Боец шаолиня в боях без правил. Шаолиньский монах на ринге. Кто он такой? Ему подбирают слабых соперников

Когда началась эпоха "видеосалонов" мой первый фильм там был "Шаолинь: претенденты на смерть". Сказать, что это оставило во мне неизгладимый след - это ничего не сказать.

Это уже потом я узнал, что за всю древнюю историю Китая, монастырей с названием Шаолинь насчитывалось около десяти. Но уцелел лишь один - прародитель. Это северный монастырь Суньшань.

Монастырь Шаолинь основан в 495 году н.э. индийским монахом - Бодхидхармой, или по другому его называли Дамо. Название монастыря произошло от его географического местоположения. Дословно переводится - «Монастырь в лесу, на горе Шао».

Так были ли там знаменитые и легендарные боевые монахи?

Монастырь был основан еще в 495 году, но лишь в 530 обрел свой путь. Дело в том, что именно в этом году в Шаолинь прибыл первый патриарх чань-буддизма, Бодхидхарма (Дамо). Он научил местных монахов новому методу совершенствования и в корне изменил сложившуюся буддистскую традицию. Теперь монахи практиковали медитацию путем развития боевых навыков.

Дамо был родом из Индии и пришел для того, чтобы обучить местных монахов своему учению. И он пришел не на пустошь, а в монастырь, еще построенный в начале III века даосскими монахами. Этот монастырь был крепостью на горе Суньшань. Учение стало называться «Чань» — которое основано на созерцании мира и медитации.

Дамо учил: «каждый человек является потенциальным Буддой, необходимо лишь его пробудить в себе». Дамо сделал все возможное, чтобы распространить свое учение Чань, и чтобы все пришли к Будде.

Перед тем как Бодхидхарма передал свое учение монахам, он просидел 9 лет в пещере, размышляя и философствуя над проблемами мироздания и бытия. Тогда солнечный яркий свет выжег на стене пещеры его облик за проведенные 9 лет медитации. За это монахи прониклись уважением и почтением к силе его духа. И тогда приняли его учение как истину.

Эта пещера, где медитировал Дамо является одной из главной святынь Шаолиня. Все буддисты мира считают это место идеальным для медитации.

Причиной занятий монахов искусством рукопашного боя стала необходимость физического выживания в условиях суровой горной природы, угрозы нападения диких зверей, и, кроме того, княжеских междоусобиц. Монастырь Шаолинь расположен в глубине горной гряды Суншань, что обусловило суровые условия быта монахов. Все это требовало от них крепкого здоровья, неприхотливости в повседневной монастырской жизни и умения защитите себя. Поэтому физическая тренировка посредством занятий боевыми искусствами стала для них необходимостью. Владение приёмами боя позволяло защитить себя и от хищников.

В течение полутора тысяч лет существования монастыря в нем создавались, отбирались и передавались новым поколениям уникальные формы ушу, отличные от других школ и направлений. Фундаментальные основы шаолиньского стиля сформировались уже к концу правления династии Суй (581-618 гг.) - началу царствования династии Тан (618-907 гг.).

Монахи ШаолиняЭпоха Суй - время расширения владений Шаолиня. Так как постройки монастыря и его земли раскинулись в предгорьях гряды Суншань, где находили прибежище вооружённые шайки, промышлявшие грабежом, монастырь вынужден был создать для самообороны собственный небольшой военизированный отряд. Характер действий защитников монастыря был предопределен условиями его существования: акцент делался не на крупномасштабные операции вооруженных отрядов, а на мастерство и отвагу отдельных монахов-бойцов.

Со временем практика монашеского ушу приобретала все более глубокий характер, и на рубеже эпох Суй и Тан монахи Шаолиня прославились своим боевым искусством по всей стране.

После прихода к власти династии Суй император Вэнь-ди (правил в 581-605 гг.), чрезвычайно почитавший буддизм, пожаловал монастырю 100 циней (около 667 гектаров) земли. С тех пор Шаолиньский монастырь стал крупным поместьем, а монахи превратились в землевладельцев. В конце царствования династии Суй в охране произошли массовые беспорядки, войны вспыхивали одна за другой, случилась засуха и неурожай. В таких условиях монастырь Шаолинь, имевший обширные земельные угодья, стал объектом нападения повстанческой армии, состоявшей из голодных крестьян. Отряды восставших подступили к монастырю и сожгли его. От построек уцелела только одна пагода. После этих событий монахи, занимавшиеся ушу, организовали вооруженный отряд для обороны от грабителей. Впоследствии монахи-бойцы не только успешно защитили свою территорию, но и оказали помощь императорскому двору. Широкую известность получила история о том, как тринадцать монахов Шаолиня помогли танскому императору подавить мятеж.

За эту помощь монарх даровал монастырю высочайшее соизволение содержать войско монахов: так Шаолинь и стал первым во всей стране центром боевых искусств.


В 13 веке Шаолиньский монастырь возглавил настоятель Фуюй. Это был монах - реформатор, сделавший очень многое для всего китайского буддизма. Фуюй считал, что слишком много монахов уходит из монастыря. При этом, возвращаясь в мир, они рассказывали о себе, как о каких-то шаолиньских супергероях, не стесняясь приукрасить свои подвиги и выдумывали различные небылицы.

Тогда настоятель собрал всех монахов высшего посвящения на совет в монастыре, где было решено создать и ввести в практику обучения монахов специальный экзамен. Этим экзаменом стал особый комплекс, представлявший из себя всю шаолиньскую технику.

36 ступеней Шаолиня

Этот комплекс был разделен на 36 этапов и назывался 36 залов. После каждого этапаМонахи храма Шаолинь ученик должен был сдавать экзамен.

В первых залах изучались боевые стойки и передвижения.
Во вторых залах - удары руками.
В третьих - ногами.

На следующих этапах монах совершенствовался как боец со всеми видами холодного оружия.

Покинуть монастырь стало почти невозможным. Для этого нужно было пройти 13 застав - особых преград на пути, для тех, кто пожелает уйти из монастыря. Каждая застава охранялась опытными монахами - профессиональными бойцами Шаолинь.

Монахи пожелавшие покинуть монастырь должны были помериться силами со стражами и дойти до центральных ворот. Они назывались горные врата. Правила гласили - тем, кому не удастся дойти до них с первого раза - навсегда останутся в монастыре. Поэтому желающих покинуть монастырь убавилось во много раз. А кому удавалось это сделать, были настоящие монахи Шаолинь, за которых не было бы стыдно.


Когда началось правление монголов, настоятель Фуюй открыл 5 филиалов главного монастыря Шаолинь. В эти филиалы посылались специальные монахи не только для проповедей учения Дамо, но и для обучения шаолиньскому ушу. Монахам нельзя было носит холодное оружие, а вот посох, не считался холодным оружием и всегда был под рукой.

Посох — главное оружие монаха Шаолинь. Фуюй ввел специальный комплекс занятий с посохом. Сам настоятель мог одним взмахом своего посоха свалить более 3 воинов, сильных и вооруженных мечами.

Исторические хроники повествуют, что монахи шаолинь неоднократно помогали правителям Китая в борьбе с разбойниками и пиратами. В 14 веке, в начале правления династии Минь, на приморской границе Китая регулярно совершали грабежи и набеги японские пираты, различные разбойники.

В 1553 году в борьбе с набегами приказано было возглавить войско одному из наиболее талантливых полководцев того времени Цинь Цигуа. Тогда он начинает собирать самых известных бойцов по всему Китаю.

Полководец, хорошо зная отношение народа к шаолиньским монахам, решает обратиться за помощью в монастырь. Наставники монашеского воинства выявили свое согласие. Был собран отряд монахов, который возглавил молодой боец по имени Ень Гунь, чье имя обозначало «свет месяца в небесной пустоте».

Но историки затрудняются в численности этого войска. Одни говорят, что монахов было более тридцати человек, другие, что более ста. Логически предположить, что каждый из тридцати монахов возглавлял и обучал свой отряд бойцов.

Эта путаница состояла в том, что каждый объявлял себя монахом храма Шаолинь, если более и менее, обладал боевым искусством и каким-либо оружием.


Монашеское воинство, вооруженное одними лишь посохами, длиною более 2 метров и весом 15 кг. было сформировано и готово. Владение таким оружием говорило о не дюжей силе монахов. Миф о том, что буддистский монах был человеком маломощным, занимавшимся в основном духовными поисками был полностью развеян после этих вылазок против пиратов.

Все увидели, что монахи в сражении превосходили даже профессиональных тренированных лучших воинов, собранных со всего Китая. Шаолиньские монахи, сохраняя полное спокойствие и даже не меняясь в лице вступали в бой сразу с несколькими противниками и выигрывали, пытаясь все таки оставить большинство в живых, о чем говорит их слава о справедливости и добродетели.

Противник и союзник были шокированы, когда монахи использовали неизвестными и непонятные боевые приемы, которых ни кто не знал и не понимал. А самое страшное для всех, что монахи не боялись ни боли, ни страшились и смерти.

По историческим данным монахи участвовали в более 100 сражениях с японцами. Одна из легенд, основанная на фактах из летописи рассказывает, как в одном сражении 4 монаха сражались с целым отрядом японцев. Отряд насчитывал более сотни японцев.

Расцвет Шаолинь приходит на правление династии Минь. А это время 14-16 веков. При этом количество монахов бойцов росло, однако попасть в монастырь Шаолинь было не так просто.

Легенды Шаолиня гласят, что принимали только, тех, кто мог выдержать самые тяжелые испытания не только тела, но и духа.


Но к 1925 году в монастыре практически не осталось настоящих мастеров. А в 1928 году бесчинствующий военачальник Ши Юань так и вовсе поджег Шаолинь, уничтожив уникальные источники знаний. Огромной утерей стала гибель трактата великого Чжан Саньфэна, считавшегося единственным источником знания Тайцзицюань.

Восстановлением самобытной культуры Шаолиня намного позже занялся У Шанлинь, сын последнего мастера Цзи Цзиня. Три года он обучал монахов Шаолинь — все современные мастера легендарного монастыря ведут историю своих навыков именно от них.

Китаю дорого далось восстановление Шаолиня. После Второй мировой войны на развалинах монастыря жило всего семеро монахов и лишь трое из них ранее изучали шаолиньские боевые искусства. Власти страны в принудительном порядке привлекли мастеров ушу со всей округи. Они-то и стали прародителями современной школы Шаолинь.

Боевое искусство монахов называется Шаолинь-Сы Цюань-Фа, или сокращенно Шаолинь-Цюань. Сюда входит не только рукопашный бой, но и уникальные способы владения оружием.

Постепенно монастырь занял знаковое место в массовой культуре. Шаолинь вырос, превратив весь регион в настоящую Мекку туризма. Сегодня вокруг него существует бесчисленное количество коммерческих школ боевых искусств, которые, по сути, являются всего лишь школами кунг-фу и ушу.


источники

Сегодня трудно найти человека, незнакомого с монастырём Шаолинь. Это место веками было прибежищем монахов, пытавшихся объединить физическое совершенство с духовными достижениями. Находится это волшебное место у подножия горы Суншань, на юго-западе от Пекина. Сегодня фанаты боевых искусств со всего мира приезжают сюда, чтобы постигнуть мудрость ушу и через медитацию. Но так было не всегда. Новый виток в истории монастыря Шаолинь начался совсем недавно, после его реставрации в 1980 году, когда власти решили превратить это место в туристический центр. И эта задумка сработала — сегодня к горе Суншань стекаются тысячи людей, чтобы ощутить дух этого легендарного места.

История монастыря

История Шаолиня обросла бесчисленными мифами и легендами, поэтому трудно наверняка сказать, когда он был создан. Принято считать, что культовый монастырь был основан примерно в V веке нашей эры. Первого настоятеля звали Бато. Он имел много учеников, которые помогали закладывать основы этого легендарного места. Принято считать, что шаолиньский монах — это непобедимый боец, обладающий колоссальной физической мощью.

Однако одна из легенд гласит, что ушу зародилось в монастыре у горы Суншань не сразу. История боевых искусств Шаолиня началась с того, что на территорию нынешнего Китая пришёл из Индии. Звали его Бодхидхарма. Именно он ввёл обязательные физические упражнения для так как на момент его появления в монастыре они были так слабы, что засыпали во время медитации. Предания гласят, что Бодхидхарма оказал огромное влияние на развитие буддизма и китайских боевых искусств. Давайте поближе познакомимся с историей этого невероятного человека.

Бодхидхарма

Личность Бодхидхармы, которого монахи называли Дамо, обросла множеством красивых легенд. Сегодня трудно сказать, что это был за человек, но считается, что именно он принёс ушу в Шаолинь. До его прихода полагали, что медитация — лучший путь познания мира и достижения просветления. К телу же они относились довольно пренебрежительно, считая его досадной преградой на пути к совершенству. Поэтому монахи были слабы физически, что мешало им долго медитировать.

Дамо был убеждён, что тело и сознание тесно связаны между собой, и невозможно достичь просветления, не развивая физическую оболочку. Поэтому он показал монахам комплекс под названием «Движение рук восемнадцати архатов», который затем превратился в шаолиньское ушу. Есть легенда о том, что однажды Дамо просидел 9 лет в пещере, созерцая стену. После этого его ноги отказались ему служить, что вынудило Бато создать комплекс по изменению мышц и сухожилий «Дамо ицзинцзин», который заложил основы шаолиньского цигун. Методы пестования жизненности, развившиеся из этих простых упражнений, были столь эффективны, что их долгое время держали в секрете.

Дальнейшая история монастыря

В последующие годы Шаолиньский монастырь переживал неоднократные взлёты и падения. Его не раз сжигали дотла, но он, словно феникс, всегда возрождался из пепла, продолжая свою важную миссию. Ещё одна из красивых легенд связана с сыном военачальника Ли Юаня. Его звали Ли Шиминь, он возглавлял одну из армий своего отца. В одном из сражений его войско было разбито, а сам он упал в реку, бурные воды которой понесли его по течению. К счастью, обитатели шаолиньского монастыря спасли мужчину от верной гибели, вылечили и дали охрану из 13 монахов, которые защищали его. Это была преданная и полезная свита, ведь в те времена один шаолиньский монах мог разобраться с десятком бандитов, которыми изобиловали местные леса.

После того как Ли Шиминь пришёл к власти, он отблагодарил своих спасителей. Они получили в подарок земли, а правила шаолиньских монахов были изменены — теперь им разрешалось есть мясо и пить вино. Эта красивая история даёт представление о том, какова была жизнь в те далёкие времена. Очевидно, монахам неоднократно приходилось участвовать в сражениях и защищаться от разбойников, которых в то неспокойное время было больше, чем звёзд на небе.

Шаолинь в наши дни

В наши дни шаолиньский монах остаётся таким же, как и сотни лет назад. При этом мало кто знает, что северный Шаолинь был восстановлен лишь в 1980 году. До этого он долгое время лежал в руинах, после того как был сожжён в 1928 году, когда в Китае полным ходом шла гражданская война, и вся власть была сосредоточена в руках милитаристов. Каждый из них хотел владеть как можно большим участком земли, не гнушаясь никакими методами.

Затем произошла культурная революция, после которой традиционные боевые искусства оказались на грани уничтожения, а монастыри считались бесполезным пережитком прошлого. Только в 1980 году правительство Китая осознало, что нет смысла уничтожать своё культурное наследие, и монастырь был восстановлен. Сегодня его посещают орды туристов, приносящих хорошую прибыль и вносящих свой вклад в распространение Также Шаолиньский монастырь выполняет старую функцию — здесь обучаются монахи. Сегодня каждый желающий может попытаться стать монахом в этом легендарном месте, независимо от национальности.

Шаолиньский монах-боец

К сожалению, в наши дни сложилась такая ситуация, что традиционное ушу не считается боевым искусством. Многие бойцы считают его танцами, никак не связанными с реальным поединком. И они недалеки от истины: большинство людей, занимающихся ушу сегодня, сконцентрированы на изучении формальных комплексов таолу. По ним проводятся соревнования, где участники показывают воображаемый бой, а судьи оценивают их выступление. Представьте, как боксёры выходят на ринг по одному и показывают там бой с тенью, по результатам которого одному из них присуждается победа. Абсурд, не иначе. Но ситуация с традиционным ушу именно такова. Лишь в ушу-саньда практикуются полноконтактные поединки, но это сугубо спортивное направление.

И вот, когда ушу уже списали со счетов, появился человек, взорвавший интернет своими невероятными боевыми навыками. Зовут его Йи Лонг и он является выходцем из Шаолиньского монастыря. Он не стесняется сражаться по правилам кикбоксинга с сильнейшими спортсменами современности. Люди наконец смогли увидеть, что может шаолиньский монах против бойцов контактных единоборств.

Различия в технике

Бои Йи Лонга против чемпионов по кикбоксингу и муай тай интересны тем, что он использует своеобразную технику, непохожую на привычную всем манеру боя спортсменов. Бои шаолиньского монаха отличаются огромным количеством бросков и подсечек, к которым современные адепты ударных единоборств оказались совершенно не готовы. Некоторые поединки Йи Лонга с чемпионами спортивных боевых искусств выглядели настолько односторонними, что некоторое время он считался непобедимым.

Но не обошлось и без поражений, большая часть которых явилась результатом вызывающего поведения адепта шаолиньского ушу. Его привычка подставлять подбородок под удары оппонента, показывая своё превосходство над ним, не раз играла против него самого. Когда шаолиньский монах ощущал своё преимущество над соперником, он просто опускал руки и принимал несколько чистых ударов в подбородок. Результатом такого неуважительного поведения стал тяжёлый нокаут от бойца тайского бокса.

Йи Лонг — монах или просто боец?

Конечно, каждому фанату боевых искусств интересно посмотреть, что может шаолиньский монах против боксёра или каратиста. Но поведение этого ушуиста на ринге оставляет массу вопросов. Разве может скромный монах так бравировать своим превосходством и выказывать явное неуважение к оппоненту? Йи Лонг больше походит на задиру из ММА, чем на смиренного буддиста.

Как бы то ни было, этот боец показывает чудеса владения своим телом и отменные боевые навыки. Быть может, его дерзкое поведение обусловлено спецификой контактных единоборств, а может, это лишь грамотный маркетинговый ход, чтобы подогреть интерес к своей персоне. Главное - Йи Лонг показал, что ушу действительно является серьёзным боевым искусством, дающим реальные навыки ведения боя.

Шаолиньский монах в боях без правил

Есть мнение, что следующим шагом в карьере ушуиста станет участие Йи Лонга в так называемых боях без правил, или ММА. Однако вероятность этого события стремится к нулю. Причина в том, что важнейшим элементом боя в октагоне является партер. В традиционном и спортивном ушу партера практически нет, что обусловлено его историей. Более того, самые сильные техники традиционных китайских боевых искусств нацелены на поражение жизненно важных точек противника, что недопустимо в Но кто знает, возможно, этот безумный монах снова удивит нас, успешно выступив в клетке. Время покажет.

Наверное, многие видели на Ютубе видео, где обритый налысо монах в оранжевых шаолиньских штанах уделывает восточных бойцов кикбоксёров на ринге. С ловкостью применяя шаолиньское ушу он раз за разом доказывает, что его кунг-фу круче, чем чьё-либо ещё. Кто же он такой и откуда – этим вопросом задаются многие поклонники боевых искусств.
Информации в сети о нём ничтожно мало. Из того, что есть известно, что зовут его Йи Лонг (по некоторым версиям Лю Илун), а настоящее его имя Лю Ксингхун (Liu Xingjun). Родился в китайской провинции Шаньдун в городском округе Дэчжоу 1 апреля 1987 года. Его рост составляет 1,76 м, а вес 72 кг.
Мастер китайского ушу и ушу-саньда, а также кикбоксёр. Самостоятельно проходил обучение в монастыре Шаолинь.
Свои выступления он начал в 2009ом году и на текущий момент провёл целых 73 боя в 61ом из которых он одержал победу, причём 23 раза нокаутом. Поражений у него всего 11.

Кто же Йи Лонг на самом деле? Существуют различные теории.

1. Маркетинговый ход.

Это самая распространённая из версий. Многие считают, что на самом деле Йи Лонг обычный боец тайского бокса, который специально адаптировал свою технику под Шаолинь Цуань. Если раньше в середине 90х грань между стилями начала стираться и появилось ММА, то в данном случае происходит обратный процесс. Людям нужны зрелища и ответы на вопросы из детства: кто сильнее монах Шаолиня или профессиональный боксёр.
Даже если это так и в основе стиля Йи Лонга лежит не шаолиньское кунг-фу, а смешанные единоборства и кикбоксинг, то надо отдать ему должное в таком сложном замесе технических приёмов и красоты движений он умудряется находить баланс и надирает пятую точку своим оппонентам.

2. Это всё постановка.

Бытует и другая версия, что на самом деле всё сделано для изъятия бабла у населения с помощью обычного продуманного шоу, наподобие того, что представляет из себя реслинг в США. Говорят, противники у Йи Лонга подыгрывают ему, потому он так много и одерживает побед, а сам старательно зарабатывает себе на жизнь хорошей физической формой и актёрскими талантами.
Верится, честно говоря, в эту версию с трудом, на постановочные бои это совсем не тянет. По крайне мере рестлинг и рядом не стоял с тем, что творит на ринге этот бешеный монах.

3. Ему подбирают слабых соперников.

Ещё одна теория гласит, что Йи Лонг не зря не выбирается за пределы Азии, что мол выйди он против Конора МакГрегора или Хабиба Нурмагомедова и считай нет монаха. Мокрого места не останется. То, что побед у монаха шесть десятков не в счёт – все его соперники пачками падают в нокаут из-за их в принципе неумения драться. Вот и создан миф о непобедимом монахе Шаолиня ради шоу и денег.

4. Он настоящий монах!

Ну и конечно же версия в которую хочется верить больше всего. В то, что Йи Лонг – монах храма Шаолинь и всё своё свободное время посвящает оттачиванию навыков кунг-фу, постижению дзен буддизма и медитациям. Почему он тогда выступает на ринге? Кто в храме мог ему позволить связаться с мирской жизнью? Ответы на эти вопросы мы никогда не получим, так как они останутся в стенах Шаолиня. Да и пусть так и будет – легенда останется легендой.