Философия как и рациональная отрасль духовной культуры. Духовная культура в философии. "Волхвы не боятся могучих владык и княжеский дар им не нужен…"

ФИЛОСОФИЯ

Конспекты лекций

Тема 1. Философия в системе духовной культуры 2

Тема 2. Предмет и функции философии 2

Тема 3. Мировоззренческие картины мира 3

Тема 4. Философия древности 5

Тема 5. Средневековая философия 7

Тема 6. Философия эпохи Возрождения 8

Тема 7. Философия Нового времени 9

Тема 8. Современная зарубежная философия 13

Тема 9. Отечественная философия 17

Тема 10. Проблема бытия 21

Тема 12. Движение, пространство и время 22

Тема 13. Диалектика и метафизика 24

Тема 14. Проблема сознания 25

Тема 15. Познавательные способности человека 27

Тема 16. Проблема истины 29

Тема 17. Научное познание 30

Тема 18. Человек и природа 33

Тема 19. Человек и общество 34

Тема 20. Человек и культура 36

Тема 21. Смысл жизни человека 37

Тема 22. Общество как система 38

Тема 23. Проблема развития общества 40

Тема 24. Техника и общество 42

Тема 25. Глобальные проблемы современности 44

Тема 1. Философия в системе духовной культуры

Философия – это особый тип мировоззрения.

Мировоззрение – система взглядов человека на мир, на себя и на свое место в мире; включает в себя мироощущение, мироотношение и миропонимание.

Мифология – это исторически первая форма целостного и образного мировоззрения. Функция мифа закрепление сложившихся традиций и норм.

Религия – тип мировоззрения, определяемый верой в существование сверхъестественных сил. Религия направлена на постижение сакрального мира. Религиозные ценности выражаются в заповедях. В жизни общества религия является хранительницей вневременных ценностей.

Философия – это системно-рационализированное мировоззрение, т.е. система рационально обоснованных воззрений на мир и место в нем человека. Философия возникла в VII-VI вв. до н.э. через преодоление мифа. Первоначально философия понималась как "любовь к мудрости". Европейская философия возникла в Древней Греции. Первым, кто употребил термин "любомудр", т.е. стал называть себя философом, был Пифагор. До середины XIX в. царило убеждение, что философия есть "царица наук".

Философия как учение о первых началах бытия называется метафизикой. Философия направлена на постижение всеобщих связей в действительности. Важнейшей ценностью в философии является истинное знание.

Философия теоретически обосновывает основные принципы мировоззрения. Философия является теоретическим ядром, сердцевиной духовной культуры человека и общества, выражением самосознания исторической эпохи. Философское знание, используемое в различных сферах жизни людей в качестве руководства для деятельности, выступает в роли методологии

Усвоение философского мышления способствует формированию такого качества личности как критичность и самокритичность.

Философия и наука. Как рациональное знание, в котором выявляются сущностные связи действительности, философия выступает в качестве науки. Роль философии в науке заключается в методологии научного познания. В отличие от науки, философия характеризуется тем, что большая часть философских утверждений недоказуемы эмпирически; философия постигает мир в его универсальной целостности.

Философия и искусство. Реализуя личностный подход в осмыслении действительности, философия предстает в качестве искусства. Как и философия, искусство имеет личностный характер. В отличие от философии в искусстве опыт транслируется в образах (в философии – в понятиях и теориях).

Философия и религия. Отличие философии от религии состоит в том, что она является теоретической формой освоения мироздания, а также, что в философии познавательная функция для нее является ведущей.

Тема 2. Предмет и функции философии

Специфическим объектом философии является бытие в целом. Философия исследует всеобщие взаимосвязи в системе "человек – мир". Философские проблемы характеризуются тем, что они имеют всеобщий, предельный характер и принципиально открыты для новых решений ("вечные вопросы").

Разделы философского знания :

    Онтология – учение о бытии.

    Гносеология – учение о знании и познании.

    Антропология – учение о происхождении, сущности и эволюции человека.

    Праксиология – учение о человеческой деятельности.

    Аксиология – учение о ценностях.

    Эстетика – учение о прекрасном.

    Логика – учение об основных законах и формах мышлении.

    Эпистемология – учение о научном, достоверном познании.

    Этика – учение о нравственности, морали, добродетели.

    Социальная философия – учение об обществе как особого рода реальности.

    История философии – философия, исследуемая в процессе ее предыстории, возникновения, становления и развития.

    Философия истории – учение о процессе общественной жизни.

Функции философии :

мировоззренческая (формирует картину мира и бытия человека в нем; помогает человеку в решении вопроса о смысле жизни);

гносеологическая (накапливает, обобщает и транслирует новое знание; помогает человеку понять свое место в природе и обществе);

методологическая (анализирует способы познания, выясняет проблемы конкретных наук, выступает основой руководства к деятельности);

логико-гносеологическая (обосновывает понятийные и теоретические структуры научного знания);

объяснительно-информационная, идеологическая (формирует мировоззрение в соответствии с новейшими достижениями науки и существующей социальной действительностью);

критическая (учит ничего сразу не принимать и не отвергать без глубокого и самостоятельного размышления и анализа);

эвристическая (способна в союзе с наукой предсказывать общий ход развития бытия; эта функция связана с методологическим значением философии);

интегрирующая (объединяет достижения наук в единое целое);

аксиологическая (формирует ценностные ориентации и идеалы);

гуманистическая (дает обоснование ценности человека и его свободы, "очищения души"; помогает обрести смысл жизни в кризисных ситуациях);

практическая (разрабатывает стратегии отношения человека и природы).

Тема 3. Мировоззренческие картины мира

Картина мира – интеллектуальная составляющая любого типа мировоззрения, система представлений об общем устройстве мироздания. Любая картина мира выделяет существенные стороны действительности, но в то же время упрощает, схематизирует действительность.

Для мифологической картины мира характерны: антропоморфизм, очеловечивание природы, т.е. перенос основных черт человечества на мироздание; художественная образность, синкретизм, космоцентризм.

Для религиозной картины мира характерны: вера в существование сверхъестественного мира, теоцентризм, принцип креационизма (творения мира Богом), опора на священные писания, принцип откровения, безоговорочное влияние авторитета.

Для научной картины мира характерны: математическая оформленность, направленность на истинное знание причин, обоснованность фактами, способность делать верные предсказания. Первая классическая научная картина мира XVII века носила механический характер. Переход к неклассической (современной) научной картине мира начался на рубеже XIX-XX вв. в связи с открытиями наличия случайности и эволюции природы (квантовая физика, теория относительности, синергетика).

Философская картина мира связана с вопросом об отношении мышления к бытию ("основным вопросом философии", по Ф.Энгельсу). В зависимости от того, какой сфере бытия приписывается первичность – природе или духу – философы делятся на материалистов и идеалистов.

Материализм – философское направление, считающее материальное начало основой бытия ("материя первична, сознание вторично"; "бытие определяет сознание"). Согласно материализму, вне природы и человека нет ничего, и высшие существа – это лишь наши фантазии. Бытие есть раскрытие сущностных сил самой материи, ее самодвижение как субстанции. Виды материализма: метафизический (механистический) и диалектический материализм.

Метафизический (механистический) материализм – течение в философии, согласно которому природа не развивается, качественно неизменна (Демокрит, Левкипп, Эпикур, Ф.Бэкон, Дж.Локк, Ж.Ламетри, Гельвеций и др.).

Диалектический материализм – течение в философии, согласно которому все сущее рассматривается как саморазвитие материи (природного мира) по диалектическим законам (Маркс, Энгельс, Ленин, Плеханов и др.).

Идеализм философское направление, считающее духовное начало основой бытия ("духовное первично, материя вторична"; "сознание определяет бытие"). Виды идеализма: объективный, субъективный, солипсизм.

Объективный идеализм полагает, что первоначалом всего сущего является идеальная сущность, существующая объективно, т.е. независимо от человеческого сознания (Бог, Абсолют, Идея, Мировой разум и т.п.). Наиболее известные представители: Платон, Аврелий Августин, Фома Аквинский, Гегель.

Субъективный идеализм полагает, что вся реальность существует только в сознании познающего субъекта; мир есть проекция комплекса человеческих ощущений (Дж. Берк­ли, Д. Юм).

Солипсизм утверждает, что достоверно можно говорить лишь о существова­нии моего собственного "Я" и моих ощущений.

Теизм (греч. Theos – Бог) – направление, признающее существование Бога как самостоятельной духовной реальности, независимой от сознания человека ("Бог сотворил человека"). Сторонники теизма являются идеалистами.

Атеизм – направление, в котором бог объявляется плодом воображения человека (Л. Фейербах) и утверждается, что сущность религии – в фантастическом отражении в головах людей внешних сил, которые господствуют над ними в их общественной жизни (Маркс, Энгельс, Ленин).

Согласно монизму , все сущее имеет одно первоначало, единую основу (субстанцию) либо материальную, либо идеальную.

Согласно дуализму , в основе всего сущего лежат два равноправных и несводимых друг к другу первоначала (субстанции): материальное и идеальное (к примеру, у Декарта – мыслящая и протяженная субстанции).

Согласно плюрализму , предполагается множество исходных оснований и начал бытия, либо материальных (Демокрит), либо идеальных (Лейбниц).

Рационализм (лат. ratio – разум) утверждает, что мир устроен разумно, по законам логики, и поэтому разум есть главное орудие познания и критерий истины (Платон, Гегель и др.).

Иррационализм (лат. irrationalis – неразумный) – направление, отрицающее разумное устройство бытия и возможно­сти его рационального, логического познания и совершенствования. Ос­новным видом познания здесь признается воля, инстинкт, интуиция, переживание, вера, от­кровение и т.п. (Шопенгауэр, Ницше, Кьеркегор, Бергсон и др.).

Детерминизм (лат. determino – определяю)– учение об объективной, необходимой взаимосвязи и взаимообусловленности явлений материального и духовного мира. Центральным ядром детерминизма служит положение о существовании причинности.

Индетерминизм – учение, в котором так или иначе отрицаются причинные связи в природе, обществе, познании. Индетерминисты делают акцент на воле и свободе выбора человека и обвиняют детерминистов в фатализме.

  1. системе духовной культуры Наука... и право являются частью культуры , поэтому любая научная...
  2. Онтологическая истинность феномена человеческой духовности

    Дипломная работа >> Философия

    ... духовности в отечественной философии в отличие от культуры западной философской мысли была представлена не стройной системой ... : синтез и взаимоотторжения [Текст] / Ф.Г. Майленова // Философия в системе духовной культуры на рубеже ХХI века. – Курск, ...

  3. Философия общества. Соотношение понятий культура и цивилизация

    Лекция >> Философия

    Человеческих сил, именно система объективных идеально-формирующих сверхчеловеческих... . Мы говорим духовная культура , но не говорим ду­ховная цивилизация. Цивилизация... же, связанные с философи­ей , искусством, мистикой, культурой эмоций, должны быть призна­ны...

» Духовная культура в философии

Духовная культура в философии


Вернуться назад на

Понятие духовной культуры:

Содержит в себе все области духовного производства (искусство, философию, науку и пр.),
показывает социально-политические процессы, происходящие в обществе (речь идет о властных структурах управления, правовых и моральных нормах, стилях лидерства и пр.).

Древние греки сформировали классическую триаду духовной культуры человечества: истину - добро - красоту.

Соответственно были выделены и три важнейших ценностных абсолюта человеческой духовности:

Теоретизм, с ориентацией на истину и созданием особого сущностного бытия, противоположного обычным явлениям жизни;

Этим, подчиняющий нравственному содержанию жизни все иные человеческие устремления;

Эстетизм, достигающий максимальной полноты жизни с опорой на эмоционально-чувственное переживание.

Обозначенные выше стороны духовной культуры нашли свое воплощение в различных сферах деятельности людей: в науке, философии, политике, искусстве, праве и т. д. Духовная культура предполагает деятельность, направленную на духовное развитие человека и общества, а также представляет итоги этой деятельности.

Духовная культура - это совокупность нематериальных элементов культуры: нормы поведения, нравственность, ценности, ритуалы, символы, знания, мифы, идеи, обычаи, традиции, язык.

Духовная культура возникает из потребности осмысления и образно-чувственного освоения действительности. В реальной жизни реализуется в ряде специализированных форм: морали, искусстве, религии, философии, науке.

Все эти формы человеческой жизни взаимосвязаны и влияют друг на друга. В морали фиксируется представление о добре и зле, чести, совести, справедливости и т.д. Эти представления, нормы регулируют поведение людей в обществе.

Искусство включает в себя эстетические ценности (прекрасное, возвышенное, безобразное) и способы их создания и потребления.

Религия обслуживает запросы духа, человек обращает свой взор к Богу. Философия удовлетворяет потребности человеческого духа к единству на рациональной (разумной) основе.

Понятие «духовная культура» имеет сложную и запутанную историю. В начале 19 века духовная культура рассматривалась как церковно-религиозное понятие. В начале ХХ века понимание духовной культуры становится гораздо шире, включая не только религию, но и нравственность, политику, искусство.

В советский период понятие «духовная культура» трактовалась авторами поверхностно. Материальное производство порождает материальную культуру - она первична, а духовное производство порождает духовную культуру (идеи, чувство, теории) - она вторична.

В ХХI в. «духовная культура» понимается по-разному:

Как нечто священное (религиозное);
как нечто положительное, которое не требует пояснения;
как мистически-эзотерическое.

В настоящее время, по-прежнему, понятие «духовная культура» достаточно четко не определено и не разработано.

Актуальность проблемы формирования духовности личности в современной ситуации обусловлена целым рядом причин. Сегодня многие недуги социальной жизни: преступность, аморализм, проституция, алкоголизм, наркомания и прочие - объясняются, прежде всего, состоянием бездуховности в современном обществе, состоянием, вызывающем серьезную тревогу и прогрессирующим из года в год. Поиск путей преодоления этих социальных пороков выдвигает проблему духовности в центр гуманитарного знания. Актуальность ее обусловлена также причинами экономического характера: по мере осуществления социальных, экономических, политических реформ в обществе, стремительно меняются условия и характер человеческого труда, его мотивация.

Истинная духовность есть "триединство истины, добра и красоты" и основными критериями такой духовности являются:

Интенциональность, то есть "направленность вовне, на что-то или кого-то, на дело или человека, на идею или на личность";
рефлексия над основными жизненными ценностями, составляющими смысл бытия личности и выступающими ориентирами в ситуации экзистенциального выбора. Именно способность к рефлексии, с точки зрения Тейяра де Шардена, является главной причиной превосходства человека над животным. Одним из условий формирования способности к рефлексии является затворничество, изгнанничество, добровольное или вынужденное одиночество;
свобода, понимаемая как самоопределение, то есть способность действовать в соответствии со своим целями и ценностями, а не под гнетом внешних обстоятельств;
творчество, понимаемое не только как деятельность, порождающая что-то новое, ранее не существовавшее, но и как самотворение - творчество, направленное на поиск самого себя, на реализацию своего смысла жизни;
развитая совесть, которая согласует "вечный, всеобщий моральный закон с конкретной ситуацией конкретного индивида", ибо сознанию открыто сущее;
ответственность личности за осуществление своего смысла жизни и реализацию ценностей, а также за все, что происходит в мире.

Таковы основные критерии духовности личности в осмыслении русских и зарубежных философов: Н.А.Бердяева, В.Франкла, Э.Фромма, Т. де Шардена, М.Шелера и других.

1 Философское осмысление бытия

Проблема осмысления бытия человека еще в античную эпоху являлась первейшей, главнейшей проблемой философии, однако с особой остротой она стоит сегодня, в эпоху кризиса человека и культуры.

Необходимость философского осмысления бытия человека обусловлена множеством фактических обстоятельств:

1. Это факт, что доминирующее положение среди мировых цивилизаций занимает западная цивилизация. Основным ориентиром развития человечества принято считать именно эту цивилизацию и в этот марафон включено и наше, грузинское общество.

Современная западная цивилизация, по своей сущности, основывается на рациональном упорядочении земной жизни. Земная жизнь подразумевает природную и социальную среду. Объектом удовлетворения потребностей являются вещи, то их производство и потребление приобретают универсальный характер. Основные средства производства и потребления вещей - это, с одной стороны, развитие производства (индустрии), научно-технический прогресс, с другой стороны - крайняя рационализация социальной среды. Первое - порождает культ науки и техники, а вторая - абсолютную социологизацию социальной жизни.

Мировоззренческой основой западной цивилизации является сциентизм, сущностью которого является абсолютная универсализация науки и техники. Как результат имеем товарный фетишизм, вещь должна превратиться в товар, а товар основывается на конъюнктуре рынка. Рынок и торговля все превращают в меновую ценность, рынок формирует человека «рыночного типа» и взаимоотношения людей принимают мещанскую, основанную на выгоде денежную форму бездушных товарных отношений. Истинные человеческие духовные, душевные сущностные силы (добро, прекрасное, истина и т. п.) подавляются и дают возможность безусловной реализации витально-физиологических сущностных сил.

Смысл бытия человека западной цивилизации состоит в комфортном обустройстве жизни, в максимальном удовлетворении материальных потребностей. «Я должен иметь безгранично больше того, что мне необходимо», - такова сущность нравственного императива человека западной цивилизации. Очевидно, что человек оторвался от своего истинного бытия. Его заменило псевдобытие.

2. То, что мы живем в эпоху глобализации - факт. В содержании понятия «глобализация» в общем осмысливаются новые взаимоотношения людей, народов стран и регионов (Э. Гидденс). Эти новые взаимоотношения действительно подразумевают утверждение взаимоотношений, характерных для западной цивилизации, точнее их «американизацию», которая имеет целью универсализацию образа жизни. Это означает, что образование, вера, деятельность, мода, отдых, времяпрепровождение и т. д. будут основаны на стандартах и образцах западной цивилизации, означает утверждение общего образа жизни.

Очевидно, что в условиях утверждения единой, общей западной цивилизации человеческие отношения упрощаются, снимаются существующие барьеры. Уже не будет места различным традициям, привычкам, правилам, различающимся ценностным ориентациям вообще, и, в результате этого, облегчатся организация и управление экономикой, возрастет темп производства и производительность труда, уровень экономического развития, расширится пространственно-временной ареал человеческих контактов, станет возможным максимальное удовлетворение материальных потребностей и т.д. Современная глобализация требует утверждения в мире «порядка нового типа». Этот «новый тип» порядка является порядком американского типа, который требует уничтожения всех, кто не вписывается в систему этого порядка. В то время, как Гегель считал, что «достойно уничтожения все то, что неистинно и недуховно», идеология «нового порядка», основанная на постмодернистском мировоззрении, считает: должно быть уничтожено и все истинное и духовное, если они не соответствуют стандартам западной цивилизации. Глобализация ставит альтернативу «чужим»: или выродиться и быть уничтоженными, или подчиниться переменам и преобразиться. Глобализация как «американизация» создает опасность функционированию национальных языков. Английский язык обретает всеобщую, универсальную функцию. Он формируется как всеобщий язык права человека на труд, занятости, коммуникации, взаимоотношений и т. д. Национальные языки как главнейшее средство распространения и выражения национального бытия, теряют ценность и значение. Это, фактически, указывает на опасность гибели национальной культуры. Сегодня национальным культурам грозит опасность превращения в музейные экспонаты.

Постмодернистское мировоззрение характеризуется онтологическим нигилизмом, выражающимся в пренебрежении «всесилием разума ». «Новый» интерпретаторский разум ищет основы истины не в метафизике, а здесь, во взаимоотношениях, диалоге, коммуникациях изменчивых индивидов, существующих сейчас. Постмодернистское сознание отрицает всеобщие ценности - истину, добро, прекрасное. Обесцениваются традиционные ценности, утверждается крайний релятивизм и неразборчивость. Доброта как забота о других, в пренебрежении, и нравственным императивом человеческого поведения объявляется забота о себе. «Этика всеобщего» (Кант) - этика долга - уступает место «малой этике» - этике цели. Индивидуализм принимает крайнюю форму. Преимущественное значение приобретает защита прав индивида. Допускаются однополые браки, и эти права обеспечиваются законом.

В сфере искусства отрицаются традиционные формы и критерии. Постмодернистская эстетика акцентирует дисконтинуальность, однозначный смысл произведения искусства отрицается. Такой методологический подход вызвал коренную модификацию основных эстетических категорий - прекрасного, возвышенного, трагического, комического. Классическое понимание прекрасного, носившее в себе моменты истины и добра, в постмодернистской эстетике объявляются лишенными основания. В ней внимание переносится на «прекрасность» асимметрии и ассонансов, на дисгармоническую целостность. Поэтому музыку Моцарта вытесняет рэп.

Очевидно, что человек, этнос, нация, включенные в процесс глобализации, с его ожидаемыми результатами, оторванные от собственного бытия, требуют обязательного освещения проблемы смысла бытия и учета этих факторов.

3. Современную эпоху можно назвать эпохой философского нигилизма и социологического оптимизма. Сегодня философия и философствование объявляется бесполезным, пустым делом. В античности она была в привилегированном состоянии, выполняя функцию как мудрости, так и науки. В Средние века она лишается статуса мудрости и выполняет функцию служанки теологии. В Новое время она освобождается от этой функции и у нее появляется претензия на абсолютное, истинное знания, она обретает функцию судьи науки. В эпоху же технического прогресса частные науки достигли полной монополизации знаний. Метафизические проблемы объявлены лишенными смысла. Необходимость в философии сведена до минимума. Она потеряла свою функцию критического разума и самосознания культуры. Любовь к мудрости была заменена любовью к вещам.

Частные естественные науки и социология, фундаментом которых служила вера в формальный рационализм, заняли место мировоззрения. Современная социология опирается на ту систему ценностей западной цивилизации, которая установлена позитивистской философией, опирающейся, в свою очередь, на рациональное мировоззрение.

Сегодня «философия превратилась в пенсионера» (А. Швейцер), занятого лишь классификацией достижения наук. Философия, лишившись творческого духа, превратилась в историю философии и оформилась как философия, лишенная критического мышления. Культура, оставшаяся без мировоззренческого ориентира, без самосознания, утонула в полном бескультурье.

Тенденция нигилистического отношения к философии была осмысленна еще в начале ХХ века. Философия жизни и экзистенциализм, фактически, являлись попыткой осознания и преодоления этой тенденции. Особенно остро эта проблема рассматривалась в немецком экзистенциализме. Именно представители немецкого экзистенциализма увидели, что решить проблему можно лишь посредством анализа бытия.

Сегодня основной задачей философии вообще является утверждение новой метафизики, освобождение философии из пут науки, ее реабилитация как метафизики.

2 Понятие духовной культуры. Критерии духовности

Понятие духовной культуры:

· содержит в себе все области духовного производства (искусство, философию, науку и пр.),

· показывает социально-политические процессы, происходящие в обществе (речь идет о властных структурах управления, правовых и моральных нормах, стилях лидерства и пр.).

Древние греки сформировали классическую триаду духовной культуры человечества: истину - добро - красоту. Соответственно были выделены и три важнейших ценностных абсолюта человеческой духовности:

· теоретизм, с ориентацией на истину и созданием особого сущностного бытия, противоположного обычным явлениям жизни;

· этим, подчиняющий нравственному содержанию жизни все иные человеческие устремления;

· эстетизм, достигающий максимальной полноты жизни с опорой на эмоционально-чувственное переживание.

Обозначенные выше стороны духовной культуры нашли свое воплощение в различных сферах деятельности людей: в науке, философии, политике, искусстве, праве и т. д. Духовная культура предполагает деятельность, направленную на духовное развитие человека и общества, а также представляет итоги этой деятельности.

Духовная культура – это совокупность нематериальных элементов культуры: нормы поведения, нравственность, ценности, ритуалы, символы, знания, мифы, идеи, обычаи, традиции, язык.

Духовная культура возникает из потребности осмысления и образно-чувственного освоения действительности. В реальной жизни реализуется в ряде специализированных форм: морали, искусстве, религии, философии, науке.

Все эти формы человеческой жизни взаимосвязаны и влияют друг на друга. В морали фиксируется представление о добре и зле, чести, совести, справедливости и т.д. Эти представления, нормы регулируют поведение людей в обществе.

Искусство включает в себя эстетические ценности (прекрасное, возвышенное, безобразное) и способы их создания и потребления.

Религия обслуживает запросы духа, человек обращает свой взор к Богу. Философия удовлетворяет потребности человеческого духа к единству на рациональной (разумной) основе.

Понятие «духовная культура» имеет сложную и запутанную историю. В начале 19 века духовная культура рассматривалась как церковно-религиозное понятие. В начале ХХ века понимание духовной культуры становится гораздо шире, включая не только религию, но и нравственность, политику, искусство.

В советский период понятие «духовная культура» трактовалась авторами поверхностно. Материальное производство порождает материальную культуру – она первична, а духовное производство порождает духовную культуру (идеи, чувство, теории) – она вторична.

В ХХI в. «духовная культура» понимается по-разному:

· как нечто священное (религиозное);

· как нечто положительное, которое не требует пояснения;

· как мистически-эзотерическое.

В настоящее время, по-прежнему, понятие «духовная культура» достаточно четко не определено и не разработано.

Актуальность проблемы формирования духовности личности в современной ситуации обусловлена целым рядом причин. Сегодня многие недуги социальной жизни: преступность, аморализм, проституция, алкоголизм, наркомания и прочие - объясняются прежде всего состоянием бездуховности в современном обществе, состоянием, вызывающем серьезную тревогу и прогрессирующим из года в год. Поиск путей преодоления этих социальных пороков выдвигает проблему духовности в центр гуманитарного знания. Актуальность ее обусловлена также причинами экономического характера: по мере осуществления социальных, экономических, политических реформ в обществе, стремительно меняются условия и характер человеческого труда, его мотивация.

Истинная духовность есть "триединство истины, добра и красоты" и основными критериями такой духовности являются:

· интенциональность, то есть "направленность вовне, на что-то или кого-то, на дело или человека, на идею или на личность".

· рефлексия над основными жизненными ценностями, составляющими смысл бытия личности и выступающими ориентирами в ситуации экзистенциального выбора. Именно способность к рефлексии, с точки зрения Тейяра де Шардена, является главной причиной превосходства человека над животным. Одним из условий формирования способности к рефлексии является затворничество, изгнанничество, добровольное или вынужденное одиночество.

· свобода, понимаемая как самоопределение, то есть способность действовать в соответствии со своим целями и ценностями, а не под гнетом внешних обстоятельств.

· творчество, понимаемое не только как деятельность, порождающая что-то новое, ранее не существовавшее, но и как самотворение - творчество, направленное на поиск самого себя, на реализацию своего смысла жизни;

· развитая совесть, которая согласует "вечный, всеобщий моральный закон с конкретной ситуацией конкретного индивида", ибо сознанию открыто сущее;

· ответственность личности за осуществление своего смысла жизни и реализацию ценностей, а также за все, что происходит в мире.

Таковы основные критерии духовности личности в осмыслении русских и зарубежных философов: Н.А.Бердяева, В.Франкла, Э.Фромма, Т. де Шардена, М.Шелера и других.

3 Право и наука в системе духовной культуры

Наука и право являются частью культуры, поэтому любая научная картина отражает взаимное влияние всех элементов культуры в ту или иную эпоху. В системе культуры человечества, состоящей из материальной, социальной и духовной культуры, наука включена в систему духовной культуры человечества.

Культура – это система средств человеческой деятельности, благодаря которой программируется, реализуется и стимулируется активность индивида, групп, человечества и их взаимодействий с природой и между собой.

Материальная культура – это система вещественно-энергетических средств бытия человека и общества. Сюда включены такие элементы, как орудия труда, активная и пассивная техника, физическая Культура, благосостояние людей.

Духовная культура – это система знаний, состояний эмоционально-волевой сферы психики и мышления индивидов, а также непосредственных форм их выражений, знаков. Универсальным знаком является язык. В систему духовной культуры входят такие элементы, как мораль, право, религия, мировоззрение, идеология, искусство, наука.

Наука – это система сознания и деятельности людей, направленная на достижение объективно истинных знаний и систематизацию доступной человеку и обществу информации.

Гуманитарные науки – это системы знаний, предметом которых выступают ценности общества. К ним относятся: общественные идеалы, цели, нормы и правила мышления, общения, поведения, основанные на определенном понимании полезности для индивида, группы или человечества каких-либо предметных действий.

Антропологические науки – это совокупность наук о человеке, единстве и различии его природных и общественных свойств.

Технические науки – это система знаний и деятельности по практическому использованию законов природы в интересах человека в технологии. Они изучают законы и специфику создания и функционирования сложных технических устройств, используемых индивидами и человечеством в различных сферах жизнедеятельности.

Обществознание – это система наук об обществе как части бытия, постоянно воссоздающегося в деятельности людей.

Анализ приведенных определений показывает, насколько сложны и многообразны связи между элементами культуры как по горизонтали, так и по вертикали. Культура представляет собой систему норм, ценностей, принципов, убеждений и стремлений членов общества – это нормативная система общества. Ее особенности определяют характерные черты естественно-научной картины мира в ту или иную эпоху.

1 Философское осмысление бытия Проблема осмысления бытия человека еще в античную эпоху являлась первейшей, главнейшей проблемой философии, однако с особой остротой она стоит сегодня, в эпоху кризиса человека и культуры. Необходимость фи

Философия есть явление духовной жизни общества, его духовной культуры. Духовная культура представляет собой проявление человеческого духа или человеческой души, или души народа. Это культура человеческой мысли, интуиции, многогранных человеческий чувств. Духовная культура выражается в науке, исскустве, морали, религии, каждодневном духовном общении между людьми. Наука есть главным образом проявление рационального, строго логического мышления, хотя в ней и проявляется интуиция. В искусстве также проявляется логическое мышление, но в нем намного больше интуиции и чувств, чем в науке. Нередко это порыв человеческой души, который трудно выразить логически, и вообще в словах (музыка, живопись и т.д.). Проявлением духовоной культуры выступает мораль, как система нравственных чувств, убеждений и моральных ценностей, в качестве которых выступают представления людей о добре, совести, чести, смысле жизни и т.д. Всёэто проявления духовной культуры людей, их духовности, включая религиозную духовность и религиозную культуру. Философия занимает особое место в системе духовной культуры. Она воспроизвродит мир в его единстве и целостности и выступает как ядро мировоззрения личности.

То или иное философское мировоззрение: 1. В немалой степени направляет поиск ученого. 2. Лежит в основе творчески ориентированного художника. 3. Формирует систему моральных ценностей больших масс людей. Формируя у людей определенное миропонимание, философия направляет их духовную деятельность, и тем самым направляет развитие всех элементов духовной культуры, в том числе науки, искусства, морали, религии – всех видов духовного общения между людьми. Роль философии в развитии духовной культуры является основополагающей. По словам немецкого философа Гегеля «философия – это эпоха, схваченная мыслью. Вся эпоха». Другими словами, философия отражает в себе всю эпоху и влияет на ее духовное содержание. Само слово «философия» означает «любовь к мудрости». Философы как на Востоке, так и на Западе выступали в роли мудрецов. «Быть философом – значит быть мудрым» - говорил Пифагор. Русский философ 19 века Владимир Соловьев развил учение о Софии, как проявлении мировой души и мудрости. Человеческая мудрость – это не только знания. Мудрость – это способность глубоко видеть суть проблемы и принимать соответствующие решения на основе знаний, опыта и интуиции. Философия касается всех этих сторон духовной деятельности человека. Она учит мыслить и постигать человеческую духовность во всех ее проявлениях. Этим определяется ее роль в духовном развитии человечества и его духовной культуре.