Фашизм и религия – родные братья по паразитизму. Фашизм и религия Вероисповедание нацистов

Итальянские фашисты возрождали национальную экономику и обеспечивали справедливую оплату труда.

Семьдесят пять лет назад император Италии Виктор Эммануил III объявил главе своего правительства Бенито Муссолини о его отставке и аресте. Так подошла к концу двадцатилетняя история итальянского фашизма. Сегодня значение этого термина искажено до неузнаваемости, но между тем в Италии и сегодня без труда можно найти символику с изображением дуче, а его внучка Алессандра Муссолини представляет Италию в Европарламенте. Сами итальянцы нередко вспоминают фашистскую эпоху с благодарностью.

Слово “фашизм” отсылает к славным временам Римской империи. Фасции - это пучки прутьев со вставленными в них топориками, которые носили телохранители римских должностных лиц - ликторы. Символизм выбранного фашистами соответствует их лозунгу - “Сила в единстве”. Первая основанная ими организация называлась Fasci italiani di combattimento - Итальянский союз борьбы. От момента создания Союза до того времени, когда фашисты стали главной силой в стране, прошло всего несколько лет. Залогом их успеха стал запрос на новую идеологию, новую концепцию развития, отличающуюся от той, что привела к ужасам Первой мировой. Другой составляющей успеха стала личная харизма лидера движения - Бенито Андреа Амилькаре Муссолини.

Он родился в деревушке в области Эмилия-Романья. Мама будущего дуче была учительницей, отец - кузнецом и плотником. Бенито окончил гимназию, получил диплом учителя начальных классов и пошел трудиться в школу. Одновременно он писал в социалистические газеты. Когда в 1902 году ему пришла повестка в армию, он, будучи тогда убежденным интернационалистом и пацифистом, скрылся от призыва в Швейцарии. Там он попал в самую гущу европейского революционного движения. Муссолини посещал всевозможные собрания и дискуссии, заодно выучил немецкий и улучшил французский. По запросу Италии Муссолини арестовали и выдворили на родину. Отслужив все же положенные два года, он получил аттестацию на учителя французского и вернулся к преподаванию, одновременно продолжая общественную деятельность и активно публикуясь в газетах социалистического толка. Вскоре он стал главным редактором газеты социалистов “Аванти” и сделал это издание одним из самых влиятельных в стране.

Когда началась мировая война, Италия, хотя и была членом Тройственного союза с Германией и Австро-Венгрией, вступать в боевые действия не торопилась. В этот момент Муссолини со страниц “Аванти” призвал Италию скорее вступить в войну, но на стороне Антанты. “Позволять себе выступать против всех войн вообще - это свидетельство глупости, граничащей с идиотизмом. Тут, как говорится, буква убивает разум. Победа Германии означала бы конец свободы в Европе. Необходимо, чтобы наша страна заняла позицию, выгодную Франции…”, - писал он. Тирада про “идиотизм” была обращена к пропагандировавшим пацифизм социалистам, и после таких высказываний Муссолини вынужден был покинуть свой пост в партийной газете. С этого момента социализм и коммунизм стали для него ругательными словами.

В 1915-м Италия вступила в войну на стороне Антанты, и Муссолини призвали в армию. Он сражался в элитных частях стрелков-берсальеров, за храбрость получил чин капрала, был ранен в ногу, долго лежал в госпитале, после чего его демобилизовали. По окончании Великой войны Италия оказалась в стане победителей, получила некоторые территории и 10% репарационных выплат от Германии. Однако в самой стране ситуация была нерадостной. Более половины предприятий индустриального севера лежали в руинах, вернувшиеся с войны солдаты не могли найти работу. Все более частыми были захваты фабрик рабочими и земель крестьянами, а идеи социалистов становились все популярнее.

На этом фоне Муссолини начал свою политическую деятельность, будучи вождем нового движения и главным редактором газеты “Пополо д’Италия” - “Итальянский народ”. Он уловил, что в условиях противостояния “труда и капитала” нужно искать третий путь. Дуче предлагал отмести классовые интересы, объединившись в борьбе за благо всей страны. Муссолини справедливо критиковал слабость демократической власти, неспособной остановить рост большевицких настроений, коррупцию, нежелание заботиться о простых людях. Он говорил о твердой власти, апеллируя к чувствам фронтовиков, не получивших, вернувшись с войны, должного уважения.

Именно патриотически настроенные ветераны стали базой его движения. При этом Муссолини не покушался на частную собственность и рыночную экономику, поэтому промышленники видели в нем защитника своих интересов, “сильную руку”, способную остановить коммунизм. Важен был и магнетизм личности Муссолини. Он был великолепным оратором, отличным публицистом и обладал навыком убеждать в своей правоте любого собеседника. Его имидж тоже многим нравился - из простого народа, но хорошо образован, ветеран войны, спортсмен, модник, семьянин и одновременно жизнелюб.

В борьбе за власть фашисты объединялись в боевые отряды, главной мишенью которых становились коммунисты и профсоюзные лидеры, с которыми не могла или не хотела бороться полиция. Фашисты громили конторы профсоюзов и редакции левых газет, избивали коммунистических активистов. При этом убийства были редки, чаще практиковали публичные наказания, как, например, насильственное вливание жертве в глотку касторки.

В фашистское движение вступали бедные и богатые, пролетарии и интеллигенция, горожане и крестьяне. “Мы позволим себе роскошь быть одновременно аристократами и демократами, революционерами и реакционерами, сторонниками легальной борьбы и нелегальной, и все это в зависимости от места и обстоятельств, в которых нам придется находиться и действовать”, - говорил дуче на учредительном съезде Союза борьбы.

В 1922-м фашисты предприняли знаменитый “марш на Рим” - мирное шествие “чернорубашечников” с разных концов страны в столицу. Армия и полиция, где многие разделяли взгляды фашистов, предпочли не вмешиваться. В итоге король встретился с Муссолини и назначил его премьер-министром. А в 1924 году на выборах фашисты получили две трети голосов, что сделало их крупнейшей парламентской партией и позволило проводить практически любые законы.

Фашисты требовали, чтобы банкиры и промышленники вкладывали средства в развитие национальной экономики, и контролировали справедливую оплату труда рабочим. В то же время полностью прекратились забастовки - их объявили антигосударственными. Муссолини делал ставку на грандиозные общенациональные проекты - “битва за землю”, “сражение за хлеб” и т.д. В Италии строили дороги и заводы, осушали болота и возводили целые кварталы с недорогими домами для простого народа. Возникла широкая сеть муниципальных школ и больниц. Совмещая рыночные и административные методы, фашистам удалось к концу 1920-х обуздать инфляцию, до минимума сократить безработицу и добиться промышленного роста. Парламентскую “демократию” фашисты заменили представительством профессиональных корпораций. В них входили все работающие итальянцы, и именно они выдвигали представителей в государственные органы, в том числе в Большой фашистский совет.

Муссолини и его сподвижники в эти годы пользовались гигантской популярностью. Власти немало делали для простых людей и реально наводили порядок в стране. И сегодня в Италии любят вспоминать, что при Муссолини поезда всегда ходили по расписанию, рабочие получали жилье и медицинское обслуживание, дети бесплатно учились в школах. При этом фашисты не злоупотребляли насилием - за 20 лет Специальный трибунал безопасности государства вынес всего семь смертных приговоров и отправил в тюрьмы 4,5 тысячи человек, в основном коммунистов. При этом никаких концлагерей в Италии не было. С массовыми преступлениями большевиков в СССР деятельность фашистов просто не сравнима.

Муссолини сумел сделать своим союзником церковь. Именно он заключил с папой Пием XI в 1929 году Латеранский конкордат, по которому папе предоставлялась светская власть во вновь созданном государстве Ватикан. Фашизм накладывался на столетиями сложившиеся формы жизни маленьких итальянских городков и деревень, весьма мало или вовсе не затронутых индустриализацией, не разрушая их, как это делали коммунисты в СССР, а пытаясь приспособить к новой идеологии и способам социальной организации. Муссолини решил и еще одну итальянскую проблему - он победил мафию. Деятельность Муссолини на рубеже 20-30-х годов позитивно оценивалась за рубежом. Его публично хвалили такие разные деятели, как Черчилль, Махатма Ганди и русский философ Иван Ильин.

Почти идиллическая картина стала меняться с начала 1930-х, когда Муссолини решил проявить себя на международной арене. В 1935 году он затеял вторжение в Эфиопию, объясняя это тем, что итальянцы должны смыть позор поражения от африканцев сорокалетней давности. Приход к власти Гитлера Муссолини принял настороженно, в 1934 году главы Италии и Германии встречались в Венеции, но наладить отношения не удалось. Отношения стали меняться уже после того, как Италия стала страной-изгоем в Лиге наций. В 1936-м Рим и Берлин объединились ради помощи Франко, но личных контактов у лидеров по-прежнему не было. И только в 1937 году, после пяти подряд отказов, Муссолини согласился посетить Германию. Гитлер встретил его как старшего и уважаемого партнера. Лед в отношениях растаял. “Итальянский фашизм обрел наконец друга, и он пойдет со своим другом до конца”, - заявил Муссолини в последний день визита.

В 1938-м Италия признала аншлюс Австрии, затем Муссолини стал вдохновителем “мюнхенского договора”, а в 1939-м подписал “стальной пакт” - договор о союзе и безоговорочной военной помощи. В это время изменения стали происходить и во внутренней политике Италии - в 1938 году Муссолини подписал декрет об ограничении прав евреев и запрете браков итальянцев с арабами и африканцами. Но довольно быстро отношение немцев к Муссолини изменилось. Дуче был против агрессии Германии в отношении католической Польши, однако Гитлер пренебрег его мнением. А когда немцы начинали войну с Францией, они даже не удосужились сообщить союзнику о своих планах. К большой войне итальянские войска оказались не готовы. Они были жестоко биты в Греции, под Сталинградом и в Африке.

К 1943 году ситуация стала критической. Англичане, американцы, канадцы и другие члены коалиции 10 июля 1943-го высадили десант на Сицилии. Муссолини запросил помощи у Гитлера, но тот был связан битвой под Курском. Король Италии Виктор Эммануил и лидеры фашистской партии были готовы капитулировать и заключить сепаратный мир с союзниками, но этому мешал Муссолини. Тогда его решено было принести в жертву - 24 июля премьер-министра арестовали. Немцы отреагировали моментально - итальянская армия была разоружена. Король и правительство бежали на юг, к союзникам, страна фактически была оккупирована немцами. Вскоре диверсанты Отто Скорцени выкрали Муссолини, и Гитлер поставил его во главе созданной на севере страны Итальянской социальной республики со столицей в Сало.

Но ситуацию было уже не изменить. “Я жду конца трагедии, и я уже не один из актеров, а последний из зрителей”, - сказал Муссолини в одном из последних интервью в 1944-м. Конец наступил в апреле 1945-го. Дуче отступал с немецкими войсками, но был опознан и расстрелян. Над его телом и телом его подруги Клары Петаччи долго глумились, а затем их захоронили в безымянной могиле. Когда страсти улеглись, итальянские патриоты, не забывшие заслуг Муссолини, извлекли тела и похоронили их в семейном склепе.

РЕЛИГИОЗНАЯ ПОЛИТИКА НАЦИОНАЛ-СОЦИАЛИСТОВ
ОТНОШЕНИЯ НСДАП С КАТОЛИКАМИ И ПРОТЕСТАНТАМИ

Для объективного рассмотрения данного вопроса следовало бы обратиться к подлинным документам Третьего Рейха.
Однако странным образом многие из этих документов до сих пор недоступны, а те, которые изданы в виде различных сборников на Западе и в РФ, содержат документы сомнительной достоверности. В частности, заведомой подделкой, кочующей из сборника в сборник, являются будто бы разработанные Альфредом Розенбергом параграфы устава так называемой «нацистской Церкви».

Поэтому наиболее надежными источниками в этих условиях оказываются программа НСДАП, книги и статьи высших должностных лиц Третьего Рейха, а также заявления представителей различных конфессий, которых непосредственно затрагивала религиозная политика национал-социалистов.

РЕЛИГИОЗНАЯ ПОЛИТИКА НСДАП ДО ПРИХОДА ПАРТИИ К ВЛАСТИ

В условиях многовековой религиозной раздробленности Германии связать себя с какой-то одной конкретной конфессиональной группой национал-социалисты не могли, т.к. это означало бы резкое сужение социальной базы движения. С другой стороны придти к власти в такой стране как Германия, где подавляющее большинство населения было христианским и жило христианскими традициями, можно было только, обозначив свою твердую приверженность христианской религии. Поэтому в программе НСДАП пункт, касающийся религиозных установок партии, звучал так:


«Мы требуем свободы всем религиозным вероисповеданиям в государстве до тех пор, пока они не представляют угрозы для него и не выступают против морали и чувств германской расы. Партия, как таковая, стоит на позициях позитивного христианства, но при этом не связана убеждениями с какой-либо конфессией»

Фюрер НСДАП Адольф Гитлер в своей книге «Майн Кампф» так разъяснял партийную точку зрения:

«Пусть каждый остается при своей вере, но пусть каждый считает своей первейшей обязанностью бороться против тех, кто задачу своей жизни видит в том, чтобы подорвать веру другого. Католик не смеет оскорблять религиозного чувства протестанта и наоборот... Национальное единство нельзя укрепить разжиганием войны между католиками и протестантами. Только при взаимной уступчивости, только при одинаковой терпимости с обеих сторон можно изменить нынешнее положение вещей и добиться того, чтобы в будущем нация действительно стала единой и великой».

Хотя в самой НСДАП состояли люди самых разных религиозных взглядов, включая даже атеистов, но основная масса партии и большинство высших партийных функционеров полностью поддерживали Гитлера в этом вопросе.

Это, прежде всего, относится к такой ключевой фигуре как будущий министр просвещения и пропаганды Йозеф Геббельс. Как и Гитлер, Геббельс родился в католической семье и в детстве мечтал быть священником. Во время учебы в Бонне Геббельс вступил в студенческую католическую организацию «Юнитас Фербанд», члены которой должны были регулярно посещать церковные службы и вести примерную жизнь. Благодаря Католическому обществу Альберта Магнуса Геббельс получил возможность обучаться в нескольких университетах Германии и получить титул доктора литературы Гейдельбергскаго университета.

В своем автобиографическом романе «Михаэль» Геббельс показывает главного героя идеалистом, романтиком и христианином: он пишет пьесу об Иисусе и противопоставляет Христа Марксу (по его мнению, если Иисус был воплощением любви, то Маркс стал воплощением ненависти). В своем дневнике Геббельс писал: «Борьба, которую мы должны вести до победы (во всяком случае — до конца), — это борьба, в самом глубоком смысле, между учениями Христа и Маркса».
После прихода НСДАП к власти Геббельс станет непримиримым врагом Бормана, единственного атеиста и противника христианства среди руководства партии.

Менее определенными были взгляды «главного партийного философа» Альфреда Розенберга, который, однако, в своей публицистической деятельности никогда не выходил за рамки партийной программы. Даже в своем «Мифе XX века», неоднократно подвергавшимся нападкам за полуязыческую философию, Розенберг, касаясь вопроса о Церкви, писал:

«Ни один осознающий свою ответственность немец не может потребовать оставления Церкви теми, кто к Церкви привязан верой. Этим людям можно, наверное, внушить сомнения, расколоть их в духовном плане, но невозможно дать им настоящую замену того, что у них отнимут... Заниматься религиозными вопросами — это не дело каких-либо существующих этических, социальных, политических союзов, и, наоборот, их нельзя заставить нести ответственность за личное религиозное вероисповедание своих членов».

Спасителя Розенберг характеризует следующими словами: «Иисус представляется нам уверенным в себе в лучшем и самом высоком смысле этого слова... Любовь Иисуса Христа представляет собой любовь человека, сознающего благородство своей души и силу своей личности».
Розенберг провозглашает «отказ от материалистического и колдовского мракобесия» и резко набрасывается на оккультистов: «Эпоха дарвинизма... смогла учинить чудовищную путаницу, открыв одновременно путь для оккультистских сект, теософии, антропософии и множества других тайных учений и шарлатанств».

В предисловии к третьему изданию «Мифа» (октябрь 1931 года) Розенберг попытался ответить на обвинения церковных кругов в «языческом» содержании своей книги. Отметив, что его высказывания были «скрупулезно извращены», Розенберг заявил:

«Фальсификаторы утаили тот факт, что я зашел настолько далеко, что высказываю в отношении всего германского искусства постулат о религиозной отправной точке и религиозной подоплеке... Было утаено огромное уважение, высказанное в труде в адрес основателя христианства; было утаено, что религиозные отправления имеют очевидный замысел разглядеть великую личность без искажаемых в дальнейшем дополнений от различных Церквей. Было утаено, что я освещаю вотанизм как мертвую форму религии... и мне лживо и скрупулезно приписывали желание снова ввести языческий культ Вотана (Одина)».

В соответствии с программными установками НСДАП Розенберг отрицает, что высказанные им взгляды принадлежат всему движению. Почти дословно повторяя слова Гитлера из «Майн Кампф», он пишет: «Политическое движение... не может рассматривать вопросов религиозного характера... следовательно, мое мировоззренческое признание является личным. ..».

Партийных деятелей, которые не желали следовать программным установкам НСДАП в области религии, Гитлер просто исключал из партии. Такая судьба постигла, например, генерала Эриха Людендорфа, занимавшегося проповедью неоязычества, и гауляйтера Тюрингии Артура Динтера, автора «197 тезисов к завершению Реформации», провозглашавших веру в арийского Бога Света и отрицавших «иудео-христианство».
Фактически всем партийным функционерам предоставлялся выбор: либо, исповедуя свое мировоззрение, они должны были четко оговаривать, что оно не имеет ничего общего с официальной позицией партии (как в случае с Розенбергом), либо быть исключенным из рядов движения (как в случае с Динтером).

Сама же НСДАП отказывалась встать на сторону какой-то одной из христианских конфессий и тем более противопоставить себя христианству. На протяжении всех «годов борьбы» национал-социалисты демонстрировали лояльность к обеим крупнейшим религиозным конфессиям Германии.

Ответное отношение Католической церкви к национал-социализму было сложным.
До 1933 года отдельные католические иерархи неоднократно запрещали своей пастве вступать в НСДАП. Последний раз подобный запрет был обнародован 17 августа 1932 года.

В то же время многие католические клирики резко отрицательно относились к Веймарской республике и марксизму и считали, что в сложившихся условиях национал-социализм является единственным реальным защитником христианской цивилизации от еврейства и большевизма.
Например, мюнхенский кардинал Михаэль Фаульхабер называл революцию клятвопреступлением и государственной изменой и защищал НСДАП от нападок еврейской прессы. За коалицию с национал-социализмом выступал и прелат Людвиг Каас — лидер партии Центра и доверенное лицо статс-секретаря Ватикана кардинала Пачелли.
На Фрайбургском католическом соборе1929 года он заявил: «Никогда еще германский народ не ждал с таким нетерпением прихода подлинного вождя, никогда еще не молил о нем так горячо, как в эти дни, когда у всех у нас тяжело на душе, ибо страшные беды обрушились на наше Отечество и нашу культуру».

Гораздо определеннее складывались отношения национал-социалистов с протестантами, представлявшими в Германии религиозное большинство (к началу 1930-х гг. — 45 млн. человек). Немецких протестантов привлекали такие положения национал-социалистической доктрины, как борьба против «безбожного марксизма» и «иудейского материализма».

Неприязнь к жидовству среди немецких протестантов всегда была распространена гораздо шире, чем среди католиков. В этом отношении показательно, что в протестантских районах Германии члены СС и СА отправлялись на богослужения целыми отрядами, и до 1933 года не было ни одного случая выхода из церкви членов НСДАП по мировоззренческим мотивам.

Члены штурмовых отрядов на богослужении и при выход из церкви

В июне 1932 года различные группы верующих и пасторов Тюрингии, Мекленбурга и Саксонии объединились в «Движение немецких христиан за веру». Фактически это была национал-социалистическая фракция внутри Евангелической церкви. В 1933 году из 17 тысяч протестантских клириков на долю этого движения приходилось около 3 тысяч священников.

Из руководителей национал-социалистической партии к «немецким христианам» принадлежали глава фракции НСДАП в прусском ландтаге Ганс Керрл и курмаркский гауляйтер Вильгельм Кубе (в годы Второй мировой войны — имперский комиссар Белоруссии). В движении были широко представлены священники, которые уже с середины 1920-х гг. связали себя с национал-социалистами. Одним из них был капеллан восточно-прусского военного округа Людвиг Мюллер, который познакомил Гитлера с генералом Бломбергом, будущим министром рейхсвера. После прихода НСДАП к власти Мюллер стал советником Фюрера по делам Протестантской церкви, а 23 июля 1933 года был избран Имперским епископом.

Таким образом, НСДАП до своего прихода к власти всячески старалась обходить религиозные споры, справедливо считая, что, сделав ставку на какую-то одну конфессию, она лишится поддержки людей, исповедующих иную форму веры. Так же бессмысленно было позиционировать себя в качестве приверженцев атеизма или неоязычества, это означало бы оттолкнуть от себя практически всю христианскую Германию. Разумеется, в партии всегда существовали альтернативные взгляды на проблему веры, однако Гитлер периодически давал понять, что он не потерпит «религиозного реформаторства», ведущего к расколу нации.

ОТНОШЕНИЯ НСДАП С КАТОЛИКАМИ И ПРОТЕСТАНТАМИ ПОСЛЕ ПРИХОДА ПАРТИИ К ВЛАСТИ

30 января 1933 года президент Германии Пауль фон Гинденбург назначил лидера НСДАП Адольфа Гитлера рейсканцлером и поручил ему сформировать и возглавить правительство. Это назначение Гитлера ещё не означало полной победы НСДАП, т.к. на тот момент правительство могло быть только коалиционным, с участием консерваторов и центристов.

Чтобы избавиться от коалиции Гитлеру требовалась убедительная победа на выборах, дававшая в рейхстаге абсолютное большинство. Для этого НСДАП была необходима поддержка клерикальных кругов и христианских организаций. 1 февраля в своем радиообращении к избирателям Фюрер обещал содействовать распространению христианства «как основы нашей национальной морали» и обратился к Богу за благословением деятельности его правительства.
Во многих городах, которые Гитлер посещал в ходе избирательной кампании, его встречал колокольный звон, а свои страстные речи рейхсканцлер оканчивал словом «Аминь!». В последнем накануне выборов обращении (4 марта в Кенигсберге) Гитлер заявил: «Поднимите головы! Благодаря Господу вы снова свободны!», после чего под звон церковных колоколов собравшиеся запели «Оду к радости».

Когда выборы принесли победу, Геббельс организовал пышную церемонию официального открытия новой сессии рейхстага. Она проходила в Потсдамском соборе в присутствии духовенства, наследного принца и президента Гинденбурга.

23 марта Гитлер, назвав христианские церкви «важным элементом сохранения души немецкого народа» и пообещав уважать их права, заявил: «Мы надеемся укрепить дружеские отношения со Святейшим престолом». Для этой цели было решено направить в Рим Геринга.
В апреле месяце папа Пий XI одобрительно отозвался о борьбе Гитлера против большевизма, а в июне 1933 года совместное пастырское послание всех германских епископов призвало католиков к сотрудничеству с новым государством.

Адольф Гитлер на приеме у Папы Пия XI

20 июня 1933 года был подписан конкордат с Ватиканом, гарантировавший свободу католической веры и право Церкви самостоятельно регулировать свои внутренние дела. В документе провозглашалась клятва верности Католической церкви новой Германии, говорилось об уважении к конституционно образованному правительству и необходимости воспитания клира в духе этого уважения. Со стороны Германии договор подписал вице-канцлер Франц фон Папен, а со стороны Ватикана — кардинал Пачелли.

В числе горячих сторонников конкордата был и упоминавшийся кардинал Михаэль фон Фаульхабер. В марте 1933 года он посетил Рим, чтобы информировать папу Пия XI о новой ситуации в Германии. Возвратившись, он сообщил собранию епископов, что понтифик публично похвалил канцлера Гитлера за его противодействие коммунизму. Фаульхабер также сообщил, что изложил папе свое видение различий между германским национал-социализмом и итальянским фашизмом. После подписания конкордата он направил Гитлеру письмо, в котором говорилось: «Германия протянула руку папству, величайшей нравственной сила мировой истории, и это поистине великий и благой жест, поднимающий на новую ступень авторитет Германии на Западе, на Востоке и во всем мире... Мы искренне, от всего сердца желаем: да хранит Господь нашего рейхсканцлера, ибо он нужен нашему народу».

Таким образом, Гитлеру удалось завоевать поддержку католиков Германии и одобрение Ватикана. В последующем он неоднократно публично высказывался в поддержку традиционных конфессий. К примеру, 17 августа 1934 года, выступая в Гамбурге, Гитлер заявил:
«Я приложу все свои усилия, чтобы оградить права двух наших крупнейших религий, защитить их от всех нападок и установить гармонию между ними и существующим государством».

Разумеется, среди католиков всегда существовала известная оппозиция национал-социализму, что было обусловлено разностью взглядов на важнейшие идеологические вопросы , в частности, расовый вопрос.
Однако оппозиционеры были в заведомом меньшинстве, большинство же католиков поддерживало гитлеровскую программу борьбы против еврейства, большевизма и масонства.

Тот же кардинал Фаульхабер в своей рождественской проповеди 1933 года, произнесенной в Мюнхене в церкви Святого Михаила, заявил:

«Церковная точка зрения не содержит в себе никаких противоречий расовым исследованиям и расовой культуре. Нет в ней и каких-либо противоречий стремлениям сохранить национальные особенности народа, поддержать его чистоту и подлинность, а также благоприятствовать возрождению национального духа на основе кровных связей, объединяющих людей».

В той же проповеди епископ выступил в защиту Ветхого Завета, отметив, что «следует различать народ Израиля до и после смерти Христа». Свою проповедь Фаульхабер окончил словами: «Не следует забывать, что речь о спасении только на основании принадлежности к немецкой крови идти не может. Нас спасет драгоценная кровь распятого Христа».

По поводу расологии высказался и епископ Махсхен из Гильдесхайма, который заявил следующее: «Для католического епископа немыслимо отрицать все, что имеет отношение к понятию народа и Родины, все, что ценно для крови и почвы. Религиозное самосознание дает нам уверенность в том, что наша плоть имеет огромную ценность, приближающую ее к Божественному. Как учит Церковь, природа — основа веры, а на основе надприродного заложен фундамент всего благородного и Божественного в природе человека. Понятия крови и почвы занимают место в иерархии и могут расцвести органическим образом».

Еще один католический германский епископ, Алоис Гудал, также поддерживал политику НСДАП.
Он открыто заявлял, что «против большевизма и коммунизма существует только одно средство — уничтожение » и одобрял усилия н.-с. режима по созданию единого общества без классов и сословий, а также его противодействие безбожию.
В 1936 году Гудал опубликовал книгу «Основы национал-социализма», где соединил христианскую и национал-социалистическую доктрины. Книга была опубликована в Австрии, и ее первый экземпляр, снабженный дарственной надписью, был подарен Гудалом Гитлеру, который распорядился о свободном ввозе книги в Германию.

Национал-социалисты никогда не подвергали гонениям католиков лишь на основании их вероисповедания.

30 января 1939 года Гитлер в своей речи в рейхстаге ещё раз это подчеркнул: «В Германии до сих пор ни один человек не подвергался преследованиям из-за своих религиозных убеждений, и никто никогда не будет преследоваться!».

Однако политический католицизм всегда воспринимался как антигосударственная сила, и те представители клира и паствы, которые пытались выдвигать политические требования и вести политическую борьбу, неизменно подвергались репрессиям.

Один из характерных примеров репрессивных действий против католических клириков связан с арестом 23 октября 1941 года настоятеля берлинского католического собора Святой Хедвиги Б. Лихтенберга, который с ноября 1938 года ежедневно публично молился о евреях .

Всего за годы Третьего рейха было рассмотрено около 9 тысяч дел по обвинению католиков в антигосударственной деятельности.
Основное противодействие католических организаций вызывало стремление национал-социалистов всячески унифицировать государство, что влекло за собой серьезные ограничения деятельности церковных структур.
В «Гитлерюгенд» были со временем включены все католические молодежные организации. Унификации была подвергнута и благотворительность, в частности, католический «Немецкий благотворительный союз», который располагал богатыми традициями вспомоществования, большим штатом сестер и сиделок, значительными фондами.

Такие же тенденции имели место и в сфере образования.

Распоряжением властей от 8 декабря 1936 года все преподаватели религиозных дисциплин должны были подписать обязательство поддерживать «Гитлерюгенд» и не агитировать учеников за участие в конфессиональных (христианских) молодежных организациях. Доходило и до крайностей. Так гауляйтер Бадена Роберт Вагнер в апреле 1941 года потребовал удалить из школьных помещений изображения распятия. Показательно, однако, что эта акция вызвала бурю общественных протестов, матери-героини Бадена пригрозили сдать свои награды, а рабочие — забастовкой. Под давлением Гитлера Вагнер отменил свое распоряжение.

Все эти притеснения, (которые кажутся просто смешными на фоне лютого большевицкого террора против Церкви в СССР) , вызывали возмущение Ватикана , неоднократно обвинявшего н.-с. режим в нарушении положений конкордата.
Этому, в частности, была посвящена изданная 14 марта 1937 года папой Пием XI энциклика «С глубокой скорбью» .

В ответ на критику религиозной политики НСДАП Гитлер пригласил в свою резиденцию в Бергхофе кардинала Фаульхабера, которому откровенно объяснил свою точку зрения:

«Католическая церковь не должна обманываться. Если национал-социализму не удастся победить большевизм, то и Церковь и христианство также прекратят существование в Европе. Большевизм является смертельным врагом Церкви».

Фаульхабер вынужден был признать справедливость этих слов. Впоследствии он отказался примкнуть к заговору против Гитлера, публично осудил попытку террористического акта в отношении руководителя Рейха и подтвердил свою личную преданность и лояльность фюреру.

В целом, несмотря на критику антикатолических акций гитлеровского руководства, представители Папы постоянно выступали в поддержку общего политического курса Германии и с похвалой отзывались о борьбе национал-социалистов против большевизма. Практически никаких нареканий не вызывала и антиеврейская политика Третьего Рейха. Все антисемитские заявления руководства НСДАП и Третьего Рейха неизменно находили у католиков понимание и поддержку.

Когда 10 ноября 1938 года в стране прошла волна еврейских погромов («Хрустальная ночь»), никто из католических епископов не выступил с протестом.

В годы войны папа Пий XII отказался публично осудить гонения на евреев, считая их заслуженными.

В ноябре 1941 года папский нунций передал немецким епископам распоряжение папы о том, что проводить заупокойные службы по евреям не следует.

Не вызвало нареканий Ватикана и исключение евреев из политической, государственной и культурной сфер, и ограничение их религиозной деятельности.

В конце войны Ватикан предпринял действенные меры по спасению от союзнического «правосудия» высокопоставленных руководителей Третьего Рейха.

Монсеньор Монтини (будущий папа Павел VI ) при прямой поддержке папы дал указания выдать паспорта Ватикана целому ряду бежавших из Германии эсэсовцев и национал-социалистов. Католические священники укрывали побежденных военных и партийных функционеров в монастырях, подготавливали маршруты передвижений и побегов.

Упоминавшийся епископ Алоиз Гудал, используя свои связи, добился выдачи иностранных паспортов и удостоверений личности сотням национал-социалистов. Гудалу удалось скрыть в римской католической больнице бывшего вице-губернатора Польши штурмбанфюрера СС барона фон Вехтера, которого повсюду разыскивали еврейские и союзные органы разведки.

С помощью католических организаций только в Латинскую Америку сумели бежать сотни известных национал-социалистов, наиболее известным среди которых был Адольф Эйхман.

В силу национальных традиций немецкого протестантизма конфликтов между ним и властью в период Третьего рейха практически не возникало. Протестанты гораздо реже, чем католики, подвергались репрессиям и гораздо активнее поддерживали национал-социализм.
В самой НСДАП существовало своеобразное «протестантское лобби», а большая часть верующих протестантов относилась к Гитлеру с почитанием.

После прихода к власти большинство пропагандистских акций НСДАП (борьба противъ «безбожного марксизма», «иудейского материализма», «дегенеративного искусства» и т. п.) находили в протестантской среде неизменную поддержку. Сугубо положительно отнеслись к «национальной революции» многие интеллектуалы, представлявшие протестантизм.

Профессор Берлинского университета философ Эдуард Шпрангер опубликовал в журнале «Эрциунг» статью «Март 1933 года», в которой заявлял:
«Германия, наконец, пробудилась, закончился послевоенный период упадка сил... На религиозной и нравственной основе зиждется и воля стать одним народом, которая родилась как сила из пережитого в годы войны и составляет великое позитивное ядро национал-социалистического движения». Статья оканчивалась так: «Начинается тщательная и детальная работа! Во многом она будет сурова и трудна, особенно в нашем стесненном, замученном нуждой и бедствиями германском мире. Но ведь эта воспитательная работа и объемлет сразу все: добровольную и военизированную трудовую повинность, боевую закалку тела и духа, свободу и смиренное служение Богу!».

Иерархи протестантских церквей реагировали на приход к власти нацистов гораздо более восторженно, чем католики. В апреле 1933 года демонстративно вступил в НСДАП мекленбургский епископ Рендторф, выразив при этом благодарность «богоданному фюреру Адольфу Гитлеру».
Наиболее плодотворно складывались отношения режима с созданным в 1932 году «Движением немецких христиан». Активный участник этого евангелического движения Людвиг Мюллер был старым другом Гитлера. На выборах в руководящие органы евангелистов 70% голосов отошли представителям «Немецких христиан».

Адольф Гитлер и лидер «Немецких христиан» Людвиг Мюллер
приветствуют друг друга на съезде НСДАП

«Немецкие христиане» в целом положительно отнеслись к антисемитизму режима.
Руководство движения потребовало очистить Церковь от еврейских элементов, некоторые верующие требовали вообще не допускать на богослужения евреев, так как не желали вместе с ними принимать причастие.

Евангелисты поддержали и унификацию молодежных организаций. В 1933 году между рейхсюгендфюрером Бальдуром фон Ширахом и Людвигом Мюллером было подписано соглашение о присоединении к «Гитлеровской молодежи» 800-тысячной евангелической молодежной организации. Согласно этому соглашению, протестантские молодежные союзы имели право сохранить свои знамена и знаки различия. Два вечера в неделю и два воскресенья в месяц молодым протестантам отводились под их собственную работу, а остальное время они должны были быть задействованы в «Гитлерюгенде».

К «Движению немецких христиан» принадлежал обергруппенфюрер СА Ганс Керрль, юрист по профессии, ветеран войны и член партии с 1923 года. Керрль после прихода НСДАП к власти стал вначале комиссаром прусского Министерства юстиции и государственным советником, а затем возглавил Имперское министерство по делам Церкви.
В публичном разъяснении своей будущей деятельности 8 августа 1935 года министр резко отмежевался от политики разделения Церкви и государства, так как был убежден в «необходимости их совместной работы». В своих выступлениях министр неоднократно подчеркивал, что национал-социализм является «движением, которое непременно признает связь с Богом и Божественный порядок», отмечая при этом: «Мы считаем своим долгом, при всех обстоятельствах, гарантировать немцам религиозную свободу. Самостоятельный выбор религиозной общины является персональным правом личности».

Безусловно, и в протестантской среде существовали группы, настроенные к нацизму оппозиционно .

Уже 21 сентября 1933 года был образован Чрезвычайный союз пасторов, или Исповедальная церковь. Организацию возглавили три берлинских пастора: Мартин Нимелер, Герхарх Якоби и Эйтель-Фридрих фон Рабенау. До января 1934 года в Исповедальную церковь вступили около 7000 священников. Исповедальники протестовали против применения «арийского параграфа» и ряда других акций, однако большинство членов Исповедальной церкви принципиально одобрили приход НСДАП к власти и выступали лишь против «отдельных негативных эксцессов».
Сам Мартин Нимелер до определенного момента состоял в НСДАП, декларировал свою верность «национал-социалистической революции» и публично восторгался Гитлером. В ноябре 1933 года приветствовал решение о выходе Германии из Лиги Наций и в поздравительной телеграмме Гитлеру назвал это событие национальным подвигом.

Но в 1937 году он совершенно неожиданно публично осудил «антисемитизм» режима, направив Гитлеру соответствующей меморандум. От Нимелера потребовали дать письменное согласие не произносить больше с кафедры политических заявлений. Однако Нимелер отказался дать такое обязательство, был арестован и до конца войны просидел в тюрьме .

В целом репрессии против протестантов имели гораздо менее радикальный характер, нежели чем против католиков. Иногда судебные инстанции и вовсе отказывались применять санкции. В 1938 году в Кельне суд оставил без последствий дело священника, который в проповеди назвал нацистов «коричневыми насекомыми-вредителями».

Показателен следующий случай, касающийся дела учителя средней школы доктора Вальтера Хобома, преподавателя истории, французского и английского языков. В июне 1937 года он обратился в рейхсканцелярию с просьбой об исключении его из Национал-социалистического союза учителей, так как по своим убеждениям он не может следовать за партией, которая многократно пыталась отстранить от общественной жизни членов Исповедальной церкви. Состоялось расследование на предмет досрочной отставки «политически неблагонадежного» Хобома. В ходе разбирательства последний заявил, что не отрицает национал-социалистическое мировоззрение как таковое, но не может одобрить направление, представленное Розенбергом, поскольку оно противоречит христианским принципам. В конце концов чиновники рейхсканцелярии пришли к выводу, что несогласие со взглядами Розенберга не является достаточным поводом для отставки. Хобому разрешили вернуться на работу.

К слову, против мировоззренческой позиции Розенберга неоднократно выступали и государственные функционеры, в частности, министр просвещения и пропаганды Геббельс, министр образования Руст, министр по делам Церкви Керрль. Последний писал в рейхсканцелярию: «В течение прошлых лет имя Розенберга для широких слоев населения — неважно, справедливо или нет, — в определенной степени стало символом враждебного отношения к Церкви и христианству...
А Третьему рейху нужны христианство и религия, потому что ему нечего предложить взамен христианской религии и христианской морали».

Советский Союз окрестил всех ультраправых, приходивших к власти в Европе в 1920-30-е годы, фашистами, по аналогии с Италией, где их приход к власти произошёл впервые – в 1922 году. Фашистами в СССР назвали и германских национал-социалистов. Это определение стало расхожим, например, в таком устойчивом в годы Великой Отечественной войны словосочетании, как «немецко-фашистские войска», да и просто «немецкие фашисты».

Это объяснялось тем, что слово «фашизм» в советской пропаганде ещё в 1920-е годы стало синонимом самого большого политического зла. Коммунисты не акцентировали внимание на доктринальных и практических различиях разных национальных вариантов европейских ультраправых. Между тем сами нацисты никогда не считали себя чем-то идейно близким к фашистам, как и наоборот. Немцы в советском плену очень удивлялись и оскорблялись тем, что их тут называли фашистами: «Это макаронники – фашисты! Мы – национал-социалисты».

Ревнивое отношение к точным обозначениям своей идейной приверженности было вызвано долгой неприязнью между Гитлером и Муссолини до Второй мировой войны. Был период, когда нацистская Германия даже считалась в фашистской Италии врагом №1.

Муссолини о Гитлере

Манеры Гитлера и его партайгеноссен вызывали презрение у Муссолини ещё в то время, когда они шли к власти. Дуче считал немецкий нацизм варварской пародией на фашизм. Особенно был недоволен дуче тем, что нацисты скопировали его «римское» партийное приветствие. Сохранилось немало свидетельств уничижительных высказываний Муссолини о Гитлере и о нацизме, сделанных в первой половине 1930-х гг.

Особенно высокого накала ненависть дуче к фюреру достигла в 1934 году, когда нацисты и фашисты спорили за влияние в Австрии (и временно восторжествовал вождь Италии). Муссолини тогда мобилизовал итальянскую армию, готовясь двинуть её для защиты независимости Австрии от покушений со стороны Германии. Гитлер это «чрезвычайно опасный идиот», «ужасная, сексуально извращённая, дегенеративная тварь» – такими эпитетами в это время Муссолини награждал фюрера в беседах с врио канцлера Австрии Эрнстом Штарембергом. Тут даже советской пропаганде времён Великой Отечественной войны было далеко до таких перлов.

Первая встреча с Гитлером немного успокоила Муссолини. Он решил, что нечего бояться такого человека. «Это просто болтливый монах», – сказал он одному из своих приближённых после первой встречи с фюрером Германии 17 июня 1934 года. Во время этих переговоров Гитлер частенько, вместо обсуждения конкретных вопросов, начинал пространно цитировать свою книгу «Майн кампф». Один раз, в перерыве, дуче, встав у окна, прошептал: «Да он просто сумасшедший!», имея в виду фюрера.

Муссолини о нацизме

Когда нацисты предприняли «Ночь длинных ножей» 30 июня 1934 года, расправившись с оппозицией внутри своей партии, Муссолини сказал французскому журналисту Мишелю Кампана: «Мне должно было быть приятно, что Гитлер совершает свою революцию по нашим образцам. Но они – германцы. Поэтому они кончат тем, что погубят нашу идею. Они по-прежнему такие же варвары, как во времена Тацита и Реформации».

Хорошо известно, как Муссолини ёрничал над нацистской «расовой теорией»: «Если бы она была верной, тогда высшей расой были бы лапландцы, так как они живут севернее всех». Политическую систему, созданную Гитлером в Германии, Муссолини называл «варварской и дикарской», «способной только на убийство, грабёж и шантаж».

Отношение Муссолини к Гитлеру, естественно, передавалось всей фашистской партии и через неё в массовое сознание итальянцев с их многовековой неприязнью к немцам, особенно сильной в результате Первой мировой войны.

Роль ведомого

Возможно, в апреле 1945 года Муссолини сильно сожалел, что когда-то предал забвению эти свои убийственно точные характеристики нацизма и его вождя. Но, вероятно, дуче тем охотнее пошёл в своё время на политическое сближение с фюрером, что чувствовал своё моральное и интеллектуальное превосходство над ним и надеялся, что именно он, Муссолини, станет ведущим в этом тандеме.
Однако с течением времени он почему-то всё больше и больше поддавался влиянию личности Гитлера. Очевидно, решающую роль тут играло военное превосходство Германии над Италией. Именно Германия была безраздельно ведущей державой «оси», а Италия занимала в ней положение лишь немногим выше Румынии и Венгрии. Уже с 1940 года немецкие войска неоднократно выручали итальянцев, после того как дуче неосмотрительно ввязался во Вторую мировую войну.

А в 1943 году Гитлер спас и самого Муссолини, когда того свергли и арестовали по приказу итальянского короля. Впрочем, то, возможно, оказалось медвежьей услугой.
Если бы Муссолини остался под стражей у итальянского правительства, перешедшего на сторону западных союзников, то после войны Муссолини бы судили и вряд ли приговорили бы к большему, чем к пожизненному заключению, каковое могло быть потом и смягчено. Поддерживая же Гитлера до конца, олицетворяя в глазах итальянцев ненавистный оккупационный режим, дуче закончил известно как.

«Макаронники»

В Германии же отношение к итальянскому фашизму, напротив, долгое время было уважительным. Гитлер сознательно копировал многие формы и атрибуты фашистского движения и всегда восхищался личностью дуче. Ещё в 1926 году, едва выйдя из тюрьмы, фюрер нарождающегося нацизма написал в Рим с просьбой прислать ему фотографию Муссолини с личным автографом дуче. МИД Италии предоставил своему посольству в Берлине сообщить назойливому адресату в той форме, в какой оно сочтёт необходимым, что дуче не считает подобающим удовлетворять такую просьбу.

Но и у немцев было своё чувство превосходства над итальянцами, особенно усиленное расовой теорией. Во время своего первого визита в Италию Гитлер долго разглагольствовал перед Муссолини на тему сильного смешения итальянцев с «низшими расами». В 1938 году Муссолини под прямым нажимом Гитлера принял «расовые законы», хотя ещё шесть лет назад называл антисемитизм «чисто германским злом». Впрочем, эти законы были изданы, как считается, для проформы и почти никогда не выполнялись, а евреи в фашистской Италии преследованиям не подвергались.

Презрение немцев к итальянцам быстро возрастало в ходе Второй мировой войны, по мере того, как германские войска одерживали победы, а итальянцы терпели поражения. Немцам приходилось их выручать то в Северной Африке, то в Греции. Когда в 1943 году немцы и итальянцы ждали англо-американского десанта в Сицилии, то немецкие солдаты шутили: «Когда мы в 1950 году будем завоёвывать Америку, макаронники всё так же будут сидеть здесь». Итальянцы не сидели: когда западные союзники высадились на побережье их страны, армия дуче просто разбежалась.

В первую очередь итальянский фашизм ассоциируется с именем Бенито Муссолини. 29 июля 1883 года в деревушке Довиа в провинции Эмилия-Романья в семье сельской учительницы и кузнеца родился сын. Родители назвали его Бенито. И этому мальчику суждено было стать вождем итальянского фашизма. Парень рос строптивый, упрямый, дрался в школе, безобразничал, досаждал учителям. Его отец, помимо работы в кузнице, увлекался чтением Бакунина, считал себя социалистом и понемногу вкладывал эти идеи в голову сына.

В 1902 году Бенито отправился в Швейцарию на поиски счастья, начал выступать перед рабочими-мигрантами, читал все подряд: Кропоткина, Шопенгауэра, Маркса, Энгельса, Каутского. Наибольшее влияние на него оказали труды Ницше о сверхчеловеке. Муссолини пришел к выводу, что нужно начинать с себя, и он начал…

Первый раз его назвали «пикколо дуче», то бишь маленький вождь, в 1907 году, когда он с позором был выслан из Швейцарии за подрывную антиправительственную деятельность. Вскоре после этого Муссолини возглавил небольшую газету «Lotta di classe» («Классовая борьба») и зарекомендовал себя как блестящий журналист (собственно, как и у Геббельса, перо у него было великолепное). Позже, в 1912 году, он уже руководил партийной газетой «Avanti!» («Вперед!»), но после того как в октябре 1914 года опубликовал статью «От абсолютного нейтралитета к нейтралитету активному и действенному», противоречащую курсу социалистов, был из этой газеты, да и из партии изгнан. Однако весной Муссолини получил новое предложение — возглавить «Il Popolo d’Italia» («Народ Италии»), издание, где он начал критиковать и изничтожать своих бывших соратников со всей творческой страстью. Так начиналась карьера великого дуче.

Во время Первой мировой войны Бенито Муссолини на фронт особо не рвался, но тем не менее умудрился получить ранение: во время стрельб из миномета в окопе взорвалась мина, четыре солдата погибли, он (Муссолини) был ранен в ногу и до самого конца войны участия в боевых действиях не принимал.

Прошло совсем немного времени, и в 1917 году Муссолини посетила идея создать некую политическую организацию. 21 марта в Милане он собрал бывших фронтовиков (где-то порядка шестидесяти человек) и предложил организовать «Итальянский союз борьбы» («Fasci italiani di combattimento»).

Бенито Муссолини выступает с речью. (Pinterest)


Этимологически слово «фашизм» происходит от итальянского «fascio» (лиги), а также от латинского «фасция» (пучок). В Древнем Риме фасциями назывались пучки прутьев с воткнутым в них топориком. Право ношения фасций закреплялось за ликторами (телохранителями). Бенито Муссолини, ведомый идеей восстановления Римской империи, после Первой мировой войны избрал фасции символом своей партии, откуда и появилось ее название — фашистская.

На первом этапе существования итальянского фашизма его прочно отождествляли с ленинизмом и большевизмом, о чем нельзя не сказать. Роберт Михельс писал: «Как римская волчица вскормила близнецов Ромула и Рема, так и наступившее после войны всеобщее недовольство вскормило двух близнецов — большевизм и фашизм». В русской газете эмигрантов «Воля России» из номера в номер публиковали снимки и материалы, которые показывали преемственность двух Великих Октябрей. Аналогий, действительно, было много.

Вспоминается любопытный эпизод из итальянской прессы того времени. Одного солдата-фашиста обвиняли в краже курицы у соседа, и он счел своим долгом во всеуслышание заявить, отправив письмо в газету, что он действительно совершил этот поступок, потому что его фашистские убеждения вполне уживаются с проповедью Ленина. Владимир Ильич ведь тоже говорил, что если у твоего соседа имеются две курицы, одну из них можешь взять себе. И вот в этом пункте, по мнению солдата, учение Ленина полностью и целиком совпадало с идеями фашистов.

Стоит отметить, что фашизм в итальянском исполнении имеет мало общего с национал-социализмом, с тем фашизмом, который у нас принято называть немецким. Коренное различие этих двух идеологий в том, что итальянский фашизм был без примеси германского расизма. Не было идей расового превосходства, антисемитизма, концлагерей. За все время правления Муссолини было подписано девять смертных приговоров, и то по уголовным делам.

Что такое итальянский фашизм? Это замена классового сознания национальным. То есть таким образом убирался элемент классовой борьбы пролетариата против всех остальных, и создавалась база для сплочения, для единения нации.

В 1919 году фашистской партией Муссолини была принята программа. Вот несколько пунктов из нее: доступное для всех медицинское обслуживание, доступная система всеобщего и профессионального образования, запрет на детский труд, отмена всеобщей обязательной воинской повинности, отмена политической полиции и так далее.

Да, кстати, что касается аналогий большевизма и фашизма, то на XVII съезде ВКП (б) в январе 1934 года Иосиф Виссарионович Сталин произнес речь, в которой сказал следующее: «Дело здесь не в фашизме, хотя бы потому, что фашизм, например, в Италии, не помешал СССР установить наилучшие отношения с этой страной».


Маргарита Царфати, 1920 год. (Pinterest)


Возвращаясь к итальянскому фашизму. Мало кто знает, но вплоть до начала 40-х годов XX века Бенито Муссолини поддерживал дружеские связи с представителями еврейских организаций, в правительстве на высоких должностях работали евреи, да и любовницей итальянского дуче была еврейка — Маргарита Царфати. Царфати была не просто подругой Муссолини, а, скажем так, его духовной матерью. Вместе с ним она готовила исторический поход на Рим, от его имени написала немало статьей, подготовила к печати первую его официальную биографию.

Что касается взаимоотношений Муссолини и Гитлера, то сближение этих двух лидеров фашизма произошло во второй половине 30-х годов. До этого они даже не чувствовали себя «родственниками», более того, относились друг к другу с неким пренебрежением и скептицизмом. В 1934 году, когда Гитлер хотел предпринять первую попытку аншлюса Австрии, Муссолини поднял войска. О какой любви здесь может идти речь?

К тому же, когда в Германии к власти пришли нацисты во главе с Гитлером, то Муссолини высказался следующим образом: «Тридцать столетий существования позволяют итальянцам взирать с жалостью на некоторые доктрины, проповедуемые по ту сторону Альп теми, кто были дикарями, когда мы имели Цезаря, Вергилия и Августа». Это итальянский дуче говорил по поводу антисемитской программы Гитлера.

Еще раз отметим, что применять слово «фашизм» к национал-социализму абсолютно неверно. Вообще, итальянский фашизм носил несколько гротескный характер. Это было нечто театральное, театрализованное, и надо сказать, что идея консолидации нации и отказ от классовой борьбы позволили Муссолини собрать под свои знамена очень разных людей.

Что касается программы итальянской фашистской партии, то, например, в своем эссе «Вечный фашизм» Умберто Эко очень интересно анализирует идейные установки Муссолини: «Фашизм строится на качественном популизме. В условиях демократии граждане пользуются правами личности… Поскольку никакое количество человеческих существ на самом деле не может иметь совокупную волю, Вождь претендует на то, чтобы представительствовать от всех. Утратив право делегировать, рядовые граждане не действуют, они только призываются <…> играть роль Народа. Народ, таким образом, бытует, как феномен исключительно театральный».

И еще: «В нашем близком будущем перспектива качественного популизма — это телевидение или электронная сеть интернет, которые способны представить эмоциональную реакцию отобранной группы граждан как «суждение народа»».


Адольф Гитлер и Бенито Муссолини. Мюнхен, июнь 1940 года. (Pinterest)


Несколько слов следует сказать о множественности фашизма. В список стран, «болевших» этой идеологией, помимо Италии и Германии, входили Испания, Венгрия, Хорватия. Но в отличие, например, от того же германского национал-социализма, который по своей сути был языческим, многие европейские фашизмы мало-мальски сотрудничали с церковью. Взять хотя бы Муссолини: если в молодости он был атеистом, то придя к власти, он начал устанавливать взаимоотношения с Ватиканом и даже поднял зарплату священникам.

Отметим, что социальные программы у итальянских фашистов тоже были достаточно эффективны. К 30-м годам занятость в стране поднялась радикально, и дуче в глазах значительной части населения стал едва ли не отцом родным. То есть была достигнута некая социальная стабильность, создана масса рабочих мест, вакансий. Во времена итальянского фашизма рождаемость в стране выросла на 50%. Одним словом, деятельность Муссолини отчасти отвечала чаяниям народа.

«Ось Рим — Берлин» возникла только во второй половине 30-х годов. В ноябре 1937 года Италия в лице Бенито Муссолини присоединилась к «Антикоминтерновскому пакту», став таким образом союзником Германии. При этом дуче не очень хотел воевать. Он считал, что рано начинать такой мировой поход. В 1940 году Муссолини писал Гитлеру, что Италия не сможет выдержать длительную войну, ее вмешательство должно состояться в наиболее выгодный, решающий момент. Почему? Дело в том, что дуче еще не был уверен в победе фашистской Германии, своего тогдашнего союзника. Он хотел выждать какой-то период, но события опередили его и втянули в эту войну.

Рассказывают ведущие передачи «Цена победы» радиостанции «Эхо Москвы» Дмитрий Захаров и Виталий Дымарский. Полностью прочесть и послушать оригинальное интервью можно по

Нацизм и католичество

На первых порах, национал-социалисты терпимо относились к росту католических обществ в 1933 и 1934 годах и даже содействовали возрастанию числа верующих и открытию католических церковных школ. Но с 1935 года НСДАП все более активно стремилась ограничить влияние католических юношеских обществ, а затем стала распускать их и включать в состав «гитлерюгенда ». В ходе принятого ими курса на ослабление религиозных убеждений, национал-социалисты усиливали свою кампанию против религиозных школ и против католической печати, до тех пор, пока в 1941 году не перестали выходить ещё остававшиеся епископальные бюллетени. Сверх того, была развёрнута пропагандистская кампания против членов католических орденов, которым ставились в вину нравственные пороки и нарушения валютного законодательства.

В меморандуме Бормана, направленном в декабре 1941 года всем гаулейтерам и разосланном СС, резюмируется сущность отношения нацистов к христианству:

Национал-социалистские и христианские идеи несовместимы... Если, поэтому, в будущем наша молодежь ничего не будет знать о христианстве, чьи доктрины во многом уступают нашим, христианство исчезнет само собой. Все влияния, которые могут ослабить или нанести ущерб народному руководству, которое осуществляется фюрером при помощи НСДАП, должны быть устранены: народ должен быть все более и более отделен от церкви и ее рупора -пасторов .

Немецкий католический епископ Клеменс фон Гален открыто осуждал политику нацистского режима. Большое число католических священников и монахов было замучено в нацистских лагерях смерти. В Польше в концлагерях погибло более 2,5 тысяч священников и монахов . В концлагере Дахау существовали «бараки священников», через которые прошло около 2 600 католических священников, многие из которых погибли . Некоторые из замученных священников и монахов были впоследствии канонизированы (Максимилиан Кольбе , Титус Брандсма , Эдит Штайн и другие). В то же время ряд католических и протестантских организаций в Германии во время войны использовали принудительный труд военнопленных.

Согласно показаниям бывшего офицера разведки армии США Уильяма Гоуэна в федеральном суде Сан-Франциско, чиновники Ватикана укрывали от ареста и суда нацистских военных преступников и коллаборационистов. Они также помогали укрывать и легализовывать собственность, отобранную у жертв нацистов, в том числе евреев. Так была оказана помощь Клаусу Барби («лионский мясник»), Адольфу Эйхману , доктору Менгеле и Францу Стенгелю - начальнику лагеря смерти Треблинка .

В Италии с приходом местного фашизма к власти Католическая церковь получила даже больше власти и влияния, чем прежде (Латеранский договор , заключенный в феврале 1929 года). Наряду со значительными государственными дотациями она выговорила себе далеко идущие права вмешательства и контроля в области воспитания и семейной жизни. С 1929 оскорбление Папы Римского стало уголовно наказуемым преступлением .

«В фашистском государстве религия рассматривается как одно из наиболее глубоких проявлений духа, поэтому она не только почитается, но пользуется защитой и покровительством»

Тесная связь между фашистским режимом и церковью была характерна для Румынии, Венгрии и Испании. В последней католическая церковь с самого начала была связана с фашизмом. Памятник Долина Павших , построенный по приказу генералиссимуса Франко, соединяет в себе как религиозную, так и фашистскую символику. В любом случае, религиозная мысль и религиозная жизнь в фашистском государстве строго цензурируется и контролируется государственной системой ввиду её тоталитаристской природы.

В то же время лютеранские священники Дитрих Бонхёффер и Мартин Нимёллер открыто осуждали политику нацистского режима. Дитрих Бонхёффер затем установил связи с заговорщиками в армии и министерстве иностранных дел . В 1933 году нацистский режим вынудил протестантские церкви Германии слиться в одну Протестантскую Церковь Рейха, которая должна была бы поддерживать нацистскую идеологию. Во главе нового церковного образования оказались активисты движения «Немецкие христиане». Церковная оппозиция была вынуждена уйти в подполье, и для координации своих действий создала в сентябре того же года Пасторский Союз (нем. Pfarrernotbund ). Этим союзом в 1934 была ратифицирована Барменская декларация, основным автором которой был Карл Барт . Основной мыслью декларации была та, что Церковь в Германии не является средством проведения нацистских идей, но существует только ради проповеди Христа. Так была создана так называемая Исповедующая Церковь .

Нацизм и православие

Национал-социализм и деятельность православных Церквей

Первые контакты русской эмиграции с Гитлером относятся к началу 1920-х годов. Для многих эмигрантов Третий рейх представлялся единственной реальной силой, способной сокрушить советский режим. Вместе с тем, ряд исследователей соглашается с тем, что «Германский фашизм был не менее враждебен христианству и особенно Русской Православной Церкви, чем советский коммунизм. Тем не менее их столкновение, приведшее к оккупации германской армией значительной части территории СССР приблизительно с одной третью населения страны, создало особые условия, сыгравшие решающую роль в судьбе Русской Православной Церкви» .

Православие рассматривалось национал-социалистами как важный инструмент борьбы против своих политических противников и повышения своего авторитета в странах с преимущественно православным вероисповеданием (СССР , Румыния , Болгария , Греция). В свою очередь, воинствующий антибольшевизм фашистов был положительно воспринят рядом православных иерархов белоэмигрантской среды .

В течение 1920-30-х годов национал-социалисты предприняли ряд мероприятий для сближения с православием в Германии. Рейхсминистерство религиозных культов поддержало Германскую епархию Русской зарубежной церкви (РПЦЗ), находившейся в оппозиции к Московскому Патриархату , и предоставило ей государственный статус «корпорации публичного права», имевшийся только у лютеран и католиков. В 1938 году нацисты финансировали строительство в Берлине нового кафедрального собора Воскресения Христова РПЦЗ на Гогенцоллерндамм, а также капитальный ремонт 19 православных храмов. При этом, храмы другой русской православной юрисдикции - Западноевропейского экзархата русских приходов - были конфискованы и переданы РПЦЗ .

Первоиерарх РПЦЗ митрополит Анастасий (Грибановский) в благодарственном письме писал министру Гансу Керлу: «В то время, когда Православная Церковь на нашей Родине подвергается беспрецедентным преследованиям, нас особенно трогает внимание Германского правительства и ваше лично, пробуждает в нас чувство глубокой благодарности германскому народу и его славному вождю Адольфу Гитлеру и побуждает нас к сердечной молитве за его и германского народа здоровье, благополучие и о Божественной Помощи во всех их делах» . Вместе с тем, в отношениях нацистов и православной церковью имели место и трения: так, в 1938 году, немцы потребовали от Синода РПЦЗ отзыва берлинского архиепископа Тихона (Лященко) по обвинению в сочувствии к евреям.

После первых успехов в ходе Второй мировой войны гитлеровское руководство, надеясь на быструю победу, свернуло поддержку православных церквей в Европе. При занятии Югославии и нападении на СССР в 1941 году руководство РПЦЗ во главе с митрополитом Анастасием, располагавшееся в Сербии, подверглось преследованию и обыскам. Во время захвата немцами Бельгии весной 1940 брюссельский архиепископ Александр (Немоловский) был арестован гестапо и был «выдан на поруки» только Германскому архиепископу Серафиму (Ляде) . Репрессиям подверглись и высшие иерархи Сербской Церкви (включая Патриарха Гавриила) .

В начале войны многие русские эмигранты считали Третий рейх меньшим злом, чем сталинский режим, и приветствовали начало войны между СССР и Германией . Тем не менее, руководство РПЦЗ не было единодушным в этом вопросе. Митрополит Анастасий, высказывавший по некоторым случаям вместе с другими представителями РПЦЗ поддержку германскому правительству , воздержался от предложений об издании какого-либо послания в связи с нападением Германии на СССР (см. ). Вскоре после окончания войны митрополит Анастасий заявил, что Архиерейский Синод РПЦЗ «никогда не предписывал молитв о „победах Гитлера“ и даже запрещал их, требуя, чтобы русские люди молились в это время только о спасении России» .

Руководство РПЦЗ желало использовать начавшуюся войну с СССР для возрождения церковной жизни в России. Начиная с 26 июня 1941 года митрополит Анастасий неоднократно обращался в Берлин с предложениями о создании на оккупированной территории СССР своего церковного управления, но не нашёл поддержки у германского руководства из-за противодействия Министерства восточных территорий , возглавлявшегося Альфредом Розенбергом . Вторжение Германии в СССР приветствовал парижский иерарх РПЦЗ митрополит Серафим (Лукьянов): «Да благословит Всевышний великого Вождя Германского народа, поднявшего меч на врагов самого Бога… Да исчезнут с лица земли масонская звезда, серп и молот» .

На оккупированных территориях

В позиции немецких властей на оккупированных территориях СССР сочетались взаимоисключающие подходы. С одной стороны, рейхсминистр Альфред Розенберг стремился к возрождению на подконтрольных Германии территориях религиозных групп , в том числе православия, с помощью создания автономных и неподотчетных друг другу церковных структур, исключая возможность возникновения единой мощной церковной организации. Гитлер следующим образом выразил своё мнение:

Мы должны избегать, чтобы одна церковь удовлетворяла религиозные нужды больших районов, и каждая деревня должна быть превращена в независимую секту. Если некоторые... захотят практиковать черную магию... мы не должны ничего делать, чтобы воспрепятствовать им. ... наша политика на широких просторах должна заключаться в поощрении любой и каждой формы разъединения и раскола

С другой стороны, нацистскому руководству и генералитету Вермахта на оккупированных территориях предпочтительнее было существование единой православной церкви, хотя бы в каждом из регионов (Прибалтика, Украина). Более того, на совещании в рейхсминистерстве восточных земель 20 июня 1942 было принято решение, что для оккупационных властей выгодно объединение всех православных вокруг московского экзарха с целью выселения их после войны в рейхскомиссариат «Москва» .

На оккупированных территориях по инициативе населения и часто при поддержке немецкого командования к храмовому богослужению возвращались тысячи приходских и монашеских общин, в советское время ушедших в подполье . Некогда закрытые храмы впервые за долгие годы были отреставрированы и переполнены молящимися. На оккупированных территориях одно время оказалось больше действующих храмов, чем во всей остальной Советской России , что во многом способствовало изменению отношения советской власти к Русской Церкви, которая из гонимой к середине войны превратилась в возрождающуюся.

Вместе с тем, в Прибалтике произошло расширение территории Русской Православной Церкви и укрепление власти митрополита Сергия (Воскресенского) . Попытки иерархов Латвии и Эстонии о создании автономных церквей были пресечены гитлеровским руководством. Оккупационные власти разрешили митрополиту Сергию сохранить каноническую связь с Патриархией, заключавшуюся в возношении имени Местоблюстителя на богослужении.

В Белоруссии немецкие власти сделали ставку на создание национальной белорусской автокефальной церкви, опираясь здесь на белорусских националистов, приехавших сюда из Чехии и Польши. Несмотря на это, в марте 1942 митрополитом Минским и Белорусским был избран архиепископ Пантелеймон (Рожновский), который смог сохранить каноническое подчинение большей части белорусских православных Москве. После освобождения Белоруссии советскими войсками белорусские архиереи во главе с Пантелеймоном уехали в Германию, где примкнули к РПЦЗ.

На Украине фашисты лавировали на противоборстве нескольких православных церквей, попеременно поддерживая их. За время немецкой оккупации на территории Украины было открыто 5400 храмов и 36 монастырей, были организованы пастырские курсы.

Православная церковь вела активную деятельность на оккупированных территориях РСФСР. Только в Смоленской области было открыто 60 храмов, в Брянской и Белгородской не менее 300, Курской - 332, Орловской - 108, Воронежской - 116. Значительную активность проявляла Псковская миссия .

Всего за три года оккупации было восстановлено более 40 % от дореволюционного количества церквей. В советской литературе говорится о 10 тысячах храмов. Кроме того, было воссоздано около 60 монастырей - 45 на Украине, 6 - в Белоруссии и 8-9 - в РСФСР.

Псковская православная миссия

Псковская православная миссия действовала в годы Великой Отечественной войны на оккупированной немецкими войсками территории Северо-Западных епархий России: Санкт-Петербургской, Псковской и Новгородской, а также Прибалтики. Инициатором создания Миссии был митрополит Виленский и Литовский Сергий (Воскресенский) . В условиях немецкой оккупации он сумел сохранить каноническое единство Прибалтийских епархий с Русской православной церковью. Основу Псковской миссии составили русские священники из Рижской и Нарвской епархий . 18 августа 1941 года в этот город прибыли первые 14 миссионеров-священников, среди которых были как выпускники православного , так и деятели Русского Христианского Союза . В новооткрытых храмах за богослужениями поминали митрополита Ленинградского Алексия (Симанского) , в чьей епархии служили миссионеры, подчеркивая, что миссия - часть Русской Церкви. Один из миссионеров, протопресвитер Алексий Ионов, благочинный Островского округа в 1941-43 годах, писал в своих воспоминаниях:

Значительным церковным событием того времени была передача Церкви Тихвинской иконы Божией Матери . Икона была спасена из горевшего храма в Тихвине при участии немецких солдат и передана Церкви немцами.

Особое внимание священники-миссионеры уделяли духовной помощи военнопленным - в ряде лагерей удалось открыть храмы . Также для военнопленных собирались пожертвования, одежда. Миссия заботилась и о сиротах. Стараниями прихожан был создан детский приют при храме св. Димитрия Солунского в Пскове для 137 мальчиков и девочек в возрасте от 6 до 15 лет. Ради возрождения религиозной жизни в регионе священство стало выступать в радиоэфире: еженедельные передачи шли из Пскова .

Приходская жизнь проходила под двойным контролем. С одной стороны, деяния миссионеров-священников курировали оккупационные власти, а с другой - советские партизаны. Отчёт начальника миссии Кирилла Зайца немецкому руководству отмечал противоречивость имевшихся сведений: «По словам одних, партизаны считают священников врагами народа, с которыми стремятся расправиться. По словам других, партизаны стараются подчеркнуть терпимое, и даже благожелательное, отношение к Церкви и, в частности, к священникам». Немецкую администрацию интересовало особо, верит ли народ агитационным сообщениям об изменении церковной политики и как он на эти сообщения реагирует. Письменные сообщения стали поступать в Управление Миссии регулярно. Содержание их было разнообразным.

Крупные осложнения с оккупационными властями начались у Экзарха осенью 1943 года: немцы настаивали на непризнании каноничности избрания Архиерейским собором в Москве в сентябре 1943 года Сергия (Страгородского) Патриархом. Оккупационные власти настаивали на проведении конференции с обязательной резолюцией против Патриарха. Но Экзарх в проекте резолюции не назвал даже имя Первосвятителя, не говоря уже об отмежевании от Московской Патриархии.

28 апреля 1944 года экзарх митрополит Сергий был убит. Машина, в которой он ехал по пути из Вильнюса в Ригу , была расстреляна на шоссе близ Ковно людьми в немецкой военной форме. С ним были убиты его шофер и двое сопровождавших. Осенью 1944 года началось восстановление советской власти в Прибалтике. Все сотрудники миссии, кроме нескольких, уехавших на Запад, были арестованы органами НКВД . Им инкриминировалось сотрудничество с оккупационными властями. Многие из них были отправлены в трудовые лагеря, большинство тех, кто дожил до освобождения, вернулись в родные места, где возобновили свое служение .

Запрет поместных церквей

В некоторых случаях германские оккупационные власти запрещали поместные церкви. Так, 27 сентября 1942 года в связи с убийством обергруппенфюрера СС Рейнхарда Гейдриха была запрещена Православная Церковь Чешских земель и Словакии (православные священники укрыли в кафедральном соборе святых Кирилла и Мефодия группу чешских агентов, заброшенных из Великобритании и расстрелявших Гейдриха .). Её Предстоятель епископ Горазд и несколько священников были расстреляны, имущество Церкви конфисковано, храмы закрыты, духовенство подвергнуто арестам и заключениям, миряне отправлялись на принудительные работы в Германию.

Разногласия в отношении к генералу Власову

Нацизм и ислам

Мухаммад Амин аль-Хусейни и Адольф Гитлер

Как сообщалось в сводке новостей из Берлина, «фюрер приветствовал Великого муфтия Иерусалима, одного из наиболее выдающихся представителей арабского национального движения». В ходе встречи аль-Хусейни называл Гитлера «защитником ислама », а тот, в свою очередь, пообещал муфтию уничтожить еврейские элементы на Ближнем Востоке".

Нацизм и буддизм

В 1938 - 1939 гг., немецкими учеными во главе с штурмбаннфюрером СС Эрнстом Шефером и под эгидой Аненэрбе , была проведена экспедиция в Тибет . На основании проведенных антропометрических замеров среди тибетцев, были найдены "наукообразные" подтверждения о принадлежности тибетцев к древним арийцам. Кроме того, авторитетный в Третьем Рейхе мистик Карл Вилигут , считавший древнегерманский эпос истинной германской религией, «полагал, что спасшийся от смерти "бог весны" Бальдр скрылся на Востоке и там основал индоарийский культ. Впоследствии который повлиял на возникновение буддизма ».

Нацизм и атеизм

Сразу после прихода к власти Гитлер запретил организации, поддерживающие свободу вероисповедания (такие как немецкая Лига Вольнодумцев) и организовал «движение против безбожников». В 1933 году он заявил: «Мы начали борьбу против атеистического движения, и она не ограничилась несколькими теоретическими декларациями: мы его искореняли» .

Литература

  • Юрий Воробьевский, ТРЕТИЙ АКТ, Третий Рейх и Третий Рим, М., 2009.
  • М.В. Шкаровский, Нацистская Германия и Православная Церковь (Нацистская политика в отношении Православной Церкви и религиозное возрождение на оккупированой территории СССР), Изд-во Крутицкого Патриаршего Подворья, Общество любителей церковной истории, М., 2002. ISBN 5-7873-0035-5

Примечания

  1. Фашизм и христианство
  2. Конкордат 1933 года
  3. НЮРНБЕРГСКИЙ ПРОЦЕСС СБОРНИК МАТЕРИАЛОВ ТОМ II // Государственное издательство юридической литературы, МОСКВА 1954
  4. Mit brennender Sorge
  5. Папа Пий XII спасал «еврейские души»
  6. Папа Пий XII и фашизм
  7. Chadwick, A History of Christianity (1995), pp. 254-5
  8. John Vidmar. 2005. The Catholic Church Through the Ages. Paulist Press. ISBN 0809142341
  9. «Нацизм» //Католическая энциклопедия. Т.3, М.:2007
  10. Би-Би-Си : «Католическая церковь использовала советских пленных» , 08 апреля 2008
  11. 7 Канал: «Папа Павел VI во время войны сотрудничал с нацистами» , 15 января 2006 ((англ.) «Tied up in the Rat Lines» : оригинал статьи в газете Haaretz)
  12. Би-би-си | Люди | Артистке грозит суд за критику Папы Римского
  13. * * *Statements about and by Stepinac * *
  14. D. Barton. Croatia 1941-1946
  15. Шкаровский М. В. Разделяй и властвуй. Политика нацистской Германии и Русская Православная Церковь на оккупированных территориях // НГ Религии . - М ., 2003. - № от 19 ноября.