Храм воскресения христова на сретенке. Предстоятель русской церкви освятил храм воскресения христова и новомучеников и исповедников церкви русской в московском сретенском монастыре. Решение технических проблем

Размышляет протодиакон Андрей Кураев.

20 лет назад Патриарх Алексий сделал небольшую административную ошибку. Он назначил насельника Донского монастыря наместником московского подворья Псково-Печерского монастыря. А подворьем повелел считаться Сретенскому монастырю что на Лубянке.

Монастыря там тогда не было. При храме был приход, возглавляемый о. Георгием Кочетковым. В общем, это обычная пост-советская практика: в бывшем монастырском комплексе начинает служить обычная приходская община. Со временем же в монастырь вновь приходят монахи.

В чем же ошибка патриарха Алексия? Он не разглядел тогда масштаб личности о. Тихона.

Неуемный и неутомимый строитель, консерватор-преобразователь, монах-интеллигент, проповедник, пастырь, цельный человек, своей искренностью переубеждающий даже недругов, отец Тихон стал очень яркой достопримечательностью православной Москвы. Он сам и его труды (к числу которых относятся и создание монастырской общины и семинарии) стали интересны и родны для тысяч и тысяч людей.

Если бы под подворье отвели какой-нибудь подмосковный храм с сотней гектаров заброшенной земли вокруг него – то за 20 лет о. Тихон отстроил бы там Новый Иерусалим. Там все было бы традиционно и нано-технологично. Для всего нашлось бы место – в том числе и для тысяч людей, сердцем прикипевших к нему, его монахам и их службам.

Но под подворье Псково-Печерского монастыря были отведены останки Сретенского монастыря, зажатого в самом центре Москвы. Служить можно было в половинке одного храма, жить – в пяти комнатках одной из пристроек. (Кстати, я помню, что обустройством своей кельи о. Тихон занялся лишь годы спустя – после того, как был полностью отреставрирован храм).

Монастырь вырос. И хотя храмы в центре Москвы не переполнены (в отличие от храмов московских окраин), в Сретенском монастыре люди на службах стоят во дворе даже зимой.


Что делать? Принудительно рассылать людей по соседним храмам? Перенести монастырь вместе с о. Тихоном на новые земли, чтобы вслед за Ново-Спасским и Ново-Девичьим в Москве появился Ново-Сретенский монастырь? Или же сохранить монастырь с его атмосферой и приходом, просто построив рядом новый вместительный храм?

В середине 80-х годов советские епископы обращались к советской власти, показывая на очевидную переполненность немногих открытых храмов: «Посмотрите, это же наши советские граждане, советские труженики, честно всю жизнь работавшие на благо нашей советской страны, ветераны труда. Почему бы не сделать их старость достойной и не разрешить открыть еще один храм для них?». И советская власть тех лет слышала такие аргументы.

Но сегодняшние властители масс-медиа не столь гуманны. Для них по прежнему идеология и классовые клановые интересы выше остального. Поэтому намерение Сретенского монастыря построить новый вместительный храм было воспринято в штыки .

Статья сделана очень наспех. Отсюда – замечательный тезис о том, что в новом храме монастырь планирует разместить «склад антиалкогольной продукции». Отец Тихон и в самом деле глава церковно-общественного комитета по борьбе с алкогольной угрозой. Но его анти-алкогольная продукция – это прежде всего видеоролики. Они хранятся в интернете и не требуют квадратных метров. Если же речь идет о хранении анти-алкогольных листовок или брошюр – то что же в этом плохого?

Но скорее всего автор статьи в МК хотел сказать о «складе алкогольной продукции». Ну, тут отпираться бессмысленно: любой христианский храм может соответствовать этому определению: вино для богослужения в них и в самом деле хранится.

Перечень контр-доводов таков:

«Я не знаю другого такого случая, когда бы на территории древнего русского монастыря с 500-летними археологическими слоями собирались строить двухэтажный подземный паркинг, – комментирует ситуацию с возведением нового храма в Сретенском монастыре представитель движения «Архнаследие» Константин Михайлов. – Кроме этого новое строительство будут вести в 5 метрах от древнего собора Владимирской иконы Божьей матери, в котором находятся ценнейшие фрески. О том, что новый храм визуально подавит небольшой собор, излишне и говорить».

Про археологию воспомянуто вполне кстати. Крепко надеюсь, что археологи появятся на этом месте раньше строителей и будут контролировать каждый сантиметр снимаемого грунта. Время от времени обязуюсь лично контролировать (потребую для себя это право с о. Тихона в качестве гонорара за эту заметку:)). Но надежд на открытия и обретения маловато: вряд ли советские строителей, ставившие в тех местах типовую школу на месте кладбища были столь же щепетильны.

Паркинг под храмом – разумное требование нынешних московских градостроительных норм.

От предполагаемой стройки до стен древнего собора все же не пять метров, а как минимум десять. Риск есть. Значит, в затраты на строительство нужно ввести затраты на ежедневный мониторинг состояния фресок (это уже не мною, а специалистами). Правда и в том, что частично подземная часть нового храма будет заступать на охранную территорию памятника. Для этого придется корректировать границы памятника, установленные в 2011 году. Институтом Генплана Москвы проводится работа по аргументации корректировки границ памятника. Утверждать результат их работы будут эксперты департамента культурного наследия г. Москвы и Министерство культуры РФ.

Стоит также заметить, что фрескам Владимирского собора (1707 год – последняя стенопись в древних московских храмах, исполненная еще в каноническом стиле, то есть до повсеместного засилия новоевропейской академической школы) угрожает не только новая стройка, но и ее отсутствие. В храме проводится по 3-4 службы в сутки (в том числе ежедневная ночная литургия).

Все время открываются двери, так что влажностно-температурный режим выдержать нельзя. Если же будет другой храм – нынешний станет только летним храмом. Фрескам будет комфортнее.

Про визуальное «подавление» храма стало поздно говорить с тех пор, как впритык к нему была поставлена уже упомянутая пятиэтажная советская школа.

Вариант восстановления снесенных соввластью храмов не проходит: они были снесены в 1928–1930 годах именно для расширения проезжей части ул. Большая Лубянка. Если их восстановить – выходящие за линию домовых фасадов строения монастыря займут часть и так пробочной улицы.

Кстати, на этом фото видно, что исторически колокольня “визуально подавляла” собор монастыря. С улицы он вообще не был виден прохожим. Можно пояснить это фото и иначе: снесенная колокольня Сретенского монастыря была высотой около 50 метров. Примерно такой же высоты будет и новый храм в луковице. Таким образом восстановится историческая высотная доминанта.

Про сносимые «исторические здания».

Одно из них – трансформаторная будка, построенная лет 13 назад монастырем и стилизованная под 19 век. Другое – сарай.

Некоторые из сносимых строений будут восстановлены после возведения храма, чтобы линия бульвара не изменилась (это как раз вид со стороны бульварного кольца – ныне “черный ход” в монастырь).

Это обычные доходные дома рубежа 19-20 веков. Ни одно из сносимых зданий не является памятником архитектуры.
Институтом Генерального плана Москвы (НИиПИ Генплана Москвы) была проведена историко-культурная экспертиза застройки монастыря. По результатам установлено, что строения, предлагаемые к сносу, не представляют историко-культурной ценности. Причем они никогда и не входили в списки памятников архитектуры и истории. При этом они в 20 веке многократно и радикально перестраивались.

В Сретенском монастыре Москвы, что на Лубянке, освятили храм Воскресения Христова и Новомучеников и Исповедников Церкви Русской.

Сретенский монастырь был возрожден в 1993 г. Тогда на территории обители братия еще находила останки убиенных – их собрали и захоронили на месте еще недавних (до 1949 г. точно, но, возможно, и позднее) расстрелов, справа при входе в нынешний монастырь. Над останками страдальцев в 1995 г. по благословению и при участии Святейшего Патриарха Алексия II установили Поклонный крест. Иеромонах Клеопа (Данелян), насельник обители, рассказывает, что святыню уже в наше время даже пытались осквернить, начертав какую-то брань черной краской, точно мученики мало приняли здесь издевательств и кому-то не терпится поглумиться еще.

В 1999 г. монастырь обрел своего ныне уже святого настоятеля, до революции возглавлявшего монастырь священномученика Илариона (Троицкого), архиепископа Верейского. Тогда его мощи были перевезены из Воскресенского Новодевичьего монастыря Санкт-Петербурга, на кладбище которого святой был упокоен. Он умер в ленинградской тюрьме «Кресты» при пересылке из Соловецкого лагеря в Казахстан.

Заключенных, гонимых по этапу от одной пересыльной тюрьмы к другой, содержали в таких условиях, что вспыхнула эпидемия сыпного тифа. Владыку по дороге обокрали, он остался в одном рубище, кишащем насекомыми. (Те, кто это пережил, оставшись в живых, рассказывали, что одежда от такого количества вшей могла становиться просто тяжелой.) В горячке его бросили в камеру «Крестов». Через день тяжелобольного архипастыря-арестанта отправили в больницу, куда он вынужден был, подталкиваемый конвоирами, идти пешком.

Через несколько дней там он скончался. В бреду владыка говорил: «Вот теперь-то я совсем свободен…» Врач, находящийся рядом, чтобы констатировать смерть, потом свидетельствовал, что, умирая, владыка благодарил Бога, радуясь скорой встрече с Ним.

Когда ленинградский митрополит Серафим (Чичагов), сам будущий священномученик, добился того, чтобы выдали тело архиерея для захоронения, пришедшие за телом владыку Илариона не узнали. Ему было всего 43 года, но из крепкого, полного сил, утонченно красивого человека, он превратился в изможденного старика, накануне смерти его обрили. Одна из родственниц покойного, увидев его в гробу, упала в обморок.

Прославленный Русской Православной Церковью Заграницей в лике новомучеников еще в 1981 г., при перенесении мощей в Сретенский монастырь Москвы священномученик Иларион был прославлен как местночтимый святой, и уже в 2000 г. на юбилейном Архиерейском Соборе в праздник Преображения Господня сопричислен к сонму святых новомучеников и исповедников Церкви Русской для общецерковного почитания.

На праздник Вознесения Христова в этом году мощи священномученика Илариона торжественным крестным ходом вдоль многих сотен хоругвей с ликами таких же страдальцев, увенчанных ныне у Господа вечной славой, перенесли в новый собор Воскресения Христова и Новомучеников и Исповедников Церкви Русской.

«На этом месте страданий, – сказал при освящении Святейший Патриарх Московской и всея Руси Кирилл, – воздвигается храм, посвященный не мученичеству, не смерти, а Воскресению Христову, – как символ того, что пали демоны, и никакой диавольской силы, предопределяющей человеческую судьбу, не существует, потому что сила Божия сильнее силы диавольской».
Которая, безусловно, и сейчас встает на дыбы, изощряясь помешать, перессорить, натравить…

Как же надо было молиться силе Христовой: «Да воскреснет Бог…»

Ныне уже всем просто очевидно, что это место точно ждало, чтобы подъять храм. Как несомненна и воля Божия на это белокаменное торжество, с такой откровенностью являющая свои улики… В квартале ФСБ, в самом центре Москвы, где нет и клочка земли, не напичканного коммуникациями, вдруг находится пятачок, свободный от их засилья, – можно рыть котлован… Но до этого – масса согласований. Без Промысла Божия здесь такой храм за три года, что требовало максимальной концентрации сил и работающих, было бы не возвести.

Когда еще только приступали к стройке, предполагалось, что это будет храм Новомучеников и Исповедников на крови, что на Лубянке. Но пасхальная радость – пересилила боль! И собор получился под стать: светлым и умиротворяющим.

В цветовом решении убранства внезапно преобладает зеленый – это самый посюсторонний цвет! Новомученики точно возвращаются в этот мир, из которого их так надменно и, как казалось палачам, навсегда изгнали. Это тот самый зеленый, ставший для Сретенского монастыря после выпуска бестселлера «Несвятые святые» и последовавшей «зеленой серии» книг своего рода фирменным цветом.

Работа над храмом вообще увенчала перспективу ряда проектов, начатых с создания в самом конце 2010 г. Патриаршего Совета по культуре, председателем которого ныне является епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов). Это и выпуск в 2011 г. уже упомянутой книги «Несвятые святые», все средства от реализации миллионных тиражей которой пошли на строительство храма, и запуск цикла выставок «Россия. Моя история», пролегоменами которой стало в том же 2011 г. подведение итогов 20-летия возрождения Русской Православной Церкви с устроенным коридором памяти Новомучеников и Исповедников. Тогда это был темный с красными отсветами и кадрами подчас зловещей кинохроники туннель…

Теперь огромные окна по всему периметру стен высочайшего в белой облицовке резного владимирского известняка храма оркеструют игру света внутри, трепетно бликующего на фактурных фресках новомучеников, сопричтенных отрисованным тут же сюжетам евангельской истории. А в закатный час собравшиеся на вечернее богослужение с замиранием ждут, когда последний луч солнца блеснет, высвечивая средоточие храма – крест над одноярусным, по византийской традиции, иконостасом.

В этом величественном соборе есть множество реплик из Святой Софии Константинопольской – в частности, ступенька, возвышающая заступ к Престолу над уровнем пола всего алтаря и центрирующая нижний храм святителя Иоанна Предтечи и 12 апостолов крестильня, воспроизводящая древний тип баптистерия с тремя спусками: для священника, совершающего таинство, крещаемого и его крестных родителей.

Это одна из загадок этого впечатляющего пространства, отстроенного аккурат к 100-летию русской катастрофы.

Кстати, первая литургия была отслужена на крыльце храма под открытым небом в день 100-летия вынужденного отречения царя Николая II от престола и явления Державной иконы Божией Матери 15 марта.

В чем же состоит этот Русский урок? Скоро зрителей ждет премьера одноименной серии «Гибель империи… урок» – по мотивам недавней истории России.

Хотя сам храм уже прообразует Воскресение.

Что это значит – принять Крещение там, где новомученики держали страшный экзамен на силу и стойкость веры, – и выдержали его? Как они здесь читали Символ веры? Наверняка кого-то из оглашающих эти своды своим исповеданием это сопоставление изведет на узкий и крестный путь, каковым является жизнь каждого христианина в любые времена. Какая ответственность принять здесь Таинство Крещения, но и какой залог упования!

Сможем ли мы так прощать и любить, как это во образ Христов нам напомнили новомученики и исповедники Церкви Русской, молящиеся за своих мучителей, перед казнью благословляющие палачей…

Безусловно, здесь будут креститься потомки и тех, кто страдал, и тех, кто над убиваемыми изгалялся, – так как вся страна у нас наследует либо тем, либо другим, а зачастую и тем и другим вместе. Этот храм называют храмом примирения.

«Глубоко символично, что новый храм освящается в год 100-летия февральской и октябрьской революций, ставших отправной точкой для очень многих из тех тяжелейших испытаний, через которые пришлось пройти нашей стране в XX веке, – сказал глава государства Владимир Владимирович Путин на освящении храма. – Мы знаем, как хрупок гражданский мир… Поэтому наша общая обязанность – делать все от нас зависящее для сохранения единства российской нации».

Освящением храма в праздник Вознесения Господня 25 мая этого года отметили также 10-летие воссоединения Русской Православной Церкви Заграницей и Московского Патриархата. «Восстановление единства, – отметил президент, – стало и остается событием огромного нравственного звучания, символом и примером того, что история нашей страны, ее прошлое могут и должны не разъединять, а объединять всех нас».

«Храм Новомучеников, построенный на Лубянке, знаменует не вечную скорбь и укор советскому прошлому, а торжество Христа и Его учеников над силами зла и смерти», – комментирует итог работы наместник Сретенского монастыря епископ Егорьевский Тихон.

Это та ликующая сила Света, в которую призваны войти все. Много званых (Мф. 22:14).

Здесь в новом храме трудно не покаяться: «Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный, и одежды ни имам да вниду в онь…»

Среди новомучеников и исповедников, чьи одежды убелены (Откр. 7:14), нечистота своей души особенно откровенна…

Именно этот примиряющий ресурс покаяния, преподанный нам в опыте новомучеников, как неоднократно отмечали представители зарубежной делегации, прибывшей на празднование и освящение собора во главе с митрополитом Восточно-Американским и Нью-Йоркским Иларионом, сделал в свое время это объединение возможным.

Принявший участие в освящении собора архиепископ Берлинский и Западно-Германский Марк, строитель уже более 35 лет назад первого в мире храма, освященного в память Новомучеников и Исповедников Церкви Русской, – кафедрального собора в Мюнхене, не устает повторять, что почитание новомучеников – самое драгоценное, что есть и может быть в жизни каждого из нас.

Отсюда великолепие – изводящего душу в трепет – храма. Кажущегося громадой, возвышающей над серым кварталом золотые, сверкающие на солнце апокалиптической вязью купола и кресты, а внутри… «Опять маленький храм построили!» – удивился некто тому, что внутри, как и в старом малом соборе, не протолкнуться, и, запрокинув голову на фрески Господа Иисуса Христа и Его учеников-новомучеников под куполом, ахнул: «Мы думали они умерли, а они смотрят на нас! Они молятся о нас!»

Ольга Орлова
Фото С. Власова, О. Варова (Patriarchia.ru), А. Горяинова (Pravoslavie.ru)

МОСКВА, 25 мая — РИА Новости. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершит в четверг, в праздник Вознесения Господня, великое освящение нового храма Воскресения Христова и Новомучеников и исповедников церкви Русской в Сретенском монастыре. В торжественной церемонии примет участие президент России Владимир Путин.

Как сообщила пресс-служба Кремля, президент осмотрит новый храмовый комплекс, здание Сретенской духовной семинарии, а также встретится с представителями Русской православной церкви за рубежом (РПЦЗ), ставшей десять лет назад неотъемлемой самоуправляемой частью РПЦ.

Торжества, посвященные празднованию десятилетия восстановления единства Русской православной церкви, состоятся в этот же день: после освящения храма патриарх Кирилл совершит в нем праздничную Божественную литургию вместе с предстоятелем РПЦЗ митрополитом Восточно-Американским и Нью-Йоркским Иларионом.

Собор Новомученников на Лубянке

Собор Новомучеников и исповедников Российских на Лубянке, на территории Сретенского мужского монастыря, возводился на протяжении более трех лет на пожертвования, и был построен к 100-летней годовщине трагических революционных событий 1917 года.

По словам наместника Сретенского монастыря, епископа Егорьевского Тихона (Шевкунова), этот храм призван прославить память православных христиан — мучеников и исповедников ХХ века. На сегодняшний день в Собор новомучеников и исповедников церкви Русской включены имена более 1760 пострадавших за веру. "Строительство именно такого храма, именно на этом месте, и освященного именно в 2017 году — важное событие не только для Сретенского монастыря, не только для Москвы, но и для всей России", — отметил Шевкунов.

В день освящения собора на монастырской площади будет организована трансляция богослужения, а по его окончании всем желающим будет предоставлена возможность осмотреть новый храм.

"Во время великого освящения мощи священномученика Илариона (Троицкого), духовного покровителя Сретенского монастыря и его настоятеля в 1920-е, послереволюционные годы, будут перенесены из древнего собора, в котором они находятся с 1999 года, в новый храм — в ковчег, установленный на камнях, привезенных с Соловецких островов, где священномученик Иларион с 1924 по 1929 год провел в заключении", — сообщили в обители.

Высота храма Воскресения Христова и Новомучеников и исповедников церкви Русской — 61 метр, в его строительстве применены самые современные технологии. Собор облицован каменной резьбой из белого владимирского известняка. Из подобного камня сооружены древние белокаменные соборы Владимира, Суздаля, Москвы.

Храмовый комплекс имеет несколько этажей. Верхний храм — в честь Воскресения Христова и Новомучеников и исповедников церкви Русской. Нижний храм нового собора посвящен святому Иоанну Предтече и двенадцати апостолам. В его центре баптистерий — купель для крещения, украшенная мозаиками по образцу древних византийских храмов.

На двух этажах в нижней части нового храма откроются аудитории просветительского и молодежного центров. При храме также будут созданы два музея: новомучеников и Туринской плащаницы.

Десятилетие восстановления единства

Ровно десять лет назад произошло воссоединение Русской православной церкви и Русской православной церкви заграницей. РПЦЗ возникла в 1920-х годах и объединила эмигрировавшую или оказавшуюся в изгнании после революции 1917 года и гражданской войны в России часть духовенства. Семнадцатого мая 2007 года патриарх Московский и всея Руси Алексий II и первоиерарх РПЦЗ митрополит Лавр подписали в российской столице Акт о каноническом общении РПЦ и РПЦЗ, который установил, что "Русская православная церковь заграницей … пребывает неотъемлемой самоуправляемой частью поместной Русской православной церкви".

По словам председателя отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополита Волоколамского Илариона, десять лет, прошедшие после объединения, показали, что это было правильное решение.

"В подавляющем большинстве верующие Русской Зарубежной церкви восприняли объединение очень положительно. И десять лет совместной жизни показали, что это было абсолютно правильное решение, которое сейчас позволяет нам ощущать себя членами единой церкви. … Самое главное заключается в том, что у нас теперь единая церковь, мы вместе причащаемся, вместе служим, и это историческое событие, значение которого переоценить невозможно", — сказал митрополит Иларион РИА Новости.

Делегацию РПЦЗ на торжествах в Москве возглавляет ее первоиерарх митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион. Представители русского зарубежья, помимо совместных богослужений, примут участие в конференции "К десятилетию воссоединения Русской православной церкви и Русской православной церкви за рубежом. Владыка Иоанн-объединитель", которая состоится 26 мая также в Сретенском монастыре. Форум будет посвящен архиепископу Иоанну Шанхайскому и Сан-Францисскому (Максимовичу) — первому святому русского зарубежья.

На конференции выступят епископ Тихон (Шевкунов), архиепископ Монреальский и Канадский Гавриил (Чемодаков), архиепископ Женевский и Западно-Европейский Михаил (Донсков), настоятель собора Иоанна Предтечи в Вашингтоне (США) протоиерей Виктор Потапов, представитель русской эмиграции (Брюссель) Елизавета Апраксина, а также историки, богословы, общественные деятели.

Управляющий делами канцелярии Архиерейского Синода РПЦЗ, настоятель храма Серафима Саровского в Си-Клифе (Нью-Йорк) протоиерей Серафим Ган считает символичным тот факт, что празднование десятилетия воссоединения Русской церкви и освящение Собора новомучеников и исповедников Российских совпали в один день, такое мнение он высказал РИА Новости.

"Как мне кажется, никто не подгонял под эти торжества празднование этой знаменательной даты. Но вижу в этом промысел Божий. Потому что действительно: когда шел переговорный процесс между Русской зарубежной церковью и Московским Патриархатом, то мы обращались к трудам, сочинениям или высказываниям новомучеников и исповедников Российских. И я лично считаю, что именно их труды, их страдания, их жизнь помогли нам найти правильные церковные пути к решению всех вопросов, которые ранее препятствовали восстановлению единства между обеими частями Русской церкви", — сказал Ган.

Студенты Сретенской семинарии несколько лет наблюдали из окон своих келий и аудиторий за строительством храма Новомучеников и Исповедников Церкви Русской на крови, что на Лубянке, и с волнением ожидали его окончания. Ведь этот храм, как и собор Сретения Владимирской иконы Божией Матери, должен был стать местом, где семинаристы станут петь на клиросе, прислуживать в алтаре и обучаться на практике всему тому, что должен знать будущий священник.
Храм в честь Воскресения Христова и Новомучеников и Исповедников Церкви Русской Фото: А. Горяинов / Православие.Ru И вот сегодня состоялось долгожданное событие - великое освящение нового храма (). Как говорил в одном из интервью наместник монастыря и ректор семинарии епископ Тихон (Шевкунов), «это Храм победы Господа Иисуса Христа над всеми силами зла: победы, которая произошла в Воскресение, и будущей победы - победы человечества во Христе; конечно же, и победы Новомучеников…»

Этой идее небесного торжества новомучеников отвечает и архитектура, и внутреннее убранство храма. Место его возведения 28 декабря 2013 года освятил настоятель монастыря Патриарх Московский и всея Руси Кирилл . Ранее он же утвердил решение жюри, которое в декабре 2012 года выбрало проект-победитель конкурса, представленный мастерской Д. М. Смирнова . При этом строительные работы начались в январе 2014 года , а главные купол и крест освятили и подняли уже через два с половиной года , что студенты могли наблюдать прямо из окон семинарии.

© РИА Новости / Алексей Дружинин

В семинарии. Аудитория "Литература". © РИА Новости / Алексей Дружинин

© РИА Новости / Алексей Дружинин

И вот, спустя от начала строительства чуть более трех лет, в день Вознесения Господня при огромном стечении народа храм был освящен Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом. Кроме того, в этот день сюда перенесли мощи покровителя обители и семинарии - священномученика Илариона Троицкого, настоятеля Сретенского монастыря в 1920-е годы, которые ранее покоились в древнем соборе.

Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла во внимание к трудам по строительству храма Воскресения Христова и Новомучеников и Исповедников Церкви Русской Сретенского монастыря епископ Егорьевский Тихон удостоен ордена Русской Православной Церкви святого праведного князя Даниила Московского I степени.

В честь этого радостного и долгожданного события - освящения нового храма - сайт Сретенской семинарии предлагает вниманию читателей подборку статей о новомучениках, исповедниках, о судьбах и трудах пострадавших в годину гонений христианах, которые публиковались на сайте семинарии. .

Святые новомученики и исповедники Церкви Русской, молите Бога о нас!


Священномученик Иларион (Троицкий)

Небесным покровителем Сретенского монастыря и Сретенской духовной семинарии является священномученик Иларион (Троицкий), архиепископ Верейский. 28 декабря - день его памяти. Мы публикуем жизнеописание священномученика, написанное митрополитом Иоанном (Снычевым).

Редакция сайта Сретенской духовной семинарии публикует список ссылок на библиографические описания статей, а также на речи, слова, рецензии и другие труды священномученика Илариона (Троицкого), архиепископа Верейского.

Период, когда священномученик Иларион (Троицкий) преподавал в Московской духовной академии, не так хорошо нам известен, как, может быть, иные этапы его жизни. <...> Каким именно был его курс, что слышали присутствующие на его лекциях студенты? Заинтересовавшись этими вопросами, Владимир Хажомия выбрал для своей кандидатской диссертации в МДА тему: «Научно-педагогическое наследие священномученика Илариона (Троицкого) в период его пребывания на первой кафедре Священного Писания Нового Завета в Московской духовной академии». Научные изыскания привели его в архив, где им были обнаружены интереснейшие документы.
О том, что это за документы и что нового они рассказывают нам о священномученике Иларионе (Троицком), каким преподавателем он был, о духовной связи владыки Илариона со Сретенской семинарией, мы и беседуем с кандидатом богословия, сотрудником Сретенской семинарии Владимиром Александровичем Хажомия.

Свщмч. Иларион (Троицкий) в ссылке

Игумен Дамаскин (Орловский)

<...> ...Вниманию читателей нашего сайта, впервые предлагается «Антология семинарской жизни», в которой будет представлена – в намерено мозаичном порядке – широкая панорама семинаристского житья-бытья XVIII – начала XXI вв. Из этой статьи вы узнаете об учебе и преподавании в МДА будущего священномученика митрополита Илариона.

Иеромонах Силуан (Никитин)

Во второй части статьи вы узнаете о начале монашеского пути будущего священномученика.


Схиигумен Амфилохий (Головатюк)

Андрей Головач

В XX веке в Почаевской Лавре жил человек, творивший чудеса, подобные новозаветным: он воскрешал мертвых, на глазах у людей исцелял травмы, которые требовали долгих месяцев лечения, изгонял бесов. Его имя – схиигумен Амфилохий (Головатюк) (1894–1971). Юношей преподобный увидел войну, попал в плен, был угнан в Германию, бежал, а, вернувшись на родину, стал иноком столь ревностным, что со временем к его келье потянулись тысячи верующих…

Иерей Давид Шуплецов

В заточении духовная жизнь приобретала гораздо большее значение, чем можно себе представить: условия, в которых она проистекала, можно сравнить с временами первых мучеников, когда люди в невероятных условиях, не страшась страданий, исповедовали своего Спасителя.
СЛОН, Соловецкий лагерь особого назначения

Иерей Давид Шуплецов

Культурная жизнь в Соловецком лагере была представлена довольно ярко, как бы странно это не звучало. В лагере строгого режима люди увлеченно и активно создавали и возделывали «культурное поле».

Священномученик Александр (Трапицын)

Илья Косых

В истории Симбирской (Ульяновской) епархии в годы гонений были как предатели Церкви, так и мученики за веру, один из которых - епископ Александр (Трапицын) (1862-1938), несший здесь архипастырское служение с сентября 1920 по 1928 год.

Митрополит Борис (Разумов)

Митрополит Борис - <...> преподаватель болгарских духовных школ, а затем и ректор Софийской духовной семинарии, начальник культурно-просветительского отделения при Священном Синоде Болгарской Православной Церкви, поэт и проповедник, радетель за родную Церковь в непростые годы советской власти. Его при жизни называли «совесть Болгарской Православной Церкви», принял мученическую кончину в 1948 году... <...> В марте 2016 года Священным Синодом Болгарской Православной Церкви было принято решение о начале исследования жизни и деятельности митрополита Бориса для подготовки его канонизации.

Одну из проповедей владыки, посвященную размышлению о Кресте Господнем, предлагаем вниманию наших читателей.

Митрополит Борис (Разумов)

Митрополит Борис (Разумов)

Сайт Сретенской духовной семинарии продолжает цикл статей, связанных с жизнью и творениями одного из новейших святых Болгарской Церкви, священномученика митрополита Бориса (Разумова). В этот раз мы решили познакомить Вас с его первым окружным посланием, которое он написал после вступления на неврокопскую кафедру, и которое было адресовано к священникам, служащим в епархии, чьей главой, владыка Борис едва успел стать.

Архимандрит Пантелеимон (Старицкий)

<...> ...Вниманию читателей нашего сайта, впервые предлагается «Антология семинарской жизни», в которой будет представлена – в намерено мозаичном порядке – широкая панорама семинаристского житья-бытья XVIII – начала XXI вв. В статье приводится речь в годовщину смерти святителя Серафима (Соболева) (1881-1950), архиепископа Богучарского, включающая его жизнеописание и годы, проведенные в семинарии.

Священномученик Никодим (Кротков)

Иерей Петр Михалев

<...> ...Вниманию читателей нашего сайта, впервые предлагается «Антология семинарской жизни», в которой будет представлена – в намерено мозаичном порядке – широкая панорама семинаристского житья-бытья XVIII – начала XXI вв. В статье повествуется о годах учебы будущего священномученика Никодима (Кроткова) (1868-1938), архиепископа Костромского и Галичского, в Костромском духовном училище и затем в Костромской духовной семинарии.

Святитель Иоанн (Максимович)

Протоиерей Петр Перекрестов

<...>

Протоиерей Павел Чехранов

Священник Павел Чехранов

Тяжёлая была эта Пасха из всех четырёх, какие пришлось мне пережить в неволе с 23-го по 26-й годы, июнь-месяц, за Великую Церковь Российскую. Первая Пасха в Бутырской тюрьме, две на Соловецких островах, и одна на Поповом острове в каторжном, сказал бы я, пересыльном пункте.

Архиепископ Феодор (Поздеевский)

Татьяна Петрова

В альманахе «Даниловский благовестник» неоднократно публиковались материалы по истории Данилова монастыря времен гонений на Церковь ХХ века. В №№ 17 и 18 за 2009 год было опубликовано исследование о мученической кончине последнего перед закрытием настоятеля Данилова монастыря владыки Феодора – «Последнее следственное дело архиепископа Феодора (Поздеевского)». В 2010 г. оно вышло в свет отдельным изданием. Книга вызвала живой интерес читателя и в то же время ожесточенные споры вокруг темы, можно ли судить о поведении православного человека на следствии 1930-х годов, основываясь исключительно на материалах следственных дел ГПУ. Как бы там ни было, но ясно одно – изучать следственные дела необходимо, ведь зачастую только из них мы можем узнать о том, насколько тяжел был исповеднический подвиг Новомучеников ХХ века.

В этой статье расскажем о восьми арестах владыки Феодора (Поздеевского), то есть о том, каким был его путь на Голгофу 1937 года.


Суд над священниками в Петрограде 1922

Иногда Господь попускает разделения, чтобы части единого целого посмотрели друг в друга, как в зеркало. Архиепископ Берлинский и Германский Марк размышляет об истории Русской Православной Церкви Заграницей, о подвиге новомучеников и исповедников.

Лидия Головкова

"Начиная с середины 1990-х годов, в государственных и ведомственных архивах Москвы и других городов проводилась большая работа по изучению следственных дел, заведенных на наших соотечественников за весь послереволюционный период. В числе сотен тысяч, вернее, миллионов дел оказалась значительная часть дел, касающихся священно- и церковнослужителей, также и мирян, пострадавших за веру. Появилась уникальная возможность на примерах многих и многих подвижников проследить мученический путь Русской Православной Церкви в XX веке. Начался также сбор материалов для канонизации и прославления новомучеников и исповедников Российских..."

18 февраля 2017 года по завершении научной конференции «Февраль. Трагедия. Уроки истории. 1917» в Храме Христа Спасителя в Москве была открыта организованная по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла выставка «Памяти погибших за веру Христову».

Выступая на церемонии открытия экспозиции, рассказывающей о жизни Церкви в годы атеистических гонений и судьбах пострадавших за исповедание веры, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион приветствовал собравшихся от имени Предстоятеля Русской Православной Церкви.

Преосвященный Феофан (Быстров)

<...> ...Вниманию читателей нашего сайта, впервые предлагается «Антология семинарской жизни», в которой будет представлена – в намерено мозаичном порядке – широкая панорама семинаристского житья-бытья XVIII – начала XXI вв. Здесь вы узнаете о семинарской жизни будущего архиепископа Феофана (Быстрова) (1875-1940), канонизированного Российской Зарубежной Церковью.

Епископ Вениамин Милов

Епископ Вениамин (Милов)

<...> ...Вниманию читателей нашего сайта, впервые предлагается «Антология семинарской жизни», в которой будет представлена – в намерено мозаичном порядке – широкая панорама семинаристского житья-бытья XVIII – начала XXI вв. О годах учебы епископа Вениамина (Милова) вы узнаете из его воспоминаний, приведенных в этой статье. В настоящее время в Саратовской епархии осуществляется подготовка материалов к прославлению епископа Вениамина в лике святых.

Митрополит Евлогий (Георгиевский)

<...> ...Вниманию читателей нашего сайта, впервые предлагается «Антология семинарской жизни», в которой будет представлена – в намерено мозаичном порядке – широкая панорама семинаристского житья-бытья XVIII – начала XXI вв. О своей учебе в духовном училище, семинарии и преподавательской деятельности вспоминает и митрополит Евлогий (Георгиевский) (1868-1946).

Протоиерей Владимир Страхов. 1931 г.

Павел Патокин

Нам, наследникам подвига наших святых соотечественников, новомучеников и исповедников Русской Православной Церкви, непозволительно забывать и других светильников веры. Один из таких подвижников – протоиерей Владимир Николаевич Страхов, профессор богословия, ректор Московской Духовной Академии и близкий друг священномученика Илариона (Троицкого).

Протоиерей Всеволод Шпиллер

Константин Цырельчук

Священникам Русской Православной Церкви, служившим на ниве Христовой в нелегкие годы XX-го века, приходилось сталкиваться со многими скорбями, каждый день отстаивать звание священнослужителя и защищать Церковь от притеснений атеистической властью. Особенно тяжело было столичным священникам. Одним из таких представителей духовенства был настоятель храма свт. Николая в Кузнецкой слободе - протоиерей Всеволод Шпиллер. О его жизни и служении и пойдет речь в этой статье.

Протоиерей Понтий Рупышев

Константин Ефимович Скурат

Христианин призван… вдохнуть в окружающий мир дыхание Святого Духа. Это и видим в исполнении на преп. Сергии Радонежском, Серафиме Саровском, Павле Обнорском, Герасиме Иорданском и др., кормивших из своих рук хищных зверей, им повиновавшихся. Будь же царем мира, а не тираном его… Забуду ли я Тебя, Господи, в Своей мудрости, величии, святости, неприступности, слушающего меня, ничтожного?.. Ты наша милость и крайнее снисхождение… Живи просто…

Митрополит Вениамин (Федченков)

С середины 90-х годов ХХ века началось издание трудов, а также изучение жизни, богословского и литературного наследия выдающегося иерарха Русской православной церкви, духовного писателя митрополита Вениамина (Федченкова) (1880–1961). Владыка, нес свое служение на разных кафедрах, 25 лет его жизни прошли в служении Русской Православной Церкви за рубежом, последние годы – в Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре.В настоящее время весьма актуальным является введение в сферу широкого исследовательского внимания текстов, отражающих служение митрополита Вениамина (Федченкова) в разные периоды его жизни. Сегодня это является необходимым этапом регионального изучения жизни и творческого наследия владыки.Цель данной статьи – на основе анализа церковной региональной периодики, «Таврических епархиальных ведомостей» и «Таврического Церковно-общественного вестника», а также материалов государственного архива Крыма, систематизировать материалы, отражающие церковно-общественную деятельность митрополита Вениамина (Федченкова).В работе дан обзор гомилетического наследия митрополита Вениамина, включающий его слова, проповеди, речи, статьи, которые не переиздавались с первого крымского периода пребывания владыки в Крыму (1911 – 1913 гг.). Круг этих актуальных и сегодня вопросов необычайно широк: духовное образование (жизнь Таврической духовной семинарии); вовлеченность церкви в научную и культурную жизнь (работа Церковного историко-археологического общества); живое проповедческое слово (организация рубрики «Запросы жизни» на страницах периодической епархиальной печати) и др. Помимо богословской проблематики они также посвящены историко-социальным и морально-этическим вопросам жизни российского общества накануне первой мировой войны.

Алексей Светозарский

В своем интервью Алексей Константинович Светозарский рассказал редакции сайта Сретенской семинарии о жизни митрополита Вениамина и о своей работе над его биографией и изучением трудов.

Митрополит Вениамин (Федченков)

<...> ...Вниманию читателей нашего сайта, впервые предлагается «Антология семинарской жизни», в которой будет представлена – в намерено мозаичном порядке – широкая панорама семинаристского житья-бытья XVIII – начала XXI вв. О своем студенчестве рассказывает сам митрополит Вениамин.

См. фоторепортаж: Престольный праздник в Сретенском монастыре / URL: http://www.pravoslavie.ru/96885.html (дата обращения: 25.05.2017 года).

Сергей Собянин получил из рук Патриарха орден святого князя Даниила Московского

Владимир Новиков, "Вечерняя Москва"

Семь золотых куполов храма, расположенного на Лубянке, хорошо просматриваются с разных точек Москвы. Просторный, светлый, красивый... Появление нового храма для верующих уже само по себе настоящий праздник.

Я родился на Сретенке. Помню, как мальчишками в послевоенное время мы бегали здесь по закрытому монастырю, - рассказывает Виктор Бурдюг, в жизни которого немало событий связано со Сретенским монастырем. Он видел, как возрождалась обитель, на его глазах строился новый храм. - Величественный получился собор. Один из самых больших в Москве. И это хорошо: в Сретенском монастыре всегда много народу. И теперь всем будет просторно.


Помимо практической цели - богослужения в Сретенском монастыре собирают тысячи прихожан со всей Москвы - у нового храма есть и духовная задача. Он создан, чтобы прославит память православных христиан: мучеников и исповедников XX века.

Я с особым чувством радости сегодня совершил освещение этого храма, - сказал патриарх Кирилл. - Он построен на месте, где совершались неправедные суды, в том числе над верующим народом. Но именно здесь теперь стоит храм, посвященный Воскресению Христову, как символ того, что никакой дьявольской силы, предопределяющей человеческую судьбу, не существует.

Храм строили на пожертвования 866 рабочих дней. Строители символично сдали объект к 100-летней годовщине трагических революционных событий 1917 года. Впрочем, несмотря на темный шлейф истории России, сам храм, как говорят прихожане, получился "радостным, вселяющим надежду на лучшее и веру в добро".

Иногда храмы бывают темными и низкими. А здесь такой простор! Столько красок и света! - поделилась впечатлениями Елизавета Миляева. - Здесь стоишь как в эдемском саду: все зелено и очень ярко.

На зеленый "цвет жизни", преобладающий в оформлении внутреннего убранства храма, обратил внимание и Иван Кривогорницын.

Я видел храм, когда его стены были серыми, - говорит инженер Кривогороницын. Среди прихожан храма, которые первыми пришли в новый собор, были строители, архитекторы, иконописцы и другие мастера, что принимали участие в создании храма. - Но когда все расписали и убрали леса, первое о чем я подумал, когда зашел сюда: здесь чувствуется жизнь.

Своды храма расписаны фреской. Попадая внутрь, первое что бросается в глаза, - изображение Тайной Вечери над алтарем. Традиционный библейский сюжет немного переосмыслен: помимо 12 апостолов на фреске присутствуют образы святых новомучеников XX века: словно Тайная Вечеря совершается в Царствии Небесном.

Вознесение Христово - праздник таинственный, с высокими символами. Это праздник торжества спасителя, победившего зло смерти, - подчеркнул патриарх, поблагодарив мэра Москвы Сергея Собянина за участие в создании такой красоты.

В знак благодарности главе города вручили орден Русской православной церкви святого князя Даниила московского первой степени.

Для меня огромная честь принимать эту высокую награду, - ответил Собянин. - Я считаю, что это оценка плодотворного сотрудничества между городом, правительством Москвы и Московской патриархии. Вместе с вами, ваше Святейшество, мы открываем в Москве десятки новых храмов, десятки старинных зданий, десятки монастырей и соборов восстанавливаются из руин. Вместе мы возвращаем духовное и культурное наследие столицы.

Новый храм Сретенского монастыря, выразил уверенность мэр, через века станет еще одним символом исторического наследия Москвы.


Владимир Путин поздравил православных с освящением нового монастыря

ФОТО: Владимир Новиков, "Вечерняя Москва"

Здание нового собора уходит ввысь на 61 метр. По своей архитектуре он соответствует русскому стилю. Храм, украшенный резьбой, напоминает древние белокаменные соборы Москвы Суздаля и Владимира. Для его облицовки потребовалось изготовить 29 тысяч деталей из белого владимирского известняка. В храмовом комплексе несколько этажей. Самый верхний создан в честь воскресения Христова и новомучеников и исповедников Русской церкви. Нижний храм нового собора посвящен Иоанну Предтече и двенадцати апостолам. В его центре установлена купель для крещения, украшенная мозаиками, которые были сделаны по образцу древних византийских храмов. Здесь будут проходить занятия по основам православной веры для людей, которые готовятся принять крещение или стать крестным родителями. Также при храме будут созданы музеи. Один расскажет о новомучениках. Второй - историю Туринской плащаницы. Музеи займут два этажа в нижней стилобатной части храма.

ЦИТАТА

Владимир Путин, президент России:

Церемония освящения нового храма Сретенского монастыря – важное, значимое событие не только для православных верующих, но и для нашего общества в целом. И вот почему: этот храм посвящён и Воскресению Христову, и новомученикам, то есть памяти тех, кто пострадал за веру в период богоборчества, кто погиб в ходе репрессий; и вместе с тем он олицетворяет примирение. Мы должны помнить и светлые, и трагические страницы истории, учиться воспринимать ее целиком, объективно, ничего не замалчивая. Только так возможно в полной мере понять и осмыслить уроки, которые нам преподносит прошлое.