Боги Древней Греции – список. Боги Древней Греции – список Сколько богов в мире

Жизнь древнегреческих богов на горе Олимп казалась людям сплошным весельем и ежедневным праздником. Мифы и легенды тех времен представляют собой кладезь философских и культурологических знаний. Рассмотрев список богов Древней Греции, можно окунуться в совершенно иной мир. Мифология удивляет своей уникальностью, она важна тем, что подтолкнула человечество к развитию и появлению множества наук, таких как математика, астрономия, риторика, логика.

Первое поколение

Изначально была Мгла, а уже из нее возник Хаос. От их союза появились Эреб (мрак), Никта (ночь), Уран (небо), Эрос (любовь), Гея (земля) и Тартар (бездна). Все они сыграли гигантскую роль в формировании пантеона. Все остальные божества так или иначе связаны с ними.

Гея - одно из первых божеств на земле, возникнувшая наравне с небом, морем и воздухом. Она великая мать всего на земле: небесные боги появились на свет от ее союза со своим сыном Ураном (небо), морские боги от Понтоса (море), гиганты от Тартароса (ад), а смертные существа созданы из ее плоти. Изображалась в виде тучной женщины, наполовину возвышающейся из земли. Можно считать, что это она придумывала все имена богов Древней Греции, список которых можно найти ниже.

Уран - один из первобытных богов Древней Греции. Он был изначальным правителем Вселенной. Был свергнут своим сыном Кроносом. Рожден одной Геей, также являлся ее мужем. Некоторые источники называют его отца Акмоном. Уран изображался в виде бронзового купола, покрывающего мир.

Список богов Древней Греции, рожденных Ураном и Геей: Океан, Коус, Гиперион, Криус, Тея, Рея, Фемида, Япетус, Мнемосина, Тетис, Кронос, Циклопы, Бронтес, Стероп.

Уран не испытывал особой любви к своим детям, точнее, ненавидел их. И после рождения он заключил их в Тартар. Но во время их восстания был побежден и кастрирован своим сыном Кроносом.

Второе поколение

Титаны, рожденные Ураном и Геей, были шестью богами времени. В список титанов Древней Греции входят:

Океан - возглавляет список богов Древней Греции, титан. Представлял собой большую реку, окружающую землю, был вместилищем всей пресной воды. Женой Океана была его сестра, титанида Тефида. Их союз породил реки, потоки и тысячи океанид. Они не принимали участие в титаномахии. Океан изображался в виде рогатого быка с хвостом рыбы вместо ног.

Кей (Кой/Кеос)- брат и муж Фебы. Их союз породил Лето и Астерию. Изображался в виде небесной оси. Именно вокруг нее вращались облака и ходили по небу Гелиос и Селена. Супруги были сброшены Зевсом в Тартар.

Крий (Криос)- ледяной титан, способный заморозить все живое. Разделил участь своих братьев и сестер, сброшенных в Тартар.

Япетус (Иапет/Япет)- самый красноречивый, командовал титанами при наступлении на богов. Также отправлен Зевсом в Тартар.

Гиперион - обитал на острове Тринакрия. Он не принимал участия в титаномахии. Женой была титинида Тея (сброшена в Тартар вместе со своими братьями и сестрами).

Кронос (Хронос/Кронус)- временный правитель мира. Он настолько боялся потерять власть верховного бога, что пожирал своих детей, чтобы ни один из них не стал претендовать на трон властелина. Был женат на своей сестре Рее. Ей удалось спасти одного ребенка и спрятать его от Кроноса. Свергнут своим единственным спасенным наследником Зевсом и отправлен в Тартар.

Ближе к людям

Следующее поколение является самым известным. Именно они главные боги Древней Греции. Список их подвигов, приключений и легенд с их участием весьма внушителен.

Они не только стали ближе к людям, спустившись с небес и выйдя из хаоса на вершину горы. Боги третьего поколения стали чаще и охотнее контактировать с людьми.

Особенно этим хвастался Зевс, который был очень неравнодушен к земным женщинам. И наличие божественной жены Геры его ничуть не смущало. Именно от его союза с человеком появился на свет знакомый всем герой мифов - Геракл.

Третье поколение

Эти боги обитали на горе Олимп. От ее названия они и получили свой титул. Насчитывается 12 богов Древней Греции, список которых известен почти каждому. Все они выполняли свои функции и были наделены уникальными талантами.

Но чаще говорят о четырнадцати богах, первые шесть из которых были детьми Кроноса и Реи:

Зевс - главный бог Олимпа, властитель неба, олицетворял мощь и силу. Бог молнии, грома и создатель людей. Главными атрибутами этого бога были: Эгида (щит), Лабрис (двусторонний топор), молния Зевса (двухконечные вилы с зазубринами) и орел. Распределял добро и зло. Был в союзе с несколькими женщинами:

  • Метида - первая жена, богиня мудрости, была проглочена супругом;
  • Фемида - богиня правосудия, вторая жена Зевса;
  • Гера - последняя жена, богиня брака, являлась сестрой Зевса.

Посейдон - бог рек, наводнений, морей, засухи, лошадей и землетрясений. Его атрибутами были: трезубец, дельфин и колесница с белогривыми конями. Жена - Амфитрита.

Деметра - мать Персефоны, сестра Зевса и его возлюбленная. Является богиней плодородия и покровительствует земледельцам. Атрибут Деметры - венок из колосьев.

Гестия - сестра Деметры, Зевса, Аида, Геры и Посейдона. Покровительница жертвенного огня и семейного очага. Дала обет целомудрия. Главным атрибутом был факел.

Аид - правитель подземного царства мертвых. Супруг Персефоны (богиня плодородия и царица царства мертвых). Атрибутами Аида были двузубец или жезл. Изображался с подземным чудовищем Цербером - трехглавым псом, который стоял на страже у входа в Тартар.

Гера - сестра и одновременно жена Зевса. Самая сильная и мудрая богиня Олимпа. Была покровительницей семьи и брака. Обязательный атрибут Геры - диадема. Это украшение - символ того, что она главная на Олимпе. Ей подчинялись (иногда и с неохотой) все основные боги Древней Греции, список которых она возглавляла.

Остальные олимпийцы

Пускай у этих богов и не было столь могущественных родителей, почти все они были рождены от Зевса. Каждый из них был талантлив по-своему. И отлично справлялся со своими обязанностями.

Арес - сын Геры и Зевса. Бог сражений, войны и мужественности. Был любовником, затем супругом богини Афродиты. Спутницами Ареса были Эрида (богиня раздора) и Энио (богиня неистовой войны). Главными атрибутами являлись: шлем, меч, собаки, горящий факел и щит.

Аполлон - сын Зевса и Лето, являлся братом-близнецом Артемиды. Бог света, предводитель муз, бог-врачеватель и предсказатель будущего. Аполлон был очень любвеобилен, у него было множество любовниц и любовников. Атрибутами являлись: лавровый венок, колесница, лук со стрелами и золотая лира.

Гермес - сын Зевса и плеяды Майи или Персефоны. Бог торговли, красноречия, ловкости, разумности, животноводства и дорог. Покровитель атлетов, купцов, ремесленников, пастухов, путешественников, послов и воров. Является личным гонцом Зевса и провожатым умерших в царство Аида. Обучил людей письменности, торговле и счетоводству. Атрибуты: крылатые сандалии, позволяющие ему летать, шлем-невидимка, кадуцей (жезл, украшенный двумя переплетенными змеями).

Гефест - сын Геры и Зевса. Бог кузнечного ремесла и огня. Хромал на обе ноги. Жены Гефеста - Афродита и Аглая. Атрибутами бога были: кузнечные меха, клещи, колесница и пилос.

Дионис - сын Зевса и смертной женщины Семелы. Бог виноградников и виноделия, вдохновения и экстаза. Покровитель театра. Был женат на Ариадне. Атрибуты бога: чаша с вином, венок из виноградной лозы и колесница.

Артемида - дочь Зевса и богини Лето, сестра-близнец Аполлона. Юная богиня - охотница. Появившись на свет первой, помогла своей матери родить Аполлона. Целомудренна. Атрибуты Артемиды: лань, колчан со стрелами и колесница.

Деметра - дочь Кроноса и Реи. Мать Персефоны (жены Аида), сестра Зевса и его возлюбленная. Богиня земледелия и плодородия. Атрибут Деметры- венок из колосьев.

Афина - дочь Зевса, завершает наш список богов Древней Греции. Она родилась из его головы после того, когда он проглотил ее мать Фемиду. Богиня войны, мудрости и ремесла. Покровительница греческого города Афины. Ее атрибутами были: щит с изображением медузы Горгоны, сова, змея и копье.

Рожденная в пене?

О следующей богине хочется сказать отдельно. Она не только по сей день является символом женской красоты. Ко всему прочему, история ее происхождения скрыта тайной.

О рождении Афродиты ходит много споров и предположений. Первая версия: богиня родилась из семени и крови кастрированного Кроносом Урана, упавших в море и образовавших пену. Вторая версия: Афродита возникла из морской раковины. Третья гипотеза: она дочь Дионы и Зевса.

Эта богиня заведовала красотой и любовью. Супруги: Арес и Гефест. Атрибуты: колесница, яблоко, роза, зеркало и голубь.

Как жили на великом Олимпе

Все олимпийские боги Древней Греции, список которых вы видите выше, имели право жить и проводить все свободное от чудес время на великой горе. Взаимоотношения между ними были не всегда радужными, но мало кто из них решался на открытую вражду, зная мощь своего противника.

Даже среди великих божественных созданий не было постоянного мира. Но все решалось кознями, тайными заговорами и предательствами. Это очень похоже на мир людей. И это понятно, ведь человечество было создано именно богами, так что все они похожи на нас.

Боги, не живущие на вершине Олимпа

Не всем божествам довелось достичь таких высот и взобраться на гору Олимп, чтобы править там миром, пируя и развлекаясь. Многие другие боги либо не смогли заслужить такой высокой чести, либо были скромны и довольствовались обычной жизнью. Если, конечно, можно назвать так существование божества. Кроме олимпийских богов, существовали и другие боги Древней Греции, список их имен здесь:

  • Гименей - бог брачных уз (сын Аполлона и музы Каллиопы).
  • Ника - богиня победы (дочь Стикс и титана Палланта).
  • Ирида - богиня радуги (дочь морского бога Тавманта и океаниды Электры).
  • Ата - богиня помрачения ума (дочь Зевса).
  • Апата - повелительница лжи (наследница богини ночной темноты Нюкты).
  • Морфей - бог сновидений (сын повелителя грез Гипноса).
  • Фобос - бог страха (потомок Афродиты и Ареса).
  • Деймос - властелин ужаса (сын Ареса и Афродиты).
  • Оры - богини времен года (дочери Зевса и Фемиды).
  • Эол - полубог ветров (наследник Посейдона и Арны).
  • Геката - повелительница мрака и всех чудовищ (итог союза титана Перса и Астерии).
  • Танатос - бог смерти (сын Эреба и Нюкты).
  • Эринии - богини мести (дочери Эреба и Нюкты).
  • Понт - повелитель внутреннего моря (наследник Эфира и Геи).
  • Мойры - богини судьбы (дочери Зевса и Фемиды).

Это далеко не все боги Древней Греции, список которых можно продолжить еще дальше. Но для знакомства с основными мифами и легендами достаточно знать только этих действующих лиц. Если вы захотите прочитать больше историй о каждом, мы уверены, что древние сказатели придумали массу переплетений их судеб и подробностей божественной жизни, в которых вы постепенно будете знакомиться со все новыми и новыми героями.

Значение греческой мифологии

Также существовали музы, нимфы, сатиры, кентавры, герои, циклопы, гиганты и чудовища. Весь этот огромный мир был придуман не за один день. Мифы и легенды писались десятилетиями, с каждым пересказом обрастая другими подробностями и не встречавшимися ранее персонажами. Появлялись все новые боги Древней Греции, список имен которых рос от одного рассказчика к другому.

Главной целью этих историй было научить будущие поколения мудрости старших, понятным языком рассказать о добре и зле, о чести и трусости, о верности и лжи. Ну и к тому же такой огромный пантеон позволял объяснить практически любое природное явление, научного обоснования которого еще не было.

Адвентизм
Адвентисты седьмого дня
Адвентисты-реформисты
Аладура
Албанская православная церковь
Александрийская православная церковь
Американская баптистская ассоциация
Американская карпаторосская православная греко-католическая церковь
Американские баптистские церкви в США
Амидаизм
Амиши
Ананай-кё
Ананда марг
Англиканская церковь в Австралии (до 1981 – церковь Англии в Австралии)
Англиканская церковь Канады
Англиканство
Андреевцы
Антиохийская православная церковь
Апостольская церковь Великобритании
Апостольская церковь Нигерии
Апостольская церковь Христа
Апостольские католики
Армия спасения
Армяно-католики
Армянская апостольская церковь
Ассамблеи Бога (собрание Божье)
АУМ Синрикё
Африканская апостольская церковь
Африканская внутренняя миссия
Африканская методистская епископальная сионская церковь
Африканская методистская…

Цитата сообщения красавицаумница

Что такое религия? Слово «религия» может иметь так много значений, что практически не возможно описать их в нескольких словах. Но шесть качеств присущи большинству религий. Да вайте рассмотрим их кратко:

Большинство всех религий мира базируются на этих шести принципах. Религия первобытных людей, которая включает поклонение…

Что такое религия? Слово «религия» может иметь так много значений, что практически невозможно описать их в нескольких словах. Но шесть качеств присущи большинству религий. Давайте рассмотрим их кратко:

Вера в силу или силы небесные сильнее, чем вера в силы человека. Этих небесных сил страшатся, их превозносят, им молятся, им приносят жертвы. Существуют специальные церемонии для этих жертвоприношений и молитв. Определенные места и предметы, связанные с культом и историей религии, объявляются священными. Существует вера, что, соблюдая требования религии, люди могут иметь лучшую жизнь как на земле, так и на небе, после своей смерти. Правильное поведение - единственный путь для человека умилостивить бога, или богов, и только оно ведет человека к лучшей жизни.

Большинство всех религий мира базируются на этих шести принципах. Религия первобытных людей, которая включает поклонение «духам» зверей, камней, рек и так далее, считается примитивной. Позднее, по мере развития…

Мировых три: христианство, ислам, буддизм

Рели гия (от глагола лат. ligare - связывать, соединять с возвратной частицей re - снова) - совокупность способов достижения человеком единения с высшим идеальным бытием, которое может пониматься различно. Например, как некая сила (духи природы, высший разум) , всеобщий закон (дхарма, дао) или божественная личность (Бог, Элохим, Аллах, Кришна) .

Тотемизм многие исследователи рассматривают как древнейшую и универсальную религию первобытного человечества. Они указывают на следы тотемизма в язычестве, во всех современных религиях и даже в сказках и мифах.

Политеистическия религия (язычество)
Антропоморфная сущность языческих богов естественным образом предполагает, что добиться их благосклонности можно материальными средствами - подарками (в том числе человеческими и иными жертвами) , уговорами (то есть обратиться к ним с молитвой, которая, в том числе, может иметь характер самовосхваления или даже обмана) или особыми,…

В Интернете циркулируют различные высказывания на этот счет. Количество религий в современном мире оценивается от 400 до более 3000.
Сколько из них лично мы знаем?

Под термином «знаем» я подразумеваю, что знаем ХОТЯ БЫ следующее:
— название культа (народа)
— кому (или чему) поклоненяются
— название священной книги или текста (если таковые имеются)
— дополнительные подробности (кто хочет похвастать своим кругозором)

Предлагаю не останавливаться на древних религиях, которые никто не исповедует сегодня, как например верования древних греков или римлян.
Также не буду здесь поднимать верования американских индейцев, поскольку они, увы, ушли вместе с их цивилизацией, как утеряны и верования друидов с уничтожением кельтов.

АВРААМИЧЕСКИЕ РЕЛИГИИ
Это религии, основанные на Библии. К ним относятся:

Что такое религия? Слово «религия» может иметь так много значений, что практически не возможно описать их в нескольких словах. Но шесть качеств присущи большинству религий. Да вайте рассмотрим их кратко:

1. Вера в силу или силы небесные сильнее, чем вера в силы человека.

2. Этих небесных сил страшатся, их превозно сят, им молятся, им приносят жертвы.

3. Существуют специальные церемонии для этих жертвоприношений и молитв.

4. Определенные места и предметы, связанные с культом и историей религии, объявляются свя щенными.

5. Существует вера, что, соблюдая требования религии, люди могут иметь лучшую жизнь как на земле, так и на небе, после своей смерти.

6. Правильное поведение - единственный путь для человека умилостивить бога, или богов, и только оно ведет человека к лучшей жизни.

Большинство всех религий мира базируются на этих шести принципах. Религия первобытных людей, которая включает поклонение «духам» зверей, камней, рек и так далее,…

Если определить коротко, то религия – это мировоззрение, основанное на вере во что-либо сверхъестественное (например, в Бога). Независимо от того, какие существуют религии, всем им присущи определенные качества. Это

— вера, что силы небесные могущественнее сил человеческих;
— верующие страшатся небесных сил и одновременно превозносят их, молятся на них и приносят им жертвы;
— для молений и жертвоприношений отводятся специальные места или здания, а проводятся они соответственно специально придуманным церемониям;
— значимые в истории религии и культовые места объявляются священными;
— существует непоколебимая вера в то, что живя по правилам религии, человек может сделать лучше свою земную жизнь и жизнь «небесную», которая обязательно состоится после его смерти;
— только правильное с точки зрения религии поведение ведет человека к лучшей жизни.

За свою многовековую историю человечество отказалось от многих религий, по правилам которых жили…

Когда тринитарно настроенный собеседник спрашивает меня, почему я не признаю Христа Богом, я часто задаю встречный вопрос: а почему он не признает Богом Моисея? В Исходе 7:1 совершенно ясно сказано, что Моисей – Бог, да еще и с заглавной буквы (в еврейском и греческом языках не было заглавных букв, они появились гораздо позже, создав путаницу и головную боль для лингвистов и теологов). Этот стих очень похож на Иоанна 1:1: и там, и там в одном стихе упоминаются два бога, из которых только один – Всемогущий. При этом ни одна церковь почему-то до сих пор не объявила Моисея единосущным Богу. Любой тринитарий понимает, что Моисей здесь назван богом в каком-то другом смысле, не в таком, как Создатель. Так что же мешает применить эту логику и к Иоанна 1:1? Видимо, что-то мешает.

На самом деле я всегда готов признать Христа богом (или Богом, неважно), потому что вопрос из заголовка не так однозначен, как многие привыкли думать. С одной стороны, множество библейских мест указывают на…

Сколько в мире религий

Науке известно около пяти тысяч религий. Наибольшее количество приверженцев насчитывают несколько мировых религий.

Христианство. Последователи Иисуса Христа объединены в более чем 100 церквей, течений и сект. Это восточно-католические церкви. Старокатолицизм. Протестантизм. Православие. Духовное христианство. Сект. Это самая крупная мировая религия как по численности приверженцев, которых около 2,1 миллиардов, так и по географической распространенности – почти в каждой стране мира есть хотя бы одна христианская община.

Ислам распадается на 7 течений: сунниты, шииты, исмаилиты, хариджиты, суфизм, салафиты (ваххабизм в Саудовской Аравии), радикальные исламисты. Приверженцев ислама называют мусульманами. Мусульманские общины имеются более чем в 120 странах и объединяют, по различным данным, до 1,5 миллиарда человек.

Буддизм состоит из трех основных и множества местных школ: тхеравада – самая консервативная школа буддизма;…

Когда тринитарно настроенный собеседник спрашивает меня, почему я не признаю Христа Богом, я часто задаю встречный вопрос: а почему он не признает Богом Моисея? В Исходе 7:1 совершенно ясно сказано, что Моисей – Бог, да еще и с заглавной буквы (в еврейском и греческом языках не было заглавных букв, они появились гораздо позже, создав путаницу и головную боль для лингвистов и теологов). Этот стих очень похож на Иоанна 1:1 : и там, и там в одном стихе упоминаются два бога, из которых только один – Всемогущий. При этом ни одна церковь почему-то до сих пор не объявила Моисея единосущным Богу. Любой тринитарий понимает, что Моисей здесь назван богом в каком-то другом смысле, не в таком, как Создатель. Так что же мешает применить эту логику и к Иоанна 1:1? Видимо, что-то мешает.

На самом деле я всегда готов признать Христа богом (или Богом, неважно), потому что вопрос из заголовка не так однозначен, как многие привыкли думать. С одной стороны, множество библейских мест указывают на единственность Творца (2 Царей 19:15 ; 1 Кор. 8:6 ; Эф. 4:6). С другой стороны, Библия называет богами целый ряд других личностей: Моисея (Исход 7:1), ангелов (Пс. 8:5 ; в еврейском тексте элохим , боги); людей (Пс. 82:1, 6), Иисуса (Иоан. 1:1), Сатану (2 Кор. 4:4). Чем объяснить это кажущееся противоречие?

Один из вариантов объяснения: считать, что все боги, помимо Всемогущего, – ложные боги, и Библия называет их таковыми лишь в переносном смысле. Этот вариант хорошо подходит для идолов и вымышленных мифологических богов, которых не существует. Но как можно называть ложными богами реально существующих личностей? Сатана, которого Библия называет богом этого мира, не просто существует вполне реально, но обладает колоссальными возможностями; он действительный, истинный, а не ложный, правитель этого мира, иначе он не смог бы предложить Иисусу все земные царства (Мат. 4:8). Далее, как минимум в трех местах Всемогущий лично называет людей богами: это Исход 7:1, Псалом 82:1 и 6. Весьма проблематично объявлять ложным богом того, кого так назвал сам Иегова, потому что тогда придется считать Иегову лжецом. Нет, называть ложными богами реально существующих личностей, тем более праведных, тем более названных так самим Иеговой – это явная логическая ошибка.

Конечно же, дело не в истинности или ложности и тем более не в единосущности кого-то с кем-то (термин «единосущность» был изобретен гностиками и сначала считался церковью еретическим). Дело просто в многозначности слова «бог». Это очень простой лингвистический факт, известный любому школьнику начиная класса с пятого: почти любое слово в языке многозначно. В зависимости от контекста слово «бог» может применяться к кому угодно. Я уже писал об этимологии этого слова в русском языке, где оно восходит к значению «богатство». В еврейском языке это слово восходит к слову «сильный» (эль ). Для писателя Библии «бог» – это просто кто-то сильный, могущественный. Чаще всего это Иегова, но необязательно. Вот почему писатели Библии свободно называли богами широкий круг личностей, в отличие от поздней римской церкви и современного христианского мира, который любой намек на множественность богов сочтет крамолой и политеизмом. Они забыли, что в слове «бог» изначально нет ничего особо религиозного, это такое же нарицательное существительное, такой же эпитет, как и масса других.

Таким образом, утверждения «есть только один бог» и «богов много» вовсе не противоречат друг другу – при условии, что аудитория понимает, в каком смысле слово «бог» использовано в каждом случае. Когда свидетели Иеговы и другие унитарии говорят, что Христос не является богом, они имеют в виду, что он не является богом в том же смысле, как Иегова. Но в каком-то другом смысле – является. Как и Моисей. Как и ангел Гавриил. Как и вы, дорогой читатель. Даже если вы атеист, вы тоже «сын Всевышнего» согласно Псалму 82:6, и в этом смысле вы – элохим .

Это очень наглядно иллюстрируется другими похожими местами. Например: «Своим отцом не называйте никого на земле, потому что у вас один Отец – небесный» (Мат. 23:9). Хотел ли Иисус сказать, что во вселенной есть только одна личность под названием «отец»? Хотел ли он сакрализовать это слово? Запрещал ли он применять его ко всем, кроме Всевышнего? Нет, он просто призывал избегать превращения слова «отец» в высокопарный религиозный титул. То же касается и предыдущего стиха, где он призывает не называть никого учителями. Хотя в абсолютном, религиозном смысле у нас только один учитель – Иисус, все же одни люди могут чему-то научить других, и в этом смысле их тоже можно назвать учителями. Писатели Нового завета свободно использовали слово «учитель» применительно к людям (Иак. 3:1 ; 1 Кор. 12:28 ; Эф. 4:11 ; Евр. 5:12).

Точно так же Библия не требует сакрализации слова «бог», жесткой и однозначной привязки этого слова к Всемогущему и, как следствие, его превращения в имя собственное. Не в этом смысл монотеизма. Он в том, что религиозное поклонение должно адресоваться только одной личности во вселенной – Иегове, и никому кроме него. Иными словами, хотя богов может быть много и они могут занимать высокое положение (как Иисус), мы поклоняемся только Иегове, потому что только он – создатель всего, только он стоит над всем и вся, только он безначален и существовал всегда. Это единственное лингвистически беспроблемное определение монотеизма.

Богов много или один, решает каждый человек самостоятельно. Здесь невозможно дать совет или доказать, это вопрос веры. У авраамических религий одно убеждение, у сторонников пантеизма – другое. Каждый выбирает по своим воззрениям.

Вначале следует рассмотреть слово «бог» с точки зрения лингвистики. Это слово, конечно, многозначное. В русском языке оно связано с «богатством», «богатый». На еврейском языке это слово означает «сильный» (эль) . Для сочинителей Библии (77 человек по одной из версий) слово «бог» связано с кем-то сильным.

Если понимать какое значение имеет слово «бог» в каждом конкретном случае применения, различию выражений «бог один», «богов много» не стоит придавать большого смысла. Они не противоречат один другому. Когда некоторые унитарии (например, свидетели Иеговы) утверждают, что Христос – не бог, они говорят только о его несхожести с Иеговой. В другом смысле Христос является богом. Каждый читатель этих строк также является сыном Всевышнего. Недаром Гавриил Державин провозглашал в своем сочинении, что он и царь, и червь, и раб, и Бог.

При внимательном чтении Библии становится ясно, что слово «бог» не привязано жестко к Всемогущему создателю, Творцу мира, более того там не требуется сакрализация этого понятия (наименования) . Смысл монотеизма, конечно, не в этом. Религиозно поклоняться нужно лишь одной личности во всем мире – только Иегове, никому кроме него. Лишь он – создатель всего и всех во вселенной, лишь он существует без начала, и будет руководить миром всегда. Таково лингвистическое безгрешное определение монотеизма. Кстати, впервые переход к единобожию был осуществлен в 14 веке прошлой эры в древнем Египте. Всегда в этой державе было множество богов, но однажды фараон Эхнатон выделил одного, Атона, и приказал поклоняться только ему. Длилось это, правда, недолго.

Теперь можно рассмотреть возникновение богов и переход от пантеизма к монотеизму с точки зрения психологии. И начинать надо издалека. Первобытному человеку бог был очень нужен. Ему хотелось иметь над собой некую силу, которая будет заботиться о нем, оберегать от опасностей. В этом отношении современный человек недалеко ушел от предков, остается таким же инфантильным, ждущим любой помощи, не исключая и божьей.

Первобытные люди в те времена проживали небольшими племенами, ордами. Во главе каждого такого коллектива находился единый вожак, повелитель, старший самец. Применяя грубую, жесткую и даже жестокую силу, повелитель руководил своей ордой, все самки племени были в его распоряжении, также более молодые самцы подчинялись ему. Старший самец мог убивать парней, даже своих детей. Соперничества ни в чем он не переносил. В древности уверенно царила патриархальная система.

По мнению ученых, такой порядок постепенно нарушался бунтами сыновей вожака, которые убивали своих повелителей и съедали их тела. Тотемистский клан молодых братьев сменил патриархальную систему. Чтобы не ссориться между собой, братья-победители отказывались от женщин своего племени и вводили экзогамию (браки на стороне) . Начиналась матриархальная система управления. Однако символ Отца не исчезал из орды окончательно, его заменял тотем-покровитель клана, роль которого выполняло какое-либо животное. Это существо символизировало дух и волю вожака племени, Отца. Нельзя было не только убивать это животное, но даже касаться его.

После победы братьев, по мнению Фрейда, память об уничтожении Отца возвращалась в коллективное сознание орды (концепция коллективного бессознательного) . По этой теории последующие поколения на подсознательном уровне чувствовали вину за совершенное убийство, постепенно происходит восстановление патриархата. Отец вновь становится главой рода, но без былого могущества, а тотем вытесняется конкретным божеством с антропоморфным обликом.

По мере развития племена объединяются, образуя большие коллективы. Божества каждой орды также соединяются в иерархии и семьи. В таких семьях какое-то божество становится выше других, начинает повелевать остальными богами. Приходит естественное желание отдать власть одному богу, как это сделал фараон Эхнатон в свое время. Величие первобытного Отца заключено в образе единого бога, к нему верующие испытывают те же чувства, что были к древнему Вожаку племени.

Вопрос – сколько богов в мире решается просто. Все варианты были в истории. И сейчас ничего не изменилось. Пантеисты верят во многих богов, у сторонников монотеизма – один бог, только с разными именами. Пусть каждый живет со своей верой.