуют, что за все время существования киевского княжества митрополитами было всего два русских: Илларион при Ярославе Мудром (1051 год) и Клим при Изяславе (1148 год). Константинопольский патриарх мог даже присылать епископов без согласования с митрополитом. И, конечно же, тщательно следил за своевременным поступлением платежей, источниками которых были прямые сборы прихожан, доходы от церковного суда и монастыри.

Возникновение первой митрополии в Киевской Руси произошло в IX веке. Никоновская летопись сообщает о деятельности митрополита Михаила Сирина, назначенного на Русь константинопольским патриархом Фотием в 862 году. Во всяком случае, ряд историков считает, что Византии не было нужды создавать митрополию после крещения Владимира. Некоторые из них выдвигают гипотезу о том, что митрополия находилась не в Киеве, а в Переяславле. Митрополит того периода Леон имел титул «Леон митрополит Русский Переяславский». Предполагается, что митрополитом во время крещения Руси был Иоанн, с кем у Владимира, видимо, были испорчены отношения в результате его предыдущей политики антихристианского террора. Первым же митрополитом после акта крещения Руси, не вызывающим сомнения в реальности, был грек Феопемпт.

Структура византийской церкви была такова, что наличие митрополии давало право создавать епископии. Во времена Владимира и Ярослава епископии были созданы во всех крупных административных центрах: Новгороде, Белгороде, Полоцке, Чернигове, Переяславле. По мере колонизации новых территорий появлялись новые епископии. В Ростовской земле епископия была создана для ускорения процесса вовлечения в орбиту влияния государства и церкви местных жителей: славянского и финского происхождения. В Галиче, Смоленске, Рязани епископии появились на протяжении XI-XIII веков.

После смерти Ярослава Мудрого, как мы помним, возник триумвират князей: Изяслав в Киеве, Святослав в Чернигове и Всеволод в Переяславле. Начало феодальной раздробленности единого государства было подкреплено созданием двух новых митрополий: в Чернигове и Переяславле. Влияние новых митрополий было огромным. Черниговская епархия, например, охватывала пространство от Чернигова на западе до Рязани и Мурома на северо-востоке. Появление новых митрополий было связано, видимо, с очень тесными отношениями Всеволода с Византией: он был женат на дочери византийского императора.

Но после того, как Всеволод стал киевским князем, он добился объединения церковного руководства во главе с киевским митрополитом. Попытка Андрея Боголюбского в 60-х годах XII века создать митрополию в Суздале не увенчалась успехом. Византийский император и константинопольский патриарх не одобрили намерений князя Андрея, понимавших, что эта акция может вывести часть церковной иерархии из-под подчинения Константинополю. Только в Новгороде было разрешено создать архиепископию, которая добилась права избирать иерархов на месте, а не по назначению из Киева.

Роль церкви на разных этапах ее становления была различной. В первые десятилетия своего существования, когда церковь еще не обладала своей собственностью и средствами, она в значительной степени зависела от княжеской политики. Так судебные права были предоставлены церкви княжеской властью. Богатство монастырей имело своим происхождением веру православных в то, что молитва монахов за спасение души сильнее, чем добрые дела умершего христианина. Поэтому каждый состоятельный человек старался спасти свою душу, делая вклады землей или деньгами в существующие монастыри, или даже основывая их. Когда церковь получила свои источники доходов, ее зависимость от светской власти ослабла.

И тем не менее наличие единого управления церковью с центром в Киеве позволяло церкви не только противостоять центробежным силам княжеских распрей, но и оказывать определяющее влияние на формирование единого общественного сознания, письменности, литературы, художественного творчества, культуры вообще. Церковь взяла на себя судебное разрешение множества гражданских дел, связанных с семейными отношениями. Более того, как это не покажется странным, церковь расширила свои права на такой специфический институт, как служба мер весов.

Конечно, как правило, епископы отстаивали интересы своих удельных князей, однако киевский митрополит старался влиять на разрешение межкняжеских конфликтов. Каждое достижение мирного согласия сопровождалось крестным целованием. Однако, влияние иерархов церкви не всегда было определяющим. Так участие духовенства в созванном Ярославом Осмомыслом соборе не стало препятствием передачи власти после смерти Ярослава Владимиру, а не Олегу.

Таким образом, мы видим, что в отличие от удельного порядка княжения в Киевской Руси, церковная организация была единой, подчиненной киевскому митрополиту. И в этом отношении вплоть до монголо-татарского разгрома структура церкви не менялась. Называть эту церковь украинской или российской может только человек, испытывающий комплекс национальной неполноценности и стремящийся любыми путями доказать преимущества своей нации задним числом и путем фантазий. Более того, как будет видно в дальнейшем, даже в польский период различие проходило в большей степени не по национальности, а по вероисповеданию. В этот период православная церковь стала бастионом, предотвратившим полное растворение украинцев (это уже XV-XVI век) в польской среде.

Единая культура Древней Руси.

Даже по современным масштабам территория Киевской Руси огромна. Трудно даже представить себе как передвигались по таким необъятным просторам дружины киевских князей и торговый люд. И тем не менее разбросанные на таком огромном расстоянии друг от друга города и веси были объединены единой верой и единой культурой. Из всего многообразия культурных связей рассмотрим только архитектуру. Заметим, что храмовая архитектура пришла на Русь из Византии, то есть первые зодчие были греками, и по этой причине первые храмы представляли собой последние архитектурные достижения восточного православия. Классической храмовой конструкцией на всей территории северной и южной Руси стала так называемая крестово-купольная композиция, представляющая собой остов здания в виде куба, расчлененного 4 столбами (греческий крест), на котором покоится центральный световой барабан.

Конечно, русские мастера внесли в храмовую архитектуру элементы, свойственные их видению, соответствующие природе Руси, строительным технологиям того периода. На протяжении двух-трех десятилетий XI века в Киеве, Новгороде и Полоцке были построены близкие по своему строению и одноименные соборы святой Софии. София Киевская имела 13 куполов, Новгородская – 5 и Полоцкая — 7. Появление трех однотипных и одноименных храмов знаменовали политическое и культурное единство Руси. Вообще, наличие величественных храмов было для князей своего рода визитной карточкой, свидетельством богатства и силы. Князья соперничали не только на поле боя, но и в строительстве храмов, в изготовлении символов княжеской власти из серебра и золота.

В рамках публикуемой работы нет возможности подробно останавливаться на сравнении особенностей возводимых соборов и церквей. Отметим только главное. Практически весь XI век на всей территории Руси высились, устремленные ввысь православные храмы, подчеркивающие идею единения государства Владимира, Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха. Но, начиная с конца XI века, в период разгара междоусобных войн, в архитектурном стиле сформировались два направления. С одной стороны князья и зодчие стремились вернуться к формам, напоминающим о величии и силе времен Ярослава, а с другой – к формам, демонстрирующим оригинальность замысла. Иными словами шла борьба между политическим и творческим началом в храмовой архитектуре. Не случайно Всеволод Большое гнездо начал в 1185 году перестраивать (после пожара) одноглавый Успенский таким образом, чтобы он напоминал митрополичий собор времен Ярослава Мудрого.

Каждая тема времен Киевской Руси – неисчерпаема. Мы оставляем за рамками рассмотрения такие важные составляющие культуры как древнерусская литература, философия, бытовая письменность и многие другие. Оставляем также такую важную тему как двуеверие, то есть причудливое и, вне сомнения, оригинальное для каждой местности, сочетание заимствованного христианского мировоззрения и укоренившихся традиций язычества.

С момента своего создания Русская православная церковь стала рассматриваться как часть Вселенской, константинопольской. Желая контролировать политику Киевского княжества, Византия, точнее, константинопольский патриарх, ставил главу Русской церкви — митрополита. Однако русская внешняя политика сохраняла свою независимость благодаря упорству первых князей. Ярослав Мудрый первым назначил митрополитом русского священника Иллариона, чем поставил точку в споре с греками.

В древнерусском государстве Церковь богатела быстрее (за счет десятины и экономической деятельности монастырей), чем великие князья, поскольку борьба за власть обходила ее стороной, разрушения материальных ценностей не было даже в позднейшие годы монголо-татарского нашествия.

Христианская мораль внесла свои коррективы в политическую жизнь: отношения господства и подчинения стали рассматриваться как правильные и богоугодные, а Церковь получала место гаранта и арбитра в политической реальности. Племенной сепаратизм и вольности пресекались. Одна вера и один правитель всей Руси — вот формула новой религии.

Огромный вклад внесла Церковь в культуру древнерусского общества: появились первые священные книги; братья-монахиКирилл и Мефодий из Болгарии создали славянскую азбуку. Среди населения киевского княжества выросло число грамотных.

Если князь Владимир Святославович не умел читать, то его сын Ярослав сам мог насладиться творчеством древнегреческих поэтов.

Для славян, живших по законам языческого мира, христианские нормы казались необычными: «Неубий», «Неукради» — и формировали новый образец поведения. Христианство предоставило возможность всем славянам почувствовать себя подданными одной страны, которых объединяют одна религия, язык и духовные отцы.

Международный авторитет Киевского княжества возрос: с русскими князьями, как с равными, пожелали породниться королевские дома Европы. Дочери Ярослава Мудрого стали супругами французского, венгерского и норвежского королей, а сам он был женат на норвежской принцессе Ингиггрд.

Август Юльевич Давидов

1.3 Научно-организационная деятельность

В 1863 году Давидов был избран на должность декана физико-математического факультета и занимал её до 1873 года, второй раз на эту должность он был избран в 1878 году и занимал её до 1880 года. Также в разные годы он занимал посты вице-президента…

3. Место белого движения в общем противо-большевистском потоке и его организационная структура

Белое движение — причины, сущность, этапы развития в годы гражданской войны

3. Место белого движения в общем противобольшевистском потоке и его организационная структура

В целом можно выделить четыре наиболее боеспособных группы: 1) войска бывших союзников по первой мировой войне вместе с чехословацким корпусом, поднявшим восстание против большевиков летом 1918 г.; 2) казачество; 3) армии…

Военные реформы Петра І

10. Организационная структура армии

Петр I успешно провел преобразование всей армии. Регулярное войско получило четкую систему организации, которая была закреплена Воинским Уставом 1716 года. Армия Государства Российского состояла из трех родов войск: · Пехота, · Кавалерия…

Госкино СССР (1963-1991 гг.)

1.2 Организационная структура

Госкино СССР осуществляло руководство через государственные комитеты союзных республик по кинематографии и управляло предприятиями, организациями и учреждениями союзного подчинения напрямую или через создаваемые им органы…

Западноевропейский вариант средневекового общественного устройства

«Оппоненты» церкви

Однако духовная жизнь Западной Европы, разуме-ется, не исчерпывалась только христианством. Духов-ная культура, созданная в средние века, поражает многослойностью и разнообразием…

Институциональная основа эмигрантских студенческих союзов в 1920-1930-е гг.

Раздел.2. Организационная структура и система управления студенческих организаций

В 1920-1930-е годы наряду с институциональной базой российских студенческих обществ и союзов формируется и их организационная структура и система управления…

Народная воля. Возникновение, участники, деятельность. Оценки в исторической литературе

2. Организационная работа партии «Народная Воля»

2.1 Реформы церкви

Приняв на себя огромную власть, Никон поставил основной своей целью реформировать русскую церковь, вернуть ее на путь апостольского служения, поставить духовную власть над светской. автора Сказкин Сергей Данилович

Роль христианской церкви в Поздней империи. Монастыри. С кризисом рабовладельческого общества связана также эволюция христианской церкви в Римской империи. Христианство возникло как религия эксплуатируемых и угнетенных масс, но никогда не выступало против

Из книги Учебник русской истории автора Платонов Сергей Федорович

§ 12. Устройство церкви в древней Руси. Последствия принятия Русью христианства Крещение Руси не следует представлять себе как одну простую перемену верований. Христианство, став господствующею религией на Руси, выразилось не только в проповеди и богослужении, но и в

Из книги Древняя Русь глазами современников и потомков (IX-XII вв.); Курс лекций автора Данилевский Игорь Николаевич

Тема 3 ИСТОКИ КУЛЬТУРЫ ДРЕВНЕЙ РУСИ Лекция 7 Языческие традиции и христианство в Древней Руси Лекция 8 Обыденные представления древнерусского

Из книги Никейское и посленикейское христианство. От Константина Великого до Григория Великого (311 - 590 г. по Р. Х.) автора Шафф Филип

Из книги Неизвращенная история Украины-Руси. Том II автора Дикий Андрей

Роль католической церкви Католическая церковь, опасаясь что “москвофильство” приведет к возвращению в православие униатской Галицкой Руси, приняла активное участие в борьбе с этим “москвофильством”. И с 70-х годов началась планомерная и продуманная борьба с

Из книги Всемирная история: в 6 томах. Том 4: Мир в XVIII веке автора Коллектив авторов

РОЛЬ КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ Одним из столпов колониального режима в Латинской Америке была церковь. Католическая религия являлась мощным средством воздействия на население. Под ее влиянием находилась по существу вся духовная жизнь колоний: церковь ведала учебными

Из книги Том 1. Дипломатия с древних веков до 1872 гг. автора Потемкин Владимир Петрович

Роль церкви в феодальной Европе. В феодальной анархии действовали и централизующие силы. Сами феодалы - прежде всего недостаточно сильные из них - нуждались в мощных централизованных орга­нах классового принуждения для того, чтобы довершить пора­бощение крестьянства

Из книги История России автора Иванушкина В В

3. Древняя Русь в период X – начала XII вв. Принятие христианства на Руси. Роль Церкви в жизни Древней Руси Внук Ольги Владимир Святославович первоначально был ревностным язычником. Он даже поставил близ княжеского двора кумиров языческих богов, которым киевляне приносили

Из книги Лекции по истории Древней Церкви. Том IV автора Болотов Василий Васильевич

Из книги Отечественная история: Шпаргалка автора Автор неизвестен

8. ПРИНЯТИЕ ХРИСТИАНСТВА И КРЕЩЕНИЕ РУСИ. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ РУСИ Одним из самых крупных событий, имевших долгосрочное значение для Руси, стало принятие христианства в качестве государственной религии. Основная причина введения христианства в его византийском варианте –

Из книги Масонство, культура и русская история. Историко-критические очерки автора Острецов Виктор Митрофанович

Из книги История России с древнейших времен до конца XVII века автора Сахаров Андрей Николаевич

§ 6. Молящиеся у престола: общественная роль русской церкви 24 августа 1481 г. митрополит Геронтий отправился из Успенского собора в Симонов монастырь, оставив в кафедральном храме святительский посох. Так он протестовал против вмешательства Ивана III в сугубо внутренние

Из книги Сокровища святых [Рассказы о святости] автора Черных Наталия Борисовна

Из книги История православия автора Кукушкин Леонид

Из книги Быт и нравы царской России автора Анишкин В. Г.

Из книги Лекции по истории Древней Церкви. Том II автора Болотов Василий Васильевич

МАСТЕР - КЛАСС

Тема: « Соборы и храмы древней Руси »

В рамках районного теоретического семинара для учителей начальных классов

« Методические и организационные условия реализации программы духовно – нравственного развития, воспитания на ступени начального общего образования»

учитель изобразительного искусства и художественного труда МБОУ НОШ №24

Съедина Н.Н.

Михайловск

Тема мастер-класса: Соборы и храмы древней Руси

Цели и задачи:

Участникам мастер – класса дать представление об особенностях архитектуры древних храмов и соборов; показать духовные и нравственные ценности па­мятников искусства для установления связи прошлого с настоящим и грядущим;

Развивать навыки конструирования из бумаги, работы с графическими материалами; осуществлять межпредметные связи (живопись, ОРКСМ, музыка, литература).

Дать представление о технике ажурного вырезания (Вытынанка) из бумаги и – их видах и практическом применении в быту и повседневной жизни.

Оборудование мастер - класса: презентация, работы учащихся;

Инструменты: Клей, белая, красная, жёлтая, голубая бумага, острые ножницы разной длины, прямые, изогнутые и фигурные. Для мелких деталей обычно используют маникюрные. Затонированный лист ватмана для создания панно.

Задание: изготовление панно «Соборы и храмы древней Руси»

    работа по парам – аппликация (техника «Вытынанка») из заготовленных шаблонов.

    Индивидуальная работа.

Ход мастер класса.

Основная часть.

Слайд 1. Звучит музыка (колокола)

Доброе утро коллеги! Тема моего мастер – класса «Соборы и храмы древней Руси»

Слайд 2. Цели и задачи нашей работы вы можете увидеть на экране

Работу мастер – класса я начну с древней летописи. В которой говорится окрасоте земли русской о природе и конечно архитектуре древних городов Руси. (Москва, Смоленск, Новгород, Псков и т.д.)

«О светло светлая и красно украшенная земля Русская! – говорится в древнем памятнике нашей письменности,- и многими красотами удивлена еси: озеры мно­гими удивлена еси, реками и кладезями местночестными, горами крутыми, холмами высокими, дубравами чистыми, полями дивными, зверями различными птицами бесчисленными, городами великие, селы дивными, храмами и соборами великолепными…»

Мастер - класс построен на авторском уроке «Древние соборы и храмы» 4 класс, который включает в себя основу всех тем уроков 1 и 2 четверти, изучающие искусство древней Руси. А также открывает мир религиозных культур и светской этики разных стран, с которыми учащиеся 4 классов знакомятся на уроках изобразительного искусства в течение всего года.

Для нас не секрет, что архитектура таит в себе историю страны её нравы и традиции, рассказывает о событиях времён, людях и их верованиях.

Каждый человек должен знать культуру своей большой и малой родины. Поэтому перед изучением темы наши ученики обязательно посещают местный храм, знакомясь с его типом постройки, элементами декора, внутренним убранством и конечно иконами. Таким образом, дети знакомятся с истоками культуры страны, у них развиваются духовные, и нравственные ценности они приобщаются к культуре своего народа. Начинают понимать основы православия.

На своём мастер – классе мне бы хотелось познакомить вас с видами соборов и храмов, в результате чего мы сможем создать панно на тему «Соборы и храмы древней Руси».

Слайд 4.

Рассмотрите слайд с изображением разных видов соборов и храмов

Первые храмы и соборы на Руси стали строить с принятием христианства. Внешний вид православного храма напоминал бога­тыря, стоявшего на страже: прочные стены, небольшие щелевид­ные оконца, напоминавшие бойницы, шлемовидный купол.

Церкви имели в Древней Руси боль­шое общественное значение. Церковные здания возводились из де­рева, камня и кирпича. Кубическая форма церковного здания сло­жилась в русской архитектуре еще в Х-ХI веках.

Слайд 5 Разница между храмом и собором

    Храмом называется любое культовое здание, где проводится богослужение, собором – главный храм в городе, или монастыре.

    В храме литургия проводится как ежедневно, так и только в воскресенье. В соборе – ежедневно.

    В соборе богослужение проводит высший чин духовенства.

    Собор более массивный, богаче украшен, нежели обычный храм.

    В соборе несколько алтарей, а в храме может быть только один.

Крестово-купольный Успенский собор Московского Кремля, церковь Спаса Преображения в Великом Новгороде.

Крестово-купольный тип храма (все центральное пространство храма в плане образует крест) заимствован в Византии. Как правило, в плане он – прямоугольный, а все его формы, постепенно понижаясь от центрального купола, составляют пирамидальную композицию. Световой барабан крестово-купольного храма обычно опирается на пилон – четыре несущих массивных столба в центре здания, - откуда расходятся четыре сводчатых «рукава». Примыкающие к куполу полуцилиндрические своды, пересекаясь, образуют равноконечный крест. В своем первоначальном виде четкую крестово-купольную композицию представлял собой Софийский собор в Киеве. Классические примеры крестово-купольных храмов – Успенский собор Московского Кремля, церковь Спаса Преображения в Великом Новгороде.

Шатровые храмы Церковь Вознесения в Коломенском.

Шатровые храмы – это классика русской архитектуры. Пример такого рода храмов – церковь Вознесения в Коломенском (Москва), воссоздающая принятую в деревянном зодчестве конструкцию «восьмерик на четверике».

Ярусные храмы Церковь Покрова Богородицы в Филях.

Храмы, состоящие из поставленных друг на друга и постепенно уменьшающихся кверху частей, секций, называются в архитектуре ярусными. Представление о них можно получить, внимательно рассмотрев знаменитую церковь Покрова Богородицы в Филях. Всего здесь с подклетью шесть ярусов. Два верхних, не застекленных, предназначены для колоколов. Храм изобилует богатым внешним декором: различного рода колонками, наличниками, карнизами, резными лопатками – вертикальными плоскими и узкими выступами в стене, кирпичными выкладками.

Храмы - ротонды Церковь митрополита Петра Высоко-Петровского монастыря.

Храмы-ротонды – это круглые (ротонда в переводе с латинского - круглый) в плане постройки, подобные светским сооружениям: жилому зданию, павильону, залу и т.п. Яркие образцы храмов этого типа – церковь митрополита Петра Высоко-Петровского монастыря в Москве, Смоленская церковь Троице-Сергиевой лавры. В храмах-ротондах нередко встречаются такие архитектурные элементы, как крыльцо с колоннами или колонны вдоль стен по кругу.

Храмы - «корабли» Церковь Дмитрия на Крови в Угличе .

Кубический храм, соединенный с колокольней прямоугольным зданием, внешне напоминает корабль. Вот почему такой тип церкви получил название «корабля». Это архитектурная метафора: храм – корабль, на котором можно пуститься в плавание по полному опасностей и соблазнов житейскому морю. Примером подобного храма может послужить церковь Дмитрия на Крови в Угличе. А также храм в нашем городе Михайловске.

Программа по изобразительному искусству в 4 классе интегрируются, с уроками ОРКСЭ и это помогает дать больше знаний о культуре и духовности народа, а значит, развивает нравственность маленького человека.

Рассматривая храмы и соборы на определённых этапах урока я, предлагаю учащимся ответить на некоторые простые вопросы, например:

Рассмотрите сооружение (собор) и охарактеризуйте словами имён прилагательных?

Определите настроение заложенное архитектором в храме?

Для чего построено это здание?

Определите, из каких геометрических фигур состоит сооружение?

Какие характерные элементы присущи этому храму или собору?

Предлагаю и вам ответить на эти вопросы ……

А также сравнить с храмовой архитектурой других стран и выявить их различия.

Слайд 6. Рассмотрите работы моих учеников.

Нам предстоит выполнить изображение русской церкви, собора, храма, а может быть даже колокольни.

Сегодня я познакомлю вас с более простой работой в техники «Вытынанка», в этой технике можно выполнить самые разнообразные темы уроков ОРКСЭ и уроков ИЗО (Рождество, пасха, и т.д )

Слайд 7. Инструменты и материалы, необходимые для выполнения творческой работы

Обычно для выполнения работы используют тонкую, но прочную бумагу разных сортов.

Для работы необходимы: клей, острые ножницы разной длины, прямые, изогнутые и фигурные. Для мелких деталей обычно используют маникюрные.

Слайд 8 . Давайте рассмотрим виды вытынанок

Вытынанки бывают:

Одинарные

Сложные

Ажурные

Силуэтные

Одинарные вытынанки – сделаны из одного листа бумаги, его можно сложить 2, 4, 6, 8 раз или не складывать вовсе.

Сложные вытынанки всегда делали из нескольких листов бумаги разного цвета. Они делятся на:

    составные – создаются из небольших фрагментов, которые затем собираются в единую композицию,

    накладные – разноцветные листы бумаги накладываются один на другой так, чтобы каждый цвет был хорошо виден.

Слайд 9. Работа помещицы Ушаковой 18 век .(кунсткамера С. Образцова. Санкт – Петербург)

Теория возникновения техники «вытынанки».

Не секрет, что в наш техногенный век дети всё больше времени проводят перед мониторами компьютеров. Простые и милые поделки, сделанные на наших уроках своими руками, запах краски и клея, яркие рисунки, наивные и искренние, а, главное, не скачанные из Интернета, - всё это постепенно уходит из детской жизни. Тем более важно дать ребёнку шанс творчески раскрыться, стать настоящим Автором своего произведения. Предлагаемые мной материалы помогут вам в выполнении этой актуальной и благородной задачи!

Вытынанки… услышав это слово впервые, мы и подумать, не могли что это такое.

А это очень простой способ вырезания из бумаги. Вытынанки это всем знакомые снежинки, которые мы часто вырезаем из бумаги перед Новым годом.

Вытынанка (от укр. «вытинати» -вырезать) – это древний славянский вид декоративно-прикладного искусства; ажурное вырезание из бумаги, кожи, ткани, бересты, дерева.

В Белорусии называется «выцинанка, на Украине – витинанка, в Польше –выцинанка. Искусство вырезания узоров из бумаги существует с тех пор, когда в Китае была изобретена бумага 9 век. Такой вид вырезания стал называться «цзяньчжи» Сначала вырезали драконов, позже – героев легенд, духов, бабочек, рыб, птиц, людей и цветы. Такие картинки вывешивали на окна, чтобы защитить дом от зла. В некоторых поселениях перед свадьбой украшали жилище белыми вытынанками, которые изготавливали невесты. Считалось, что лучшая невеста та, у которой самые ажурные вытынанки.

Очень давно на Украине бумажными узорами украшали полочки с посудой, стены, печи, дарили их друг другу на Рождество и Пасху. Вытынанки, искусно вырезанные хозяйкой дома, использовали вместо рушников и занавесок, украшая ими иконы в красных углах избы и окна. Как только не называли такие украшения: паучки, ужики, голубки, звёздочки, крестики, стригунцы. И только в 1913 году появилось название «вытынанка».

Использование вытынанок в жизни.

Несложность технических средств, доступность и возможность создания шедевров делают вытынанки популярным и любимым творчеством, как взрослых, так и детей. Работа с ножницами, шаблонами, канцелярскими ножами способствуют коррекции и развитию речемыслительной деятельности учащихся с ОВЗ (внимания, мышления, памяти, фантазии), развитию мелкой моторики рук; воспитанию трудолюбия, аккуратности, эстетического вкуса.

С помощью вытынанок можно очень красиво и оригинально оформить помещение к новогоднему празднику.

Для украшения жилища сейчас вытынанки используют как элементы интерьера и декора стен, мебели.

Слайд 10. Перед вами вытынанки по теме Соборы и Храмы работы, вырезанные простым способом

Слайд 11. Последовательность выполнения практической работы.

    Создание эскиза храма уточнение деталей

    Вырезание силуэта и мелких деталей рисунка изображённого на бумаги.

    Завершение изготовления собора или храма.

    Наклеивание на панно работы

Начинают работу с эскиза, в котором необходимо выразить то, что представляют увидеть в конце работы.

Намечают контуры согласно эскиза, затем вырезают, соблюдая рамки выбранного контура. При этом закрытые участки определяют заранее, так как они при вырезании удаляются. Если их нужно сохранить, то продумывают элементы, способствующие их соединению.

Слайд 12. Этапы выполнения работы

Слайд 13. Творческая работа участников мастер - класса

Вырезанные храмы клеят на панно и вклеивают голубей.

Итог мастер-класса.

Творческая работа слушателей мастер класс закончена.

Интернет ресурсы:

    http://stranamasterov.ru/

    http://www.liveinternet.ru

    http://tvorchestvo.wordpress.com

  • http://www.sami-svoimi-rukami.ru

    http://www.4evercraft.com

Литература

    В. Соловьев «Золотая книга русской культуры»

    Б. Неменский учебник 4 класса «Искусство народов мира»

    А.В. Кураев «Основы православной культуры» 4 класс –М,: Просвещение, 2010г.