Иоанн дамаскин как систематизатор идей восточной патристики. Поздняя греческая патристика. Из поэмы - иоанн дамаскин

Иоанн Дамаскин (Ioánnes Damaskenós) (р. около 675, Дамаск - ум. до 753) византийский богослов, философ и поэт. Родился в христианской арабской семье. Получил энциклопедическое образование в греческом духе. По-видимому, был приближённым халифа; затем стал монахом (до 700). Выступал как ведущий идейный противник иконоборчества.

Иоанн Дамаскин - завершитель и систематизатор греческой патристики. К новизне идей и оригинальности теорий он не стремился, верный своему девизу: «Я не скажу ничего от себя». Всесторонность познаний Иоанна позволила ему соединить разнородный идейный материал в единую замкнутую систему. Решая задачу упорядочения наук под эгидой церковной догмы и на основе аристотелевской логики, Иоанн Дамаскин создал основы схоластического метода (см. Схоластика), позднее получившего развитие у средневековых теологов Запада, учившихся у Иоанна. Главное сочинение Иоанна Дамаскина - «Источник знания»; это компендиум философских и богословских сведений, предвосхищающий «суммы» западных схоластов; латинский перевод его третьей части, осуществленный в середине 12 в., оказал влияние на Петра Ломбардского, Альберта Великого, Фому Аквинского. Сочинения Иоанна Дамаскина получили распространение также в восточно-христианских странах: Грузии, Древней Руси и др. Высказываемая Иоанном мысль о подчинённом положении философии по отношению к теологии повлияла на дальнейшее формулирование этого тезиса в западной схоластике (прежде всего у Петра Дамиани).

В историю литературы Иоанн Дамаскин вошёл как выдающийся поэт, создавший ряд знаменитых церковных песнопений. В литургической лирике он реставрирует античную просодию, доводит до необычайной усложнённости архитектонику канона, дополняя её хитроумными акростихами и превращая как бы в кристаллическую структуру, действующую на воображение своей продуманностью и стройностью [ 2, Диск 1. ].

Василий Великий, Василий Кесарийский (Basíleios Mégas, Basíleios Kaisaréias) (около 330, Кесария Каппадокийская, - 1.1.379, там же), христианский церковный деятель, один из отцов церкви. С 370 епископ Кесарии Каппадокийской. Василий Великий принадлежал к тем кругам восточно-римской знати, которые безоговорочно примкнули к ортодоксальному христианству. Стремясь к консолидации сил христианства, выступал против арианства, проповедовал аскетизм, поддерживал монашество. Отстаивал независимость церкви от императора. Считал возможным «полезное использование» в интересах христианства античной культуры (проповедь «К юношеству»). Основные сочинения Василий Великий: «Любомудрие» (составленная совместно с Григорием Богословом антология сочинений Оригена), «Против Евномия» (опровержение арианского учения), беседы (в том числе «Шестоднев», в котором изложены принципы христианской космогонии). Сочинения Василия Великого (особенно «Любомудрие» и «Шестоднев»), переведённые на славянские языки, служили источником для знакомства с античными мыслителями, которых обильно цитировал Василий Великий Особенно важный источник для истории церковной борьбы в империи 4 в. - Письма Василия Великого (около 250) [ 2, Диск 1. ].

Григорий Назианзин (Gregorios Nazianzenos), Григорий Богослов (Theologos) (около 330, близ Назианза, Каппадокия в Малой Азии, - около 390, там же), греческий поэт и прозаик, церковный деятель и мыслитель, один из виднейших представителей патристики. Получил блестящее риторическое и философское образование, завершенное в языческой высшей школе в Афинах, где Григорий Назианзин подружился с Василием Великим. В 379 был призван ортодоксальной общиной на епископство в Константинополь для борьбы с арианством и в 381 председательствовал на 2-м Вселенском соборе, но в том же году, в обстановке смут и интриг, сложил с себя епископский сан и вернулся на родину. Как богослов Григорий Назианзин принадлежит вместе с Василием Великим и Григорием Нисским к т. н. каппадокийскому кружку, переносившему в теологию методы платоновской идеалистической диалектики [ 5, с 209-210. ]. Высшее достижение прозы Григория Назианзина - надгробные панегирики отцу и Василию Великому. Лирика Григория Назианзина отличается интимностью тона и разнообразием интонаций. Автобиографические поэмы «О моей жизни», «О моей судьбе» и «О страданиях моей души» с их глубоким психологизмом и культурой самоанализа стоят в том же ряду, что и «Исповедь» Августина [ 2, Диск 1. ].

Григорий Нисский (Gregorios Nysses) (около 335, Кесария, - около 394, Ниса), церковный писатель, богослов и философ, один из виднейших представителей греческой патристики. Брат Василия Великого, друг Григория Назианзина, входил с ними в так называемый каппадокийский кружок церковных деятелей и мыслителей [ 5, с 210. ]. В молодости изучал философию и риторику, затем ушёл в монастырь; с 371 епископ города Ниса (Малая Азия). Участвовал во 2-м Вселенском соборе (381). Философское мировоззрение Григория Нисского сложилось под определяющим влиянием Платона и христианского платонизма (Ориген). Это влияние и тяготение к философскую спекуляции нередко подводило Григория Нисского к неортодоксальной, позиции (так, он вслед за Оригеном и в противоречии с церковной доктриной учил о временности адских мук и конечном просветлении всех согрешивших душ, включая Сатану). Выдвинул тезис о необходимости размежевания сфер философии и богословия; как и Ориген, Григорий Нисский широко пользовался вольным иносказательным толкованием Библии. Наибольшей оригинальностью отличается антропология Григория Нисского; она исходит не из идеи индивида, а из идеи человечества как органического целого, некоей коллективной личности, сущность которой усматривается в интеллекте. Григорий Нисский оказал сильное влияние на автора Ареопагитик, Максима Исповедника, Иоанна Скота Эриугену [ 2, Диск 1. ].

Боэций (Boëtius или Boëthius) Аниций Манлий Северин (около 480, Рим, - 524, Павия), римский философ и государственый деятель. Сенатор, одно время приближённый остготского короля Теодориха. По обвинению в тайных связях с Византией заключён в тюрьму, где в ожидании казни писал своё главное сочинение «Утешение философское». Основные идеи этого трактата, имеющего форму диалога между автором и олицетворённой философией, - ничтожество земных благ, преимущества душевного спокойствия и чистой совести. Влияние Боэция на духовную жизнь раннего средневековья определялось его переводами на латинский язык логического сочинения Аристотеля («Категории» и «Об истолковании») и «Введения» Порфирия (к «Категориям» Аристотеля), переводами «Арифметики» Никомаха, «Начал» Евклида, а также трактатом «О музыке». Идеи христианства эклектически переплетаются у Боэция с учениями различных школ позднеантичной философии (кроме Аристотеля - неоплатонизма и стоицизма) [ 5, с 223-224. ].

Амвросий Медиоланский (Ambrosius Mediolanensis) (около 340 - 4.4.397), епископ Милана (Mediolanum) с 374; проповедник, богослов (католической церковью признан отцом церкви), церковный политик. В 370-374 наместник Лигурии и Эмилии (с резиденцией в Милане). Приняв епископский сан, Амвросий в ряде конфликтов с императорской властью отстаивал интересы христианской церкви. В наиболее значительном сочинении («Об обязанностях священнослужителей», рус. пер., 1908) Амвросий намечает систему христианской этики. Боролся с язычеством и арианством. Сочинял церковные гимны; установил основы ритуального пения в западнохристианской церкви (так называемое амвросианское пение). Амвросий - обосновал церковную концепцию взаимоотношений между церковью и государством (независимость церкви) [ 2, Диск 1. ].

Иоанном Дамаскиным (673/76-777 гг.) заканчивается эпоха греческой патристики. Его жития были составлены относительно поздно, поэтому сведения, содержащиеся в них, не бесспорны. Родился Иоанн в Дамаске и носил наследственное прозвище Мансур (что означает "победительный"). Его отец Сергий (а потом и сын) был министром дамасского халифа. Иоанна воспитывал пленный монах-калабриец.

Традиция приписывает Иоанну, помимо богословских трудов - "Священные параллели", "Руководство", "О правильном размышлении", "О Святой Троице", "Об образе Божьем в человеке", "О природе человека", "Три слова против порицающих иконы", - составление

46 Греческая патристика

Октоиха (системы музыкального восьмигласия), 64 канона гимнов и церковных песнопений, за что заслужил он славу "златострунного".

Иоанн не был оригинальным спекулятивным умом, но был великим систематизатором. Его работа "Источник познания" разделена на философскую часть, историю ересей, и теолого-доктринальную. Третья часть, переведенная на латинский язык Бургундием из Пизы около середины XII века под названием "Точное изложение православной веры", стала образцом схоластических систематизации. Дамаскин был особенно популярен на Востоке. Его сочинения против иконоборцев во многом определили характер и стиль православной полемической литературы. Уже в начале Х века сочинения Дамаскина переводятся на славянский язык и становятся известными на Русси. Среди его многочисленных переводчиков - Андрей Курбский. Во многом благодаря Дамаскину, философия стала пониматься как богоугодное почтенное занятие, предмет которого - познание сущего как сущего, божеского и человеческого, видимого и невидимого. Философия, по Иоанну, искусство искусств и наука наук, "через нее бывают изобретаемы всяческие искусства и всяческая наука; это любовь к мудрости, но истинная премудрость - Бог, и потому любовь к Богу есть истинная философия".

Ему принадлежит развернутая апология христианского культа на основе подробной теории образа. Образы бывают естественные, знаковые, дидактические и символические. Но и человек - образ Бога. С помощью образов можно изобразить весь универсум, тела и фигуры и бестелесных демонов, духов, ангелов. Вслед за Василием Великим он высоко оценивал живописные образы, полагая, что "цвет живописи влечет меня к созерцанию, и как луг, услаждая зрение, незаметно вливает в душу славу Божию".

Иоанн Дамаскин, в противоположность Отцам греческой церкви, бравшим за основу Платона и платонизм, исходил из Аристотеля. На Востоке он пользовался авторитетом, сопоставимым со славою святого Фомы на Западе.


Иоанн Дамаскин
Иоанном Дамаскиным (673/76-777 гг.) заканчивается эпоха греческой патристики. Его жития были составлены относительно поздно, поэтому сведения, содержащиеся в них, не бесспорны. Родился Иоанн в Дамаске и носил наследственное прозвище Мансур (что означает победительный"). Его отец Сергий (а потом и сын) был министром дамасского халифа. Иоанна воспитывал пленный монах-калабриец.
Традиция приписывает Иоанну, помимо богословских трудов - Священные параллели", "Руководство", "О правильном размышлении", "О Святой Троице", "Об образе Божьем в человеке", "Оприроде человека", "Три слова против порицающих иконы", - составление Октоиха (системы музыкального восьмигласия), 64 канона гимнов и церковных песнопений, за что заслужил он славу "златоструйного".
Иоанн не был оригинальным спекулятивным умом, но был великим систематизатором. Его работа "Источник познания" разделена на философскую часть, историю ересей, и теолого-доктринальную. Третья часть, переведенная на латинский язык Бургундием из Пизы около середины XII века под названием "Точное изложение православной веры", стала образцом схоластических систематизации. Дамаскин был особенно популярен на Востоке. Его сочинения против иконоборцев во многом определили характер и стиль православной полемической литературы. Уже в начале X века сочинения Дамаскина переводятся на славянский язык и становятся известными на Русси. Среди его многочисленных переводчиков - Андрей Курбский. Во многом благодаря Дамаскину, философия стала пониматься как богоугодное почтенное занятие, предмет которого - познание сущего как сущего, божеского и человеческого, видимого и невидимого. Философия, по Иоанну, искусство искусств и наука наук, "через нее бывают изобретаемы всяческие искусства и всяческая наука; это любовь к мудрости, но истинная премудрость - Бог, и потому любовь к Богу есть истинная философия".
Ему принадлежит развернутая апология христианского культа на основе подробной теории образа. Образы бывают естественные, знаковые, дидактические и символические. Но и человек - образ Бога. С помощью образов можно изобразить весь универсум, тела и фигуры и бестелесных демонов, духов, ангелов. Вслед за Василием Великим он высоко оценивал живописные образы, полагая, что "цвет живописи влечет меня к созерцанию, и как луг, услаждая зрение, незаметно вливает в душу славу Божию".
Иоанн Дамаскин, в противоположность Отцам греческой церкви, бравшим за основу Платона и платонизм, исходил из Аристотеля. На Востоке он пользовался авторитетом, сопоставимым со славою святого Фомы на Западе.

(2-я пол. VII в. – до 754)

Жизнь преподобного Иоанна Дамаскина до принятия монашества

О биографических подробностях детства и юности преподобного Иоанна Дамаскина достоверно известно немного. Есть основания утверждать, что святой Иоанн родился в Дамаске, во второй половине VII века.

Происходил он из известной и очень обеспеченной семьи. Его предки имели непосредственное отношение к высшим властным структурам, управлявшим на территории Сирии. Дед преподобного, Мансур ибн Серджун, занимал должность руководителя аппарата налоговой службы Дамаска, причём, благодаря своим личностным качествам он сохранял этот пост даже при смене властителей.

О его сыне, Серджуне ибн Мансуре, в одной из хроник конца VII века сообщается и как о христианине, и как о хранителе сокровищ. Судя по оценкам исследователей, предки Иоанна, вероятно, имели сирийское, а не арабское происхождение.

Считается, что существенную роль в обучении преподобного сыграл хорошо образованный инок из Калабрии, выкупленный отцом Иоанна Дамаскина, Сергием (ибн Серджуном), из плена. В своё время увидев этого невольника, обливавшегося горькими слезами, и спросив у него, в чём заключается причина столь безутешного плача, Сергий услышал в ответ, что тот сожалеет, что ему, возможно, придётся умереть, так и не успев никому передать своё духовное богатство (накопленный опыт).

Как выяснилось, инок обладал обширными познаниями в области богословия, философии, музыки, диалектики, риторики, физики, астрономии. Чему именно он учил своего подопечного, неизвестно, но исходя из составленных впоследствии богословских и песнотворческих произведений Иоанна Дамаскина не трудно догадаться, что он сумел вложить в его душу много полезного. Вместе с Иоанном у инока обучался и приемный сын Сергия, Косма (будущий святой Косма Маюмский).

Получив надлежащее образование, Иоанн, как сын высокопоставленного подданного, занял место во властной иерархии, соответствовавшее положению его отца. В отношении рода его профессиональной деятельности нет единогласного мнения. По одним источникам, Иоанн служил в руководстве службы по сбору налогов, а по другим — занимал должность дамасского градоначальника, первого министра халифа.

Будучи окружен привилегиями и почетом, Иоанн Дамаскин, тем не менее, не считал путь светской карьеры и материального благополучия лучшим путём. Его сердце уже тогда было устремлено ко Христу. Утверждают, что уже в те времена он вставал на защиту Православной веры от различных еретиков.

Но вот, Промыслом Божьим ему было суждено встать перед окончательным выбором между мирским счастьем и полным отречением от дел мира сего. Когда при императоре Льве Исаврянине разразились иконоборческие споры, а затем, после 728 года, развернулись и жестокие гонения на почитателей православных икон, Иоанн Дамаскин направил мощь своего таланта, свои знания, свою ревность на борьбу с иконоборческой ересью.

Монашеский подвиг

В конце концов деятельность преподобного стала известна и начала раздражать даже самого императора-иконоборца. И тогда еретики воспользовались для борьбы с борцом за чистоту веры излюбленным еретическим оружием — ложью. Только на этот раз ложь была направлена не на догматы веры, а на подрыв репутации их защитника. Иоанна Дамаскина оболгали перед халифом, обвинив в заговоре и измене. Причем, для этого был выбран сколь изощренный, столь и постыдный способ клеветы. Писарь, подделав почерк святого, написал от его имени письмо императору с обещанием сдать город Дамаск. Затем это письмо было передано халифу. В результате Иоанн был подвергнут позору и жестокому наказанию: отсечению руки.

Но особым Божественным вмешательством после слёзной, сердечной молитвы страдальца перед иконой Божьей Матери отрубленная рука, прислоненная к ране и перевязанная платком, чудесным образом была исцелена (в это время он пребывал словно во сне), поруганная честь восстановлена, а хулители посрамлены. Впоследствии, в память и благодарность об этом событии преподобный приложил к иконе образ руки, изготовленный из серебра. В честь этого события в иконографии утвердился образ Богородицы «Троеручица»

Иоанну вновь было предложено место при дворе, но он отказался от должности и, раздав всё своё имущество, освободив рабов, удалился от мира сего, вступив в ряды монашеского братства. Известно, что монашеский постриг осуществлялся в одном из палестинских монастырей. Существует предание, что этим монастырем стала лавра Саввы Освященного. Вместе с монашеством Иоанн принял и новое имя, под которым прославился перед Богом и Церковью — Иоанн (до этого его звали, как деда: Мансур).

Рассказывают, что поначалу монахи относились к нему с настороженностью, ведь всё-таки бывший вельможа. Многие отказывались брать его под своё наставничество. Наконец, нашёлся один суровый подвижник, согласившийся взять его в послушание. Правда, при этом Иоанну было поставлено твёрдое условие, чтобы он решительно отказался от занятий каким-либо литературным трудом. И он отказался.

Но вот случилось, что у одного инока умер родственник, после чего тот, объятый скорбью, стал упрашивать Иоанна написать по этому поводу что-нибудь утешительное. Иоанн долго отказывался, но потом всё же решился и составил надгробные стихи. Стихи оказались прекрасными, однако наставник святого, старец, запретивший ему заниматься писательской деятельностью, вознегодовал и даже выгнал его из кельи. Тогда Иоанн стал просить его о прощении. К этой просьбе подключились и прочие монастырские братия. Наконец, старец согласился простить преподобного, однако тот, по его слову, должен был собственноручно очистить обитель от нечистот.

Иоанн, проявив искреннее смирение, исполнил поручение, чем тронул сердце сурового духовника. Между тем за Иоанна вступилась Сама Божья Матерь, явившись старцу в видении. После этого случая старец благословил Иоанна на литературное творчество во славу Православия.

По некоторым источникам, в своё время Патриарх Иерусалимский Иоанн вызвал Иоанна Дамаскина к себе и посвятил его в сан пресвитера. Вскоре Патриарх почил и Иоанн возвратился в свой монастырь. Шел 735 год.

После того как престол самодержца перешёл к Копрониму, борьба с иконами вспыхнула с ещё большей ожесточенностью. Иоанн Дамаскин, прибыв в Константинополь, смело обличал императора и заглядывавших ему в рот епископов-еретиков. Утверждается, что на Соборе 754 (755) года в адрес святого Иоанна Дамаскина было произнесено анафематствование. Согласно некоторым сведениям, он подвергался даже и заточению в темницу.

Год смерти преподобного точно не установлен. Полагают, что Иоанн Дамаскин почил о Господе около 775-780 годов.

Творческое наследие

Святой Иоанн был на редкость талантливым и плодовитым церковным писателем. При всей обширности поднимавшихся в его сочинениях тем в них сложно найти место, достойное отрицательной критики. В этом отношении Иоанн Дамаскин справедливо признан одним из наиболее трезвых и ортодоксальных выразителей Священного Предания Церкви.

Среди наиболее знаменитых фундаментальных произведений этого отца выделяется . Характерной особенностью названного богословского трактата, отличающей его от многих других вероучительных пособий того времени, является чёткое систематизированное изложение, краткое, но ёмкое изъяснение представленных догматических истин.

Другим, не менее примечательным сочинением, можно назвать . В рамках этой работы дано четкое разъяснение важнейших богословских выражений и терминов, в том числе, формально заимствованных из философии. Перечислению и разоблачению ересей посвящен труд: .

Кроме того, преподобный составил множество произведений разной направленности, в том числе, посвященных важнейшим христианским Праздникам (см., например: ; ; ) а также гимнографического, песнотворческго характера (см.: Пасхальный Канон).

Тропарь преподобному Иоанну Дамаскину, глас 8

Православия наставниче, / благочестия учителю и чистоты, / вселенныя светильниче, / монашествующих богодохновенное удобрение, Иоанне премудре, / ученьми твоими вся просветил еси, цевнице духовная, // моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак преподобному Иоанну Дамаскину, глас 4

Песнописца и честнаго богоглагольника, / Церкве наказателя и учителя / и врагов сопротивоборца, Иоанна воспоим: оружие бо взем, Крест Господень, / всю отрази ересей прелесть / и яко теплый предстатель к Богу // всем подает прегрешений прощение.