Исторические формы и особенности догматики и культа иудаизма. Иудаизм иудаизм как национальная монотеистическая религия Что это монотеистические религии

Иудаизм – религия еврейского народа. Слово «иудаизм» происходит от греческого ioudaismos, введенного в употребление грекоязычными еврея- ми ок. 100 до н.э., чтобы отличить свою религию от греческой. Оно восходит к имени четвертого сына Иакова – Иуда (Йехуда), чьи потомки, вместе с потомками Вениамина, образовали южное – Иудейское – царство со столицей в Иерусалиме. После падения северного – Израильского – царст- ва и рассеяния населявших его племен народ Иуды (известный впоследствии под названием «йехудим», «иудеи» или «евреи») стал основным носителем еврейской культуры и остался им даже после разрушения своего государства.

Иудаизм как религия – важнейший элемент еврейской цивилизации. Бла- годаря сознанию своей религиозной избранности и осоБого предназначения своего народа еврейство смогло выжить в условиях, когда оно не раз утрачи- вало свою национально-политическую идентичность.

Иудаизм подразумевает веру в единственного Бога и реальное воздейст- вие этой веры на жизнь. Но иудаизм – не только этическая система, он включает в себя религиозные, исторические, обрядовые и национальные

элементы. Нравственное поведение не самодостаточно, оно должно сочетать-

ся с верой в то, что добродетель «прославляет единого Бога».

Главным обоснованием ключевых верований и практики иудаизм служит история еврейского народа. Даже заимствуя древние праздники или обряды

у развитых культур Ханаана и Вавилонии, иудаизм изменял их главный смысл, дополняя, а затем и вытесняя естественную интерпретацию историче-

Ской. Например, Песах (еврейская Пасха), первоначально праздник весенней

История религии. Конспект лекций -192-

ЛЕКЦИЯ 8. ИСТОРИЯ ИУДАИЗМА

жатвы, стал праздником освобождения из египетского рабства. Древний обычай обрезания, изначально бытовавший у других народов как обряд, от- мечавший вступление мальчика в период полового созревания, трансформи- ровался в акт, совершаемый при рождении мальчика и символизирующий введение ребенка в завет (союз-договор), который Бог заключил с Авраамом.



Вывод, к которому в XIX в. пришли некоторые (в большинстве христиан-

ские) историки религий, что еврейская история породила две разные религии,

а именно религию Израиля до Эзры (ок. 444 до н.э.) и затем уже иудаизм, многими был признан ошибочным. Эволюция иудаизма непрерывна, и подобно другим религиям иудаизм изменялся и развивался, освобождаясь от многих старых элементов и воспринимая новые принципы и нормы в соответствии с меняющимися условиями. Несмотря на возрастающую роль правовых элементов в иудаизме после вавилонского плена религия осталась по существу той же, что и в период до плена, и любая значимая доктрина иу- даизма после плена восходит к более ранним учениям. Иудаизм после плена, не отступая от универсализма прежних пророков, поднял их универсализм на новую высоту в произведениях Второисайи, книгах Руфи, Ионы, Псалмах, так называемой литературе премудрости и составленных фарисеями Галахе и Агаде.

В примитивной форме еврейская религия существовала в период патри-

архов (ок. 2000-1600 до н.э.), в эпоху, для которой характерны обожествление сил природы, вера во власть демонов и духов, табу, различение чистых и нечистых животных, почитание умерших. Зачатки некоторых важных эти- ческих идей, которые впоследствии развивали Моисей и пророки, существо- вали уже в самый ранний период.

Согласно Библии Авраам был первым, кто признал духовную природу единственного Бога. Для Авраама Бог – верховный Бог, к которому верую-

щий может обратиться, Бог не нуждается в храмах и священнослужителях,

он всемогущ и всеведущ. Авраам покинул свою семью, которая не отказалась от ассирийско-вавилонских верований, и до своей смерти в Ханаане кочевал

с места на место, проповедуя веру в единственного Бога.

При Моисее (вероятно, XV в. до н.э.), который воспитывался в условиях высокоразвитой египетской культуры, иудаизм принял более сложные

и утонченные формы. Моисей придал религии форму исключительного по- клонения Яхве (так евреи именовали Бога). Именно его вмешательством он объяснял страшную катастрофу, которая постигла Египет и привела

к освобождению из рабства израильтян и разнородной массы угнетенных – тех, кому было суждено стать еврейским народом. Почитание единственного Бога сопровождалось установлением ритуальных и социальных законов, ко-

торыми руководствовались сыны Израилевы во время скитаний в пустыне. Культ и ритуал не имели для Моисея осоБого значения, они были лишь до- полнительным средством, помогающим народу сохранить преданность Богу.

Основной упор делался на соблюдение духовного и морального закона, сформулированного в десяти заповедях, которые решительно запрещали по- клонение идолам, изображавшим Богов. Религией Моисея допускалось со-

История религии. Конспект лекций -193-

ЛЕКЦИЯ 8. ИСТОРИЯ ИУДАИЗМА

1. Источники изучения иудаизма. Танах. Становление монотеизма. Культ Яхве. Мессианизм. Талмуд

оружение осоБого шатра, скинии завета, служившей видимым знаком боже- ственного присутствия, а также ковчега завета – деревянного, обитого золо- том ящика, где помещался «завет» Яхве, таинственный предмет, от которого, возможно, исходило опасное радиоактивное излучение (1 Цар 5-6).

Завоевав Ханаан, сыны Израилевы под влиянием местных религиозных обычаев разработали культ, включавший жертвоприношения, праздники и местные святилища с организованным жречеством. В Ханаане израильтяне

обнаружили также чрезвычайно разветвленный культ божеств плодородия,

главной из которых была Асират.

Позднее, в связи с борьбой против идолопоклонства, в Израиле появились пророки – уникальная в истории древнего мира группа людей, благодаря ко-

торым религия еврейского народа достигла наивысшего расцвета. Это были люди различного социального происхождения, которые отваживались объяв-

лять во всеуслышание то, что им открывалось, даже если их пророчества воз- вещали большие бедствия, гибель целого народа или разрушение Храма. Они проповедовали чистый монотеизм и универсализм, их учение было прониза- но пафосом социальной справедливости. Пророки боролись не столько про-

тив жертвоприношений, сколько против того, чтобы им придавали самостоя- тельную ценность или рассматривали их как соблюдение союза-договора Из- раиля с Богом. Полемика пророков, которая прослеживается также в псалмах,

сыграла важную роль в ликвидации многих независимых культовых центров, но не в отмене жертвоприношений. В результате централизации культа в царствование Иосии иерусалимский Храм вытеснил старые святилища

с их языческими божествами и культами. Именно пророческая критика куль- та жертвоприношений и подчинения праведности обрядовой стороне в значительной степени привела к так нназываемый девтерономической ре-

формации, которую осуществил царь Иосия ок. 621 до н.э.

С падением Иудейского царства и разрушением Храма в 586 до н.э.

в среде живших в Вавилонии евреев-изгнанников иудаизм приобрел новые формы. Во время изгнания евреи селились не только в Вавилонии,

но и в Египте, Сирии и других странах. Тенденция к идолопоклонству в изгнании не прослеживалась, и в это время совершались только те обряды, которые не были связаны с храмовым Богослужением. Соблюдение субботы

и обрезание являлись важнейшими знаками союза-договора с Богом. В соб- раниях пересказывали предания, толковали Писание, читали псалмы и другие произведения религиозной поэзии, исповедовались и возносили молитвы, со-

обща или индивидуально. Новшеством в еврейской жизни стало молитвенное Богослужение. Отпадала нужда в зданиях, предметах культа, сословии жре- цов; требовалось лишь желание группы или отдельного человека. В собрани-

ях не делили людей по их социальной принадлежности, и в этом смысле де- мократизм позднее стал характерной чертой синагоги. Когда изгнанники воз- вратились в Иерусалим, молитвенное Богослужение, получившее развитие

В синагогах, стало частью храмовой службы, и после вторичного разрушения Храма (70 н.э.) вновь вытеснило жертвоприношения. Синагога заменила Храм. Для евреев, живших в диаспоре, она служила молитвенным домом, ре-

История религии. Конспект лекций -194-

ЛЕКЦИЯ 8. ИСТОРИЯ ИУДАИЗМА

1. Источники изучения иудаизма. Танах. Становление монотеизма. Культ Яхве. Мессианизм. Талмуд

лигиозной школой и местом собраний. Во время вавилонского плена и после него выявилось универсальное значение идей иудаизма, и он трансформировался из общности, основанной на кровном родстве, в основанную на вере общину, членом которой мог стать представитель лю- Бого народа. Национальные идеалы сохранялись, что уживалось с представлением о единстве человечества. Эту концепцию иллюстрируют семьдесят жертвоприношений на праздник Кущей (Суккот), символизирую- щие участие семидесяти народов мира в служении одному Богу.

Спустя немногим более ста лет после разрушения Храма изгнанники на-

чали возвращаться в Палестину. Под предводительством Неемии они восста-

новили стены Иерусалима и снова воздвигли Храм. По его приказанию евреи расторгли браки с чужеземными женами для сохранения еврейской общины, которой угрожало проникновение языческих культов и обычаев, принесен- ных чужестранками.

Если Храм снова стал местом жертвоприношений, то синагога предоста- вила всем возможность для изучения Торы (Закона). Моисеев Закон ограни- чивал поле деятельности жреческого (священнического) сословия; задачу

толкования Торы приняли на себя ученые книжники («соферим»). Престиж книжников возрастал, особенно в период, когда наследственное священство стало приспосабливаться к эллинистическим нравам и обычаям. Книжники

успешно руководили борьбой за сохранение национальной и религиозной чистоты. В борьбе за свободу сыновья Маттафии Хасмонея во главе с Иудой Маккавеем привели евреев к победе над греческими войсками Антиоха Эпи-

фана (победе в ней посвящен праздник Ханукка).

Эзре (Ездре) и книжникам, пришедшим после Неемии (V-II вв. до н.э.)

приписывают окончательное оформление трехчастного канона еврейской

Библии (Танаха). Этот труд создавался в период, когда появилось множество апокрифических сочинений. Теперь изучение Писаного Закона (Тора ше-би- хтав) дополнялось толкованием Устного Закона (Тора ше-бе-аль пе), состав- ленного из заповедей, которые, по преданию, Моисей получил на Синае вме- сте с Писаной Торой. Очевидно, что многие положения Писаной Торы изме- нялись с течением времени. Писаный и Устный Закон охватывал ритуальную практику, хозяйственную деятельность, законодательство, гигиену, наследст- венное право, право собственности, земледелие, одежду, пищевые запреты – почти любую сферу человеческой жизни. Писаная и Устная Тора определяли не просто вероисповедание, но образ жизни.

Во II в. до н.э. в иудаизме оформились две группировки – саддукеи и фарисеи. Саддукеи принадлежали к священству и знати; они служили опо- рой священнической династии Цадокидов и, возможно, названы по имени ее основателя Цадока. Фарисеи, представлявшие средние слои общества и действовавшие в согласии с традицией книжников, пытались ограничить влияние саддукеев и оспаривали их решения. Своим идеалом они провозгла- шали священство всего народа и были убеждены, что вся жизнь человека должна быть пронизана благочестием. Саддукеи исходили из буквы Закона, фарисеи – из его духа. В отличие от саддукеев, фарисеи наряду с Писаной

История религии. Конспект лекций -195-

ЛЕКЦИЯ 8. ИСТОРИЯ ИУДАИЗМА

1. Источники изучения иудаизма. Танах. Становление монотеизма. Культ Яхве. Мессианизм. Талмуд

Торой признавали Устную Тору, разработанную книжниками и рабби (рав- винами, законоучителями), считая ее предписания обязательными для испол- нения. Благодаря признанию авторитета как Писаного, так и Устного Закона жизнь еврейского народа не утратила своих традиционных черт и после па- дения Иудейского государства и разрушения Храма. Возросший авторитет Закона превратил учителей Торы в бесспорных лидеров народа. Между фа- рисеями и саддукеями существовали расхождения и по ряду конкретных во- просов. Так, фарисеи признавали учение о бессмертии души и воскресении из мертвых, а саддукеи отвергали его.

Традицию фарисеев продолжили таннаи (таннаим – «учителя»), амораи

(амораим – «толкователи») и савораи (савораим – «разъясняющие»), ученые, коллективный труд которых увенчался созданием Талмуда, огромного соб- рания документов, включающего Устный Закон, правовые заключения, дис- куссии и решения по разным вопросам, моральные предписания и принципы, а также исторические повествования, легенды и предания. Свой окончатель- ный вид Талмуд принял в Вавилонии ок. 500. Последнюю редакцию Вави- лонского Талмуда приписывают Равине, главе академии в Суре, и рабби Йо- се, возглавлявшему академию в Пумбедите. Иерусалимский, или Палестин- ский Талмуд, создававшийся в школах Палестины на протяжении многих по- колений, был завершен ок. 350 г. в Иерусалиме.

Талмуд состоит из двух частей. Первая часть – Мишна, произведение таннаев, редакцию которой осуществил Иуда ха-Наси («Иуда-князь»); вто- рая – Гемара («завершение»), результат работы амораев. Законодательный материал Талмуда называется Галаха, а гомилетический, аллегорический и поэтический материал – Агада («сказание», «повествование»). Вероучению отводится подчиненная роль, поскольку фундаментальные принципы еврей- ского вероисповедания, будучи общеизвестными и признанными, не нуждались в перечислении или каких-либо особых формулировках. Ос- новное внимание уделено нормам, регламентирующим поведение евреев в любой сфере жизни. Галаха – основной раздел Талмуда, тогда как Агада занимает гораздо более заметное место в раввинистических произведениях другого жанра. Этот жанр, мидраш, поставлял основной материал для еврей- ской теологии.

Эпоха савораев длилась до 600. Примерно в это время появилась плеяда ведущих ученых, гаонов (от евр. «геоним» – «превосходительства», «про- славленные»). Гаоны возглавляли академии в Суре и Пумбедите, две веду- щие школы Вавилонии, ставшие центрами изучения права после того, как римляне закрыли школы в Палестине (300). В то время главой вавилонской общины являлся «реш галута» («глава изгнанников», «эксиларх»), утвер- ждавшийся, как правило, персидскими властями. Но реальное влияние на жизнь евреев, как в Вавилонии, так и в других странах, оказывали настав- ники-гаоны. Период гаоната продолжался около 450 лет (600-1050). Некото- рые выдающиеся гаоны комментировали и преподавали Закон в школах, ко- торые они возглавляли и, будучи верховными судьями, внедряли его в жизнь общин. Они занимались исследованиями, выходящими за пределы Талму-

История религии. Конспект лекций -196-

ЛЕКЦИЯ 8. ИСТОРИЯ ИУДАИЗМА

1. Источники изучения иудаизма. Танах. Становление монотеизма. Культ Яхве. Мессианизм. Талмуд

да, – историей, грамматикой, литургикой. Рабби Шерира Гаон из Пумбедиты в 987 г. написал знаменитое послание евреям Кайруана об эволюции Талму- да, которое остается одним из важных источников по этой теме. Рабби Ам- рам Гаон из Суры в 870 г. и рабби Саадия Гаон (892-942), выдающийся грам- матист и философ, разрабатывали литургию. Многие гаоны, отвечая на запросы евреев диаспоры, писали пространные респонсы (так назывались послания авторитетных раввинов в ответ на вопрос галахического характера; решение, изложенное в респонсе, являлось прецедентом и имело силу зако- на). Наиболее известны респонсы рабби Хая Гаона из Пумбедиты, датируе- мые примерно 1000 г. Гаоны также редактировали своды талмудических за- конов.

Возникшая в эпоху гаоната секта, известная под именем караимов, отвер-

гала Талмуд. Это были последователи Анана бен Давида (умер ок. 800 г.),

безуспешно претендовавшего на пост эксиларха, который занимал его дядя. Ожесточившись против гаонов, не поддержавших его притязаний на эту должность, Анан отправился в Палестину, где собрал вокруг себя группу по- следователей, убежденных, что предписания талмудистов извращают Закон. Анан призывал к неукоснительному соблюдению буквы Закона, как он сформулирован в Библии. Отвечая Анану, раввины сначала делали упор на авторитет Талмуда, считая, что в условиях распространения ислама необ- ходимо придерживаться интерпретации Писаной и Устной Торы, освящен- ной вековой традицией. Чтобы достойно ответить на вызов караимов, талму- дисты занялись интенсивным изучением Библии, еврейской грамматики и филологии, а также еврейской теологии и этики. В конце концов рост кара- имского движения прекратился, и для следующих поколений Талмуд остался самым авторитетным трудом.

Вообще говоря, Талмуд представляет собой не столько упорядоченный кодекс, сколько простое собрание законов. Кроме того, Талмуд пополнялся обширными комментариями раввинов, толковавших его сообразно измене- ниям социальных и культурных условий. Не существовало ни жестких пра- вил интерпретации, ни главного авторитета или последней инстанции. В большинстве случаев комментаторы старались найти обоснование своим взглядам в Библии и Талмуде или в трудах раввинов-предшественников. Ве- дущим комментатором Талмуда был Раши (рабби Шломо бен Ицхак из Труа,

1040-1105 гг.). Говорили, что без его комментария Талмуд сейчас мог бы стать книгой за семью печатями.

Хотя комментарии облегчали изучение Талмуда, ощущалась потребность в доступном руководстве, удобном для практического применения. Очень рано начали составлять своды еврейских законов, призванных восполнить

этот недостаток. Среди первых – Большие постановления (Галахот Гедолот) и Гилхот Алфаси, открывшие путь для дальнейшей кодификации. Важней- шими из более поздних кодексов стали свод Маймонида Повторение Закона

(Мишне Тора), Четыре ряда (Арбаа Турим), труд Якова бен Ашера (умер

1340 г.), и Накрытый стол (Шулхан Арух) Иосифа Каро (1488-1575 гг.). Ко-

Декс Маймонида представляет систему иудаизма в его целостности, причем

История религии. Конспект лекций -197-

ЛЕКЦИЯ 8. ИСТОРИЯ ИУДАИЗМА

1. Источники изучения иудаизма. Танах. Становление монотеизма. Культ Яхве. Мессианизм. Талмуд

Маймонид, в отличие от других кодификаторов, не следовал порядку, приня- тому в Талмуде, но по-своему группировал материал и вводил новые разде- лы. Он не ссылался на авторитеты, за что подвергался критике; его стиль ла- коничен. Шулхан Арух Каро, составленный на основе Арбаа Турим и снабженный глоссами Моисея Иссерлеса (1520-1572), принят современным ортодоксальным еврейством в качестве нормативного кодекса.

Иудаизм - одна из древнейших монотеистических религий мира, которая с небольшими изменениями функционирует до сих пор и является национальной религией евреев. Эта религия сыграла особую роль в развитии многих религиозных течений и направлений, стала первоосновой двух мировых религий - христианства и ислама. Иудаизма принадлежит исключительная роль в истории еврейского народа, когда в условиях потери им государственности и территории религия стала средством сохранения национальной идентичности.

Иудаизм сформировался на основе древних еврейских верований и культов и, как монотеистическая религия, был провозглашен декретом царя Иосию в 621 г. до н. э. Согласно этой религиозной реформы единственным, всемогущим Богом становится верховный Бог племени иудеев (откуда происходит название религии). Яхве на древнееврейском языке означает „Господь” или „сущий, то, что существует”. Поэтому Яхве - это не столько имя Бога, как титул, потому что у иудеев называть Бога по имени считалось большим грехом (имя божие непознанное),

Еврейские племена (с древнееврейского „евреи” - „те, что пришли из-за реки Євфрат”) принадлежали к західносемітської группы скотоводов-кочевников, которые в XIII в. до н. э. переселились из північномесопотамських степей в Палестину. Из истории известно о завоевании евреев египтянами и об освобождении их из „египетского плена”. Это событие связывают с библейским пророком Моисеем, под руководством которого евреи вернулись в Палестину в Ханаан (Обетованную землю). Они перешли к земледелию и стали посредниками в торговле между разными народами. В конце XI в. до н. э. основывается Израильское царство, ведущую роль в котором играл племя Иуды (иудеев), что поклонялось богу Яхве.

Моисея иногда называют основателем иудаизма, хотя еще задолго до его рождения существовал культ Яхве - Бог Авраама, Исаака и Иакова, который через пророков извещал народа Израиля много откровений. Яхве завещал Аврааму (около 2085 г. до н.э.), что потомки его будут многочисленными и образуют народ, избранный Богом из-среди всех других народов мира. Одной из важнейших основ иудаизма является представление о Яхве, как единого, абсолютного и бесконечного Создателя всего сущего. Он всемогущ, любящий и справедливый, глубоко личностный, а не абстрактный. На момент освобождения евреев от рабства Яхве открыл себя Израиля в действии (Выход) и слове (дарил свой Закон Моисею на горе Синай). Полученный Израилем Закон состоял из Десяти заповедей и свыше 600 законов в форме приказов и установок для повседневного поведения.

Пятикнижие Моисея (Тора) - первые пять книг Библии - являются основными священными книгами, которые отражают древнюю историю евреев и процесс формирования их религии. Тора содержит рассказ о создании Богом всего живого и неживого, о родоначальника евреев пророка Авраама, Моисея, который получил от Яхве „Завет Бога” - Декалог " (десять заповедей), в котором сведены в единое целое моральные установки и правила поведения. Яхве через пророков постоянно наставлял народ Израиля на общественные преобразования и нравственное совершенствование. Согласно заключенного завета Бог выдвигал перед избранным Им народом высокие моральные требования, указывая, что его благословение зависит от социальной и моральной справедливости в еврейском обществе. Иудаизм, отражая образ жизни евреев, их представления, особенности миропонимания вместе с тем составляет систему развитого этического монотеизма, аналогов которой не существует среди тогдашних религий мира.

Важно отметить то, что формирование иудаизма как монотеистической религии происходило параллельно с процессом государственно-политической консолидации израильтян. Иудаизм сыграл роль катализатора общественно-политической жизни и утверждения Израиля, как могущественного царства.

Времена правления Саула, Давида и Соломона называют „золотым веком” в древнееврейском истории. Шестиконечная звезда - символ славы и доблести царя Давида - стала символом еврейского народа. Как считают исследователи этот знак образуют два щиты царя Давида - выдающегося правителя, полководца, талантливого поэта и мудреца. Он укрепил государство, перестроил и украсил ее столицу Єрусалим, построил величественный дворец на горе Сион, где хранился „Ковчег Завета” с двумя священными скрижалями, на которых были записаны Десять заповедей, врученных Богом Яхве Моисею на горе Синай. Преемник Давида - царь Соломон построил в Єрусалимі храм Богу - главную святыню евреев. Этот храм был разрушен во время ассиро-вавилонского завоевания в 586 году.

В конце VI в. до н. э., когда персидские цари Ахеменіди завладели Вавилонією, Єрусалим отстроили, а впоследствии, во времена пророка Ездры, был восстановлен храм Яхве. Поэтому это время вошел в историю под названием период „второго храма”. Во времена изгнания „вавилонского плена”) иудеи собирались для молитвы в особых местах - синагогах. Даже, когда Иерусалимский Храм был отстроен, синагоги продолжали оставаться молитвенными собраниями еврейских общин. А когда в 70 г. до н. э. римляне окончательно разрушили Храм, синагоги стали организационными центрами, где группировались еврейские общины и официальными центрами распространения иудаизма. В каждой синагоге учил раввин, который имел авторитет благодаря глубоким знаниям. Иудаизм выжил в многочисленных диаспорах, рассеянных по многих странах.

На протяжении веков после вавилонского завоевания произошли значительные изменения в культовой практике иудаизма. Так, с разрушением храма исчезла традиция жертвоприношения. В синагогах вместо жертвоприношений проходили молитвенные обряды и изучения Закона. Вместо иудейских жрецов появились учителя Закона (раввины), которые разработали подробную традицию передачи Закона Моисея. Закон жестко регламентировал все стороны общественной и религиозной жизни евреев, что стало основным залогом их спасение. Раввины утверждали, что каждый еврей имеет непосредственный доступ к Богу и не требует обращения или искупления. Раввины поделили Закон на 613 заповедей: 365 в форме запретов и 248 повелений и наставлений. Каждая из них была подробно и однозначно потрактована. Всю жизнь иудея с момента рождения до похорон подчинялось определенным обрядам и ритуалам.

Благодаря этим исключительным требованиям, иудаизм стал своеобразной национальной религией. Своеобразие содержания вероучения определяют следующие основные положения:

Вера в единого позасвітового Бога Яхве, Творца небес и земли;

Вера в особое призвание еврейского народа быть „народом богоизбранным”, „собственным Его народом из всех народов, которые на Земле”, поставленной „высочайшее выше всех народов, которых Господь создал”;

Вера в конец света, потусторонней вознаграждение и наказание в воскресение из мертвых;

Идея пришествия на землю Мессии - „посланца Бога” (с древнееврейского - „помазанник”, древнегреческим - Христос), то есть божественного спасителя, страшный суд и установления Им тысячелетнего царства в Єрусалимі - „небесного Єрусалиму”.

Организационным центром иудаизма стал храм на горе Сион в Єрусалимі. Жрецы этого храма сыграли выдающуюся роль в создании священных книг, собирая и редактируя древние мифы - о создании мира, первых людей из „праха земного” (с древнееврейского - „адама” - земля), о „всемирный потоп”, „вавилонская башня” и др. Ветхозаветные мифы перекликаются с шумерськими, асиро-вавилона, египетскими и арабскими источниками.

Иудаизм обнаруживает много общего с другими древними религиями и в культовой практике. В иудейском культе значительную роль играют молитвы, обряды обрезания и омовение, что имеют древнее происхождение. Основные религиозные праздники: - маццот - земледельческое весенний праздник, слилось с давней скотарською пасхи (песах); шабуот - святой день субботы; пятидесятница - праздник жатвы пшеницы; суккот - праздник кущей, в честь сбора плодов. Детально регламентирована юдаїстська обрядность и ритуал. Основным источником вероучения является ветхий Завет, который в иудаизме называют Танах (аббревиатура слов „Тора”, „Небіїм”, „Кетувім” - давньоєврейські названия трех разделов Святого Писания - „Пятикнижия”, „Пророки”, „Писания”). „Тора” (в переводе - учение), или „Законы Моисея” является основной книгой, что носит характер собрание религиозных догматов. Она содержит первые библейские книги: „Бытие”, „Выход”, „Левит”, „Числа”, „Второзаконие” („второзаконие”). Мишна - свод правил и законов, созданных на рубеже II - III ст., стала основой всего еврейского законодательства, а стержнем общечеловеческой морали - десять заповедей Божьих - Декалог, что содержится в книге „Выход”.

Наряду с книгами Ветхого Завета иудеи уважают Талмуд - многотомный сборник всей религиозной литературы. Он создавался в IV в. до н. э. - IV в. н. э. и впитал устные комментарии к ветхому завету, богословские трактаты о догматах, моральные наставления, религиозные наставления, законы относительно судопроизводства, уголовных и гражданских дел. Талмуд включил в себя две части - „Мишну и Гемару” (комментарии к трактатов „Мишны”). Талмуд богатый на фольклорные мотивы, содержит учение выдающихся раввинов, отражает обычаи и традиции евреев.

На протяжении всей многовековой истории иудейское вероучение и культ совершенствовались, трансформировались в соответствии с новыми общественно-культурных обстоятельств. В его исторической эволюции различают библейский, талмудичний и рабиністичний периоды.

Современный иудаизм включает два основных направления - ортодоксальный и реформистский (модернистский). Ортодоксы стараются тщательно соблюдать все талмудических предписаний, традиционных обрядов и ритуалов. Одной из причин устойчивого традиционализма является образ жизни еврейских общин в диаспорах. Благодаря вере, прочной культурной традиции еврейский народ сумел выжить и сохранить свою аутентичность в изгнании.

Одной из наиболее консервативных течений является хасидизм (с древнееврейского „хасид” - благочестивый). Его основателем был Узріїль Бешт (1700-1760 г. г.), который проповедовал свое учение на Украине (в Галичине, Подолии, Волыни). Он много путешествовал, учил и лечил людей, за что был назван „добрым чудотворцем”. „Высказывания” учителя, которые собрали и издали его ученики, доносят ведущие идеи хасидизма. Центральным принципом является абсолютное всебожья, когда Вселенная, природа мыслятся излучением, эманацией его потенций. Это своеобразный пантеизм, когда вне и помимо бога нет ничего. Идеи хасидизма базируются на эзотерическом учении Каббалы - средневековой мистической течения, сочетавшая некоторые элементы пифагореизма и христианства. Ее сторонники стремились достичь мистического слияния личности с божественным Вселенной. Поэтому хасиды оказывали решающего значения молитвам - искренним и экзальтированным. Они утверждали, что не столько выполнение обрядов и предписаний Талмуда, сколько искренняя и горячая молитва к Яхве ведут к спасению. Главное в молитве не содержание, а чувства, вдохновение. Хасидизм нашел распространение не только в Украине, но и Польше, Литве, Белоруссии с конца XVIII ст. Хасидов сегодня больше всего насчитывается в США и Израиле. Они носят преимущественно черный наряд в стиле XVIII - XIX вв., а потому заметно отличаются в современной городской среде. Как правило они организованы в секты, возглавляемые различными выдающимися ребе (раввинами).

Реформаторские (называются также „либеральными” или „прогрессивными”) течения иудаизма формируются в Западной Европе в начале XIX века по условий формирования буржуазных отношений. Их религиозные догматы и культовая практика приспосабливаются к новым социальных отношений. Реформы обратились на смягчение жестких ортодоксальных регламентаций и упрощения религиозных обрядов, согласование их с культурными запросами коренного населения. Ведь пропагандируя идею богоизбранности, иудаизм изолировал своих последователей от чужеземного социальной среды. Идейным основанием реформістськоо иудаизма послужило учение выдающегося еврейского мыслителя XVIII ст. Мозеса Мендельсона, который считал, что евреям не стоит отделяться от западной культуры, а перенимать и усваивать ее. Упрощая культ, идеологи реформизма подносили значение религиозного воспитания в семье. Верующие вместо пассивных исполнителей обрядов ортодоксального иудаизма все больше становились сознательными последователями модернизированного вероучения. Наиболее либеральной формы вступил иудаизм в США, где проживает многочисленная община евреев. Образ их жизни достиг высшего уровня секуляризации, полностью согласуясь с современной культурой и философией.

Кроме США значительные еврейские общины проживают в странах Европы, в том числе и в Украине.

Несмотря на проповеди всемирного и общечеловеческого характера единого Бога, иудаизм был и остался национально-этнической религией. Отчасти этому способствовали два обстоятельства: 1. Бог Яхве всегда рассматривался исключительно как такой, что преподносит евреев над всеми другими народами; 2. из 444 г. до н.э. существует религиозная запрет на брак евреев с представителями любых других народов. Хотя данный запрет возбуждалось, однако ортодоксальные иудеи стараются соблюдать ее и в наше время. Иудаизм является государственной религией современного Израиля. Сегодня там сложная политическая ситуация через затяжной арабо-израильский конфликт. В этих условиях все мировое еврейство через посредничество многочисленных международных организаций и религиозных объединений ищет способы решения этого конфликта.

Участие в этом принимают и еврейские формирования в Украине. К концу 1990 г. г. в Украине действовало свыше 80 иудейских общин. С 1991 года активно функционирует „Объединение религиозных общин иудейского признание в Украине”. Современные условия независимой Украины способствуют развитию еврейского этноса, который принимает участие в развитии правового государства, помогает установлению цивилизованных отношений с различными странами, в частности с Израилем, где проживают более 200 тыс. выходцев из Украины. Весомую роль играют еврейские культурно-просветительские организации, которые действуют в 70-ти городах. В Украине действуют такие международные организации, как Сохнут, Институт еврейской материальной культуры, Международный еврейский Соломонов университет, а также еврейские школы, театры, пресса и т.д. Политико-правовые основы современного украинского государства позволяют решить недоразумение в межконфессиональных взаимоотношениях представителей различных вероисповеданий. Толерантность, терпимость, преемственность религиозных традиций представляют безусловную гарантию гармонизации жизни различных религиозных общин.

Следует сказать, что помимо представленных в данной теме существовали и существуют еще и другие виды национально-этнических религий, таких как зороастризм (религия древних иранских народов), религия и религиозные культы Древней Греции, Древнего Рима, Древнего Єгіпту, Вавилона и др. Некоторые из них исчезли вместе с этносами и государствами, на основе которых они функционировали, а некоторые продолжают существовать и в наше время (например, зороастризм).

В отдельных странах в процессе исторического развития сформировались самобытные религиозные системы, которые отражали весь комплекс специфических природных, социальных и духовно-культурных факторов. Этнические и национальные религии (или национально-этнические), которые функционировали, или продолжают действовать в рамках национальных государств, тесно связанные с географическим средой, образом жизни определенных народов, а потому возникают важной характеристикой этноса, становясь мощным фактором этногенеза.

Иногда в пределах одного государства, где сформировались отдельные религиозные группы функционирует несколько религий (поликонфессиональность), а порой, наоборот, разные этносы исповедуют одну религию, которая приобретает регионального или мирового значения. Определенные народы на протяжении всей истории пытались держаться своих традиционных (национальных) религий (индуизм, синтоизм, иудаизм), а другие радикально заменяют традиционные народные религии на совершенно новые (например, в Украине христианство встал на смену народной языческой религии).

Важным фактором в эволюции каждой религии есть взаимодействие с внешним этнокультурным средой, что приводит к трансформации традиционной системы верований, видоизменения культовой практики, а также теософских концепций. Значительное влияние оказывает и цивилизационный прогресс, в частности урбанизацийний процесс, когда функционирующие религии кардинально модернизируются приспосабливаясь к новым формам жизни. Правда в процессе утверждения новых религий более древние верования и культы синкретично связываются с новейшими, составляя этнографическую базу функционирующих в новом геокультурному среде над этнических религиозных систем.

Ретроспективный анализ позволяет воссоздать исторический ритм этого сложного процесса, который включает такие отдельные стадии: зарождение - становления - развитие - распространение - зрелость - упадок, или трансформация.

Поскольку религия органично вплетена в социально-культурной жизни человечества, постольку она отмечает влияния исторических, социальных и этнических факторов. В истории человечества религия сыграла выдающуюся роль в процессах формирования различных национально-этнических групп и ранних государственных образований. Обращение к истории, содержания и функций наиболее известных и влиятельных национально-этнических религий позволяет лучше понять как сущность религии, так и становление процессов этно и государства.

определенном этапе развития этого региона уже в буквальном смысле слова носилась в воздухе. Рано или поздно, но она должна была как-то реализоваться. В этом смысле реформы Эхнатона и зороастризм можно считать вариантами общего поиска. Наиболее же удачная, оптимальная с точки зрения результатов модель монотеизма была разработана сравнительно небольшой и находившейся к тому же на невысоком уровне развития этнической общностью древних евреев, бывшей одним из ответвлений семитских пастушеских племен.

Глава 6 Монотеистические религии: иудаизм

Все три монотеистические религиозные системы, известные истории мировой культуры, тесно связаны друг с другом, вытекают одна из другой и генетически восходят к одной и той же ближневосточной зоне. Первая и древнейшая из них – иудаизм, религия древних евреев. Об иудаизме написано много. Эта религия со всеми ее догматами и обрядами, богатой историко-культурной традицией, зафиксированной в священных текстах, обстоятельно исследовалась специалистами.

Вообще-то нет ничего удивительного в том, что монотеистическая религия сложилась в ближневосточной зоне, где ранее всего появились древнейшие очаги цивилизации и где еще в III тысячелетии до н. э. сформировались достаточно развитые первые религиозные системы. Неудивительно и то, что именно здесь, где существовали древнейшие в истории централизованные деспотии, в первую очередь Египет, сама идея абсолютной власти и высшего суверенитета обожествленного правителя могла привести к монотеизму. Важно, однако, заметить, что эту связь не следует воспринимать упрощенно. Конечно, подданные египетского фараона вполне определенно видели в своем повелителе высший божественный символ, олицетворявший всю их разросшуюся этнокультурную и социально-политическую общность. Такая исключительная в своем роде концентрация земной власти могла привести к мысли, что и на небесах, т. е. в мире сверхъестественных сил, структура власти являла собой нечто подобное. Именно такие предположения должны были способствовать вызреванию идеи монотеизма. Тенденции к реализации этой идеи проявили себя достаточно рано, уже во времена Эхнатона. Но одно дело тенденции и совсем иное – успешная их реализация.

Религия, как уже говорилось, – автономная система. Ее развитие во многом зависит от сложившихся в ней издревле норм и подчинено силе инерции консервативных традиций. Активно функционируя с целью сохранения существующей системы, привычные нормы и консервативные традиции обычно стоят на страже статус-кво, так что новые религиозные системы сравнительно легко могут заменить устаревшие лишь при исключительных обстоятельствах, в критических ситуациях, сопровождающихся коренной ломкой устоявшейся структуры. При этом нельзя сбрасывать со счетов ту силу, на которую может опереться в своих реформах, включая и религиозные, всевластный деспот типа фараона. Эхнатон такой силой явно не обладал, а дискредитация его реформ окончательно подорвала ту идейную базу, на которую мог бы опереться кто-либо еще в своих попытках заменить единым божеством культы могущественных и ревниво соперничавших друг с другом древнеегипетских богов и стоявших за ними влиятельных жрецов. Как бы то ни было, но именно там, где логичнее всего было бы ожидать появления монотеизма, противодействие давно сложившейся и прочно укрепившейся религиозной системы, опиравшейся на мощный пласт традиций, не позволило ему утвердиться. Зато идея монотеизма была подхвачена и развита полукочевым семитским племенем древних евреев, оказавшимся на какое-то время в контакте с великой империей фараонов.

Возникновение культа Яхве

История древних евреев и процесс формирования их религии известны в основном по материалам Библии, точнее, ее наиболее древней части – Ветхого завета. Тщательный анализ библейских текстов и всей ветхозаветной традиции дает основание заключить, что в начале II тысячелетия до н. э. евреи, как и многие другие родственные им семитские племена Аравии и Палестины, были политеистами, т. е. верили в различных богов и духов, в существование души (полагая, что она материализуется в крови) и сравнительно легко включали в свой пантеон божеств других народов, особенно из числа завоеванных ими. Это не мешало тому, что в каждой более или менее крупной этнической общности был свой главный бог, к которому апеллировали в первую очередь. Видимо, Яхве был одним из такого рода божеств – покровителем и божественным предком одного из колен (родственных групп) иудейского народа.

Позже культ Яхве стал выходить на первое место, оттесняя других и оказываясь в центре внимания всего еврейского народа. Мифы о легендарном праотце евреев Аврааме, о его сыне Исааке, внуке Иакове и двенадцати сыновьях последнего (по числу которых, как стало считаться позже, иудейский народ и разделился на двенадцать колен) со временем приобрели довольно последовательный монотеистический оттенок: Богом, с которым непосредственно имели дело эти легендарные патриархи, советам которого они внимали и по указке которого поступали, стал считаться один и тот же – Яхве. Почему же Яхве удалось стать единственным Богом древних иудеев?

Библейская легендарная традиция повествует о том, что при сыновьях Иакова все евреи (вслед за попавшим в Египет сыном Иакова Иосифом) оказались в долине Нила, где они были радушно встречены благоволившим к мудрому Иосифу (ставшему министром) фараоном. После смерти Иосифа и его братьев все двенадцать колен иудеев продолжали еще несколько веков жить в Египте, однако жизнь их с каждым поколением становилась все более тяжелой. С рождением Моисея (в колене Левия) еврейский народ обрел своего вождя, подлинного мессию, который сумел вступить в непосредственный контакт с Яхве и, следуя его советам, вывел евреев из «плена египетского» в «страну обетованную», т. е. в Палестину. Согласно библейским сказаниям, Моисей был первым еврейским законодателем, именно ему принадлежат знаменитые десять заповедей, начертанных на скрижалях по повелению Яхве. С помощью различных чудес (мановением руки он заставил отступить море, и по этому проходу прошли евреи, преследовавшие же их египтяне утонули в волнах вновь сомкнувшегося моря; жезлом Моисей высек воду из скал посреди пустыни и т. п.) он спас евреев от гибели во время долгого и трудного пути. Поэтому Моисей считается отцом иудейской религии, иногда даже называемой по его имени мозаизмом.

Многие серьезные исследователи отмечают, что в исторических документах, в частности древнеегипетских, нет прямых данных, подтверждающих эту легендарную традицию, и что вся версия о египетском плене и исходе евреев из Египта в Палестину сомнительна. Сомнения эти небезосновательны. Но следует учесть скудость древних источников и принять во внимание, что масштабы и значение всей этой тщательно описанной в библейских сказаниях истории могли быть значительно преувеличены. Не исключено, что небольшое семитское племя действительно оказалось в Египте либо близко от него, прожило там ряд веков, затем покинуло эту страну (может быть, даже вследствие конфликта), унеся с собой немало из культурного наследия долины Нила. К числу элементов такого культурного наследия в первую очередь следовало бы отнести тенденцию к формированию монотеизма.

Не имея прямых доказательств, специалисты обращают внимание на косвенные свидетельства того большого влияния, которое оказала египетская культура на идейнодоктринальные принципы иудеев, зафиксированные в Библии. Так, например, библейская космогония (первоначальная водная бездна и хаос; витающий в небе дух; сотворение духом из бездны и хаоса света и тверди) едва ли не буквально повторяет основные позиции египетской космогонии из Гермополя (в Древнем Египте было несколько вариантов космогонии). Еще более наглядные и убедительные параллели ученые зафиксировали между

знаменитым гимном богу Атону времен Эхнатона и 103-м псалмом Библии: оба текста – как на то, в частности, обратил внимание академик М. А. Коростовцев – почти в одинаковых выражениях и в идентичных контекстах славят великого единого Бога и его премудрые деяния. Эти свидетельства выглядят весьма убедительно. Как знать, может быть, реформы Эхнатона действительно оказали воздействие на идейно-концептуальные представления небольшого народа, находившегося где-то рядом с Египтом (если даже не под его властью) в середине II тысячелетия до н. э.?

Если все это могло быть так или хотя бы приблизительно так (как то предполагают некоторые авторы, например 3. Фрейд), то вполне вероятна и возможность появления в их среде реформатора, пророка, харизматического лидера (впоследствии столь красочно описанного в Библии под именем Моисея), которому пришлось не только вывести евреев из Египта, но и кое-что изменить и подправить в их верованиях, решительно выдвинув на передний план Яхве, приписав именно ему реформы и законы, сыгравшие позже столь существенную роль в жизни евреев, их общества, государства, религии. То обстоятельство, что впоследствии все эти деяния были окутаны в Библии ореолом мистики и чудес и приписаны непосредственным связям с Яхве, никак не противоречит возможности реального существования реформатора типа пророка-мессии, который мог сыграть действительно важную роль в истории иудейского народа и его религии. Словом, за легендарным образом Моисея, выведшего евреев из «плена египетского» и давшего ему «законы Яхве», может скрываться реальный процесс постепенной трансформации древнееврейского политеизма в монотеизм. Тем более что легендарный «исход» евреев и появление их в Палестине приходятся как раз на те самые XIV–XIII вв. до н. э., когда Египет только что пережил радикальные преобразования фараона Эхнатона.

Евреи в Палестине

Завоевав Палестину (Ханаан) и жестоко расправившись с ее оседлым населением (в Библии красочно описываются «подвиги» иудеев, которые, с благословения Яхве, безжалостно уничтожали целые города и опустошали плодородные области этой благодатной части ближневосточного региона), древние евреи осели в этой стране, перешли к земледельческому образу жизни и создали здесь свое государство. Немалое влияние на развитие их культуры – возможно, также и религии – оказали при этом традиции древних палестинских семитских народов, отныне включенных в состав еврейского государства. Первые его цари – объединитель страны Саул, храбрый Давид, мудрец Соломон (XI–X вв. до н. э.), чья деятельность ярко описана в Библии, – не сумели, однако, создать сильного государства, которое после Соломона распалось на две части – Израиль на севере и Иудею на юге. Власть царей в обоих государствах была слабой, но зато большим авторитетом и влиянием пользовались жрецы Иерусалимского храма и различного рода «слуги божьи», назореи («святые» люди) и пророки, выступавшие с обличением несправедливостей и социального неравенства, становившихся все более заметными по мере развития общества. Эти «слуги божий» видели спасение от всех бед в исступленном культе великого Яхве, в уповании на его милость и волю.

Иерусалимский храм с течением времени, особенно после реформ иудейского царя Иосии в 622 г. до н. э., стал не только центром, но и практически единственным местом, где совершались ритуалы и жертвоприношения в честь Яхве. Остальные святилища и алтари, равно как и культы других древнееврейских и заимствованных иудеями у завоеванных ими народов Ханаана богов, с начала I тысячелетия до н. э. постепенно отмирали. Только одному Яхве возносили теперь молитвы жрецы из колена Левия, т. е. потомки Моисея. Яхве был на устах у многочисленных пророков, чьи поучения были включены в Библию (в Ветхий завет) и дожили до наших дней. При этом существенно заметить, что пророки соперничали с жрецами Иерусалимского храма, представляя собой нечто вроде оппозиции официальному курсу культа Яхве. В известной мере можно сказать, что вся жизнь народа и политика

государства концентрировались вокруг Яхве и Иерусалимского храма. Недаром и весь период древнееврейской истории до 586 г. до н. э., когда Иерусалим был завоеван Вавилонией, храм разрушен, а множество евреев во главе с жрецами и пророками были уведены в плен в Вавилон, называется периодом Первого храма. Храм этот, построенный в Х в. до н. э. Соломоном из крепкого камня и ливанского кедра, представлял собой впечатляющее сооружение. Строительство его легло тяжелым бременем на народ, и некоторые авторы предполагают, что именно с этим был связан распад еврейского государства после Соломона.

Период Первого храма – эпоха наращивания мощи жрецов и усиления культа Яхве. Уже тогда сложились те основы иерократии (власти духовенства) и теократии, которые отчетливо проявили себя позже, в период Второго храма. После завоевания Вавилонии персидским царем Киром евреям в 538 г. до н. э. разрешили возвратиться в Иерусалим, а храм был отстроен заново. Жрецы его утопали в роскоши – со всех концов страны к ним стекались обильные подношения. В период Второго храма еще резче и последовательнее, чем прежде, стал осуществляться очищенный от наслоений прошлого культ единого и всемогущего Яхве. Жрецы храма, практически забравшие в свои руки всю власть в стране, энергично боролись против политеистических пережитков и суеверий, в частности они запретили изготовление любых идолов.

Библия

Вся история и теория иудаизма, столь тесно связанные с жизнью и судьбами древних евреев, нашли свое отражение в Библии, в ее Ветхом завете. Хотя Библия, как сумма священных книг, стала комплектоваться еще на рубеже II–I тысячелетий до н. э. (древнейшие части ее восходят к XIV–XIII вв., а первые записи – примерно к IX в. до н. э.), основная часть текстов и, видимо, редакция общего свода датируется периодом Второго храма. Вавилонский плен дал мощный толчок работе по написанию этих книг: уведенные из Иерусалима жрецы не имели более забот по обслуживанию храм» и вынуждены были сосредоточить свои усилия на переписывании и редактировании свитков, на составлении новых текстов. После возвращения из плена эта работа была продолжена и, в конечном счете, завершена.

Ветхозаветная часть Библии (большая ее часть) состоит из ряда книг. Во-первых, это знаменитое Пятикнижие, приписываемое Моисею. В книге первой («Бытие») рассказывается о сотворении мира, об Адаме и Еве, всемирном потопе и первых древнееврейских патриархах, наконец, об Иосифе и египетском плене. Книга вторая («Исход») повествует об исходе евреев из Египта, о Моисее и его заповедях, о начале организации культа Яхве. Третья («Левит») представляет собой свод религиозных догм, правил, ритуалов. Четвертая («Числа») и пятая («Второзаконие») посвящены истории евреев после египетского плена. Пятикнижие (по-еврейски – Тора) было наиболее почитаемой частью Ветхого завета, причем впоследствии именно толкование Торы вызвало к жизни многотомный Талмуд и легло в основу деятельности раввинов во всех еврейских общинах мира.

Вслед за Пятикнижием в Библии помещены книги судей и царей израилевых, книги пророков и несколько других сочинений – сборник псалмов Давида (Псалтырь), Песнь песней Соломона, Притчи Соломоновы и др. Различна ценность этих книг, подчас несоизмеримы их известность и популярность. Однако все они почитались священными и изучались многими сотнями миллионов людей, десятками поколений верующих, притом не только евреев, но и христиан.

Библия – прежде всего церковная книга, воспитывавшая в читателях слепую веру во всемогущество Бога, в его всесилие, в творимые им чудеса и т. п. Ветхозаветные тексты учили евреев смирению перед волей Яхве, повиновению ему, а также говорящим от его имени жрецам и пророкам. Однако этим содержание Библии далеко не исчерпывается. В ее текстах немало глубоких раздумий о мироздании и первоосновах бытия, об отношениях

Среди национальных религий, в значительной степени повлияли на развитие мирового религиозного процесса, следует прежде всего назвать иудаизм - национальную религию евреев. Многие мировоззренческих представлений, догм и ритуалов иудаизма можно увидеть в мировых религиях - христианстве и исламе. Кроме того, в условиях потери евреями государственности и территории иудаизм играл роль главного фактора сохранения евреев как нации. Иудаизм в узком смысле - это сугубо национальная религия, поскольку иудеями могут быть только этнические евреи. В широком смысле он представляет собой комплекс правовых, моральных, философских и религиозных представлений, которые на протяжении тысячелетий определяли уклад жизни еврейского населения Земли.

Иудаизм - первая в мире монотеистическая религия

Истории известны три религиозные монотеистические системы: иудаизм, христианство и ислам. Религиоведение установило их преемственность, взаимное влияние и закономерность возникновения в одном регионе Земли - ближневосточном. Здесь, на Ближнем Востоке, раньше, чем в других регионах нашей планеты, зародились первые древнейшие очаги цивилизации, сформировались первые цивилизованные деспотии, государства с абсолютной властью фараонов, императоров, царей. Монотеизм - отражение деспотического абсолютизма. Единственный деспот, режим абсолютной власти в то далекое от нас время не могли функционировать без своей духовной опоры - религии с одним-единственным богом.

Иудаизм - первая в истории монотеистическая религия. С небольшими изменениями в догматике, культе и организации он существует со II-I тыс. До н. е. Процесс его возникновения и формирования известен нашим современникам, главным образом, из текстов Библии, точнее, древнейшей ее части - Ветхого Завета.

Термин "иудаизм" (в переводе с иврита - "Яаадут") происходит от имени Иегуды - мифического основателя древнего племени евреев. Согласно библейской легенде, это племя было самым многочисленным и сильным среди двенадцати еврейских кочевых племен. В Библии о них упоминается как о "двенадцать колен Израилевых", основоположниками которых якобы были двенадцать сыновей Иакова, одного из патриархов (вождей) предков израильтян: Рувим, Симеон, Левий, Иуда, Иссахар, Завулан, Дан, Неффалим, Гад, Асир, Вениамин, Иосиф (колено Иосифа иногда разделяют на колени Эфраима и Манассии). Они кочевали берегами Средиземного моря. Во главе племен стояли военачальники (в Библии они называются "судьями"). В XIII в. до н. е. эти племена пришли в Ханаан - ближневосточного региона, позже стал называться Палестиной по имени племени филистимлян (от др.. "пелиштим" - народ моря), которое завоевало узкую прибрежную полосу Средиземного моря примерно в то же время, когда евреи захватили равнину региона. В Библии часто упоминаются и другие его названия: "земля Израиля", "земля евреев", "земля Яхве", "наследство Израиля", "Священная земля", "Земля обетованная". Древние иудеи Палестиной называли только западную часть территории, которую заселяли филистимляне ("Палестина" - "Филистии" - земля филистимлян). "Отец истории" Геродот называл эту землю "Сирия Палестина", а с начала V в. до н. е. греки распространили название "Палестина" на всю территорию региона. Несмотря на такой плюрализм названий, нельзя считать, что употребление слова "Палестина", в применении к древнему миру, хоть как-то бросает тень или, наоборот, добавляет аргументов к сегодняшней политико-национально-религиозной территориального спора между евреями и арабами-палестинцами. Более 50 лет продолжается эта конфронтация с частыми кровавыми конфликтами и разрушительными войнами.

Потребность в защите неустойчивого объединения еврейских племен от многочисленных врагов-кочевников стала причиной появления сильной централизованной власти. По инициативе судьи Самуила в Ханаане был создан монархию - Израильско-иудейское царство. Первым ее царем в 1030-1010рр. н. е. был Саул. Он происходил из маленького еврейского племени вениамитян, потомков Вениамина, и был специально предложен на царство, чтобы свести к минимуму межплеменные распри, а то и вовсе покончить с ними. В одном из боев с филистимлянами Саул погиб. Его сменил царь Давид из рода Иуды. Он правил в 1010-970 гг. До н. е. В Библии Давида назван величайшим из царей. Он превратил Израильско-иудейскую государство из коалиции разрозненных племен в единую империю, а Иерусалим - на ее столицу (с тех пор Иерусалим называют "городом Давида"). Будучи талантливым музыкантом, он написал книгу Псалмов. Его успешное правление обусловило привилегированное положение иудейского рода в древнееврейском государстве, а также тот факт, что термин "иудей" стал часто использоваться как эквивалент термина «еврей».

В 970-930 гг. До н. е. царем Израильско-Иудейского царства был сын Давида Соломон по прозвищу "Мудрый". Он прославился гибким умом и необычностью суждений. Нашему современнику трудно поверить в то, что этот человек действительно жил и был царем, имела поразительное количество жен и наложниц, построила странный храм, которому суждено неоднократно быть разрушенным, отстроенным и снова превращенным в руины. Но больше всего Соломон заслужил уважение потомков своим умом. Он был едва ли не единственным персонажем в истории цивилизации, о котором и иудеи, и христиане, и мусульмане утверждают: "Устами библейского царя говорит сама Мудрость". За последние три тысячи лет эту истину никто так и не решился опровергнуть.

Соломон стал царем в шестнадцатилетнем возрасте. О начале его царствования известный историк еврейского народа Иосиф Флавий (I в. Н. Э.) Гласит: "Юные годы его не мешали ему быть справедливым, строго соблюдать законы и помнить предсмертные наставления своего отца. Он решал все дела с большой осторожностью, что был намного старше и обладал значительно большим опытом... "1.

Первое же судебное решение, его принял Соломон, раскрыло народу всю глубину мудрости молодого царя. К нему пришли две женщины, которые жили по соседству и одновременно родили детей.

Ребенок одной из женщин умерла, и она тайно подложила ее соседке, а себе забрала живу. Вторая мать лишь утром заметила подмену. По ее мольбы вернуть сына, соседка ответила: "Нет, твой сын мертвый, а мой - живой". Обе женщины обратились к царю Соломону с просьбой их рассудить. Он выслушал обоих и сказал, что немедленно прикажет разрубить ребенка пополам, чтобы поровну разделить ее между претендентками. Услышав такое, настоящая мать согласилась отдать сына своей соседке чтобы только сохранить ему жизнь. Другая упорно твердила: "Пусть он не достанется ни тебе, ни мне. Рубите!". Тогда царь объявил, что он точно определил, кто является настоящей матерью младенца. Такой мудрый подход к решению проблем получил название "Соломоново решение".

По преданию, у царя Соломона был перстень, на котором было высечено изречение: "Все проходит". В тяжелые моменты Соломон смотрел на него и успокаивался. Но однажды случилось такое несчастье, что мудрые слова, вместо того, чтобы утешить царя, вызывали у него приступ раздражения. Разгневавшись, он снял кольцо с пальца и швырнул его на пол. Перстень покатился и Соломон вдруг увидел, что на его внутренней стороне тоже есть какая-то надпись. Заинтересовавшись, он поднял кольцо и прочитал: "И это пройдет". Таким образом, эта, казалось бы, трагическую ситуацию было предусмотрено вековой мудростью. Горько засмеявшись, Соломон надел перстень и больше с ним не расставался.

Исследователи истории евреев и иудаизма приписывают Соломоновы авторство 90% мировой афористики (обобщенных и завершенных мыслей-выражений в лаконичной форме): "Все суета сует. Все тщетно и ловля ветра»; "Не поможет богатство в день гнева, правда спасет от смерти"; "Мудрая жена обустраивает свой дом, а глупая разрушает его собственными руками"; "Кто роет яму, тот упадет в нее, и кто покатит камень вверх, до того он и вернется"; "Что золотое кольцо в носу свиньи, то же и женщина красивая, но безрассудная" и т. Д. Соломону также приписывается авторство глав Библии - "Экклезиаста" (от давньогр. - Проповедник), "Песнь песней" и "Притчи Соломоновы" (915, из других источников - 3000, небольших аллегорически назидательных рассказов, в которых содержание событий и их развитие зависят от сверхъестественного начала).

За годы правления Соломона Израильско-иудейское царство стало богатой и могущественной империей, однако люди в ней страдали от великихподаткивипримусовоитрудовоиповинности.У930 г. до н. Э. э., когда престол после Соломона унаследовал его сын Ровоам, народ поднял против него восстание, в результате чего государство разделилось на два самостоятельных царства: Иудею (на юге) и Израиль (на севере). Иудейское царство основали два колена Израиля - Иуды и Вениамина. Оно было небольшим (его площадь составляла примерно 5630 кв. Км), просуществовало до 587 г. до н. Э. э., когда его захватили вавилоняне разрушили Иерусалим и насильно переселили большую часть населения в Вавилон. Израильское царство основала остальные поколений сыновей Иакова. Его территория была в три раза больше площадь Иудеи. Просуществовало оно до 721 г. до н. Э. э., когда его завоевали ассирийцы.

Еврейские племена в Ханаане были политеистическими, с многочисленными простыми культами и первобытными ранними верованиями, как и любые другие кочевники. Только во второй половишь П тыс. До н. е. в части этих племен (в связи с процессом распада в них родового строя) возникло представление о сотворении мира единственным творцом. Конечно, им мог стать только главный бог племени Иуды по имени Яхве, поскольку это еврейское племя в Ханаане было не только мощным, но и наиболее воинственным (отсюда еще одно имя в Яхве - Саваоф, что в переводе с древнееврейского значит - воинственный). В те времена Яхве-Саваоф представлялся богом с крыльями, летает между облаками и появляется во время грозы, молнии, бури и пожара.

Постепенно Яхве был признан общим Богом всех двенадцати колен. Все другие боги были частично отвергнуты, некоторые слились с образом Яхве, а части из них много евреев поклонялись веками и в дальнейшем. Авторитет Яхве значительно вырос в еврейской общине после того, как во время правления царя Соломона в Иерусалиме его честь был воздвигнут храм (945 г. до н. Э. Е.). Яхве стал почитаться как царь, с небесного трона руководит судьбами людей земного царства - Израиля.

Храм строили десятки тысяч людей на протяжении семи лет. Он был построен из камня, внутренние стены были облицованы ливанским кедром и инкрустированные золотом. Храмовый комплекс включал притвор (часть храма, отделенная от средней его части глухой стеной), святилище (алтарь - часть храма, предназначенную для священнодействия духовенства) и Святую Святых - комнату размером 10 метров в длину, ширину и высоту. В Святая Святых находился Ковчег Завета - ящик для хранения священных предметов. Изнутри эта комната была обшита кедровым деревом с резными и инкрустированными золотом изображениями херувимов (в иудейской мифологии - одни из высших, следующие после серафимов, ангелы с шестью крыльями и многими глазами), плодов и цветов. По свидетельству Иосифа Флавия, вокруг храма было построено тридцать маленьких помещений, прочно скрепляли структурные элементы главного помещения. Внутри все здания были соединены между собой дверью. Наружная отделка храма была выполнена со столь тщательно обтесанных и пригнанных друг к другу камней, никто не заметил на нем даже следа от молотка или какого-то другого инструмента. Несмотря на всю эту величие, здание воспринималась как чрезвычайно легкая через соотношение своих элементов, а вся ее гармоничность казалась скорее естественной, чем результатом проявления строительного искусства. Во время освящения храма Соломон обратился к Богу с молитвой, в которой были такие слова:

Господи Боже Израилев!

Нет Бога подобного Тебе

на небе вверху и на земле внизу;

Ты хранишь завет и милость к рабам Твоим,

которые ходят перед Тобой, всем сердцем своим...

Небо и небо небес не вмещают Тебя...

Услышь обращения и молитву, которую раб Твой

провозглашает Тебе сейчас.

В 587 г. до н. Э. е. Иерусалим захватила армия царя Вавилонского (ныне территория Ирака) Навуходоносора П. Храм Соломона был разрушен, значительная часть населения царства оказалась в плену, а другим удалось бежать в страны, расположенных на побережье Средиземного моря. Через 50 лет Вавилонское царство было завоевано Персией, и евреи получили возможность вернуться на родину. Однако не все они вернулись в Иерусалим. Большинство осталась жить в разных частях Персидской империи. Состоялось первое рассеяние евреев по Земле. В истории это явление называется процессом образования еврейских диаспор. Одним из его последствий стало увязывание евреями своего религиозной жизни с местными синагогами (с гр. - Собрание, собрание, молитвенный дом и сообщество верующих в иудаизме). В дальнейшем синагоги превратились в главное место религиозного поклонения и образования. Этот факт стал одной из основных причин быстрого увеличения еврейских общин в странах Средиземноморья в течение последующих веков.

В 520 г. до н. Э. е. восстановление храма Бога Яхве в Иерусалиме было завершено. Этот, по сути, второй Иерусалимский храм значительно уступал первому. В нем не было Ковчега Завета. По преданию, Соломон якобы знал, что его храм будет разрушен и поэтому подготовил подземный тайник, в котором пророк Иеремия спрятал затем Ковчег Завета. Найти этот тайник не удалось до сих пор. На место в Святая Святых, где находился Ковчег Завета, было положено камень, на него первосвященник ставил кадильницу в великий день очистки; в Святая Святых был только один золотой светильник, а жертвенник во дворе храма был составлен из камня. Но и этот храм разрушили в 70 г. н. Э. е. римские завоеватели во время подавления восстания евреев. От него сохранилась только одна западная стена. ее называют "Стеной Плача". До сих пор она остается местом паломничества иудеев всего мира.

С 520 г. до н. Э. е., то есть со времени построения второго Иерусалимского храма, иудаизм существует как монотеистическая религия. Яхве стал единственным Богом иудеев, а все беды и невзгоды евреев начали объясняться расположением определенной их части другим богам.

Тысячелетняя мечта всех иудеев - восстановить Иерусалимский храм, построить новый, третий храм бога Яхве. ее осуществления значительно приблизилось после того, как, согласно решению Организации Объединенных Наций (ООН), 14 мая 1948 было провозглашено создание независимого государства Израиль, а территорию Палестины разделена на еврейскую (20770 кв. км) и арабское государства. Но уже в 1948-1949 гг. Состоялась первая арабо-израильская война, в ней Израиль захватил значительную часть арабской территории и не допустил создания Палестинского арабского государства. У1964 г.., Во время очередной арабо-израильской войны, Израиль оккупировал и большие территории Египта, Сирии, Иордании, восточную часть Иерусалима. В 1979 г.. В Кэмп-Дэвиде (СЕЛА) было подписано мирное соглашение между Израилем и Египтом, а в 1993 г.. Израиль и Организация освобождения Палестины достигли договоренности о создании Палестинской автономии. Однако вопрос об окончательном возвращении захваченных Израилем территорий еще не решен. Противостояние на Ближнем Востоке продолжается и в начале XXI в., Что никак не способствует повышению авторитета иудаизма, его возвращению к своим религиозным традициям.

Итак, освобождение иудеев из Вавилонского плена и построение в 620 г. до н. Э. е. в Иерусалиме второго храма в честь бога Яхве дали начало новому, монотеистической этапа в эволюции иудаизма. Вавилонский плен стал причиной расселения евреев в других странах и возникновения там еврейских колоний (диаспор). Под влиянием окружающих религиозных течений и включение в зороастрийскую культуру в иудаизм были привнесет вера в мифы об ангелах и сатану, в загробное царство и бессмертие души. Тогда же, во время Вавилонского плена, среди евреев усилилось движение за освобождение, и иудаизм стал идейной мотивацией к восстановлению государственной независимости в форме их возвращения на землю предков с целью восстановления Иерусалимского храма. Во главе объединения евреев вокруг Иерусалимской святыни стали жрецы.

Иудаизм - первая в истории человеческого сообщества монотеистическая религия. Она является результатом религиозных традиций древних цивилизаций Ближнего Востока - Месопотамии, Египта и Ханаана. На протяжении веков иудаизм сохраняет свою самобытность и оригинальность.

Известно много религиозных течений, которые формировались в разное время и имеют собственные принципы и основы. Одно из основных отличий заключается в количестве богов, в которые верят люди, так есть религии, основанные на веровании в одного бога, а есть и многобожие.

Что это монотеистические религии?

Учение о едином Боге принято называть монотеизмом. Есть несколько течений, которые разделяют представление о сверхтварном Творце. Разбираясь в том, что значит монотеистическая религия, стоит сказать, что так называют три основных мировых течения: христианство, иудаизм и ислам. По поводу других религиозных направлений ведутся споры. Важно заменить, что монотеистические религии – это отличающие направления, поскольку одни наделяют Господа личностью и разными качествами, а другие просто возносят центральное божество над другими.

В чем отличие монотеизма от политеизма?

В значении такого понятия, как «монотеизм» разобрались, а что касается политеизма, то он является полной противоположностью единобожия и основан на вере в нескольких богов. Среди современных религий к ним можно отнести, например, индуизм. Приверженцы политеизма уверены, что существует много богов, которые имеют свои сферы влияния, и привычки. Ярким примером являются боги Древней Греции.

Ученые считают, что сначала возникло многобожие, которое со временем перешло к вере в единого Бога. Многих интересуют причины перехода от политеизма к монотеизму, так вот есть несколько объяснений этому, но самой обоснованной является одна. Ученые считают, что подобные религиозные изменения отражают собой определенные этапы развития общества. В те времена происходило укрепление рабовладельческого строя и создание монархии. Монотеизм стал некой базой для формирования нового общества, которые верят в единого монарха и Бога.

Мировые монотеистические религии

Уже было сказано, что главными мировыми религиям, которые основаны на монотеизме, являются христианство, ислам и иудаизм. Некоторые ученые считают их массовой формой идеологической жизни, которые направлены на усиление морального содержания в ней. Правители государств Древнего Востока во время становления единобожия ориентировались не только на свои интересы и укрепление государств, но и на возможность максимально эффективно эксплуатировать людей. Бог монотеистической религии дал им шанс найти путь к душам верующих и укрепиться на своем троне монарха.

Монотеистическая религия – христианство


Если судить по времени возникновения, то христианство является второй мировой религией. Изначально она была сектой иудаизма в Палестине. Подобное родство наблюдается в том, что Ветхий Завет (первая часть Библии) является важной книгой как для христиан, так и для иудеев. Что касается Нового завета, который состоит из четырех Евангелий, то эти книги священны только для христиан.

  1. Есть в теме монотеизм заблуждения в христианстве, поскольку основа этой религии, это вера в Отца, Сына и Святого духа. Для многих это противоречие основ единобожия, но на самом деле это все считается тремя ипостасями Господа.
  2. Христианство подразумевает искупление и спасение, и люди верят в Бога к грешному человеку.
  3. Сравнивая другие монотеистические религии и христианство, следует сказать, что в этой системе жизнь истекает от Бога к людям. В других же течениях человек должен приложить усилия, чтобы вознестись к Господу.

Монотеистическая религия – иудаизм


Самой древней религией, которая возникла примерно с 1000 году до н.э. Пророки для формирования нового течения использовали разные верования того времени, но было единственное важное отличие – наличие единого и всемогущего Бога, который требует от людей строгого соблюдения морального кодекса. Возникновение монотеизма и его культурные последствия являются важной темой, которую продолжают исследовать ученые, и в иудаизме выделяют следующие факты:

  1. Основателем этого течения является пророк Авраам.
  2. Иудейский монотеизм устанавливается, как основная идея для нравственного развития еврейского народа.
  3. Течение основано на признании единого бога Яхве, который судит всех людей, причем не только живых, но и мертвых.
  4. Первое литературное произведение иудаизма – Тора, в котором указываются основные догматы и заповеди.

Монотеистическая религия – ислам


Второй по величине религией является ислам, который появился позже других направлений. Зародилось это течение в Аравии в VII веке н. э. Сущность монотеизма ислама заключается в следующих догмах:

  1. Мусульмане должны верить в единого Бога – . Он представлен существом, которое обладает моральными качествами, но только в превосходной степени.
  2. Основателем этого течения был Мухаммед, к которому явился Бог и передал ему ряд откровений, описанные в Коране.
  3. Коран является основной мусульманской священной книгой.
  4. В исламе есть ангелы и злые духи, именуемые джиннами, но все сущности находятся во власти Бога.
  5. Каждый человек живет по божественному предопределению, поскольку Аллах назначает судьбу.

Монотеистическая религия – буддизм


Одна из старейших религий мира, название которой связано с важным титулом ее основателя, называется буддизмом. Возникло это течение в Индии. Есть ученые, которые перечисляя монотеистические религии, упоминают об этом течении, но по сути его нельзя отнести, ни к единобожию, ни к многобожию. Объясняется это тем, что Будда не отрицает наличия других богов, но при этом он уверяет, что все подчиняются действию кармы. Учитывая это, выясняя, какие религии монотеистические, включать в перечень буддизм некорректно. К его основным положениям относят:

  1. Никто кроме человека не может остановить процесс перерождения , поскольку в его силах изменить себя и достичь нирваны.
  2. Буддизм может принимать разные формы с учетом того, где он исповедуется.
  3. Это направление обещает верующим избавление от страданий, переживаний и страхов, но при этом, она не подтверждает бессмертие души.

Монотеистическая религия – индуизм


Древнее ведическое течение, которое включает в себя разные философские школы и традиции, называется индуизмом. Многие, описывая основные монотеистические религии, не считают нужным упоминать об этом направлении, поскольку его приверженцы веруют примерно в 330 млн. богов. На самом деле это нельзя считать точным определением, поскольку индуистская концепция является сложной, и люди могут понимать ее по своему, но все в индуизме вращается вокруг единого Бога.

  1. Практики считают, что нельзя понять одного верховного Бога, поэтому его представляют в трех земных воплощениях: Шива, и Брахма. У каждого верующего есть право самостоятельно решать, какому воплощению отдавать предпочтение.
  2. У этого религиозного течения нет одного основополагающего текста, так верующие используют веды, упанишады и другие.
  3. Важное положение индуизма указывает, что душа каждого человека должна пройти через огромное количество перевоплощений.
  4. Карма есть у всех живых существ, и все поступки будут учтены.

Монотеистическая религия – зороастризм


Одной из самых древнейших религиозных направлений является зороастризм. Многие религиоведы считают, что все монотеистические религии начались с этого течения. Есть историки, которые говорят о том, что она дуалистическая. Появилось оно в древней Персии.

  1. Это одно из первых верований, которое представило людям борьбу добра и зла. Светлые силы в зороастризме представлены богом Ахурамаздой, а темные – Анхра-Манью.
  2. Первая монотеистическая религия указывает, что каждый человек должен поддерживать свою душу в чистоте, распространяя добро на земле.
  3. Основное значение в зороастризме имеет не культ и молитва, а добрые дела, мысли и слова.

Монотеистическая религия – джайнизм


Древняя дхармическая религия, которая изначально была реформаторским течением в индуизме, принято называть джайнизмом. Появилась и распространилась она в Индии. Религия монотеизм и джайнизм не имеют ничего общего, поскольку это течение не подразумевает веру в Бога. К основным положениям этого направления относят:

  1. Все живое на земле имеет душу, которая обладает бесконечными знаниями, силой и счастьем.
  2. Человек должен отвечать за свою жизнь в настоящем и будущем, поскольку все отражается на карме.
  3. Цель этого течения заключается в освобождении души от негатива, который вызывают неправильные действия, мысли и речи.
  4. Основная молитва джайнизма – мантра Навокар и во время ее пения человек выказывает уважение освободившимся душам.

Монотеистические религии – конфуцианство


Многие ученые уверены, что нельзя считать конфуцианство религией, и называют его философским течением Китая. Идея монотеизма может просматриваться в том, что Конфуций был со временем обожествлен, но при этом это течение практические не уделяет внимание природе и деятельности Бога. Конфуцианство во многом отличается от основных мировых монотеистических религий.

  1. Основывается на строгом выполнении существующих предписаний и обрядов.
  2. Главное для этого культа – почитание предков, так у каждого рода есть свой храм, где совершаются жертвоприношения.
  3. Цель человека – найти свое место в мировой гармонии, а для этого необходимо постоянно совершенствоваться. Конфуций предложил свою уникальную программу для гармонии людей с космосом.