Гарегин 2 католикос. Гарегин II: «Мы Россию воспринимаем как свою вторую родину. Письмо в редакцию

К 60-летию со дня рождения Верховного Патриарха и Католикоса Всех Армян

Араратская долина. Село Воскеат близ Святого Эчмиадзина. Там, в простой крестьянской семье Григора Нерсисяна и Хатун Микаэлян, 21 августа 1951 года наконец родился сын. Нарекли его Ктрич, что в переводе с армянского означает смельчак, храбрец, бесстрашный. Волею свыше ему предназначено было стать Верховным Пастырем нации.

БОЛЬШОЙ СЕМЕЙНЫЙ ОЧАГ

Начальное образование Ктрич Нерсисян получил в школе родного села. 20 лет от роду окончил духовную семинарию Геворгян Первопрестольного Святого Эчмиадзина с отличием (в предпоследний год учебы рукоположен был в диаконы) и уже помощником инспектора преподавал Священное Писание Нового Завета в стенах той же семинарии.

Гарегин II:

«Я родился и вырос в боголюбивой семье. Под отчим кровом витали молитвенный дух, вера, преданность и верность Церкви, ревностная тяга к отечественным ценностям. В сопровождении родителей я не без волнения переступал порог Кафедрального собора Святого Эчмиадзина, присутствуя в воскресные и праздничные дни на службах и Божественных Литургиях. Шаг за шагом это бдение сближало меня с Богом, взрастив в моей душе чувство особой приязни к Церкви, оказав благотворное влияние как на всю мою жизнь, так и на мой твердый выбор – посвятить себя служению народу нашему в лоне Святой Апостольской Церкви». (Здесь и далее в тексте использованы фрагменты из выступлений, интервью и кондаков Гарегина II).

Григору и Хатун Бог дал шестерых детей. Старшую дочь назвали Бавакан, вложив в это имя пожелание полнокровных радостей жизни. Следом родилась Цагик, аленький цветочек их ожиданий. Третьим стал Ктрич. Приумножили благость родительскую Мариам и Геворг. И уже криками неописуемого восторга встретили они появление в семье младшенького – Мкртича: в честь Иоанна Крестителя. Посвятил себя Господу и он, нынешний патриарший экзарх, глава Ново-Нахичеванской и Российской епархии Армянской Апостольской Церкви (ААЦ) епископ Езрас Нерсисян.

Отец работал в колхозе, позже в совхозе, мать вела домашнее хозяйство, и вместе подняли и поставили они на ноги всех шестерых. Глава семьи успевал и трудодни зарабатывать, и за приусадебным участком с огородом ухаживать. Выручал виноградник с фруктовым садом, посему в доме не переводились свежие фрукты-ягоды весь год. А еще были корова, овцы, куры и с десяток ульев.

Как-то поинтересовался я у владыки Езраса, а как семья добиралась на воскресные службы в Святой Эчмиадзин, ведь от села до Святого Эчмиадзина километра три будет. И услышал в ответ: «Когда на попутках, но чаще пешком. И в любую погоду. И ни разу не опоздали на утреннюю литургию. Воскресные дни были для отца священны. По этим дням он даже заступа с утра в руки не брал».

Фронтовик, инвалид II группы Великой Отечественной войны, Григор Нерсисян успел повоевать и в Карабахе. Там же сражалась и дочь его – Цагик, оставив мужа приглядывать за детьми, которых было четверо.

Григора Нерсисяна не стало 27 октября 2009-го на 88-м году жизни, в день десятой годовщины объявления его сына Католикосом Всех Армян.

МУЖАНИЕ ДУХА

В 1972 году диакон Ктрич Нерсисян, возведенный архиепископом Тираном Нерсояном в сан иеромонаха и нареченный Гарегином, по велению Католикоса Всех Армян Вазгена I был направлен в столицу Австрии для продолжения учебы на богословском факультете Венского университета. Спустя три года он уже отправлял службу духовным пастырем в Германской епархии ААЦ, одновременно продолжая изучение богословия в университете Бонна. Вернувшись в Святой Эчмиадзин в 1979 году, по настоянию Вазгена I, едет в Троице-Сергиеву лавру в Загорск (ныне Сергиев Посад) – в аспирантуру Московской духовной академии Русской Православной Церкви (РПЦ).

Гарегин II:

«Я вспоминаю об учебе в России с любовью, и чувство это сопровождает меня по сей день. Отрадно, что и сейчас двери Московской духовной академии открыты перед армянскими семинаристами. Это позволяет нам лучше знать и понимать духовную жизнь России».

В марте 1980 года Гарегин Нерсисян уже помощник викария, а с июня 1983-го – викарий Араратской Патриаршей епархии. Рукоположенный 23 октября того же года в сан епископа, назначается предстоятелем той же епархии. Это он в 1990 году основал при своей епархии Севанскую духовную семинарию, названную в память о Вазгене I – Вазгенян. Ее воспитанники, завершив пятилетний курс образования, проходят годичную практику в духовной семинарии Геворгян. Стараниями Гарегина Нерсисяна, под патронатом ААЦ, создается и Центр христианского воспитания, который охватил 56 общеобразовательных школ города Еревана. Через два года предстоятеля Араратской епархии вводят в состав Высшего Духовного Совета. Усилиями Гарегина Нерсисяна в 1992 году три бывших Дворца пионеров армянской столицы были преобразованы в Дома детско-юношеского просвещения, где тысячи детей и поныне получают духовное и эстетическое воспитание. В ноябре того же года епископ Гарегин Нерсисян возводится в сан архиепископа.

В 1995 году, после кончины Католикоса Всех Армян Вазгена I, проходят выборы Верховного Патриарха. Имея все шансы на победу, архиепископ Гарегин Нерсисян на третьем этапе выборов снимает свою кандидатуру в пользу Католикоса Великого Дома Киликийского Гарегина II Саркисяна, взошедшего на престол Святого Эчмиадзина как Католикос Всех Армян Гарегин I.

Ради спасения нации Гарегин Нерсисян, человек высокого гражданского мужества, желая положить конец разладам в Армянской Церкви, спровоцированным Советской властью, сознательно пошел на столь мудрый шаг во имя сращения двух ветвей родной Церкви.

30 ноября 1998 года кондаком Гарегина I архиепископ Гарегин Нерсисян был назначен главным викарием Католикоса Всех Армян. Увы, в июне 1999 года Гарегина I призвал к себе Господь.

ИЗБРАНИЕ ПАТРИАРХА

27 октября 1999 года. В новейшую историю Армении день этот вписан двумя событиями – избранием Католикоса Всех Армян и беспрецедентным терактом в Национальном Собрании Армении. От рук беспредельщиков в числе многих пали спикер парламента Карен Демирчян и премьер-министр республики Вазген Саркисян.

В тот приснопечальный день Национальный Церковный Собор, высший орган управления ААЦ, оповестил армян, что у них теперь новый Верховный Патриарх – Католикос Всех Армян Гарегин II Нерсисян.

Гарегин II:

«В момент, когда я в храме отдавал должное всем, оказавшим мне доверие, мне сообщили о страшном злодеянии – расстреле в парламенте страны. Это потрясло меня. Я вступал на Патриарший престол со слезами на глазах и с болью в сердце».

Отныне Гарегин II, Святейший Верховный Патриарх и Католикос Всех Армян, избранный на эту должность пожизненно, представляет собой высшую центральную церковную власть Армянской Апостольской Церкви, осуществляет надзор над всеми церковными установлениями, является хранителем догматического учения и верховным судьей.

В официальных документах, каковыми служат кондаки, указы-послания Католикоса Всех Армян, полностью титул Главы ААЦ звучит так: «Гарегин II Раб Иисуса Христа, милостью Божиею и волею народа, Первосвятитель и Католикос Всех Армян, Верховный Патриарх всенародного первочтимого Араратского Престола Апостольской Церкви Первопрестольного Святого Кафедрального Эчмиадзина».

Среди знаков отличия Католикоса Всех Армян, помимо титула, есть еще и герб, печать, покрывало с изображением Агнца, знамя-хоругвь, большой и малый жезлы, палица, трон, шатиры (почетная свита в красных одеяниях с булавами в руках), усыпанный бриллиантами крест на клобуке.

В ряду первейших задач Католикос видел упорядочение внутренней жизни Церкви, оживление работы духовных учебных заведений, активизацию христианского проповедничества, восстановление и реставрацию старинных монастырей и церквей, в том числе затерянных в горах.

И начал Гарегин II с того, что основал в Сокровищнице «Алека и Мари Манукянов» в Святом Эчмиадзине Богословский арменоведческий центр имени Гарегина I для взращивания новых поколений священнослужителей, повелев открыть доступ к богатейшей библиотеке центра и широким слоям интеллигенции.

Под свою особую опеку взял он и снискавшую себе известность во всем мире духовную семинарию Геворгян.

Гарегин II:

«Образовательная программа в нашей семинарии охватывает шесть лет, после чего выпускники отправляются на один-два года в высшие духовные образовательные учреждения – академии. Мы считаем, что только после восьмилетней подготовки священник готов к служению».

И началось введение Гарегина II в дела богоугодные.

Христианский мир стоял перед дилеммой: где и как отмечать 2000-летие рождения младенца Иисуса. Сошлись на том, что уместнее всего будет в Иерусалиме, и первые лица западных государств отправились в Святую землю 25 декабря 1999 года. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II с президентом России прибыли туда 7 января 2000-го.

Что до Верховного Патриарха армян

Гарегина II, то в ночь на 19 января 2000 года, в день Крещения, Святейший совершил Божественную Литургию в Гроте Святого Рождества Христова. Именно здесь и озвучил наш Католикос свой рождественский завет, завершив его словами: «Как утешительно верить, что Бог с нами!» Церемонию почтил своим присутствием президент Армении Роберт Кочарян.

28-31 августа Гарегин II совершил поездку в Нью-Йорк. В штаб-квартире ООН, на Всемирном саммите религиозных и духовных лидеров он выступил с содержательным докладом – «На пути к прощению и примирению».

В сентябре Святой Эчмиадзин и Министерство вооруженных сил Армении разработали основные положения о духовной службе священников в армии.

11 ноября в Ватикане Папа Римский Иоанн Павел II и Гарегин II подписывают коммюнике. В нем политика турецкого государства в начале XX века по отношению к армянскому населению подводится под определение – геноцид. Сам факт признания Ватиканом геноцида армян следует почесть успехом гуманитарной миссии армянского Патриарха.

В тот знаменательный день Понтифик вручил Католикосу Всех Армян часть мощей Сурб Григора Лусаворича – Первосвященника армян Григория Просветителя.

18 декабря 2000 года. Монастырь Хор Вирап под библейской горой Арарат. В подземную темницу великомученика Сурб Григора Лусаворича сходят двенадцать монахов Первопрестольного Сурб Эчмиадзина. Совершается особый обряд – зажжение Святоясной Лампады Сурб Григора, символа великой веры и жизнелюбия народа армянского. Тринадцать дней свет ее озаряет вечерние богослужения, напоминая о тринадцати годах заточения святомученика Григора.

31 декабря Верховный Патриарх Гарегин II – сто тридцать второй наследник престола Григора Лусаворича, сойдя в темницу Хор Вирап, выносит оттуда Святоясную Лампаду Просветителя…

Святой Эчмиадзин. Святейший Гарегин II передает Святой огонь Большой Свече на Святом алтаре Сошествия Единородного. От него все участники Патарага, Благочестивой Литургии, возжигают свечи свои – нести негасимый свет Лампады к родным очагам. И вместе с Патриархом возносит народ армянский благодарственную молитву Всевышнему.

Так начались торжества, посвященные 1700-летию провозглашения христианства государственной религией Армении, первой в мире осенившей себя Крестом Животворящим.

В юбилейном 2001-м тронули мне душу три события: за пять дней,

с 24 по 28 июля, в трех храмах Сюника – в Ехегисе, Горисе и Татеве – приняли крещение 1700 детей! В сентябре Гарегин II благословил первый в новом тысячелетии святой елей и освятил кафедральный собор Сурб Григор Лусаворич в Ереване, крупнейший из армянских храмов. А еще сердечно обрадовал меня приезд в Армению главы Ватикана. Ступив 25 сентября на священную нашу землю, Понтифик на языке Месропа Маштоца произнес: «Да благословит Бог Армению! И да снизойдет на народ армянский Благодать Божья!»

Посетив Цицернакаберд, Папа Римский Иоанн Павел II в молитве у вечного огня памяти жертв геноцида армян в Османской Турции вознес к Всевышнему слова:

«Услышь, о Творец, плач, возносящийся отсюда, зов умерщвленных из бездны Большой Резни, вопль крови невинных, заклинающей как кровь Авеля, как Рахель, оплакивающая своих детей, потому что их уже нет в живых.

Услышь, Господь, голос Епископа Рима, созвучный мольбе одного из его предшественников – Папы Бенедикта XV, поднявшего в 1915 году свой голос в защиту «охваченного горем армянского народа, оказавшегося на грани уничтожения».

Обрати Свой взор на народ этой страны, который со столь давних времен уповает на Тебя, который прошел через страшные мучения и никогда не предавал Тебя. Утри слезы с их глаз.... Мы сожалеем о страшном насилии, учиненном над армянским народом, и в ужасе от того, что мир все еще познает такую бесчеловечность».

В совместном заявлении Папы Римского и Католикоса Всех Армян, сделанном 27 сентября 2001 года, говорится: «Уничтожение 1,5 млн армянских христиан, которое принято считать первым геноцидом в XX веке, и имевшее место позже уничтожение тысяч армян при прошлом тоталитарном режиме являются трагедиями, которые все еще живут в памяти нынешнего поколения. Эти невинно убиенные не канонизированы, но многие среди них были, конечно, лицами духовного звания и приняли мученическую смерть во имя Христа. Мы молимся за упокой их души и призываем верующих никогда не забывать значения их жертвы».

В МОЛЕНИИ О ДУШАХ УБИЕННЫХ

Выступая поборником прав невинно убиенных, Гарегин II поступательно возвращается к теме геноцида, заостряя внимание мировой общественности на этой животрепещущей теме. Ведь именно умалчивание геноцида армян сделало мир свидетелем новых геноцидов.

С одной из стен Музея холокоста в США вещим укором совести человечества впиваются в сознание зловещие слова Адольфа Гитлера: «Кто сегодня помнит о геноциде армян?» Увы, сегодня ни США, ни Израиль и уж тем более Турция не желают признать факт геноцида армян.

Гарегин II:

«Отрицание этого злодеяния столь же цинично, как и совершение его».

В апреле 2009 года, к черным дням 100-летия резни армян, учиненной младотурками в Аданском вилайете Османской Турции, во всех армянских храмах по всему миру прошли поминальные молитвы в память о невинно убиенных.

Гарегин II:

«Резня армян в Киликии стала продолжением второй программы султана Абдул Гамида II по решению «армянского вопроса» путем уничтожения армян. В 1890-х годах при Гамиде II в Османской Турции было вырезано около 300 тысяч армян. Пришедшие к власти младотурки, гарантировавшие равенство между народами, защиту прав человека, обеспечение прав личности и имущества, усилили преследования в отношении армянского народа, проживавшего на своей исторической родине и в других районах Турции. В 1909 году в Адане начались новые организованные погромы, жертвами которых стали еще 30 тысяч армян. Защищая свое право на жизнь и свободу, армянский народ с верой и упованием на Бога в душе и с любовью к Родине и Церкви взялся за оружие и перешел к самообороне…»

В мае 2011 года состоялась пасторская поездка Гарегина II в Южную Америку – Бразилию, Уругвай, Аргентину, Венесуэлу и Чили. Покидая Монтевидео, столицу Уругвая, Патриарх особо отметил заботу президента республики Хосе Мухики об армянской общине.

Гарегин II:

«Мы также выразили свою благодарность руководству Уругвая за то, что это государство первым признало и осудило геноцид армян».

К БРАТЬЯМ ПО ВЕРЕ

Свою первую зарубежную поездку в качестве предстоятеля Армянской Апостольской Церкви Гарегин II по приглашению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II совершил в Россию с 29 февраля по 3 марта 2000 года.

Гарегин II:

«Это вполне естественно, это исходит из вековой дружбы наших двух народов и государств… Исторически наши доверительные отношения сложились и потому, что Армения всегда жила в окружении нехристианских наций и всегда была под давлением к вероотступничеству, и естественно в подобных трудных ситуациях народ наш искал помощи и поддержки у единоверных народов, и, естественно, у русского народа».

В связи с безвременным уходом Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в декабре 2008 года, Католикос Всех Армян выразил глубокие соболезнования Священному Синоду РПЦ, руководству и народу России, отметив стойкость и мудрость Алексия II, отстаивавшего права Русской Церкви в сложные советские годы и ратовавшего за упрочение православной веры. Отметил он решающую роль дальновидного Пастыря и в деле воссоединения Русской Православной Церкви.

Гарегин II:

«Мы всегда с благодарностью будем вспоминать также его посреднические усилия в мирном урегулировании конфликта между Нагорно-Карабахской Республикой и Азербайджаном».

15 июля 2009 года, принимая в Патриаршей резиденции Свято-Данилова монастыря Верховного Патриарха и Католикоса Всех Армян Гарегина II, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в приветственном слове сказал:

«Сегодня мы встречаемся впервые после того, как Господь призвал меня на Патриаршее служение. Я очень ценю тот факт, что первый Патриарх, который посетил Москву, – это Верховный Патриарх и Католикос Всех Армян, Ваше Святейшество. Наши личные контакты с Вами неизменно характеризовались братской теплотой, сердечностью и искренними дружескими чувствами – подобно тому, как такие же связи, исполненные братской любви, существовали всегда между нашими Церквами…

Взаимосвязи между Русской Православной Церковью и Армянской Апостольской Церковью по-прежнему тесные, интенсивные; мы разделяем радости друг друга и горести...»

Со своей стороны, Католикос Всех Армян поздравил Предстоятеля РПЦ с избранием на Патриарший престол:

Гарегин II:

«Ваше Святейшество, мы прибыли вновь подтвердить нашу братскую любовь и тот завет дружбы, который невидимым образом заключали наши приснопамятные предшественники и наши народы, – завет, являющийся основой сотрудничества наших двух Церквей... При поддержке Русской Православной Церкви и российских властей в различных областях России строятся храмы для верующих армян, а в Москве возводится армянская церковь с прилегающим комплексом.

В Ереване состоится освящение русского храма…»

Ответный визит Патриарха Московского и вся Руси Кирилла в Армению состоялся в марте 2010 года. Первым делом Патриарх Кирилл посетил Первопрестольный Святой Эчмиадзин, затем возложил венок к памятнику русским воинам, павшим в битве при Ошакане в русско-персидской войне 1826-1828 годов.

На другой день Патриарх Кирилл посетил мемориальный комплекс памяти жертв геноцида и побывал в русском православном храме в честь Покрова Божией Матери в Ереване, где встретился с соотечественниками, проживающими в Армении. Патриархи сестринских Церквей приняли участие в закладке нового православного храма в честь Воздвижения Креста Господня в Ереване. Венцом визита Патриарха Кирилла в Армению явился договор между Эчмиадзином и Сергиевом Посадом, которые объявлены городами-побратимами.

Гарегин II:

«В России мы имеем самую многочисленную армянскую диаспору, и потому мы Россию воспринимаем как свою вторую родину».

С благословения Гарегина II в России открылись и продолжают строиться новые армянские церкви. К моменту его восшествия на Патриарший престол огромная Ново-Нахичеванская и Российская епархия насчитывала всего семь священников на десять приходов при шести церквах. Ныне приходов уже 65! Встали Божьи храмы в Красноярске, Волгограде, Самаре, Омске, Екатеринбурге, Ростове-на-Дону, Астрахани…

На освящение церкви в честь святомученицы Рипсимэ, первого армянского храма в Алтайском крае, в Барнаул съехались сотни верующих из многих армянских общин России. Узнав о приезде Верховного Патриарха армян, почтил это торжество своим присутствием и мэр Барнаула Владимир Колганов. Он сказал: «Такое историческое событие надолго останется в наших сердцах. В Барнауле сегодня живут 15 тысяч армян, и каждый из них вкладывает частичку своей души и сил в развитие нашего города. Это очень трудолюбивый народ, очень умный народ, и мы всегда будем гордиться теми, кто у нас трудится. Барнаульские армяне на протяжении многих лет вместе с нами создают и благоустраивают наш любимый город».

После двухчасовой церемонии освящения храма Гарегин II одарил верующих крестиками и благословил их. Праздник завершился посадкой деревьев на территории храма.

А еще раньше, в октябре 2005 года, Гарегин II и Алексий II освятили фундамент кафедрального собора на Олимпийском проспекте в Москве. В ноябре 2009 года состоялось воздвижение купольного креста на малой церкви-часовне Сурб Хач храмового комплекса. И освятить его приехал сам Верховный Патриарх. В скором времени воссияет Крест Животворящий и на куполе главной церкви.

КАТОЛИКОС И ЧАДА БОЖЬИ

В Великий пост сего года Гарегин II объявил Вербное Воскресенье Днем благословения детей и поздравил армянских малышей со светлым праздником.

Гарегин II:

«Любимые дети, нашей молитвой к Доброму Богу, желаем вам исполненного небесных даров веселого и беззаботного детства. И да хранит Господь наш своей Всезаботливой Десницей вас и ваших родителей».

Сердобольный Пастырь наш, обеспокоенный исходом части соотечественников из пределов Армении, в своем послании по случаю Рождества и Богоявления молвил: «Каждый из нас – должностное ли лицо на своем посту, духовенство ли в своем служении, земледелец и рабочий в трудах своих, учитель, ученый, врач, деятель искусства в своем призвании, да будут более усердными, готовыми к большей преданности, чтобы добрые плоды и дары Господа приумножились в нашей жизни».

В своих проповедях Верховный Патриарх говорит о необходимости обустроить Родину, сделать благополучной жизнь народа, отстаивать его права, хранить непоколебимой стабильность и целостность страны, «чтобы чада нашего народа не покидали Родину, а возвращаясь, приумножали армянские семьи, чтобы страна прирастала детьми».

Будущее нации Пастырь видит именно в окормленных Церковью детях.

Гарегин II:

«Пусть трудности не станут препятствием для того, чтобы родные села и очаги стали многолюдными и в семьях громче звучал детский смех… С рождением каждого ребенка прорастает в душах новая надежда на прогресс и процветание нации. Будущее нашего народа в их руках. Они продлят свободную жизнь нашей возрожденной Родины, путь нашего народа среди других, мирный и счастливый, с неиссякаемой верой в мир, уповающий на Бога».

О БЫТИИ ЗЕМНОМ И ВЕЧНОМ

Лепя образ нашего Патриарха, я по крупицам собирал его изречения, временами глядя на Пастыря глазами прихожан.

Зная, что вера вселяется в человека через слово Божье, Гарегин II в своих проповедях говорит о том, что с изобретением алфавита Месропом Маштоцем Священное Писание стало ближе к народу, спаяв его.

Армянская Апостольская Церковь, помимо духовного служения, приняла на себя и культурную миссию. «И плодом этой миссии стали литература, миниатюра, архитектура и музыка, – вещает Патриарх. – Черпая вдохновение из источника святой христианской веры, армянская мысль воистину в творческом порыве создала уникальную христианскую цивилизацию».

«Единая нация, единая Церковь!» Этот девиз, по признанию Католикоса, является наисущественнейшим как для него, так и для всей паствы: «Лишь его претворением в жизнь мы можем сохранить горящим факел нашей веры и сплоченной жизнь нации. Тогда и удостоены будем благодатного счастья от Всевышнего, Господа нашего».

«Пресвятая Богородица являет пример добродетели, благоверности, любви и преданности людям, символ покорности, чистоты и непорочности, а также всецелой приязни своему чаду, – проповедует Гарегин II. – Именно этот образ Богородицы всегда воодушевлял и направлял женщину-армянку».

Да, Церковь отделена от государства. Но, слава Богу, правительство Армении каждый год закладывает в бюджет страны определенные суммы на поддержку культурных и образовательных программ Церкви. В школьную программу уже введен предмет – «История Армянской Церкви». Церкви же дана возможность самой подбирать преподавателей этого курса.

Гарегин II:

«Предмет этот довольно емкий: там и материал по истории и основам христианской культуры, и элементы Закона Божия. Уделено место и другим религиям… 17 веков наша Церковь вынуждена была не только заниматься духовным окормлением народа, но и выполнять роль светской власти. Не преподавать историю Армянской Церкви – значит, оставить за бортом столь долгую историю народа. Национальная идентичность армян и сегодня тесно сплетена с идентичностью религиозной. Еще в V веке говорили: «Христианство для армян подобно цвету кожи, который нельзя сменить или совсем от него избавиться». Вот и сейчас, когда рождается ребенок, его несут в церковь крестить, чтобы он стал армянином».

Стоя на своем, Католикос при этом сердечно одобряет решение правительства республики – восстановить Голубую мечеть в центре Еревана.

Гарегин II:

«Это древнее здание – тоже часть нашей истории. А значит, беречь и сохранять его нужно. Такова наша точка зрения. Жаль, что не все ее разделяют. Несколько лет назад в Нахичевани были уничтожены уникальные памятники христианской культуры – древние каменные кресты-хачкары IX века. Было порушено десять тысяч хачкаров, а армянское кладбище в Старой Джульфе превращено в азербайджанский военный полигон».

Не один десяток лет ломают копья вокруг «копья судьбы», пытаясь выяснить – которое из четырех копий подлиннее (одно хранится в Вене, другое – в Риме, третье – в Кракове, четвертое – в Св. Эчмиадзине). По экранам мира гуляет исследовательский фильм: он-то и создал вокруг «копья судьбы» атмосферу недоверия.

Гарегин II:

«Для нас приведенные в фильме аргументы против подлинности копья не являются весомыми. Мы не имеем официальных документов, доказывающих древность этой реликвии, но целый ряд косвенных признаков говорит в нашу пользу… Мы верим, что это копье соприкоснулось с чудом: им был пронзен Христос. И этого достаточно. Хотелось бы отметить, что наше «копье судьбы», как мы его называем, – не музейный экспонат. Оно используется в церковных ритуалах: именно этой реликвией мы освящаем святое миро, которым нашим чадам мажем лоб и грудь при крещении. Насколько нам известно, другие копья практического применения не имеют».

Как-то Гарегина II озадачили вопросом: «Что для Вас отдых?» И он ответил, подумав: «Это редкая возможность отрешиться от земных дел и забот. А случается это, когда я погружаюсь в молитвенное состояние».

Говоря о своих гастрономических пристрастиях, Католикос честно признается, что предпочтение отдает простой пище: «Обожаю мацун и мёд». На вопрос, как он относится к рюмочке армянского коньяка, Патриарх с достоинством ответил: «К спиртному равнодушен совершенно. Помню, мои частые встречи с покойным Патриархом Алексием II проходили за чашкой душистого чая».

Отдавая себе отчет, что превыше всего ценит он в этой жизни, Католикос Всех Армян благостно выдохнул: «Служение, которое плодоносит добрыми плодами».

Почетный член Национальной академии наук Армении, почетный член Международной академии информатизации при Экуменическом и Социальном Совете ООН, Командор французского ордена Почетного легиона Католикос Всех Армян Гарегин II награжден высшим знаком отличия Иордании «Вифлеем 2000», высшей национальной наградой Румынии «Звезда Румынии», высшей наградой РПЦ – орденом Св. Апостола Андрея Первозванного, российским орденом Дружбы и украинским орденом «Князь Ярослав Мудрый».

Армения в ознаменование его заслуг перед Родиной и народом, удостоила своего Верховного Патриарха высшей награды страны – ордена Месропа Маштоца.

«РЫЦАРИ» НЕДОСТОЙНОЙ ВОЗНИ

Самвел Карапетян, «главный памятниковед» Армении, как его окрестила общественность республики, в 20-х числах июля сего года, припоминая одну из редких своих встреч с Гарегином II пятилетней давности, при которой присутствовал и некий Армен Ахназарян, рассказал журналистам о том, что на их напоминание Католикосу о плачевном состоянии монастыря Санаин, тот якобы отделался фразой: «Мне нет дела до этих монастырей и церквей в горах».

Удивительно, что Самвел Карапетян, зарекомендовавший себя как серьезный издатель серии книг о памятниках армянского зодчества, почему-то вспомнил о том разговоре именно сейчас, спустя пять лет, и уж тем более трубит о Санаине, когда правительством республики уже утверждена программа реставрации этого древнего монастырского комплекса. Нет ли у всей этой шумихи тайной подоплеки? И откуда инкогнито взялась вдруг некая «гражданская инициатива» группы лиц, вбросивших в социальные сети провокационный лозунг – «Требуем отставки католикоса».

Либо эти «рыцари» с опущенным забралом полные невежды, не ведающие, что Верховный Патриарх избирается пожизненно, либо, не уверенные в себе, пляшут под дудку чьего-то коварства. Хотелось бы, справедливости ради, напомнить карапетянам со товарищи, что за годы правления Гарегина II поднято из руин и построено новых более ста монастырей и церквей.

Гарегин II:

«Во многих общинах нет храмов. А те, что были построены в досоветскую эпоху, полуразрушены. Чтобы их восстановить, необходимы огромные средства, которых нам не хватает. Впрочем, слава Богу, кое-каких результатов нам удалось достигнуть».

Во всей этой темной истории поражает и другое. Тот же Самвел Карапетян, видимо, заразившись решимостью членов секты «Свидетели Иеговы», которые, с его слов, чуть не каждый день, прочесывая улицы с сумкой наперевес, вовлекают в свои ряды все новых и новых членов, требует от ААЦ и лично Католикоса «сделать шаг к народу». Приводя в качестве «убедительного довода» слова священника церкви Св. Богородицы поселка Егвард отца Овнана – «Мы открыты, пусть народ идет к нам», вконец запутавшийся С. Карапетян на созванной им пресс-конференции делает умозаключение: «Надо ли ждать целых 1700 лет, пока народ потянется к церкви?»

Остается сожалеть, что неудачливый оппонент Католикоса и свора хулителей Патриарха даже не держали в руках книгу итальянского писателя-теолога Джованни Гуайты «1700 лет верности». Полистай они ее, почерпнули бы, что все 17 веков народ наш не только знал дорогу к храму, но и жизни своей не щадил, оберегая веру и отстаивая родные святыни.

Не желая ввязываться в спор со склочниками, хочу вспомнить короткую встречу с Гарегином II в самолете, когда я в 2003 году летел в очередной раз в Армению и Нагорный Карабах, чтобы сфотографировать для своего трехтомника «Весь Сюник» уцелевшие от погромов неверных памятники зодчества нашего и хачкары. Узнав о цели моей поездки, Католикос, сидевший через кресло, благословил меня.

Путь мой пролег по землям исторического Сюника, от отрогов Гегамского хребта до Мегри на реке Аракс. Теми же тропами ходил я с фотоаппаратом еще в 2000-м. Тогда в глаза бросались следы запустения и кучи мусора – что вокруг церквей и часовен, что внутри. Больно было смотреть на разбитые фризы с орнаментами, выпавшие из кладки стен храма Гндеванк. В 2003 году там и в других местах картина была уже иная: было прибрано, старина наша дышала прежним величием, хоть и требовала основательной реставрации.

Спустя два года, когда мы с женой Мариной вновь оказались в Армении и проехали по маршруту Ереван–Вайоц-Дзор–Сюник–Карабах, на пути нашем уже стояли храмы, поднявшиеся при Гарегине II и освященные им:

церкви Св. Анны в Малишке, Св. Трдата в Вайке. Видели мы и вставший из руин величественный храмовый комплекс Нораванк в Вайоц-Дзоре. А еще стали свидетелями тому, как в Капанском районе вовсю шли восстановительные работы монастыря Ваанаванк, долго любовались строгой красотой обновленного Гандзасарского монастыря близ деревни Ванк в Нагорном Карабахе. Зашли мы с Мариной и в храм Сурб Григор Лусаворич в родном Горисе. Его настоятель с гордостью сказал нам, что 27 декабря 1997 года, освятив храм, простоявший почти сто лет без купола, отслужил в нем Божественную литургию предстоятель Араратской Патриаршей епархии архиепископ Гарегин Нерсисян, будущий Католикос Всех Армян.

Когда, работая над статьей, я поведал жене о дрязгах вокруг ААЦ и Верховного Патриарха, махнув рукой, Марина бросила: «Бог им судья!»

Гарегин II:

«Во все века, как и сегодня, нападки на Церковь преследуют одну-единственную цель – ослабить духовное единство нации… Да только духовные ценности крепко сидят в сознании армянского народа, и настроены мы оптимистически».

При этом Верховный Патриарх обронил, что не винит верующих, разумея, что «отдельные лица в политических целях или выполняя заказы определенных кругов, пытаются ввести их в заблуждение».

В вину себе Церковь может поставить лишь то, что не всегда и своевременно доводит до сведения общества и паствы намерения свои и цели. На мой взгляд, служители Армянской Апостольской Церкви везде и повсюду должны и обязаны доводить до людей – где и что делается, говоря о назревших проблемах открыто и вслух.

И как тут не вспомнить признание Католикоса Всех Армян.

Гарегин II:

«Мы пытаемся выполнить свою миссию, воспитывая и обучая наших прихожан в полном согласии с заповедями Божьими».

Гамлет Мирзоян

Письмо в редакцию

Информация о допущенных католикосом всех армян Гарегином Вторым Нерсисяном всевозможных нарушениях доходит аж до небес.

И надобности в новых данных, похоже, нет. Будем надеяться, что настало время предпринять практические и решительные шаги. Предлагаю всем духовным и светским звеньям духовенства Армянской цервки следующее: подтвердить, что безбрачие является нерушимым обетом, и принявший его до конца жизни должен быть верен ему, и если нарушил его, должен лишиться сана согласно церковным канонам.

О жене и детях католикоса Всех армян Гарегина Второго Нерсисяна не только муссируются или распространяются предположения, но уже давно всем известны и введены в обращение их имена и даже фотографии. Молчание католикоса уже означает согласие относительно истинности этих статей. Если епископство армянской церкви под влиянием страха не может говорить и требовать лишения сана католикоса Гарегина Второго, то пришло время, чтобы верные сыны Армянской Апостольской церкви инициировали принятие этого решения и потребовали лишить сана клятвопреступника католикоса, который с каждым днем ослабляет и необратимо обесчещивает Святую Армянскую Апостольскую церковь.

Гарегин Второй годами напролет ложью и обманом осквернял армянскую церковь. Своим поведением и злыми нравами, неописуемо отрицательным примером он соблазняет молодых священнослужителей, которые, приняв обет безбрачия и имея перед собой пример коварства бездарного католикоса, оказываются в заблуждении, сами себя оправдывая, дескать, «если католикосу можно, значит можно и нам». И церковь превращает этот путь в хаос, очевидцами которых мы становимся каждый день... Кстати, этих примеров так много, что о них можно написать целые тома. Если мы будем молчать и не требовать отставки католикоса всех армян Гарегина Второго, то будем в ответе перед Богом. Все мы будем каяться перед Господом.

Будучи озабоченными восстановлением истинного облика армянской церкви, предлагаем, чтобы ревностные верующие в ближайшее воскресенье заперли двери церкви и просто не позволили бы бездарному и католикосу-приспособленцу Гарегину Второму войти в цекровь, чтобы более не оксвернять святую святых нашего народа Святой Эчмиадзин. За эти годы Гарегин Второй пытался скрыть свою безнравственность и порочность за теми или иными церковными строениями, пуская пыль в глаза народу, хотя всем нам давно известно, что эти строительные работы преимуществено служили присвоению и опустошению церковной сокровищницы оффшорным путем.

Я верю, что наш храбрый народ постоит за свои святыни и посадит на престол Просветителя достойного католикоса, который Верой и Честью будет служить Богу и своему народу.

Стражи Эчмиадзина

Саркис Мелконян

Сегодня Гарегин Второй празднует свое 65-летие. И вспоминая историю правления этого отца церкви, понимаtшь, как точно сказано: "Если вы хотите сделать священнику больно — ударьте его по карману". Этим мудрым советом ирландского классика Джонатана Свифта, к сожалению (для меня как для христианина и как армянина), можно с успехом воспользоваться и по отношению к большинству клириков армянской церкви. В последние 20 лет армянская католическая церковь то и дело становится эпицентром самых разнообразных инцидентов и скандалов. Случается всё: и смешное - например, мутузящие друг друга прямо на паперти священники, не поделившие богатого клиента-крестника, и страшное - изнасилование девушки прямо в Горисской церкви, сексуальное насилие над учениками в эчмиадзинской семинарии. Ну, а хранящиеся в офшорах десятки миллионов долларов армянских епископов, архимандритов и других иерархов вообще в порядке вещей.

В мафию армянской церкви входят и бабушки, торгующие свечами перед храмами и зарабатывающие таким образом свою копейку к пенсии, и сам католикос Гарегин Второй с его миллионами в HSBC - крупнейшем банке мира, и связями с криминальными авторитетами, «ворами в законе» и др.

В Армении еще помнят историю о том, каким путем Гарегин Второй взошел на святейший престол и стал 132-м армянским католикосом. Тогда, в уже далеком 1999-м, незадолго до своей гибели в нашумевшей парламентской бойне премьер республики Вазген Саргсян лично и не стесняясь в средствах заставлял всех епископов голосовать за Гарегина. Поговаривают, что за этот сан Гарегин долго торговался с Вазгеном, пока они не сошлись на двадцати миллионах долларов. Волею судьбы именно в то время, когда в Эчмиадзине проходили торжественные выборы и инаугурация католикоса, в Ереване произошел расстрел парламента, во время которого был убит и покровитель Гарегина - Саргсян. Но жребий запуганных иерархов уже пал на Гарегина и он взошел на престол.

С первых лет своего первопрестольства Гарегин Второй начал проводить масштабные «реформы» с целью превращения храма Божьего в свою личную вотчину, где библейские каноны беспощадно вытеснялись установленными им самим порядками. Все усилия нынешнего католикоса сводятся к одному - под эгидой церкви выкачивать деньги откуда только возможно.

Из знаменитого музея «Сокровищница Эчмиадзина» стала пропадать хранившаяся там веками ценнейшая церковная утварь, на землях, принадлежавших церкви, строились роскошные рестораны, развлекательные комплексы и даже казино и ночные клубы. Эчмиадзинская элита, то есть свита Гарегина, состоящая в основном из епископов и архимандритов, занялась такой далекой от предназначения церкви деятельностью, как доставка из-за рубежа и продажа дорогих иномарок, строительный бизнес, производство средств гигиены, рыбное хозяйство (ничего общего с ловлей рыбы библейскими апостолами это прибыльное дело, конечно же, не имеет) и многое другое.

Но основным источником дохода Гарегина и его приближенных стали, конечно же, пожертвования, главным образом, состоятельных иностранных благотворителей. Несколько раз в году они, эчмиадзинские иерархи, принялись организовывать своеобразные «крестовые походы» на армянскую диаспору, собирая «во имя Церкви» десятки миллионов долларов.

Не остается в накладе и закрывающая на все эти кощунства глаза государственная власть: используя церковные фонды, Гарегин отмывает миллионы долларов для своих собратьев из правящей элиты страны.

Временами, правда, махинации священнослужителей становятся достоянием гласности. Так, в 2013 году, благодаря журналистскому расследованию, выяснилось, что владельцами кипрской офшорной компании «Wlisperaholdingslimited» являются тогдашний премьер-министр Армении, а ныне посол Армении в США Тигран Саргсян и глава Араратской епархии Армянской апостольской церкви архиепископ Навасард Кчоян. Разразился скандал, ничем, впрочем, не закончившийся, - наказан так никто и не был. Архиепископ Кчоян тогда просто сказал: «Это не я», и ему… поверили, а то, что в опубликованных документах данной компании значится его имя, почему-то никого не заинтересовало. А особо дотошным, вознамерившимся докопаться до миллионов архиепископа, рассекающего пространство в Ереване на новеньком Bentley, быстро отбили эту охоту, и я даже знаю как.

По просьбе моего друга, который тогда в 2012 году служил дьяконом в одной из церквей Сюникского марза (района), я опубликовал материал о том, какую мерзость учинили архимандриты в Горисе, фактически превратив храм в бордель. И что? Статья об этом через пару часов была удалена из всех блогов и СМИ, которые рискнули ее поставить, а на следующий день мне позвонил, как потом оказалось, главный защитник сюникских клириков - начальник таможенной службы Сисиана, а по совместительству криминальный авторитет Ашот Минасян. Именитый таможенник не поленился даже лично прибыть в Ереван, чтобы уговорить меня назвать имя моего информатора. Не получив ожидаемого результата, Минасян пытался надавить на меня с помощью моих же знакомых в оппозиции. В этом случае результат был, но совсем не тот, на который он рассчитывал: произошла мини-люстрация, обнаружившая, что многие армянские ярые оппозиционеры и гражданские активисты на самом деле обыкновенные посыльные простого начальника таможни. Так что нетрудно догадаться, какому прессингу подверглись СМИ, опубликовавшие материалы о хозяевах кипрской офшорной компании.

Между тем скандалы вокруг «коммерческой» деятельности армянской церкви под председательством Гарегина Второго постепенно стали выходить за пределы Армении. О прославившихся за рубежом духовных отцах можно говорить и писать бесконечно - тут и армянская церковь Святого Назарета в Калькутте, где с целью строительства автопарковки и кафе ее служители решили снести часть примыкающего к храму исторического кладбища. И только Институт археологических исследований Индии счел это актом вандализма и преступлением, а газета Times of India выяснила, что упомянутое решение было принято после визита в Калькутту католикоса всех армян Гарегина Второго, то есть, скорее всего, все произошло с его одобрения. Или, скажем, как не вспомнить статью во французском издании «Nice-Matin», напечатанную в 2011-м, где в связях и сотрудничестве с русской мафией, промышляющей в Ницце фальшивомонетничеством и сутенерством, был уличен один из приближенных католикоса - архимандрит армянской церкви во Франции Ваче Айрапетян. А совсем недавно, этим летом, произошел ряд инцидентов, связанных с армянскими церквями в Бельгии и Нидерландах.

Однако вернемся в Армению. За годы пребывания у руля армянской католической церкви Гарегин Второй сделал все, чтобы армянское духовенство превратилось в неотъемлемую составляющую часть правительства страны. У большинства армян церковнослужители давно уже ассоциируются с некой кастой, которая служит не столько Богу, сколько режиму Сержа Саргсяна. Президент, надо заметить, очень ценит эту службу. А как иначе, если именно благодаря Эчмиадзину олигархи, входящие в костяк его режима, прикрываясь благотворительностью, могут беспрепятственно отмывать десятки и сотни миллионов долларов.

Немалую роль церковь играет и во внутриполитических процессах в стране, причем действуя как в открытую, так и ведя собственную закулисную игру. В открытую это, например, пламенные речи Гарегина Второго, в которых он возводит чуть ли не в ранг святых тех или иных представителей правящей верхушки, которым требуется поднять рейтинг. Или, скажем, ставшее уже обязательное присутствие и участие священнослужителей во всех народных протестных акциях: в самые напряженные моменты среди демонстрантов откуда ни возьмись вдруг появляются святые отцы и начинают разглагольствовать о «мире» и «братьях наших в полицейской форме». В закулисные же интриги церковь вступает в основном в предвыборное время, когда задействовав имеющиеся у нее рычаги, обеспечивает заветные проценты для саргсяновских кандидатов.

Тех же редких своих служителей, кто, не дай Бог, осмеливается выразить хоть намек на оппозиционные настроения, церковь беспощадно наказывает, сначала «с позором» изгоняя из своих рядов, а потом и всячески очерняя в прессе посмевших посягнуть на святая святых - режим (!). Так недавно случилось с духовным наставником армянской общины в Нидерландах Арамом Мелконяном, который принял участие в пикете, устроенном армянской общиной в Амстердаме с требованием освободить политзаключенных в Армении. Почти сразу же, в течение часа, по указу католикоса отца Арама лишили сана и чина наставника нидерландской общины. Мало того, Эчмиадзин выразил свое официальное мнение, гневно осудив столь «дерзкий поступок» Мелконяна. В послании, в частности, говорилось: «Нам глубоко больно и досадно, когда мы видим подобное поведение священнослужителя, которое никак не может выражать позицию Армянской апостольской церкви.».

Из всего этого можно заключить, что армянская апостольская церковь приветствует политические репрессии и аресты по политическим мотивам. Надо сказать, что тогда отец Арам ничуть не растерялся и опубликовал свой достойный и смелый ответ Гарегину Второму.

«Мне тоже глубоко больно и досадно, когда я вижу, как церковь и духовные отцы стали безучастны и равнодушны к проблемам армянского народа. Каждый из вас, словно затаившись, ждет момента, когда перевесит чья-либо чаша на весах, чтобы в тот же час сплотиться вокруг этого человека. Я уверен, что если бы «Сасна Црер» (повстанцы) вышли победителями (что пока не исключено), вы бы дали моим действиям абсолютно иную оценку».

Однако таких, как разжалованный священник Мелконян, единицы, да и церковь, дабы исключить все возможные риски со своим клиром, старается держать строптивых на расстоянии - в Нидерландах, США, Ливии и др. Гарегин Второй понимает, что в Армении подобного рода осечки могут дорого ему обойтись, и поэтому окружил себя и Саргсяна самыми послушными и надежными «пресвитерами».

Об одном из таких «надежных», которого Саргсян особо приблизил к своей особе, нельзя не сказать хотя бы несколько слов. Этот персонаж, достойный соперничать с самим серым кардиналом Ришелье, а в некоторых нюансах даже и с легендарным Римским Папой Александром Шестым (Родриго Борджиа), архимандрит Месроп Арамян, являющийся к тому же советником президента Армении.

Оставим пока деятельность Арамяна до момента его назначения советником президента в 2013 году в стороне, хотя и там можно найти немало интересного, например, совмещение церковных обязанностей и… продюсерской деятельности (!) (молве о его «кастингах» молоденьких девушек позавидовал бы сам Калигула). Заняв пост советника президента, архимандрит сразу зарекомендовал себя как незаменимый слуга режима. Параллельно с доведением до совершенства схемы по отмыванию огромных финансовых средств через управляемый им же благотворительный фонд «Луйс» (основанный, между прочим, в 2009-м Сержем Саргсяном и тогдашним премьером Тиграном Саргсяном), он взялся курировать, разумеется, неофициально, несколько «оппозиционных» СМИ («АрменПресс», «Еркир Медиа», 1in.am , lurer.com и др.). Благодаря его феноменальному умению плести интриги, используя эти издания, Арамян внес свою львиную долю в формирование любимого детища Саргсяна - «контролируемой оппозиции».

Ну и небезынтересно, думаю, будет ознакомиться с некоторыми официальными цифрами, касающимися личных средств архимандрита Месропа Арамяна, взятыми из отчетов Комиссии по вопросам этики высокопоставленных чиновников Армении.

Официально Арамян впервые заявлял о своих доходах и имуществе в 2013 году, и уже тогда он имел 64 миллиона 843 тысячи драмов, 41 тысячу долларов США, 4-комнатную квартиру в элитном здании в центре Еревана, особняк в элитном районе Еревана, ряд промышленных строений, автомобиль марки Toyota Land Cruiser 150 4.0. А непонятно откуда взявшиеся доходы жены Арамяна (официально безработная) в том же 2013 году составили 45 тысяч долларов США и 3 миллиона драмов.

В 2014-м состояние святого отца значительно увеличилось, и он за 200 тысяч долларов приобрел еще один особняк. Задекларированные же доходы почти не изменились - тот же 61 миллион драмов. В 2015-м Арамян заявил о 55 миллионах драмов, а жена - о доходах (!) на 60 тысяч долларов.

Напомню, что отец Месроп официально работает советником президента РА на общественных началах.

(в миру Ктрич Нерсесян) (род. 21.08.1951, с. Воскеат Армавирского р-на, Армения), Верховный Патриарх и Католикос всех армян (с 4 нояб. 1999), преемник Гарегина I .

Среднее образование получил в школе родного села. В 1965-1971 гг. учился в Геворкянской ДС (Эчмиадзин). Окончив семинарию с отличием в сане диакона, начал преподавать НЗ и служил помощником инспектора в том же учебном заведении. В 1972 г. рукоположен во иеромонаха с именем Гарегин. В том же году Католикосом Вазгеном I направлен для продолжения образования на богословский фак-т Венского ун-та. В 1975 г. назначен духовным пастырем Германской епархии Армянской Апостольской Церкви, одновременно продолжил изучение богословия в Боннском ун-те. В 1979 г. учился в аспирантуре МДА РПЦ в Загорске (ныне Сергиев Посад).

В 1980 г. назначен помощником викария Араратской Патриаршей епархии, в 1983 г. посвящен во епископа, в 1992 г. стал архиепископом. В 1990 г. его стараниями под эгидой Араратской епархии была основана Севанская ДС, названная впосл. Вазгенянской в память Вазгена I. В 1992 г. по инициативе Г. в зданиях 3 бывш. Дворцов пионеров были организованы центры христ. воспитания и духовно-эстетического обучения. В 1998 г. Католикос Гарегин I назначил Г. Генеральным викарием Католикосата.

После смерти Гарегина I на Национально-Церковном Соборе Г. избирается 132-м Верховным Патриархом и Католикосом всех армян. Г. приступил к реорганизации духовно-церковной жизни и подготовке нового поколения священнослужителей, основал Богословский арменоведческий центр им. Гарегина I. В рамках торжеств, посвященных 2000-летию Рождества Христова, он совершил паломничество по св. местам в Иордании и Иерусалиме. В авг. 2000 г. принял участие во Всемирном саммите религ. и духовных лидеров в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке, где выступил с докладом на тему «На пути к прощению и примирению». Во время визита в Ватикан (11 нояб. 2000) Г. и папа Римский Иоанн Павел II подписали коммюнике, в к-ром политика тур. гос-ва в нач. XX в. по отношению к арм. населению признана геноцидом.

Уделяя особое внимание укреплению межцерковных отношений и связей с Церквами-сестрами, Г. неоднократно посещал и принимал в Св. Эчмиадзине Предстоятелей различных Церквей, при посредничестве Патриарха Московского и всея Руси Алексия II встречался с духовным главой мусульман Азербайджана. Во время этих миротворческих встреч подчеркивалось, что карабахское противостояние не имеет религ. основы и должно быть разрешено путем мирных переговоров.

В торжествах, посвященных 1700-летию со дня принятия христианства как гос. религии в Армении, участвовали Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, К-польский Патриарх Варфоломей I, папа Римский Иоанн Павел II, первоиерархи и представители др. братских Церквей.

В марте 2000 г. состоялось подписание «Меморандума согласия» между правительством Республики Армении и Армянской Апостольской Церковью, к-рый стал основополагающим документом во взаимоотношениях гос-ва и Церкви. В сент. того же года было подписано соглашение о сотрудничестве между Св. Эчмиадзином и Мин-вом Вооруженных сил Армении, разъясняющее основные положения духовной службы священников в армии. В сент. 2001 г. Г. благословил первый в новом тысячелетии св. елей и освящение крупнейшего арм. храма - собора во имя св. Григория Просветителя в Ереване. В соответствии с подписанным в авг. 2002 г. соглашением между Г. и премьер-министром Армении А. Маркаряном с янв. 2003 г. в программу всех общеобразовательных школ Армении включен предмет «история Армянской Церкви».

Г. является почетным членом Национальной АН Армении, Международной академии информатизации при Экуменическом и Социальном Совете ООН. Награжден высшими знаками отличия Иордании («Вифлеем - 2000», янв. 2000), Румынии («Звезда Румынии», сент. 2000), Украины («Князь Ярослав Мудрый» 5-й степени, 2001), орденом Командора Почетного легиона Франции (2001), высшей наградой РПЦ орденом св. ап. Андрея Первозванного (16 окт. 2004).

В. Деврикян

132-й, действующий католикос

Биография

Родился 21 августа 1951 года в селе Воскехат Эчмиадзинского района Армянской ССР. В 1965 году поступил в богословскую семинарию Эчмиадзина, которую закончил в 1971 году, в дальнейшем работал преподавателем в той же семинарии.

В 1970 году был рукоположён в дьяконы, а в 1972 году - в сан священника. По указанию Патриарха и Католикоса Вазгена I выехал в Вену для продолжения богословского образования.

В 1975 году по указанию Католикоса Вазгена I выехал в ФРГ, где служил в чине духовного пастыря и продолжал богословское образование в Боннском университете.

В 1975 году продолжил образование в Венском университете.

В 1979 году вернулся в Эчмиадзин, впоследствии выехал в Загорск, где учился в аспирантуре при Московской духовной академии Русской православной церкви.

В марте 1980 года, в годы патриаршества Католикоса всех армян Вазгена I , архиепископ Гарегин Нерсесян был назначен главным викарием Католикоса всех армян, которым оставался до 4 июля 1999 года.

27 октября 1999 года, после смерти Католикоса Гарегина I, Национальный Церковный собор (высший орган управления) Армянской Апостольской Церкви избрал архиепископа Гарегина Нерсесяна 132-м Патриархом и Католикосом всех армян.

Является членом Верховного духовного совета, члены которого избираются собором.

Международная и политическая деятельность

В начале мая 2008 года, находясь с визитом в Ватикане по приглашению главы Римско-Католической церкви Бенедикта XVI, призвал все страны мира признать геноцид армян 1915 года в Османской империи.

Награды и звания

  • Орден Святого Месропа Маштоца (2009 год)
  • Орден Дружбы (7 августа 2006 года, Россия) - за большой вклад в развитие и укрепление российско-армянских дружественных отношений
  • Командор ордена Почётного легиона (2001, Франция)
  • Кавалер Большого креста ордена звезды Румынии (2000)
  • Орден князя Ярослава Мудрого V степени (2001, Украина) - за значительный личный вклад в развитие армяно-украинских церковных связей и укрепление межцерковных отношений
  • Орден «Вифлием-2000» (Государство Палестина)
  • Орден святого апостола Андрея Первозванного с алмазной звездой (РПЦ, 2004) - за выдающийся вклад в развитие братских взаимоотношений между Русской Православной и Армянской Апостольской Церквями
  • Орден святой Анны I степени (2011, Российский Императорский дом)
  • Почётный доктор Ереванского государственного университета (2004)
  • Почётный член Национальной академии наук Республики Армения.
  • Почётный доктор Арцахского государственного университета.
  • Лауреат премии Международного Фонда единства православных народов «За выдающуюся деятельность по укреплению единства православных народов. За утверждение и продвижение христианских ценностей в жизни общества» имени Святейшего Патриарха Алексия II за 2009 год (21 января 2010 года).